БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381 о u-d е г A., Lunettes et telescopes, P., 1935. ,

Н. Н. Михелъсон.

МОНТИЧЕЛЛИТ (от имени итал. минералога Т. Монтичелли, Т. Monticelli, ' 1759-1846), породообразующий минерал, силикат кальция и магния CaMg[SiO4]; обычны примеси Fe и Мп. Кристаллизуется в ромбич. системе. Структурно близок к минералам группы оливина, но объём ячейки у М. больше. Бесцветен или серый. Тв. по минералогич. шкале 5-6. Плотность колеблется в зависимости от состава от 3000 до 3300 кг/м3. Среднее светопреломление 1,64-1,66. Встречается в виде кристалликов и зернистых масс в контактово-метаморфич. породах санидиновой фации, реже -в щелочных изверженных породах.

МОНТМОРИЛЛОНИТ [от назв. франц. города Монморийон (Montmorillcn) в деп. Вьенна], глинистый минерал из подкласса слоистых силикатов с переменным хим. составом (Ca,Na) (Mg, Al, Fe)2 [(Si,Al)4O10](OH)2TiH2O. Структура М. отличается симметричным сложением пачек слоев (как у пирофиллита). Между "пирофиллитовыми" пакетами размещаются молекулы межслоевой воды и атомы обменных оснований Са, Na и др. Характерно большое расстояние между пачками слоев. Образует плотные глинистые массы. Кристаллы моноклинной системы видны только под электронным микроскопом, встречаются редко; обычны неправильные листочки. Цвет белый до розового и серо-синего оттенков, бурый, красный, зеленоватый (в зависимости от примесей). Тв. по минералогич. шкале ок. 1; плотность ок. 1800 кг/м3. При смачивании сильно набухает в связи с проникновением воды в промежутки между слоями структуры.

М.- типичный продукт выветривания алюмосиликатов в условиях щелочной среды. Гл. составной компонент бентонитов; входит также в состав почв, валунных суглинков и др. осадочных пород. М.- важное полезное ископаемое; активный компонент отбеливающих и сукновальных глин, используемых в нефт., текст, и мыловаренной пром-сти, благодаря их адсорбирующим и омыляющим свойствам.

В. П. Петров.

МОНТОБАН (Montauban), город на Ю.-З. Франции, на р. Тарн. Адм. ц. департамента Тарн и Гаронна. 45,9 тыс. жит. (1968). Трансп. узел. Центр с.-х. р-на (овощи, фрукты, птица). Пищ., текст, пром-сть.

МОНТРЁ (Montreux), город в Швейцарии, в кантоне Во, на берегу Женевского оз. 20,4 тыс. жит. (1970). Центр туризма. Б. ч. населения занята в сфере обслуживания. Близ М.- Шильонский замок, ныне музей. В 1936 в М. проходила конференция по вопросу о режиме Черноморских проливов.

МОНТРЁ КОНФЕРЕНЦИЯ 1936, конференция о режиме Черноморских проливов; проходила 22 июня - 21 июля в г. Монтрё (Швейцария) с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Австралии и Японии. Была созвана по предложению Турции для пересмотра конвенции о режиме Черноморских проливов, принятой на Лозаннскойконференции 1922-23. На М. к. развернулась острая дискуссия, вызванная попыткой Великобритании ограничить под предлогом "равенства" черноморских и нечерноморских держав право прохода через проливы сов. воен. кораблей. Paбо та М. к. осложнялась сговором тур. делегации с делегацией Великобритании Твёрдая позиция Сов. Союза предотвратила срыв конференции и обеспечила принятие согласованных решений. На конференции 20 июня была подписана новая конвенция о режиме проливом на основе к-рой Турция получила право ремилитаризировать зону проливов. Конвенция сохраняет за торг, судами всех стран свободу прохода через пролив, как в мирное, так и в воен. время. Правила же прохода воен. кораблей не одинаковы для черноморских и нечерноморских держав. Черноморские державы могут проводить через проливы в мирно время свои воен. корабли любого класса с предварит, уведомлением тур. в ластей Для воен. кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие на водные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж воен. судов нечерноморских держав в Чёрном м. не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого минимума до 45 тыс. т в случае увеличения воен.-мор. сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток. В случае участия Турции в войне, а также если Турция сочтёт, что она находится под непосредств. угрозой войны, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых воен. судов; во время войны в к-рой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода воен. судов любой воюющей державы.

