БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381боролся с социальной несправедливостью в "Мещанах" п "На дне" (оба в 1902),"Детях солнца" (1905). Пьесы Горького, наряду с "Доктором Штокма-иом> Ибсена (1900), определили обществ.-политич. лицо театра. В работе над произв. Чехова и Горького сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания настроения, общей атмосферы действия, декоративного решения (художник В. А. Симов), были выработаны сценич. средства передачи скрытого в обыденных словах т. н. подтекста (внутр. содержания).Впервые в мировом сцснпч. иск-вс M-XT поднял значение режиссёра - творческого и идейного интерпретатора пьесы. В годы поражения Революции 1905-07 и наступившей затем реакции MXT увлёкся поисками в области символистского театра ("Жизнь человека" Андреева н "Драма жизни" Гамсуна, 1907), общефилософскими проблемами ("Гамлет" Шекспира, 1911). Поэзией сказки была проникнута пост. "Синей птицы" Метерлпнка (1908). Hc находя опоры в совр. драматургии, MXT обратился к классике. Лучшие спектакли этого периода: "Горе от ума" Грибоедова (1906), "Ревизор" Гоголя (1908), "Месяц в деревне" Тургенева (1909), "На всякого мудреца довольно простоты" Островского (1910}; "Братья Карамазовы" по Достоевскому (1910), "Брак поневоле" и "Мнимый больной" Мольера (оба в 1913), "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина (1914). В то же время в MXT возник творч. кризис, т. к. "если театр посвящает себя исключительно классическому репертуару,... он рискует... стать академически-мертвым" (Немирович-Данченко Вл. И., Избр, письма, 1954, с. 11.9). Выйти из кризиса MXT помогла Великая Окт. соцналистич. революция. Высоко ценя иск-во этого театра, В. И. Ленин (в беседе с А. В. Луначарским) говорил: "...Если есть театр, который мы должны из прошлого во что бы то ни стало спасти п сохранить,- это, конечно. Художественный театр". В 1920 MXT был включён в число академич. театров. В творческой полемике с пролеткультовцами п лефовцамп MXAT отстаивал реалистич. метод, как наиболее плодотворный для развития сценич. иск-ва и понимания современности. Через возникавшие вокруг MXAT студни (см. Студии MXAT) Станиславский и Немирович-Данченко воспитывали актёров в духе выработанных ими принципов. В 1924 из этих студий в театр влилась группа молодёжи: А. К. Тарасова, О. H. Андровская, К. H. Еланская, В. С. Соколова, А. О. Степанова, А. П. Зуева, H. П. Баталов. H. П. Хмелёв, M. H. Кедров, Б. H. Ливанов, В. Я. Сташщын. M. И. Прудкип, A. H. Грибов, M. M. Яншин. В. А. Орлов, II. Я. Судаков, H. M. Горчаков, И. M. Кудрявцев и др. Эти актёры, наряду с вступившими в MXAT Б. Г. Добронравовым, Ф. В. Шевченко (1910-е гг.), M. M. Тархановым, В. О. Топорковым (1920-с гг.), стали выдающимися мастерами сов. сцены. Сплотив вокруг себя молодых писателей, MXAT приступил к работе по созданию сов. репертуара. Были поставлены спектакли: "Пугачёвщина" Тренёва (1925), "Дни Турбиных" Булгакова (1926), "Растратчики" н "Квадратура круга" Катаева (оба в 1928), "Унтнловск" Леонова (1928), "Блокада" Bc. Иванова (1929). Важным этапом в жизни MXAT и всего сов. театра стал политически страстный, воссоздающий революц. эпоху спектакль "Бронепоезд 14-69" Иванова (1927). Отражая процессы становления и развития сов. общества, формирования нового человека, новых взаимоотношений между людьми, театр ставит спектакли: "Страх" Афиногенова (1931), "Платон Кречет" Корнейчука (1935), "Любовь Яровая" Тренёва (1936), "По-ловчанские сады" Леонова (1939) и др. Новое, социально углубленное толкование получила классич. драматургия: "Горячее сердце" Островского (1926), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1927), "Мёртвые души" по Гоголю (1932). Следуя ленинскому анализу творчества Л. H. Толстого, MXAT в новаторской пост. "Воскресения" (1930) подчеркнул обличит, направленность романа; в спектакле "Анна Каренина" (1937) вскрыл трагич. конфликт героини с чопорным и холодным аристократпч.обществом. Большое значение на пути становления социа-листич. реализма имел спектакль "Враги" Горького (1935). Мужественной простотой, поэтпч. правдой отличалась новая пост. "Трех сестёр" Чехова (1940). В 1930-е гг. получает завершение система Станиславского (см. Станиславского система) и углубляются педагогич. методы и режиссёрское учение Немировича-Данченко, особенно чётко определяются и совершенствуются характерные черты иск-ва MXAT - соединение правдивого, жизненно достоверного развития действия с философски насыщенной, публицистически заостренной идейностью, смелая типизация, предельная внутр. эмоциональность, сочетающаяся со скупостью и силой сцетшч. выражения и точностью сценической формы. В 1939 M. H. Кедровым была завершена начатая Станиславским экспериментальная работа над "Тартюфом" Мольера. Последние искания Станиславского в области сценич. творчества легли также в основу работы над пост. "Глубокой разведки" Крона (1943). В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 были поставлены патриотич. спектакли -"Фронт" Корнейчука, "Русские люди" Симонова, "Офицер флота" Крона. В 1942 в спектакле "Кремлёвские куранты" на сцепе MXAT был впервые воссоздан (A. H. Грибовым) образ В. И. Ленина. Во 2-й пол. 40- нач. 50-х гг. были созданы значительные спектакли: "Дядя Ваня" Чехова (1947), "Домби и сын" по Диккенсу (1949). "Плоды просвещения" Л. H. Толстого (1951). В 1956 театр возобновил постановку "Кремлёвских курантов" (в роли Ленина - Б. А. Смирнов). Тема мощи и силы парода, большевистской партии была развита в спектакле "Третья патетическая" Погодина (1958). Проблеме выбора нравств. пути человеком был поев, спектакль "Золотая карета" Леонова (1957). Среди лучших спектаклей 60- нач. 70-х гг.: "Братья Карамазовы" по Достоевскому (I960), "Милый лжец" Килтп (1962), "Шестое июля" Шатрова (1965), "Егор Булычев и другие" (1964). "Последние" (1971) Горького, "Сталевары" Бокарёва (1972), "Соло для часов с боем" Заградилка (1973) и др.

