БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381.

МОЛЬЕР (Moliere) (псевд.; наст, имя и фам. Жан Батист П о к л е н, Poque-lin) (15.1.1622, Париж,-17.2.1673, там же), французский драматург, актёр, театральный деятель. Создатель жанра "высокой комедии", открывшей пути для последующего развития реалистич. драматургии. Сочетая лучшие традиции франц. народного театра с передовыми гуманистич. идеями, унаследованными от эпохи Возрождения, используя опыт классицизма, М. создал новый тип комедии, обращённой к современности, разоблачающей социальные уродства дворян-ско-бурж. общества. В пьесах, отражающих "как в зеркале, всё общество", М. выдвигал новые художеств, принципы: жизненная правда, индивидуализация персонажей при яркой типизации характеров и сохранении сценич. формы, передающей жизнерадостную стихию площадного театра.

М. родился в семье королевского обойщика и мебельщика Ж. Поклена. После окончания Клермонского коллежа (1639) решил посвятить себя театру. В 1643, приняв псевдоним, организовал вместе с неск. актёрами и любителями "Блистательный театр". Но слабый в драматургич. отношении устарелый репертуар привёл к краху нового начинания, и М. с товарищами был вынужден покинуть Париж. Актёры стали выступать в провинции перед демократич. аудиторией, для к-рой М. начал сочинять небольшие весёлые комедии в духе нар. фарса и традиций комедии дель арте. Сюжеты первых больших комедий М.- "Шалый" (пост. 1655, изд. 1663), "Любовная досада" (пост. 1656, изд. 1663) - основаны на итал. пьесах, существенно переработанных драматургом. В "Шалом" создан образ слуги Маскариля, олицетворяющего нар. ум, энергию и жизнерадостность. Маскариль во многом определил общую тональность драматургии М. и открыл в ней галерею образов слуг. Успех М. и его труппы в провинции (1645-58) сделал возможным возвращение театра в Париж. Первый спектакль, данный в королевском дворце, вызвал благосклонность Людовика XIV, и это определило судьбу театра. Комедии М., начиная с пьесы "Смешные жеманницы" (пост. 1659, изд. 1660), наносили удары салонно-аристократич. прециозному иск-ву, утверждая жанр комедии, постепенно обогащающейся правдой психологич. переживаний, социальной сатирой и гуманистич. моралью. Эти черты жанра нашли выражение уже в первой "высокой комедии" М.-"Школе жён" (пост. 1662, изд. 1663), в центре к-рой - образ деспотии, буржуа, сторонника собственнич. патриархальной морали Арнольфа. "Школа жён", имевшая огромный успех у демократич. зрителя, вызвала резкие нападки со стороны аристократов и консервативных литераторов и актёров. В ответ М. поставил на сцене две короткие пьесы - "Критика „Школы жён" (пост, и изд. 1663) и "Версальский экспромт" (пост. 1663, изд. 1682); в них он выразил свои эсте-тич. взгляды.

Дом Мольера в Отёп. Гравюра 18 в.

П. С. Молчанов.

Мольер.

Дарование М. достигло расцвета в комедиях "Тартюф" (пост. 1664 и немедленное её запрещение; пост, и изд. 1669),

М о л ь е р. "Мизантроп". 1734. Резцовая гравюра Л. Кара по рисунку Ф. Буше.

"Дон Жуан" (пост. 1665, изд. 1683), "Мизантроп" (пост. 1666, изд. 1667), направленных против лицемерия, прикрывающегося набожностью и показной добродетелью, против духовной опустошённости и наглого цинизма аристократии. Герои этих комедий приобрели огромную силу социальной типизации. В. Г. Белинский писал, что М. в "Тартюфе" смог "...страшно поразить, перед лицом лицемерного общества, ядовитую гидру ханжества..." (Поли. собр. соч., т. 6, 1955, с. 370). Ожесточённая борьба за "Тартюфа" длилась пять лет. Враги М. добились снятия со сцены комедии "Дон Жуан", с её резкой критикой дворянской распущенности и чертами свободомыслия. Обличение общественного зла содержит комедия "Мизантроп", герой к-рой Альцест гневно осуждает пороки господствующих сословий. Решительность, -бескомпромиссность М. особенно ярко проявлялись в характерах людей из народа-деятельных, умных, жизнерадостных слуг и служанок, исполненных презрения к праздным аристократам и самодовольным буржуа.

