БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381R>
"МОНТЕГЮ - ЧЕЛМСФОРДА РЕФОРМА", Закон об управлении Индией, принятый англ, парламентом в 1919 в условиях усиления нац.-освободит, движения в Индии. Основывался на докладе мин. по делам Индии Э. Монтегю (Е. Montagu) и вице-короля Индии Ф. Челмсфорда (F.Chelms-ford), опубл. в 1918 (отсюда назв.). Предусматривал создание двухпалатного законодат. органа при ген.-губернаторе, состоявшего из Гос. совета и Законодат. собрания, часть членов к-рых назначалась. За ген.-губернатором сохранялось право вето. В крупных провинциях вводилась т. н. диархия (двоевластие); сущность её заключалась в сложной и запутанной системе разделения власти между департаментами, министры к-рых ответственны перед законодат. органами, и департаментами, возглавлявшимися министрами, ответственными перед губернаторами провинций. Система диархии по существу лишала вновь созданные органы возможности действовать сколько-нибудь эффективно. "М.- Ч. р." сохраняла принцип раздельных религ.-общинных курий, введённый в 1909; право выбирать законодат. органы получало всего ок. 1% населения Индии, в провинциальные - ок. 3%. "М.- Ч. р.", не менявшая существа колон, господства, вызвала протест различных слоев инд. общества. Нац. конгресс бойкотировал выборы (1921) в новые законодат. органы. "М.-Ч. р." действовала до 1935.

МОНТЕЙРУ ЛУБАТУ (Monteiro Loba-to) Жозе Бенту (18.4.1883, Таубате,-4.7.1948, Сан-Паулу), бразильский писателе. По образованию юрист. Для рассказов и пуолицистич. очерков М. Л.-сб-ки "Урупес" (1918), "Мёртвые города" (1919), "Негритянка" (1920) - характерно неприкрашенное, лишённое роман-тич. идеализации изображение крестьянства. Художеств, яркость и достоверность сделали рассказы М. Л. важным звеном в формировании браз. нац. лит-ры. С 20-х гг. занялся издат. деятельностью и журналистикой, выступал за независимость браз. экономики и культуры (кн. "Нефтяной скандал", 1936). Писал также для детей, в увлекат. форме знакомя их с основами наук, фольклором.

С о ч.: Ob'ras completes, v. 1 - 13, Sao Paulo, 1946-47; в рус. пер.- Сказки тётушки Настасьи, М., 1958; Чернуша. Месть пе-робы, в сб.: Бразильские рассказы, М., 1959; Орден Жёлтого Дятла, М., 1961.

Лит.: Тертерян И. А., Бразильский роман XX в., М., 1965; CavalheiroE., Monteiro Lobato. Vida o obra, v. 1-2, 2 ed., Sao Paulo, [1956]. И. А. Тертерян.

МОНТЕ-КАРЛО (Monte Carlo), город в Монако, на побережье Средиземного м., на Лазурном берегу. 9,5 тыс. жит. (1961). Курорт и центр междунар. туризма. Известен игорным домом (казино). Оперный театр; нац. музей изящных искусств.

MОHTE-КАРЛО МЕТОД, метод статистических испытаний, численный метод решения матем. задач при помощи моделирования случайных процессов и событий. Термин "М.-К. м." возник в 1949, хотя нек-рые расчёты путём моделирования случайных событий осуществлялись статистиками и ранее. (Назв. "М.-К. м." происходит от города Монте-Карло, известного своим игорным домом.) Широкое распространение М.-К. м. получил только после появления быстродействующих вычислительных машин. Программы для расчётов по М.-К. м. на ЭВМ сравнительно просты и, как правило, позволяют обходиться без большой оперативной памяти. См. Статистических испытаний метод.

"МОНТЕКАТИНИ ЭДИСОН" (Monte-catini Edison, Италия), см. в ст. Химические монополии.

А. Монтегю.

М. Монтень.

