БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ложняется также тем, что далеко не всегда реальные M. осознаются субъектом актуально, т. е. при подготовке и выполнении действия; нередко они обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено. От M. следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие, то или иное действие путём указания на побудившие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могут не совпадать с действительными M. поступка или даже сознательно маскировать их.

Развитие M. находит своё выражение не только в их обогащении, но и в установлении определённой иерархии M.- в выделении главных жизненных M. личности. При этом M., отвечающие элементарным потребностям, подчиняются высшим социальным и духовным M., так что при определённых условиях человек способен жертвовать материальными благами и даже самой жизнью во имя идеальных побуждений.

Изучение мотивационной сферы составляет центр, проблему психологии личности, её историч. и онтогенетич. развития.

Лит.: Якобсон П. M., Психологические проблемы мотивации поведения человека, M., 1969; Л е о н т ь е в A. H., Потребности, мотивы и эмоции, M., 1971; Фрейд 3-, По ту сторону принципа удовольствия, пер. с нем., M., 1925; L е w i n K., A dynamic theory of personality, N. Y.- L., 1933; Hall J., Psychology of motivation, Chi., 1961; A 1 1 p о r t G., Pattern and growth in personality, N. Y., 1961; N и t t i n J., Motivation et fonctions cognitives dans Ie comporternent humain, в кн.: Симпозиум XVIIl Международного психологического конгресса, в. 13, M., 1966. А. Н.Леоншьев.

МОТЛЬ (Mottl) Феликс (24.8.1856, Унтер-Санкт-Фсйт, близ Вены,-2.7.1911, Мюнхен), австрийский дирижёр и композитор. Учился в Венской консерватории у Ф. Дессофа (композиция), А.Брукнера (теория музыки), И. Хельмесбергера (дирижирование). С 1881 дирижёр придворного театра, а также филармония, хора (до 1892) в Карлсруэ (с 1893 генерал-музик-дирсктор). С 1903 руководитель оперы, с 1904 Муз. академии (совм. с X. Бусмайером) в Мюнхене. Много гастролировал, в т. ч. в Москве и Петербурге (1910, 1911). М.- один из крупнейших представителей нем. школы дирижирования, выдающийся интерпретатор произв. P. Вагнера. Автор муз. произв. и ряда редакций, обработок для оркестра пьес др. композиторов.

MOTO... (от лат. motor - приводящий в движение), часть сложных слов, соответствующая по значению словам; "моторный" (напр., мотобот, мотопила); "моторизованный" (напр., мотоколонна); "мотоциклетный" (напр., мотогонки, мотодром).


MОТОБУР, буровая переносная установка для проходки поисково-картировочных, инженерно-геологпч. и взрывных скважин диаметром 50-100 мм на глубину до 10 м в рыхлых и мягких породах. M. включает бензиновый двигатель мощностью 2,2-3,7 кет (3-5 л. с.), редуктор и колонну шнеков с долотом на нижнем конце. Односкоростной M. обеспечивает вращение шпеков с частотой 150-250 об/мин при регулировании частоты вращения изменением подачи топлива в двигатель. В двухскоростном M. возможно более полно использовать мощность двигателя, применяя в зависимости от геологич. разреза повышенную (500-600 об/мин) или пониженную (150-300 об /мин) частоту вращения шнеков. Масса M. составляет 12-17 кг. Cp. мехапич. скорость бурения в мягких породах 150-250 м/ч.

Лит.: К а р д ы ш В. Г., Мурзаков Б. В., Окмянский А. С., Бурение неглубоких скважин, M., 1971.

МОТОВИЛО, рабочий орган жатвенной части многих уборочных машин (жаток, комбайнов н др.), служащий для подведения стеблей с.-х. культур к режущему аппарату, удержания их во иремя среза и укладывания на транспортёр жатки.

МОТОВИЛОВ Георгий Иванович [ 16(28).6.1884, Кострома, -14.6.1963, Москва], советский скульптор. Учился в Москве в Свободных художеств, мастерских - Вхутемасе (1918-21) у С. T. Конёнкова. Чл. AXPP (с 1925).

Г. И. Мотов илов. "Металлург". Бронза.1936. Третьяковская галерея. Москва.

