БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381, зимняя межень. Cp. расход воды в ср. течении (у г. Муданьцзян) - 181 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. В верховьях - водохранилище Цзинбоху, ГЭС. Судоходство на джонках. Сплав леса. На M.- гг. Дуньхуа, Нинъань, Муданьцзян, Илань.


МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян. Ок. 300тыс.жит.(1970). Ж.-д. узел, пристань на р. Муданьцзян. Один из крупных центров лесозаготовок и деревообработки. Имеются пищ., хим., бум., текст, и маш.-строит, предприятия.


МУДЕХАР (исп. mudejar), стиль исп. зодчества 11-16 вв., в к-ром композиционные приёмы готики (а позднее ренессанса) сочетались с чертами мавританского искусства. Для построек стиля M. характерны: узорчатая кирпичная кладка, подковообразные арки, сводчатые перекрытия, образующие в плане звезду, потолки артесонадо, богатый декор из цветных изразцов и резьбы по алебастру и стуку.

Лит.: Torres В а 1 1 a s L., Arte almohade. Arte nazari. Arte mudejar, Madrid, 1949 (Ars Hispaniae, V. 4).


МУДЕХАРЫ (исп., ед. ч. mudejar, от араб. мудаджан - приручённый, домашний), мусульманское население, к-рое оставалось на терр. Пиренейского п-ова, отвоёванной исп. гос-вами в ходе Реконкисты. Первоначально M. было разрешено сохранять свои земли, законы и обычаи, исповедовать ислам. В ряде мест, однако, в нарушение договоров M. подвергались преследованиям (в частности, им предписывалась особая одежда, выделявшая их из остального населения). С падением в 1492 эмирата Гранады их насильственно стали обращать в христианство. С этого времени они известны как мориски.


МУДЖАХИДЫ (от арабо-перс. муджахид - борец за веру, за правое, священное дело), члены нелегального революц.-демократич. об-ва в Иране, созд. в 1905 и игравшего активную роль в Иранской революции 1905-11, особенно в Тебриз-ском восстании 1908-09 и революц. перевороте в Реште 1909. Орг-ции M. состояли в основном из представителей мелкой буржуазии, рабочих и крестьян. Программа M. (принята в 1907) требовала бурж.-демократич. свобод, конфискации шахских и выкупа ханских земель и раздела их между крестьянами, 8-час. рабочего дня, отмены налогов с неимущих и т. д. M. создавали отряды федаев - осн. вооруж. силу революции. Через с.-д. группу "Гуммет" были связаны с большевиками Закавказья. Во время подавления революции в 1911 орг-ции M. были разогнаны. В Алжире M - участники нац.-освободит, войны 1954-62, борцы за независимость.


МУДЖИБУР PAXMAH, Шейх Муджибур Рахман(р. 17.3.1920, дер. Тонгипара, окр. Фаридпур, Вост. Бенгалия), гос. и политич. деятель Бангладеш. Окончил Исламский колледж в Калькутте в 1947. В 1938-47 активно участвовал в антиколониальном движении. В 1943-47 чл. Совета Мусульм. лиги Бенгалии. После создания Пакистана (1947) активный участник бенг. нац. движения в Вост. Бенгалия (образовавшей пров. Вост. Пакистан). Участник движения в защиту мира. Неоднократно подвергался репрессиям. В 1949 - один из организаторов партии Авами лиг (Народная лига); в 1952-58 ген. секретарь её восточнопакист. орг-ции; в 1966 - янв. 1974 пред, партии. В 1954 избран депутатом Законодат. собрания

Вост. Пакистана, в июне 1953 депутатом Учредит, собрания Пакистана. В 1956- 1957 мин. труда, пром-сти и торговли провинциального пр-ва Вост. Пакистана. В 1966 выступил с программой предоставления Вост. Пакистану полной региональной автономии. В дек. 1970 избран в Нац. ассамблею Пакистана. В нач. 1971 возглавил бенг. нац. движение в Вост. Пакистане и кампанию гражд. неповиновения, требуя отмены воен. режима и передачи власти избранному народом парламенту. 26 марта 1971 арестован пакист. воен. властями; 6 янв. 1972 освобождён. 12 янв. 1972 стал премьер-мин, пр-ва независимой Народной Республики Бангладеш (образовавшейся в 1971 в вост. части Пакистана). Пр-во M. P. наметило широкую программу прогрессивных социально-экономич. реформ, в области внеш. политики оно провозгласило принципы неприсоединения и развития дружбы и сотрудничества со всеми миролюбивыми гос-вами. В марте 1972 M. P. посетил с офиц. визитом СССР. В апр. 1974 приезжал в СССР на лечение.