МОНТЕКУККОЛИ, Монтекукку-л и (Montecuccoli. Montecucculi) Рай-мунд (21.2.1609, замок Монтекукколи, близ Модены,-16.10.1680, Линц), граф, с 1679 имперский князь и герцог Мельфи, австр. фельдмаршал (1658), воен. теоретик. С 1625 на австр. службе, участвовал в Тридцатилетней войне 1618-48. Во время войны Дании, Бранденбурга и Австрии против Швеции (1657-58), командуя австр. войсками, нанёс ряд поражений швед, войскам и вытеснил их из Польши, Ютландии и Померании. В 1664, руководя соединённой австро-франко-венг. армией, разбил тур. войска-в Зап. Венгрии. В 1672-76 успешно действовал на Рейне против франц. армии А. Тюрен-на и Л. Конде. В "Записках" М. систематизировал воен.-теоретич. положения своего времени, доказывал необходимость постоянной, хорошо обученной армии, требовал навязывать бой противнику, а не ограничиваться маневрированием с целью перерезать его коммуникации. Придавал большое значение артиллерии в бою.

Соч.: Записки или главные правила военной науки..., пер. с франц., М., 1760.

МОНТЕЛИУС (Montelius) Оскар (9.9. 1843, Стокгольм,-4.11.1921, там же), шведский археолог. Создал хронологич. классификацию неолита, бронз, и раннего жел. веков Европы, базирующуюся на разработанном М. типологическом методе. Метод М., помогающий установить относительную и абсолютную датировку археол. памятников (см. Археологическая датировка), применяется и совр. археологами. Однако М., как и нек-рые др. археологи-эволюционисты (напр., Г. Мортилье), ошибочно полагал, что вещи развиваются по тем же законам, что и животные организмы.

Соч.: Die Chronologic der altesten Bron-zezeit in Nqrd-Deutschland und Skandinavien, Braunschweig, 1900; Kulturgeschichte Schwe-dens, Lpz., 1906; Dievorklassische Chronologic Italiens, Bd 1 - 2, Stockh., 1912; Die alteren Kulturperioden im Orient und in Europa, v. 1-2, Stockh., 1903-23.

МОНТЕЛЬ (Montel) Поль (р. 29.4.1876, Ницца), французский математик, чл. Парижской АН (1937). Проф. Парижского ун-та (1911-46). Работы М. относятся к теории аналитич. функций; важнейшие из них посвящены применению принципа компактности к теории аналитич. функций.

Соч.: Lecons sur les series de polynomes a une variable complexe, P., 1910; Lecons sur les fonctions entieres ou meromorphes, P., 1932; в рус. пер.- Нормальные семейства аналитических функций, М. -Л., 1936.

МОНТЕНЕГРО (Montenegro), итальянское название Черногории, принятое также во Франции, Великобритании, Испании и ряде др. стран.

МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (28.2.1533, замок Монтень, близ Бордо,-13.9.1592, там же), французский философ и писатель. Род. в семье потомка гасконских буржуа, ставших дворянами. Получил домашнее классич. образование, окончил коллеж, изучил право. В 1580-1588 М. опубл. своё осн. соч. "Опыты" (кн. 1-3). Лит.-филос. жанр размышления над конкретными историч. фактами прошлого и настоящего, бытом и нравами людей разных положений, состояний, уровней культуры да и сам термин "эссе" ("опыт") своим возникновением обязаны прежде всего М. Стимулом к созданию нового жанра явилась неспокойная обстановка гражд. и религ. войн между феод, знатью и складывавшейся монархией, между католич. и гугенотско-протестантской партиями. Широкое вольнодумство, своеобразный гуманистич. скептицизм М. направлены против церк. ортодоксии и схоластики, господствовавшей в ср.-век. ун-тах, против суеверий и фанатизма, жестокости и цинизма правителей, феод. анархии и произвола.

Предмет критики М.- моральная структура цивилизованного и всё ещё варварского общества, по сравнению с к-рым примитивный мир дикарей и отношения, основанные на естеств. нравственности, являются воплощением разумного и куда более человечного образа жизни. Рассказывая при этом о своём личном опыте, склонностях, приверженности к здравому смыслу, М. создаёт реалистически правдивый самокритичный автопортрет. Смешанное со скептицизмом благоразумие выдвигается им как подходящий принцип и для общества, от неурядиц к-рого больше всего терпит всегда простой люд, чьё возмущение и чей юмор, сугубо французский, галльский, характерны для М.

