БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381 Лысенко, Д. Т. Бондаренко. Среди деятелей театра республики (1974): актёры - нар. артисты СССР Д. Т. Дариенко, Н. Н. Масальская, Е. В. Уреке, К. А. Штирбул, нар. артисты Молд. ССР М. М. Апостолов, П. Н. Баракчи, В. Н. Головченко, Т.И. Грузин, Е. Г. Казимирова, К. Т. Константинов, А. М. Плацында, Ю. А. Соколов, Л. В. Шутова, засл. артисты Молд. ССР В. А. Русу, К. Г. Тырцэу, Г. В. Хасо, режиссёры - засл. артисты Молд. ССР В. П. Купча, И. Г. Шкуря, художники-засл. деятели иск-в Молд. ССР Б. Е. Соколов, А. Е. Шубин.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXIV (стр. 432-433).

Лит.: Кантемир Д., Дескриеря Мол-довей, Кншинэу, 1957; Прилепов Д., Молдавский театр, М., 1967; X е и с т-в е р В., Русский драматический театр имени А. П. Чехова, Киш., 1960; История советского драматического театра, т. 3-6, М., 1967 -1971. Б.П.Заватин.

Цирк. Отд. элементы иск-ва, смежного с цирковым, издавна содержались в выступлениях молд. скоморохов (пехлива-нилор) и кукольников (пэпушарилор). Нек-рыми комедийно-сатирич. гранями, близкими к клоунаде, отличались люби-тельскиепредставления. Самостоят, проф. цирка в М. не было. В 1930-е гг. известность получил цирковой артист В. Г. Херц. В 1961 проведён конкурс художеств, цирковой самодеятельности. При помощи московских Центр, студии циркового иск-ва и Гос. уч-ща циркового и эстрадного иск-ва был создан ряд молд. проф. цирковых номеров: воздушные гимнасты под рук. одного из старейших цирковых артистов А. Бредо, эквилибристы под рук. А. Маковея, акробаты-прыгуны под рук. Г. Боркаря, антиподистка Е. Кайсын. Создан (1974) первый нац. цирковой коллектив Молд. ССР. А. Я. Шнеер.

XIX. Кино

Первые кадры, снятые на терр. М. режиссёром киевской кинофабрики, вошли в документальный фильм "Документы эпохи" (1927), созданный к 10-й годовщине Окт. революции. Зарождение и становление молд. кино происходило в сотрудничестве с кинематографистами братских республик; с 1928 укр. киножурнал "Кшонедшя" помещал сюжеты, поев. М. На материале хроники, снятой операторами Укр. и Центр, студий хроники, осн. фильм "На Дунае" (1940). В 1944 в Кишинёве оператор И. А. Грязное снял первые спец. выпуски киножурнала "Молдова советикэ". В 1952 в Кишинёве образована киностудия хроникально-документальных фильмов. Сняты киноочерки: "Кодры" (1953), "Памятники боевой славы" (1955) и др. В 1955 на студиях др. респ. созд. фильмы о жизни Молдавии-"Ляна" (реж. Б. В. Бар-нет) и "Андриеш" (реж. Я. Л. Базелян и С. И. Параджанов), в к-рых участвовали молд. кинематографисты. В 1955 поставлен первый художеств, фильм М.-"Молдавские напевы" (реж. А. В. Зо-лотницкий). В 1957 Кишинёвская студия хроникально-документальных фильмов реорганизована в киностудию художественных и хроникально-документальных фильмов "Молдова-фильм". Лучшие работы молд. кино отличают активная ком-мунистич. направленность, интерес к ис-торико-революц. тематике и проблемам современности. Фильм "Последний месяц осени" (1965, реж. В.К. Дербенёв) получил "Гран при" на 7-м Междунар. фестивале фильмов для молодёжи в Канне (1967), режиссёр, композитор и исполнитель гл. роли удостоены также премий и дипломов на фестивале Прибалтийских республик, на Всесоюзном фестивале, на кинофестивале в Мар-дель-Плата (Аргентина ).