МУДЖТАХИД (араб.- ревностный, прилагающий усилия), мусульм. богослов и законовед, обладавший в ср. века иджтихадом (правом самостоят, толкования религ.-правовых вопросов). В суннизме M.- основатель и глава мазхабов (богословско-юридич. школ). В шиизме - представитель наиболее влиятельных кругов высш. шиитского духовенства (перс. моджтехед).


МУДРОВ Матвей Яковлевич [23.3(3.4). 1776, Вологда,-8(20).7.1831, Петербург]) русский врач, один из основателей рус. клинич. школы. В 1800 окончил мед. факультет Моск. ун-та. С 1809 проф. этого ун-та и директор клинич. ин-та, проф. (1813-17) Моск. отделения Медико-хирургич. академии. Впервые в России ввёл методику науч. опроса больного и составление истории болезни, разработал схему клинич. исследования пациентов. Указывал, что лечить следует не болезнь, а больного (пропагандировал индивидуализацию терапии). Подчёркивал, что осн. задача врача - распознавание и определение причин заболевания, проведение комплексных леч.-профилактич. мероприятий. M.- один из основателей воен. гигиены. Внёс значит, вклад в развитие высшего мед. образования - ввёл практич. занятия для студентов по патологич. и сравнит, анатомии и т. д. Ст. врач Центр, комиссии по борьбе с эпидемиями. Принимал непосредств. участие в борьбе с эпидемиями холеры в Саратове (1830-31) и Петербурге (1831), где умер от холеры.

Соч.: Избр. произв., M., 1949.

Лит.: Смотров В. H., Мудров, M., 1947. П. E. Заблудоеский.

МУДРОССКОЕ ПЕРЕМИРИЕ 1918, подписано 30 окт. представителями Великобритании и султанского пр-ва Турции на борту англ, крейсера "Агамемнон" в порту Мудрое (греч. Mudros, о. Лемнос) после поражения Турции в 1-й мировой войне 1914-18. Предусматривало: открытие Черноморских проливов для воен. флотов Антанты с предоставлением союзникам права оккупировать форты Босфора и Дарданелл; капитуляцию остатков тур. войск в Хиджазе, Ираке, Сирии, Йемене и вывод их из Ирана, Киликии, Закавказья; оккупацию союзниками т. н. 6 арм. вилайетов "в случае беспорядков в одном из них" и вообще любого стратегич. пункта в Турции, если союзники сочтут это необходимым по соображениям своей "безопасности". Эти и др. условия M. п. имели целью подготовить окончательный раздел Турции, а также использовать её терр. как плацдарм для антисоветской интервенции. Нац.-освободит, борьба тур. народа воспрепятствовала реализации M. п. и завершилась подписанием Муданийского перемирия 1922, а затем - Лозаннского мирного договора 1923.

"МУДРОСТЬ БАЛАВАРА" ("Балавариани"), грузинская версия известного в мировой лит-ре произв. о Варлааме и Иоасафе. Содержит христианизированную историю жизни Будды. Груз, версия сохранилась в двух редакциях: пространной (9-10 вв.) и краткой (11 в.). Обработал и перевёл с груз, на греч. яз. Евфимий Ивер (Афонский) (955- 1028). В России произв. бытовало под назв. "Повесть о Варлааме и Иоасафе" (пер. с греч. яз. 1637 и 1680).

Тексты: Балавариани. Мудрость Балавара, Тб., 1962; The Balavariani. (Barlaam and Josaphat). L., 1966.

Лит.: Нуцубидзе Ш., К происхождению греческого романа "Варлаам и Иоасаф", Тб., 1956. M. Я. Чиковани.

МУДЬЮГА, посёлок гор. типа в Онежском р-не Архангельской обл. РСФСР. Ж.-д. станция на линии Беломорск - Обозерская. Предприятия ж.-д. транспорта, лесозаготовки.


MУЕЗЕРСКИЙ, посёлок гор. типа, центр Муезерского р-на Карельской АССР. Ж.-д. станция (Муезерка) на линии Суоярви - Юшкозеро, в 375 км к С.-З. от Петрозаводска. Лесозаготовки.