Век классицизма не мог понять М. Мн. его идеи ведут к Ш. Монтескье, к просветителям 18 в. и к Ж. Ж. Руссо.

Соч.: CEuvres completes, v. 1 - 6, P., 1924 - 27; в рус. пер.- Опыты, послесл. Ф. А. Коган-Бернштейн, т. 1 - 3, М., 1960.

Лит,: История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946, с. 321 - 34; Р ы к о в а Н., М. Монтень, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; М о r с a u P., Montaigne. L'homme et 1'oeuvre, 4 ed., P., [19581; "Europe", 1972, № 513 - 14, janv.- fevr. (номер посвящён Монтеню); Joukovsky F., Montaigne et le probleme du temps, P., 1972: Тannenbаum S. A., M. E. de Montaigne (A concise bibliography), N. Y., 1942.

В. И. Ефимов.


Ш. Монтескье.

МОНТЕОРУ, археол. культура эпохи средней бронзы (1700-1200 до н. э.). Открыта в 1917 -18 у с. Сэрата-Монтеору (Sarata-Monteoru, уезд Бузэу) в Румынии. Распространена в вост. части Румынии, в СССР - в зап. р-нах Молд. ССР. Представлена укреплёнными и неукреплёнными поселениями и могильниками (погребения на боку в скорченном положении). Население жило патриархальными общинами, занималось земледелием и скотоводством. Оружие и др. предметы изготовлялись из бронзы и камня. Глиняная посуда с чёрной лощёной поверхностью украшалась рельефным или шнуровым орнаментом, на позднем этапе - бугорками, пальметками или спиралями. У с. Сэрата-Монтеору открыт также слав, могильник 6-7 вв. (св. 1500 трупосожжений, помещённых в круглые ямы, реже - в глиняные урны). Инвентарь: пальчатые фибулы, жел. ножи, стеклянные бусы и др., а также визант. золотые, серебряные и стеклянные сосуды.

Монтеору. Бронзовая фибула и глиняный сосуд.


Лит.: Федоров Г. Б., Население Прутско-Днестровского междуречья в 1 тыс. н. э., М., 1960; Федоров Г. Б., IIолевой Л. Л., Археология Румынии, М., 1973.


МОНТЕРИЯ (Monteria), город в Колумбии, адм. ц. департамента Кордова. Порт на р. Сину, в 50 км от побережья Карибского м. 188 тыс. жит. (1971). Соединён шоссе с автомагистралью Медельин -Картахена. Торг.-трансп. центр с.-х. р-на (бананы, рис, хлопчатник и др. субтро-пич. культуры, лсивотноводство). Цсм. пром-сть.



МОНТЕРЛАН (Montherlant) Анри де (21.4.1896, Париж,-21.9.1972, там же), французский писатель, чл. Франц. академии (1960). Учился в Ин-те Сент-Круа в Нёйи. Ранние произв. М. написаны под влиянием М. Барреса. Романы "Бестиа-рии" (1926), "Холостяки" (1934, рус. пер. 1936), отражающие увлечение писателя спортом, и особенно его тетралогия "Девушки" (1936), "Жалость к женщинам" (1936), "Демон добра" (1937), "Прокажённые" (1939) характеризуют М. как сторонника крайнего эгоцентризма и непримиримости к человеческим слабостям в духе Ф. Ницше. В годы фаш. оккупации Франции М. пришёл к оправданию гитлеровской политики и коллаборационизму (кн. "Июньское солнцестояние", 1941). В драмах "Мёртвая королева" (1942), "Ничей сын" (1943), "Малатсста" (1946), "Испанский кардинал" (1960) М. высказывался в пользу сильной политич. власти, для к-рой нар. массы являются лишь пассивным и инертным материалом.

