БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381tura", Padova, 1971.

3. М. Потапова.

МОНТАЛЬВО (Montalvo) Хуан (13.4. 1832, Амбато,-17.1.1889, Париж), эку-адорский писатель и публицист. Учился на юрид. ф-те ун-та г. Кито. После реакц. переворота 1869 идейно возглавил либеральную оппозицию, жил в эмиграции в Колумбии и Франции. Вошёл в историю экуадорской лит-ры как создатель тираноборч. политич. прозы и блестящий стилист. Свои произв. М. публиковал в антиправительств, газетах-листовках, к-рые сам же издавал: "Космополита" ("El Cosmopolitan, 1866-69)и др., бичуя в них деспотизм и коррупцию, диктатуру военщины, преступления церкви и правящих классов. Значит, роль в развитии обществ, мысли Лат. Америки сыграли эссе М. "Семь трактатов" (1882), "Нравственная геометрия" (изд. 1902), отмеченные сочетанием боевой публицистичности и романтич. индивидуализма. Одним из первых в Экуадоре выступил в защиту индейцев.

Соч.: Obras escogidas, Quito, 1948; Prosas, [La Habana, 1968].

Лит.: Мамонтов С. П., Литература Эквадора, в сб.: Эквадор, М., 1963; G u е-vara D. С., Quijote у Maestro, biografia novelada de J. Montalvo, Quito, 1947; В а г г e-ra I., Historia de la literatura ecuatoriana, Quito, 1960. С. Я. Мамонтов.

МОНТАНА (Montana), штат на С.-З. США, в группе Горных штатов; граничит с Канадой. Пл. 381,1 тыс. км2. Нас. 694 тыс. чел. (1970). Гор. нас. 53,4%. Адм. ц.- г. Хелина. Самые крупные города - Биллингс и Грейт-Фолс. Зап. часть штата занята хребтами Скалистых гор (г. Гранит-Пик, 3901 м), вост.- Плато Прерий. Климат умеренный, континентальный. Ср. темп-pa января от -6 до -10 "С, июля от 17 до 21 °С. Осадков 350-400 мм в год. Гл. реки - Миссури и её приток Йеллоустон. Значит, ресурсы цветных и драгоценных металлов, угля, нефти, газа, гидроэнергии; хвойные леса. В пределах М. находятся нац. парки

Глейшер и Йеллоустонский (небольш. часть).

Основа экономики - горная пром. и экстенсивное с. х-во. По добыче мет. (90-100 тыс. т в год по содержанию металла) М. занимает 4-е место в стране Ведётся добыча золота, серебра, нефть (ок. 5 млн. т), газа. Обрабат. пром-сть развита слабо (24 тыс. занятых в 197) Установленная мощность ЭС 1,8 (1970). Выплавка меди, свинца и цинка в гг. Анаконда и Грейт-Фолс. Лесопиление. Пищ. пром-сть (гл. обр. произ-сахара, муки). Господствующее положение в горной пром-сти занимает конце "Анаконда".

Осн. с.-х. культуры: пшеница, свёкла; по сбору пшеницы М. занимает 4-5-е место в стране. Поголовье (на нач. 1972): кр. рог. скота 3165 тыс. (молочш коров - 39 тыс.), овец 1050 тыс. Живописная природа гор, нац. парки привлекают значительное число туристов.

Ю. А. Колосов.