МУЖЕЛОЖЕСТВО, половое извращение, заключающееся в половых сношениях мужчины с мужчиной (обычно при гомосексуализме, реже-ситуационные). Сов. уголовное право устанавливает уголовную ответственность за M., к-рое относится к числу преступлении против личности (напр., УК РСФСР, ст. 121). Наказывается лишением свободы на срок до 5 лет; при отягчающих вину обстоятельствах (напр., вовлечение в M. несовершеннолетних) - на срок до 8 лет.

МУЖОЦИЯ (Mougeotia), род широко распространённых зелёных водорослей из порядка зигнемовых подотдела конъюгат, объединяющий ок. 80 видов. Живут в пресных водоёмах, где нередко образуют "тину". Микроскопич. неветвящиеся нити M. состоят из одного ряда удлинённых клеток, содержащих по 1-2 пластинчатых хроматофора с 2 и более пиреноидами. Размножаются обрывками нитей, реже неподвижными спорами, после конъюгации - зиготами.

Мужоция: а -клетка с хроматофором; б - конъюгация.


МУЖСКАЯ MATKA (uterus masculinus), часть мочеполовой системы у самцов нек-рых позвоночных (напр., акуловых рыб, млекопитающих). Развивается у зародышей из нижней части мюллерова канала. У млекопитающих обычно имеет небольшую двурогую полость, открывающуюся в мочеполовой канал рядом с семяпроводами и предстательной железой. У ряда приматов, грызунов, зайцеобразных и др. M. м. превращается BT. н. мешочек предстательной железы ("семенной пузырёк"), наполняемый её секретом в период половой активности. У нек-рых зубатых китообразных M. м. теряет свчзь с полостью мочеполового канала и сохраняется в виде тяжей или замкнутых неправильной формы полостей, заполненных лимфой.

МУЖСКИЕ ДОМА, общественные постройки, служившие в первобытном обществе коллективным жилищем для холостых (реже для всех) мужчин деревни, а также местом мужских собраний, обрядов, приёма гостей. M. д. или их пережитки известны у народов всех континентов.

Мужской дом на о. Палау (Микронезия). Начало 20 в.

Как и менее распространённые дома девушек, они связаны с половозрастным делением первобытного общества и, возможно, восходят к раздельному проживанию полов в ранней родовой общине. Особенно большое значение M. д. получили при переходе от материнского к отцовскому роду, когда они стали центрами деятельности мужских союзов.

МУЖСКИЕ СОЮЗЫ, общественный институт, возникший, по-видимому, на стадии перехода от материнского к отцовскому роду как организация мужчин для борьбы за преобладающее положение в обществе. M. с. имели своих руководителей, тайные языки, обряды, религ. церемонии. В процессе разложения первобытнообщинного строя поздние M. с. (их иногда наз. тайными обществами) часто становились зародышевыми органами гос. власти. M. с. получили широкое развитие в Меланезии и Зап. Африке, известны в Микронезии и Америке, а в пережитках также у ряда древних (напр., спартанцы) и совр. (нуристанцы и др.) народов.


МУЗАЕВ Нурдин Джамалдинович [р. 2 (15). 10. 1913, сел. Белгатой, ныне Шалинского р-на Чеч.-Ингуш. АССР], чеченский советский поэт. Чл. КПСС с 1940. Участник Великой Отечеств, войны 1941-45. В 1953 окончил ист. ф-т Киргизского пед. ин-та. Печатается с 1930. Ранние стихи M. написаны под влиянием В. В. Маяковского. В пьесе "Росток нашей эпохи" (1933) показано колх. строительство в Чечено-Ингушетии. Автор сб-ков стихов "Шаг на верном пути" (1934), "Избранные стихи и поэмы" (1956), "Знойные мечты" (1966), ч Журчание ручейка" (1968), романа в стихах "Говорит Селим" (1957, рус. пер. 1958), поев, борьбе чеченского народа против феодалов и царского произвола. В 1960 опубл. роман "Марш смелых", в 1971 - роман "Сила мечты" о совр. рабочем классе Чечено-Ингушетии. M. - автор пьес, работы "Чеченская литература на путях социалистического реализма" (1963, на рус. яз.). Перевёл соч. А. С. Пушкина, T. Г. Шевченко, Ш. Руставели, У. Шекспира.

