БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381астений. В лечебной практике широко используются препараты, изготовленные из дикорастущих растений М. И. И. Потёмкина.

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Философия. После образования монг. гос-ва (1206) шаманизм, безраздельно господствовавший до тех пор среди монг. племён, начал вытесняться буддизмом; в Монголию стали проникать филос. трактаты буддийских монахов. Первое соч. такого рода - "Разъяснение познаваемого" написано Лодой Чжалцаном (13 в.). К 16-17 вв. буддизм в форме ламаизма стал офиц. религией в монг. гос-ве. С этого времени начинается деятельность наиболее крупных монг. философов, толкователей и комментаторов буддийских филос. трактатов. Робжамба Содном Ван-жал был автором учебника по логике и диалектике (т. н. "Луч Солнца"). Агван Дандар Лхарамба (Алашанский) дал собств. истолкование проблемы "чужой одушевлённости", поставленной инд. логиком Дхармакирти. Агван Балдан в своей трёхтомной истории инд. философии (1846), написанной как комментарий к "Истории философии Индии" Гун-чэна Чжамьяна Шадпа Дорчжэ - крупного тибетского учёного и философа кон. 17 - нач. 18 вв., разбирает большое число филос. школ и направлений в Индии. В 1-й пол. 18 в. Чжан-чжа Ху-туг-ту и др. был составлен тибетско-монг. словарь филос. терминов, т. н. "Словарь для мудрецов". Жанжа Рольби Доржи принадлежит двухтомный труд по истории инд. философии. Одним из гл. соч. Сахара Лубсана Сультима является комментарий на "Учение о мышлении" инд. философа Асанги.

Под влиянием Окт. революции 1917 в России в Монголии начинают распространяться идеи марксизма-ленинизма, к-рый стал идеологич. основой деятельности Монг. нар.-революц. партии. Монг. философы и социологи в своих исследованиях дают теоретич. обобщение опыта социалистич. строительства в МНР.

Филос. кадры в МНР готовятся кафедрой марксизма-ленинизма и философии при Высшей парт, школе им. Д. Сухэ-Батора в Улан-Баторе.

П. И. Хадалов.

Историческая наука. Первым дошедшим до нас памятником монг. феод, историографии является анонимная хроника "Монголын нууц тобчо" ("Сокровенное сказание"), написанная не ранее 1240. До нас не дошла ист. лит-ра 14-16 вв., но события этого времени нашли отражение в произведениях 17-19 вв.: анонимном "Алтай тобчи" ("Золотая пуговица"), "Эрдэнийн тобчи" ("Драгоценная пуговица") Саган Сэцэна, "Болор эрихэ" ("Хрустальные чётки") Рашипунцуга, "Эрдэнийн эрихэ" ("Драгоценные чётки") Галдана и др. В это же время появляются биографии деятелей ламаистской церкви, а также монг. переводы тибетской и кит. ист. лит-ры. С кон. 16 - нач. 17 вв., когда ламаизм стал господствующей идеологией в Монголии, монг. феод, историография развивалась под влиянием церкви. С сер. 19 в. в монг. историографии зарождается критич. антиманьчжурское направление (Янжинаш и др.). В годы феод.-теократич. монархии (1911 -19) написана (но не издана) история Монголии в 11 тт., к-рая продолжала в основном традицию феод, историографии. Значит, объёма достигла ист. лит-pa на тибетском яз. (произведения Ш. Дамдина и др.).

После победы нар. революции в 1921 в монг. историографии начала утверждаться марксистско-ленинская методология. В 20-30-е гг. на монг. яз. были переведены осн. произведения классиков марксизма-ленинизма, шёл процесс накопления материалов и подготовки кадров. Осн. внимание уделялось в то время публикации источников и археологии. Были созданы и первые учебники по истории для ср. школ. Появившиеся в этот период работы историков старшего поколения (X. Максаржаб, Л. Дэндэб, А. Амор, Г. Наваннамжил и др.) давали, в общем, объективное изложение истории Монголии, особенно периода 1911 -1919. Однако научная ценность их работ снижена отсутствием надлежащего анализа и обобщений. Исключением явился коллективный труд (1934) X. Чойбал-сана, Г. Дэмида и Д. Лосола по истории монг. нар. революции.