С о ч.: Romans et oeuvres de fiction ..., P., 1959; Theatre, P., 1954; Essais, [P., 1963]; Un assassin est mon maitre, [P., 1971].

Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Perruchot H., Montherlant, [4 ed., P., 1959]; Blanc A., Montherlant ..., [P., 1968] (имеется библ.); Н. de Montherlant, "Nouvelle revue francaise", 1973, fevr., № 242, p. 1 - 126 (№ посвящён Мон-терлану); [Некррлог], "L'Humanite", 1972, 23 sept.; Les critianes de notre temps et Montherlant, P., [1973]. В.П.Большаков.

МОНТЕ-РОЗА (Monte Rosa), горный массив в Пеннинских Альпах, на границе Италии и Швейцарии. Сложен преим. гранитами и гнейсами. Вые. до 4634 м (г. Дюфур). В гребневой зоне - совр. оледенение (крупнейший ледник Горнер, дл. ок. 14 км). Альп, и субальп. луга и кустарники; ниже - хвойные леса.

МОНТЕРРЕЙ (Monterrey), город в Сев. Мексике, адм. ц. штата Нуэво-Леон. 830 тыс. жит., в пределах агломерации 1177 тыс. жит. (1970). Важный пром.-трансп. и финанс. центр Мексики. Развитию М. способствовали положение на путях из Центр. Мексики в США, близость месторождений полиметаллов, кам. угля, нефти и газа, а также районов орошения. Общенац. значение имеют чёрная и цветная металлургия, химич., элсктротсхнич., металлообр., пивовар, пром-сть. Предприятия текст., цем. пром-сти. Ун-т.



МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи де Секоида, барон де Ла Бред и деМ. (18.1.1689, Лабред, близ Бордо,-10.2.1755, Париж), французский просветитель, правовед, философ и писатель.

Чл. Ин-та Франции (1727). Происходил из старинного дворянского рода. По окончании католич. коллежа (1705) изучал право в Бордо и Париже. В 1714 совет-пик, а с 1716 один из вице-президентов парламента (суда) Бордо. С 1726 жил в Париже.

В 1728 М. предпринял путешествие по Европе (посетил Италию, Пруссию, Нидерланды), в 1729-31 жил в Великобритании. Англ, конституц. практика, взгляды англ, правоведов и философов оказали большое влияние на формирование гос.-правовых идеалов М., наиболее ярко выраженных в книге "О духе законов" (1748, рус. пер. 1900),- энциклопедич. труде, основанном на широком использовании сравнительного и сравнительно-историч. методов. М. придавал большое значение в формировании позитивного права и форм правления гос-ва географич. факторам (особенно климату). Жаркий климат, считал он, порождает лень и страсти, убивает гражд. доблести и является причиной деспотич. правления. Такая позиция дала основание считать М. одним из основоположников т. н. географич. школы в социологии. Однако важнейшее значение М. придавал политич. факторам и прежде всего - форме правления. Осн. темой кн. "О духе законов" и являлась проблема разумного гос. строя и его организация. Исходя из антич. политич. теорий, М. различал 3 правильные формы правления (демократия, аристократия и монархия) и 1 неправильную (деспотия).

Считая наилучшей формой правления монархию, М. в качестве средства, способного предотвратить трансформацию монархии в деспотию и обеспечить политич. свободу, полагал принцип разделения властей, а также федеративную форму гос. устройства (см. также "Разделение властей"). М. сыграл значит, роль в истории Франции, в развитии мировой обществ. мысли как критик королев. деспотизма и идеолог конституц. монархии. В целом же политич. программа М.-программа компромисса между буржуазией и дворянством на условиях совместного участия в осуществлении гос.власти. М. не сумел дать подлинно науч. разграничения различных форм правления. К. Маркс, отмечая неправильность данного М. разграничения монархии и деспотии, писал, что "...всё это- обозначения одного и того же понятия, в лучшем случае они указывают на различия в нравах при одном и том же принципе" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 374-75). В области чисто правовой М. выдвинул ряд прогрессивных принципов: равенство граждан перед законом, широкое избират. право, свобода слова, печати, совести, отделение церкви от гос-ва, отказ от пыток и суровых наказаний, необходимость междунар. соглашений о гуманизации методов войны и т. д.

