БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381 архит. тип и планировка зап.-европ. католич. монастырского комплекса (сохранился план М. Санкт-Галлен в Швейцарии, ок. 820). В окружённом стенами регулярно распланированном М. доминировала церковь, к к-рой примыкал (обычно с Ю.) дворик-клуатр с галереями. Вокруг клуатра располагались зал капитула, трапезная (рефекторий), спальня (дор-миторий) - чаще всего 2-нефные залы; в продуманном порядке размещались хоз. двор с мастерскими и службами, кладовые, больница, странноприимный дом. Композиция М. варьировалась различными орденами. М. и монастырские церкви 11-12 вв. (Сент-Олбанс в Англии, 1077-88; Клюни в Бургундии, 1088- 12 в., церковь Марии на оз. Лах в Германии, 1093-1156, илл. см. т. 2, табл. XXVII, стр. 256-257) принадлежат к наиболее значительным архит. памятникам романского стиля. В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки и т. д.); с экспансией нем. ордена связаны М.-замки, где клуатр и залы включены в единый объём (Верхний замок в Мальборке, Польша, конец 13-14 вв.).

Православные М. Византии, балканских славян, Руси и Грузии и армянские М. имели более свободную и разнообразную планировку, складывавшуюся часто в течение веков (визант. монастыри-Хора в Константинополе, 5-15 вв., и на п-ове Айон-Орос; Санаин, илл. см. т. 2, вклейка к стр. 241; Бачково в Болгарии, 11-19 вв.; Киева Печерская лавра, Ге-латский монастырь). Комплекс окружали стены с бащнями; вдоль стен располагались кельи, в центре - собор, трапезная, колокольня, колодец. Архит. формы служебных и хоз. построек (больниц, бань, прачечных) часто связаны с нар. зодчеством. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные М., вырезанные в скалах (Давид Гареджа, Гегард). Рус. М., постепенно расширяясь и обстраиваясь, превратились в живописнейшие архит. ансамбли, объединившие произв. многих эпох. При основании и расширении М. учитывались их расположение (при слиянии рек, у озера, на острове и т. д.), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплекс с ландшафтом. Оборонные функции определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра; Кирилло-Белозерский монастырь в Кириллове). Построенные вокруг городов или в их черте М. образовывали оборонит, линию и являлись узлами гор. планировки (моек. М. 16-17 вв.- Донской монастырь, Новодевичий монастырь и др., служившие крепостями на подступах к столице). Архит. формы рус. М. до сер. 16 в. были строгими, лаконичными, а к кон. 17 в. обогатились красочным узорочьем. Пространств, композиция и силуэт М. активно участвовали в формировании облика городов.

Монастырь Маулы брони (ФРГ). 12 - 14 вв.

Боровский Пафнутьев монастырь близ Боровска. 15 - 17 вв. План: 1- Рождественский собор; 2 - трапезная; 3 - колокольня; 4-кельи; 5 -больничная палата.

В периоды Возрождения и особенно барокко М.-крепости, особенно характерные для дальних колоний (Актопан в Мексике, 1546-74), уступали место парадным ансамблям М.-дворцов, часто построенным компактно, по единому плану (Эскориал, Мельк, Смольный М.). В 19-20 вв. новые М. строятся редко (монастырь Ла-Турет в Эвё, Франция, 1956-59, арх. Ле Корбюзье). Многие как христианские, так и буддийские М. стали музеями веками накопленных богатств архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного иск-ва.

М. И. Андреев.

Лит.: Звери некий В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, т. 1 - 3, СПБ, 1890-97; Денисов Л. И., Православные монастыри Российской империи, М., 1908; Череп-н и н Л. В., Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв., М., I960; Тихомиров М. Н., Монастырь-вотчинник XVI в., в сб.: Исторические записки, т. 3, М., 1938; К о р е ц к и и В. И., Борьба крестьян с монастырями в России XVI - начала XVII вв., в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 6, М., 1958; Б у-довниц И. У., Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв., М., 1966; Ильин М. А., К истории архитектурной композиции русских монастырей XVII века, в кн.: Ежегодник Института истории искусств. 1954, М., 1954; В г а и п-е 1 s W., Abendlandische Klosterbaukunst, Koln, 1969.

