БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381арию. О растущем значении таких компаний в мировой капиталистич. экономике свидетельствует стремительное увеличение объёма "интернациональной" продукции (измеряется оборотом продаж предприятий, контролируемых иностр. капиталом). С нач. 50-х г.г. 20 в. он увеличивался ежегодно в среднем на 10%, превышая примерно вдвое темпы роста обществ, произ-ва капиталистич. стран. На нач. 70-х гг. "интернациональная" продукция оценивалась в 250-З00 млрд. долл. в год, что за вычетом стоимости сырья и незавершённого произ-ва соответствовало приблизительно 7% валового продукта капиталистич. мира Более 2/з "интернациональной" продукции производят тресты и концерны США и ок. 1/3 - зап.-европейские, прежде всего англ., голл. и швейцарские. В 1968-69 из 589 фирм с активами в 10 и более странах 268 являлись компаниями США и 321 - компаниями Зап. Европы. Следовательно, зап.-европ. транснациональные фирмы, существенно уступая своим амер. конкурентам по совокупному объему "интернационального" произ-ва, превосходят их несколько в количество отношении. Это объясняется более крупными размерами монополий США. Последние уступают зап.-европ. транснациональным трестам (концернам) и по степени "международности" (удельный веса активов, произ-ва, оборота продаж, прибылей, занятых за рубежом). Среди транснациональных компаний практически отсутствуют япон. фирмы. Гл. месте во внешнеэкономич. экспансии Японии принадлежит вывозу товаров. Но с нач. 70-х гг. наметилась тенденция к увеличению япон. инвестиций в пром. предприятия США и Зап. Европы.

В отличие от транснациональных монополий, хозяевами междунар. (меж-нац.) трестов и концернов являются капиталисты не одного, а двух или нескольких гос-в. Важнейшая их особенность - междунар. рассредоточение акц. капитала и многонац. состав ядра треста или концерна. Таковы, напр., англо-голл. химико-пищевой концерн "Юнилевер", англо-голл. нефтяной концерн "Ройял датч-Шелл", западногермано-бельг. трест фотохимич. товаров "Агфа-Геверт", ан-гло-итал. резинотехнич. концерн "Дан-лоп - Пирелли", итало-франц. автомобильный концерн "ФИАТ - Ситроен" и нек-рые др. Первые межнац. тресты и концерны возникли в нач. 20 в. Однако и их число относительно невелико, поскольку объединение капиталов разной нац. принадлежности сопряжено с большими сложностями: различия в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие к.-л. правительства и т. д. Существуют след. осн.способы объединения капиталистич. фирм в монополии этого типа: учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна; приобретение нац. трестом (концерном) доли контрольного пакета акций иностр. монополии; непосредственное слияние активов фирм разных стран (слияния де-юре); объединение компаний различных национальностей посредством "квазислияний". Последние осуществляются путём обмена акциями между фирмами, сохраняющими юрид. независимость, либо посредством взаимного назначения администраторов, либо через коллективное владение акциями совместных компаний. Эти формы "квазислияний" могут переплетаться, а также дополняться иными соглашениями. Слияния такого типа - наиболее распространённая форма образования междунар. трестов и концернов. Они помогают раз-нонациональным фирмам, объединяющим оперативную деятельность, не только избежать двойного налогообложения, но и сохранить формальную самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности произ-ва и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее месторасположение штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к нац. законодательству своей страны.