Преподавал в Моск. высшем художественно-пром. уч-ще (1945-63, проф. с 1953). В произв. M. (прсим. монументально-декоративная скульптура) жанровая трактовка темы сочетается с декоративизмом пластич. решений. Произв.: рельефы на арке быв. гл. входа на BCXB (камень, 1939); скульпт. оформление станций моек, метрополитена "Электрозаводская" (1942-44), "Октябрьская" (1950), "Смоленская" (1953); пам. A. H. Толстому в Москве (бронза, открыт в 1957). Гос. пр. СССР (1950). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Кравченко К. C, Г. И. Мотовилов, [M., 1969].


МОТОВОЗ, автономный локомотив, используемый на ж. д. на вспомогат. и маневровой работе. M.- тепловой локомотив, на к-ром в качестве силовой установки применяют карбюраторный или дизельный двигатель внутр. сгорания мощностью ок. 200 кет. M. обычно имеют механич. или гидравлич. передачу.

МОТОВСКИЙ ЗАЛИВ, залив Баренцева м., вдающийся между Мурманским берегом материка и п-овами Рыбачий и Средний (Мурманская обл. РСФСР). Дл. 43 км. Шир. 5 - 15 км. Глуб. св. 200 м. M. з, представляет собой фьорд с крутыми высокими берегами. Зимой не замерзает.


МОТОДРЕЗИНА, съёмная двух-, четырёх- или шестимсстная дрезина с двигателем внутр. сгорания небольшой мощности (напр., мотоциклетным), предназначенная для перевозки путевых рабочих, материалов и инструментов, используемая при технич. осмотрах ж.-д. пути, искусств, сооружений и устройств связи. К M. можно присоединять 1 или 2 спец. прицепа, на каждом из к-рых перевозят до 10 чел. или груз массой до 1 т. Макс, скорость движения M. с прицепами 50 км/ч, масса M. 200-320 кг, прицепа - 240 к?.


МОТОИНСТРУМЕНТ, ручная машина, приводом к-рой является двигатель внутр. сгорания. Распространены перфораторы, трамбовки, пилы и др.

МОТОКОМПРЕССОР, агрегат для сжатия воздуха или к.-л. газа, состоящий из собственно компрессора п приводящего его в действие поршневого двигателя внутреннего сгорания. Компрессор и двигатель могут быть объединены в одну многоцилиндровую установку; при этом часть цилиндров используется для сжатия воздуха, а часть - как силовой агрегат.

МОТОНОБУ Кано (1476-1559), японский живописец, выступивший наряду со своим отцом Кано Масанобу как основоположник школы Кано. M.- автор росписей на ширмах, раздвижных перегородках и свитках с изображениями пейзажей, цветов и птиц, а также сцен из буддийских легенд. В своих произв. M. расширил декоративные приёмы монохромной живописи тушью, используя традиции школы Ямато-э. Большая часть произв. M. хранится в монастырях Киото (Дайтокудзи, Рэйун-ин, Такайэн).

МОТООРИ Норинага (1730, Мацудзака, пров. Исе,-1801), японский филолог и языковед школы т. н. отечественной науки. В противовес китаеведам, отвергая конфуцианство и буддизм, изучал древнюю япон. лит-ру, ставшую непонятной как по способу записи (см. Японское письмо), так и по языку. Его комментарии к "Записям древних деяний" (712)- панегирик исконным япон. устоям н культуре. M. идеализировал гос. строй древней Японии, призывал возродить культ императора и синтоизм. M. писал на старописьменном языке, избегая по возможности китаизмов, но "Сборник старых и новых песен" (10 в.) перевёл прозой на складывающийся нац. язык, дав образец его зап. варианта. Как идеолог M. закладывал основы бурж.-монархия, национализма, подрывая устои сёгуната.

МОТОРВАГОННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ, моторные н прицепные вагоны, из к-рых формируют моторвагонныс поезда (электропоезда), дизель-поезда, турбопоезда и др. Группу постоянно сцепленных и соединённых электрич. и пнсвматич. цепями вагонов (моторных или моторных и прицепных), к-рые не могут эксплуатироваться раздельно, обычно наз. моторвагонной секцией. По сравнению с поездами, обслуживаемыми локомотивами, моторвагонные поезда имеют большее соотношение между сцепным весом (весом, приходящимся на движущие колёсные пары) и общим весом, что обеспечивает высокие ускорения при разгоне поезда. Кроме того, M. п. с. позволяет секционировать поезда и осуществлять движение в обратном направлении без переформирования поезда. Эти преимущества особенно существенны в условиях пригородного пасс, движения и в метрополитенах. Моторвагонные поезда для высокоскоростного пасс, движения обычно составляются сплошь из моторных вагонов и имеют высокую удельную мощность (мощность тяговых двигателей, отнесённая к массе поезда), что позволяет реализовать большие ускорения и скорости движения по сравнению с локомотивной тягой. В. А. Раков.

