БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381 органа "Нова Польска" ("Nowa Polska"), иа страницах к-рого опубликовал неск. программных статей, отражавших позицию левого крыла этой орг-шш. После поражения восстания эмигрировал во Францию, где резко эволюционировал вправо, сблизившись со сторонниками А. Чарторыского. Автор незавершённого труда по истории восстания. В лит.-критич. выступлениях разрабатывал эстетику романтизма, боролся за нац. своеобразие литературы; оси. труд - "О польской литературе в 19 в.".

С о ч.: Powstanie narodu pobkicgo w г 1830-1831, 1 Ii2, Р., 1834; О literaturze polskiej w wicku XlX - ym, Warsz., 1830.


МОХНОНОГИЕ ХОМЯЧКИ, пустынные хомячки (Phodopus), род грызунов сем. хомяков. Тело дл. до 10 см, хвост менее 1 см. Хвост и подошвы ног густо покрыты волосами. 3 вида. Населяют равнинные и горные степи и пустыни юга Зап. Сибири и Вост. Казахстана, Монголии и сев.-зап. часть Китая.

Джунгарский хомячок.

Все 3 вида встречаются в СССР. Питаются семенами и насекомыми; приносят до 3 помётов в год. Д ж у п г а р с к и и хомячок (P. sungorus) попользуется как лабораторное животное.


МОХНОНОГИЙ СЫЧ (Acgolius funercus), птица сем. сов. Дл. тела ок. 26 см, нсснт ок. 100г. Оперение па спине светло-бурое со светлыми пятнами, снизу беловатое с тёмными пестри нами. Распространён в Европе, Азии и Сев. Америке; в СССР - в тайге и горных лесах Карпат, Кавказа п Cp. Азии. Обитает п хвойных, реже в смешанных лесах. Гнездится в дуплах (гл. обр. чёрного дятла). В кладке 4-6 яиц, иногда до 8. Насиживает самка 25-31 сутки. M. с. питается мелкими грызунами, землеройками, изредка птицами, лягушками и насекомыми; иногда зимой делает запасы пищи.


МОХОВАЯ, посёлок гор. типа в Камчатской обл. РСФСР, подчинён Петропавловск-Камчатскому горсовету. Расположен на берегу Авачинской губы. Рыбокомбинат,


МОХОВИКИ, группа трубчатых грибов из рода Boletus. Поверхность шляпки обычно сухая, бархатистая, реже, в раннем возрасте, клейкая; ножка без кольца. Жёлто-бурый M. (В. variegatus) - с жёлто-бурой шляпкой и буровато-оливковым трубчатым слоем - растёт в сосновых лесах в августе - октябре; зелёный M. (В. subtomentosus) - с оливково-буроватой шляпкой н жёлтым трубчатым слоем - растёт в разных лесах в июле - октябре; красный M. (В. chrysenteron) - с красной, обычно трещиноватой шляпкой - растет в лиственных лесах в июле - сентябре. M. съедобны, при сушке чернеют; жёлто-бурый M. маринуют.

МОХОЙ-НАДЬ (Moholy-Nagy) Ласло (20.7.1895, Бачборшод, Боршод,-24.11. 1946, Чикаго, США), венгерский скульптор, дизайнер, мастер фотоискусства. Работал в основном в Германии (1920- 1933), куда эмигрировал после подавления Сов. власти в Венгрии, п в США (с 1937). Испытал влияние К. С. Малевича, Л. M. Лисицкого, H. Габо. В кон. 10-х - нач. 20-х гг. выполнял графич. листы в духе супрематизм ("На белом фоне". 1923, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн) и абстрактные пространственные композиции ("Пластика п никеле", 1922). В 1923-28 был проф. "Баухауза", вёл подготовит, курс. поев, общим принципам плаотич. формообразования. Деятельность M.-H. как теоретика и практика фотографии во многом повлияла па дальнейшее развитие фотоискусства. В 20-е гг. создал ряд политически острых фотомонтажей (напр., "Милитаризм") и лаконично экспрессивных, метких портретов (напр., В. В. Маяковского). В коп. 20-х гг. M.-H. подошёл к осн. теме своего последующего творчества - исследованию выразит, возможностей света в прозрачных и полупрозрачных пространств, конструкциях (помещённых и боксе с программно изменяющимся освещением). Работы M.-H. этого периода нашли практич, применение в ряде областей дизайна, в световой рекламе. В 1928 M.-H. "месте с В. Гропиусом оставил "Баухауз". После прихода нацистов к власти покинул Германию. В 1937 основал т. п. Новый "Баухауз" и Чикаго.