МОНТАНЕЛЛИ (Montanelli) Джузеппе (21.1.1813, Фучеккьо,-17.6.1862, то же), деятель демократич. крыла итал. Рисорджименто. В 1840 стал про гражд. права в ун-те Пизы. В период Революции 1848-49 участник австр. итал. войны, осенью 1848 был избран депутатом Учредит, собрания Тосканны выдвинул в Тоскане лозунг созыва Итал. учредит, собрания (ранее провозглашёный Дж. Мадзини), к-рое должно было возглавить борьбу за изгнание австри цев из Италии и подготовить объединение страны. Практически М. отстаивал этот лозунг, будучи с 27 окт. 1848 февр. 1849 главой пр-ва революц. Тосканны. После бегства великого герцога Леопольда II М., избранный в триумвират (врем, пр-во Тосканы), тщетно добивался провозглашения Тосканы республикой и объединения её с респ. Римом. В 50-х г. М. в изгнании в Париже. В работах тех лет, продумывая уроки 1848-49, приш< к выводу о необходимости придать в будущем итал. революции социальный характер и нарисовал утопич. картину будущего социалистич. общества, навеянную гл. обр. идеями Ж. Пруд она. С началом революции 1859-60 вернулся в Тоскану, участвовал добровольцеон. в войне с Австрией, был депутатом Учредит. собрания Тосканы, где голосовал с

Таблица XXXV

К ст. Монгольская Народная Республика. 1. Пик Энх-Тайван (Отгон-Тэнгри) в Хангае. 2. Останцы выветривания в пустыне. Гоби. 3. Отгонное пастбище. 4. Долина реки Тола. 5. Караван верблюдов в долине реки Агариин-Гол (Хуосугульский аймак), в. Озеро Хубсугул.

Таблица XXXVI

К ст.Монгольская Народная Республика. 1. Улан-Батор. Площадь Сухэ-Батора. На первом плане - Дом правительст-ва(1950-60-егг., архитекторы Н. М. Щепетильников, В. Н. Павлов, Чимид) и усыпальница Сухэ-Батора и Чойбалсана (1950-e гг., архитекторы Чимид и Б. С. Мезенцев). 2. Панорама города Улэгай, расположенного у подножия Монгольского Алтая. 3. Панорама города Дархаи. 4. Селение в горах Хангая - Хот-Айл. 5. Комплекс школьных зданий в городе Чойбалсан.

Таблица XXXVII

К ст. Монгольская Народная Республика. 1. Дворцовый комплекс Ногон-Орго в Улан-Баторе. 1832. "Святые ворота". 2. Храм Мэгджит-Джанрай-сэг в монастыре Гавдан в Улан-Баторе. 1911-13. 3. Субурган в монастыре Гандан в Улан-Баторе. 1911-13. 4. "Храм трёх субурганрв" в монастыре Гандан в Улан-Баторе. 18 в. 5. Храмы монастыря Чойчжин-Ла-майн-сумэ в Улан-Баторе. Нач. 20 в. 6.' Жилые дома (на первом плане) в Улан-Баторе. 1969. Архитекторы А. Б. Гурков, М. А. Зильберт. С. Е. Рюмина, М. А. Свирская. 7. Площадь Сухэ-Батора в Улан-Баторе. Справа - памятник Сухэ-Батору (искусственный, гранит, 1946, скульптор Чоймбол). 8. Здание университета в Улан-Баторе. 1943-46. Архитектор Н. М. Ще-петильников. 9. Выставочный павильон "Шилэн байшин" в Улан-Баторе. 1961-64. Архитектор А. В. Гуляев.

Таблица XXXVIII

К ст. Монгольская Народная Республика. 1.Ковёр из Ноин-Улы. Коя. 1 в. до н. э.- нач. 1 в. н. э. Эрмитаж. Ленинград. 2. "Богиня Ушнишавиджайя" (фрагмент свитка). Полотно, гуашь. 18 в. Музей искусства народов Востока. Москва. 3. Дзанабазар. Буддийское божество Тара "зелёная". Бронза. 2-я пол. 17 в. 4. Голова мемориальной статуи принца Кюль-Тегина. Мрамор. 6-8 вв. Центральный музей. Улан-Батор. 5. Сэнгэцохио. Портрет художника Шарава. Полотно, гуашь. 1962. в. Ядамсурэн. "Разговор по душам". 1967. Полотно, гуашь. 7. Уржин, Ядамсурэн. "Победоносный герой". 1968. Аппликация. 8. А м г а л а н. "Местность Жахан-Шарга". 1965. 9. Базарвань. "Бурдийские пески". 1968. 10. С о с о и. "Вечер". Линогравюра. 1968. 11. И з е н. Покрывало. 1958. Вышивка. (3, 5, 6, 8, 9 - Музей изобразительных искусств, Улан-Батор.)