Междунар. картельные соглашения -исторически первенствующая форма собственно М. м. (см. Картель международный). Их появление относится к 60-80-м гг. 19 в. В отличие от картелей того времени, совр. междунар. картельные соглашения заключаются преим. монополистич. гигантами. Под междунар. "классические" картели всё чаще подводится сетка более сложных монополистич. образований, охватывающих сферу произ-ва, науч. исследований, управления и т. п. Выдвижение на передний план новых форм междунар. монополистич. соглашений (об обмене патентными правами и технич. информацией, совместном изыскании новых областей применения своей продукции и новых методов борьбы с конкуренцией заменителей, коллективном использовании дорогостоящего оборудования, унификации типов изделий и т. п.) и их сплетение с междунар. картелями традиционного типа обусловлено как структурными изменениями в мировом произ-ве и торговле, так и усилившимся стремлением картелей к маскировке своей деятельности, чтобы скрыть свою истинную силу, свои приёмы регулирования рынков. Структурные сдвиги в мировой торговле, вызванные научно-технич. революцией, привели к падению в мировом товарообороте удельного веса сырья и увеличению удельного веса готовых изделий, в особенности машин и оборудования. "Классический" тип картеля не приспособлен к рынкам машин и оборудования, т. к. методы картельного регулирования предполагают сопоставимость цен и их поддержание на неизменном уровне. Производители этих товаров в борьбе за покупателя всё чаще идут по пути улучшения конструкции и оформления своих машин при неизменных ценах. Эта т. н. неценовая конкуренция не поддаётся традиционной регламентации с помощью обычных картельных методов. Совр. междунар. межфирменные договоры представляют собой, как правило, не картельные соглашения "в чистом виде", а лишь содержат их отд. элементы. Новые черты приобретают и междунар. синдикаты (разновидность междунар. картелей): расширяются их функции, охватывающие теперь уже не только сбыт, но и технич. обслуживание реализованной продукции, прежде всего продукции машиностроения.

В мировой капиталистич. экономике усиливается процесс постепенного втягивания бурж. гос-ва в борьбу за максимальную долю в общем фонде прибавочной стоимости, присваиваемой междунар. буржуазией. Это находит своё выражение в растущем использовании М. м. аппарата нац. и иностр. гос-в, в возникновении и развитии различных форм гос.-монополистич. объединений.

Несмотря на рост после 2-й мировой войны 1939-45 экономич. мощи М. м., они уже не являются полновластными хозяевами на мировом капиталистич. рынке. Три важнейших фактора современности - мировая социалистич. система, междунар. рабочее движение и нац.-освободит. борьба - ставят определённые границы хозяйничанию монополий. Острая борьба развёртывается не только между революц. силами современности, с одной стороны, и междунар. союзами монополистов - с другой, но и внутри последних, между монополиями и аутсайдерами, между производителями и потребителями одних и тех же товаров, между монополиями разных отраслей. В условиях бурного научно-технич. прогресса крайне усиливается неравномерность развития в отд. капиталистич. странах отраслей пром-сти и торговли, контролируемых междунар. союзами монополий, резко возрастает подвижность в расстановке сил конкурентов. В результате острее, чем прежде, встаёт проблема экономич. передела мира. Такой передел осуществляется "по силе", "по капиталу". При этом междунар. соглашения монополистов нередко прерываются и борьба идёт в открытую. Экономич. передел мира в его совр. формах не приводит к притуплению или сглаживанию межимпериалистич. противоречий, а вызывает их дальнейшее обострение и углубление.

Лит.: Политическая экономия современного монополистического капитализма, т. 2, М., 1970; Б е л о у с Т. Я., Международные промышленные монополии, М., 1972; Jear-book of international organizations, Union of International Association, 12 ed., Brussel, 1968-69, p. 1203-14; Tugendhat Ch., The Multinationals, L., 1971. Т.Я-Белоус..

МОНОПОЛИИ ПО ХИМИЧЕСКИМ ВОЛОКНАМ капиталистических стран, см. Химических волокон монополии.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ, см. в ст. Империализм.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ ТЕОРИЯ, буржуазная теория, исследующая рыночные проявления господства монополий в условиях отраслей совр. капиталистич. массового про-из ва, в основном уже прошедших через технологич. перестройку в ходе научно-технич. революции. Гл. положения теории сформулированы Э. Чемберлином в кон. 20-х гг. 20 в. В разработке ряда проблем М. к. т. приняли участие Н. Кал-дор, О. Моргенштерн, У. Фелнер, У. Баумол и др.