Идеи М. широко использовал Ч. Бек-кариа, выдвигая новые принципы уголовного права. Теория разделения властей оказала большое влияние на амер. конституцию 1787, франц. конституцию 1791 и др.

Историч. взгляды М. нашли своё выражение в его труде " Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734). М. отказывается от теологич. понимания истории, выдвигает положение об объективной закономерности историч. процесса.

Книга "О духе законов" была внесена в "Индекс запрещённых книг", тем не менее она выдержала 22 изд. на протяжении двух лет (1748-1750), была переведена почти на все европ. языки. Первыми переводчиками этой книги в России были А. Д. Кантемир и А.Н.Радищев (оба перевода не сохранились).

Славу М. как художнику слова принёс роман "Персидские письма" (1721, рус. пер. 1789) - одно из лучших произв. т. н. филос. жанра, характерного для 18 в. Идеи романа изложены в форме переписки друзей - персов Узбека и Рики, "наивных" и в то же время ^удрых критиков франц. светского общества, преисполненного спеси от пустой мишуры своей "цивилизованности", от к-рой неотделимы суеверия, гнёт церкви и власти, оторванная от жизни учёность, иск-во, состоящее из риторических славословий, условностей, крайней манерности. Полная иронии, тонкого остроумия, сатира М. разворошила все пласты французской абсолютной монархии, её политическую жизнь, культуру, обычаи, нравы её подданных.

Поэмы в прозе "Книдский храм" (1725) и "Путешествие в Пафос" (1727) написаны в духе гедонистич. эпикуреизма дворянских салонов и будуаров с их излюбленными мифологич. персонажами, эротич. сюжетами.

"Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства" (написан 1753, опубл. в 4-м т. "Энциклопедии" Д. Дидро, 1757) выдержан в целом в традициях классицизма. Однако, выступая как сторонник порядка, симметрии, рациональности, ясности в художеств, произведении, М. понимает уже и прелесть эффектов неожиданности, небрежности, безыскусственного обаяния.

Соч.: Cеuvres completes, t. 1 - 3, P., 1950-55; Correspondance, v. 1 - 2, P., 1914; в рус. пер.-Избр. произв., М., 1955; Дух законов, СПБ, 1900; Персидские письма, М., 1956.

Лит.: Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 374; т. 5, с. 203; История французской литературы, т. 1, М., 1946; Б а с к и н М. П., Монтескье, М., 1965; Shackleton R.., Montesquieu. A critical biography, [Oxf.], 1961; StarobinskyJ., Montesquieu par lui-meme, [P., 1963]; L о у J. Robert, Montesquieu, N. Y., [1968]; Etudes sur Montesquieu, [P., 1970]; С a b e e n D. C., Montesquieu. A bibliography, N. Y., 1947; его же, A supplementary Montesquieu bibliography, "Revue internationale de philosophies., 1955, № 33 - 34.

3. М. Черниловский, В. И. Ефимов.

МОНТЕСПАН (Montespan), обширная пещера на Ю.-З. Франции, в предгорьях Пиренеев (деп. Верхняя Гаронна) с остатками культуры позднепалеолитич. человека (мадленская культура). Открыта ^ранц. археологом Н. Кастере в 1923. о внутр. частях пещеры обнаружены выгравированные на стенах изображения бизонов и лошадей, а также вылепленная из глины фигура медведя без головы (её заменял медвежий череп, найденный поблизости и первоначально прикреплённый к фигуре). На глинистом полу пещеры сохранились следы ног пожилых людей и подростков 13-14 лет. Пещера М. являлась местом культовых церемоний и магических обрядов палеолитических людей (возможно, и обрядов инициации).

Лит.: Окладников А. П., Утро искусства, [Л., 1967]; В reu il H., Quatre cents siecles d'art parietal, Montignac, 1952; TrombeF. etDubuc G., Le centre pre-historique de Ganties - Montespan, p., 1947 (Archives de 1'Institut de Paleontologie Humaine, Memoire 22).