Таблица XXXIX

К ст. Монтевидео. 1. Крепость Форталеса-дель-Серро (ныне Военный музей). 1801-09. Инженер Х- даль Посо-и-Марги. 2. Пляж курортного района Поситос. 3. Театр "Солиск 1841-74. Архитекторы К. Цукки, Ф. X. Гармендия, В. Рабю. 4. Авенида Аграсьяда (застройка-с 1928, архитекторы Г. Моретти, X. П. Фабини). 5. Пласа де ла Индепенденсия. На переднем плане - Дом правительства (1878-80, архитектор X. А. Капурро). 6. Клинический госпиталь (1953) и парк Батлье-и-Ордоньес.

Таблица XL

К ст. Монументальная пропаганда. 1. Л. В. Ш е р в у д. Памятник А. Н. Радищеву в Петрограде. Гипс. 1918. 2. С. Е. Ч е р-н ы ш ё в. Доска "Кто не работает, тот не ест", в Москве. Цемент. 1918. 3. О. Г р и з е л л и. Памятник С. Перовской в Петрограде. Гипс. 1918. 4. С. Т. К о н ё я к о в. Мемориальная доска "Павшим в борьбе за мир и братство народов". Цветной цемент. 1918. Первоначально была установлена на Сенатской башне на Красной площади в Москве. 5. Архитектор Д. П. О с и п о в, скульптор Н. А. Андреев. Обелиск Советской конституции в Москве. 1918-19. в. А. Т. М а т-в е е в. Памятник К. Марксу в Петрограде. Гипс. 1918. 7. К. Зале. Памятник Дж. Гарибальди в Петрограде. Бронзовый отлив 1963 года с копии несохранившегося гипсового памятника (установлен в 1919). Художественный музей Латвийской ССР. Рига. 8. Н. А. Андреев. Памятник Ж. Ж. Дантону в Москве. 1918-19. 9. С. Д. Лебедева. Барельеф "М. Робеспьер. Крашенный гипс. 1920. (1, 3, 5, 6, 8 не сохранились 4 9 - Руский музей Ленинград)

Таблица XLI

К ст. Мордовская АССР. 1. Река Сура в Кочкуровском районе. 2. Саранск. Советская площадь. 3. Сборочный цех саранского завода "Электровыпрямитель". 4. Диспетчерский пункт информационно-вычислительного центра Саранского кабельного завода. 5. Уборка урожая в Ичалковском районе, в. Алексеевский цементный завод.

Таблица XLII

К ст. Мордовская АССР. 1. Архитектор Е. Я. Киндяков (проект детальной планировки). Проспект 50-летия Октября в Саранске. Застройка 1970-72. 2. Дворец пионеров в Саранске. 1972. Типовой проект. Справа - композиция "Орлёнок > (бронза, 1970, скульптор А. М. Белашов, архитектор Д. С. Витухин). 3. Ф. В. С ы ч к о в. "Трактористки-мордовки". 1938. 4. С. Д. Эрьзя. "Пламенный*. Дерево (квебрахо). 1934. 5. В. А. Беднов. "Беление холстов". 1964-1967. в. Н. М. Обухов. "Алёна Арзамасская-Темниковская". Железобетон. 1971. Краеведческий музей. Темников. 7. В. Д. И л ю х и н. Портрет доярки О. Г. Чевтайкиной. 1971. Дирекция художественных фондов и проектирования памятников Министерства культуры РСФСР. 8. Л. С. Шанина-Трембачевская. "Обед в поле". Линогравюра. 1965. (3-5-Мордовская республиканская картинная галерея им. Ф. В. Сычкова, Саранск.) низложение великого герцога, но против присоединения (без особых гарантий) к Сардинскому королевству. В 1861 стал депутатом итал. парламента.