Система понятий и категорий М. к. т. основана на признании переплетения на рынках элементов монополии с конкуренцией, а также на признании погони за монопольной прибылью определяющей целью рыночной стратегии фирмы. Последнее объединяет М. к. т. с теорией несовершенной конкуренции Дж. Робинсон (см. Несовершенной конкуренции теория). Но в отличие от неё, Чемберлин анализировал деятельность в основном не торгово-пром. монополий, ещё окружённых морем получающих ср. прибыль немонополистич. предприятий, а повсеместно господствующих групповых пром.-торг. монополий, конкурирующих друг с другом внутри отраслей, а также выступающих на большинстве рынков уже в роли и продавцов и покупателей. Исходным для ценообразования здесь стал т. н. принцип полных конкурентных издержек, включающих выравнивающуюся для монополизированных отраслей "обычную" норму прибыли вне зависимости от того, какая часть мощностей бездействует.

Кардинальным пороком М. к. т. является то, что поверхностные рыночные процессы формирования цен и прибылей представляются в качестве процессов самого создания стоимости и прибыли. Вульгарная абсолютизация значения сферы обращения (т. н. меновая концепция) маскирует гл. источник монопольной прибыли - прибавочную стоимость, создаваемую наёмным трудом в рамках каждой монополии.

М. к. т. свойствен антиисторизм в подходе к предмету исследования. М. к. т. в целом направлена на маскировку острейших противоречий капиталистического способа производства - между наёмным трудом и капиталом, между монополиями и немонополистическим капиталом, между интересами монополий и общества.

Лит.: Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Поли. собр. соч.. 5 изд., т. 27; Б л ю м и н И. Г., Критика буржуазной политической экономии, т. 3, М., 1963, гл. 6; А л ь т е р Л. Б., Буржуазная политэкономия США, М., 1971; Ж а м с Э., История экономической мысли XX в., пер. с франц., М., 1959; Чемберлин Э., Теория монополистической конкуренции, пер. с англ., М., 1959. Ю. А. Васильчук.

МОНОПОЛИЯ (от моно... и греч. poleo - продаю), исключительное (монопольное) право в определённой области гос-ва (напр., монополия внешней торговли), организации, фирмы и т. д.

МОНОПОЛИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ государственная, сосредоточение в руках гос-ва руководства всей внешней торговлей страны. Ведение внешней торговли на основе гос. монополии является при социализме объективной необходимостью в силу социалистич. собственности на средства произ-ва и планового ведения х-ва. Теоретич. обоснование М. в. т. дано в трудах В. И. Ленина, под руководством к-рого были определены организац. формы её осуществления. Установление монополии гос-ва на внешнюю торговлю Ленин рассматривал как важную составную часть социалистич. преобразований экономики страны (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 123, 124; т. 36, с. 182, 183). В то же время Ленин считал введение М. в. т. совершенно необходимым для защиты от экономии, и торговой экспансии извне. Ленин боролся с противниками М. в. т. Он указывал, что пролетариат "...абсолютно не в состоянии воссоздать своей промышленности, сделать Россию промышленной страной без охраны ее никоим образом не таможенной политикой, а только исключительно монополией внешней торговли" (там же, т. 45, с. 336).

Осн. функция М. в. т.- обеспечение в сфере внешних торг, связей общегос. интересов. М. в. т. способствует достижению максимально эффективных экспортно-импортных операций, обеспечивает единство выступлений всех сов. хоз. организаций на внеш. рынках, а также органов управления в сфере межгос. отношений по вопросам внешней торговли. М. в. т. гарантирует независимое развитие нар. х-ва СССР и плановый характер его внешней торговли. Во взаимоотношениях с капиталистич. странами М. в. т. выступает в качестве действенного инструмента защиты от экономич. экспансии. В отношениях с другими социалистическими странами М. в. т.- важное средство координации планового развития народного х-ва.

Существенные черты М. в. т.: осуществление непосредственного гос. руководства внешнеторговым обменом страны специально уполномоченными органами управления; определение органов управления или орг-ций, имеющих право совершения внешнеторговых сделок; планирование внешней торговли; валютное регулирование экспортных и импортных операций; установление порядка совершения таких операций и контроль за его соблюдением всеми органами управления и хоз. орг-циями, получившими право выхода на внеш. рынок.

В СССР М. в. т. была установлена декретом СНК от 22 апреля 1918 "О национализации внешней торговли" (СУ 1918, № 33, ст. 432). Согласно декрету непосредственное гос. руководство внешней торговлей поручалось Нар. комиссариату торговли и пром-сти, переименованному в 1920 в Нар. комиссариат внешней торговли (СУ 1920, № 53, ст. 235). Внешне-торг. сделки могли совершаться впредь только органами, специально уполномоченными гос-вом.