Предусмотренная Лозаннской конвенцией междунар. комиссия по проливам была ликвидирована, и её функции переданы турецкому пр-ву. Решения М. к. были для своего времени шагом вперёд на пути признания
прав черноморских стран в вопросе проливах.

Публ.: Сборник действующих договоров соглашений и конвенций..., в. 9, М., 1938 док. № 333; Международное право в избран ных документах, т. 1, М., 1957, с. 241 - 50 Внешняя политика Советского Союза. 1941 год, М., 1952, с. 167 - 70, 193-202; К со ветско-турецким отношениям, "Известия" 1953, 19 июля. А. И. Иойрыш

МОНТРЁЙ-СУ-БУА (Montreuil-sous Bois), город во Франции, вост. пригород Парижа, в деп. Сен-Сен-Дени. 96 тыс. жит. (1968). Электротехнич. станкостроит. пром-сть и др. отрасли машиностроения Кож., пищ., хим. предприятия; виноделие.

МОНТСЕРРАТ (Montserrat), остров в Вест-Индии, в составе Малых Антильских о-вов; владение Великобритании Пл. 98 км2. Нас. 12 тыс. чел. (1971). Адм. ц.- г. Плимут. Осн. занятие населения - возделывание хлопчатника, бананов, овощей; переработка с.-х. сырья. Открыт испанцами в 1493.

МОНУМЕНТ (лат. monumentam, от moneo - напоминаю) вскульптуре и архитектуре, памятник значительных размеров в честь крупного исто-рич. события, выдающегося обществ, деятеля и т. п. Зачастую М. служит идейной и объёмно-пространственной доминантой архит. ансамбля. Нередко М. сооружается в виде скульптурно-архит. комплекса (см. Мемориальные сооружения).

MONUMENTA GERMANIAE HISTORICA (лат., сокр. MGH), Памятники истории Германии, многосерийное издание источников по истории Германии 500-1500. Публ. начата в 1826 Об-вом по изучению ранней герм, истории (осн. в 1819 по инициативе Г. Ф. К. Штейна). В 1823-73 изданием руководил Г. Пертц. В 1875 была создана центр, дирекция MGH. С 1946 публикацией ведает спец. ин-т под назв. "MGH. Герм, ин-т по изучению средневековья" (центр, дирекция находится с 1948 в Мюнхене), отделения MGH имеются при АН ГДР и при Австр. АН в Вене. Публикация состоит из пяти осн. серий: I. Исторические писатели (лат. Scrip-tores, сокр. SS); II. Законы (Leges, LL); III. Грамоты (королей и императоров) (Diplomata, DD); IV. Письма (Epistolae, Ерр); V. Древности (Antiquitates, AA). В процессе работы появился ряд дополнений, а также переиздания, в т. ч. сокращённые для уч. целей (в пер. на нем. яз.-Geschichtsschreiber der deutschen Vorzeit, v. 1 - 103, 1847-1959). В подготовке публикаций приняли участие крупные учёные (Г. Вайц, В. Ваттенбах и др.).