МОНАСТЫРИСКА, город, центр Мона-стырисского р-на Тернопольской обл. УССР, на р. Коропец (приток Днестра), в 19 км от конечной ст. Бучач ж.-д. ветки от ст. Бяла-Чертковска (на линии Тернополь - Черновцы). Табачный ферментационный з-д, молокозавод, ф-ка хоз.-бытовых товаров.

МОНАСТЫРИЩЕ, посёлок гор. типа, центр Монастырищенского р-на Черкасской обл. УССР, в 6 "л от ж.-д. ст. Мо-настырище (на линии Христиновка -Казатин). 3-ды: маш.-строит, (котло-строение), асфальтовый, обозостроит., кирпичные, мелькомбинат и др. предприятия. Историко-краеведч. музей.

МОНАСТЫРСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ, категория феод.-зависимого населения владений православной церкви в России с 11 в. до сер. 18 в. Подвергались тем же формам эксплуатации, что феод.-зависимые крестьяне во владениях светских. По уставной грамоте митрополита Киприана 1391 М. к., напр., должны были платить оброк и отрабатывать барщину, выполняя все хоз. работы. В 15-16 вв. общее усиление крепостнич. тенденций распространилось и на М. к. Уже во 2-й пол. 15 в. в ряде вотчин Троице-Сергиевой лавры был сильно ограничен переход М. к.- старожильцев. В случае побега М. к. водворялись во владения монастыря великокняжеской администрацией. Тяжёлое положение М. к. усугублялось системой кабальных долговых обязательств, к-рая вела к дальнейшему росту зависимости М. к. от духовных феодалов. Выступая против феод, эксплуатации и крепостничества, М. к. поднимали восстания. Известны волнения в 1550 в Адриановой пустыни, в 1594-95 в Иосифо-Волоколамском монастыре, в 1577-78 в Антониево-Сий-ском монастыре и др. В 17 в. многие М. к. участвовали в Крест, войне под предводительством С. Т. Разина.

Новодевичий монастырь в Москве. 16-17 вв.

К сер. 17 в. количество дворов М. к. достигло, по данным Г. К. Котошихина, 118 тыс., из числа к-рых на монастыри приходилось 86 тыс. По 1-й ревизии (1719) М. к. было 791 тыс. душ муж. пола, по 2-й ревизии (1744) - 898 471 и по 3-й ревизии (1762)-! 026 930.

В 17-2-й пол. 18 вв. оформление крепостного права, усилившее феод, эксплуатацию, ещё более ухудшило положение М. к. Так, в 1753 М. к. Троице-Калязин-ского монастыря обязаны были не только обрабатывать монастырскую пашню и платить ден. оброк, но и выделять для монастыря работников. Помимо этого, М. к. выполняли много мелких натуральных повинностей. Сохранение тяжёлых форм монастырской барщины сковывало хоз. деятельность М. к., вело к их обнищанию. Всё это осложнялось жестоким обращением и вымогательством со стороны монастырских властей; так, М. к. Амвросиево-Новоспасского монастыря жаловались, что управитель "держит их в цепях и железах недель по пяти и больше".

Ограничение церк. землевладения в интересах светских феодалов с нач. 16 в. привело к созданию в 17-18 вв. Монастырского приказа, упразднению патриаршества, учреждению Синода и объективно подготовило секуляризацию церк. земель. Массовые выступления М. к. способствовали тому, что 26 февр. 1764 указом Екатерины II была проведена полная секуляризация церк. земель и ок. 2 млн. душ М. к. передано в ведение Коллегии экономии. Бывшие М. к. стали наз. экономическими крестьянами.

