БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381р. фирма "Юг", лесокомбинат. Плодосовхоз.


МОСТОВЩИНА, 1) феод, повинность, существовавшая на Руси с 11 в., впервые законодательно закреплённая в "Уставе Ярослава о мостех". Население города и деревни было обязано строить и ремонтировать дороги и мосты или платить "мостовые деньги". M. несло в основном феод.-зависимое население. 2) Пошлина с возов и товаров, провозимых по мостам. Право собирать M. принадлежало гос-ву и феодалам в своих вотчинах и поместьях. Служилые люди, гонцы и иноземцы были освобождены от уплаты M. Упразднена в 1754.


MOCTЫ, город (с 1955), центр Мостовского р-на Гродненской обл. БССР, на р. Неман, в 1 км от ж.-д. узла Мосты (линии на Гродно, Лиду, Волковыск-Центр.). 12,3 тыс. жит. (1973). Деревообр., пищ. пром-сть.


MOCTЫ, см. Мост.


МОСТЫ ВОЕННЫЕ, сооружения, служащие для переправы войск, боевой техники н транспорта через к.-л. препятствие (водную преграду, овраг, дорогу и т. п.) при передвижении их по дорогам и колонным путям на поле боя. M. в. бывают автодорожными, железнодорожными, пешеходными и совмещёнными, позволяющими одновременный пропуск автотранспорта п ж.-д. составов; возводятся силами инж., дорожных и железнодорожных войск из табельных средств, возимых войсками, или из местных материалов. Для M. в. важное значение имеет транспортабельность мостовых конструкций, позволяющая инж. частям сопровождать войска п своевременно выдвигаться к преодолеваемым водным преградам, а также быстрота пх возведения минимальными силами, приспособленность мостовых средств и конструкций к использованию на разнообразных по характеру преградах, минимальная разрушаемость от средств поражения, простота ремонта в полевых условиях. По типу опор различают M. в. наплавные, на жёстких опорах, комбинированные.

Мосты поенные. 1. Высоководный мост. 2. Низкоподный мост. 3. Механизированный мост. 4. Мост-лента.

Наплавные M. в. могут быть в виде моста-ленты (рис., 4), собираемого из металлич. понтонов, барж, н на отд. плавучих опорах (понтонах, баржах, плашкоутах, лодках и Др.). Они позволяют возвести мостовой переход в короткие сроки, независимо от характера грунта и рельефа дна при глубине поды более 1 м. M. в. н а жёстких опорах (деревянных, металлич., свайных и рамных) делятся на низководные, высоководные и подводные. Низководные M. в. (рис., 2) имеют небольшие пролёты (4-6 м, редко 10-12 м), допускают, как правило, одностороннее движение транспорта н рассчитаны па пспродолжнт. срок эксплуатации; возвышаются над горизонтом воды на 0,5-1 м. Высоко-водные M. в. (рис., 1) имеют пролёты до 30 м и более, обеспечивают, как правило, двусторонний проезд автомобильного и односторонний проезд ж.-д. транспорта, рассчитаны па продолжит, срок эксплуатации, позволяют пропускать под мостом ледоход, паводок, речные суда. Разборные M. в. на жёстких опорах многократно используются в качестве тыловых мостов через водные преграды. Подводные M. в. имеют верх проезжей части ниже горизонта воды на 30-50 см, что обеспечивает повышенную живучесть при воздействии противника п затрудняет обнаружение моста средствами разведки. Комбинированные M. в. возводятся па реках, имеющих большую глубину н ширину, в них сочетаются жёсткие и плавучие опоры. Механизированные мосты (рис., 3) используются для преодоления войсками узких препятствий п йодных преград на поле боя и при движении войсковых колопп, возводятся с помощью мостоукладчнков.