Соч.: Живопись пли фотография, [пер. с нем.], M., 1929: Malerei, Photographic, Film, Munch., 1925 (Baiihausbucher, Bd 8); Von Material zur ArchiU-ktur, Munch., 1929 (Bauhausbiicher, Bd 14); Vision in motion, Chi., 1У56.

Лит.: Moho!y-Nagy S-, Laszlo Monoly-Nagy, N. Y., 1.450.

МОХООБРАЗНЫЕ, моховидные (Bryophyca), отдел высших автотрофпых наземных (реже пресноводных) растений. Характеризуются относительно простым строением. Имеют многоклеточные спорангии со спорообразующсй тканью (археспорием), защищённой стенками, и многоклеточные гаметангии двух Tипои - мужские (антеридии) и женские (архегошш) с одной неподвижной гаметой - яйцеклеткой. Черты сходства с др. высшими растениями проявляются ц в других признаках строения спорофита и гаметофита, иапр. у антоцеротовых и MH. бриевых мхов в эпидермисе спорогона имеются типичные устьица. M.-наземные растения, избегающие, как правило, хлоридпого н сульфатного засоления; в их хлоропластах имеется только хлорофилл. У антоцеротовых содержатся пиреноиды, что наряду с наличием подвижных сперматозоидов (и, следовательно, необходимостью капсльно-жидкой воды для полового процесса) указывает на родство M. с водорослями. В цикле развития M. преобладает автотрофный гаме-тофюп, способный к самостоят, длит, существованию и расселению благодаря вегетативному размножению. Спорофит M. преобразовался в орган бесполого размножения- спорогон, существующий в основном гетсротрофно на гаметофоре н слабо использующий способность к автотроф-ному питанию. Гамстофпт M. в процессе эволюции оказался малопластичиым, чем, вероятно, обусловлены его небольшие размеры п слабое тканевое расчленение, а возможно, и замедленные темпы видообразования мхов. M.- обособленная ветвь в эволюции высших растений, происходящая, по-видимому, от пшотетич. зеленых водорослей с расчленённым слосвшцем и гаметаигпямн, построенными по типу многоклеточных гаметангеев нек-рых ныне живущих бурых водорослей. Гепетич. связи M. с папоротинкообразггымн не ясны. Отмечаются тесные взаимосвязи с псилофитами, к-рых ряд учёных считает прямыми предками M. Палеоботанич. данные свидетельствуют о древности M. Достоверные ископаемые остатки печёночных мхов (относимых к метцгериевым) известны из девона (маршанцисвые найдены в карбоне, олиственныс юнгсрманниеиые мхи -в юре), листостсбельные мхи -из карбона. Более богатые находки третичного периода обнаруживают значит, близость с M. совр.флоры. Мхп из четвертичного периода не отличаются от ныне растущих; существенно изменилось Только их распространение.

Лит.: T а ха д ж я н А. Л-, Высшие растения, т. 1, М.- Л., 1056; А б р а м о в И. И., С а н и ч - Л ю б и ц к а я Л. И., Тип Вгуор-sida. Мохообразные, в кн.: Основы палеон-тологшг, M., 1963; 3 е р о и Д. К., Ояерк филогении бессосуднстых растений, К., 1972. Я. Я. Абрамов.