Лит.: Милютин В. А., О недвижимых имуществах духовенства в России, М., 1862; Семевский В. И., Крестьяне в царствование имп. Екатерины II, т. 2, СПБ, 1901; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1 - 2, М., 1952; Черепнин Л. В., Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв., М., 1960; М и л о в Л. В., К вопросу об эволюции барщинных отношений в монастырском хозяйстве середины XVIII в., в сб.: Проблемы генезиса капитализма, М., 1970. О. Л. Шватченко.

МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ, возникли в середине 1-го тыс. в Индии в буддийских монастырях; с появлением христианства в 6-8 вв. получили распространение в Византии и странах Зап. Европы при мужских монастырях. Существовало три осн. типа М. ш.: пастырско-мона-шеские (готовили духовенство для церков-но-приходского служения), школы-общежития при монастырях (готовили мальчиков к монашескому служению), школы обучения грамоте и церк. писанию для мальчиков, не предназначавшихся для служения в церкви и монастырях. Обучение в М. ш. носило богословский характер с нек-рыми элементами светского образования. В период господства на Балканах Османской империи (15-16 вв.) М. ш. играли важную роль в сохранении культуры южнослав. народов и греков.

В Др. Руси М. ш. в основном готовили клириков для службы в церквах и монастырях; при жен. монастырях в 12 в. возникли школы для девочек, однако распространения они не получили. С 17 в. в М. ш. наряду с богословием изучались слав, грамматика, греч. и лат. языки, риторика и пиитика. В 18 в. на основе М. ш. стали создаваться духовные семинарии, муж. и жен. духовные уч-ща, цер-ковно-приходские школы.

М. ш. функционируют при нек-рой части совр. буддийских и католич. монастырей. См. также Духовные учебные заведения.

В. Г. Фуров.

МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ, один из органов центр, правительственного управления в Рус. гос-ве, осуществлявший контроль над церк. вотчинами. Создан ок. 1650. С 1701 выполнял также ряд судебных и адм. функций по отношению к духовенству и крест, населению, находившемуся в феод, зависимости от монастырей и др. церк. орг-ций. Под давлением церковников, выступавших на Соборах 1667 и 1675, М. п. упразднён в 1675. Пётр I восстановил М. п. в 1701, передав в его ведение все адм.-финанс. и суд. вопросы церк. управления (сбор денежных и натуральных доходов и т. п.). Усиление контроля гос-ва над церковью, реформа центр, гос. аппарата привели к окончат, упразднению М. п. и передаче его функций коллегиям и камер-кон-торе Синода. Ликвидирован в 1725.

Лит.: Горчаков М.И-, Монастырский приказ (1649-1725), СПБ, 1868.

МОНАСТЫРЩИНА, посёлок гор. типа, центр Монастырщинского р-на Смоленской обл. РСФСР. Расположен на р. Вихра (басе. Днепра), в 45 км к 3. от ж.-д. станции Починок (на линии Смоленск -Рославль) и в 60 км к Ю.-З. от Смоленска. Льнообрабат., сыродельный, спиртовой, кирпичные и асфальтобетонный з-ды.

МОНАХОВ Владимир Васильевич (р. 30.9. 1922, Долгинцево Днепропетровской обл.), советский кинооператор и режиссёр, засл. деят. иск-в РСФСР (1964). Чл. КПСС с 1943. Участник Великой Отечеств, войны. В 1952 окончил ВГИК. Снимал фильмы -"Попрыгунья" (1955, совм. с Ф. Б. Добронравовым), -"Высота" (1957) и др. В фильме -"Судьба человека" (1959), за к-рый М. удостоен Ленинской пр. (1960), он органично связывает документально строгую фактуру изображения с живописными свето-пла-стич. эффектами, создаёт напряжённую изобразит, атмосферу. Своеобразие ком-позиц. рисунка, монументальность и сложная динамич. организация кадра выразительно подчёркивают эпическую широту снятого им фильма -"Оптимистическая трагедия" (1963). Как режиссёр М. поставил фильмы "Непрошенная любовь" (1965), "Про чудеса человеческие" (1968), "Нежданный гость" (1972). Награждён 3 орденами, а также медалями.