Мольер. Сцена из спектакля "Тартюф". Театр "Комеди Франсез". 1954.

Дорина, Николь, Туанетта остроумно высмеивают ханжество Тартюфа и легковерие Оргона, комич. страсть господина Журдена стать дворянином или нелепое самовозвеличение Аргана ("Мещанин во дворянстве", пост. 1670, изд. 1671; "Мнимый больной", пост. 1673, изд. 1674).

При всей живости, эмоциональности творчества М. важнейшей чертой его была интеллектуальность. Рациона листич. метод способствовал глубокому анализу характеров и жизненных конфликтов, композиц. чёткости построения комедий. Исследуя широкие пласты жизни, М. отбирал черты, необходимые для изображения определённых типов и данной все-покоряющей страсти. Особенно показателен в этом отношении "Скупой" (пост. 1668, изд. 1669). Подняв франц. комедию до уровня большого иск-ва, М. сохранил её органич. связь с нар. фарсом (напр., "Проделки Скапена", пост, и изд. 1671).

В России первые переводы комедий М. появились в нач. 18 в. В мольеровских спектаклях выступали виднейшие рус. и сов. актёры (И. А. Дмитревский, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, К. С. Станиславский, Ю. М. Юрьев, В. О. Топорков и др.). После Окт. социалистич. революции комедии М. получили особую популярность и прочно вошли в репертуар сов. театров. Острая сатирич. направленность и яркий оптимизм театра М. вызывают живой отклик у многонац. зрителя Сов. Союза.

Соч. в рус. пер.: Поли. собр. соч.. т. 1-4, М., 1965 - 67.

Лит.: Мокульский С., Мольер. Проблемы творчества, Л., 1935; Булгаков М., Жизнь господина де Мольера, М., 1962; Бояджиев Г., Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии, [М., 1967]; его же, Мольер на советской сцене, М., 1971; Brisson P., Moliere, sa vie dans ses^ oeuvres, P., 1942; Audiberti J., Moliere dramaturge, P., 1954; Romano D., Essai sur le comique de Moliere, Berne, 1960; "Europe", 1966, № 441 -442 (№ посвящён Мольеру); J u r g e n s M., Maxfield-Miller E., Cent ans de recherches sur Moliere, [P.], 1963; В r e t t V.. Moliere, Praha, 1967; Le petit Moliere (1673 -1973), P., 1973.

Г. Н. Бояджиев.

МОЛЬК, мель к, мульк, вид частной земельной собственности в странах Бл. и Ср. Востока; см. Мульк.

МОЛЬКОВ Альфред Владиславович [28.10(9.11).1870, Иркутск,- май 1947, Москва], советский гигиенист, основоположник гигиены детей и подростков в СССР, засл. деят. науки РСФСР (1934), проф. (1935). Чл. КПСС с 1919. В 1895 окончил мед. ф-т Моск. ун-та, работал земским и сан. врачом. Чл. правления Общества русских врачей в память Н. И. Пирогова, пред, комиссии по распространению гигиенич. знаний этого об-ва (1901-19). Директор Музея социальной гигиены (1919-23), Ин-та социальной гигиены (1923-31). Организатор и зав. первыми кафедрами школьной гигиены на мед. ф-тах 2-го МГУ (1924; с 1930-2-й Моск. мед. ин-т), 1-го МГУ (1926; с 1930-1-й Моск. мед. ин-т) и в Центр, ин-те усовершенствования врачей (1934). Автор первого сов. учебника по школьной гигиене (1934), выдержавшего 5 изданий.

М. руководил первым социально-ги-гиенич. исследованием физич. развития и состояния здоровья детского населения СССР, разработал гигиенич. требования к планировке и стр-ву школ, детских садов и пионерских лагерей, режиму труда и отдыха детей, а также мн. вопросы мед. обслуживания и сан. просвещения. Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Лит.: Кардашенко В. Н., Деятельность А. В. Молькова в развитии гигиены детей и подростков в СССР, "Гигиена и санитария", 1967, № 11. В. Н. Кардашенко.