МОХОРОВИЧИЧ (Mohorovicic) Андрей [23.1.18.)7, Волоска (Опатпя), Истрия,- 18.12.1936, Загреб], югославский геофизик н сейсмолог, чл. Хорватской АН (1898). Преподаватель метеорологии в Навигационном уч-ще в Бакре и Загребе (с 1880), с 1897- приват-доцент, а с 1910- проф. Загребского ун-та. Директор Гос. управления мстсорологич. и гео-днпампч. службы п обсерватория в Загребе (1892-1921). M. установил (1909) существование поверхности раздела между земной корой и мантией Земли, получившей назв. Мохоровичича поверхность. Разработал методику регистрации землетрясений н предложил конструкцию ряда геофизич. приборов.


Соч.: Die Bsstinimung des Epizentruim eines Nahbebens, "Bcitrage zur Geophysik", 1916, Bd 14.


МОХОРОВИЧИЧА ПОВЕРХНОСТЬ,граница раздела между земной, корой и мантией Земли. M. н. установлена по сейсмич. данным: скорость продольных сейсмич. волн при переходе (сверху вплз) через M. п. возрастает скачком с 6,7-7,6 до 7,9-8,2 км/сек, а поперечных - с 3,6-4,2 до 4,4-4,7 км/сек Различные геофизич., геол. и др. данньи указывают на то, что плотность веществ: тоже возрастает скачком, предположитель но, с 2,9-3 до 3,1-3,5 т/м3. Наиболе вероятно, что M. п. разделяет слои раз ного хим. состава. M. п. назв. по имени открывшего её А. Мохоровичича. См также Земля.


МОХСОГОЛЛОХ, посёлок гор. типа в Орджоникидзевском р-не Якутской АССР. Пристань на лев. берегу р. Лены, в 100 км выше Якутска. Комбинат стройматериалов (с з-дами цем., крупнопанельного домостроения, железобетонных изделий, минер, ваты, известковым), ремонтно-механич. з-д.


МОХЭ, у г и, у ч з и, общее назв. группы тунгусских племён, населявших в 5- 8 вв. терр. Маньчжурии и Юж. Приморья. Ряд учёных считает, что M. ассимилировали и оттеснили аборигенов - палеоазиатов. В кит. источниках под общим назв. "М." различаются племена: сумо, боду, анъчэгу, фуне, хаоши, хэйшуй, байшань, гоэси, находившиеся на разных стадиях разложения родового строя. У M. были развиты плужное земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, гончарное произ-во, обработка металлов, ткачество. Объединялись в племенной союз. Нередко участвовали в войнах с Китаем на стороне кор. гос-ва Когг/рё. В кон. 7- нач. 8 вв. у наиболее развитого племени сумо сложилось гос-во Чжэнь, в дальнейшем наз. Бохай. В состав этого гос-ва вошли почти все племена M.

Лит.: Б и ч у р и н H. Я., Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, [т.] 2, М.- Л., 1950; Окладников А. П., Далёкое прошлое Приморья, Владивосток, 1959; К юн е р H. В., Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока, M., 1961. В. С. Стариков.


МОЦАРТ (Mozart) Вольфганг Амадей (27.1.1756, Зальцбург,-5.12.1791, Вена), австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки M. выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы - от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, к-рый предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки.