В 40-50-е гг. было положено начало публикации ряда монографич. исследований и коллективных трудов по истории. К ним относится однотомник "История МНР" - совместный труд монг. и сов. учёных, освещающий историю страны с древнейших времён до 50-х гг. 20 в., изд. в 1954 (2-е изд. на рус. яз., М., 1967). В эти годы в острой борьбе с пережитками феодализма и влиянием бурж. и мелкобурж. идеологии в ист. исследованиях восторжествовали принципы марксистско-ленинской методологии. В 60-70-е гг. ист. наука в МНР вступила в новый этап своего развития. Возросла её роль в коммунистич. воспитании трудящихся, в научном обобщении опыта и раскрытии закономерностей истории монг. народа, увеличился приток квалифицированных кадров, в т. ч. подготовленных в СССР, расширилась проблематика и повысился научно-теоре-тич. уровень ист. работ.

В кон. 60-х гг. создана фундаментальная трёхтомная "История МНР" (1966-1970) и обобщающий труд по истории партии ("Очерки истории МНРП", 1967, рус. пер. 1971). Появился ряд капитальных исследований: Б. Ширендыба по истории социально-экономического развития Монголии на рубеже 19-20 вв., о народной революции в Монголии и образовании МНР, Ш. Нацагдоржа по истории аратского движения, по истории Халхи, Б. Тудэва по истории монг. рабочего класса, Н. Ишжамца по истории освободит, борьбы монг. народа в 18 в. Получили освещение вопросы истории предков монголов - киданей, происхождения монг. племён, проникновения и роли кит. торг.-ростовщич. капитала в Монголии, внешнеполитич. отношений Монголии в 19-20 вв., истории ламаистской церкви и др. (X. Пэрлээ, Д. Гонгор, М. Санжадорж, Ш. Сандаг, С. Пурэв-жав и др.). Опубликована монография Ц. Дамдинсурэна о ист. корнях "Гэсэри-ады" (1957). Развернулось изучение трудов монг. авторов, писавших на тибетском яз., и монг. феод, историографии (Ш. Вира). В результате регулярных полевых экспедиций, в частности благодаря работе сов.-монг. историко-культурной экспедиции 1969-71, накоплен богатый археол. материал по палеолиту и неолиту, эпохе бронзы, ранним плем. и гос. образованиям на терр. МНР. На основе этих материалов изданы труды о древних тюрках (Н. Сэр-Оджав), по истории шаманизма (Ч. Далай), о быте и х-ве дархатов (Ч. Бадамхатан) и др. Осуществляется серийная публикация источников и документов по истории страны, революции, строительству социализма и др.

Осн. центрами изучения истории являются: Ин-т истории АН МНР (создан в 1961), Ин-т истории партии при ЦК МНРП (создан в 1955), кафедра истории Монг. гос. ун-та (создан в 1942). Работы монг. историков публикуются в ежегоднике Ин-та истории АН МНР "Туухийн цуврал" (с 1961), в журн. "БНМАУ-ын Шинжлэх ухааны академийн мэдээ" (с 1961), "Намын амьдрал" (с 1923) и др.

М. И. Голъман.

Экономическая наука. Экономич. мысль феод. Монголии отражена в летописях, законодательных актах и эконо-мич. соч. того времени, провозглашавших незыблемость экономических прерогатив ханов, нойонов и др. феодалов и содержавших немало сведений о х-ве и быте монголов. С 18 в. в Монголии создаются экономич. сочинения, обобщающие опыт скотоводов и содержащие рекомендации по методам ведения х-ва (наиболее крупная работа такого рода -"Наставление" То-вана, 1853). В нач. 20 в. представители передовых кругов страны выступали за ликвидацию экономич. отсталости, доказывали необходимость развития пром-сти и земледелия.