В 1932 MXAT было присвоено имя M. Горького. Награждён орденом Лс-тшпа (193/), орденом Трудового Красного Знамени (1938). При театре имеется музей (с 1923) с двумя филиалами: Дом-музей К. С. Станиславского и Мемориальная квартира В. II. Немировича-Данченко. С 1943 существует Школа-студия им. В. И.Немировича-Данченко. С 1906 театр неоднократно гастролировал в странах Европы, AsHn1 Америки.

В труппе театра (1974): нар. арт. СССР О. H. Андровская, M. П. Болдуман, А. П. Георгиевская, A. H. Грибов, А. П. Зуева, А. П. Кторов, П. В. Массальский, Б. Я. Петкер, M. И, Прудкин, Б. А. Смирнов, В. Я. Сташщып, А. О. Степанова, M. M. Яншин, пар. арт. РСФСР К. H. Головко, И. П. Гошева, Л. И. Губанов, H. И. Гуляева. В. С. Давыдов, H. H. Засухин, Г. И. Калиновская, A. M. Комиссаров, - T. И. Ленникова, Ю. Л. Леонидов, С. С. Пилявская, Л. В. Пушкарёва, О. А. Стриженов, П. Г. Чернов, M. В. Юрьева, нар. арт. Литой. CCP Л. В. Иванов. Гл. режиссёр (с 1970)- нар. арт. РСФСР О. H. Ефремов.

Лит.: Э ф р о с H., Московский Художественный театр. 1898-1923, M. - П., 1924; Марков П., Чуткий H., Московский Художестпенный театр. 1898 -1948, M., 1950; Московский Художественный театр в советскую эпоху. Материалы н документы, M., 1962; см. также лит. при статьях Станиславский К. С., Немирович-Данченко В. И.. Станиславского система.

П. А. Марков. Л. В. Кесслер.