Игре на музыкальных инструментах н сочинению M. обучил его отец - скрипач и композитор Л. Моцарт. С 4-лстнего возраста M. играл на клавесине, с 5- 6 лет начал сочинять (в 8-9 лет M. создал первые симфонии, а в 10-11- первые произв. для муз. театра). В 1762 начались гастроли M. и его сестры - пианистки Марии Анны в Германии, Австрии, затем во Франции, Англии, Швейцарии. M. выступал как пианист, скрипач, органист, певец. В 1769-77 отслужил концертмейстером, в 1779-81 органистом при дворе зальцбургского князя-архиепископа. Между 1769 и 1774 совершил три поездки в Италию; в 1770 был избран чл. Филармонич. академии в Болоньс (у руководителя академии падре Мартини брал уроки композиции), получил в Риме от папы орден Золотой шпоры. В Милане M. дирижировал, своей оперой "Мнтридат, царь понтийский". К 19 годам композитор был автором 10 муз.-сценич. сочинений: театр, оратории "Долг первой заповеди" (1-я ч., 1767, Зальцбург), лат. комедии "Аполлон и Гиацинт" (1767, Зальцбургский ун-т), нем. зипгшпиля "Бастьен и Бастьенна" (1768, Вена), нтал. опер-буффа "Притворная простушка" (1769, Зальцбург) и "Мнимая садовница" (1775, Мюнхен), итал. опер-сериа "Митридат" и "Луций Сулла" (1772, Милан), опер-серенад (пасторалей) "Аскаций в Альбе" (1771, Mилан), "Сон Cципионa" (1772, Зальцбург и "Царь-пастух" (1775, Зальцбург); 2 кантат, MH. симфоний, концертов, квартетов, сонат и др. Попытки устроиться в к.-л. значит, муз. центре Германии или Париже не увенчались успехом. В Париже M. написал музыку к пантомиме Ж. Ж. Новера "Безделушки" (1778). После постановки оперы "Идоменей, царь критский" в Мюнхене (1781) M. порвал с архиепископом и поселился в Вене, средства к существованию добывал уроками и академиями (концертами). Вехой в развитии нац. муз. театра явился зингшпиль M. "Похищение из сераля" (1782, Вена). В 1786 состоялись премьеры небольшой муз. комедии M. "Директор театра" и оперы "Свадьба Фигаро" по комедии Бомарше. После Вены "Свадьба Фигаро" была поставлена в Праге, где встретила восторженный приём, как и следующая опера M. "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787). С кон. 1787 M.- камерный музыкант при дворе имп. Иосифа II с обязанностью сочинять танцы для маскарадов. Как оперный композитор M. пе имел успеха в Вене: только один раз удалось M. написать музыку для венского имп. театра - весёлую и изящную оперу "Все они таковы, или Школа влюблённых" (иначе-"Так поступают все женщины", 1790). Опера "Милосердие Тита" на антич. сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно. Последняя опера M.-"Волшебная флейта" (венский пригородный театр, 1791) нашла признание у дсмократич. публики. Тяготы жизни, нужда, болезнь приблизили трагич. конец жизни композитора, он умер, не достигнув 36 лет, и был похоронен в общей могиле.

M.- представитель венской классической школы, его творчество - муз. вершина 18 в., детище эпохи Просвещения. Рационалистич. принципы классицизма соединились в нём с влияниями эстетики сентиментализма, движения "Буря и натиск". Взволнованность и страстность так же характерны для музыки M., как и выдержка, воля, высокая организованность. В музыке M. сохранены изящество и нежность галантного стиля, но преодолена, особенно в зрелых произведениях, манерность этого стиля. Творческая мысль M. сосредоточена на углублённом выражении душевного мира, на правдивом отображении многообразия реальной действительности. С одинаковой силой в музыке M. переданы ощущение полноты жизни, радость бытия - и страдания человека, испытывающего гнёт несправедливого социального строя и страстно стремящегося к счастью, к радости. Скорбь нередко достигает трагизма, но преобладает ясный, гармоничный, жизнеутверждающий строй.

Оперы M.- синтез н обновление предшествовавших жанров и форм. Главенство в опере M. отдаёт музыке - вокальному началу, ансамблю голосов и симфонизму. Вместе с тем он свободно н гибко подчиняет муз. композицию логике драматич. действия, индивидуальной и групповой характеристике персонажей. По-своему развил M. нек-рыс приёмы муз. драмы К. В. Глюка (в частности, в "Идоменес"). На основе комич. и отчасти "серьёзной" итал. оперы M. создал оперу-комедию "Свадьба Фигаро", в к-рой соединены лирика и веселье, живость действия и полнота в обрисовке характеров; идея этой социальной оперы - превосходство людей из народа над аристократией.

X. Мохиэддин.

В. А. Моцарт.