Антиимпериалистич., антифеод, революция 1921 положила начало развитию в стране марксистской экономич. мысли. Усилия экономистов МНР в 20-40-х гг. были направлены гл. обр. на разработку конкретных экономических мероприятий, хозяйственного законодательства, проблем долгосрочного социально-экономического развития страны. В 1934 опубликован коллективный труд X. Чойбалсана, Д. Лосола, Д. Дэмида, в котором, в частности, анализировались экономич. положение страны до революции и первые мероприятия нар. власти в области экономики в послереволюц. период. Со 2-й пол. 50-х гг. были расширены науч. исследования в области экономики, чему способствовали директивы съездов партии и решения пленумов ЦК МНРП по хоз. вопросам. В 50-нач. 70-х гг. осн. направлениями исследований монг. экономистов являлись экономич. история страны (Б. Ширендыб, Ш. Нацагдорж и др.); социалистич. строительство в МНР (Н. Жагварал, У. Кам-бар, Б. Гунгаадаш, П. Нэргуй и др.); экономика с. х-ва (Д. Дугар, С. Жадам-ба, Д. Моёбуу и др.); экономика пром-сти, строительства, транспорта (Д. Загасбал-дан, Д. Май дар, Ч. Сэрээтэр, Ц. Гурба-дам и др.); проблемы формирования и развития монг. рабочего класса (Б. Ту-дэв); вопросы развития внутр. и внеш. торговли (П. Лувсандорж, М. Пэлжээ и др.); финансы (О. Цэнд, Б. Долгорма и др.). Осн. центры экономич. науки: Ин-т экономики АН и Госплана МНР, Высшая партийная школа при ЦК МНРП, Монг. гос. ун-т. С 1959 издаётся экономический журн. "Эдийн засгийн асуудал" - орган ЦК МНРП. Материалы экономич. характера публикуются также в журн. "Намын амьдрал" (с 1923), "БНМАУ-ын Шинжлэх ухааны академийн мэдээ" (с 1961), "Шинжлэх ухааны амьдрал" (с 1935) и др.

С. К. Рощин.

Юридическая наука. Учёные-правоведы МНР разрабатывают проблемы организации и деятельности нар. хуралов (С. Жа-лан-аажав, Э. Авилмэд) и др. вопросы развития социалистич. государства. В области истории права работает Содовсурэн и др. Созданы уч. пособия по гражд. праву и процессу (изд. на рус. языке). В области трудового права велись исследования в связи с подготовкой и принятием в 1973 трудового кодекса, разрабатываются проблемы права с.-х. объединений. В уголовном праве и процессе исследуются преступления против личности (работы Ж. Авхиа), социалистич. собственности (Р. Гунсэн); издан курс уголовного права (Г. Совд), учебник по уголовному процессу написан (Ж. Авхиа, Б. Даваасамбуу, Ц. Бужинлхам) совместно с сов. учёными. Исследоват. работу в области юридич. науки ведут Отделение философии и права АН МНР, Ин-т философии, социологии и права АН МНР, ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности при Прокуратуре МНР, юридич. ф-т Монг. гос. ун-та. В МНР издаются журн. "Ардын тор", "Социалист хууль ее".

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

После победы народной революции 1921 сформировалась система научных учреждений. В 1921 был создан Учёный к-т, переименованный (1929) в К-т наук МНР. Первоначально деятельность К-та ограничивалась изучением нек-рых исто-рич. и филологич. проблем, а с кон. 20 -нач. 30-х гг. всё активнее начали проводиться естественнонауч. и экономич. исследования. В 30-х гг. в составе К-та наук были образованы секторы, занятые науч. разработкой народнохоз. вопросов: кабинеты земледелия, животноводства, геологический и др. В 1961 на базе К-та создана АН МНР (см. Монгольская академия наук), основной центр исследо-

ваний по обществ, и естеств. наукам в стране. Наряду с АН науч. работу ведут св. 30 н.-и. учреждений, подчинённых министерствам и ведомствам. Среди них ин-ты животноводства и ветеринарии, растениеводства и земледелия, кормов и пастбищного х-ва (при Мин-ве с. х-ва), а также ин-ты педагогики, медицинский, строительства и др. Науч. работу в стране координирует Госкомитет по науке и технике совместно с АН МНР.