Историко-революц. и патриотич. тематике посвящены фильмы -"Марианна" (1967), "Риск" (1970), "Красная метель" (1970), "Красно солнышко" (1972), "Мосты" (1973, реж. В. Я. Паскару), "Сергей Лазо" (1967, реж. А. В. Гордон), "Лаутары" (1971, реж. Э. В. Лотяну), "Зарубки на память" (1972, реж. Н.Т. Ги-бу и М. М. Израилев), "Последний гайдук" (1972, реж. В. Г. Гажиу), "Дмитрий Кантемир" (1973, реж. В. И. Иовицэ и В. А. Калашников). Значит, достижением в разработке совр. темы стала картина "Обвиняются в убийстве" (1969, реж. Б. И. Волчек). Людям совр. М. посвящены фильмы -"Десять зим за одно лето" (1969, реж. В. Г. Гажиу), "Дом для Сера-фима"(реж. Я. Бургиу), "Спасённое имя" (реж. В. И. Дёмин и Д. И. Моторный), "Родной дом" (реж. В. И. Дёмин) (все в 1973). Интересный образ современника, первого секретаря райкома партии создал актёр Б. Зайденберг в фильм*"Офицер запаса" (1971, реж. Н. Т. Гибу и Ю. А. Борецкий). Хроникально-документальные картины отображают историюМ., её героич. прошлое и современность. Выпускаются научно-популярные фильмы.

В М. в 1970-72 проводились кинофестивали всех союзных республик, а также фильмов Болгарии, МНР, КНДР и др. социалистич. стран. В 1972 проведён Междунар. кинофестиваль с.-х. фильмов.

Союз кинематографистов М. осн. в 1962. В М. работают (на 1 янв. 1974) 1834 киноустановки.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXIV (стр. 432-433).

Лит.: Грошев А., Советское кино в послевоенные годы (1945-1953 гг.), М., 1960.

И. Е. Иорданов.

МОЛДАВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ им. М. В. Фрунзе (Кишинёвский с.-х. и н - т), основан в 1940. В составе М. с. и. (1974) ф-ты: агрономия., плодоовоще-водства и виноградарства, зоотехнич., механизации с. х-ва, гидромелиорации, экономики с. х-ва, повышения квалификации специалистов; заочное отделение; аспирантура; 46 кадефр, 3 учебно-опытных х-ва (св. 11 тыс. га), 3 экспериментальные станции, 10 н.-и. лабораторий. В 1973/74 уч. г. в М. с. и. обучалось 7 тыс. студентов, работало св. 400 преподавателей, в т. ч. 4 действ, члена и чл.-корр. АН Молд. ССР и ВАСХНИЛ, 23 профессора и доктора наук, 180 доцентов и кандидатов наук. Ин-ту предоставлено право приёма к защите докторских и кандидатских диссертаций. Издаются науч. труды (с 1949). В 1946-1973 ин-т подготовил ок. 14 тыс. специалистов.

МОЛДАВСКИЙ ТЕАТР музыкально-драматический им. А. С. Пушкина, один из ведущих театров Молд. ССР. Создан в 1933 в Тирасполе под назв. Первый молд. драматич. театр. В 1939 стал музыкально-драматическим. В 1940 был переведён в Кишинёв. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 часть труппы ушла на фронт, оставшаяся часть эвакуировалась; актёры вступили в молд. ансамбль песни и танца, в концертные бригады, обслуживавшие воинские части. Восстановленная труппа возвратилась в столицу Молдавии в 1944. При театре были организованы балетная (1945) и оперная (1947) студии. В 1955-57 работал как Молд. театр оперы, балета и драмы. Героико-романтич. спектакль "Гайдуки" Ром-Лебедева (1937), насыщенный музыкой и танцами, ярко театральный по форме, положил начало муз.-драматич. постановкам. Среди лучших спектаклей: "Любовь Яровая" Тренёва (1938), "Кремлёвские куранты" Погодина (1947), "Свет" Лупана (1949), "Ковёр Иляны" Корняну (1953), "Свекровь с тремя невестками" по Крянгэ (1957), "Бурлящий Дунай" Букова (1958), "Каса маре" (1962) и "Птицы нашей молодости" (1973) Друцэ, "Не делайте мне добра!" Маларчука (1963), "Две жизни и третья" Видрашку (1963), "Сынзяна и Пепеля" (1956), "Овидий" (1958, 1969), "Ясский карнавал" (1969) Александри, "Ревизор" Гоголя (1972). Ставится иностр. классич. и современная драматургия, пьесы авторов из братских республик. В 1957 театру присвоено имя А. С. Пушкина, в 1960 после участия в Декаде молд. лит-ры и иск-ва в Москве он награждён орденом Трудового Красного Знамени. Коллектив пополнялся выпускниками Одесского театрального уч-ща (1937-39), Ленинградского театрального ин-та(1952), Ин-та иск-в им. Г. Музическу (1961, 1964), ГИТИСа (1969). В труппе (1974): нар. артисты СССР Д. Т. Дариенко, Е. В. У ре ке, К. А. Штирбул, нар. артисты Молд ССР М. М. Апостолов, П. Н. Барак чи, Т. И. Грузин, Е. Г. Казимирова К. Т. Константинов, А. М. Плацында, художник - засл. деят. иск-в Молд. CCF А. Е. Шубин. Гл. режиссёр - засл. арт, Молд. ССР В. П. Купча (с 1963).