Опера-драма ("весёлая драма ") "Дон Жуан "сочетает комедию и трагедию, фантастич. условность и бытовую реальность; герой старинной легенды, севильский обольститель, воплощает в опере жизненную энергию, молодость, свободу чувства, но своеволию личности противостоят твёрдые принципы морали. Нац. опера-сказка "Волшебная флейта" продолжает традиции австр.-нем. зингшпиля. Как и "Похищение из сераля", она сочетает муз. формы с разговорным диалогом и опирается па нем. текст (большинство др. опер M. написано па нтал. либретто). Но музыка сё обогащена разл. жанрами - от оперных арий в стилях оперы-буффа и оперы-серпа до хорала и фуги, от простенькой песенки до масонских муз. символов (сюжет навеян масонской литературой). В этом произв. M. прославил братство, любовь и нравственную стойкость.

Отталкиваясь от выработанных И. Гайдном классич. норм симф. и камерной музыки, M. усовершенствовал структуру симфонии, квинтета, квартета, сонаты, углубил и индивидуализировал их идейно-образное содерлганис, привнёс в них драматич. напряжённость, обострил внутр. контрасты и усилил стилевое единство сонатно-симф. цикла (позднее Гайдн воспринял многое от M.). Существ, принцип моцартовского инструментализма - выразительная кантабнлыюсть (певучесть). Среди симфоний M. (ок. 50) наиболее значительны три последние (1788)-жизнерадостная, сочетающая возвышенные и бытовые образы симфония мп-бемоль мажор, патетическая, наполненная скорбью, нежностью и мужеством симфония соль минор и величественная, эмоционально многогранная симфония до мажор, к-рой позднее было присвоено назв. "Юпитер". Среди струпных квинтетов (7) выделяются квинтеты до мажор и соль минор (1787); среди струнных квартетов (23) - шесть, посвящённых "отцу, наставнику и другу" И. Гайдну (1782- 1785), и три т. н. Прусских квартета (1789-90). Камерная музыка M. включает ансамбли для разных составов, в т. ч. с участием фп. и духовых инструментов. M.- создатель классич. формы концерта для солирующего инструмента с оркестром. Сохранив присущую этому жанру широкую доступность, концерты M. приобрели снмфонич. размах и разнообразие индивидуального выражения. В концертах для фп. с оркестром (21) отразились блестящее мастерство и вдохновенная, певучая манера .исполнения самого композитора, равно как и его высокое нск-во импровизации. M. написал по одному концерту для 2 и для 3 фп. с оркестром, 5(6?) концертов для скрипки с оркестром и ряд концертов для различных духовых инструментов, включая Концертную симфонию с 4 солирующими духовыми инструментами (1788). Для своих выступлений, а частично для учениц и знакомых M. сочинял фп. сонаты (19), рондо, фантазии, вариации, произв. для фи. в 4 руки и для 2 фп., сонаты для фп. и скрипки.

Большую эстстич. ценность ттмеет бытовая (развлекательная) оркестрово-ансамблевая музыка M.- дивертисменты, серенады, кассации, ноктюрны, а также марши и танцы. Особую группу составляют его масонские композиции для оркестра ("Масонская траурная музыка", 1785) и хора с оркестром (в т. ч. "Маленькая масонская кантата", 1791), родственные но духу "Волшебной флейте". Церк. хоровые сочинения и церк. сонаты с органом M. писал гл. обр. в Зальцбурге. К венскому периоду относятся два незаконченных крупных произв.- месса до минор (написанные части использованы в кантате "Кающийся Давид", 1785) и знаменитый Реквием, одно из глубочайших созданий M. (заказан анонимно в 1791 графом Ф. Вальзегг-Штуппахом: завершён учеником M.- композитором Ф. К. Зюсмайром).

M. был в числе первых, кто создал в Австрии классич. образцы камерной песни. Сохранилось много арий и вокальных ансамблей с оркестром (почти все на птал. яз.), шуточных вокальных канонов, 30 песен для голоса с фп., в т. ч. "Фиалка" на слова И. В. Гёте (1785).