Лит.: Ширэндэв Б., Монгол орноо тал бурээс нь танин судлахыг хичээж байна, "Шинжлэх ухаан амьдрал", 1971, № 6; Ард тумнийг уйлчлэгч Шинжлэх ухаан 50 жилд, "Залуучуудын унэн", 1971, 17. хоёр cap.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1972 в МНР издавалось 12 центр., 18 местных газет, ряд журналов общим тиражом св. 1 млн. экз. Осн. издания в Улан-Баторе: "Унэн" ("Правда"), с 1925, тираж 110 тыс. экз. (здесь и далее на 1972), ежедневная газета, орган ЦК МНРП и Совета Министров МНР; "Намын амьдрал" ("Партийная жизнь"), с 1923, тираж 30 тыс. экз., ежемесячный журн., орган ЦК МНРП; "Худул-мур" ("Труд"), с 1930, тираж 60 тыс. экз., газета выходит 3 раза в неделю, орган Центрального совета профсоюзов МНР; "Залучудын унэн" ("Молодёжная правда"), с 1924, тираж 60 тыс. экз., газ. выходит 3 раза в неделю, орган ЦК Монгольского революционного союза молодёжи; "Новости Монголии", с 1947, тираж на рус. яз. - 10 тыс. экз., на кит.-1 тыс. экз., газета выходит 2 раза в неделю; "Монгол улс" ("Монголия"), с 1956, тираж на монг. яз.-12 тыс. экз., рус.-19 тыс., англ.-1 тыс. экз., ежемесячный иллюстрированный обществ.-поли -тич. и лит.-художеств. журнал;" Монголын эмэгтэйчуд" ("Монгольские женщины"), с 1925, тираж 30 тыс. экз., журн. выходит 1 раз в 3 месяца. В 1957 создано правительств, телеграфное агентство -Монгольское телеграфное агентство -"МОНЦАМЭ". Снабжает внешнеполитич. информацией монг. газеты, радио и телевидение. Издаёт газету, а также ин-формац. бюллетени на англ, и франц. яз. Радиовещание в МНР осуществляется (с 1934) Гос. комитетом Совета Министров МНР по информации, радиовещанию и телевидению. Работают 2 радиоцентра-в Улан-Баторе и в Улэгэе. Радиоцентр в Улан-Баторе ежедневно в течение 21 часа в сутки ведёт передачи по двум программам на монг. яз. Регулярно транслируются передачи на рус., кит., англ., франц. и казахском яз.; продолжительность передач на иностр. яз.-30 часов в неделю.

В 1967 в Улан-Баторе вступил в строй телевизионный центр. С 1969 телепередачи в Улан-Баторе принимаются станцией космической телесвязи "Орбита". Телевизионные передачи осуществляются по трём программам - национальной и двум программам "Орбита" 6 раз в неделю.

Л. Л. Поздняков.

XIII. Литература.

Фольклор монголов отличается богатством жанров: песни, былины, героич. сказания, сказки, йоролы (благопожела-ния), магтаалы (восхваления), сургаалы (поучения), легенды, загадки, пословицы и поговорки. Сильные фольклорные традиции сказались на живучести монг. эпич. лит-ры, широко известной сказанием о Гэсэр-хане, нар. эпосом "Джангар" (бытует наравне с калмыцким) - о цветущей стране Бумбе и её богатыре и защитнике Джангаре. Эпиграфич. памятники письм. лит-ры, датированные 12-13 вв., "Надписи на скалах халхасского Цокто-тайджи" (1580-1637) свидетельствуют о большом влиянии нар. песенной лирики, об эпичности как особенности, присущей монг. поэзии. Образцом диало-гич. нар. песен служит произв., известное под назв. "Золотоордынская рукопись на бересте" (рубеж 13-14 вв., хранится в Эрмитаже, Ленинград). Первый известный монг. письм. памятник -"Сокровенное сказание" (не ранее 1240) -соч. неизвестного автора или коллектива авторов, в равной степени относится и к исторической, и к художественной лит-ре. Лит-ра 13-14 вв. лишь фрагментарно представлена в более поздних сочинениях - летописях 17 в., в к-рые вошли широко известные произв. "Сказание об Аргасун-хуурч", "Беседа мальчика-сироты с девятью витязями Чингисхана", "Легенда о разгроме трёхсот тайджиутов", более поздние - "Плач То-гонтэмура", "Легенда о мудрой ханше Мандухай" (15 в.), "Повесть об Убаши-хун-тайж" (16 в.). По художеств, достоинствам выделяются три летописи 17 в.-анонимное "Жёлтое повествование", "Золотое сказание" Лубсан Дандзана,"Драгоценная пуговица" Саган Сэцэна. Разнообразие жанров отличает оригинальную монг. лит-ру 19 в., когда творили автор историч. трилогии "Синяя книга" и социально-бытового романа "Одноэтажный павильон" Инжинаш (1837-92), мастер поэтич. нар. сатиры Хуульч Сандаг, группа поэтов - Д. Равжаа (1803-56), Гулранса (1820-51), Ишданзанванжил (1854-1907), Лувсандондов (1854-1909), Хишигбат (1849-1916), Гамал (1871-1916), создатель аллегорич. рассказа "О собаке, кошке и мыши" Гэндэн Мээрэн (1820-82). Этой лит-ре свойственны демократич. антифеод, тенденции.