МОНТАНИСТЫ, раннехристианская секта. Осн. в сер. 2 в. во Фригии. Названа по имени своего основателя жреца Монтана. Получила распространение в М. Азии, Африке, Риме, Галлии и на Балканах. Следуя традициям первых христ. общин, М. выступали против самовластия епископов; во главе их общин стояли "пророки" и "пророчицы". Ожидая в скором будущем в городке Пепузе (М. Азия) "второго пришествия" Христа, призывали верующих к отказу от собственности, усмирению плоти и т. п. В этих призывах отразился протест против совр. социального строя. Несмотря на преследования со стороны имп. власти и ортодоксальной церкви, секта М. просуществовала до 8 в.

МОНТАНЬ-ПЕЛЕ (Montagne Pelee), действующий вулкан на о. Мартиника, в Вест-Индии. Вые. 1397 м. Известен катастрофич. извержением 1902, когда тяжёлая горячая туча, состоящая из пепла, вулканич. бомб и глыб, уничтожила г. Сен-Пьер с нас. 26 тыс. чел. По этому извержению подобные вулканы относят к пелейскому типу. Более слабо действовал в 1929-32.

МОНТАНЬЯ, Л а-М онтань я (Montana), область предгорий Анд на В. Перу, к В. от р. Укаяли, примыкающая к равнинам Амазонии. Низкие (1000-1500 л) пологие антиклинальные хребты т. н. Субандийских Кордильер с ядрами из меловых и крыльями из палеогеновых пород разделены широкими равнинными понижениями (структурно к ним относятся и Вост. Кордильеры). Р-н М. получает св. 3000 мм осадков и покрыт густыми влажноэкваториальными лесами. Месторождения нефти.

МОНТАНЬЯРЫ (франц. montagnards, от montagne - гора), то же, что Гора (название демократич. группировок во время Великой франц. революции и Революции 1848 во Франции).

МОНТБРЕЦИЯ, род растений из сем. касатиковых; то же, что тритония.

МОНТВИЛА Витаутас Миколасович [19.2(4.3).1902, Чикаго,-19.7.1941], литовский советский поэт. Сын рабочего. В 1906 вместе с семьёй вернулся из США на родину. Батрачил. В 1924 за участие в антивоен. орг-ции молодёжи был посажен в тюрьму. Окончил Мари-ямпольскую учительскую семинарию (1928), учился в Каунасском ун-те (1928). Первый сб. стихов (1925) не был пропущен цензурой; в 1933 опубл. сб. "Ночи без ночлега". Поэзия М. проникнута духом борьбы с бурж. строем. Тесная связь с действительностью, неожиданная "прозаическая" жизненность образов, напряжённый динамизм, свобода ритма и рифмы свидетельствовали о появлении в Литве оригинального поэта. После 1940 М. активно участвовал в строительстве Сов. Литвы. В 1940 вышел сб. "В широкую землю". В последний стихотворный цикл М.- "Венок Советской Литве" (1941) включены известные, впоследствии переведённые на мн. языки мира стихи "Ленину" и "Дайна о Ленине". Перевёл на литов. яз. произв. В. В. Маяковского (стихи к-рого оказали значит, влияние на самого М.) и М. Горького. Был расстрелян фашистами под Каунасом в VII форте.

Соч.: Rastai, t. 1-2, Vilnius, 1956; I saules taka., Vilnius, 1963; Laisva daina, Vilnius, 1964; в рус. пер.- Свет ваш не погас, М., 1959; Стихи. [Вступ. ст. Л. Озерова], М., 1962.

Лит.: Очерк истории литовской советской литературы, M.t 1955; Балтушис Ю., Человек, поэт, борец, "Коммунист" (Вильнюс), 1963, № 3; Огнев. В., У карты поэзии, М., 1968; Atsiminimal apie V. Montvila., Vilnius, 1966; Montviliene D., Nek-lauskit meiles vardo, Vilnius, 1970.