МОНТЕССОРИ (Montessori) Мария (31.8.1870, Кьяравалле, близ г. Анкона,-6.5.1952, Нордвейк-ан-Зе, Нидерланды), итальянский педагог. Окончила в 1896 Римский ун-т (одна из первых женщин, получивших степень доктора медицины). Как ассистент психиатрич. клиники ун-та вела работу с умственно отсталыми детьми; профессор антропологии и гигиены в Высшей женской школе (1900-08'" и лектор пед. антропологии в ун-те Риме (1904-08). М. подвергла резкой критике традиц. школу за муштру и игнорирование естеств. запросов ребёнка. Нач. школа, по М., должна быть лабораторией, дающей возможность изучать пси-хич. жизнь детей. Разработала оригинальную систему сенсорного развития детей в спец. дошкольных учреждениях (т. н. домах ребёнка, открывавшихся ею и её последователями) и нач. школе. В теоретич. работах и практич. деятельности проводила идеи свободного воспитания.

С установлением в Италии фаш. режима эмигрировала за границу. Создавала школы, работавшие по её системе, в США, Франции, Великобритании, Дании, Нидерландах, Индии и др., организовывала международные конгрессы, выступала против войны. После 2-й мировой войны 1939-45 вернулась в Италию.

Соч. в рус. пер.: Руководство к моему методу, М., 1916; Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в "домах ребёнка", 4 изд., М., 1920; Самовоспитание и самообучение в начальной школе, М., 1922.

А. И. Пискунов.

МОНТЕСУМА, М о к т е с у м а, 1) М. (1390 - ок. 1469), вождь ацтеков. Завершил подчинение ацтекам др. индейских племён Центр. Мексики и возглавил союз этих племён (с центром в г. Теноч-титлан, совр. г. Мехико). 2) М. (1466-1520), правитель ацтеков с 1503. Союз индейских племён, возглавлявшийся М., держался силой оружия. С приходом испанцев в г. Теночтитлан М. был захвачен в плен; выступил с призывом покориться испанцам, за что был убит восставшими индейцами.

МОНТЕФЕЛЬТРО (Montefeltro), итальянский род, господствовавший в 1234-1508 в г. Урбино. Происходил из области Анконской марки (Монтефельтро) -отсюда название. Первоначально М. носили титул графов, а с 1443- герцогов Урбино. В 13 в. активно поддерживали гибеллинов (см. Гвельфы и гибеллины}; в 14-15 вв. М.- кондотьеры на службе у Висконти и папства.

МОНТЕ-ЧИРЧЕО (Monte Circeo), возвышенность на мысе Чирчео (зап. побережье Италии), где в 1939 в одном из гротов обнаружен хорошо сохранившийся череп неандертальца, сходный по строению с найденным в Ла-Шапель-о-Сен. Череп лежал открыто на поверхности отложений пещеры в боковом углублении и был обложен камнями. Очевидно, он был намеренно положен туда древними людьми. Там же найдены орудия, характерные для мустъерской культуры.

МОНТИ (Monti) Винченцо (19.2.1754, Альфонсине, близ г. Равенна,- 13.10. 1828, Милан), итальянский поэт; представитель классицизма. Получил клас-сич. образование. Неоднократно меняя политич. ориентацию, М. в своих стихах, поэмах и драмах воспевал сначала като-лич. церковь ("Бассвилиана", 1794), затем Великую французскую революцию, патриотич. идеалы италх "якобинцев" ("Фанатизм", 1797, "За освобождение Италии", 1801, трагедия "Кай Гракх", 1804, рус. пер. 1882), Наполеона ("Прометей", 1797, "Бард чёрного леса") и, наконец, сменивших его Габсбургов ("Мистический дар", "Возвращение Астреи"), Выдающееся художеств, значение имеет перевод М. "Илиады" Гомера (1810). У современников произв. М. пользовались большой популярностью, утраченной, однако, уже в сер. 19 в.