Начиная с периода Юаньской империи (70-е гг. 13 в.- 1368) процветала переводная лит-pa. Среди её произв.- поэма Шантидевы, "Калила и Димна"- иранский вариант "Панчатантры", "Сто тысяч песен" тибет. поэта-отшельника Мила-райбы, сб. афоризмов "Субашита" и др. 108 томов "Ганжура", включающего, помимо учёных трактатов, труды по языкознанию, стихосложению, риторике, 225 томов "Данжура" - комментария к "Ганжуру" - переводились на протяжении столетий и были напечатаны в 18 в. Послесловия к нек-рым переводам сохранили имена переводчиков. Один из них Чойджи-одсер - автор стихотворного послесловия, комментария и перевода "Бод-хичарьяватары" (14 в.). Получили распространение пришедшие из Индии мн. повести и рассказы, напр. "Волшебный мертвец", сказки "Панчатантра", сказание о царе Викрамадитья. В устной передаче имели хождение различные кит. романы. Популярностью пользовались "Речные заводи" Ши Най-аня, "Троецар-ствие" Ло Гуань-чжуна, "Путешествие на Запад" У Чэн-эня, "Сон в красном тереме" Цао Сюэ-циня, новеллы Пу Сунлина.

После нар. революции 1921 молодая лит-pa Монголии, опираясь на фольклор, впитывала лучшие традиции лит. наследия, расширяла связи с прогрессивной мировой, в первую очередь - русской классич. и сов. лит-рой. Получили развитие новые жанры. Особое место заняла драматургия. В 1929 был создан кружок революц. писателей, преобразованный в 1930 в Монг. ассоциацию революц. писателей. Первые страницы новой лит-ры открывают революц. песни "Шивэ Кяхта", "Красное знамя", первые самодеятельные злободневные спектакли ("Сандо ам-бань", 1922). В театре проявились дарования одного из основоположников совр. лит-ры Д. Нацагдоржа (1906-37), талантливых писателей С. Буяннэмэха (1902-37), М. Ядамсурэна (1902-37), Ш. Аюши (1904-37), Д. Намдага (р. 1911). В 20-е гг. опубл. первые монг. повести - "Озеро Толбо" Улаан-оторча (псевд. Ц. Дамбадоржа, 1900-34), "Отвергнутая девушка" Ц. Дамдинсурэ-на (р. 1908). На 30-е гг. приходится расцвет творчества Нацагдоржа, создавшего стихи, рассказы, лирич. миниатюры, неск. пьес, в т. ч. первую нац. муз. драму "Три печальных холма", первые главы повести "Ненанизанный жемчуг" и др. произведения. В этот период выделяется творчество Дамдинсурэна, создавшего стихи, поэму "Моя седая матушка" (1934) -сыновнее слово любви к матери, верности родине. Оставаясь глубоко нац. писателями, продолжавшими нар. традиции, Нацагдорж, Дамдинсурэн испытали на себе прогрессивное влияние передовой зарубежной лит-ры. Их произведения знаменуют первые успехи социалистич. реализма в лит-ре Монголии.