МОТОРЕСУРС, наработка к.-л. машины с двигателем внутр. сгорания (автомобиля, трактора и др.) или самого двигателя внутр. сгорания до предельного состояния, при к-ром их дальнейшая эксплуатация вообще невозможна или связана с недопустимым снижением эффективности н нарушениями требований техники безопасности. M. для траисп. машин определяется пробегом в км, пройденным от начала эксплуатации до момента достижения предельного состояния. Для тракторов и др. нетранспортных машин, а также для двигателей внутр. сгорания M. определяется количеством часов работы, для с.-х. комбайнов - количеством га убранной площади.

MOTОРИHЫ, русские мастера литейного дела; см. Маторины.

МОТОРНАЯ БЛЯШКА, основная часть нервно-мышечного соединения у позвоночных животных и человека; то же, что двигательная бляшка.

МОТОРНОЕ ТОПЛИВО, жидкое или газообразное горючее, используемое в двигателях внутр. сгорания (поршневых, реактивных, газотурбинных). M. т. подразделяют на группы: карбюраторнос, в т. ч. авиационные и автомоб. бензины (см. Бензин, Высокооктановые топлива), тракторный керосин, дизельное топливо; топливо для двигателей различного назначения (см. Газотурбинное топливо, Реактивное топливо). M. т. получают из нефти и углеводородных газов, это одни из осн. продуктов нефтепереработки, составляющий примерно 63% всех потребляемых нефтепродуктов. Обычно M. т. представляет собой смеси неск. компонентов, в т. ч. основного (базового) топлива и присадок (антидетонаторов, антиокислителей, ингибиторов коррозии и др.). Для базового топлива используют продукты прямой перегонки нефти (бензины, лигроины, керосиногазойлевые и более тяжёлые фракции) и вторичных процессов переработки нефти (каталитич. крекинга, риформинга и др.). Компонентами могут быть изооктан, изопентан, алкилбензолы, газовый бензин и др.

M. т., близкие по составу к нефтяным, можно получать переработкой твёрдых горючих ископаемых (углей, сланцев и пр.). В Германии во время 2-й мировой войны 1939-45 произ-во M. т. из твёрдых горючих ископаемых получило большое развитие (в 1943 было получено ок. 4 млн. т, гл. обр. гидрированием углей). После войны процесс по экономнч. показателям не смог конкурировать с произ-вом нефтяных M. т. и получение M. т. из угля было прекращено. Однако в ряде стран (США, Канада и др.) этому способу получения M. т. уделяется большое внимание и намечается организация крупных произ-в.

Лит.: Товарные нефтепродукты, пх свойства и применение. Справочник, под ред. H. Г. Пучкова, M., 1971; Зарубежные топлива, масла и присадки, под ред. И. В. Рожкова п Б. В. Лосикова, M., 1971; Бобров H. H., В о р о п а и П. И., Применение топлпв и смазочных материалов, 2 изд M., 1968. В. В. Панов.


МОТОРНЫЕ МАСЛА, группа масел, используемых для смазывания двигагатслсй внутреннего сгорания (поршневых и реактивных); относятся к разряду смазочных масел (см. Масла нефтяные). Практически все M. м. являются продуктами переработки нефти и только пек-рые сорта авиационных масел - синтетические масла. Все M. м., за исключением нек-рых авиационных, содержат моющие, протнвоизиосные и антнокпслительныс присадки. Северные, зимние н всесезонные M. м., получаемые на маловязких основах, содержат также вязкостные загущающие присадки и дспрессаторы, понижающие темп-ру застывания масел.

В зависимости от назначения M. м. подразделяются на автомобильные (автолы, для карбюраторных двигателей), дизельные и авиационные. Первые два класса, включающие автотракторные, тепловозные и судовые масла, в своюочерсть, подразделяются (ГОСТ 17479-72) на 11 групп по вязкости (при 100 °С) и на 9 групп по уровню эксплуатац. свойств.