E. Борисова-Ветрова.

МОНТГОМЕРИ Аламейнский (Montgomery of Alamein) Бернард Лоу (p. 17.11.1887, Лондон), британский воен. деятель, фельдмаршал (1944), виконт (1946). Род. в семье епископа валлийского происхождения. Окончил воен. академию в Сандхерсте (1908). Участник 1-й мировой войны 1914-18. В нач. 2-й мировой войны 1939-45, командуя 3-й пех. дивизией, участвовал в боях во Франции и Бельгии. С авг. 1942 командующий 8-й англ, армией в Сев. Африке, к-рая в боях под Элъ-Аламейном (окт.-ноябрь 1942) нанесла поражение итало-нем.-фаш. войскам, а затем действовала в Сицилии и Италии. В 1944 командующий союзной группой армий, высадившейся в июне 1944 в Нормандии, с авг. 1944 командующий 21-й группой армий, действовавшей в Бельгии, Нидерландах и Сев. Германии. В 1945 главнокомандующий брит, оккупац. войсками в Германии. В 1946-48 нач. имперского Ген. штаба, в 1948-51 пред. К-та главнокомандующих Совета обороны Западного союза. В 1951-58 1-й зам. верх, главнокомандующего вооруж. силами НАТО в Европе. Кавалер всех высших орденов Великобритании и многих иностр. орденов, в т. ч. сов. орденов "Победа" и Суворова 1-й степени.

Соч.: Forward to Victory, L., [1946]; El Alamein to the Riyer Sangro, L., 1948; Normandy to the Baltic, L., 1948; The memoirs, Cleveland - N. Y., [1958]; A history of Warfare, Cleveland - N. Y., 1968.

Лит.: L e w i n R., Montgomery as Military Commander, N. Y., 1971.

О. А. Ржегиевский.

МОНТГОМЕРИ (Montgomery), город на Ю. США, на р. Алабама, адм. ц. штата Алабама. 133,4 тыс, жит. (с пригородами 201 тыс. жит., 1970), ок. '/з- негры. Важный трансп. узел. Аэропорт. Значит, торг, центр (хлопок, лес). Предприятия текст., пищ., хим. пром-сти.

МОНТГОМЕРИ, город в Пакистане; см. Саживал.

МОНТГОМЕРИШИР (Montgomeryshire), графство в Великобритании, в Уэльсе. Пл. 2 тыс. км2. Нас. 42,8 тыс. чел. (1971). Адм. ц.-г. Уэлшпул. Почти вся терр. М. занята Кембрийскими горами (до 827 м вые., г. Моил-Сих). Горы покрыты торфяными и вересковыми пустошами. Агр. район (преим. овцеводство). На протяжении десятилетий население М. сокращается (в 1921-51 тыс. жит.), вынужденное в поисках заработка переселяться в др. районы.

МОНТЁ (Monteux) Пьер (4.4.1875, Париж,-1.7.1964, Ханкок, США), французский дирижёр. Учился в Парижской консерватории по классу скрипки. Работал альтистом и скрипачом в оркестрах театра "Опера комик" и Колонна. С юношеских лет начал также дирижировать. Известность получил как дирижёр "Русских сезонов" С. П. Дягилева; при участии М. были исполнены: "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913) и "Соловей" (1914) Стравинского, "Дафнис и Хлоя" Равеля (1912), "Игры" Дебюсси (1913). В 1914 организовал ставшие популярными "Концерты Монтё". В последующие годы руководитель крупнейших амер. и европ. оркестров - Бостонского (1919-24), "Консертгебау" (наряду с В. Менгельбергом, 1924-34), Парижского (1928-37), Сан-Францисского (1935-1952), Лондонского (с 1961). Много гастролировал, в т. ч. в СССР (1926, 1931 и 1956). Обладал высокой муз. образованностью, безошибочным чувством стиля и совершенной техникой. Владея обширным репертуаром, отдавал предпочтение новым сложным произведениям и был первым исполнителем мн. из них (в т. ч. 3-й симфонии С. С. Прокофьева).