Лит.: Прилепов Д. И., Молдавский театр, М., 1967; Молдавский... театр имени А. С. Пушкина, Киш., 1973.

МОЛДАВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, музыкальный театр Молд. ССР. В 1955 в Кишинёве на основе Молд. муз.-драм, театра был создан Молд. театр оперы, балета и драмы им. А. С. Пушкина. Первый оперный спектакль - "Грозован" Гершфельда состоялся в 1956, первый балет-"Бахчисарайский фонтан" Асафьева - в 1957. В июле 1957 оперная и балетная труппы театра выделились в самостоят, коллектив, к-рый и получил совр. название. Театр широко ставит произв. молд. композиторов: оперы - "Аурелия" Гершфельда (1959), "Сердце Домники" Стыр-чи (1960, в нов. ред. "Героическая баллада", 1970), балеты-"Рассвет" Загорского (1960), "Сломанный меч" (I960), "Антоний и Клеопатра" (1965) и "Арабески" (1970) Лазарева; мировую классику и произв. сов. композиторов др. республик, в т. ч. оперы -"В бурю" Хренникова (1962), "Оптимистическая трагедия" Холминова (1967), "Укрощение строптивой" Шебалина (1972), "Кето и Котэ" Долидзе (1972), "Алеко" Рахманинова (1973), балеты - "Тропою громам Караева (1961), "Барышня и хулиган"-на музыку Шостаковича (1968), "Кар-мен-сюита"Ж. Визе - Р.Щедрина (1971) и др.

В труппе театра (1973): певцы - нар. арт. СССР М. Л. Биешу, нар. арт. Молд. ССР Т. Г. Алёшина, П. А. Ботезат, Л. В. Ерофеева, В. С. Савицкая; солисты балета - нар. арт. Молд. ССР П. Н. Фе-сенко, засл. арт. Молд. ССР М. И. Каф-танат, Р. А. Потехина и др.; гл. дирижёр - А. А. Мочалов, гл. режиссёр -засл. деят. иск-в Молд. ССР Е. Г. Платон, гл. хормейстер - засл. деят. иск-в Молд. ССР Г. Д. Стрезев, гл. художник - засл. деят. иск-в Молд. ССР К. И. Лодзейский. Оперная труппа гастролировала в Румынии (1957), балетная - в Болгарии (1971).

Лит.: К и р т о к а А., Мануйлов М., Молдавский гос. театр оперы и балета, Киш., [1960]. Н.И.Шехтман.

МОЛДАВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, Художественный музей Молдавской ССР, основан в 1940. Первонач. собрание утрачено в период фаш. оккупации Кишинёва (1941-44). Музей вновь открыт в 1944. На основе крупных поступлений из Центр, музейного фонда СССР (2-я пол. 40-х гг.> созданы отделы сов., рус., зап.-европ. иск-ва. В результате планомерного комплектования фондов сформирован отдел молд. иск-ва (от ср.-век. периода до-сов, времени включительно) с работами В. Ф. Окушко, И. Т. Богдеско, М. Г. Греку, Л. П. Григорашенко, Л. И. Дуби-новского, К. С. Кобизевой, С. С. Чоко-лова и др. Всего в М. х. м. более 8000 экспонатов (1973).

Лит.: Тома Л., Художественный музей МССР. Русская живопись 18- начала 20 вв., [Киш., 1971].