МОНАХОВ Николай Фёдорович [18(30). 3.1875, Петербург,-5.7.1936, Ленинград], русский советский актёр, нар. арт. РСФСР (1932). Начал артистич. деятельность в драм, театре (1895), с 1896 выступал на эстраде, в т. ч. в эстрадном дуэте с П. Ф. Жуковым, с 1904 играл в оперетте (Киев, Саратов, Одесса; Москва-"Эрмитаж"; Петербург - театр "Буфф", Панаевский театр, и др.). Обладал красивым звучным баритоном, пел также теноровые партии (выступал гл. обр. в амплуа простака, его исполнение отмечено тонким вкусом, яркой характерностью, бытовой достоверностью). Лучшие работы в оперетте связаны с моек. "Свободным театром" (1913-14; рук. К. А. Марджанов), где особенно ярко проявился его талант - Афанасий Иванович ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Калхас ("Прекрасная Елена" Оффенбаха) и др.

После Окт. революции 1917 активно участвовал в организации Большого дра-матич. театра (ныне им. М. Горького), был его ведущим актёром. Здесь раскрылся его талант драматич. актёра. Создал ряд выдающихся трагедийных и драматич. ролей в произв. классич. и сов. драматургии: король Филипп ("Дон Кар-лос" Шиллера), Егор Булычев, Бородатый солдат ("Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие" Горького), Годун ("Разлом" Лавренёва), Гранатов ("Человек с портфелем" Файко); блестящих комедийных образов - Труффальдино ("Слуга двух господ" Гольдони) и др. Снимался в кино; до 1927 пел в оперетте как гастролёр.

Соч.: Повесть о жизни, Л.- М., 1961.

МОНАЦИТ (нем. Monazit, от греч. monazo - бываю один, живу один), минерал, фосфат редкоземельных элементов преим. цериевой группы; хим. формула (Се, La...) [PO4]. Часто содержит различные примеси, из к-рых главнейшие: ThO2 (до 10% и более), UO2 (до 6,6% ), ZrO2, СаО, а также SiO2, SOs. Кристаллизуется в моноклинной системе, образуя пластинчатые, иногда толстотаблитчатые кристаллы, неправильные зёрна, зернистые массы. В кристаллич. структуре М. изолированные группы [POi]3~ связаны с ионами TR3+ в девятирной координации. Обычно сильно радиоактивен. Цвет М. от жёлтого, жёлто-зелёного до коричневого, красно-бурого. Тв. по минералогической шкале 5-5,5. Плотность колеблется в зависимости от состава от 4900 до 5500 кг!м3. Месторождения М. связаны обычно с гранитными пегматитами, реже - с гидротермальными карбонатными жилами в щелочных гранитах, сиенитах. Добывается М. в основном из речных и морских россыпей (напр., в Индии, Шри-Ланка, Бразилии), куда он попадает при размыве гранитов и гнейсов, содержащих М. в качестве характерного акцессорного минерала. Сырьё для получения церия и тория.

Г. П. Барсанов.

МОНАШЕНКА [Ocneria (Porthetria) monacha], ночная бабочка сем. волнянок, опаснейший вредитель леса. Крылья в размахе 35-55 мм, передние - белые с чёрными зубчатыми поперечными линиями, задние - беловато-серые. М. широко распространена в лесной зоне Европы и Азии (к С. до 58° с. ш.). Повреждает многие древесные породы, особенно ель, сосну, лиственницу, бук, дуб, граб. Даёт одно поколение в году. Бабочки вылетают со 2-й половины июля, откладывают 300-500 яиц кучками в трещины и неровности коры. Через 3-4 недели из яйца развивается гусеница, к-рая зимует и покидает оболочку яйца в конце апреля -мае. Гусеницы обгрызают хвою и листья, поедают пыльцу, почки и майские побеги, с третьего возраста могут питаться также старой хвоей. Окукливаются в рыхлой паутине среди листьев, в щелях и т. п. М. даёт вспышки массового размножения, длящиеся 7-8 лет. Наиболее частые и крупные вспышки наблюдаются в Поволжье, на Ср. и Юж. Урале, в Зап. Сибири. М. уничтожают энтомофаги; нередко вспышки размножения М. подавляют болезни гусениц - фляшерия и полиэдрия. Меры борьбы см. в ст. Вредители леса.