Подлинная слава пришла к M. после его смерти. Имя M. стало символом высшей му.ч. одарённости, творческой гениальности, единства красоты и жизненной правды. Непреходящую ценность моцартовскпх творений и огромную роль их в духовной жизни человечества подчёркивают высказывания музыкантов, писателей, философов, учёных начиная с И. Гайдна, Л. Бетховена, И. В. Гёте, Э. T. А. Гофмана и кончая А. Эйнштейном, Г. В. Чичериным и совр. мастерами культуры. "Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!"- эта меткая и ёмкая характеристика принадлежит А. С. Пушкину ("Моцарт и Сальери"). Преклонение перед "светозарным гением" выразил П. И. Чайковский в ряде своих муз. соч., в т. ч. в оркестровой сюите "Моцартиаиа". Во MH. странах существуют моцартовские об-ва. На родине M., в Зальцбурге, создана сеть моцартов-CKIIX мемориальных, просветительных, исследоват. и уч. заведений во главе с Междунар. учреждением "Моцартеум" (осн. в 1880).

Каталог сочинений M.: Kochel L. v. (в ред. А. Эйнштейна), Chronologischthematisches Verzeichnis samtlichcr Топwerke W. A. Mozarts, 6. Aufl., Lpz., 1969; в др., более полной и исправленной ред.-6. Aufl., hrsg. von F. Giegling, A. Weinmann und G. Sievers, Wiesbaden, 1964 (7 Aufl., 1965).

С о ч.: Brjefe und Aufzeichnungen. Gesamtausgabe. Gesammell von W. A. Bauer und О. E. Deutsch, auf Grund deren Vorarbeiten erlautert von J. H. Eibl, Bd 1 - 6, Kassel, 1962-71.

Лит.: У л ы б ы ш е u A. Д., Новая биография Моцарта, пер. с франц., т. 1 - 3, M., 1890 - 92; К о р г а н о в В. Д., Моцарт. Биографический этюд, СПБ, 1900; Ливанова T. H., Моцарт и русская музыкальная культура, M., 1956; Чёрная E. С., Моцарт. Жизнь ц творчество, [2 изд.], M., 1966; Чичерин Г. В., Моцарт, 3 изд., Л., 1973; W у z e w a Th. de Ct Saint-Foix G. de, W. A. Mozart, t. 1 - 2, Р., 1912; продолжение: Sain t-F о i x G. de, W. A. Mozart, t. 3 - 5, Р., 1937-46; Abort H., W. A. Mozart, 7 Aufl., Tl 1 - 2, Lpz., 1955-56 (Register, Lpz., 1966); D с ut s с h O. E., Mozart. Die Dokumente seines Lebens, Kassel, 1961; Einstein A., Mozart. Sein Charakter, sein Werk, Fr./M., 196Ь. Б. С. Штейюгресс.

МО-ЦЗЫ, Mо Ди (479-400 до п. э.), древнекитайский философ н политпч. деятель, основатель школы моистов. Возможно, был сановником и царстве Суп. M.-ц. и его последователи отражали интересы свободных низших слоев кит. общества - земледельцев, ремесленников, торговцев. Монеты вели идейную борьбу против копфуцианства, обосновывавшего незыблемость господства наследственной аристократии. Взгляды M.-ц. и его учеников соораны в кн. "Моцзы", к-рая в завершённом виде сложилась к кон. 3- нач. 2 вв. до н. э. Центр, идеей учения M.-ц. н его учеников является призыв добиваться установления отношений между всеми людьми на принципах "всеобщей любви и взаимной выгоды". Этот тезис моистов, в противовес конфуцианским принципам разделения общества на "простолюдинов" н "благородных мужей", "правящих" н "управляемых", представлял собой попытку своеобразного этич. обоснования идеи равенства людей п отражал стремление привлечь к участию в политич. жизни гос-ва широкие слои населения. Из тезиса о "всеобщей любви н взаимной выгоде" вытекают все остальные принципы учения M.-ц.: "почитание мудрости", "почитание единства", "против нападений", "за ,экономию в расходах" н т. д. Для обоснования принципа "всеобщей любви" и придания ему значения космлч. закона M.-ц. прибегал к использованию традиционных кит. верований в небо и духов, но это не мешало ему выступать против конфуцианских взглядов о существовании "небесной судьбы". Впервые в кит. философии M.-ц. выдвинул категорию причины (гу), принципы классификации (лэй) и три критерия оценки истинности знаний (соответствие тому, что видели, слышали люди: соответствие пользе людей: соответствие свидетельствам древних книг). Поздние монеты углубили классификацию знаний по их источнику н характеру п разработали довольно цельную для своего времени систему категорий логики.