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ им. В. И. Сурикова, один из центров высшего художеств, образования в СССР, вуз станкового иск-ва. Ведёт историю с 30- 40-х гг. 19 в., когда было создано в Москве Училище живописи и ваяния; после Октябрьской революции 1917 уч-ще претерпело ряд организационных преобразований, видоизменялись его структура и наименование. С 1937 вуз стал называться Московским художественным ин-том, в 1948 ему присвоено имя В. И. Сурикова. Становление M. х. и. как вуза реа-листич. иск-ва в 30-40-е гг. связано с именами его первых ректоров И. Э. Грабаря и С. В. Герасимова. Профессорами ип-та были известные сов. художники К. H. Истомин, Д. С. Моор, Г. Г. Ряж-ский, Б. В. Иогансон, А. А. Осмёркин, А. А. Дейнека и др. В составе нн-та (1973): ф-ты - живописи, графики, скульптуры, персональные мастерские станковой, театрально-дскорац. и монументальной живописи, мастерские книги, плаката и станковой графики; прп ип-те работает ср. художеств, школа-интернат для одарённых детей. В 1972/73 уч. г. в M. х. и. обучалось ок. 400 студентов, работало 60 преподавателей, в т. ч. св. 20 профессоров и докторов наук, 7 дсй-ствит. чл. AX СССР, 3 нар. художника СССР. Среди преподавателей ин-та мастера сов. искусства H. В. Томский, E. А. Кибрик, В. Ф. Рындин, A. M. Грицай, П. И. Бопдарепко, M. Бабурин, Л. E. Кербель, Д. К. Мочальский, Б. А. Дех-терсв, H. А. Пономарёв, В. Г. Цынла-ков, M. В. Материи и др. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1957). В. Б. Скуридин.

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ВТОРОЙ (MXAT 2й), русский советский театр. Работал в 1924-36. Вырос на основе 1-й Студии MXT, организованной в 1912 К. С. Станиславским и Л. А. Сулсржицким. В студии и затем MXAT 2-м работали Б. M. Сушкевич, M. А. Чехов, А. Д. Дикий, С. В. Гиацинтова, С. Г. Бирман, M. А. Дурасова, А. И. Чсбан, В. В. Го-товцев, О. И. Пыжова, И. H. Берсенев, Л. И. Дейкуи, В. .А. Попов, H. H. Бром-лей и др. В 1924-27 театр возглавлял M. А. Чехов. Были поставлены: "Расточитель" Лескова, "Гамлет" Шекспира (оба в 1924), "Петербург" Белого (1925), "Блоха" по Лескову (1925), первый спектакль о современности - "Евграф, искатель приключений" Файко (1926) и др. В 1928 группа артистов, возглавляемая А. Д. Диким, ушла из театра; в том же году M. А. Чехов уехал за границу, во главе театра стал И. H. Берсенев. Высоким идейно-художеств. достижением стал спектакль "Чудак" Афиногенова (1929). Среди значительных работ: "Человек, который смеётся" по Гюго (1929), "Пётр I" A. H. Толстого (1930), "Тень освободителя" по Салтыкову-Щедрину (1931), "Униженные и оскорблённые" по Достоевскому (1932), "Двенадцатая ночь" Шекспира (1933), "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого. "Испанский священник" Флетчера (оба в 1934), "Мольба о жизни" Деваля (1935).

Лит.: Московский Художественный театр 2-й, M., 1925; Д и к и й А. Д., Повесть о театральной юности, M., 1957; Б и р м а н С. Г., Путь актрисы, M., 1959; И. H. Берсенев. Сб. статей, M., 1961.