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА, выдвинутый В. И. Лениным план развития монументального искусства в условиях победы Великой Октябрьской социалистич. революции и комплекс мероприятий Советского правительства по реализации этого плана. Началом М. п. был декрет СНК от 12 апр. 1918 "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции" ("О памятниках республики"). Декрет предусматривал снятие монументов, не имеющих историч. и художеств, ценности, создание произв. революц. монументального иск-ва. Уже к 1 мая 1918 был снят или закрыт ряд монархич. памятников, создано праздничное оформление мн. городов, открыт временный пам. К. Марксу в Пензе (скульптор Е. В. Ревдель). Осуществление М. п. осложнялось большими орга-низац. и материально-технич. трудностями и саботажем бурж. интеллигенции. Список новых памятников, к-рые предполагалось воздвигнуть в память революционеров и прогрессивных деятелей культуры всех времён и народов (69 имён), был утверждён СНК 30 июля 1918. Первым из них сооружён пам. А. Н. Радищеву в Петрограде (скульптор Л. В. Шервуд, открыт 22 сент.), повторенный затем для Москвы (открыт € окт.; ныне в Н.-и. музее архитектуры им. А. В. Щусева, Москва). Празднование первой годовщины Окт. революции было отмечено открытием мн. новых памятников, мемориальных досок с аги-тац. надписями, а также архитектурно-живописным оформлением городов (Москва, Петроград, Саратов, Витебск и др.) и нек-рых деревень. Закладка и открытие памятников рассматривались как важное политич. событие и в агита-ционно-воспитат. целях проводились в торжеств, обстановке, с митингами. Неск. раз на таких митингах выступал В. И. Ленин, в т. ч. 7 нояб. 1918 на открытии пам. К. Марксу и Ф. Энгельсу (скульптор С. А. Мезенцев) на площади Революции и мемориальной доски "Павшим в борьбе за мир и братство народов" (скульптор С. Т. Конёнков, ныне в Рус. музее в Ленинграде) на Красной площади в Москве. Произв. М. п. создавались преим. как временные, из дешёвых материалов (гипс, бетон, дерево); лучшие памятники и доски предполагалось впоследствии перевести в "вечные" материалы. В 1919-20, когда в связи с тяжёлым воен. и хоз. положением страны практич. работы по М. п. сократились, получили развитие такие формы М. п., как конкурсы на проекты монументов, торжеств, закладки будущих памятников (К. Марксу, А. И. Герцену, Я. М. Свердлову и др. в Москве; К. Либкнехту и Р.Люксембург, Парижской Коммуне 1871 в Петрограде), перепланировка архитектурных ансамблей, связанных с новыми памятниками [напр., Марсова поля в Петрограде с пам. "Борцам революции" (1917 - 19, арх. Л. В. Руднев) и партерным садом (1920-23, арх. И. А. Фомин)]. Большое место в М. п. этого периода заняли темы интернац. братства трудящихся (монументы в нац. республиках, оформление конгрессов Коминтерна и Съезда трудящихся Востока, массовые зрелища) и перехода к мирному труду (памятники и зрелища, поев. "Освобождённому труду"). С укреплением Сов. власти М. п. распространяется на Киев (декрет СНК Укр. ССР от 7 мая 1919), Самарканд и др. города, с 1920-на Урал, Сибирь, Азербайджан, с 1921-на Армению и Грузию. С 1922, с улучшением хоз. положения Сов. республики и особенно в связи с 5-й годовщиной Окт. революции, начинается новый подъём М.п. В 1922-23 начали сооружать памятники из прочных материалов, сохранившиеся и поныне: А. И. Герцену и Н. П. Огарёву (цемент с гранитной крошкой, скульптор Н. А. Андреев), К. А. Тимирязеву (гранит, скульптор С. Д. Меркуров) в Москве; Н. А. Некрасову (бронза, скульптор В. В. Лишев) и В. Володарскому (бронза, гранит, скульпторы М. Г. Манизер и Л. В. Блезе-Манизер, арх. В. А. Витман; открыт в 1925; илл. см. т. 15, табл. XXIII, стр. 288-289) -в Ленинграде; памятник "Борцам революции" в Саратове (гранит, скульптор Б. Д. Королёв, открыт в 1925). Опыт М. п. был использован в сооружениях, увековечивших средствами монументального иск-ва память В. И. Ленина (напр., пам. В. И. Ленину на пл. Ленина в Ленинграде, бронза, гранит, 1926, скульптор С. А. Евсеев, арх. В. Г. Гельфрейх и В. А. Щуко; илл. см. т. 14, табл. XXIV, стр. 320-321). М. п. предусматривала преим. развитие монументально-декоративных видов иск-ва, используемых как агитац. средство в борьбе за победу нового строя, за просвещение и воспитание нар. масс. М. п. была способом обновить облик сов. городов, художественно оформить новый обществ, быт. М.п. являлась социальным заказом, способствовавшим привлечению к сотрудничеству с Сов. властью творч. интеллигенции, её перевоспитанию в духе революц. идей. Мн. произв. М. п. (в т. ч. неосуществлённые проекты) сыграли огромную идейно-воспитательную роль, привлекли внимание масс к вопросам иск-ва, внесли ряд новых художеств., архит., градостроит. и др. идей, оказавших плодотворное влияние на дальнейшее развитие сов. иск-ва. М. п., предполагавшая широкий синтез искусств (наряду с архитектурой и изобразит, иск-вом также литература, театр, музыка, напр, массовые зрелища, "симфонии гудков" и др.), стимулировала развитие монументально-декоративного искусства, отстававшего в предреволюционный период от других родов иск-ва. В широком смысле вся история сов. монументального иск-ва представляет собой продолжение ленинского плана М. п. Участие в М. п. было большой практич. школой для мн. мастеров сов. иск-ва. В истории сов. художеств, культуры в целом М.п. стала тем важнейшим этапом, на к-ром впервые чётко определились принципы партийности и народности сов. иск-ва.