В зависимости от конструктивных особенностей двигателя, времени года н района эксплуатации (север, юг) выбирается необходимая вязкость масла (6, 8, 10, 12, 14, 16 или 20 сст при 1000C) и темп-pa застывания (от -15 до -42 0C), а в зависимости от степени форсировки двигателя - группа масла по уровню качества (см. табл.). Повышение качества M. м. групп от А до E (условное обозначение) достигается в основном повышением концентрации присадок и в нск-рых случаях - изменением качества базового масла. Физико-хим, свойства масел соответствующих классов и групп должны удовлетворять техннч. условиям; эксплуатац. качества определяют испытаниями на одноцилиндровых установках и развёрнутых двигателях.


Группы автомобильных и дизельных масел для двигателей разного типа (по ГОСТу 17479-72)



Группа масел

Тип двигателей





А

Нефорсированные карбюраторные и дизельные





Б

Б1

Малофорсированные карбюраторные





Б2

Малофорсированные дизельные





В

B1

Среднсфорсированные карбюраторные





B2

Среднефорсированные дизельные





Г

Г1

Высокофорсированные карбюраторные





Г2

Высокофорсированные дизельные





Д

Высокофорсированные дизельные, работающие в тяжёлых условиях





E

Малооборотные дизельные, работающие на тяжёлом топливе с содержанием серы до 3,5%




Авиационные M. м. применяются для поршневых, турбореактивных и турбовинтовых двигателей. Всего существует ок. 20 сортов и марок авиационных масел, от самых лёгких дистиллятных (с вязкостью 3-4 ест при 100 СС) до тяжёлых остаточных (с вязкостью 22 ест при 100 "C). Требования к качеству авиационных масел особенно высокие. Практически вес масла для реактивной авиации содержат комплексы присадок и имеют сравнительно узкий фракционный состав, низкую темп-ру застывания (от - 55 до -60 0C), высокую стабильность, малую всиениваемостъ и хорошую прокачпваемость по циркуляционной системе двигателя.

В связи с развитием сверхзвуковой авиации и повышением требований к термостойкости и низкотемпературным свойствам смазочных масел широкое применение получили синтетич. масла. Их произ-во базируется па использовании сложных органич. эфнров и спиртов, кремпииорганич. и фторуглеродных соединений, глубокой хим. переработке нек-рых нефтяных фракций и др. видов сырья. Применение таких масел позволяет расширить температурный диапазон их использования от -60 до +250 0C (для лучших сортов нефтяных масел этот интервал находится в пределах от -40 до + 150 0C). Синтетич. масла находят также применение в нек-рых наземных газотурбинных и др. двигателях. Лит.: Нефтепродукты. Масла, смазки п присадки, M., 1970; Товарные нефтепродукты, их свойства и применение. Справочник, под ред. H. Г. Пучкоиа, M., 1971; Калайтан E. H., Смазочные масла для реактивных двигателей, M., 1968; Гольдб е р г Д. О., К р е и н С. Э., Смазочные масла из нефтей восточных месторождений, M., 1972.


МОТОРОЛЛЕР (нем. Motorroller, букв.- катящийся с помощью мотора, от Motor - мотор, двигатель и rollen - катить), разновидность мотоцикла, отличающаяся более комфортабельными условиями для водителя. Передний щит, переходящий внизу в широкие подножки, хорошо защищает водителя и пассажира от пыли и грязи. Размещение закрытого кожухами двигателя под сиденьем, наличие меньшего, чем у мотоцикла, колеса обеспечивают удобную посадку водителя. Осн. недостатки M.- огранич. проходимость по дорогам без твёрдого покрытия, малая устойчивость при езде по неровной дороге.

Двигатель M. обычно двухтактный, одноцилиндровый. Охлаждение- воздушное, принудительное (от вентилятора). Пуск большинства двигателей - электрич. стартером. Макс, скорость 70-95 км/ч. Массовое произ-вo M. началось в кон. 40-х гг. (в СССР - с 1957). В нач. 70-х гг. выпуск M. за рубежом из-за малого спроса резко снизился и с 1972 прекращён. В СССР M. (табл.) производят э-ды в Туле и Вятских Полянах; в 1973 выпущено 140 тыс. M. На базе M. созданы 3-колёсные транец, средства для перевозки 100-150 кг груза.

Мотороллер "Вятка" В-150М.

Технические характеристики мотороллеров, выпускаемыхв CCCP



Показатели

Модель





"Вятка" B-150M

"Турист"





Рабочий объём двигателя, CM3

148

199





Макс. мощность при 4800 об/мин, кет (л. с.)