Б. Л. Монтгомери.

К. Монтеверди.

Е. Я. Рацер.

МОНТЕ-АЛЬБАН (Monte Alban), город на Ю. Мексики (штат Оахака), в р-не к-рого в 4 в. до н. э.-16 в. н. э. находился политич. и культурный центр сначала сапотеков, затем миштеков. Археол. исследования у М.-А. проводились с нач. 30-х гг. 20 в. мекс. учёным А. Касо. Здесь на вершинах горной цепи, на искусственно созданных террасах открыты дворцы, "пирамиды", стелы с надписями, амфитеатр, кам. лестница (шир. 40 м) и др. сооружения. Стены зданий были украшены фресками, мозаикой, рельефными человеческими фигурами. Исследовано также ок. 150 склепов с керамич. погребальными урнами в виде людей и животных. В одной из гробниц, принадлежавшей миштекскому вождю, найдено много высокохудожеств. золотых изделий.

Монте-Альбан. Часть древнего города.

Лит.: Кинжалов Р. В., Искусство древней Америки, М., 1962.

МОНТЕВЕРДИ (Monteverdi), Монтеверде Клаудио Джованни Антонио (ок. 15.5.1567, Кремона,-29.11. 1643, Венеция), итальянский композитор. В 1590-1612 служил в капелле герцогов Гонзага в Мантуе (музыкант, певец, капельмейстер), с 1613 руководил капеллой собора Сан-Марко в Венеции. Писал преим. полифонич. хоровую музыку. В 1587-1638 опубликовал 8 книг мадригалов. Развивая полифонич. традиции 16 в., уже в мадригалах М. стремился к лирико-драматич. выразительности, постепенно обновив характер жанра. С 1607 осн. место в его творчестве заняла опера. Сохранились лишь первая - "Орфей" (1607, Мантуя) и 2 последние-"Возвращение Улисса на родину" (1640, Бо-лонья), "Коронация Поппеи" (1642, Венеция). М. придал этому новому тогда жанру ("сказка на музыке", "драма на музыке") подлинно драматич. значение, развив и углубив все его муз.-выразит, средства. М.- создатель т. н. "взволнованного стиля" в музыке. Оказал большое влияние на современников (особенно композиторов венецианской школы).

Лит.: Конев В. Д., К. Монтеверди, М., 1971; Prunieres H., Claudio Monteverdi, P., 1924; М а 1 i p i е г о G. F., Claudio Monteverdi, Mil., 1929; Abert A.. A., Claudio Monteverdi und das musikalische Drama, Lippstadt, 1954. Т. Н. Ливанова,

МОНТЕВИДЕО (Montevideo), столица Уругвая и адм. ц. департамента Монтевидео. Расположена на лев. берегу зал. Ла-Плата Атлантич. ок. Климат субтропический, ср. темп-pa января 23 °С, июля 10 °С. Осадков ок. 1000 мм в год. Пл. 540 км*. Нас. 1,5 млн. чел. (1972; 923 тыс. чел. в 1957).

М. осн. испанцами 24 дек. 1726. Вскоре стал важным торг, центром. В 1777 нек-рое время был оккупирован Португалией, в февр.- июле 1807 - Великобританией, в 1816 захвачен португ.-браз. интервентами и до 1828 входил в состав Бразилии. С авг. 1828 - столица независимого Уругвая. В 1843-51 был осаждён войсками аргент. диктатора Ро-саса; в обороне города до 1848 участвовал нар. герой Италии Дж. Гарибальди. С нач. 20 в. в М. развивается пром-сть, город становится центром рабочего движения Уругвая. В 1918 в М. проходили массовые демонстрации в поддержку Окт. революции 1917 в России, в 1936 - движение за создание нац. фронта, в 1938-выступления трудящихся за демократизацию политич. власти. После 2-й мировой войны 1939-45 М.- арена крупных классовых битв и антиимпериалистич. выступлений.