МОЛДАВСКИЙ ЯЗЫК, язык молдаван. Распространён в Молд. ССР и нек-рых др. республиках СССР. На М. я. говорит в СССР св. 2,5 млн. чел. (1970, перепись). Относится к северодунайской группе вост.-романских яз. Распадается на 4 группы говоров: сев.-зап., сев.-вост., центральную, юго-зап. Для М. я. характерно наличие слав, элементов, в отличие от большинства др. романских яз. Фоне-тич. особенности М. я.: наличие гласных Э и Ы с особым произношением; восходящие и нисходящие дифтонги; разно-местное фонологич. ударение. Морфология - флективная с элементами аналитизма. В М. я. 4 типа артиклей: определённый, неопределённый, адъективный и прономинативный. Первые тексты (кон. 15 - нач. 16 вв.)- переводы религиозных слав. книг. В основе письменности -кириллица (до 19 в.), затем - рус. гражд. графика. Лит. яз. начал оформляться в 16-17 вв., но окончат, формируется ко 2-й пол. 19 в. В советское время обогатились выразительные возможности М. я., оформилась научно-техническая терминология, стабилизировались грамматические и орфографические нормы.

Лит.: Вопросы молдавского языкознания, М., 1953; К о р л э т я н у Н. Г., Молдавский язык, в сб.: Языки народов СССР, т. 1, М., 1966', его же, Лимба молдовеняска литерарэ контемпоранэ, в. 1-2, Кишинэу, 1969-1970; Очерк современного молдавского литературного языка, Кишинёв, 1967; Молдавский язык, в сб.: Закономерности развития литературных языков народов СССР в советскую эпоху, т. 3, М., 1973.

Н. Г. Корлэтяну.

МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО, Молдавия, феодальное гос-во, существовавшее в 14-19 вв. Возникло в 1-й пол. 14 в. в долине р. Молдова как вассальное княжество Венгрии. В результате освободительной войны против венгерских феодалов в 1359 стало независимым (столица - г. Байя, затем - Сучава, со 2-й пол. 16 в.- Яссы). Во 2-й половине 14 в. в состав М. к. вошли Молдова, Буковина и Бессарабия. Верховная власть в М. к. принадлежала господарю (князю), к-рый управлял страной при помощи боярской думы (диван). В 14-16 вв. офиц. языком М. к. был славянский, с 17 в.- молдавский. В 16 в. растёт удельный вес централизованной ренты, взимаемой в виде дани с населения. Феодальные войны в 30-50-х гг. 15 в. привели к ослаблению страны, к-рым воспользовались турки. С 1456 М. к. было вынуждено платить дань Турции. Стефан Великий III вёл успешную борьбу с турками, однако в нач. 16 в. М. к. окончательно лишилось самостоятельности и попало под турецкое иго, к-рое продолжалось более 300 лет. В 1711-1821 М. к. управлялось назначаемыми султаном господарями из греков-фана-риотов. Молд. народ неоднократно поднимался на борьбу за свою независимость, получая в этой борьбе поддержку России и Украины (напр., восстание 1490-1492 под предводительством Мухи, восстания горожан, движение гайдуков и др.). В результате рус.-тур. войн 18 в. тур. господство в М. к. было ослаблено. В 1774 Австрия захватила Буковину, в 1812 - Бессарабия вошла в состав России. Терр. М. к. между Карпатами и р. Прут оставалась под властью Турции; в 1859 объединилась с Валахией в единое гос-во.

Подробнее см. в статьях Молдавская ССР, раздел Исторический очерк; Румыния, раздел Исторический очерк.

МОЛДОВА (Moldova), река в Румынии, правый приток р. Сирет (басе. Дуная). Дл. 205 км, пл. басе. ок. 4,3 тыс. км2. Берёт начало в Вост. Карпатах, в верх, течении имеет узкую и глубокую долину, затем долина расширяется до 3-5 км. Весеннее половодье, летняя межень. Зимой на 2-3 месяца замерзает. Несудоходна. Сплав леса. Вблизи устья -г. Роман.

МОЛДОВА (Moldova), историческая область на В. Румынии. Расположена между Вост. Карпатами на 3. и р. Прут на В. По совр. адм. делению включает уезды Бакэу, Васлуй, Вранча, Галац, Нямц, Яссы, часть уездов Ботошани и Сучава.

