БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381. В порту обрабатываются суда всех типов.

Северный речной вокзал расположен на левом берегу Химкинского водохранилища, рядом с речным портом. Вокзал обслуживает пассажиров транзитных линий из Москвы в Астрахань, Ростов, Ленинград, Пермь, Уфу, Волгоград; местных линий Москва - Калинин - Углич; пригородных и экскурсионных линий по каналу им. Москвы. Имеется 12 пасс, причалов, большой привокзальный парк.

Южный речной вокзал расположен на дебаркадере, стоящем у правого берега р. Москвы (Нагатино). Вокзал обслуживает пассажиров транзитной линии Москва - Горький - Москва (кольцевая линия), местных линий Москва - Рязань, Москва - Константинове.

Руководство работой речных вокзалов осуществляет Моск. пасс, агентство. Моск. порты и агентство входят в состав Моск. речного пароходства.

Ю. T. Макаренков.


МОСКОВСКИЕ СОВЕЩАНИЯ 1941, 1943, 1945, совещания представителей СССР, США н Великобритании по отд. вопросам ведения 2-й мировой войны и послевоенного мирного урегулирования.

M. с. 1941 (29 септ.- 1 окт.; главы делегаций: СССР - В. M. Молотов, США - У. А. Гаррнман, Великобритании - лорд Бивсрбрук) приняло протокол о взаимных поставках на период 1 окт. 1941-30 июня 1942. США и Великобритания обязывались поставлять в СССР ежемесячно 400 самолётов, 500 танков, зенитные и противотанковые орудия, автомашины, а также алюминий и др. металлы; со своей стороны СССР, несмотря на огромные трудности, принял обязательство поставить англо-амер. стороне крупные партии сырья для нужд воен. произ-ва.

M. с. 1943 (19-30 окт.; главы делегаций - мин. иностр. дел: СССР - В. M. Молотов, США - К. Хэлл, Великобритании - А. Идеи) рассмотрело вопрос о мерах, к-рые должны быть приняты для сокращения сроков войны. При этом представители США п Великобритании уклонились от принятия определённых обязательств по открытию 2-го фронта.

Важнейшие документы совещания: 1) "Декларация четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности" (её подписал также представитель Китая), провозгласившая решимость подписавших её сторон вести войну до безоговорочной капитуляции врага, а после её окончания - продолжать совместные действия для поддержания всеобщего мира; стороны обязывались учредить в возможно короткий срок междунар. орг-цию для поддержания мира и безопасности, применять свои вооружённые силы на терр. др. гос-в лишь после совместных консультаций и для целей, предусмотренных данной декларацией, сотрудничать по вопросам регулирования вооружений. 2) "Декларация об Италии", призвавшая к проведению совместной политики союзников в этой стране с целью искоренения фашизма и установления демократии, режима (с этой целью создавался Консультативный совет но вопросам Италии). 3) "Декларация об Австрии", объявлявшая несуществующим и недействительным "присоединение" Австрии к Германии 1.5 марта 1938 и имеете с тем указывавшая, что Австрия несёт ответственность за участие в войне на стороне гитлеровской Германии и что при окончательном урегулировании будет учтён собств. вклад Австрии в дело её освобождения. Конференция опубликовала подписанную И. В. Сталиным, Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем "Декларацию об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства", к-рая стала впоследствии правовым основанием для судебного наказания военных преступников.

На совещании были рассмотрены вопросы послевоен. устройства, в т. ч. Германская проблема. Сов. делегация воздержалась от изложения своей позиции по англо-амер. предложению, направленному на расчленение Германии, сославшись на то, что вопрос находится в процессе изучения. Делегация СССР отклонила и англ, проект "Основной схемы управления освобождённой Францией", предусматривавший, по существу, оккупацию этой страны англо-амер. войсками. Сов. пр-во отвергло также англо-амер. предложение о восстановлении дипломатич. отношений с враждебным СССР польским эмигрантским пр-вом в Лондоне. На совещании было принято решение о создании Европ. консультативной комиссии для рассмотрения вставших на очередь дня европ. вопросов.