М.- гл. мор. порт страны (через него проходит почти вся внеш. торговля), начальный пункт речного судоходства по зал. Ла-Плата, pp.Уругвай и Парана, узел жел. и шосс. дорог. Аэродром междунар. значения Карраско. Осн. торг.-пром., финанс. и культурный центр страны. На М. приходится ок. 3/4 всей пром. продукции Уругвая; здесь находятся крупные предприятия мясохладобойной, мясоконсервной, маслоб., муком., текст., кож.-обув., металлургич., металлообр., электротехнич., нефтеперерабат., цем., хим., бум. пром-сти. Город потребляет 70% всей производимой в стране электроэнергии, к-рую он получает с ГЭС в Рин-кон-дель-Бонете и Ринкон-де-Байгория. Климатич. мор. курорт. В М.- филиалы амер., англ., зап.-герм., франц. монополий и банков; базы норв., англ, и япон. китобойных и рыболовных флотов, плавающих в Антарктике.

Монтевидео. Общий вид части города.

В Старом М., примыкающем к порту и построенном по регулярному плану в 18-нач. 19 вв., расположены: главная пл. Пласа де ла Конститусьон (на ней: собор с чертами барокко и классицизма, 1790-1804; классицистич. старая ратуша, 1804-1808, арх.Т.Торибьо), дома кол он.периода с внутр. дворами. К 3. от порта - сложившийся в 18-19 вв. пром. и рабочий р-н Вилья-дель-Серро с прямоугольной сетью улиц, ограниченных со стороны Ла-Платы холмом с крепостью (1801-09). Курортное сев.-вост. побережье Ла-Платы застроено фешенебельными жилыми зданиями и отелями. Центр, р ны Нового М. (окружающего Старый город с С., С.-В. и В.), сложившиеся в 19-20 вв., имеют более свободную планировку. Среди значит, сооружений: классицистич. театр "Со-лис" (1841-74, арх. К.Цукки, Ф. X. Гар-мендия, В. Рабю), эклектич. здание парламента (Паласио Лехислативо; 1908-1920); в стиле архитектуры 20 в.- новая ратуша (1930, арх. М. Кравотто), инженерно-геодезич. ф-т Респ. ун-та (1938, арх. X. Виламахо), многоэтажное здание "Панамерикано"(1957, арх. Р.Сичерс Буре). Совр. микрорайоны: Касавалье (I960, арх. А. Р. Стратта) и др. Памятники колонистам-переселенцам: "Фургон" (1929-34) и "Дилижанс" (1953) - оба бронза, скульптор X. Бельони.

В М. находятся: крупнейшее высшее уч. заведение страны - Респ. ун-т (осн. в 1849), Технич. колледж, к-рому подчиняется ряд спец. уч. заведений, находящихся в М. и др. городах страны, в т. ч. в М.- 2 индустр. уч. заведения, электротехнич., строит., торговли и домоводства (женское), графич. иск-ва, прикладного иск-ва, судостроит., делопроизводства и коммерции. Науч. учреждения - Нац. академия лит-ры, Нац. инж. академия, Нац. комиссия по атомной энергии, Ин-т географии и истории, Астрономия, обсерватория и др. 10 библиотек, крупнейшие из них - Нац. б-ка (500 тыс. тт.), б-ки факультетов Респ. ун-та, Муниципальная б-ка (20 тыс. тт.), Нац. б-ка конгресса (св. 180 тыс. тт.), Пед. б-ка (св. 115 тыс. тт.). Музеи - Нац. историч. музей, Музей естеств. истории, Пед. музей, Нац. музей изящных иск-в, Муниципальный музей изящных иск-в и др., 2 зоопарка, планетарий. Имеются театры и театр, залы: "Мерседес", "Тингладо", "Театро дель сентро", "Сиркулар", "Эль галь-пон", "Клуб де театро", "Нуэво стелла", "Одеон", "Солис", "Верди"; в них выступают труппы-"Комедия насьональ", "Групо 68", "Театро уно", "Театро дель сур" и др. Работает Нац. консерватория.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXIX (стр. 544-545).