M. в. появились уже в армиях древних гос-в. Наиболее ранними были наплавные мосты на лёгких лодках, к-рые перевозились войсками (напр., в Ассирии, Др. Египте, Др. Греции). В 480 до н. з. во время греко-персидских войн перс, армия переправлялась через Дарданеллы по 2 наплавным мостам, собранным на гребных судах; длина каждого ок. 1200 м. В рим. армии сооружались воен. мосты па свайных опорах (напр., через Рейн в 1 в. до н. э.). В ср. века искусство мостостроения в Европе пришло в упадок и начало развиваться только с 14 в. В рус. армии в 15-17 вв. неоднократно сооружались наплавные мосты через Волхов, Днепр, Дон и др. В нач. 17 в. в нидерл. армии было введено мостовое имущество - понтонные парки (см. Понтонный парк), к-рые затем распространились в др. европ. армиях (в России в нач. 18 в.). Дальнейшим шагом в развитии M. в. стало возведите мостов из заранее .заготовленных элементов (напр., наплавной мост ял плотов дл. ок. 1000 м через Северную бухту в Севастополе во время Крымской войны 1853-56). С развитием жсл. дорог стали строить воен. ж.-д. мосты. В 1860-х гг. в России был изготовлен разборный MC-таллич. ж.-д. мост; в Германии, Франции и др. странах такие мосты появились в 70-х гг. Во время 1-й мировой войны 1914-IS в англ, армии были созданы мосты для танков, с помощью к-рых они преодолевали препятствия на поле боя. В 1930-х гг. в СССР п др. странах получили развитие наплавные мосты из понтонных парков с целъномсталлич. понтонами и стальными прогонами повышенной прочности и большой грузоподъёмности, к-рые перевозились на спец. автомобилях. В ходе Великой Отечеств, войны 1941-45 сов. войска широко использовали низководные мосты, отличавшиеся простотой конструкции и составившие 85% общей протяжённости всех построенных мостов, а также наплавные мосты грузоподъёмностью до 60 т (выше грузоподъёмности наплавных мостов армий капиталистич. стран). На широких реках (Днепр, Неман, Днестр, Висла, Одер и др.) возводились комбинированные или высоководные мосты, рассчитанные на длит, эксплуатацию. В послевоен. годы в вооруж. силах различных гос-в получили развитие мостовые п мостостроит. средства, предназначенные для возведения M. в. в короткие сроки. Значит, прогресс в этой области - создание в Сов. Вооруж. Силах понтонно-мостового парка, в к-ром пролётное строение и опоры объединены в единую конструкцию - мост-ленту. Большое развитие получили механизиров. мосты (танковые п мосты сопровождения войсковых колонн).

М. А. Козлов.


MOCУЛ, город на С. Ирака, на прав, берегу р. Тигр. Адм. ц. мухафазы Найнава. 343 тыс. жит. (1968). Ж.-д. станция. Узел автомоб. дорог. Текст., пищ., кожевенно-обув., металлообр. пром-сть. Торговля зерном, фруктами, скотом. В районе M.- добыча нефти (Айн-Зала и др.), цем. и асфальтовый з-ды.

По нек-рым данным, M. являлся пригородом древней Ниневии. В 641 был занят арабами и вошёл в состав Араб, халифата. Находясь на важнейших торг, путях, M. стал крупным торг, и ремесленным центром. В 10-12 вв. был столицей различных феод, гос-в. В 1261 взят и разграблен монголами. С нач. 16 в. до 1918 (с небольшими перерывами) M. владели турки-османы; с 60-х гг. 19 в.- центр одноименного вилайета Османской империи. После 1-й мировой войны 1914-18 был оккупирован англ, войсками; в 1920 вошёл в состав Ирака.