40 - 50-е гг. стали временем прихода в лит-ру мн. поэтов и прозаиков. Разгром япон. войск в р-не р. Халхин-Гол (1939), Великая Отечеств, война Сов. Союза 1941-45, участие МНР в совместном разгроме Квантунской армии осенью 1945 обусловили появление в монг. лит-ре воен. темы, необычайный размах приобрели мотивы монг.-сов. дружбы. К теме солидарности с сов. народом обращаются С. Дашдэндэв (р. 1912), Д. Цэвэгмэд (р. 1915), Ч. Лхамсурэн (р. 1917), П. Хор-лоо(р. 1917), Д. Тарва(р. 1923). Развивается нац. драматургия. В пьесах Намдага, Ц. Цэдэнжава (р. 1913), Б. Бааста (р. 1921) оживает историч. прошлое Монголии, появляются фольклорные пьесы Ч. Ойдова (1917-63); ставятся пьесы на совр. темы Д. Сэнгээ (1916-59), Э. Ою-ун (р. 1918), Ч. Лодойдамбы (1917-70), Л. Баштана (1920-68) и др. Особенно выделяется талант Сэнгээ, оставившего мн. стихов, песен, поэм, повесть "Аюуш" (1947) о герое МНР. Одно из значит, достижений литературы 50-60-х гг.-становление и развитие в ней жанра романа. Поэзия, долгое время доминировавшая в литературе, отступила на второе место. Первыми монгольскими романистами стали Б. Ринчен (р. 1905) и Лодойдамба. В романе "Заря в степи" (кн. 1-3, 1951-55) Ринчена отражена жизнь монг. общества конца 19-1-й пол. 20 вв. Роман "На Алтае" (1949) Лодойдамбы посвящён работе геологич. экспедиции, становлению нового человека. Подлинным успехом Лодойдамбы стала дилогия "Прозрачный Тамир" (кн. 1-2, 1962-67) - широкое многоплановое полотно; в центре его - нар. революция 1921, судьбы монг. тружеников. Авторами ист.-революц. романов являются также Намдаг ("Тревожные годы"), Ц. Уламбаяр (р. 1911; "Горе и счастье"), Дашдэндэв ("Красное солнце"). Известными романистами стали Ж. Пурэв (р. 1921), Л. Тудэв (р. 1935), С. Даш-дооров (р. 1935). В центре внимания Тудэва - социалистич. Монголия, пафос созидания новой жизни (романы "Горный поток", 1960, "Перекочёвка", 1964). Продолжают развиваться жанры повести, рассказа. В сб-ках рассказов Бааста проблемы современности переплетаются с ист.-революц. тематикой. Вопросы морали ставит в своих рассказах М. Гаадамба (р. 1924). Судьбам монг. женщин посвящено творчество писательниц Оюун и С. Удвал (р. 1921; сб. рассказов "Мы встретимся с вами", 1965). Гуманистич. идеями проникнуты произв. Д. Мягмара (р. 1933; повести "Земля и мы", 1965; "Мельник" и"Дочь мельника", обе 1966). Моральные, нравств. проблемы - в центре рассказов Дамдинсурэна (сб. "Странная свадьба", 1966). С.Эрдэ-нэ (р. 1929) проявил себя мастером в жанре психологич., лирич. новеллы (рассказы сб. "Пыль из-под копыт", 1964, повести "Год синей мыши", 1970, "Трава под снегом", 1971, и др.). В повестях, рассказах 60 - нач. 70-х гг. находят отражение реальные требования и конфликты действительности, выступают герои, объединённые идеями социализма.

Среди современных поэтов выделяются Ц. Гайтав (р. 1929) - автор поэм "Ленин с нами" (1963), "Карл Маркс" (1964), "Сухэ-Батор" (1967), "Фридрих Энгельс" (1973); Б. Явуухулан (р. 1929) -мастер лирич. и гражд. поэзии; Ч. Чимид (р. 1927) - поэт, прозаик, драматург; Д. Пурэвдорж (р. 1933), Ш. Сурэнжав (р. 1938), П. Пурэвсурэн (р. 1939), поэтесса Ш. Дулма (р. 1934), поэт М. Цэдэн-дорж (р. 1932) и др.

В 70 е гг. небывалого размаха достигла переводч. деятельность. Творчество совр. писателей свидетельствует о сближении лит-ры Монголии с прогрессивной мировой лит-рой при максимальном сохранении нац. особенностей.

Союз писателей МНР регламентирует лит. жизнь. Состоялось пять съездов монг. писателей. Союз писателей выпускает периодич. издания - журн. "Цог" (с 1944), газ. "Утга зохиол урлаг" (с 1955). Регулярно выходит альманах "Свод вдохновенных слов" (с 1929). Творчество молодых представляет ежегодник "Подснежник".