Соч.: Мекхаш-Мирза, Грозный, 1940; Къонахийя болар, дакъа, 1 - 2, Грозный, 1960; Довха дегнаш, Грозный, 1961; в рус. пер.- Горсть земли, M., 1960; Неизбежность, M., 1965; Продолжение песни, M , 1967. Ю. Б. Розенблюм.


МУЗАРТ (тюрк.- ледяной перевал), перевал между отрогами хребтов Меридионального и Халыктау в Вост. Тянь-Шане (Китай). Вые. 3602 м. Через перевал по ущельям и леднику M. проходит вьючная тропа, к-рая соединяет кратчайшим путём гг. Кульджа и Аксу.

МУЗАФФАРПУР, город в Сев. Индии, в шт. Бихар, на р. Бурхи-Гандак (басе. Ганга). 127 тыс. жит. (1971). Трансп. узел. Торг, и кустарно-ремесл. центр.

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ, музеология, научная дисциплина, изучающая происхождение музеев, их обществ, функции, вопросы теории и методики музейного дела.

Предметом M. являются изучение закономерностей, связанных с социальной обусловленностью возникновения и функционирования музеев; изучение особых сторон первоисточников, сосредоточиваемых в музеях в соответствии с их специализацией, а также особых аспектов в развитии явлений природы и обществ, жизни. T. о., M. изучает систему музеев и собственно музей как исторически обусловленный обществ, институт, его внутр. организацию, зависящую от социальных условий и состояния профильных дисциплин. M. исследует социальные функции музеев, проявляющиеся в комплектовании первоисточников, неразрывно связанном с изучением природы и общества, в науч. документировании, исследовании и хранении музейных предметов, создании экспозиций и выставок как характерных форм науч. популяризации, в научно-просве-тит., идейно-воспитат. деятельности. С последней функцией связано также изучение психолого-педагогич. вопросов (в частности, воздействие музея на посетителя). Музееведческое исследование первоисточников - музейных предметов - преследует цели наиболее полного выявления их коммуникативных функций; определения режимов хранения, методов консервации, реставрации; всестороннего документирования и подготовки источников для оптимального науч. и образовательно-воспи-тат. использования; раскрытия экспрессивных возможностей музейных предметов, т. е. определение эмоционального заряда источника и возможности его использования при экспонировании и в различных видах массовой работы. Особый аспект в изучения природы и обществ, жизни в M. сказывается в определении явлений, документируемых музеем, и отборе для фондового хранения и последующего использования первоисточников, отражающих существенные стороны явлений, входящих в круг профильных интересов музея. Это находит выражение в исследовании-комплектовании музейных предметов.

Сов. M., опираясь на марксистско-ленинскую методологию, использует разнообразные исследовательские приёмы. Характерное для советского M. активное документирование процессов особенно чётко проявляется при документировании живых, действующих обществ, систем, и особенно эпохи социализма. Сов. музееведы разрабатывают методические вопросы экспозиционной, фондовой, научно-просветительной деятельности музеев, причём впервые в мировой практике теоретически обоснованы принципы комп-лексно-тематич. экспозиции, проблемы исследования, комплектования и экспонирования памятников новейших эпох.

M. применяет приёмы полевого исследования и систематич. непосредственного наблюдения, социологич. методы в процессе комплектования музейных предметов, изучения посетителей и т. д., использует разнообразные методы, применяемые обществ, и естеств. науками, в т. ч. взаимную документацию, сравнит, анализ, типологизацию, а также рентгенографию, спектрографию, химич. анализ (в консервации и реставрации) и эксперимент (в экспозиции).

В структуру M. входят: теория музейного дела; история музейного дела, включая музееведческую историографию; музейное источниковедение; науч. методика всех специфич. сторон деятельности музеев и музееведческого исследования.

Объективная сложность M. предопределяет множественность его связей с др. науками. M. связано как с общественными, так и с естественными науч. дисциплинами. Особенно много общности с теми науч. дисциплинами, в т. ч. специальными и вспомогательными, к-рыми определяются профили соответствующих музеев (история, археология, этнография, литературоведение, зоология, геология, искусствознание и др.). Вместе с тем различные дисциплины не механически связаны с M., а интегрированы им как самостоят, отраслью знаний.