МОЛЬНАР (Molnar) Ференц (12.1.1878, Будапешт,-2.4.1952, Нью-Йорк), венгерский писатель. Род. в бурж. семье. Учился в Женевском ун-те. Лит. деятельность начал в 1896. В годы фаш. режима уехал в США. Его сб-ки рассказов "Голодный город" (1901), "Воруют уголь" (1918), романы "Тайна Арувимского леса" (1917), "Андор" (1918) проникнуты сочувствием к обездоленным. Повесть М. "Мальчишки с улицы Пала" (1907, рус. пер. 1958) - лирич. воспоминание о детстве. Популярностью пользовались пьесы М., критиковавшие аристократич. и бурж. нравы ("Чёрт", 1907; "Волк", 1912; "Игра в замке", 1926; "Олимпия", 1928), а также в гротескно-сентиментальных красках изображавшие быт гор. "дна" и бедняков ("Лилиом", 1910, рус. пер. 1960; "Любовь небесная и земная", 1922; "Стеклянные туфли", 1924).

Соч.: Osszes munkai, t-20 kot., Bdpst, 1928.

Лит.: Lukacs Gy., Uj magyar kulturaert, Bdpst, 1948; Molnar E., Testverek vol-tunk, Bdpst, 1958; Karpati A., Tegnap-tol maig, Bdpst, 1961; Vecsei I., Molnar Ferenc, Bdpst, 1966.

Л. А. Липпаи.

МОЛЬНАР, М о л н а р (Molnar) Эрик (лит. псевд. - Эрик Есенски, Иштван Палфаи, Лайош Сентмиклоши) (16.12.1894, Но-ви-Сад,-8.8.1966, Будапешт), венгерский гос. деятель, историк, философ, экономист, акад. Венг. АН (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1928. Окончил юридич. ф-т Будапештского ун-та. В 1944-47 мин. социального обеспечения, в 1947-48, 1952-53 мин. иностр. дел; в 1948-49 посол в Сов. Союзе, в 1950-52 и 1954-56 мин. юстиции, в 1953-54 пред. Верховного суда. В 1944-45 деп. Врем. нац. собрания, с 1945 деп. парламента. С 1948 чл. ЦК Венг. партии трудящихся (с 1956 - Венг. социалистич. рабочая партия). С 1949 директор Ин-та истории Венг. АН, с 1958 пред. Венг. историч. об-ва. Науч. работы М. посвящены гл. обр. истории Венгрии в древности и в ср. века, проблемам историч. материализма и экономики совр. капитализма. Пр. им. Кошута (1948, 1963).

Лит.: Р a m 1 ё п у i E., Molnar Erik tortt netirasarol, "Szazadok", 1964, M° 5 -6; R a n ki G., Molnar Erik, Bdpst, 1971. Библ. тру дов М. см.: "Tortenelmi szemle". 1964 № 2.

МОЛЬТКЕ (Moltke) Адам Вильгелы. (25.8.1785, Эйнзидельсборг, - 15.2.1864 Копенгаген), граф, датский гос. деятель С 1831 занимал различные министерские посты, гл. обр. министра финансов. В об становке революц. подъёма 1848 возгла вил пр-во (1848- янв. 1852), куда ВОШЛР национал-либералы. Пр-во М. провелс ряд важных бурж. реформ, покончивших с дат. абсолютизмом. Принятая Учредит, собранием в июне 1849 первая в истории Дании конституция вводила двухпалатный парламент (ригсдаг) со всеобщим из-бират. правом для мужчин.

МОЛЬТКЕ Младший (Moltke] Хельмут Иоганн Людвиг (25.5.1848, Герс-дорф, Мекленбург,-18.6.1916, Берлин), граф, германский воен. деятель, генерал. Племянник X. Молътке Старшего. С 1903 ген.-квартирмейстер, с 1906 нач. Генштаба. При подготовке 1-й мировой войны 1914-18 положил в основу плана войны план ген. А. Шлифена (разгром гл. силами франц. армии и оборона в Вост. Пруссии, а затем удар по России), но при развёртывании герм, армии в 1914 М. ослабил правое крыло Зап. фронта и увеличил силы на лев. крыле и в Вост. Пруссии. В Марнском сражении 1914, будучи нач. штаба Ставки (фактически главнокомандующим), М. потерял управление войсками, что явилось одной из причин поражения герм, армий. 14 сент. отстранён от должности.

