БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ыми приборами, наблюдательными пунктами (корабельными, авиационными или береговыми), средствами связи и соответствующими мишенями. Плавание кораблей и судов в зоне М. п, может быть постоянно или временно запрещено, о чём оповещаются мореплаватели. При проведении стрельб и испытаний оружия обычно выделяются спец. силы охраны М. п. (корабли, самолёты, вертолёты).

МОРСКОЙ ПОРТ, см. Порт.

МОРСКОЙ САЛАТ, употребляемая в пищу морская зелёная водоросль из рода г/льва.

"МОРСКОЙ СБОРНИК", ежемесячный журнал сов. ВМФ. Выходит в Москве. Рассчитан на кадровый офицерский состав, курсантов высших воен.-мор. уч-щ, офицеров запаса и лиц, интересующихся ВМФ. Осн. задачи журнала: разъяснение политики и деятельности КПСС и Сов. правительства по вопросам строительства ВМФ, освещение теории и практики воен.-мор. искусства, методики обучения и воспитания личного состава, обмен опытом кораблестроения, кораблевождения, ознакомление читателей с организацией, тактикой, вооружением, боевой подготовкой зарубежных флотов. В журнале освещается опыт 2-й мировой войны 1939-45 и Великой Отечеств, войны 1941-45, публикуются мемуары, художеств, произведения, связанные с жизнью флота. Предшественником чМ. с." был рус. воен.-науч. журнал с таким же названием, осн. в 1848 Мор. учёным к-том и издававшийся до Окт. революции 1917 в Петербурге (Петрограде). В сер. 19 в. "М. с." публиковал статьи Д. В. Григоровича, В. И. Даля, К. М. Станюковича, И. А. Гончарова и др., сыгравшие большую роль в обществ, жизни России, был активным участником обществ.-педагогич. движения (статьи Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинско-го и др.). Во 2-й пол. 19- нач. 20 вв. в "М. с." печатались статьи видных воен.-мор. деятелей - Г. И. Бутакова, С. О. Макарова и др.

МОРСКОЙ СУДАК [Lucioperca (Sti-zostedion) marinus], рыба рода судаков отр. окунеобразных. Дл. до 60 см, весит до 2 кг. Водится в сев.-зап. части Чёрноди, креветками. Малочислен, поэтому промысловое значение невелико.

Лит.: Никольский Г. В., Частная ихтиология, 3 изд., М., 1971; Жизнь животных, т. 4, ч. 1, М., 1971.

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ, вид транспортной сферы материального произ-ва; осуществляет перевозки грузов и пассажиров судами. М. т. широко применяется для междунар. и внутр. (каботажных) перевозок (см. Каботаж).

История развития М. т. восходит примерно кб-4-му тыс. до н. э., когда у человека появилась необходимость в изучении и освоении морей. Первые мор. суда были гребными, имевшими в качестве движителя вёсла. Ок. 3 тыс. лет до н. э. был изобретён парус, ставший на многие столетия главным движителем судов. С 3 в. до н. э. по 5 в. н. э. большие размеры приобретает мор. торговля средиземноморских стран с Индией и Китаем.

Племена, населявшие территорию СССР, стали ходить водным путём из Балтийского в Чёрное м. К 9 в. вост. славяне освоили водные пути по Чёрному и Каспийскому м., поморские славяне совершали рейсы в Англию, а южные -по Средиземному м. В нач. 17 в. рус. моряки начали исследовать и осваивать побережье Сев. Ледовитого океана, а в середине того же века - побережье Охотского и др. дальневосточных морей. Особенно быстро развивался М. т. в России в кон. 17 и нач. 18 вв. в связи с преобразованиями Петра I. Оживилась торговля с Западом через Архангельск; с основанием Петербурга (1703) центр торговли переместился на Балтийское м. Начало развиваться торг, мореплавание и на Чёрном м., где были сооружены важные порты - Херсон (1778), Севастополь (1784), Одесса (1794). В 19 в. появились пароходы, вытеснившие парусные суда. В нач. 20 в. построены первые в мире теплоходы, сначала речные (-"Вандал", 1903, и др.), а потом и морские (-"Дело", 1908, и др.); трансп. суда специализировались для перевозки руды, леса, скоропортящихся грузов, нефти и т. д. Однако в целом М. т. дореволюц. России был слабо развит. Каботажных перевозок было мало, экспортно-импортные перевозки осуществлялись гл. обр. на иностр. судах. В 1913 торг, флот составлял с 1 млн. per. га, удельный вес его в общемировом тоннаже составлял ок. 2%. Г. регрузочные работы в портах производились б. ч. ручным способом.