В черте ср.-век. города, окружённого кам. стеной (12 в.; разрушена в 1743),- Большая мечеть Нур-ад-дпна (или ДжаMH аль-Кабир; 1170-72, реконструировалась в 12-19 вв.) с минаретом (12 в.; илл. см. т. 10, табл. XXI, стр. 352-353), медресе аль-Иззия (12 в.), руины дворца Кара-Сарай (13 в.), мавзолей имама Яхья (13 в.), мавзолей Аун-ад-дина (1247); христ. церкви: Map Ахудеммсх (восходит к 10 в.), Map Шамун (13 в., реконструкция в 1936) п др. Вне гор. стен-регулярно распланированные кварталы 20 в. (арх. P. Сквайр и др.). Близ M.-мечеть-мавзолей Наби Юнус (10 в., купол 14 в.).

Лит.: Mosul and its neighbouring district, 2 ed., Baghdad, 1956; F i e у J. M., Mossoul chretienne" Beyrouth, 1959.


"МОСФИЛЬМ", крупнейшая сов. студня, одна из самых больших в миро. Создана в 1924 в Москве. В период становления выпускались художеств., науч.-популярные, мультппликац. фильмы, с 193.5 - только художественные. Значит, вклад в развитие сов. киноискусства внесли работавшие ранее на "М." режиссёры - А. П. Довженко, M. К. Калатозов, А. Л. Птушко, В. И. Пудовкин, И. А. Пырьев, M. И. Ромм, С. M. Эйзенштейн, К. К. Юдин, операторы- M. П. Магидсон, Э. К. Тлссэ, художники - В. В. Егоров, А. А. Уткин п др. На студии работают (1974): режиссёры - Г. В. Александров, А. А. Алов, В. П. Басов, С. Ф. Бондарчук, Л. И. Гайдай, Г. H. Данелия, E. Л.Даигаи, А. Г. Зархи, Ю. Ю. Карасик, А. С. Кончаловский, A. H. Митта, В. H. Наумов, Ю. H. Озеров, В. С. Ордынский, IO. Я. Райзман, A. M. Роом, Г. Л. Рошаль, Э. Л. Рязанов, А. А. Салтыков. С. И. Самсонов, А. С. Смирнов, Ю. И. Солнцева, А. Б. Столпер, В. П. Строева, И. В. Таланкин, А. А. Тарковский, Д. Я. Храбровицкий, M. M. Хуциев, Ю. С. Чулюкин, Г. H. Чухрай, M. А. Швейцер, С. И. Юткевич, операторы - H. M. Ардашников, Л. В. Косматов, Г. H. Лавров, В. H. Монахов (оператор п режиссёр), H. В. Олоновский, А. А. Петрицкий, С. П. Уруссвский (оператор и режиссёр), В. И. Юсов, художники - M. А. Богданов, E. И. Куманьков, Г. А. Мясников, И. H. Новодерёжкнн, А. И. Пархоменко и др. MH. картины киностудии получили широкое признание в СССР ц за рубежом. Лучшие фильмы 30- 40-х гг.: "Петербургская ночь" (1934), "Весёлые ребята" (1934), "Мы из Кронштадта" (1936), "Партийный билет" (1936), "Последняя ночь" (1937), "Ленин в Октябре" (1937), "Александр Невский" (1938), "Ленин в 1918 году" (1939), "Суворов" (1941), "Машенька" (1942), "Секретарь райкома" (1942), "Кутузов" (1944), "Нашествие" (1945). В кон. 40 - нач. 70-х гг. значит, работами студии были: "Адмирал Нахимов" (1947), "Повесть о настоящем человеке" (1948), "Мичурин" (1949), "Сорок первый" (1956). "Летят журавли", "Сестры" (оба в 1957), "Рассказы о Ленине", "Коммунист" (оба в 1958). "Серёжа" (1960), "Повесть пламенных лет" (1961), "Иваново детство", "Девять дней одного года" (оба в 1962), "Оптимистическая трагедия" (1963), "Живые и мёртвые" (1964), "Председатель"(1961), "Обыкновенный фашизм", "Ленин в Польше" (оба в 1966), киноэпопея "Война и мир" (1966-67), "Железный поток" (1967), "Твой современник", "Шестое июля". "Анна Каренина" (все три в 1968). "Братья Карамазовы" (1969), "Бег" (1970), "Белорусский вокзал" (1971), "Солярис", ".Укрощение огня" (оба в 1972), "Это сладкое слово - свобода" (1973), "Калина красная" (1974). Крупнейшие работы "М." удостоены Ленинской пр.- "Поэма о морс" (1959), "Судьба человека" (1960), "Баллада о солдате" (1961), "Освобождение" (1970- 19/1): ок. 40 фильмов отмечены Гос. пр. СССР и РСФСР, св. 100 фильмов получили премии на междунар. и всесоюзных кинофестивалях. При киностудии работает 6 творч. объединений. Производств, мощность "М." около 40 фильмов в год. С 1945 при "М." работает Театр-студия киноактёра. Киностудия награждена орденом Ленина (1939) и орденом Октябрьской Революции (1974). О. В. Якубович.