Илл. см. на вклейке, табл. XL (стр. 544-545).

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 169-172; т. 38, с. 326; т. 41, с. 105-106, 158; т. 50, с. 68-69, 73, 101, 182, 191 - 192; т.51, с. 99-100, 182; т. 52, с. 177; т. 54, с. 401; Луначарский А. В., Ленин и искусство. Воспоминания, Собр. соч., т. 7, М., 1967, с. 401-06; Нейман М., Из истории ленинского плана монументальной пропаганды, в сб.: Становление социалистического реализма в советском изобразительном искусстве, М., 1960; Стригалёв А., У истоков советского монументального искусства, "Декоративное искусство СССР", 1968, № 4; его же, Кому пролетариат ставит памятники, "Декоративное искусство СССР", 1969, № 11; Литературное наследство, т. 80, М., 1971; За лешнським планом. Монументальная пропаганда на Укра1т в nepmi рок! радянсько! влади, Км'в, 1969.

А. А. Стригалёв.

МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО, термин, иногда употребляемый: 1) в качестве синонима монументального искусства; 2) для обозначения того направления монументального иск-ва, в к-ром преобладает декоративное начало.

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, род искусств пластических; охватывает широкий круг произведений, создаваемых для конкретной архитектурной среды и соответствующих ей своими идейными качествами, а также зрительно-архитектоническим и цветовым строем. К М. и. относятся памятники и монументы, скульптурное, живописное, мозаичное убранство зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т. д. (нек-рые исследователи относят к М. и. также произведения архитектуры). Изобразительно-тематические композиции на фасаде и в интерьере, памятник на площади обычно посвящены воплощению и пропаганде в широких массах наиболее общих социальных и филос. идей времени, увековечению памяти выдающегося деятеля или значительного события. Выступая в синтезе с архитектурой (см. Синтез искусств), произв. М. и. конкретизируют идейное содержание здания, ансамбля или архитектурно организованного пространства. Но зачастую они имеют относительно самостоятельное значение, являются важной доминантой ансамбля. Стремление выразить возвышенные идеи диктует величавый язык их художественных форм, масштабное соотношение с человеком, предметно-пространственной и природной средой (см. Монументальность). Ряд др. произв. М. и. не несёт высокой идейной нагрузки и обычно играет в архитектуре роль аккомпанемента, декоративно организует поверхность стен, перекрытий, фасадов и т. п. Примером двух видов произв. М.и. могут служить фрески Рафаэля во дворце Ватикана: в Стан-цах (илл. см. т. 9, табл. XVII, стр. 192-193) и в Лоджиях (илл. см. т. 7, стр. 354). В первых, отмеченных филос. широтой размышлений о мире, о величии человека, определяющим является изобразительное начало, во вторых - архитектонически-орнаментальное, сопредельное декоративному иск-ву (иногда это направление обозначается термином монументально-декоративное искусство). Однако резкой грани между этими двумя разновидностями произв. М. и. не существует. История иск-ва знает различные пути достижения связи М. и. с архитектурой-от унисонного повторения живописью или скульптурой членения и ритмов сооружения до контрастного соотношения с его тектонич. строем (напр., среди росписей рим. домов в Помпеях есть и пло-скостно-орнаментальные, и пространственно-иллюзорные, зрительно разрушающие плоскость стены). Наряду с принципом "вписывания" монументальных композиций в архит. членения (фронтоны, фризы, метопы др.-греч. храмов) существует и орнаментально-ковровый принцип декорировки (сплошные майоликовые облицовки ср.-век. построек Ср. Азии, росписи рус. церквей 17 в.). Выбор каждого из этих принципов зависит от ми-ровоззренч. основ, от общего характера стилистики иск-ва данного периода.