В ст. 14 Конституции СССР указано, что внешняя торговля на основе М. в. т. подлежит ведению Союза ССР в лице его высших органов гос. власти и органов гос. управления. Систему органов гос. управления, осуществляющих руководство внешней торговлей, возглавляет Сов. Мин. СССР. В управлении внешней торговлей принимает участие Гос. плановый комитет Сов. Мин. СССР, в ведение которого входит планирование экспорта и импорта. Порядок внешнеторговой продажи и закупки лицензий на использование изобретений определяет Гос. комитет Сов. Мин. СССР по науке и технике.

Непосредственное гос. руководство внешнеторговым обменом осуществляет Мин-во внешней торговли СССР. Согласно Положению об этом мин-ве (ранее наркомате) от 12 нояб. 1923 (СУ 1923, № 108, ст. 1035) оно было создано "для руководства всей внешней торговой деятельностью Союза ССР на основе государственной монополии". Ему подведомственны уполномоченные мин-ва в союзных республиках и ряде крупных пром. центров, а за границей - торг, представительства СССР. Определённые правомочия по управлению внешнеторг. обменом, связанным с сооружением за границей пром. и др. объектов с помощью Сов. Союза, предоставлены также Гос. комитету Сов. Мин. СССР по внеш. экономич. связям, созданному в 1957. Всесоюзные внешнеторг. объединения на основании и в пределах их уставов, внешнеторг. планов, экспортных и импортных разрешений и лицензий ведут экспортные и импортные операции по определённой номенклатуре товаров и услуг, закреплённой за каждым объединением. Внешнеторг. объединения - самостоятельные хоз. орг-ции, к-рые пользуются правами юрид. лиц. По своим обязательствам они несут обособленную имущественную ответственность .

В совр. условиях организац. формы М. в. т. изменяются как составная часть общих мероприятий по совершенствованию управления нар. х-вом. Совершенствование системы внешнеэкономич. отношений рассматривается как большой резерв повышения экономич. эффективности обществ, произ-ва (см. Международное экономическое сотрудничество). К участию во внешнеэкономич. связях СССР стали шире привлекаться пром. мин-ва и нек-рые другие ведомства, производств, предприятия и объединения. Государственная М. в. т. надёжно обеспечивает экономич. интересы страны, активно содействует проведению внеш. политики СССР.

Опыт СССР в осуществлении М. в. т. используется др. социалистич. странами, в к-рых также установлена монополия гос-ва на внешнюю торговлю. В нек-рых социалистич. странах наряду с внешнеторг. орг-циями право выхода на внеш. рынки предоставлено производств, предприятиям и их объединениям; созданы внешнеторг. орг-ции, находящиеся в двойном подчинении - мин-ву внешней торговли и соответствующему отраслевому мин-ву.

Усиление роли гос-ва во внешней торговле характерно также для развивающихся стран и особенно для стран социалистич. ориентации. В одних странах эта роль ограничивается гос. регулированием и контролем экспортно-импортных операций, в других - введена монополия гос-ва на торговлю отд. товарами, в третьих -установлена государственная М. в. т. Гос. контроль над экспортно-импортными операциями и монополизация внеш. торговли позволяют развивающимся странам использовать возможности внешних экономических связей для развития национальной экономики.

Лит.: Ленин В. И., Записка И. В. Сталину с проектом постановления Политбюро ЦК РКП(б) по вопросу о монополии внешней торговли, 15 мая 1922 г., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 45; его же, Письмо И. В. Сталину для членов ЦК РКП(б) о монополии

внешней торговли, 13. X. 1922, там его же, О монополии внешней торги там Же; Материалы XXIV съезда КП М., 1971; Красин Л. Б., Вопросы внешней торговли, 2 изд., М., 1970; П о з д ков В. С., Государственная монопо внешней торговли в СССР, М., 1969.

B.C. Поздняков

МОНОПОЛИЯ ЧАСТНОЙ СОБСВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ, см. в Абсолютная рента.