М. т. совершенствуется вместе с ростом пром. произ-ва, расширением междунар. торговли. Развитие техники М. т. опирается на достижения всех отраслей пром-сти, особенно энергетич. и маш. строит. Паровая машина позволила создать первые самоходные суда с механич. двигателем - пароходы, двигатели внутр. сгорания - теплоходы, атомные реактор - атомоходы. Совр. мор. суда сложные инженерные сооружения, грузоподъёмность отдельных из них достигает 500 тыс. т, а мощность гл. энергетич. установки превышает 73,6 Me (100 тыс. л. с.); суда оснащаются сложными электрорадионавигац. приборами и комплексами автоматич. контроля и регулирования, включающими ЭВМ (с Судно).

Рис. 1. Ильичёвский морской торговый порт на Чёрном море.

М. т. играет важную роль во внутренних и особенно внешнеторг. перевозках На его долю приходится св. 80% между нар. грузооборота (1973). В 1950-71 междунар. мор. перевозки возросли с 550 млн. т в 1950 до 2707 млн. т в 1971. Более половины их объёма занимают наливные грузы (гл. обр. сырая нефть). Значителы увеличивается дальность перевозок. Так в 1960 ср. дальность перевозки нефти ыла 3000 м. миль (5550 км), а в 1970 4950 (9150 км). Это отражает не только неравномерность размещения природных ресурсов и обрабат. пром-сти, но и коренные изменения в междунар. разделении труда, вызванные бурным развитие экономики социалистич. стран и крахом колон, системы, что повлекло за собой изменения в размерах и направления грузопотоков. Всё это создаёт объективные предпосылки высоких темпов рост торг, флота. В 1950 М. т. мира насчитывал 30852 судна (общая валовая вместимость 84,6 млн. т), а на 1 июля 197 имелось уже 57391 судно (268,3 млн. т см. табл. 1), в т. ч. 6462 танкера вместимостью 188,5 млн. га.

Суда М. т. подразделяются на пассажирские, сухогрузные, наливные (танкеры) и служебно-вспомогательные. В тего м. (изредка заходит в устья Днепра и Буга) ив ср. и юж. частях Каспийского м. (в устья рек не заходит). Нерест весной на каменистых грунтах. Плодовитость до 125 тыс. икринок. Питается гл. обр. бычками, атериной, молодью сельчение 60-х гг. появились новые типы сухогрузных судов, среди к-рых различают универсальные и специализированные. Универсальные суда используются для перевозки тарно-штучных (генеральных), лесных и отчасти навалочных грузов. Они имеют большое раскрытие палуб (до 0,7-0,8 ширины судна), что улучшает условия их погрузки-выгрузки. Внутр. обводы изготовляют близкими к прямоугольным, чтобы перевозить в них крупнотоннажные контейнеры. Иногда в таких судах оборудуют рефрижераторные трюмы для перевозки небольших количеств скоропортящихся грузов, а также помещения (танки) - для наливных грузов. Из специализированных судов наиболее распространены балкеры (предназначены для перевозки навалочных грузов) с кормовым расположением машинного отделения, с большими люками и устройствами, обеспечивающими безопасную перевозку и быструю погрузку-выгрузку. Средний дедвейт балкеров увеличился в 1972 почти в 2 раза по сравнению с 1950 и достиг 38 тыс. т, а максимальный - 170 тыс. т, ср. скорость ок. 15 м. миль/ч (27,8 км/ч). Особое место занимают танкеры. За 1950-72 их ср. размер увеличился в 17 раз. Самый большой в мире (1973) танкер -"Глобтик Токио", дедвейтом 477 тыс. т, дл. 379 м, шир. 62 м, гл. двигатель - паровая турбина мощностью 33 Мет или 45 тыс. л, с., скорость хода 15 м. миль/ч (27,8 км/ч). Стремление повысить эффективность использования танкеров и. балкеров привело к созданию комбинированных судов, т. н. ОБО (англ, oil-bulk-ore - нефть-навалочные-руда), к-рые в одном направлении перевозят нефть или нефтепродукты, а в обратном - руду или др. навалочные грузы (зерно, сахар-сырец и др.), в результатечего сокращаются или вообще исключаются балластные переходы. Балкер-ный флот (включая ОБО) на 1 июля 1972 состоял из 3048 судов общим тоннажем 106,9 млн. per. т.