МОЛЬТКЕ Старший (Moltke) Хельмут Карл Бернхард (26.10.1800, Пархим, Мекленбург,- 24.4. 1891, Берлин), прусский и германский воен. деятель, граф (1870), ген.-фельдмаршал (1871), воен. теоретик. Был офицером дат. армии, в 1822 перешёл на прус, службу и окончил Берлинскую воен. академию (1826). В 1836-39 воен. советник в тур. армии, затем на штабных должностях в прус, армии, а в 1858-88 нач. прусского (с 1871-имперского) Генштаба, к-рый под руководством М. превратился в главный орган подготовки страны и вооруж. сил к войне. При поддержке О. Бисмарка провёл ряд мер по усилению армии. Во время победоносных войн Пруссии с Данией (1864), Австрией (1866) и Францией (1870-71) был нач. полевого штаба (фактически главнокомандующим) при прус, короле Вильгельме I (с 1871 -герм, императоре). В 1867-91 чл. рейхстага от консерваторов, с 1872 наследств, член. прус, палаты господ. В своих трудах М. проводил идеи о неизбежности войн и их "цивилизующей" роли. Теоре-тич. обобщения М. сводятся к необходимости упредить противника в мобилизации армии и развёртывании её на границе, внезапному началу воен. действий с тем, чтобы двигаться к одному пункту с разных направлений ("врозь итти, вместе драться"), охватить противника с флангов, разгромить его в одном ген. сражении, атаковав с фронта и флангов, и тем самым добиться победы в быстротечной войне. В воен.-историч. работах М. отсутствует анализ причин войн и их ведения. Лит. наследие М. оказало значит, влияние на последующие поколения воен. деятелей Германии. Его "поучения", основанные на опыте войн с более слабым противником, способствовали переоценке герм, командованием воен. и экономия, возможностей Германии, вели к авантюризму в политике и стратегии. Соч.: Militarische Werke, Bd 1 - 4, В., 1892-1911; Военные поучения. Оперативная подготовка к сражению, пер. с нем., М., 1938; История германо-французской войны 1870-1871, пер. с нем., М., 1937.

МОЛЬФЕТТА (Molfetta), город и порт в Юж. Италии, в пров. Бари, в обл. Апулия, на берегу Адриатического м. 65,2 тыс. жит. (1968). Судостроение, электротехнич., пищ. пром-сть. Рыболовецкий центр.

МОЛЯЛЬНОСТЬ раствора, концентрация раствора, выраженная числом молей (грамм-молекул) растворённого вещества, содержащегося в 1000 г растворителя; см. также Концентрация (в химии).

МОЛЯРНОСТЬ раствора, концентрация раствора, выраженная числом молей (грамм-молекул) растворённого вещества, содержащегося в 1 л раствора; см. также Концентрация (в химии).

МОМА, река в Якутской АССР, прав, приток р. Индигирка. Дл. 406 км, пл. басе. 30 200 км2. Берёт начало двумя истоками: Илин-Юрях и Киенг в хр. Ула-хан-Чистай (система хр. Черского), течёт в широкой межгорной долине. Русло в ср. и ниж. течении изобилует каменистыми порогами (шиверами). Питание преим. дождевое. Зимой в долине М. образуются гигантские наледи (напр., Улахан-Тарын, 160-180 км2). В басе. М.- месторождение кам. угля.

МОМАНДЫ, группа афганских и пуш-тунских племён (см. Афганцы, Пушту-ны), живущих в р-не Хайберского прохода, в пределах Афганистана и Пакистана. Числ. ок. 300 тыс. чел. (1970, оценка). Говорят на диалекте восточного пушту. По религии - мусульмане-сунниты. Делятся на 2 группы: бар моманд (верхние, или горные, М.) и куз моманд (низинные, или равнинные, М.). Верхние М. занимаются земледелием и скотоводством (часть - кочевники), низинные -земледелием.

