БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381Hungaricae", 1962, t. 10, f. 1 - 3, p. 295 - 313 (библ. тр. М.).

МОРАДАБАД, М у р а д а б а д, город на С. Индии, на правом берегу р. Рамганга (приток р. Ганг), в шт. Уттар-Прадеш. 272,4 тыс. жит. (1971). Ж.-д. узел. Центр кустарного произ-ва хл.-бум. тканей, художеств, изделий из дерева и латуни, инкрустированных лаком и оловом. Осн. в 1625. Мечеть Джама-Мас-джид (17 в.).

МОРАЛЕС (Morales) (прозвище- "Б о-жественны и", El Divino) Луис де (ок. 1510, Бадахос,- 9.5.1586, там же), испанский живописец. Испытал влияния нидерл. живописи и маньеризма. Произв. М. ("Мадонна с младенцем"; илл. см. т. 10, табл. XXXVI, стр. 560-561) отличаются эмалевой фактурой и холодной цветовой гаммой; скорбная, несколько экзальтированная одухотворённость его образов отражает умонастроения эпохи контрреформации.

Лит.: Т о г m о Е., El divino Morales, Barcelona, 1917; Backsbacka I., Luis de Morales, Hels., 1962.

МОРАЛEC (Morales) Марио(р.1918), псевдоним ген. секретаря ЦК Коммунистич. партии Гондураса Д. Рамоса Бехарано.

МОРАЛИТЕ (франц. moralite), назидательный жанр зап.-европ. театра 15-16 вв. Возник во Франции (пьеса "Благоразумный и Неразумный", 1436). Известность получили также англ, и голл. М. кон. 15 в. "Каждый человек", швейц. М. "Бедный человек", итал. М. "Священное представление о душе". Осн. действующие лица М.- аллегорич. персонажи, олицетворяющие силы добра и зла, вступающие между собой в борьбу за душу человека. В М. так же, как в мистерии, проповедовалась христианская мораль, но в нём не было религ. сюжетов. М. содержало элементы антифеод, критики, в отд. случаях - мотивы социальной сатиры. Историч. значение М. в утверждении принципа типизации, к-рая носила абстрактный характер, но передавала контуры различных человеческих страстей, в приближении к ситуациям и конфликтам реальной жизни. М. ставились на примитивных сценич. подмостках типа балаганов, но в Париже, напр., разыгрывались и на сцене "Бургундского отеля".

Лит.: Дживелегов А., Б о я д ж и-е в Г.. История западноевропейского театра, М., 1941; История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956.

МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма обществ, сознания и вид обществ, отношений (моральные отношения); предмет спец. изучения этики.

Содержание и характер деятельности людей в обществе обусловлены в конечном счёте объективными социально-ист, условиями их бытия и законами обществ, развития (см. Исторический материализм). Но способы непосредств. детерминации действий человека, в к-рых эти условия и законы преломляются, могут быть самыми различными. Одним из таких способов является нормативная регуляция, в к-рой потребности совместной жизни людей в обществе и необходимость согласования их массовидных действий фиксируются в общих правилах (нормах) поведения, предписаниях и оценках. М. принадлежит к числу осн. типов нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. М. выделяется из первоначально нерасчленённой нормативной регуляции в особую сферу отношений уже в родовом обществе, проходит длит, историю формирования и развития в доклассовом и классовом обществе, где её требования, принципы, идеалы и оценки приобретают в значит, мере классовый характер и смысл, хотя наряду с этим сохраняются и общечеловеческие моральные нормы, связанные с общими для всех эпох условиями человеческого общежития. М. достигает высшего развития в социалистич. и комму-нистич. обществе, где она становится единой в рамках этого общества и впоследствии всецело общечеловеческой нравственн остью.

М. регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах обществ, жизни - в труде, в быту, в политике и науке, в семейных, личных, внутригруп-повых, межклассовых и междунар. отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы М. имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определённые обществ, устои, строй жизни и формы общения (или, напротив, требуют их изменения) в самой общей форме, в отличие от более детализированных, традиционно-обычных, ритуально-этикетных , организационно-административных и технич. норм. В силу обобщённости моральных принципов нравственность отражает более глубинные слои социально-историч. условий бытия человека, выражает его сущностные потребности.