МОСКОВСКИЙ ЦИРК. Цирковые зрелища были известны в Москве пздавна- выступления скоморохов (15-17 вв.), конно-цирковые представления англ. наездника Я. Бейтса в амфитеатре у Красного пруда (1764). Иностр. артисты выступали в частных манежах. В 1830 в Нескучном саду работал цирк-шапито, во 2-й пол. 19 в. появились стационарные цирки В. Новосильцева, К. Гинне. 20 окт. 1880 открылся каменный цирк А. Саламонского на Цветном бульваре (ныне здесь M. ц.). В 1886 в здании б. панорамы "Штурм Плевпы" па Цветном бульваре начались представления цирка бр. Никитиных, к-рые в 1911 открыли 2-й цирк на Триумфальной_ площади. После Окт. революции 1917 в обоих цирках были созданы товарищества артистов, в 1919 они стали государственными. В 1926-71 в Москве был один цирк (на Цветном бульваре). Среди лучших работ - пантомимы, спектакли, программы "Чёрный пират" (1927), "Махновщина" (1929), "Москва горит" (1930), "Индия в огне" (1931), "Карнавал на Кубе" (1962), "Трубка мира" (1962), "Романтики" (1966), "Всегда в пути" (1968), "Чудеса на арене" (1973). В M. ц. работали режиссёры: В. Труцци, А. Г. Арнольд, Б. А. Шахет, Ю. С. Юрский, H. H. Зиновьев н др. С 1954 гл. режиссёр- M. С. Местечкнп. В 1939 M. ц. награждён орденом Ленина. В 1971 открыт второй M. н. па Ленинских горах (арх. Я. Б. Белопольский и др., TIIDK. Ю. А. Дыхошгчпый и др.). Это - уникальное сооружение на 3300 мест, отвечающее срвр. требованиям строит, и цирковой техники. В 1971-74 здесь были поставлены программы- "Огни нового цирка", "Русские сувениры", "Москва встречает друзей", "Сегодня в цирке фестиваль".

Лит.: Д м и т р и е в Ю., Русский цирк, M., 1953; его же, Советский цирк, M., 1963; его же, Советский цирк сегодня, M., 1968; Кузнецов E., Цирк, М. -Л., 1У71.

Л. Я. Щнеео.

МОСКОВСКИЙ ШЁЛКОВЫЙ КОМБИНАТ им. Розы Люксембург "Красная Роза", крупное предприятие шёлковой пром-стп СССР, вырабатывающее шёлковые ткани из натуральных и хим. волокон. Комбинат создан в 1930 па базе фабрики, основанной в 1875. Рабочие фабрики участвовали в Революции 1905-07, в Окт. вооружённом восстании в Москве в 1917.

Московским шёлковып комбинат им. Розы Люксембург "Красная Роза". В одном из ткацких цехон комбината.

В 1924 фабрика названа "Красная Роза" (в честь Розы Люксембург). Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 комбинат выпускал парашютные ткани. После войны большое развитие получило произ-во шёлковых тканей из хим. волокон. В нач. 1970-х гг. установлено высокопроизводст. оборудование, создан информационно-вычислит. центр, внедряется автоматизированная система управления произ-вом, налажено многостаночное обслуживание. В движении за коммунистич. труд участвуют (1973) 2500 чел., звание ударника коммунистич. труда имеют 1300 чел. Выпуск тканей увеличился с 31 млн. погонных м в 1950 до 58,5 млн. погонных м 1.973. Л. М. Дубинин.

МОСКОВСКИЙ ШЁЛКОВЫЙ КОМБИНАТ им. П. П. Щербакова, крупное предприятие текст, пром-сти СССР, вырабатывающее св. 100 видов шёлковых тканей (одёжный искусств, мех гладкий и с укладкой ворсового покрова, мех для головных уборов, мех подкладочный для обуви и одежды, бархат платьевой, платьево-костюмные жаккардовые и набивные ткани). Предприятие создано в 1881 на средства иностр. акционеров и до Окт. революции 1917 носило назв. "Товарищество шёлковой мануфактуры в Москве". В 1917 национализировано, а в 1926 получило имя П. П. Щербакова. За годы Сов. власти M. ш. к. неоднократно переоснащался новым технологич. оборудованием. В 9-й пятилетке (1971 - 75) осуществляется полная его реконструкция, в результате к-рой комбинат специализируется на выпуске жаккардовых тканей и искусств, мехов. В 1973 семи тканям комбината присвоен Государственный знак качества.

Коллектив комбината выступает инициатором массового социалистического соревнования в текстильной пром-сти. До Великой Отечеств, войны 1941-45 широкое распространение получило соревнование за многостаночное обслуживание, в послевоенные пятилетки - за лучшее использование производственных площадей, в нач. 70-х гг.- соревнование по технологпч. потоку и за коммунистич. труд. Более 1600 рабочих комбината имеют звание ударника коммунистического труда, четырём цехам комбината присвоено звание цеха коммунистического труда. В 1966 M. ш. к. награждён орденом Ленина. T. П. Асеева.