Развитие M. находит выражение как во всём многообразии музейной практики, так и в спец. науч. лит-ре (периодич. изданиях, монографиях и пр.). В нач. 70-х гг. в мире издавалось более 150 журналов, полностью либо частично посвящённых вопросам M. Среди них междунар. орган, издаваемый Междунар. советом музеев при ЮНЕСКО,-"Museum", журналы: "Neue Museumskunde" (ГДР), "Muzeal-nictwo" (ПНР), "Музеи и паметници на културата" (НРБ), "Revista muzeelor" (CPP), "Muzejni a vlastivedna prace", "Muzeum" (ЧССР), "The Museums journal" (Великобритания), "Museum news" (США), "Musees de France" (Франция) и др.

В СССР издавались журналы: "Музей" (1923-24), "Казанский музейный вестник" (1920-24), "Советский музей" (1931-40); выходят непериодический сборник "Музейное дело в СССР" (№ 1-5, 1968-73), "Труды НИИ музееведения" (ныне НИИ культуры).

Во MH. странах функционируют музееведческие институты, науч. центры, кафедры M. (музеологии): отдел M. НИИ культуры (СССР), Институт музейного дела (ГДР), кафедры музеологии в ун-тах в Праге, Брно (ЧССР) и др. См. также Музеи.

Лит.: Основы советского музееведения, M., 1955; Силяновска-Новикова Т., Основина музеезнанисто. София, 1972; Diskussionsbeitrage zur Museumswissenschaft, "Neue Museumskunde",B., 1964, H. 3, Beilage.

A. M. Разгон.


МУЗЕИ (греч. museion - место, посвящённое музам, храм муз, от musa - муза), научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естеств. истории, материальной и духовной культуры - первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. M. сосредоточивают в своих фондах гл. обр. предметы вещественные и изобразит., в т. ч. произведения искусства, вместе с тем в M. хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность).

Для большинства совр. M. характерно единство исследовательских и образова-тельно-воспитат. функций. Специфич. формы науч. популяризации и воспитат. деятельности M. -экспозиция, выставка.

Совр. науч. классификация M. различает их по типам и профилям. Тип M. определяется его основным обществ, назначением. В соответствии с этим признаком M. делятся на исследовательски-научно- просветительные (абсолютное большинство M.; иногда их называют публичными, массовыми); исследовательские, являющиеся своеобразными лабораториями при н.-и. ин-тах, и у ч е б-н ы е. Профиль M. определяется его отношением к определённой отрасли производства, науки, искусства. По профилям M. разделяются на исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические. Внутренняя специализация наук, искусств, производств находит отражение в профилировании M. Так, к историч. профилю относят M. общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические и др. (см. Исторические музеи)', к искусствоведческому - M. изобразит, искусства, прикладного искусства (см. Художественные музеи), театральные музеи, музыкальные музеи и др.; к техническому - политехнические, технические отраслевые (связи, транспорта и др.); к естественнонаучному - зоологические музеи, ботанические музеи, геологические и др. Особую группу составляют мемориальные музеи. Кроме M. указанных основных профилей, существуют и комплексные M. Наибольшее распространение имеет сочетание историч. и естественнонаучной специализаций, определяемое для локальных M. как краеведческий профиль (см. Краеведческие музеи).

История возникновения M. как своеобразных обществ, институтов, удовлетворяющих потребности политич., науч., культурного, экономич. характера, уходит в глубокую древность. Предшественники M. появились на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники, взятые из природы и обществ, жизни, стали сохраняться не в утилитарных хозяйств, целях или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства и эстетич. ценности. Таковы, напр., хранилища Кносского дворца на Крите (16 в. до н. э.), Дворец ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13-12 вв. до н. э.), Библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н. э.) и др. В антич. эпоху храмы, а затем и частные коллекции (с 3 в. до н. э.) сосредоточивали преим. произведения искусства (галереи Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др.). Разнообразные собрания хранились в визант. соборах и монастырях, а затем (с 13в.) в средневековых соборах Франции, Италии, Германии и др. стран (предметы, принадлежность к-рых приписывалась "священным лицам" нового христ. пантеона, церковная утварь, иконы, рукописи и т. п.). К эпохе Возрождения относится появление в Европе M., к-рым были уже присущи нек-рые науч. функции, что было связано, в частности, с Великими геогра-фич. открытиями, а также с потребностями развивающихся наук и производства. Коллекционировались образцы животного и растит, мира, минералы, геодезич. и астрономич. инструменты (< философские инструменты"), предметы, представляющие этнографич. интерес. Большую популярность приобретали дворцовые собрания - кунсткамеры, мюнц-кабинеты, натуралиен-кабинеты, в к-рых сосредоточивались естественнонауч., этнографич. и историко-художеств. редкости. Появились и первые описания M., а также музеологич. теоретич. сочинения. К этому же времени относятся собрания памятников антич. искусства во Флоренции (Л. Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в. ), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др. В 17-18 вв. формируются многочисл. частные коллекции - исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из к-рых частично в 18 в., а гл. обр. в 19 в. легли в основу гос. нац. M. (см. также ст. Коллекционирование).