МОСХИ (Moschoi), название в древнегреческих источниках грузинского племени месхов. жившего в юго-зап. Грузии (см. Месхети). Оно, возможно, имело связь с племенным назв. мушков. В 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. M. локализуются в области Месхийского горного хребта, в пограничной местности между Иберией, Арменией и Колхидой.

МОСЬЦИЦКИЙ (Moscicki) Игнацы (1.12.1867, Мсжанув, близ Плоцка,- 2.10.1946, Всрсуа, Швейцария), польский политич. деятель и учёный-химик. С 1892 чл. Заграничного союза польск. социалистов. Сотрудничал с Ю. Пилсудским, по рекомендации к-poro был избран президентом Польши (с 1 июня 1926). Годы пребывания M. на посту президента (до сент. 1939) отмечены укреплением "санационного" режима. M. был одним из проводников внешиеполитич. курса, направленного на создание антисоветского блока. После вторжения нем.-фаш. войск в Польшу в ночь на 18 сснт. 1939 бежал в Румынию, где объявил о своей отставке; из Румынии выехал в Швейцарию.

M.- проф. хим. технологии п электрохимии (с 1912). Разрабатывал методы получения азотной к-ты, изучал проблемы нефтедобычи, очистки нефти и др.

МОТ, см. Международная организация труда.


МОТАЛKA в прокатном производстве, машина для свёртывания прокатанного металла в рулоны (широкополосная сталь) или сматывания в бунты (сортовой прокат - круг, квадрат, узкая полоса и катанка). M. обеспечивает поточность произ-ва и высокую производительность станов.

МОТАЛЬНАЯ МАШИНА в текстильной промышленности, машина для перемотки пряжи (и нитей). В зависимости от назначения различают осново- и уточпомотальные машины. Осиовомотальные машины по характеру строения получаемой паковки пряжи делятся на машины параллельной и крестовой намотки. При параллельной намотке нить навивается на двухфланцевую катушку по винтовой линии с малым углом подъёма; при крестовой намотке - на бесфлаицевую паковку-бобину с большим углом подъёма винтовой линии. Наиболее распространены M. м. крестовой намотки, более производительные и образующие паковку, удобную для последующих процессов перематывания и крашения пряжи.


МОТЕРУЭЛЛ (Motherwell), город в Великобритании, в Шотландии (графство Ланарк). 74,2 тыс. жпт. (1971). Входит в состав конурбации Глазго. Металлургия, тяжёлое машиностроение. Близ M.- угледобыча.


МОТЕС (Mothes) Курт (р. 3. 11.1900, Плауэн), немецкий биохимик (ГДР), чл. Герм. АН в Берлине, президент Герм, академии естествоиспытателей "Леопольдина" в Галле, иностр. чл. АН СССР и Лондонского королев, об-ва (1971). Окончил Лейпцпгский ун-т (1925). Проф. Кенигсбергского ун-та (1935-45) и ун-та в Галле (с 1950). Зав. отделом биохимии Ин-та по изучению культурных растений в Гатерслебенс (1949-57), директор Ин-та ботаники ун-та в Галле (1958-60) п Ин-та биохимии растений Герм. АН, там же (1958-65). Осн. работы в области биохимии алкалоидов, азотистого обмена и регуляторов роста растений, в т. ч. цитокининов.