Если в праве и организационных регуляциях предписания формулируются, утверждаются и проводятся в жизнь спец. учреждениями, то требования нравственности (как и обычая) формируются в самой практике массового поведения, в процессе взаимного общения людей и являются отображением жизненно-прак-тич. и историч. опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воле. Моральные нормы осуществляются практически и воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок обществ, мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Выполнение требований М. может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет того или иного лица в М. не связан с к.-л. офиц. полномочиями, реальной властью и обществ, положением, но является авторитетом духовным, т. е. обусловленным его моральными же качествами (сила примера) и способностью адекватно выразить смысл нравств. требования в том или ином случае. Вообще в М. нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования.

В отличие же от простых обычаев, нормы М. не только поддерживаются силой устоявшегося и общепринятого порядка, властью привычки и совокупного давления окружающих и их мнения на индивида, но получают идейное выражение и обоснование в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Последние, отражаясь в обществ, мнении, вместе с тем являют собой нечто более устойчивое, исторически стабильное и систематическое. М. отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности ("назначения", "смысла", "цели") общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены М. с точки зрения её общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критич. отношении к фактически принятому образу жизни (что и находит выражение в воззрениях прогрессивного класса или, напротив, консервативных социальных групп). Вообще же, в М., в отличие от обычая, должное и фактически принятое совпадают далеко не всегда и не полностью. В классово антагонистическом обществе нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполнялись целиком, безоговорочно, во всех случаях без исключения. Требования их полного и последоват. исполнения (напр., неприкосновенности жизни человека, честности, уважения чужих прав, гуманности) поддерживались обычно теми, кто испытывал на себе бремя угнетения, социальной несправедливости или же сочувствовал положению эксплуатируемых и неравноправных слоев общества. Вырабатывающееся на этой основе нравственно-критич. отношение к господств, строю является одним из важных моментов оппозиционного, а затем и революц. сознания трудящихся классов.

Роль сознания в сфере моральной регуляции выражается также в том, что нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально-духовный характер; она выступает в форме не действенно-материальных мер обществ, воздаяния (наград или наказаний), а оценки, к-рую человек должен сам осознать, принять внутренне и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. При этом имеет значение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но соответствие оценки общим принципам, нормам и понятиям добра и зла. По этой же причине в М. громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), к-рое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения в рамках коллектива или группы. В этом смысле К. Маркс говорил о том, что "...мораль зиждется на автономии человеческого духа..." (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 13). В М. оцениваются не только практич. действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции особую роль обретает личное воспитание, т. е. формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля (отсюда же такие понятия М., как совесть, чувство личного достоинства и чести).

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. В отдельно взятом случае практич. результат действия может быть различным, зависящим и от случайных обстоятельств; в общесоциальном же масштабе, в суммарном итоге выполнение моральной нормы отвечает той или иной обществ, потребности, отображённой в обобщённом виде данной нормой. Поэтому форма выражения нравств. нормы - не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а императивное требование, долженствование, к-рому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей. В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определённых частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного историч. опыта мн. поколений; поэтому с точки зрения этих норм могут оцениваться как особенные цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения.

Нравственность имеет несколько осн. ист. форм соответственно основным обществ, формациям. Доклассовая М. характеризуется относит, простотой, неполной отвлечённостью от архаич. обычаев, неразвитостью общих принципов и связана с не вполне ещё самостоят, положением индивида в общинно-родовом обществе. "Племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе... Люди этой эпохи... не оторвались еще... от пуповины первобытной общи ости э (Энгельс Ф., там же, т. 21, с. 99). Равенство индивидов предполагается само собой, но именно поэтому оно ещё невыступает в качестве особого требования уважения равных прав каждой личности. Требование справедливости относилось ко всем членам коллектива и предусматривало различные права и обязанности индивида перед родовым целым. В этот период формировались простейшие моральные требования к человеку как члену рода, производителю и воину (уважение к обычаям рода, выносливость смелость, почитание старших, чувство равенства в дележе добычи), тогда как мн. формы личных взаимоотношений в брачно-семейных и др. сферах регулировались в основном ещё иными способами (обычаями, ритуалами и церемониалами религиозно-мифич. представлениями).