МОМБАСА (Mombasa), город в Кении. Расположен на коралловом о-ве в Индийском ок., соединён с материком 2 дамбами и мостом. 255,4 тыс. жит. (1970, с пригородами). Главный порт (90% грузооборота) страны. Узел шосс. дорог, ж.-д. станция. Предприятия пищ., текст., металлообр., цем., нефтепере-раб., металлургич. промышленности. Вывоз кофе, чая, нефтепродуктов, пиретрума, сизаля, цемента и др. Близ М.- аэропорт Порт-Рейте (на материке). Морской курорт.

МОМБЕЛЛИ Николай Александрович [12(24).2.1823, Новозыбков, - 14(27).12. 1902, Владикавказ, ныне Орджоникидзе], деятель русского освободит, движения, петрашевец, поручик лейб-гвардии Моск. полка. В 1846 организовал лите-ратурно-политич. кружок офицеров, члены к-poro интересовались социалистич. учениями. С осени 1848 участник "пятниц" в кружке М. В. Петрашевского. М. разрабатывал план тайного "братства взаимной помощи", предлагал создать домашнюю литографию для издания статей против правительства. По делу петрашевцев приговорён к расстрелу, заменённому 15 годами каторги в Сибири -в Александровском сереброплавильном з-де. По амнистии 1856 был отправлен рядовым на Кавказ. В 1859 произведён в офицеры. В 1865 майор Ширванского полка. Умер в отставке.

Соч. в кн.: Философские и общественно-политические произведения петрашевцев, [М.], 1953, с. 607 - 28.

Лит.: Дело петрашевцев, т. 1, М.- Л., 1937.


1637.htm
МОМЕНТЫ АТОМНЫХ ЯДЕР, мо мент количества движения или спин, электрический и магнитный моменты ядер. Наряду с массой ядра и его зарядом являются важными характеристиками строения ядер и их взаимодействия с внеш. полями. Подробнее см. Ядро атомное, Квадруполъный момент ядра.

МОМИНЕ-XATУH мавзолей, мавзолей Атабека, в Нахичевани, памятник азербайджанской ср.-век. архитектуры. Возведён в 1186 зодчим Ад-жеми. 10-гранная башенная (вые. 25 м) кирпичная постройка; грани украшены куфическими надписями, геом. и растительными узорами из неполивных и поливных (бирюзовых) кирпичиков. Илл. см. т. 1, вклейка к стр. 273.

Лит.: Бретаницкий Л. С., Зодчество Азербайджана 12 -15 вв. и его место в архитектуре Переднего Востока, М., 1966, с. 105-110.

МОММЗЕН (Mommsen) Теодор (30.11. 1817, Гардинг,-1.11.1903, Шарлоттен-бург), немецкий историк, специалист по истории Др. Рима и римского права. Сын священника. Проф. в ун-тах Лейпцига (с 1848), Цюриха (с 1852), Бреслау (Вроцлав) (с 1854), Берлина (в 1858-1903). Во время Революции 1848-49, примкнув к левому флангу нем. буржуазии, выступал за присоединение Шлез-вига к Пруссии, редактировал печатный орган врем, пр-ва Шлезвиг-Гольштейна. Выдвигался от партии прогрессистов в прусский ландтаг и герм, рейхстаг (в 1863-66 и 1873-79 деп. ландтага, в 1881-84 деп. рейхстага).

Известность принесла М. "Римская история" (рус. пер., ч. 1-2, 1858-61; т. 1-3, 5, 1936-49). Написанная под впечатлением Революции 1848-49, она отразила чаяния нем. буржуазии 50-х гг. 19 в., заинтересованной в уничтожении пережитков феодализма и в объединении Германии. В "Римской истории" М. обосновал и развил идею "демократич. монархии", видя её воплощение в диктатуре Юлия Цезаря. Изложение событий доведено М. до 46 до н. э. (до битвы при Тапсе). В 5-м томе (4-й том в свет не вышел) М. дал обзор истории рим. провинций в имп. эпоху. "Римская история" написана популярно, ярко и занимательно и содержит огромный фактич. материал. В основном М. излагал воен.-политическую историю с элементами социальной истории. Исключит, роль М. отводил великим людям (Александру Македонскому, Ганнибалу, Гаю Гракху, Цезарю и др.).