М. и. особенно активно развивается тогда, когда художественная культура эпохи проникнута ярко выраженным пафосом утверждения позитивных социальных ценностей. Истоки М. и. восходят к первобытному обществу. В менгирах, культовых статуях и наскальных росписях воплощены представления первобытного человека о могуществе сил природы, закреплены его трудовые навыки. С появлением классов определяющими для М. и. стали общественные взаимоотношения. Принципы монументальности и статичности, господствовавшие в иск-ве Др. Египта, в условиях рабовладельч. общества должны были способствовать утверждению идеи незыблемости социального строя и обожествления личности властителя (т. н. Большой сфинкс в Гизе; илл. см. т. 9, вклейка к стр. 41), но в исторически обусловленной форме воплотили также представления о силе человеческого разума, победе человеческого коллектива над силами природы. В эпоху расцвета др.-греч. рабовладельч. демократии были созданы проникнутые верой в красоту и достоинство человека произв. М. и. (скульпт. декор афинского Парфенона; илл. см. т. 7, табл. XXIX, стр. 288-289), в правдивых формах воплотившие гуманистические идеалы др.-греч. полиса. Весь художественный строй готического собора, его живописное и скульптурное убранство выражали не только порождённые феод, строем идеи обществ, и церковной иерархии, всю систему ср.-век. религ.-догматического мировоззрения, но и растущее самосознание городов, трудовой пафос коллектива городской коммуны (скульптурное убранство соборов в Реймсе, Шартре, Наумбурге и др.). Общенациональный духовный подъём в эпоху Высокого Возрождения в Италии (кон. 15-1-я треть 16 вв.) со всей силой выразился в отмеченных широтой общественного звучания, полных титанической мощи и напряжённого драматизма произв. М. и. (статуя Давида работы Микеланджело, его же росписи потолка Сикстинской капеллы и др.; илл. см. на вклейке к ст. Микеланджело, табл. XI, стр. 96-97). В кон. 16- сер. 18 вв. политическая и духовная жизнь ряда стран Европы и Юж. Америки ярко отразилась в М. и. барокко. Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, призванное прославлять их могущество, возбуждать религиозные чувства,оно отразило также и прогрессивные представления эпохи о драматич. неустойчивости мира и его непрерывном развитии (скульпт. и живописное убранство дворцов и церквей сер. 18 в. в Италии, монументальная скульптура Л. Бер-нини и др.). Подъём нац. самосознания, воздействие идей франц. и рус. просветителей отразились в проникнутых патрио-тич. пафосом и гуманизмом, величественных по простоте и ясности замысла и языка художественных форм памятниках М. и. рус. классицизма 2-й пол. 18 в.- 1-й трети 19 в. (работы скульпторов Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демута-Малиновского и др.). К сер. 19 в. с развитием буржуазного общества усиливается разрыв между общезначимыми идеями и представлениями и реальной капиталистич. действительностью, что ведёт к упадку М. и., разрушению синтеза архитектуры и М. и., их идейно-художественной цельности. Стилистич. эклектизм, воспроизведение прошлых стилевых форм, типичные для архитектуры этого периода, проявились и в М. и.