Рис. 2. Владивосток Морской вокзал.

Созданы высокоэффективные системы перевозок - контейнеровозные, лих-теровозные, барже-буксирные и т. д. На 1 июля 1972 в мире эксплуатировалось 312 контейнеровозов общей вместимостью ок. 200 тыс. 20-футовых стандартных (ISO) контейнеров, а также 89 полукон-тейнеровозов общей вместимостью 19 тыс. контейнеров. Дедвейт отд. судов этого типа уже достиг 30 тыс. т, скорость хода 19-24 м. миль/ч (35,2-44,4 км/ч). Строятся контейнеровозы вместимостью до 2-3 тыс. контейнеров и скоростью 27-33 м. миль/ч (50-61 км/ч). Со 2-й пол. 60-х гг. появились суда с горизонтальным способом погрузки-выгрузки типа Ро-Ро (англ. Roll-on, Roll-of). На 1 июля 1972 в М. т. их было св. 200, дедвейтом 1000-20300т, со скоростью 12-25 м. миль/ч (22,2-46,2 км/ч). Лихте-ровозы предназначены для перевозки грузов на лихтерах (баржах) весом 500-1000 m с перегрузкой их на рейде собственными средствами, что позволяет увеличить производительность грузовых работ по сравнению с обычным универсальным судном в 5-10 раз, уменьшить капиталовложения. Наиболее эффективным считался (1972) лихтеровоз типа "Seabee", на нем грузится или выгружается до 2480 т/ч, а на совр. контейнеровозе -600 т/ч. С 1960 значительно возросли перевозки М. т. сжиженного газа. В 1972 эксплуатировалось 329 танкеров-газовозов общей вместимостью 1,96 млн. м3.

Табл. 1. - Мировой торговый флот (суда валовой вместимоетью 100 per. m и более)1



Страны

количество

тыс. per. т

количество

тыс. per. m

количество

тыс. per. m

в том числе
пароходы

в том числе
пароходы

в том числе
теплоходы

в том числе
теплоходы









1950


1950


1955


1955


1972


1972


количество


тыс. per. m


количество


тыс. per. m





Всего в мире
В том числе:
Либерия
Япония Великобритания Норвегия
СССР
Греция
США
ФРГ
Италия
Панама
Франция
Швеция
Нидерланды
Испания
Дания
Индия
Канада
Кипр
Польша
Бразилия
Финляндия Югославия
Аргентина
ГДР
Бельгия
Австралия
КНР
Португалия

30852

22
1499
6060
2202
967
386
4953
1106
1059
573
1234
1271
1530
1145
718
177
1156
-
118
328
329
103
-
369
222
349
-
-

84583

246 1871 18219 5456 2125 1349 27513 460 2580 3361 3207 2048 3109 1190 1269 420 1931
-
199 698 503 215
-
914 482 538
-
-

32492

436
1770
5632
2351
1158
350
4537
1885
1149
555
1220
1217
1716
1225
680
221
1095
-
147
396
346
166
-
364
193
374
-
-

100568

3997 3735 19357 7249 2506 1245 26423 2644 3911 3923 3922 2807 3696 1383 1652
570
1521
-
316
893
731
300
-
1043
498
612
-
-

57391

2234
9433
3700
2826
67932
2241
3687
2546
1684
1337
1390
875
1452
2313
1331
412
1235
394
617
444
402
364
436
343
224
370
286
407

268340

44444 34929 28625 23507 162912 15328 15024 8516 8187 7793 7420 5632 4972 4300 4020 2650 2381 2015 2013 1884 1630 1588 1198 1401 1192 1184 1181 1027