Перу М. принадлежит более 1500 работ почти по всем вопросам рим. истории: гос. праву, нумизматике, эпиграфике, хронологии, метрологии, литературе, лингвистике. В работах "Римское государственное право" (т. 1-3, 1871-87) и "Римское уголовное право" (1899) М. дал детальнейший обзор учреждений Рима и подвластных ему территорий, разных категорий гражданства и юрид. основ имп. власти. Ему принадлежат образцовые издания источников (с комментариями): "Деяния божественного Августа", хроника Кассиодора, "История готов" Иордана, кодекс Феодосия, дигесты.

По инициативе и под руководством М. было начато издание свода лат. надписей "Corpus inscriptionum latinarum" (с 1863). Нобелевская пр. (1902). Портрет стр. 491.

С о ч.: Oskische Studien, В., 1845; Die unteritalischen Dialekte, Lpz., 1850; Romische Geschichte, Bd 1-3, 5, В., 1854-85; Die romische Chronologie bis auf Caesar, В., 1858; Romische Forschungen, Bd 1 - 2, В., 1864-79; Reden und Aufsatze, В., 1905; Ge-sammelte Schriften, Bd 1-8, В., 1905-13.

Лит.; Ковалев С. И., Моммзен и его "История Рима", в кн.: Моммзен Т., История Рима, т. 1, М., 1936; Кулаков-с к и и Ю. А., Памяти Моммзена, К., 1904; Hartmann L. М., Th. Mommsen, Gotha, 1908; W u с h е г А. М., Th. Mommsen. Ge-schichtsschreibung und Politik, Gott., 1956.

В. И. Кузищин.

MOMOPО (Momoro) Антуан Франсуа (13.11.1755, Безансон, - 24.3.1794, Париж), деятель Великой франц. революции, левый якобинец. Типограф по профессии. Поселился в Париже в 1788. Активный член Клуба кордельеров. Участвовал в демонстрации парижан (требовавших низложения короля) на Марсовом поле (17 июля 1791), в нар. восстании 10 авг. 1792. После падения монархии М.- комиссар повстанческой Парижской Коммуны. В 1792 пропагандировал идеи эгалитаризма, выдвинул лозунг "Свобода, Равенство, Братство". В марте 1794 в числе ряда эбертистов был арестован в связи с попыткой организовать восстание против М. Робеспьера и его сторонников. Гильотинирован по приговору Революц. трибунала.

MOMОTЫ (Momotidae), семейство птиц отр. ракшеобразных. Дл. тела от 17 до 47 см. Края клюва зазубрены. Хвост ступенчатый; стержни средних рулевых перьев у вершины голые (птицы сами их ощипывают). Оперение зелёное с голубыми, чёрными и рыжими пятнами. 8 видов; распространены в тропич. лесах Центр, и Юж. Америки. Гнездятся в норах (глуб. до 1,8м), вырытых на обрывах или ровных местах. В кладке 3-4 яйца; насиживают оба родителя 21-22 суток; птенцы покидают гнездо через 28-31 сутки. Питаются насекомыми и плодами.

Синеголовый момот.

МОМСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет в Якутской АССР. Протягивается к Ю.-В. от ср. течения р. Индигирка. Высота 1600-2300 м, максимальная (у Полярного круга) - 2533 м. Сложен гл. обр. песчаниками и алевролитами. В осевой части преобладают альпийские формы рельефа; склоны глубоко расчленены долинами рек. Редкостойные лиственничные леса поднимаются до 900 м на северных и до 1100 м на юж. склонах; выше - заросли кедрового стланика, ольховника, ивы и ерников. С 1500 м -горная тундра. В долинах - многочисл. наледи (тарыны).

МОН, М у н (Mohn) Хенрик [15.5.1835, Берген,-12 (по др. данным, 30).9.1916, Осло], норвежский метеоролог. Проф. ун-та в Кристиании (Осло) и директор

Норвежского метеорологич. ин-та (1866-1913). Организовал сеть метеорологич. станций в Норвегии. Осн. труды по климату Норвегии, синоптич. и динамич. метеорологии, распространению звука в атмосфере и др. Обработал и издал наблюдения полярных экспедиций А. Нор-деншельда (на "Веге"), Ф. Нансена (на "Фраме") и др.