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИKO-CTAТИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, осн. в 1932 как нп-т нар.-хоз. учёта, с 1943- M. э.-с. и. В составе ин-та (1973): ф-ты - статистики, механизированной обработки экономич. информации, экономики, кибернетики, заочный, повышения квалификации преподавателей вузов и специалистов и области программирования на ЭВМ; аспирантура, 22 кафедры, проблемная и отраслевая лаборатории, и.-и. сектор. Ин-т располагает 6 крупными ЭВМ, 5 полными комплектами вычислительно-перфорационных машин, св. 300 др. вычислит, машин; в б-кесв. 300тыс. тт. В 1972/73 уч. г. в M. э.-с. и. обучалось 6 тыс. студентов, работало св. 300 преподавателей, в т. ч. 26 профессоров и докторов наук, 150 доцентов и кандидатов паук. у предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. Издаются "Учёные записки" (с 1948). В 1932-72 ин-т подготовил 14,5 тыс. специалистов.

Л. В. Власов.


МОСКОВСКИЙ ЭЛЕКТРОЗАВОД и м. В. В. Куибышева, одно из крупнейших предприятий электротехнич. пром-сти СССР. Производит трансформаторное оборудование для линий электропередачи напряжением до 1150 кв, электротермии, преобразовав техники и др. целей. Создан в 20-х гг. по инициативе В. И. Ленина, пущен в 1927, официально открыт 4 нояб. 1928. Обеспечивал трансформаторами стройки первых пятилеток. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 наряду с трансформаторами изготовлял продукцию для фронта. В первые послевосн. годы был восстановлен довоенный объём произ-ва, а затем и значительно превзойдён. Изготовляемое энергетич. оборудование устанавливается на линиях электропередачи и крупных электростанциях. В 50-х гг. з-д освоил выпуск трёхфазных автотрансформаторов на 220 кв. С этого же времени осваивал выпуск реакторов на напряжение .500 кв, к-рые впервые были установлены на линии электропередачи Волжская ГЭС им. В. И. Ленина - Москва. До 1950 M. э. оставался единственным специализированным предприятием в стране, выпускавшим трансформаторное оборудование различного назначения. Бурное развитие электроэнергетики потребовало создания новых трансформаторных з-дов. Работники M. з. оказали большую помощь в их проектировании, организации произ-ва и подготовке кадров. Помимо трансформаторного оборудования, M. э. выпускает электробытовые приборы - электрич. утюги, звонки и т. п. По сравнению с 1940 выпуск продукции в 1973 увеличился более чем в 4 раза. Часть продукции экспортируется. Коллектив з-да - один из инициаторов соревнования за досрочное выполнение производств, планов. На нач. 1974 ок. 3500 работников имели звание ударника коммунистич. труда. Награждён орденом Ленина (1931) и орденом Трудового Красного Знамени (1939).


МОСКОВСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД и м. Владимира Ильича, одно из старейших маш.-строит, предприятий СССР. Осн. в 1847 англичанином В. Я. Геншером ("Торговый дом Гоппер и К0"); в 1916 приобретён предпринимателем Л. А. Ми-хельсоном. До 1914 изготовлял паровые машины, трансмиссионное оборудование, детали для текстильных ф-к; и 1914 переведён на ироиз-во воен. продукции. В 1892 на з-де был организован марксистский кружок. В 1905 боевые дружины з-да сражались на баррикадах в Замоскворечье и на Красной преспе, в дни Февр. революции 1917 рабочие освободили из Таганской тюрьмы политич. заключённых. Из рабочих з-да были сформированы отряды Красной Гвардии. В октябрьские дни 1917 рабочие з-да принимали активное участие в боях за Кремль, на Москворецком и Крымском мостах и на Остоженке (ныне Метростроевская ул.). На з-дс неоднократно выступал В. И. Ленин. 30 авг. 1918 при выходе с з-да Ленин был ранен эсеркой-террористкой Ф. Каплан.