Первые поселения человека на терр. М. относятся к эпохе палеолита. С 6 в. до н. э. её населяли фракийские племена гето-даков, а также скифы, бастарны и др. В сер. 1 в. до н. э. на терр. М. распространялась власть Беребисты (главы гето-дакийского воен.-плем. союза с центром в Трансильвании). В 4-5 вв. н. э. терр. М. подверглась нашествию гуннов. К 6-7 вв. относится её заселение славянами, оказавшими значит, влияние на местное население и сыгравшими большую роль в зарождении и развитии феод, отношений в М. В 10-12 вв. она подвергалась опустошит, набегам печенегов и половцев, а в 13 - 1-й пол._14 вв. находилась под властью Золотой Орды. В 14 в. попала в вассальную зависимость от Венг. королевства. С 1359 М. являлась (наряду с Бессарабией и Буковиной) частью Молдавского княжества. Образование Молд. княжества способствовало дальнейшему развитию в М. феодальных отношений. С 1456, со времени правления господаря Петра Арона (1454-1457), Молд. княжество вынуждено было признать сюзеренитет тур. султана и выплачивать ему дань.

В 16 в. Молд. кн-во было включено в состав Османской империи. Гнёт местных и тур. феодалов вызывал антифеод, крест, восстания. В своей освободит, борьбе Молд. княжество находило поддержку др. гос-в, особенно России. Господари Молд. княжества неоднократно заключали военно-политич. союзы с Рус. гос-вом [Стефан Великий III (правил в 1457-1504) с Иваном III; Пётр Рареш (1527-38, 1541-46) с Иваном IV; Дмитрий Кантемир (1710-11) с Петром I]. В правление валашского господаря Михая Храброго (1593-1601) кн-ва М., Валахия и Трансильвания короткое время составляли единое гос-во. В рус.-тур. войне 1710-13 население М. сражалось вместе с рус. войсками. После 1711 тур. султан стал назначать в М. господарей из числа трепов-фанариотов. Усилившийся тур.-фанариотский гнёт приводил к возрастанию феод, эксплуатации крестьянства. Рост нац. и социального угнетения вызывал широкое освободит, движение нар. масс.

Поражения Турции в русско-турецких войнах 18-19 вв. способствовали ослаблению зависимости М. (а также Валахии) от Турции. Кючук-Кайнарджий-ский мир 1774 зафиксировал право России на покровительство Дунайским княжествам (М. и Валахии). Однако после рус.-тур. войны 1806-12 и отхода рус. войск с терр. М., на к-рой они находились с начала войны, там была восстановлена власть тур. султана. По Бухарестскому мирному договору 1812 терр. между Днестром и Прутом (Бессарабия) и часть Сев. Буковины отошли к России
(остальная часть Буковины ещё с 1774 была под властью Габсбургов). Развернувшееся в Валахии в 1821 восстание против гнёта тур. феодалов, местных бояр и греков-фанариотов охватило и многие р-ны М. (см. Валашское восстание 1821). Несмотря на его поражение, власть фанариотов была ликвидирована и господари стали назначаться из местных бояр. Русско-турецкий Адрианопольский мирный договор 1829 расширил автономию М. и Валахии. В соответствии с условиями договора на территории М. и Валахии оставались рус. войска. В 1832 в М. был введён т. н. Органический регламент, предусматривавший ряд преобразований социально-экономич., политич. и адм. порядка, в значит, степени способствовавших сближению М. и Валахии. Дальнейшим шагом к объединению М. и Валахии явилась ликвидация в 1847 тамож. границы между ними. В марте 1848 в М. началось движение за проведение бурж. реформ. Движение было подавлено, однако оно нанесло серьезный удар по феод, порядкам. В период Крымской войны 1853-56 терр. М. была занята сначала русскими, а затем австр. и тур. войсками. Парижский мирный договор 1856 заменил рус. покровительство над Дунайскими княжествами "ручательством" держав, подписавших этот договор; к М. была присоединена Юж. Бессарабия. В соответствии с Парижской конвенцией 7 авг. 1858, подписанной Великобританией, Австрией, Францией, Россией, Пруссией, Турцией и Пьемонтом, М. и Валахии было дано название Соединённые княжества Молдавии и Валахии, предусмотрено создание нек-рых общих органов управления, однако власть фактически оставалась в руках отд. пр-в М. и Валахии (под сюзеренитетом тур. султана). Объединение было достигнуто путём избрания полк. А. Кузы 5 янв. 1859 господарем М., а затем (24 янв. 1859) и Валахии. В янв. 1862 было создано единое княжество Румыния (см. Румыния, раздел Исторический очерк).