6799

740
193
650
102
653
292
1298
79
246
273
75
57
76
365
26
114
153
54
95
102
17
11
-
87
12
74
105
56

94974

23529 8642 14228 4295
2502
3923 13762 1662
2757
3915
2941
1432
1704
685
1390
313
1006
341
163
429
42
44
-
550
168
510
317
308

50592

1494
9240
3050
2724
6140
1949
2389
2467
1438
1064
1315
818
1376
1948
1305
298
1082
340
522
342
385
353
436
256
212
296
181
351

173366

20915 26287 14397 19212 13789 11405 1262
6854
5430
3878
4479
4200
3268
3615
2630
2337
1375
1674
1850
1455
1588
1544
1198
851
1024
674
864
719




1 По данным Lloyd's Register of Shipping, Statistical Tables, на 1 июля 1972.
2 По данным Регистра СССР по состоянию на 1 июля 1972, включая рыболовно-промысловый флот.

К М. т. относятся также многочисл. и разнообразные по типам и конструкции суда служебно-вспомогат. и технич. флота, используемые для буксировочных, аварийно-спасат., дноуглубит., ледокольных и др. работ, связанных с обеспечением судоходства. В этой категории судов особое место занимают ледоколы. Крупнейшим в мире ледокольным флотом располагает СССР. Самый мощный ледокол и первый атомоход в мире -"Ленин" (1959) с эффективной мощностью на валах 32,3 Мет (44 тыс. л. с.). В СССР строится (1974) новый атомоход "Арктика" с эффективной мощностью 55 Мет (75 тыс. л. с.). Ледокольный флот имеют также Канада, Швеция, Финляндия, Дания и США.

М. т. включает: порты - транспортные узлы, где происходит перевалка грузов с одного вида транспорта на другой и осуществляется обслуживание флота; судоремонтные предприятия, оснащённые судоподъёмными средствами (доки, слипы, эллинги); устройства связи, сигнализации и др. На 1 января 1973 насчитывалось св. 7000 мор. портов, в т. ч. более 500 с грузооборотом св. 1 млн. т в год. Общий объём грузов, погруженных и выгруженных в портах мира, увеличился с 3350 млн. т в 1965 до 5349 млн. т в 1971, в т. ч. в портах промышленно развитых капиталистич. стран - соответственно с 1835 до 2894 млн. т, развивающихся стран - с 1339 до 2193 млн. т, соци-алистич. стран - со 176 до 262 млн. т.

Для промышленно развитых капиталистических стран характерная тенденция в развитии М. т.- концентрация грузопотоков и укрупнение портов. Напр., во Франции, имеющей ок. 300 портов, 87,3% грузооборота страны идёт через 6 портов; в Японии при наличии 1062 портов 35% грузооборота осуществляют 11 из них; в США -20,9% внешнеторгового грузооборота идёт через порт Нью-Йорк. Происходит процесс укрупнения судоходных предприятий и сращивание их с пром., финанс., торг, и др. компаниями, проникновение капитала в экономику нац. судоходства развивающихся стран, создание междунар. монопольных объединений по линейным и контейнерным перевозкам, расширение гос.

участия в деятельности М. т. В погоне за сверхприбылями за счёт сокращения издержек и прежде всего за счёт эксплуатации труда моряков усиливается тенденция регистрации судов крупными судоходными компаниями и судовладельцами под т. н. "удобными флагами" Либерии, Панамы, Гондураса и др. стран. При этом судовладельцы получают существенные льготы как при самой регистрации и налогообложении в процессе эксплуатации судов, так и в виде упрощённых, чисто символич. требований к мореходности судна, обеспечению охраны человеческой жизни на море, несовершенства или полного отсутствия социального и трудового законодательства для моряков. С 1949 американские и греческие судовладельцы, а вслед за ними и другие стали активно регистрировать свои суда в Либерии, к-рая, практически не имея собственного флота, "занимает" по тоннажу первое место в мире (см. табл. 1).