Сложными, противоречивыми путями развивается М. и. кон. 19 - нач. 20 вв. С постройками стиля "модерн" органически связаны произведения монументальной живописи (М. А. Врубель, Ф. Ходлер, М. Дени и др.). В нач. 20 в. вновь появляется архитектонически продуманная монументальная скульптура (А. Майоль, Э. А. Бурдель). В целом М. и. в 20 в. претерпевает глубокие изменения. В его произв. отразились противоречия эпохи упадка бурж. цивилизации, мощных революц. потрясений, утверждения нового, социалистич. обществ, порядка. Пути чисто формального экспериментирования и усиления эстетич. субъективизма, ведущие к отрыву иск-ва от действительности, оказались малопригодными для развития М. и., а бурный прогресс техники и процесс дегуманизации иск-ва в капиталистич. странах породили тенденцию его растворения в индустриализованном материально-предметном окружении (вплоть до вытеснения М. и. из сферы обществ, бытия). В то же время борьба с фашизмом, империализмом, колониальным гнётом, социальные и нац.-освободит, движения способствовали возрождению М. и., придали ему страстность и убедительность. Для произв. художников-монументалистов 20 в. характерны острая публици-стич. направленность, личностно-эмоцио-нальный подход к раскрытию темы, часто перерастающий в классовую оценку изображаемого события (произв. мекс. монументалистов, росписи зданий комму-Нистич. муниципалитетов в городах Италии и Франции).

М. и. в социалистич. обществе, продолжая традиции великих мастеров прошлого, утверждавших идеи гуманизма, призвано участвовать в активном преобразовании действительности. При социализме М. и., освобождаясь от необходимости служить интересам эксплуататорских классов, полностью раскрывает своё демократическое общественное начало. Социалистич. общество внесло новое содержание в М. и., расширило сферу его действия до масштабов целых городов и крупнейших обществ, и пром. комплексов. Ещё в 1918 начал осуществляться ленинский план монументальной пропаганды. Высокими идейно-художественными качествами отличаются монументальные скульптурные работы Н. А. Андреева, В. И. Мухиной, И. Д. Шадра, С. Д. Меркурова, М. Г. Манизера, монументальная живопись Е. Е. Лансере, В. А. Фаворского, П. Д. Корина, А. А. Дейнеки и др. В 1960-е гг. М. и становится неотъемлемой частью мемориальных сооружений (в Саласпилсе 1961-67, скульпторы Л. В. Буковский Я. Заринь и др., илл. см. т. 14, табл. X стр. 192-193; на Мамаевом кургане в Волгограде, 1963-67, скульпторы Е. В. Вучетич и др., илл. см. т. 5, табл. XIII, стр. 448-449; в Хатыни, илл. см. т. 3, табл. XIII, стр. 176-177). В социалистич. обществе созданы предпосылки для того, чтобы М. и. стало важным компонентом идейно насыщенной, художественно организованной среды для повседневной трудовой и общественной деятельности человека.