Лит. см. при ст. Вредители леса.

П. А. Положенцев.

МОНАШЕСТВО (от греч. monachos -одинокий, отшельник, монах), социальная религ. группа, члены к-рой принимают на себя ряд обязательств: в первую очередь -"уход из мира"; как правило, отказ от имущества; воздержание (обязательное безбрачие); разрыв старых родственных и социальных связей; подчинение суровой дисциплине. Обязательным для монахов является прикрепление (для большинства) к монастырю, выполнение его правил (устава). В центре монашеской этики - молитва и размышление о божественном (медитация).

М. появилось впервые в сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии в буддизме (в к-ром оно охватывает всё духовенство). Считалось, что буддист может достичь нирваны, лишь отказавшись от всех мирских связей и нищенствуя. Широкое развитие М. получило в Индии к первым векам н. э., позже в Китае, Японии, Тибете (ламаистское М.) и др. странах Юго-Вост. Азии и Д. Востока.

В христианстве М. (в православии именуемое также чёрным духовенством) появилось в 3-4 вв., сначала в форме отшельничества, а затем (с 4-5 вв.) стали преобладать совместные поселения монахов (см. Монастыри). В дальнейшем в православии на Руси большое развитие получило странничество монахов (с их временными остановками в монастырях). Особое значение христианское М. приобрело в ср. века. Это объяснялось, помимо религ. фанатизма, социально-эконо-мич. причинами: при господстве в феод, землевладении принципа майората М. нередко оказывалось единственно возможным занятием для младших сыновей феодалов; в монастырях обычно они занимали руководящее положение, часто их образ жизни мало отличался от образа жизни светских феодалов. Осн. массу М. составляли, однако, выходцы из др. социальных слоев, не имевшие средств к существованию, гл. обр. - из крестьян (они оставались близки к нар. низам, этим в значит, мере объясняется участие монахов в ср.-век. еретич. движениях). В капиталистич. странах часть М. (особенно монахинь) состоит из бессемейных, обездоленных, частью деклассированных элементов и нек-рых неудовлетворённых жизнью представителей мелкобурж. интеллигенции.

Посвящение в М. в христианстве сопровождается обрядом пострижения. В знак полного "ухода из мира" постриженный принимает новое имя и получает особое облачение. В действительности же отречение М. (особенно его верхушки) от "греховного" мира, как правило,- фикция. Жизнь монахов далека от проповедуемого ими аскетизма. Народ, борясь против феод, эксплуатации, резко выступал и против М., обвиняя его в тунеядстве, разврате. Пороки и невежество М. обличали гуманисты и просветители всех стран.

Наиболее разнообразные формы монашеских орг-ций создала католич. церковь, в первую очередь - многочисл. монашеские ордена (духовно-рыцарские ордена, нищенствующие ордена), среди к-рых особое значение приобрели иезуиты. В зап.-европ. странах католич. церковь всегда стремилась использовать М. для активного воздействия на идеологию, политику, науку, воспитание и др. стороны жизни. Католич. М.- важнейшая опора папства. Совр. М. подвергается, как и вся церковь, процессу модернизации, изменяется жизненный уклад и быт в монастырях и т. п.

Своеобразна роль совр. М. в странах Востока: в условиях ожесточённой анти-империалистич. борьбы буддийское и ламаистское М., играющее активную роль в обществ, жизни, нередко примыкает к прогрессивным силам в своих гос-вах.

В протестантизме институт М. отсутствует. В лит-ре часто причисляют к М. мусульманских дервишей, но это неточно: дервиши не дают обета безбрачия, могут выйти из обители, жениться, вернуться к временно оставленной семье.