M. с. 1945 (16-26 дек.: главы делегаций - мин. иностр. дел: СССР - В. M. Молотов, США - Дж. Ф. Бирнс, Великобритании - Э. Бевин) согласовало процедуру подготовки к заключения мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией (см. Парижские мирные договоры 1947) и достигло соглащения о создании Дальневосточной комиссии и Союзного Совета для Японии. Решением совещания предусматривалось создание Врем, корейского демократич. пр-ва. Участники совещания договорились об организации Совместной комиссии из представителей сов. и амер. командований для оказания содействия образованию такого пр-ва и разработки с участием этого правительства мер, способствующих развитию демократия, самоуправления и установлению гос. независимости Корен; комиссии вменялось в обязанность консультироваться с кор. демократии, партиями и обществ, орг-циями. Участники M. с. договорились о необходимости объединения и демократизации Китая и прекращения в Китае гражданской войны. Было принято решение о желательности вывода из Китая сов. и амер. вооружённых сил в возможно кратчайший срок. При этом представители трёх держав подтвердили "верность политике невмешательства во внутренние дела" Китая. Совещание зафиксировало условия признания Великобританией и США пр-в Румынии и Болгарии, с к-рыми Сов. пр-во уже имело дипломатии, отношения. Министры иностр. дел представленных на совещании гос-в согласились внести на рассмотрение Ген. Ассамблеи ООН рекомендации об учреждении Комиссии по контролю над атомной энергией.

M. с. содействовали укреплению антигитлеровской коалиции и урегулированию ряда послевоенных проблем. Однако политич. курс зап. держав, выразившийся после разгрома гитлеровской Германии в развязывании "холодной войны" против Сов. Союза, привёл к тому, что нск-рыс важные решения, принятые совещаниями, не были выполнены.

П у б л.: Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 1 - 3, M., 1944 - 47. Д. Леонов.

МОСКОВСКИЙ, посёлок гор. типа, центр Моск. р-на Кулябской обл. Тадж. CCP, в 182 км к Ю.-В. от Душанбе. 9,7 тыс. жит, (1973). Консервный, хлопкоочистит., асфальтный, кирпичный з-ды; строится з-д железобетонных конструкции.

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ и м. С е р г о Орджоникидзе (МАИ), один из крупнейших в СССР учебных и научных центров в области авиастроения. Осн. в 1930 В 1935 ии-ту присвоено имя Серго Орджоникидзе. С ин-том связана деятельность таких авиаконструкторов и учёных, как A. H. Туполев, H. H. Поликарпов, А. С. Яковлев, В. M. Мясищев M. Л. Миль, П. Д. Грушпп, (5. С. Стечкин H, С. К. Туманский, С. M. Люлька Б. H. Юрьев, И. II. Артоболевский M. Д. Миллионщиков, Б. H. Петров H. В. Иноземцев, И. В. Остославский А. В. Квасников и др. В составе ин-та (1973): ф-ты - самолётостроения и вертолётостроения, летат. аппаратов, двигателей летат. аппаратов, систем автоматич. управления летат. аппаратов, радиоэлектроники летат. аппаратов, экономики и организации произ-вa летат. аппаратов, установок летат. аппаратов, прикладной математики; 8 вечерних ф-тов, подготовительные отделения, ф-т повышения квалификации преподавателей втузов специалистов авиац. пром-сти; аспирантура, 72 кафедры, и.-п. сектор, 8 проблемных и 16 отраслевых лабораторий в б-кс 1,7 млн. тт. В 1.972/73 уч. г. в ин-те обучалось 23 тыс. студентов, работало ок. 1.6 тыс. преподавателей, в т.ч. 8 академиков и чл.-корр. АН CCC 150 профессоров и докторов наук, 750 доцентов и кандидатов наук. Ин-ту предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертаций Издаются (с 1935) "Труды" ин-та. голы существования ин-т подготовил 50 тыс. специалистов. Награждён орденом Ленина (1945). П. T. Беляк

МОСКОВСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (МАМИ), один ведущих в СССР втузов по подготовке специалистов для автомоб. и тракторной пром-сти. Осн. в 1939. В организации ин-та, становлении и развитии в нём нар. школ активно участвовали известные ученые E. А. Чудаков, E. Д. Львов, Д. К. Карельских, В. И. Сороко-Новицкий П. H. Аксёнов и др. В составе ин-та (19 ф-ты - автомобилей и тракторов, а также моб. и тракторных двигателей, технологии и автоматизации машиностроения, литейного и кузнечно-штамповочного произ-ва, вечерние, повышения квалификации преподавателей вузов и техн-мов, подготовит, отделение, аспирантура, филиалы в гг. Дмитрове и Ликино Моск. обл., 31 кафедра, отраслевая автомоб. лаборатория; в б-ке св. 600 тыс. тт. В 1972/73 уч. г. обучалось ок. 6 тыс. студентов, работало св. 400 преподавателей, в т. ч. 38 профессоров и докторов наук, ок. 200 доцентов и кандидатов наук. Ин-ту предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. Издаются сборники трудов. За годы существования ин-т подготовил ок. 14 тыс. инженеров. к. П. Сидорин.

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ (МАДИ), один из крупнейших в СССР уч. и н.-п. центров в области автомоб. пром-сти, транспорта, дорожно-мостового и аэродромного стр-ва. Осн. в 1930. Становление и развитие в ин-те науч. школ связано с именами таких учёных, как E. А. Чудаков, Б. С. Стечкин, H. P. Брилинг, Д. П. Великанов, И. В. Грибов, Г. Д. Дубелир, П. В. Сахаров, П. H. Шестако", H. H. Иванов, В. В. Ефремов.

В составе ин-та (1973): ф-ты - дорожно-строит., автомоб. транспорта, дорожных машин, стр-ва и эксплуатации аэропортов, гидравлики и систем управления, экономим., комструкторско-механич., вечерний, 3 ф-та повышения квалификации - для преподавателей вузов, преподавателей техникумов, руководящих и инж.-технич. работников, подготовит, ф-т и отделение: аспирантура, 44 кафедры, 2 проблемные и 3 отраслевые лаборатории, уч.-экспериментальная база (полигон); в б-ке ок. 700 тыс. тт.

В 1972/73 уч. г. в ин-те обучалось св. 15 тыс. чел., работало 1,9 тыс. преподавателей и науч. сотрудников, в т. ч. 61 профессор и доктор наук, 346 доцентов п кандидатов наук. Ин-ту предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. Издаются "Труды" (с 1934). За годы существования пи-т подготовил св. 18 тыс. инженеров. Л. Л. Афанасьев.

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД им. Ленинского комсомола (АЗЛК) (б. Московски и завод малолитражных автомобиле и, МЗМА), головное предприятие автомоб. производств, объединения "Автомосквпч", в состав к-рого входит также строящийся в г. Кинешме (Ивановская обл.) з-д автозапчастей. Выпускает легковые автомобили "Москвич-412" с кузовом седан п его осн. модификации: "Москвич-427" с универсальным грузопассажирским кузовом и "Москвич-434" с кузовом фургон. Стр-во з-да началось в 1929 и вскоре было объявлено комсомольской стройкой. 6 нояб. 1930 з-д вступил в строй. Первоначально это был автосборочный з-д им. КИМ, являвшийся филиалом Нижегородского автозавода, первым в СССР специализированным предприятием для массовой сборки легковых и грузовых автомобилей. В 1938-39 перед з-дом была поставлена задача спроектировать и освоить произ-во легковых малолитражных автомобилей для индивидуального пользования. Первые образцы этих автомобилей КИМ-10 изготовлены к 1 мая 1940. К июню 1941 выпущено 500 таких автомобилей. В 1947 после реконструкции з-да начато массовое пронз-во легковых малолитражных автомобилей "Москвич". Всего выпущено св. 50 моделей и модификаций этого автомобиля. В 1973 з-дом выпущено 136.5 тыс. автомобилей "Москвич" (1,5 тыс. в 1947, 50 тыс. в 1957). В 1968 в честь 50-летия ВЛКСМ з-ду присвоено имя Ленинского комсомола. З-д награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966). В. П. Калашников.