Рабочие з-да выполняли личное задание Ленина по обеспечению Красной Армии боеприпасами. После окончания Гражд. войны 1918-20 они производили по плану ГОЭЛРО оборудование для первенцев сов. энергетики и машины для гидравлич. добычи торфа. 9 сеггт. 1922 з-ду присвоено имя Владимира Ильича. 7 нояб. 1922 Ленин прислал па з-д приветствие рабочим в связи с пятилетием Великой Окт. социалистич. революции. В годы первых пятилеток з-д выпускал оборудование для Магнитки, Кузбасса, Днепрогэса, моек, метро и др. важнейших строек страны.

Московский электромеханический завод им. Владимира Ильича. Машинная лаборатория Отдела главного конструктора завода.

В 1941 на з-де впервые в стране начали выпуск реактивных снарядов для "Катюш". После Великой Отечеств, войны 1941-45 з-д выпускал самоходные зерноуборочные комбайны; с 1947 производит асинхронные электродвигатели общепром. назначения. В 1955-65 реконструирован, освоил произ-во крупных электродвигателей для тепловых электростанций и нефтехимической пром-сти. M. э. з. располагает н.-и. лабораториями. Его продукция экспортируется во MH. страны. Награждён орденом Ленина (1942), орденом Трудового Красного Знамени (1942), орденом Октябрьской Революции (1971).

Лит.: Имени Владимира Ильича, M., 1970; Гордое знание - пльнчеицы, M., 1970.

Л. H. Алов.


МОСКОВСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СВЯЗИ (МЭИС), одни из крупнейших в СССР учебных и научных центров в области электросвязи. Осн. в 1921 на базе электротсх-ннкума, созданного в 1920 по инициативе В. H. Подбельского. Учёные МЭИС внесли значит, вклад в развитие радиотехники, связи, телевидения и радиовещания (автоматизация телефонных связей, радиовещание на высоких частотах, разработка мощных радиопередатчиков, электронные управляющие устройства, сверхдальние линии связи, коротковолновые антенны связи и др.). С ин-том связана деятельность академиков M. В. Шулейкнна, В. А. Котельникова, А. А. Харксвпча, чл.-корр. АН СССР А. А. Пистолькорса, профессоров П. К. Акулышша, E. В. Катаева, И. А. Кощеева, П. А. Азбукина, В. К. Виторского и др. В составе ин-та (19(3): ф-ты - автоматич. электросвязи, многоканально" электросвязи, радиосвязи, радиовещания, автоматики, телемеханики и электроники, автоматизации предприятий связи, инженерно-экономич., вечерний, подготовительный для иностр. уч-ся, повышения квалификации преподавателей вузов; подготовит, отделение, аспирантура, 34 кафедры, 21 н.-п. и 6 отраслевых лабораторий; в б-ке 650 тыс. тт. В 1972/73 уч. г. в ин-те обучалось св. 7 тыс. студентов, работало более 500 преподавателей, в т. ч. 39 профессоров и докторов наук, св. 200 доцентов и кандидатов наук. Ин-ту предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. Совместно с Ленингр. электротехнич. нн-том связи им. M. А. Бонч-Бруевича МЭИС издаёт "Труды институтов связи" (с 1968). В 1921-72 ин-т подготовил ок. 20 тыс. специалистов. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971).

П. E. Ефимов.


МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (МЭИ), один из крупнейших учебных и п.-и. центров в области энергетики и электромеханики. Ведёт свою историю с 1905, когда в Моск. высшем технич. уч-ще началась подготовка инженеров-электротехников, в 1918 электро-технич. специальность была преобразована в ф-т, в 1930 на базе этого ф-та и электропромышл. ф-та Моск. нн-та нар. х-ва HM. В. Г. Плеханова создан МЭИ. Среди организаторов МЭИ профессора К. А. Круг, Л. И. Сиротннский, Б. И. У гримов, участвовавшие в создании плана ГОЭЛРО. В 1967 на базе Волжского филиала МЭИ в Чебоксарах создан Чувашский ун-т им. И. H. Ульянова.