В период капитализма усиливаются объективные потребности в развитии M., росте музейной сети с образовательно-воспитат. и науч. функциями. Вместе с тем M. всё активнее используются господствующими классами в целях пропаганды бурж. идеологии. Наиболее развитой сетью M. в капиталистич. странах располагают (на нач. 1970): США (ок. 2000 M.), Италия (св. 1200), Франция (ок. 1000), Великобритания (св. 900), ФРГ (св. 800).

В России M. имеют многовековую историю. В источниках 12-17 вв. содержатся многочисл. сведения о хранении историч. и художеств, ценностей в соборах и монастырях во Владимире, Киеве, Новгороде. К 15-17 вв. относится формирование собрания Оружейной палаты и хранилища памятников Патриаршей ризницы в Москве. Известны также коллекции 16-17 вв., принадлежавшие Ивану IV, Б. Годунову, Ф. С. Милославско-му, А. С. Матвееву, В. В. Голицыну. В 1719 открылся первый рус. публичный M.- Кунсткамера в Петербурге, в основе к-рой лежали коллекции Петра I. С переходом Кунсткамеры в ведение Академии наук M. превратился в крупное науч. учреждение. В течение 2-й пол. 18- 19 вв. возникли первые местные M. в Иркутске (1782), Барнауле (1827), Оренбурге (1831), Астрахани (1836); коллекции Артиллерийского историч. M. (1756) и Эрмитажа (1764) в Петербурге; собрания, непосредственно связанные с произ-вом (модель-камеры, натуральные кабинеты Вольного экономич. общества, превратившиеся в нач. 19 в. в M.); создавались историко-археологич. M. в Николаеве (1806), Одессе (1825), Петербурге (Румянцевский M., 1831) и др.

Особенно быстро музейная сеть росла с сер. 19 в. M. возникали при статистич. комитетах, земствах, учёных архивных комиссиях, науч. обществах, ун-тах. Развитие с. х-ва и промышленности вызвало появление Сельскохозяйственного музея в Петербурге (1859), Политехнического музея в Москве (1872), кустарных отделов в местных M. Рост национального самосознания, развитие искусства, науки нашли отражение в создании Третьяковской галереи (1856), Российского историч. музея (1872), Русского музея (1898) и др. Всего к октябрю 1917 функционировало св. 150 M. (без войсковых, церковно-археологических). MH. музейные ценности находились в частных собраниях, малодоступных даже для учёных и специалистов. Ведомственная разобщённость, отсутствие единого музейного законодательства, разнобой в научно-методич. области тормозили развитие музейного дела.

M. в С С С P. Сов. гос-во превратило M. во всенародное достояние. Правительств, распоряжениями, декретами, постановлениями CHK РСФСР 1917-18 были национализированы крупнейшие частные M., установлен порядок охраны M. и памятников, регистрации и принятия их на гос. учёт, запрещён вывоз произведений искусства за рубеж (декрет от 19 сент. 1918). В ноябре 1917 в Нар-компросе РСФСР была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников, в мае 1918 - Музейный отдел (в 1921 вошёл в состав Главнауки), в ведение к-рого перешли все M. На местах были созданы губернские подотделы по делам M. К науч. руководству M. были привлечены АН, Социалистич. академия материальной культуры. 3-й съезд Советов в январе 1918 принял постановление о развитии музейного дела в стране. В соответствии с ленинской концепцией культурной революции в постановлении подчёркивались значение сохранения культурного наследия, необходимость превратить культурные ценности "в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания". В программе, принятой на 8-м съезде РКП(б) в марте 1919, записано: "Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров". Создание единой гос. музейной сети сопровождалось быстрым ростом числа M., появлением M. новых профилей, прежде всего ис