И с т о ч н и к и: Мо-цзы сянь гу, в кн.: Чжуцзы цзн-чун (Собрание произведений древнпх мыслителей), т. 4, Пекин, 1957; Мо-цзы, в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, M., 1972; Mo Tzu. Basic writings, t'ransl. by B. Watson, N. Y., 1963.

Лит.: Тптаренко М. Л., Мо-цзы н ранние монеты о процессе познания, "Вопросы философии", 1964, .\b H; его ж е, Социально-политические идеи Мо-цзы п школы моцзя раннего периода, "Научные доклады высшей школы. Философские науки", 1965, № 6; Ян X н н - III у н, Теория познания моистов, "Вопросы философии", 1956, Jw 1; H о 1 t h S., Mic-ius, Shanghai, 1935.

М. Л. Тптаренко.


МОЦИОН (от лат. motio, род. падеж motionis - движение), прогулки, совершаемые здоровыми людьми для укрепления здоровья, а больными - для выполнения леч. режима. Особенно показан M. для страдающих нек-рыми заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта н печени, наклонностью к ожирению. На курортах с леч. целью применяют терренкур.


МОЧА, продукт выделения (экскрет) животных и человека, вырабатываемый почками. С M. из организма выводятся вода, соли, конечные продукты обмена веществ, а также чужеродные вещества. M. человека в норме - прозрачная жёлтая жидкость (цвет M. зависит от присутствия ряда пигментов - преим. продуктов расщепления гемоглобина); удельный вес 1,010-1,025 и/см3, рН = 4,8-8,0 (при употреблении богатой белком пищи реакция M. кислая, при растит, пище - слабощелочная). M. содержит ок. 96% воды, 1,5% солей п 2,5% органпч. продуктов обмена (мочевина, мочевая кислота и др.). В M. содержатся те же соли, что и в плазме крови, в основном NaCl, а также сульфаты, фосфаты и карбонаты калия, магния и аммония. За сутки взрослый челопек выделяет 1200-1600 мл M. Кол-во н состав M. зависят от питьевого режима, характера пищи, тсмп-ры окружающей среды, функциональных нагрузок и др. факторов. Анализ M. даёт представление как о состоянии почек, так н об обмене в др. органах н тканях и организме в целом. См. также Выделение, Мочеобразование, Почки.

JJwn.: Гуле и и ч В. С., Анализ мочи, Л., 1945. М. Я. Ратнер.


МОЧАЛИЩЕ, посёлок гор. типа в Звениговском р-нс Марийской АССР. Расположен на р. Юшут (басе. Волги), в 8 км от ж.-д. ст. Суслонгер (на ветке Зеленодольск - Табагаино).


МОЧАЛО, лубяные волокна коры липы, отделённые от остальных её тканей путём длит, мочки коры в воде. Используется для изготовления рогож, кулей, кистей (для побелки), подвязки растений н пр., а также как мочалка для мытья.


МОЧАЛОВ Павел Степанович [3(15). 11.1800. Москва,-16(28).3.1848, там же], русский актёр. Готовился к сцене под руководством отца - видного актёра моек, драматич. труппы, в прошлом крепостного актёра - С. Ф. Мочалова. После дебюта в роли Полиника ("Эдип в Афинах" Озерова) был принят в 1817 на моек. имп. сцену (с 1824- Малый театр). Начав деятельность в годы бурного подъёма нац. самосознания и культуры, в период формирования эстетики декабристского романтизма, M. придал воспринятым им освободительным настроениям ярко демократии., стихийно бунтарский характер. Уже в начале деятельности, выступая в произв. П. Корнеля (Гораций -"Гораций"), Вольтера (Танкред -"Танкред"), M. не только разрушал стилистику классицистской трагедии, но и вносил в трактовку своих ролей трагизм нового, ромаптич. типа. Драмы В. А. Озерова (Фпнгал -"Фингал"; Димитрий Донской -"Димитрий Донской") были для