МОНБЛАН (франц. Mont Blanc, итал. Monte Bianco), горный массив в Зап. Альпах. Протягивается с Ю.-З. на С.-В. на 50 км по границе Франции, Италии и Швейцарии. Вые. до 4807 м (наибольшая в Альпах и во всей Зап. Европе). Сложен гранитами, гнейсами, кристаллич. сланцами. Резко расчленённый рельеф альпийского типа. Снеговая линия проходит на вые. 2850-3100 м. Площадь совр. оледенения 277 км2. Самый крупный ледник - Мер-де-Глас (дл. 15 км). По М. проходит часть водораздела между pp. По и Рона. Центр альпинизма. На М.- астрономия, и метеорологич. обсерватории. Через М. проходит туннель дл. 11,6 км с шоссе из Франции в Италию.

Горный массив Монблан.

МОНГО, монго-нкундо, народ в Республике Заир, формирующийся из многих племенных групп. Осн. масса М. живёт в тропич. лесах в излучине р. Конго (Заир), часть - в городах. Числ. ок. 2 млн. чел. (1970, оценка). Язык относится к центр, группе языков банту; на неск. диалектах языка М. существует письменность. Значит, часть М.- христиане (католики); у М., живущих в глубине тропич. леса, сохранились элементы первобытнообщинного строя и родо-плем. культы (предков-божеств, героев и др.). Осн. занятие М.-мотыжное земледелие (ямс, маниок и др.); охота, рыболовство и собирательство играют подчинённую роль. Часть М. работает на плантациях масличной пальмы и кофе, а также в городах на предприятиях по обработке с.-х. сырья. В прошлом М. активно участвовали в торговле слоновой костью и рабами.

Лит.: Собченко А. И., Этнический состав Конго, в кн.: Африканский этнографический сборник, т. 4, М.- Л., 1962 (Тр. Ин-та этнографии АН СССР, новая серия, т. 72); Kerken G. van der, L'Ethnic Mongo, Brux., 1944.

Э. С. Львова.

МОНГОЛИЯ, историч. область, населённая монголами и упоминаемая в историч. источниках с 8 в. До 13 в. М.- один из монг. улусов, в 13 в.- раннефеодальное гос-во. В период монгольских завоеваний в 13 в. образовалась Монг. феод, империя, включавшая терр. покорённых стран.В период феодальной раздробленности (15-17 вв.) М.- совокупность самостоят, феод, владений. В 15 в. разделилась на Восточную и Западную, в 16 в.- на Северную и Южную, в период маньчжурского господства (17 - нач. 20 вв.) - на Внутреннюю (см. Монголия Внутренняя) и Внешнюю (см. Монголия Внешняя). В результате Монг. нар. революции 1921 на терр. Внеш. М. возникло независимое монг. нар. гос-во; в 1924 была создана МНР. После образования КНР (1949) Внутр. М. стала авт. р-ном КНР (автономия Внутренней Монголии была провозглашена в 1947).

МОНГОЛИЯ ВНЕШНЯЯ, северная часть Монголии, захваченная маньчжурскими завоевателями в кон. 17 в. и названная ими Внешней, в отличие от южной части Монголии, завоёванной ранее (Внутр. Монголия). На терр. М. В. в 1921 возникло независимое монг. нар. гос-во, в 1924 образовалась Монгольская Народная Республика.

МОНГОЛИЯ ВНУТРЕННЯЯ, Автономный район Внутренняя Монголия, в Сев. Китае. Пл. 450 тыс. км2(по кит. источникам, в частности по карте аДм. деления КНР, изданной в 1971; ранее площадь М. В. составляла 1177,5 тыс. км2). Нас. 6,24 млн. чел. (1972). Адм. ц.-г. Хух-Хото.