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД им. И. А. Л и х а ч ё в а (ЗИЛ), с 1971 головное предприятие крупного производств. объединения автомоб. пром-сти СССР, в состав к-рого входят ещё 9 специализированных заводов, расположенных в Москве и др. городах страны. Выпускает грузовые автомобили (ЗИЛ-130, ЗИЛ-131) . и легковые автомобили высшего класса (ЗИЛ-114, ЗИЛ-117), бытовые электрохолодильники, двигатели, запчасти к автомобилям, специальное и нестандартное оборудование, а также все виды оснастки для собственных нужд. Завод основан в 1916 "Товариществом на паях автомобильного московского завода „АМО"". До Окт. революции 1917 па з-дс производилась сборка автомобилей из импортных частей. 28 июня 1918 был национализирован. В этот день на митинге рабочих з-да выступил В. И. Ленин. До 1924 з-д осваивал произ-во автомоб. двигателей, занимался ремонтом автомобилей и проводил подготовку к выпуску грузовых автомобилей. 7 нояб. 1924 первые 10 полуторатонных автомобилей АМО-Ф-15, созданных из отечеств, материалов, прошли во главе колонны демонстрантов по Красной площади в Москве.

С 1956 з-д носит имя И. А. Лихачёва, к-рый был его директором в течение 25 лет.

На з-де проведено несколько технич. реконструкций. Большие работы по технич. перевооружению осуществлены в 60-х гг.. что связано с организацией произ-ва грузовых автомобилей ЗИЛ-130, массовый выпуск к-рых начат в дек. 1964. С 1924 по 1964 выпущено большое число различных моделей грузовых и легкоцых автомобилей и автобусов, в т. ч. грузовые автомобили ЗИС-5, ЗИС-6, ЗИС-150, ЗИС-151, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164, легковые - ЗИС-101, ЗИС-110, автобусы ЗИС-8, ЗИС-16, ЗИС-154, ЗИЛ 155, ЗИЛ-158. В нач. Великой Отечеств, войны 1941-45 значит, часть оборудования и кадров з-да была эвакуирована на восток страны, где возникли крупные автомоб. з-ды. Оставшиеся в Москве рабочие производили боеприпасы и вооружение для фронта, а с июня 1942 возобновили произ-во грузовых автомобилей.

На з-де работают сотни автоматич. линий, что позволило полностью автоматизировать обработку тяжёлых корпусных деталей. Все осн. агрегаты автомобилей собираются на конвейерах.

Главный конвейер сборки автомобилей ЗИЛ-130.

Конвейер сборки двигателей автомобиля ЗИЛ-130.

Повышение технич. уровня произ-ва и непрерывная работа по совершенствованию конструкции автомобилей и холодильников позволили значительно улучшить качество и увеличить выпуск продукции. В 1973 произ-во грузовых автомобилей выросло но сравнению с 1965 на 75,2%, запасных частей к автомобилям - более чем в 2 раза. На з-де развито социалнстич. соревнование. На 1 сент. 1973 29 цехам и отделам присвоено звание коллектива н 33 тыс. чел.- звание ударника коммунистического труда. Награждён 3 орденами Ленина (1942, 1949, 1971) н орденом Трудового Красного Знамени (1944). В. В. Битков.
МОСКОВСКИЙ АРТЕЗИАНСКИЙ БАССЕЙН, артезианский бассейн, расположенный в центре Восточио-Европейской равнины. В геоструктурном отношении принадлежит юго-зап. части Московской синеклизы. Пл. бассейна около 360 тыс. км2. Водоносные комплексы приурочены к толще карбонатно-терригенных пород от нижнекембрийского до антропогенового возраста, залегающих на складчатом кристаллич. фундаменте; в соответствии с общим погружением фундамента с Ю.-З. на С.-В. мощность осадочных отложений изменяется от 100- 300 до 4000,-4500 м. Для M. а. б. характерно наличие 3 вертикальных зон, отличающихся особенностями гидродинамич. и гидрохимии, условии.