Лит. см. при статье Румыния.

"МОЛДОВА СОЧИАЛИСТЭ" (чСоциа-листическая Молдавия"), республиканская газета Молд. ССР на молд. языке. Выходит в Кишинёве 6 раз в неделю. Издаётся с 1 мая 1924; до 9 сент. 1930 выходила под назв. "Плугарю рош" ("Красный пахарь"). Тираж (1973) 80 тыс. экз.

"МОЛДОВА-ФИЛЬМ", киностудия художественных и хроникально-документальных фильмов в Молд. ССР. Находится в Кишинёве. Первоначально, с 1944, здесь работал корреспондентский пункт Центральной студии документальных фильмов, в 1947 он был передан в ведение Киевской студии кинохроники. В 1952 образована Кишинёвская киностудия хроникально-документальных фильмов, с 1957 киностудия художественных и хроникально-документальных фильмов; с этого же года наз. "М.-ф>. См. Молдавская ССР, раздел Киио.

МОЛДОВЕНЯСКА (букв.- молдавская), молдавский нар. танец. Муз. размер 2/4 со счётом на 2. Темп быстрый. В композиц. структуре преобладает форма рондо (запев - припев). Круг, к рым обычно начинают М., образуется каждый раз с новой фигуры. М. распространена не только в художеств, самодеятельности, но и на проф. балетной сцене. В Болгарии бытует вариант танца под назв. "мулдуванска".

Лит.: Ткаченко Т., Народный танец, М., 1954.

МОЛДОВСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ (Podi$ul Moldovei), возвышенность на В. Румынии, между pp. Прут и Сирет. Дл. с С.-З. на Ю.-В. ок. 300 км, вые. до 564 м (в пределах плато Бырлад). Сложена известняками, песчаниками и глинами неогена. Состоит из изолированных гряд холмов с плоскими междуречьями и крутыми склонами, глубоко расчленёнными оврагами и притоками pp. Прут, Сирет и Бырлад. Климат умеренно континентальный, осадков 600-700 мм в год на С. и 400-500 мм на Ю. Растительность преим. лесостепная. На междуречьях сохранились леса - буковые на С., дубовые с примесью граба на Ю. Значит, часть М. в. возделана (поля пшеницы и кукурузы, сады, виноградники).

МОЛДОВЯНУ (Moldoveanu), горная вершина в Юж. Карпатах, в массиве Фэгэраш, наиболее высокая точка Румынии (2543 м). Сложена кристаллич. породами. На склонах - хвойные леса и высокогорные луга.

МОЛДОТАУ, горный хребет во Внутр. Тянь-Шане, в Киргизской ССР, к Ю. от оз. Сонкёль. Протягивается в целом с 3. на В., между долинами pp. Кёкёме-рен, Сонкёль и Нарын. Дл. ок. 150 км. Вые. до 4100 м. Сложен гл. обр. известняками. На нижних участках склонов -горные степи и луга, выше - участки еловых лесов, арчевники.
1635.htm
МОЛЕКУЛЯРНЫЙ ВЕС, то же, что молекулярная масса.

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ ГЕНЕРАТОР, устройство, в котором когерентные электромагнитные колебания генерируются за счёт вынужденных квантовых переходов молекул из исходного энергетич. состояния в состояние с меньшей внутр. энергией (см. Когерентность, Квантовая электроника). М. г.- первый квантовый генератор, созданный в 1954 Н. Г. Басовым и А. М. Прохоровым (СССР) и независимо от них Ч. Таунсом, Дж. Гордоном и X. Цейгером (США). Оба варианта этого М. г. работали на молекулах аммиака NH3 и генерировали электромагнитные колебания с частотой 24840 Мгц (длина волны X = 1,24 см).