За период 1950-72 флот под флагом 13 т. н. традиционно мор. держав (Великобритания, США, Япония, Норвегия, Греция, ФРГ, Италия, Франция, Швеция, Нидерланды, Испания, Дания, Бельгия) увеличился с 68,8 млн. т до 161,6 млн. от, а с учётом "удобных флагов" только Либерии и Панамы - до 213,8 млн. т и составляет 80% всего мирового торг, флота. Такое положение позволяет этим странам контролировать почти все мор. перевозки капиталистич. мира и, используя созданную ими систему организац. форм междунар. судоходства, извлекать сверхприбыли. На осн. направлениях мор. торговли с устойчивыми грузопотоками создаются междунар. объединения линейного судоходства - судоходные линейные конференции (см. Морские линии). Крупнейшие из них объединяют десятки компаний различных стран.

Рис. 4. Автоматизированный теплоход "Новомосковск", дедвейт 12 500 т, скорость 18 м. мияъ/ч (33 км/ч).

В СССР М. т. - составная часть единой транспортной системы страны (см. Единая транспортная сеть СССР). М. т. в СССР является гос. собственностью. В его состав как отрасли нар. х-ва входят гос. хозрасчётные объединения "Южфлот", "Севзапфлот", "Даль-флот" с пароходствами, портами, судоремонтными предприятиями на соответствующих бассейнах; предприятия орг-ции аварийно-спасат. и дноуглуб. работ, возглавляемые всесоюзным о единением "Совсудоподъём"; организаз. по фрахтовому делу и агентскому обслуживанию, работающие в составе и руководством всесоюзных объединей "Совфрахт" и "Совинфлот" (см. Агитирование, Агентство морское); предприятия торговли и питания, материально-технич. снабжения; высшие, средние и проф.-технич. учебные заведения, готовящие кадры для флота и береговых предприятии; н.-и. и проектно-конструкторские ин-ты и бюро. Управление М. т. о ществляет Мин-во мор. флота СССР. Возрастающее из года в год значен. М. т. определяется исключит, экономичностью перевозок морем самой широк. номенклатуры грузов в прибрежные paйны Сов. Союза, мор. береговая линия которого простирается более чем на тыс. м. миль (111 тыс. км), а морск. границы в 2 раза превышают протяжённость сухопутных границ. Большое кол-во сырья, пром. и с.-х. продукции перевозится М. т. в каботажном плавании в Азово-Черноморском, Каспийском и Балтийском басс. Решающее значение имеет М. т. для удовлетворения потребностей населения и развития экономики Д. Востока и Севера, где М. т.- практически единственное средство массовой перевозки грузов. Хоз. освоение богатых природными ресурсами р-нов Крайнего Севера, Приморья, Сахалина, Курильских о-вов, Камчатки непосредственно зависит от обеспечения М. т. устойчивых регулярных перевозок. Особенно важную и все возрастающую роль играет М. т. в развитии внешней торговли СССР, т. к. осн. часть экспортно-импортных грузов в межконтинентальной торговле может быть перевезенана только морем. В 1972 на загранплавание приходился 91% грузооборота М. т., суда к-poro совершили ок. 27 тыс. рей сов более чем в 1 тыс. портов 109 стран. На долю М. т. приходится св. 50% внешнеторгового грузооборота СССР. Важнейшие экономич. показатели М. т. СССР представлены в табл. 2.

В 1971 М. т. СССР превзошёл по грузообороту М. т. под флагом США. 1960 торг, флот СССР по тоннажу занимал 11-е место в мире, в 1973-5-е, а по грузопасс. флоту - 3-е место. В 197 удельный вес сов. торг, флота в мировом тоннаже составил 6,2%, а его доля междунар. мор. перевозках - 4,2%.

В 9-й пятилетке (1971-75) осуществляется дальнейшее развитие М. т., по полнение его высокоэкономич. универсальными и специализированными судам с комплексной автоматизацией управления судовыми механизмами и системами в т. ч. судами для перевозки крупнотонажных контейнеров, оборудования скоропортящихся грузов. Увеличивается пропускная способность мор. портов, них создаются специализированные комплексы с высоким уровнем механизаци) и автоматизации производств, процессов для погрузки и выгрузки контейнеров навалочных и лесных грузов; наращиваются мощности судоремонтных предприятии и др. баз обслуживания флота Особое внимание уделяется дальнейшем; совершенствованию управления и планирования с применением экономико-математич. методов и средств электронно-вычислит, техники. Этой цели подчинень работы, начатые в 8-й пятилетке (1966- 1970) по созданию автоматизированной системы управления М. т.-"АСУ-Морфлот" на базе Гл. вычислит, центра мин-ва и вычислит, центров пароходств путём расширения круга задач, выполняемых АСУ, начиная от частных задач оптимального планирования с переходом к более сложным комплексным задачам, к-рые позволят в реальном масштабе времени оценивать экономич. эффект оперативных решений и важнейших вопросов научно-технич. прогресса.