Лит.: А Ь е 1 1 a Trias J. S., Montevideo, la ciudad en que vivimos. Su desarrollo, su evolucion у sus planes, Montevideo, I960.

MОHTE-ВИЗО (Monte Viso), горный массив на С.-З. Италии, в Котских Альпах. Вые. до 3841 м. Сложен преим. зе-ленокаменными породами (амфиболиты, серпентиниты). Склоны крутые, расчленённые глубокими ущельями. В гребневой зоне - вечные снега и небольшие ледники, из к-рых берёт начало р. По. Ниже -альп. и субальп. луга, хвойные (из пихты, сосны) и широколиств. (из бука, дуба) леса.

МОНТЕО-БЕЙ (Montego Bay), город на С.-З. Ямайки. 42,8 тыс. жит. (1970). Порт на Атлантич. побережье. Жел. дорогой соединён с г. Кингстон. Аэродром междунар. значения. Вывоз сахара, кофе, бананов. Курорт.

МЕНТЕГЮ (Montagu) Айвор (р. 23.4. 1904, Лондон), английский обществ, деятель и публицист. Род. в аристократич. семье. Образование получил в Лондонском королевском науч.-технич. колледже и Кембриджском ун-те. Автор работ по теории и истории кино, сценарист и постановщик ряда фильмов. В 1932-33 и 1937-47 сотрудничал в газете "Дейли уоркер" ("Daily Worker"). В 1930-е гг. участвовал в антивоен. конгрессах в Париже и Амстердаме. После 2-й мировой войны 1939-45 участник всемирного Движения сторонников мира. В 1948-67 секретарь, с 1969 чл. Президиума Всемирного Совета Мира. М. удостоен Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1959). Награждён болг. орденом Свободы 1-й степени (за заслуги в борьбе за освобождение Г. Димитрова из рук нацистов) и монг. орденом "Полярная звезда" (за очерки о МНР "Земля голубого неба").

М.- видный деятель в области междунар. спорта. В 1926-67 президент Междунар. федерации настольного тенниса, пожизненный вице-президент брит. Ассоциации настольного тенниса.

Соч.: Table tennis, L., 1936; The traitor class, L.. 1940; Film world, [Harmondsworth], 1964; With Eisenstein in Hollywood, В., 1968; Germany's new nazis, L., 1967; The youngest son, L.. 1970; в рус. пер.- Сговор против мира, М., 1953; Мир фильма, Л., 1969.

МОНТЕГЮ (Montague) Уильям Пеп-перелл (24.11.1873, Челси, Массачусетс,-1.8.1953, Нью-Йорк), американский философ-идеалист, представитель неореализма. Проф. Колумбийского ун-та (с 1920). Один из авторов неореалистич. манифеста (1910) и сб. "Новый реализм" (1912). Впоследствии пытался "синтезировать" неореализм и персонализм. В 1930-х гг. примыкал к "религиозному реализму"; к концу жизни стал склоняться к томизму. Претендуя на синтез идеализма и материализма, М. называл этот синтез анимистич. материализмом, или "гилопсихизмом". Материю и психику М. рассматривал как две различные формы энергии: материя - механич. система кинетич. энергий; мысль - иерархич. система потенциальных энергий, сосредоточенных в мозгу. М.- сторонник теории эмерджентной эволюции, к-рую он трактовал в механистич. духе как возникновение нового качества в результате постоянного нарастания одного фактора развития по сравнению с другим.

Соч.: The ways of knowing..., L.,[1925]; Belief unbound..., New Haven-L., [1940]; The illusion of nominalism, [s.l.], 1948;
Great visions of philosophy, La Salle, 1950.

А. С. Богомолов.