С о ч. в рус. пер.: Метеорология, или учение о погоде, под ред. Д. И. Менделеева, СПБ, 1876.

Лит.: Р ы к а ч е в М. А., Профессор Генрих Мон, "Метеорологический вестник", 1917, т. 27, № 1.

МОНАГАС (Monagas) Xoce Тадео (28.10. 1784, Матурин,-18.9.1868, Каракас), гос. и воен. деятель Венесуэлы. Выходец из бурж.-помещичьей семьи. В 1813-21 участвовал в войне против исп. господства в Венесуэле и Перу. В 1846-51 и в 1855-58 президент Венесуэлы; фактически правил страной и в период президентства его брата X. Г. Монагаса (1851 -1855). Политика М., отвечая интересам Либеральной партии, способствовала ка-питалистич. развитию страны, однако диктаторский характер власти привёл к обострению политич. борьбы. В 1858 в результате вооруж. восстания консерваторов и части либералов М. подал в отставку и был выслан. В 1868 предпринял вооруж. попытку захватить власть.

МОНАДА (от греч. monas, род. падеж monados - единица, единое), понятие, используемое в ряде филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа было впервые введено пифагореизмом, видевшим в числе и пропорции первооснову вещей. От пифагорейцев понятие М. перешло к Платону (диалог "Филеб"), а от Платона - в неоплатонизм, где получило пантеистич. истолкование как Первоединое, раскрывающее и воспроизводящее себя во множестве вещей посредством эманации.

В философию нового времени понятие М. вошло в пантеистич. интерпретации Николая Казанского и Дж. Бруно. У Бруно М. отражают бесконечную вселенную в соответствии с принципом единства микрокосма и макрокосма. В 17 в. понятие М. играет существ, роль в философии исп. схоласта Ф. Суареса, англ, платоника Генри Мора, нем. натурфилософа Ф. М. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей филос. системы у Т.Лейбница, разработавшего спец. учение о М.-"монадологию". По определению Лейбница, М.-это первичная простая (неделимая) активная субстанция, имеющая духовную природу, воспринимающая и отражающая в себе весь мир. Монад бесчисленное множество, и все они находятся друг к другу в отношении предустановленной гармонии. Духовная природа М. исключает их взаимодействие, поэтому гармония между ними сводится к предустановленной богом согласованности. Будучи классич. учением объективного идеализма, "монадология" Лейбница сыграла в то же время важную роль в распространении динамического, диалектич. взгляда на природу. В ней содержались такие идеи, как принцип всеобщей взаимосвязи вещей, принцип единообразия законов природы, принцип сохранения, идея всеобщей изменчивости и саморазвития и др. После Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистич. рационализма школой X. Вольфа. В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях нем. философов И. Гербарта, Г. Лотце и др., в 20 в.- в философии Э. Гуссерля (Германия), А. Уайтхеда (Великобритания), Р. Хёнигсвальда (Германия - США). Монадологич. подход лёг в основу филос. взглядов ряда представителей персонализма (Ш. Ренувье, X. Карр, Дж. Мак-Таггарт и др.).

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 67-76; С г am e r W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954; Heimsoeth H., Atom, Seele, Monade..., Mainz, 1960; Horn J. Chr., Monade und Begriff, W.-Munch., 1965.

Г. Г. Майоров.

МОНАДНОК, останцовая возвышенность, сложенная твёрдыми горными породами, резко выделяющаяся среди выровненной поверхности. Назв. происходит от горы Монаднок (Monadnock) в США.

МОНАКО (Monaco), государство в Юж. Европе, на побережье Средиземного м., с суши окружено терр. Франции. Пл. 1,5 км2. Нас. ок. 25 тыс. чел. (1973), в т. ч. 4.5 тыс. подданных М.- монегасков, св. 15 тыс. франц. граждан, итальянцы и др. Офиц. язык - французский. Религия -католическая. Календарь - григорианский (см. Календарь). М. состоит из 3 слившихся адм. округов-городов - Монако (столица), Монте-Карло, Ла-Кон-дамин.

М.- княжество, конституц. монархия.