Соч.: Opere, v. 1 - 6. [Mil., 1839 - 42]; Opere, Mil., 1953.

Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской 'литературы, т. 2, М., 1964; А ! 1 e v i F., V. Monti, Firenze, 1954.

МОНТИРОВКА ТЕЛЕСКОПА, часть телескопа, на к-рой укрепляется его оп-тич. труба. М. т. позволяет направить его в наблюдаемую область неба, обеспечивает стабильность его установки в рабочем положении, удобство выполнения наблюдений различного типа. Осн. части М. т.: основание (или колонна), две взаимно перпендикулярные оси для поворотов трубы телескопа, приводы и система отсчёта углов поворота. Различают (см. рис.) два осн. типа М. т.: экваториальную монтировку (или параллактическую) и азимутальную монтировку (или горизонтальную). В экваториальной М. т. 1-я ось направлена в полюс мира и паз. полярной (или часовой) осью, а 2-я лежит в плоскости экватора и наз. осью склонений; с нею скреплена труба телескопа. При повороте телескопа вокруг 1-й оси меняется его часовой угол при постоянном склонении; при повороте вокруг 2-й оси изменяется склонение при постоянном часовом угле. При наблюдениях на телескопе, установленном на э-к-ваториальной монтировке, слежение за небесным телом, движущимся вследствие видимого суточного вращения неба, осуществляется путём поворота телескопа с постоянной скоростью вокруг одной полярной оси. О типах экваториальных М.т. см. Английская монтировка, Немецкая монтировка, Американская монтировка. В азимутальной М. т. 1-я ось вертикальная, а 2-я, несущая трубу, лежит в плоскости горизонта. 1-я ось служит для поворота телескопа по азимуту, 2-я - по высоте (зенитному расстоянию). При наблюдениях звёзд в телескоп, установленный на азимутальной М. т., его необходимо непрерывно и с высокой степенью точности поворачивать одновременно вокруг двух осей, причём со скоростями, меняющимися по сложному закону. В астрономич. инструментах, предназначенных для тех или иных спец. наблюдений, применяются более сложные конструкции монтировок. Так, в инструментах, предназначенных для фотографич. наблюдений искусств, спутников Земли (спутниковых фотокамерах), применяются трёхосные и четырёхосные монтировки, позволяющие следить за быстро движущимся по небу спутником путём вращения фотокамеры вокруг только одной "орбитальной" оси (положение остальных осей устанавливается заблаговременно и во время наблюдений только корректируется ).

Типы монтировок телескопа: а - симметричная английская монтировка (в ярме); б -несимметричная английская монтировка; в - немецкая монтировка на прямой колонне; г - немецкая монтировка на ломаной колонне; д - опорная немецкая монтировка; е - американская монтировка (на вилке); ж - монтировка типа ярма с подковой; 3 -азимутальная монтировка советского 6-м телескопа БТА. 1 - Основание (или колонна); 2 - полярная ось; 3-ось склонений; 4 -труба телескопа; 5 - червячные пары осей; 6 - часовой механизм; 7 - круги отсчёта углов поворота осей; 8 - гидростатические подшипники осей; 9 - противовес; 10 - вертикальная ось азимутальной монтировки; 11 - горизонтальная ось азимутальной монтировки.

Лит.: Курс астрофизики и звездной астрономии, 3 изд., т. 1, М., 1973; Мельников О. А., История телескопа. Л., I960; Телескопы, пер. с англ., М., 1963; Современный телескоп, М., 1968; Димитров Г. и Б э к е р Д., Телескопы и принадлежности к ним, пер. с англ., М.- Л., 1947; М и-хельсон Н- Н., Горизонтальная монтировка телескопа, "Изв. Главной Астрономической обсерватории АН СССР", 1961, № 169; его же, Некоторые вопросы теории альт-азимутальной монтировки телескопа, там же, 1966, № 181; 1970, Х° 185; R 1 е k h е г R., Fernrohre und ihre Meister В., 1957; King Н. С., The history of the telescope, L., 1955; D a n j о n А. А., С