В доклассовом и раннеклассовом обществе впервые осознаётся неполное соответствие и даже противоположность требований М. общепринятой практике обычного поведения. Наступившая эпохе социального неравенства, частиособственнич. интересов и конкуренции индивидов классового угнетения и неравноправного положения трудящихся способствует формированию в широких массах сознания несправедливости существующих порядков, деградации нравов по сравнению с прошлым, "...которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем старого родового общества" (там же). Эти мотивы нравств. осуждения пороков существующего общества и устремления к полному осуществлению осн. требований М. красной нитью проходят через всю историю классовой борьбы и являются одной из сторон формирования революц. М. угнетённых классов, принимая всякий раз особую форму. Каждая из господствовавших систем нравственности также обладает своими особенностями. В М. античного общества производит, труд не выступал как дело, достойное свободного человека. Раб обычно исключался из сферы действия М. и считался, с одной стороны, существом, к к-рому нельзя предъявлять никаких требований добродетели, а с другой -объектом отношения, не подпадавшим под критерии нравственности. В феод, обществе, напротив, труд выступает уже как обязанность человека (крепостного, свободного крестьянина или ремесленника), получая одновременно и религ. санкцию. В рыцарско-феод. сословии добродетелями считались в основном лишь воинские доблести, чувство дворянской чести. В европейско-феод. обществе христ. мораль, наиболее общий синтез и санкция данного строя, по характеристике Энгельса (см. там же, т. 7, с. 361), делала особый упор на смирении, укрощении плоти и "гордыни" в противовес культу разума, воли или чувственности человека в античности. Раннехрист. заповедь "любви к ближнему" в средневековье раннего и среднего периодов почти не затрагивала обычных межчеловеческих отношений (массовое сознание рыцарского и крест, сословий в основном остаётся ещё языческим); в позднее же средневековье эта заповедь приобрела отвлечённо-религ. смысл служения людям (милости, сострадания) как "сынам бога", что не касалось существа господствующих отношений между классами. Укреплению существующих порядков служит характерное для феодализма разграничение обязанностей и добродетелей привилегированных и угнетаемых слоев населения.

Нарождающаяся бурж. М. выступила с признанием равенства всех людей (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 106-07), но лишь в качестве "равенства возможностей" для индивидов как потенциальных свободных предпринимателей. По существу это означало равенство лишь частных собственников. В борьбе с феод.-христианской М. буржуазная М. первоначально выступила под знаком "разумного эгоизма" и "взаимного использования", т. е. основывалась на той иллюзии, что любой человек, добиваясь только собственных "разумных" целей, тем самым способствует благу других и общества в целом. В классич. бурж. представлении М. в целом сводилась к способу достижения индивидом жизненного успеха и счастья. Особенно это характерно для М. эпохи первонач. накопления, где принципом добродетели считался аскетизм усердия и скопидомства и откладывание на будущее наслаждений и наград. Впоследствии этот принцип воздержания проповедовался рабочему классу как путь обретения жизненного благополучия. Однако для рабочего, по словам Ф. Энгельса, "...честность, трудолюбие, бережливость и все прочие добродетели, рекомендуемые ему мудрой буржуазией...", вовсе не являются гарантией того, что они "...действительно приведут его к счастью" (там же, т. 2, с. 265). В рамках бурж. М. находят, конечно, выражение и нек-рые общечеловеческие нравств. нормы, но они толкуются, как правило, ограниченно, применительно к условиям господства капиталистических отношений, и практикуются лишь до тех пор, пока не вступают в противоречие с классовыми интересами буржуазии. Действит. состояние нравов буржуазии и особенно тех её групп, к-рые связаны с большим бизнесом и гос. политикой, всегда было весьма далеко от требований общечеловеческой нравственности и противоречило даже тем принципам, к-рые исповедовались бурж. моральным сознанием. Это противоречие особенно характерно для эпохи монополистич. капитализма и политики империализма, когда в гос. масштабах совершаются преступления против др. народов, процветают коррупция и взаимное попустительство в рамках экономич., политич. корпораций. Для бурж. сознания типичны непримиримые конфликты между требованиями морали и политики, правилами практич. благоразумия, жизненного успеха и соображениями честности, гуманности и справедливости.