Политика Сов. государства в области судоходства базируется на общенародной собственности на средства произ-ва, плановой системе ведения х-ва, гос. монополии фрахтования судов. Эта политика исходит из задач удовлетворения потребностей страны во внутр. и заграничных перевозках и обеспечения её интересов в междунар. судоходстве. Она направлена на развитие братского сотрудничества с социалистич. странами, поддержку развивающихся гос-в, на установление взаимовыгодных деловых контактов в сфере судоходства с капита-листич. странами в соответствии с ленинскими принципами мирного сосуществования гос-в, принадлежащих к двум противоположным социально-политич. системам, а также учитывает, что развитие М. т. является одним из важнейших факторов экономич. соревнования двух мировых систем.

Со мн. гос-вами Сов. Союз имеет межправительств, соглашения о мор. судоходстве, в к-рых закреплено стремление сторон всемерно поддерживать свободу мореплавания, развивать двусторонние деловые контакты, содействовать ускорению и улучшению мор. перевозок. В соответствии с соглашениями судам той и другой стороны предоставляется возможность участвовать в перевозках на равных коммерч. условиях и пользоваться в портах в отношении погрузки-выгрузки, обслуживания и оплаты портовых сборов такими же льготами, какие предоставляются каждой из стран своим судам.

СССР осуществляет сотрудничество в области М. т. со странами СЭВ по вопросам рационального использования флота, координации действий при фрахтовании в интересах наиболее полного удовлетворения потребностей в мор. перевозках при миним. издержках, повышения эффективности внешней торговли и улучшения платёжных балансов стран. Оно проводится на основе Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистич. экономич. интеграции отрав-членов СЭВ. В 1970 в г. Со-пот (ПНР) представители судовладельцев ряда социалистич. стран подписали соглашение о создании Междунар. ассоциации судовладельцев (ИНСА), в к-рую вступили судовладельч. предприятия НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СССР, ЧССР, СФРЮ. В 1972 к ним присоединились судовладельч. орг-ции Кубы и Индии. Новая междунар. судоходная орг-ция поставила своей целью содействие развитию сотрудничества судоходных предприятий и обеспечение их интересов в междунар. мор. судоходстве. Укреплению и расширению взаимовыгодных связей способствует Соглашение о сотрудничестве в мор. торг, судоходстве, подписанное в дек. 1971 в Будапеште НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР.

Рис. 5. Судно для перевозки навалочных грузов "Зоя Космодемьянская*, дедвейт 50000 т,скорость 14,7л. милы ч (27 км/ч).

Рис. 6. Пассажирский теплоход "Михаил Лермонтов", 700 пассажирских мест, скорость 20,5 м. миль/ч (38 км/ч).

Сов. Союз активно участвует в междунар. организациях, таких, как Межправительственная мор. консультативная орг-ция (ИМКО), а также в работе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ), Экономической комиссии ООН для Европы (ЭКЕ), Международной организации труда (МОТ) и др.

Табл. 2. - Основные показатели развития морского транспорта СССР





Единица измерения

1940

1950

1960

1965

1970

1971





Грузооборот


Перевезено грузов Средняя дальность - перевозки тонны грузов Эксплуатационная скорость движения судов:
сухогрузного флота танкерного флота Производительность труда одного работника, занятого на перевозках

Уровень механизации погрузочных работ Уровень комплексной механизации погрузочных работ

млрд. т/м. миль*

млн. т


м. миль



м. миль/ сит
м. милъ/сут

тыс. приведённых т/км


%

%

12,8


31,2


411



175
211

1414




65,5

-

21,4


33,7


636



188
213

1618




90,7

-