Лит.: Толстой В. П., Советская монументальная живопись, М., 1958; С и к е йрос Д., Художник и революция, [пер. с исп.. "Вопросы литературы", 1964, № 4, с. 138-160; Маца И. Л., Монументальная и стакнковая живопись, -"Художник", 1965, № 6 Безобразова Т., Кутузова Н. Халтурин А., Монументы СССР- [Альбом], М., 1969; Данилова И. Е., Итальянская монументальная живопись, М., 1970 Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М. 1973: Hildebrandt H-, Wandmali rei: ihr Wesen und ihre Gesetze, Stuttg.- В. 1920; Hale G., Fresco painting, N. Y., A p p e 1 H., Plastik am Bau, В., 1946 Dam a z P. F., Art in European architecturi N. Y., 1956; Boeck U., Plastik am Bai Tubingen, 1961: Lammert U., Architel tur und Plastik: ein Beitrag zu ihrer Synthesi В., 1962. В. П. Толсты

МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ, свойство художественного образа, родственное эстетической категории возвышенного; общественно значимое содержание, выраженное в величавой пластич. форме, проникнутой героико-эпическим началом пафосом утверждения положительного идеала. М. может присутствовать произв. различных родов и жанров, но особенно важна для произв. монументалъного искусства. М. как свойств художественного образа не следует отождествлять с понятием "монументального как обозначения принадлежности произв. к монументальному искусству. Не всякс произв. монументального иск-ва монументально по своему образному строю. Отсутствие М. особенно характерно для иск-ва, не способного к утверждению по зитивных социальных ценностей, к про паганде в массах прогрессивных обществ. идеалов и отмеченного стилистич. эклек тизмом (напр., нек-рые памятники, сооружейные во 2-й пол. 19 в. в ряде европе и амер. стран). в. П. Толстой.

МОНУРОН, N-4-хлорфенил-N', N'-дметилмочевина, химич. средство борьбs с сорными растениями (см. Гербициды.)

МОНФЕРРАН (Montferrand) Авгуcn Августович (Огюст Рикар де М.) [24. 1786, Шайо, Франция,-28.6(10.7). 1858 Петербург], русский архитектор, декоратор и рисовальщик. По происхождению француз. Учился в Политехнич. школе и у арх. Ш. Персье и П. Фонтена в Париже. С 1816 работал в России, в Петебурге. Творчество М. знаменует переход от позднего классицизма к эклектизму.

Работы: Исаакиевский собор, Александровская колонна, дом Лобанова-Ростовского (1817-20), отделка Фельдмаршальского, Петровского и стр-во Крулого залов Зимнего дворца (1827 - нач. 1830-х гг.), перестройка дома Гагари-йой (ныне Дом композиторов; 1840-е гг.). Илл. см. т. 7, стр. 595; т. 10, стр. 451.

Лит.: Никитин Н, П., О. Монфер-ран. Проектирование и строительство Исаакиэ евского собора и Александровской колонны, Л., 1939.

МОНФЕРРАТО, Монферрат (Monferrato), гос-вов Пьемонте в ср. века. Образовалось в кон. 10- нач. 11 вв. как маркграфство (маркизат). В 1536 перешло под власть мантуанских герцогов Гонзага. В 1575 стало герцогством. В 1631 частично, а в 1713 (по Утрехтскому миру) полностью было присоединено к герцогству Савойи и Пьемонта.

МОНФОКОН (Montfaucon) Бернар де (13. 1. 1655, Сулаж,- 21. 12. 1741, Париж), французский филолог и историк, чл. конгрегации мавристов. Чл. Академии надписей (1719). М. заложил основы греч. палеографии как науки; проследил историю греч. письма с древнейших времён до падения Визант. империи (1453); базируясь на всестороннем анализе мно-гочисл. греч. рукописей б-к Франции и Италии, наметил принципы исследования ср.-век. рукописей. Положил начало изучению ср.-век. греч. рукописных книг и дипломов. Описал греч. кодексы коллекции канц