В противовес буржуазии, рабочий класс уже в капиталистич. обществе вырабатывает свою М., поскольку осознаёт свою особую историч. миссию и противоположность господствующему строю. Так возникла революц.-пролет. М., осн. требованиями к-рой являются уничтожение эксплуатации и социального неравенства, всеобщая обязательность труда, солидарность трудящихся в борьбе с капиталом. Эта М. "...подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата...", по словам В. И. Ленина (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 309); в борьбе за свои права "...рабочий класс поднимается вместе с тем и морально..." (там же, т. 21, с. 319), проявляет, по выражению Ф. Энгельса, "...свои самые привлекательные, самые благородные, самые человечные черты" (М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 438). Эта М. становится затем краеугольным камнем социалистич. и коммунистич. нравственности, к-рые концентрируют в себе в наиболее полном выражении и все нормы общечеловеческой М. По мере утверждения социалистич. отношений новая М. становится регулятором повседневных взаимоотношений между людьми, постепенно проникая во все сферы обществ, жизни и формируя сознание, быт и нравы миллионов людей. Для коммунистич. нравственности характерны последоват. осуществление принципа равенства и сотрудничества между людьми и народами, коллективизм, уважение к человеку во всех сферах его обществ, и личных проявлений на основе того принципа, что "...свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 4, с. 447). Поскольку коммунистич. М. чуждо рассмотрение общества и индивидуальной жизни как внешних средств одного по отношению к другому, а то и другое выступают в нерасторжимом единстве, постольку для нее неприемлемы характерные для бурж. М. жертвы одним нравств. принципом ради другого (напр., жертва честностью ради выгоды, достижение целей одних ценой ущемления интересов других, компромиссы политики и совести). Она является высшей формой гуманизма.

В социалистич. обществе проблема нравств. воспитания масс и личности, борьбы с аморализмом, строительства обществ, отношений во всех сферах на основе нравств. начал стала одной из важнейших. Содержащийся в Программе КПСС моральный кодекс строителя коммунизма формулирует важнейшие общие принципы коммунистич. нравственности. Отвечая коренным интересам человека, коммунистич. нравственность в своём действит. осуществлении опирается на собственную сознательность людей, враждебна всякому формализму и догматизму, предполагает глубокую убеждённость каждого в справедливости и гуманности исповедуемых им принципов. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его ж е, Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., О коммунистической нравственности. [Сб.], 3 изд., М., 1965; Аристотель, Этика, СПБ, 1908; Гегель Г. В. Ф., Философия права, Соч., т. 7, М.- Л., 1934; Спиноза Б., Этика, Избр. произв., т. 1, М., 1957; Л о к к Д ж., Мысли о воспитании. О воспитании разума, в его кн.: Педагогические сочинения, М., 1939; Гольбах П. А., Основы всеобщей морали, или Катехизис природы, Избр. произв., т. 2, М., 1963; Кант И., Основы метафизики нравственности. Критика практического разума, Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965; Соловьев B.C., Оправдание добра, М., 1899; Кон И. С., Мораль коммунистическая и мораль буржуазная, М., 1960; Шишкин А. Ф., Основы марксистской этики, М., 1961; Б е к Г., О марксистской этике и социалистической морали, пер. с нем., М., 1962; Иванов В. Г., Р ы-баковаН. В., Очерки марксистско-ленинской этики, Л., 1963; Шварцман К. А., Этика... без морали, М., 1964; Дробниц-к и и О. Г., Природа морального сознания, "Вопросы философии", 1968, № 2; е г о же, Структура морального сознания, там же, 1972, № 2, 6; Д р о б н и ц к и и О. Г., Кузьмина Т. А., Критика современных буржуазных этических концепций, М., 1967; С е л з а м Г., Марксизм и мораль, пер. с англ., М., 1962; А р х а н^г е л ь с к и и Л. М., Лекции по марксистской этике, ч. 1, Свердловск, 1969; Титаренко А. И-, Нравст* венный прогресс, [М.], 1969; его же, Мо" раль и политика, М., 1969; X а и к и н Я. 3., Структура и взаимодействие моральной и правовой систем, М., 1972; Ба ндзеладзе Г., Этика, 2 изд., Тб., 1970; Моральная регуляция и личность. Сб. ст., М., 1972; Тпе definition of morality, ed. G. Wallace and A. D. M. Walker, L., [1970]. См. также лит. при ст. Этика. О. Г. Дробницкий.

МОРАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ ТРУДА, см. Материальное и моральное стимулирование.

МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС основных фондов, снижение стоимости осн. фондов вследствие роста производительности труда и технич. прогресса. М. и. проявляется в 2 формах. Первая связана с утратой осн. фондами стоимости, когда объекты той же конструкции по истечении нек-рого времени вследствие повышения производительности труда в отраслях, производящих их, выпускаются при меньших затратах труда (становятся дешевле). Произ-во их становится массовым, что ведёт к резкому снижению стоимости, цены на них снижаются.