4,42 (6)

8,24 (12)





Макс, скорость, км/ч

70

90





Количество передач

3

4





Размер шин, дюймы

4,00-10

4,00-10





Масса, кг

120

145







Лит.: Грузовые мотороллеры, 2 изд., M., 1961); В о л к о и А. Т., Ремонт мотороллеров, 2 изд., M., 1967.

С. Ю Иваницкий, Б. В. Синельников.

МОТОР-РЕДУКТОР (от лат. motor - приводящий в движение и redactor - ведущий обратно), агрегат, состоящий из электродвигателя и редуктора, выполненных в одном блоке.

Мотор-редуктор горизонтального типа.

Распространены M.-р. с планетарными передачами, планстарно-цевочными и волновыми передачами. Для большей компактности ведущее зубчатое колесо редуктора обычно монтируют непосредственно на валу электродвигателя. M.-р. используются в универсальных приводах общего назначения; выпускаются серийно специализированными предприятиями. В зависимости от исполнения системы смазки M.-р. может работать п горизонтальном (рис.), вертикальном или наклонном положениях.


МОТОРЧУНА, река в Якутской АССР, лев. приток р. Лены. Дл. 423 км, пл. басе. 9250 км2. Берёт начало и течёт по сев.-вост. окраине Среднесибирского плоскогорья, в низовьях - по низменности. Питание снеговое и дождевое. Весеннее половодье (конец мая - нюнь) сменяется дождевыми паводками (июль - август). Зимой перемерзает.


MОТОPЫ, этнографич. группа, населявшая в 17-18 вв. горно-таёжную зону басе. pp. Амыла, Ои, Кандегпра и Уса (ныне терр. Красноярского края РСФСР). В нач. 17 в. ок. 700 чел. Язык M. относился к самодийским. Осн. занятия - оленеводство, охота, а у части M.- скотоводство. Религия - шаманизм. В 19 в. большинство M. переселилось в степи между pp. Енисеем н Абаканом, где приняло участие в формировании хакасской народности.

Лит.: Потапов Л. П., Происхождение н формирование хакасской народности, Абакан, 1957.


МОТОСТРЕЛКОВЫЕ ВОЙСКА, род Сухопутных войск в Вооруж. Силах СССР, предназначенный для нанесения совместно с др. родами войск поражения противнику в общевойсковом бою и операции, захвата и удержания территории. В вооруж. силах США, Великобритании, ФРГ н др. гос-в войска, аналогичные M. в., именуются пехотой, механизированными, мотопехотными войсками.

Предшественник M. в.- пехота. После 2-й мировой войны 1.939-45 пехота (в Сов. Вооруж. Силах наз. также стрелковыми войсками) в развитых странах была оснащена транспортом на механич. тяге, получила на вооружение бронированные боевые машины, новые виды вооружения, что увеличило её подвижность в бою, ударную силу н огневую мощь. В связи с качественным и количеств, ростом вооружения и боевой техники и изменившейся структурой частей и соединений в 1957 в Сов. Вооруж. Силах стрелковые и механизированные дивизии были преобразованы в мотострелковые дивизии, но наименование M. в. как рода войск было введено в 1963. В организационном отношении M. в. состоят из мотострелковых подразделений, частей и соединений. В состав мотострелковых частей и соединений входят артиллерийские, танковые подразделения, части и подразделения спец. войск - инженерные, связи и др. Мотострелковый батальон является общевойсковым тактич. подразделением, а мотострелкопьш полк - общевойсковой тактпч. частью. Мотострелковые части (подразделения) входят также в состав танковых войск и ВМФ (см. Морская пехота). M. в. имеют мощное оружие для поражения наземных и возд. целей - автоматпч. стрелковое оружие (автоматы, пулемёты), артиллерию, миномёты, противотанковые реактивные снаряды, быстроходные бронированные машины, приборы для ночного видения и могут вести боевые действия в условиях применения противником оружия массового поражения. Для ведения боя мотострелковые части и подразделения обычно усиливаются танками, артиллерией и подразделениями спец. войск, а также поддерживаются авиацией. M. в. выполняют боевые задачи самостоятельно или во взаимодействии с другими родами войск и видами Вооруж. Сил. В зависимости от обстановки M. в. ведут бой в пешем боевом порядке или на боевых машинах; могут применяться в качестве возд. н мор. десантов. Гл. свойства M. в. как рода войск - способность вести упорный и длит, бой в любое время года н суток, при всякой погоде и на различной местности. По боевым возможностям M. в. способны прорывать оборону противника п стремительно развивать наступление на большую глубину, неотступно преследовать противника, уннчтожать ого огневые средства в высоких темпах форсировать йодные преграды, захватывать важпыс рубежи и объекты, а также создавать в короткий срок устойчивую оборону и успешно вести борьбу с превосходящими силами противника. П. С. Ляпунов.