Хозяйство. Основа экономики района - с. х-во. Земледелие по числу занятых (85% населения) и стоимости с.-х. продукции преобладает над животноводством. Возделываются в основном засухоустойчивые сорта зерновых, гл. обр. яровая пшеница, гаолян, просо, гречиха, овёс, а также кукуруза, из технич. культур - соя, подсолнечник, конопля, кунжут, лён-долгунец, хлопчатник и сах. свёкла. Почти 2/3 терр. М. В. занимают скотоводческие районы, располагающие обширными естеств. пастбищами. Разводят кр. рог. скот, овец и коз, лошадей и верблюдов, а в земледельч. районах -свиней. М. В. ежегодно поставляет на внутр. рынок Китая значит, кол-во шерсти и шерстяной пряжи, а также мясо и кожсырьё.

Пром-сть получила развитие после победы нар. революции (1949), особенно в годы 1-й пятилетки (1953-57) (отрасли, имеющие общекит. значение, -сах., кож., текст., хим., горнодоб., деревообр., цем. и металлургич. пром-сть). В Бао-тоу с помощью Сов. Союза были построены металлургич. комбинат и з-д по произ-ву металлургич. оборудования.

Терр. М. В. пересекает ж.-д. магистраль Москва - Улан-Батор - Пекин; важное значение имеет жел. дорога Бао-тоу - Пекин.

И. X. Овдиенко.

Историч. очерк. Терр. М. В. в прошлом занимали южно-монг. кн-ва, тер с нек-рыми элементами светского образования. В период господства на Балканах Османской империи (15-16 вв.) М. ш. играли важную роль в сохранении культуры южнослав. народов и греков.

В Др. Руси М. ш. в основном готовили клириков для службы в церквах и монастырях; при жен. монастырях в 12 в. возникли школы для девочек, однако распространения они не получили. С 17 в. в М. ш. наряду с богословием изучались слав, грамматика, греч. и лат. языки, риторика и пиитика. В 18 в. на основе М. ш. стали создаваться духовные семинарии, муж. и жен. духовные уч-ща, цер-ковно-приходские школы.

М. ш. функционируют при нек-рой части совр. буддийских и католич. монастырей. См. также Духовные учебные заведения.

В. Г. Фуров.

МОНГОЛОВЕДЕНИЕ, комплекс науч. дисциплин, изучающих историю, экономику, археологию, этнографию, язык и литературу монг. народов. Основой для развития М. послужили сочинения монг. авторов 13-17 вв., династийные кит. хроники, сочинения кит., перс., араб., арм., груз, авторов и рус. летописцев, мемуары путешественников и послов в Монголии 13 в. (Плано Карпини, В. Рубрука, Марко Поло и др.).

Начальный этап развития М. в Европе относится к 18 в., когда франц. миссионеры-синологи Ж. Б. Дюгальд, Ж. де Гинь, Ж. Майя и др. впервые ввели в науч. оборот сведения нек-рых кит. хроник и ист. сочинений о монголах.

В это же время в России историки Г. Ф. Миллер и И. Е. Фишер использовали документы рус. архивов о Монголии, синологи И. К. Рассохин и А. Л. Леонтъев перевели с китайского и маньчжурского языков ряд сочинений о Монголии и её подчинении Цинской династии Китая.

Территориальная близость и длительные разносторонние рус.-монг. связи привели к тому, что в 19 в. общепризнанным центром мирового М. стала Россия. Монг. грамматикой И. Я. Шмидта (нач. 19 в.) положено начало монг. языкознанию и вообще монг. филологии в России и Зап. Европе. Осн. направления М. в России в это время -источниковедение, публикация памятников, филология, а в области истории - медиевистика. Публикации Шмидта, С. В. Ли-повцева, П. И. Кафарова, Г. Гомбоева, А. В. Попова, Д. Банзарова, А. М.Позд-неева и др. открыли для науки ряд монг. хроник и летописей. Труды Н. Я. Бичу-рина, И. Н. Березина, К. П. Паткано-ва, В. П. Васильева, В. М. Успенского, Д. 3. Покотилова, Г. Н. Потанина, В. В. Радлова, Э. В. Бретшнейдера, Н. И. Веселовского, В. Л. Котвича и др. ввели в науч. оборот много кит., перс., арм. и араб, источников, материалов этнографич. и археологич. экспедиций. Труды языковедов и филологов А. А. Бобровникова, О. М. Ков