В результате стоимость старых объектов, обладающих такими же технич. характеристиками, как новые, определяется новой стоимостью и обусловленной ею ценой. М. и. первой формы наиболее характерен для машин и сооружений, к-рые в своей осн. конструкции в течение длит, времени не претерпевают серьёзных изменений.

Вторая форма М. и. связана с появлением в обществе новой, более производительной и экономичной техники в результате науч.-технич. прогресса. Возрастает её эффективность, к-рая может складываться из ряда факторов: автоматизации ' управления, большей надёжности и экономичности в эксплуатации, обеспечения лучшей техники безопасности труда и т. д. Это ведёт к тому, что имеющаяся техника, не изношенная физически, устаревает. Стоимость старых машин и оборудования падает пропорционально относительному снижению их эффективности. Вторая форма М. и. действует с наибольшей силой в первый период введения новых машин, установок, приборов; она особенно характерна для машинной техники. В известной мере это относится и к зданиям, в частности к новым корпусам цехов, более удобным для произ-ва и работы, чем старые. М. и. нек-рых осн. фондов связан также с устарением продукции, выпускаемой с их помощью. Одни и те же осн. фонды подвергаются М. и. одновременно в обеих формах. М. и. ведёт к появлению особых видов стоимости осн. фондов. Это т. н. полная восстановительная стоимость (разница между полной первоначальной стоимостью объектов и потерями от М. и.)и т. н. остаточная восстановительная стоимость (разница между полной восстановительной стоимостью и величиной материального износа, см. Физический износ).

М. и. в значительной мере вызывается условиями, не зависящими от предприятий, использующих данные осн. фонды, т. к. его возникновение во многом обусловливается сокращением издержек произ-ва там, где создаются веществ, элементы осн. фондов. Процесс М. и. непрерывен. Однако расчёты восстановительных стоимостей производятся периодически, т. к. требуют больших затрат. В СССР осуществлён ряд переоценок осн. фондов применительно к условиям воспроизводства.

Технич. прогресс перекрывает потери от М. и. Так, утрата части первоначальной стоимости осн. фондами вследствие появления более экономичной техники или устарения выпускаемой с их помощью продукции компенсируется экономия, преимуществами начального периода применения данной техники, когда она была передовой и обеспечивала прибыль выше нормативной. Такая компенсация потерь от М. и.- обязательное условие эффективного ведения х-ва. Поэтому необходимо внедрять в произ-во только наиболее совершенную технику. Важно также, чтобы осн. фонды использовались достаточно интенсивно в единицу времени в течение всего установленного срока их службы. Низкая производительность осн. фондов, недостаточный коэффициент сменности оборудования уменьшают эффект, приносимый ими, приводят к невосполнимым потерям от М. и. Вторая форма М. и. связана с сокращением сроков службы основных фондов. Последствия М. и. частично ликвидируются модернизацией оборудования.

Но иногда и модернизация не позволяет преодолеть экономич. невыгодность эксплуатации имеющихся осн. фондов. Это - неустранимый М. и. Обязательное сокращение сроков службы осн. фондов, обусловленное второй формой М. и., должно быть предусмотрено при расчёте норм амортизации. Действующие нормы амортизации на реновацию в значит, мере учитывают сокращение сроков службы осн. фондов вследствие их М. и., а на капитальный ремонт включают часть расходов на модернизацию. Повышение эффективности обществ, произ-ва требует постоянного уточнения норм амортизации, усиления их влияния на ускорение технич. прогресса.

В отличие от М. и. осн. капитала, допустимый М. и. осн. фондов при социализме определяется с позиций всего общества, а не частных предпринимателей; воспроизводство объектов, составляющих общенар. социалистич. собственность, носит планомерный характер.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, 25, ч. 1 - 2; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Бунин П. Г., Основные фонды социалистической промышленности, М., 1960; Воспроизводство основных фондов в СССР, М., 1970; Совершенствование системы амортизации М., 1971.

П. Г. Бунин.

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС строителя коммунизма, свод научно обоснованных принципов коммунистич. морали, возникших в социалистич. обществе и нашедших своё теоретич. обобщение в Программе КПСС, принятой 2