Верхняя зона - зона интенсивного водообмена (интенсивного подземного стока) - характеризуется хорошими условиями инфильтрации атм. вод, взаимодействием отд. водоносных горизонтов, гидравлич. связью подземных вод с поверхностными водотоками и водоёмами. Условия питания, стока, разгрузки н формирования ресурсов подземных вод тесно связаны с особенностями рельефа, климата, дренирующим воздействием речной сети. Эта зона, мощностью 250-300 м, содержит преим. пресные (до 1 г/л) воды гидрокарбонатного класса.

Ниже выделяется зона затруднённого водообмена, где движение подземных вод в связи с большой глубиной, слабым влиянием речных дрен, незначительной трещиноватостыо пород очень замедлено. Вынос солей затруднён, в составе вод преобладают сульфаты и хлориды. Воды солоноватые н солёные с минерализацией от 5-10 до 50 г/л. Мощность зоны 300-400 м.

В наиболее глубоких частях артезианского бассейна располагается зона весьма замедленного водообмена. Скорости движения вод н процессы промыва пород здесь ничтожны, развиты рассолы высокой концентрации - от 50 до 270 г\л, состав вод хлоридный, натриевый, мощность изменяется от 400-500 до 1600-2000 м в наиболее прогнутых частях бассейна.

Пресные подземные воды бассейна издавна являются одним из источников водоснабжения Москвы и всего Центр, пром. р-на Европ. части СССР. Ресурсы подземных вод M. а. б. составляют до 40% от общих водных ресурсов территории бассейна. На питание водоносных горизонтов идёт 15-20% выпадающих атм. осадков. Наибольшими ресурсами обладают каменноугольные водоносные комплексы, к-рые широко используются для питьевых и пром. целен.

Солёные воды и рассолы зон затруднённого и замедленного водообмсна, приуроченные преим. к девонским и пермским отложениям, используются для леч. и бальнеологпч. целей (Старая Русса, Кашин и др.). Слабоминерализованиые воды (4 г/л) верхнсдевонских горизонтов в р-нс Москвы известны как "Московская минеральная вода".

Лит.: Жукои В. А., Толстой M. П., T р о я н с к и й С. В., Артезианские волы каменноугольных отложений Подмосковной палеозойской котловины, М.- Л., 1939; Гидрогеология СССР, т. 1- Московская н смежные области, M-, 1966; Лебедева H. А., Естественные ресурсы подземных вод Московского артезианского бассейна, M., 1972. Я. Л. Лебедева.


МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ, старейший уч. и науч. центр в области архитектуры. Ведёт свою историю с 1866. когда в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества открылось отделение архитекторов, к-рое входило с 1918 в состав Гос. свободных художеств, мастерских, с 1920 - Вхутемаса, с 1928 - Вхутеина. В 1930 архит. ф-ты Вхутеина и МВТУ им. H. Э. Баумана были реорганизованы в Высшее архитектурно-строит. уч-ще (ин-т), получившее в 1933 совр. назв. В составе ин-та (1973): ф-ты - гражд. стр-ва, пром. стр-ва, градостроительства, вечерний, повышения квалификации преподавателей и специалистов по градостроительству; аспирантура, 32 кафедры, лаборатории стройматериалов (осп. в кон. 19 в. проф. H. К. Лахтипым), строит, физики, инж. конструкций; в б-ке ок. 300 тыс. тт. В 1972/73 уч. г. в нн-те обучалось ок. 2 тыс. студентов, работало ок. 300 преподавателей, в т. ч. 45 профессоров и докторов наук, ок. 100 доцентов н кандидатов наук, 15 лауреатов Гос. премий. С M. а. и. связана деятельность таких известных сои. зодчих и художников, как А. В. Щусев, братья Л. А., В. А. и А. А. Веснины, II. В. Жолтовский, И. В. Рыльский, H. В. Марковников, А. В. Кузнецов, А. П. Иваницкий, M. Я. Гинзбург, И. А. и П. А. Голосовы, H. А. Ладовский, В. А. Фаворский, В. Ф. Кринский, Л. А. Бруни, В. H. Яковлев и др. Ин-ту предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. В 1930-72 подготовлено св. 5 тыс. архитекторов. Большинство первых премий на всесоюзных конкурсах дипломных проектов, организуемых Союзом архитекторов СССР, принадлежит выпускникам M. а. и. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1966). В 1972 на базе филиала M. а. и. организован Свердловский архпт. ин-т. Н.. С. Николаса.