МОНОПОЛЬ ДИРАКА, магнитны монопль (polos - полюс), гипотетическая части обладающая положит, или отрицат. магнитным зарядом. См. Магнитный монополь.

МОНОПОЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ, форма дохода, цель и результат деятельности монополистического торг, и пром. капитала. М. п. является не только результатом эксплуатации капиталом рабочего класса, но и результатом перераспределения в пользу монополий доходов крестьян, ремесленников, лиц свобод. профессий, мелкой и ср. буржуаз. эксплуатации народов развивающ. стран.

Торговая М. п. образуется не прибавочной стоимости, создаваемой бочими, а за счёт эксплуатации крестьян и ремесленников посредством закупое их продукции ниже стоимости и продажи по ценам выше стоимости. Характерна для 17-18 вв., периода господства на мировом рынке торг, монополий (Ост-Индская, Вест-Индская компании и др.).

Промышленная М. п. возникает ещё в условиях свободной конкуренции, но становится господствующей формой капиталистич. прибыли в эпоху империализма. Её осн. источником в большей мере является прибавочн. стоимость. К. Маркс отметил 2 вида этой М. п.: естественную и искусственную. Первая из них - это форма экономич. реализации естеств. пром. монополии, возникающей в результате присвоения и хоз. использования капитал. редких и трудновоспроизводимых элементов производит, сил, напр. земель (см. Земельная рента). Естеств. ограниченность возможностей произ-ва определенной продукции в условиях господства частной собственности создаёт монопольную цену и прибыль, превышающую уровень (см. Цена производства). Искусств. М. п. возникает в результе монополизации в сфере произ-ва и (или на рынках воспроизводимых капиталистич. товаров. По мере перерастания капитализма в гос.-монополистическ. капитализм она принимает всё 6oлее развитые формы: случайную М. п. сменяет сначала устойчивая сверхприбыль отдельных отраслей-развёрнутая форма М. п., а затем и её всеобщая господствующая форма.

Случайная М. п., превышающая уровень, образуется для покупателя и продавца благодаря случайному благоприятному соотношению спроса и предложения или случайно возникшей метрополии на определённый вид продукции на лучшую в данной отрасли технику, технологию или рабочую силу. У др. капиталов данной отрасли или у капитал. др. отраслей в этот период возникают такие же по величине потери, вычеты ср. прибыли. Эта случайная монопольно-высокая прибыль одних капитал. и монопольно-низкая прибыль других являются как бы двумя полюсами проявления ср. нормы прибыли. Уже эта форма проявления ср. прибыли маскирует, искажает действительный источник и сущность последней и является "зародышевой формой" М. п. промышленного капитала.

Устойчивая (или развёрнутая) форма М. п. получила массовое развитие в кон. 19 - нач. 20 вв. в результате концентрации произ-ва и образования устойчивых монополий на отд. виды товаров или на лучшую технику, технологию и рабочую силу. Гигантские торгово-пром. монополии затруднили перелив капитала и обеспечили себе за счёт прибавочной стоимости, созданной в немонополистич. секторе, невиданные прежде сверхприбыли, на к-рые уже не распространяется процесс выравнивания прибылей. "...Монополия дает с в е р х п р и б ы л ь, т. е. избыток прибыли сверх нормальной, обычной во всем свете капиталистической прибыли" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 173). Такая М. п. уже не является формой проявления ср. прибыли, она отрицает ср. прибыль, искажает и затрудняет действие механизма цен произ-ва в немонополистич. секторе. Разоряя конкурентов монопольно-низкими ценами, монополия затем обеспечивает себе макс, прибыль за счёт фиксации наиболее выгодного уровня цен. Маркс отмечал, что образование этого вида прибылей ("собственно монопольная прибыль") нарушает "основной закон конкуренции" и требует гос. вмешательства. Бурж. гос-во, с одной стороны, путём захвата колоний, субсидирования внеш. экспансии монополий, сверхпротекционизма, воен. заказов и т. д. активно содействовало и содействует увеличению этого вида М. п. С др. стороны, оно путём антитрестовского законодательства, высокого налога на сверхприбыль, государственного контроля над ценами в период войны ускорило дальнейшее развитие и превращение этой развёрнутой формы М. п.