Для возбуждения генерации когерентных колебаний необходимо выполнение двух осн. условий: в рабочем объёме прибора количество частиц в исходном состоянии должно быть больше, чем в состоянии с меньшей внутр. энергией (инверсия населённостей); должна быть обеспечена связь между частицами, излучающими в различные моменты времени (положительная обратная связь). В М. г. первое условие осуществляется электростатической сортировкой пучка молекул, а обратная связь при помощи объёмного резонатора, настроенного на частоту, равную частоте излучения, сопровождающего переход молекулы из исходного энергетич. состояния в конечное. Пучок молекул формируется при вылете молекул из источника в вакуум через узкие отверстия или капилляры (см. Молекулярные и атомные пучки).

Электростатич. сортировка молекул по энергетич. состояниям в М. г. основана на том, что молекулы, обладающие электрич. дипольным моментом (напр., молекулы NH3), пролетая через неоднородное электрич. поле, отклоняются этим полем от прямолинейного пути по-разному в зависимости от энергии (см. Штар-ка эффект). В первом М. г. сортирующая система представляла собой к в а д-рупольный конденсатор, состоящий из 4 параллельных стержней спец. формы, соединённых попарно с высоковольтным выпрямителем (рис.). Электрич. поле такого конденсатора весьма неоднородно, что вызывает искривление траекторий молекул NH3, летящих вдоль его оси. Свойства молекул NH3 таковы, что те из них, к-рые находятся в верхнем из используемой пары энергетич. состояний, отклоняются к оси конденсатора и попадают внутрь объёмного резонатора. Молекулы, находящиеся в нижнем состоянии, отбрасываются в стороны и не попадают в резонатор. Отсортированный т. о. пучок содержит молекулы, находящиеся в верхнем энергетич. состоянии. Попадая внутрь резонатора, такие молекулы излучают под воздействием электромагнитного поля резонатора (вынужденное излучение). Излучённые фотоны остаются внутри резонатора, усиливая его поле и увеличивая вероятность вынужденного излучения для молекул, пролетающих позже. Если интенсивность пучка активных молекул такова, что вероятность вынужденного излучения фотона больше, чем вероятности поглощения фотона в стенках резонатора, то возникает процесс самовозбуждения - быстро возрастает интенсивность электромагнитного поля резонатора на частоте перехода за счёт внутр. энергии молекул пучка. Это возрастание прекращается, когда поле в резонаторе достигает величины, при к-рой вероятность вынужденного испускания становится столь большой, что за время пролёта резонатора успевает испустить фотон как раз половина молекул пучка. При этом для пучка в целом вероятность поглощения становится равной вероятности вынужденного испускания (см. Насыщения эффект). Мощность, генерируемая М. г. на пучке молекул NH3, составляет 10-8 era, стабильность частоты генерации в пределах 10-7 -10-11.

Сортировка молекул по энергетическим состояниям с помощью квадрупольного конденсатора.

В дальнейшем были созданы М. г. на ряде др. дипольных молекул, работающие в диапазоне сантиметровых и миллиметровых волн, и квантовые генераторы на пучке атомов водорода, работающие на длине волны 21 см. Эти приборы, как и квантовые усилители радиодиапазона, иногда наз. мазерами. Существует неск. конструктивных вариантов М. г., отличающихся устройством сортирующих систем, количеством резонаторов и т. п. К М. г. относят также квантовые генераторы, в к-рых инверсия населённости уровней молекул достигается не сортировкой, а др. способами, напр. воздействием вспомогательного электромагнитного поля (накачки), электрич. разрядом и др. В этом смысле к М. г. можно отнести и квантовые генераторы оптич. диапазона (лазеры), рабочим веществом к-рых служат молекулярные газы (см. Газовый лазер).

Лит.: Ораевский А. Н., Молекулярные генераторы, М., 1964; Г р и г о р ь-я н ц В. В., Жаботинский М. Е., 3 о л и н В. CD., Квантовые стандарты частоты, М., 1968; Зингер Дж., Мазеры, М., 1961; С и г м е н А., Мазеры, пер. с англ., М., 1966.

М. Е. Жаботинский.

МОЛЕКУЛЯРНЫХ ОРБИТАЛЕЙ МЕТОД, важнейший метод квантовой химии. В основе метода лежит представление о том, что каждый электрон молекулы описывается своей волновой фун