МОСКОВСКИЙ ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД им. Войтовича, крупное предприятие по ремонту ж.-д. техники. Осн. в 1868, быв. название. Главные вагонные мастерские Московско-Курской железной дороги. История M. в. з. имеет богатые революц., боевые и трудовые традиции. В 1881 здесь был создай нелегальный рабочий кружок, к-рым руководил С. H. Халтурин; в 1894 сестрой В. И. Ленина А. И. Ульяновой (см. Елизарова-Ульянова) и сё мужем M. T. Елизаровым создана с.-д. орг-ция моек. "Рабочего союза". В период Революции 1905-07 местная организация РСДРП, во главе к-рой стоял столяр С. П. Смирнов, выступила против самодержавия. В дни Окт. революции 1917 красногвардейцы Гл. вагонных мастерских вели упорные бои в р-не Лефортовских казарм и в центре Москвы. На подступах к Кремлю геройски погиб рабочий В. E. Войтович (его имя в 1929 присвоено M. в. з.). 19 июля 1918 на митинге рабочих завода выступал В. И. Ленин. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 M. в. з. выпускал совместно с заводом "Компрессор" реактивные установки "Катюша", снаряды, бронедрезины н др. продукцию для фронта. С 1965 завод специализирован на ремонте цельнометаллич. пассажирских вагонов для междунар. сообщения.

M. в. з. неоднократно завоёвывал первые места в социалистич. соревновании. За изготовление образцов новой техники награждён дипломом ВДНХ. Разработана ген. схема реконструкции завода на 1976-80. В связи со 100-летием со дня основания награждён орденом Трудового Красного Знамени (1968).

Лит.: Имени Войтовича, M., 1969.

К. M. Лебедев.


"МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК", русский двухнедельный лит. журнал, издававшийся в Москве в 1827-30. Официальный ред. - M. П. Погодин. Сотрудничали Д. В. Веневитинов, .А. С. Хомяков, С. П. Шевырёв, И. В. Киреевский, В. Ф. Одоевский и др. Св. 30 своих произв. опубл. в "М. в." А. С. Пушкин; в 1830 он порвал с журналом, пе приняв его эстетич. программы. Журнал печатал переводы из И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Э. T. А. Гофмана, В. Скотта, У. Шекспира, А. Мицкевича и др. "М. в.", являвшийся органом "любомудров", выступал против классицизма, вёл полемику с Ф. В. Булгариным, однако выражал консервативные тенденции в рус. романтизме, защищал теорию "чистого искусства".

Лит.: История русской журналистики XVIII-XIX ив. [Под ред. А. В. Западова], 3 изд., M-, 1973, с. 195 - 97.