Повсеместно господствующая всеобщая форма М. п. возникает в условиях государственно-монополистического капитализма и научно-технической революции, когда монополии всесторонне подчинили себе нар. х-во и в результате этого оказались на большинстве рынков и осн. продавцами и осн. покупателями. М. п. образует основу для прибыли фиктивного капитала и финансового капитала, но, в отличие от М. п. пром. капитала, здесь уже не действует механизм выравнивания прибылей и, по словам В. И. Ленина, главные прибыли достаются "гениям" финанс. проделок. М. п. обостряет экономич. и социальные антагонизмы капитализма. Борьба против М. п. является одной из важных экономич. основ широких демократич. и нац.-освободит, движений.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 3, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч.. 2 изд., т. 25, ч. 1, гл. 10, 14, ч. 2, гл. 37 - 47; Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), там же, т. 26, ч. 1, гл. 1; Энгельс Ф., Дополнения к третьему тому "Капитала", там же, т. 25, ч. 2; Л е нин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27; Аганбегян А. Г., Вопросы теории монопольной цены, М., 1961; К о з л о в Г. А., Действие закона стоимости в условиях современного капитализма, М., 1964.

Ю. А. Василъчук.

МОНОПОЛЬНАЯ РЕНТА, особая форма земельной ренты, существующая в ка-питалистич. х-ве; образуется при продаже товаров по монопольной цене, превышающей их стоимость. В с. х-ве М. р. возникает на землях, на к-рых производятся редкие с.-х. культуры (особые сорта винограда и т. п.), в добывающей пром-сти-при добыче редких металлов. В силу ограниченности зем. участков, на к-рых возникают особо благоприятные условия для произ-ва редких товаров, и наличия большого спроса на эти товары возникает возможность продавать их на рынке по ценам, превышающим их стоимость в течение более или менее длит, времени. Во всех этих случаях капиталисты, арендующие землю у собственников таких зем. участков, вынуждены выплачивать им высокую арендную плату, основой к-рой является М. р. Она выступает как дополнит, доход зем. собственника. Т. о., источником М. р. является часть прибавочной стоимости, создаваемая наёмным трудом и присваиваемая собственником земли в результате её перераспределения.

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА, специфическая форма рыночной цены товара, отклоняющаяся от стоимости или цены произ-ва, обеспечивающая монополиям получение сверхприбыли. В условиях домонополистич. капитализма М. ц. могла сформироваться лишь на некоторые продукты с.-х. или пром. произ-ва в силу естественной или случайной монополии. Экономич. основой массового распространения М. ц. послужил переход к империализму, смена свободной конкуренции господством капиталистических монополий, к-рым удаётся определённое время удерживать рыночную цену ниже или выше цены произ-ва. Гл. частью М. ц. является монопольная прибыль. Различают 2 вида М. ц.: монопольно-высокие, по к-рым монополии продают свою продукцию, и монопольно-низкие, по к-рым они закупают, напр., в развивающихся странах сырьё и продукты для переработки, а также скупают продукцию мелких товаропроизводителей.

В М. ц. проявляются внутренние противоречия, связанные, с одной стороны, со стихийным рыночным регулированием цен на основе конкуренции и движения капиталов, с другой - с частном онопо-листич. регулированием и прежде всего с возможностью воздействовать на условия реализации товара, на соотношение между спросом и предложением. Опираясь на монополию в той или иной сфере произ-ва и обращения, крупнейшие фирмы получают возможность оказывать влияние на движение рыночных цен. Методы монопольного ценообразования и рыночная стратегия меняются вместе с развитием хоз. и организац. форм моно-полистич. фирмы. Наибольшую выгоду во мн. случаях приносит повышение М. ц., пределы к-рого ограничены действием закона стоимости (см. Стоимости закон). К. Маркс показал, что уровень М. ц. определяется прежде всего потребностью и платёжеспособным спросом покупателей. При этом, если бы товар, на к-рый установлена М. ц., входил в число необходимых предметов потребления рабочего, то М. ц. "...уплачивалась бы путем вычета из реальной заработной платы (то ес