Лит.: Владимирцов Б., Монгольская литература, в сб.: Литература Востока, в. 2, П., 1920; Монголо-ойратский героический эпос, П.-М., 1923; Герасим о-в и ч Л. К., Литература Монгольской Народной Республики 1921-1964 годов, [Л.], 1965; Михайлов Г. И., Литературное наследство монголов, М., 1969; Михайлов Г., Яцковская К., Монгольская литература, М., 1969; Ш а с т и н а Н. П., Образ Чингисхана в средневековой литературе монголов, в сб.: Татаро-монголы в Азии и Европе, М., 1970; ее же, Повесть о споре мальчика-сироты с девятью витязями Чингнса, в сб.: Страны и народы Востока, в. 11, М., 1971; Кара Д., Книги монгольских кочевников, М., 1972; "Вопросы литературы*, 1973, № 12 (номер посвящен литературе МНР); Лубсан Данзан, Алтай тобчи (Золотое сказание), пер. с монгольского, введение, комментарии и приложения Н. П. Шастиной, М., 1973; Молодые поэты Монголии. Сборник, пер. с монгольского, вступ. ст. К. Яцков-" ской, М., 1973; Песни аратов. Из монгольской народной поэзии, пер. Н. Гребнева. Сост. Г. Михайлов, М., 1973.

К. Н. Яцковская.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

"Оленный камень". 3 в. до н. э. Верховье р. Орхон.

К началу эпохи бронзы относятся древнейшие памятники иск-ва, найденные на терр. Монголии; изображения животных, выбитые или нанесённые краской на скалах, медные и бронзовые ножи, украшенные верными натуре, а позже стилизованными изображениями животных. С начала жел. века на бронз, изделиях и "оленных камнях" (могильные столбы или плиты) преобладают стилизованные фигурки животных, в т. ч. бегущих оленей, в скифском зверином стиле. К кон. 1 в. до н. э.- нач. 1 в. н. э. относятся найденные в курганных погребениях гуннской знати в Ноин-Уле привозные и местные предметы утвари, ткани, войлочные ковры, украшения конской сбруи. На металлич. изделиях причудливые фигурки зверей в изощрённом зверином стиле часто дополнялись вставками из камней и цветной пасты. Гуннские города - почти квадратные в плане поселения, обнесённые земляными валами, включали ремесл. кварталы, дворцы правителей, жилища. В период господства на территории Монголии Тюркского каганата (6-8 вв.) развивалось ремесло (конская сбруя, оружие покрывались орнаментом с преобладанием растит, элементов), распространилась мемориальная скульптура (мужские кам. фигуры у намогильных памятников; стелы на постаментах в виде черепах). В иск-ве этого времени наряду с верностью натуре (голова статуи Кюль-Тегина) встречается и лаконичная условность, особенно в изображении животных (рисунки, выбитые на намогильной плите Кюль-Тегина). От периода Уйгурского каганата (745-840) сохранились руины столицы Орду-Балык (позже Хара-Балгас), со строгой планировкой, оборонит, сооружениями, домами, храмами, а также рельефы на кам. стелах, керамика со штампов, узором. При киданях (10-12 вв.) шло интенсивное стр-во городов. Обычно город, почти квадратный в плане, был окружён рвами и земляными валами. Его пересекали одна или несколько улиц с адм. зданиями, храмами и домами; на незастроенных участках стояли юрты и палатки. При раскопках г. Барс-Хот I (10-12 вв.) найдены: остатки буддийского храма и пагод, в деталях связанных с местной традицией и влиянием Китая; алтари, глиняные фигуры божеств и животных. Ко времени образования монг. феод, гос-ва и возникновения монг. феод, империи (кон. 12- 1-я пол. 13 вв.) относятся обнаруженные в Каракоруме остатки дворца хана Угедея, кумирни. В 16 -нач. 20 вв. в монг. ханствах и княжествах осн. видом жилища стала войлочная юрта на деревянном каркасе. С кон. 16 в., с распространением ламаизма, ведётся интенсивное стр-во монастырей и храмов. Появились культовые постройки из дерева (каркасные с дощатым покрытием), в основу которых легла композиция юрты, а также кирпичные кит. типа и каменные тибет. типа (в монастырях Эрдэни-дзу, Амур-Баясхуланту-хите). Известны храмы "смешанного" типа - мон