МОСКОВСКИЙ ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ (MBPK), орган Моск. советов рабочих и солдатских депутатов по руководству вооруж. восстанием в Москве; избран по предложению MK РСДРП(б) объединённым пленумом Моск. совета рабочих н Совета солдатских депутатов вечером 25 опт. (7 нояб.) 1917 в составе 7 членов и 6 кандидатов. От большевиков: чл.- А. Ломов (Г. И. Оппоков), В. M. Смирнов, Г. А. Усиевич, H. И. Муралов, канд.- А. Я. Аросев, П. H. Мостовенко, А. И. Рыков (в октябрьские дни в Москве не был, т. к. в качестве делегата 2-го съезда Советов выехал в Петроград) и С. Я. Будзинский; от меньшевиков: чл.- M. И. Тейтельбаум, M. Ф. Николаев; от объединённых интернационалистов - И. Ф. Константинов, канд. - Л. E. Гальперин (Коняга), В. Я. Ясенев. Эсеры отказались войти в MBPK; меньшевики заявили, что входят в него для противодействия захвату власти большевиками. Избранный в узком составе, MBPK не мог справиться с огромным кругом вопросов, к-рые ему приходилось решать. Поэтому в состав MBPK было кооптировано более 20 чел. Среди них большевики: члены Исполкома Моссовета П. Г. Смидович, E. H. Игнатов, нач. штаба Красной Гвардии А. С. Ведерников, представители профсоюзов Г. H. Мельничанский, M. В. Рыкунов, П. И. Кушпср, представитель врем, к-та солдатских депутатов ("десятки") С. А. Сава-Степняк, H. И. Плеханов, эсер-максималист (впоследствии большевик) С. Л. Пупко. Руководил работой MBPK Боевой парт, центр, избранный объединённым заседанием Моск. обл. бюро, Моск. окружного к-та и MK РСДРП(б) утром 25 окт. (7 нояб.) в составе: чл.- И. А. Пятницкий, M. Ф. Владимирский, И. H. Стуков, В. H. Яковлева, В. И. Соловьёв, E. M. Ярославский, Б. Г. Козслев, канд. - И. С. Ки-зельштейн, T. В. Сапронов; 26 окт. (8 пояб.) кооптирован в чл. В. H. Подбельский. При MBPK был создан штаб для воен.-оперативного руководства восстанием (Смирнов, Аросев, A. M. Аль-тер). В течение 25-27 окт. (7-9 пояб.) во всех р-нах города были организованы BPK, состоявшие почти исключительно из большевиков. Большевистскому ядру MBPK сразу пришлось бороться с дезорганизаторской деятельностью меньшевиков, отвергавших решит, действия против контрреволюции. 27 окт. (9 нояб.) MBPK отклонил требование меньшевиков о соглашении с руководящим центром контрреволюции - "К-том обществ, безопасности" (см. "Комитеты общественной безопасности"), после чего они, а вслед за ними (31 окт.) объсдиненцы вышли из MBPK. что сделало его более сплочённым и боеспособным. Однако кооптация в MBPK некоторых лиц, занимавших неустойчивую, колеблющуюся позицию в вопросе о вооруж. восстании (Смидовпч, Игнатов, Кушнер и др.), мешала проведению последовательно революц. линии. Являясь руководящим органом восстания, MBPK через своих комиссаров решал также вопросы организации продовольств. дела, работы транспорта, коммунальных предприятий, финансирования учреждений, охраны порядка и т. п.

Несмотря на то, что в руководстве восстанием со стороны MBPK был допущен ряд ошибок (тактика обороны и выжидания, что привело к боям затяжного характера с большими жертвами п т. д.), он до 3(16) ноября решил задачу разгрома сил контрреволюции, что обеспечило победу Великой Окт. социалистич. революции в Москве. 14(27) нояб. MBPK сложил свои полномочия, передав всю власть Моск. совету.

Лит.: Подготовка п победа Октябрьской революции в Москве. Документы п материалы, M., 1957; Московский Военно-революционный комитет (октябрь - ноябрь 1917), M., 1968; История КПСС, т. 3, кн. 1, M., 1967; Грунт А. Я., Из истории Московского Военно-Революционного комитета (формирование BPK), п сб.: Исторические записки, т. 81, M., 1968. Л. Я. Грунт.

МОСКОВСКИЙ 2-Й МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ и м. П. П. Пирогова, один из крупнейших в СССР уч. и науч. мед. центров. Ведёт свою историю с 1906, когда в составе Моск. высших жен. курсов был создан мед. ф-т; в организации и работе ф-та н курсов в целом видную роль сыграли известные рус. ученые: анатом Д. H. Зернов, физиолог M. H. Шатерникон, психиатр H. H. Баженов. В 1918 мед. ф-т курсов был преобразован в мед. ф-т 2-го МГУ, с 1930 - самостоят, вуз - 2-й Моск. мед.