МОТОЦИКЛ (от лат. motor - приводящий в движение и греч. kyklos - круг, колесо), двух- или трёхколёсное (трицикл) хранен, средство, снабжённое двигателем внутр. сгорания с рабочим объёмом более 49,8 см3. Первые M. появились в кои. 19 в. и Зап. Европе. В 1924-32 и Москве, Ижевске и Ленинграде создавались и испытывались опытные образцы M. ("Союз", ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4, ИЖ-5, НАТИ-750). Серийное произ-во M. в СССР началось в 1933 в Ленинграде (модель Л-ЗОП: рабочий объём 300 см3, мощность 4,7 кат) и Ижевске (модель ИЖ-7, сходная с Л-300).

По назначению M. подразделяются на дорожные (транспортные), спортивные (см. Спортивный мотоцикл) н специальные. Дорожные M. (табл. 1 и 2) благодаря малым габаритам н массе, хорошей манёвренности, высокой проходимости и простоте обслуживания используются как средство индивидуального транспорта. К специальным M. относятся патрульные, эскортные, торговые н т. п.

M. (рис. ) состоит из неск. групп механизмов: двигателя, силовой передачи (трансмиссии), ходовой (экииажной) части, системы электрооборудования. Двигатель M.- карбюраторный, 2- или 4-тактный. Охлаждение - встречным потоком воздуха (на отд. моделях спортивных и высокофорсированных дорожных M.- водяное). Литровая мощность 2-тактных двигателей дорожных M. составляет 51,5-98,2 квт/л (70-130 л. с.1л), 4-тактных - 37 - 66 квт/л (50-90 л. с.1л), спортивных - 146-220 квт/л (200-300 л. с. 1л). Силовая передача состоит из сцепления, коробки передач, передней (моторной) и задней (главной) передач. Сцепление представляет собой одно- или многодисковую муфту. Последняя применяется на большинстве M. Коробка передач - шестеренчатая, имеет от 2 до 6 передач; на большинстве дорожных

Схема устройства мотоцикла: 1 - передняя нилка; 2 - центральный переключатель (замок зажигания); 3 - спидометр; 4 - рычаг привода переднего тормоза; 5 - рукоятка управления карбюратором; 6 - рычаг выключения ецеплегшя; 7 - топливный бак; 8 - карбюратор; 9 - амортизатор задней вилки; 10 - глушитель; 11 - задняя вилка; 12 - цепь задней передачи; 13 - педаль переключения передач; 14 - сцепление; 15 - цепь передней передачи; 16 - коленчатый вал; 17 - поршень; 18 - цилиндр; 19 - тормозная колодка; 20 - ступица.

M.- 4. Передняя передача (от двигателя к коробке) - цепная, реже - шестерёнчатая. Задняя (от коробки передач к заднему колесу)-цепная, реже - карданный вал. В электрооборудование входят источники питания (генераторы переменного пли постоянного тока, аккумуляторные батареи), приборы зажигания, освещения (фары, фонари) и сигнализации (сигналы поворота, торможения и звуковые сигналы).

В СССР M. производят з-ды в Минске (рабочий объём двигателя 125 см3), в Коврове (175 см3), в Ижевске (350 см3; одно- н 2-цнлнпдровыс), в Киеве и Ирбпте (650 ел3). Выпуск M. н мотороллеров в СССР составлял (тыс.): в 1960 - 533; в 1965 - 711; в 1970 - 833; в 1973 - 1022. По производству мотосредств (M., мотороллеров и мотовелосипедов) СССР занимает 2-е место в мире - св. 1,5 млн. в год; в Японии выпускается ок. 3,5 млп. (1973).

Лит.: Л б р о с имев Л. А., Тарб о в А. А., Мотоциклы К-750, М-61, M-62, M., 1962; Забелин В. А., И с а е в M. П., Ижевские дорожные мотоциклы, 2 изд., Ижевск, 1964; Мотоциклы К-125, К-175 п их модпсрикнцпп, 2 изд., M., 1966; Мотоцикл, M., 1971; Г п н ц б у р г M. Г., Устройство п обслуживание мотоциклои, 4 изд., M-, 1972. С. /О. Ивпницкий,