"В составе" ин-та (1973): ф-ты - электроэнергетич., электромеханич., электрификации и автоматизации пром-сти и транспорта, эиергомашиностроит., тепло-энергетич., пром. теплоэнергетики, автоматики п вычислит, техники, электронной техник", радиотехнический, 7 вечерних (тех же профилей, что и дневные, за исключением энергомашиностроит. и пром. теплоэнергетики), повышения квалификации преподавателей вузов; подготовит, отделение, аспирантура, филиалы в Смоленске и Казани, 78 кафедр, 14 проблемных и 10 отраслевых лабораторий, учебно-экспериментальная теплоэлектроцентраль, вычислит, центр, учебный телецентр; в фундаментальной б-ке 1,8 млн. единиц хранения. В 1972/73 уч. г. в МЭИ обучалось 25 тыс. студентов, работало 1,8 тыс. преподавателей, в т. ч. академики АН СССР В. А. Кириллин, В. А. Котельников, А. А. Стырикович, чл.-корр. АН СССР А. Ф. Богомолов, Г. H. Петров, В. И. Сифоров, академик АПН СССР В. А. Фабрикант, 140 профессоров и докторов наук, св. 800 доцентов и кандидатов наук. МЭИ предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. Ежегодно по результатам н.-п. работ издаётся более 50 сборников трудов. За годы Сов. власти HH-T подготовил 60 тыс. инженеров. Награждён орденом Ленина (1940).М.Г.Чиликин.

МОСКОВСКИЙ ЯРУС (от названия г. Москвы), верхний ярус, среднего отдела каменноугольной системы по схеме, принятой в СССР [см. Каменноугольная система (период)]. Выделен рус. геологом С. H. Никитиным в 1890. В типовом местонахождении M. я. представлен карбонатными толщами с фораминиферами, брахиоподами (Choristiles mosquensis), кораллами п др. В ряде районов СССР (Донецкий угольный бассейн, Карагандинский угольный бассейн и др.) сложен угленосными толщами с растительными остатками. Прослеживается в Европ. и Азиат, частях СССР, и Вост. и Зап. Европе (Испания, Италия и др.), на С. Африки, в Японии, Индокитае, на Аляске, С. Канады, в Гренландии.


МОСКОВСКОЕ, посёлок гор. типа в Донецкой обл. УССР, в 4 км от ж.-д. ст. Рассыпная (на линии Дебальцево - Иловайское). Добыча кам. угля.


МОСКОВСКОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ, одно из старейших театральных уч. заведений, с деятельностью к-рого связано становление и развитие рус. нац. балетной школы. Осн. в 1773 как классы "театрального танцевания" при Моск. воспитательном доме. С 1806 - Императорское театр, уч-ще для подготовки артистов оперы, "балета, драмы и музыкантов театр, оркестров, с 1911 уч-ще стало специализированным хореографическим. Воспитанниками уч-ща были выдающиеся артисты балета И. К. Лобанов, T. И. Иваиова-Глушковская, Д. С. Лопухина (Ришар), А. И. Воронина-Иванова, T. С. Крапакова-Богданова, E. А. Санковская, К. Ф. Богданов, П. П. Лебедева, С. П. Соколов, В. Ф. Гельцер, О. H. Николаева, А. И. Собещанская, П. M. Корпакова, Л. H. Гей-тен, Л. А. Рославлёва, E. В. Гельцер, H. Ф. Манохин, H. П. Домашев, И. H. Хлюстин, В. Д. Тихомиров, M. M. Морд-кип и др. В 1920 уч-ще передано в ведение Большого театра и получило название Гос. балетной школы, с 1931 - Балетный техникум, с 1937 - Моск. хореографич. уч-ще, в 1961 уч-щу присвоено звание академического.

В составе уч-ща (1973): классическое (готовит артистов балета) и русско-классическое (готовит артистов танцевальных ансамблей) отделения, курсы преподавателей классич. танца; музей (осн. в 1967). В уч-ще принимаются по конкурсу дети, окончившие нач. школу. В уч. программу, рассчитанную на 8 лет, входят общеобразоват. предметы в объёме ср. школы и циклы спец. хореографич., муз. и искусствоведческих дисциплин в высшем для данной специальности объёме; значит, место в учебном плане занимает сценическая практика (уч-ся участвуют в спектаклях учебного театра, Большого теа