Соч.: Zur Problematik der gcgenwartigen Biologie, Lpz., 1967; Biosynthese der Alkaloide, В., 1969: в рус. пер. -Некоторые замечания о цитокпнинах, "Физиология растений", 1972, т. 19, в. 5, с. 1011 - 22.

Лит.: Beitrage zur Biochemie und Physiologi von Naturstoffen. Festschrift Kurt Mothes zum 65 Geburtstag, Jena, 1965. A. H. Шамин.

MOTET (фр;тц. motet, уменьшит. от mot - слово, изречение, заповедь), жанр многоголосной вокальной музыки. Возник в 12 в. во Франции. Первоначально M. представлял собой двухголосное муз. произведение, в к-ром к голосу, основанному на напевах католич. службы (см.Григорианский хорал), присоединялся новый голос. Этот голос получил назв. M., к-рое перешло и на всё произв. Позднее появились 3-голосные и 4-голосные M. Голоса, добавленные в них к основному, были мелодически более богатыми. Их подтекстовка, вначале варьировавшая подтекстовку осн. голоса, приобретала всё большую самостоятельность; появились M., в к-рых сочетались рели г. и светские юмористич., шуточные тексты, тексты на разных языках. Партия осн. голоса нередко поручалась инструменталисту. В дальнейшем в M. начинают применяться имитация и канонич. изложение (см. Канон). С 15 в. M. наз. любое вокальное произв., более развитое и торжественное сравнительно с песней. В 16 в. в мотетах О. Лассо. Дж. Габриели, Палестрины вырабатывается стиль чисто вокальной (без привлечения инструментов) хоровой полифонии. Во франц. M. 16 в. господствует хоральный склад. В Италии в 17 в. возникает сольный M. с генерал-басом. Вершина развития жанра - мотеты И. С. Баха, углубившего тип хорового M. и приблизившего его к кантате.

В 19 в. M. культивируется как хоровое произв. на текст серьёзного характера, порой включающий религ. мотивы (P. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс. А. Брукнер, M. Регер, Ш. Гуно п др.).

Лит.: Leichtentritt H., Geschichte der Motette, 2 Aufl., Hildesheim, 1966.


МОТИВ (нем. Motive, франц. motif. от лат. moveo - двигаю), наименьший элемент муз. структуры (см. Музыкальная форма): в повседневной речи термин "М." часто обозначает мелодию, напев, наигрыш.


МОТИВ в литературе, простейшая, неразлагаемая далее смысловая единица в мифе п сказке ("увоз невесты"). Комбинация неск. мотивов составляет фабулу (сюжет). M. в эпосе разных народов часто сходны. Фольклорные M. могут использоваться в более поздние эпохи. В лит-ре нового времени M.- простейшие единицы сюжетного развития: динамические, двигающие фабулу, или статические, описательные, но необходимые для сюжета. Значимость M. зависит не от собственного смысла, а от его роли в художеств, конструкции.

МОТИВАЦИИ (или побуждения) в биологии, активные состояния мозговых структур, или системно-организованные возбуждения центр, нервной системы, побуждающие высших животных и человека совершать действия (акты поведения), направленные на удовлетворение своих потребностей. Действия эти либо ориентированы наследственно (см. Инстинкт, Инстинктивное поведение), либо закреплены опытом (см. Условные рефлексы). M. не сводятся к одному лишь самосохранению - индивидуальному или видовому, представляющему необходимое условие существования живых организмов, но отнюдь не главную тенденцию их целенаправленного поведения. Живые системы в известных пределах активно нарушают достигнутое уравновешивание с окружающей средой, напр, и случаях исследоват. поведения при освоении новых территорий, не связанном с недостатком пищи или перенаселением, при перестройке внутристайных отношений и т. п. Важная роль в M. подобного типа принадлежит нервному аппарату эмоций. Различают: индивидуальные M., направленные на поддержание гомеостала,- голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному оптимуму и т. п.: групповые - забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. п.: познавательные - исследоват. поведение, игровая деятельность и т. д.

Схема, показывающая место мотивации н структуре целостного поведенческого акта. Сплошные стрелки - активирующие влияния; пунктир - тормозящее влияние.

Классифицирующим принципом служит контур обратной связи, регулирующей данную M.: внутри индивидуума в случае утоления голода и жажды; через взаимодействие с др. особями, включая детёнышей; через процесс развития, закрепляющий, модифицирующий или отвергающий тот или иной мотив. MH. M. содержат компоненты, относящиеся к разным группам. Напр., половая M., связанная с гормональными перестройками внутри организма, может реализоваться только путём взаимодействия с др. особями и существенно зависит от их поведения.

Сведения о мозговом субстрате, реализующем ту или иную M., пока ограничены. Разработана нейрофизиология наиболее элементарных M.- голода, жажды, избегания боли, полового влечения. Нервным субстратом этих M. служат широко разветвлённые системы, элементы к-рых локализуются во MH. отделах мозга. Биохимич. сдвиги во внутр. среде организма, как и действие внеш. стимулов, трансформируются в процесс возбуждения, к-рый активирует те или иные структуры гипоталамуса. Отсюда мотивационное возбуждение распространяется на лимбическую систему и кору больших полушарий головного мозга, где формируется программа поведения, способного привести к удовлетворению соответствующей потребности. Принципиальное значение для нейрофизиологии M. имело открытие Дж. Олдсом н П. Милнером (Канада) мозговых структур, к-рыс животное в эксперименте само многократно раздражает электрич. током (т. н. подкрепляющие системы мозга, или "центры удовольствия"). Эти опыты с самораздражением показали, что, взаимодействуя друг с другом, M. п эмоции приурочены к различным мозговым образованиям и играют самостоят, роль в организации поведения. В отличие от экспериментов с искусственным раздражением мозга, обязат. предпосылкой активации нервного аппарата эмоций в естеств. условиях существования высших животных и человека служит мотивационное возбуждение (наличие потребности).

Потребности вида, группы, сообщества, принципиально не выводимые из потребностей отд. особи, представлены в мозгу живых существ в виде M. индивидуального поведения типа родительского инстинкта, исследоват. активности, реагирования па сигналы, исходящие от др. особен, и т. п. К нервному субстрату M. такого рода, помимо гипоталамуса, принадлежат нек-рые ядра миндалевидного комплекса, лобные и отчасти височные доли коры. Поражение лобных отделов больших полушарий мозга приводит у человека к нарушению M. высшего типа, инициирующих трудовую деятельность, социальные контакты и творчество. Одновременно наблюдается растормаживанис элементарных M.

Лит.: Якобсон П. M., Психологические проблемы мотивации поведения человека, M., 1969; Л е о н т ь е в A. H., Потребности, мотивы п эмоции, M., 1971; Судаков К. В., Биологические мотивации, M-, 1971; Ш ул е и к н н а К. В., Системная организация пищевого поведения, M., 1971; Д е л ь г я" до X., Мозг п сознание, пер. с англ., M., 1971; M н л н е р II., Физиологическая психология, пер. с англ., M., 1973; Olds J., Differentiation of reward systems in the brain by self-stimulation technics, в кн.: Electrical studies on the Unanesthetired Brain. N. Y., 1960; Nebraska symposium on motivation, Lincoln, 1959 (Current theory and research in motivation, v. 7); Al !port G. W., Pattern and growth in personality, N. Y., [1961]; Morgan M., Motivation, "Cambridge Research", 1969, v. 5, № 3.

П. В. Симонов.

МОТИВИРОВКА в литературе, 1) композиционный приём, с помощью к-рого объясняется ход всего повествования о сюжете лит. произведения или ввод в него отд. событий, сцен. M. обеспечивает связь всех элементов повествования в целое, естеств. включение в сюжет любого эпизода. Повествование о сюжете может быть мотивировано рассказом к.-н. рассказчика автору о к.-л. событиях (так, "Судьба человека" M. А. Шолохова - рассказ Андрея Соколова автору о своей жизни), встречами автора, различного рода документами, попавшими в руки автора, и т. п. Включение в повествование (сюжет) отд. эпизодов может быть мотивировано воспоминаниями, снами, приключениями героев и др. приёмами. 2) Объяснение, обоснование характеров и обстоятельств, изображённых в лит. произв. Различают социальные, духовно-нсторич., психологич., бытовые и иные M. характеров героев произв., их поведения и поступков. M. в этом смысле определяют творческий метод писателя.



МОТИВЫ в психологии, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В совр. психологии термин "М." применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. К M. относятся потребности и инстинкты, влечения н эмоции, установки и идеалы.

Наиболее многочисл. работы, посвящённые M., выполнены представителями бихевиоризма и т. п. глубинной психологии. Бихевиористы обычно понимают под M. любые стимулы как внешние, так и внутренние ("мотпвацлонные переменные"), способные вызывать или активизировать поведение. В глубинной психологии роль главных M. приписывается заложенным в человеке биология, инстинктам и влечениям, к-рые под влиянием социальных условий отчасти подавляются и выступают в своих непрямых, символнч. формах (психоанализ 3. Фрейда и др.)- Важным вкладом в развитие учения о M. была разработка идей о субъективно-объективной природе M. (понятие о -"побудительной силе" вещей нем.-амср. психолога К. Левина), о независимости M. человека от элементарных биологич. потребностей (Г. Олпорт, США) и об -шдеаторном", осознанном характере M., выражающих систему жизненных ценностей человека (Ж. Нюттен, Франция).

В сов. психологии проблема M. разрабатывается в связи с исследованием строения человеческой деятельности и сознания, общественно-исторических по своей природе. Соответственно M. определяются как то, что в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. В M. конкретизируются, "опредмечиваются" потребности, к-рые не только определяют собой M., но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению, и способов их удовлетворения. Ещё более ярко роль M. в трансформации человеческих потребностей проявляется при возникновении M., не имеющих аналогов у животных и впервые рождающихся лишь в обществе. Представление о предметной и социальной природе M. противостоит как теориям, ставящим человеческие M. в зависимость от "глубинных" инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудит, силу субъективным эмоциональным переживаниям, поскольку не эмоции определяют сферу M. человека, я, наоборот, развитие M. человеческой деятельности, обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства. Первичная форма M.- вещественные предметы, отвечающие простейшим материальным потребностям. Впоследствии ими становятся также предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудит, представлений или сознат. целей ("мотивы-цели"). Деятельность человека побуждается обычно одновременно неск. M., один из к-рых является основным, ведущим, а другие - подчинёнными, иногда выполняющими лишь функцию дополнит, стимуляции (напр., собственно M. труда и его материальное стимулирование). Особенность ведущих M. состоит в том, что, кроме функции побуждения и направления деятельности, они придают деятельности, сё объектам и условиям тот или иной субъективный, личностный смысл. Напр., труд в коммунистич. обществе имеет для рабочего иной смысл, чем в условиях капиталистич. произ-ва, когда он вынужден трудиться лишь ради заработка.

M. могут находиться в различных отношениях между собой и наличными внеш. обстоятельствами: усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с объективными возможностями реализации действия. Поэтому мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Этот процесс психологически ос