БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381. переосмысление традиц. сказочных положений у M. предвосхищают сказки Л. Тика, Э. T. А. Гофмана, А. Шамиссо. M. принадлежат соч. "Видения смерти в манере Гольбейна" (1785) и сб. рассказов "Страусовые перья" (1787).

Соч.: Legenden von Rubezahl Marchen und Sagen, Lpz., [1964].

Лит.: История немецкой литературы, т. 2, M , 1963, с. 324-25.

МУЗИЛЬ (Musil) Роберт (6.11.1880, Клагенфурт,-15.4.1942, Женева), австрийский писатель. По окончании кадетской школы изучал машиностроение в Брюнне, преподавал в Высшей технич. школе в Штутгарте, изучал в Берлинском ун-те философию и психологию; в 1908 защитил дисс. о Э. Махе. Первый роман M. автобиографический - "Тревот воспитанника Тёрлеса" (1906). В нач. 20-х гг. выступил как драматург и театр, критик. В Берлине (1926-33), в Вене (1933-38) и в Швейцарии, куда M. уехал после захвата Австрии фаш. Германией, M. работал над своим гл. произв.- философско-сатирич. романом "Человек без свойств" (т. 1-3, 1930-43). Распад Австро-Венгрии показан в романе как сатирич. модель "заката Европы" - политич. и духовного кризиса бурж. мира. Сочетание художеств, образности с филос. анализом делает роман своеобразной энциклопедией различных школ и направлений зап. мысли 20 в. Однако филос. перенасыщенность романа, увлечённость автора релятивистской игрой сознания, дробление и размывание цельного образа иронич. рефлексией ограничивают круг его читателей. Популярны "Гриджия", "Тонка" и др. рассказы M., отличающиеся глубоким психологизмом и стилистич. совершенством.

С о ч.: Gesammelte Werke, Bd 1-3, Hamb., 1952 - 57; в рус. пер.-Тонка, "Иностранная литература", 1970, № 3.

Лит.: Мотылёва Т., Зарубежный роман сегодня, M., 1966; С в и т е л ь-с к а я T. А., Изображение человека в творчестве P. Музиля и его роман "Тревоги воспитанника Тёрлесса", всб.:Вопросы лит-ры и фольклора, Воронеж, 1973; R a s с h .W., Uber R. Musils Roman "Der Mann ohne Eigen-schaften", G6tt., 1967; Reniers-Serv-ranckx A., R. Musil..., Bonn, 1972; T h о m in g J. C., Robert-Musil-Bibliogra-phie, Bad Homburg, [1968]. Ю. И. Архипов.

МУЗИЦИРОВАНИЕ (от нем. musizieren - заниматься музыкой), исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала. В более широком понимании - вообще игра на муз. инструментах.

MУЗИЧЕСКУ (Musicescu) Гавриил (наст. фам. и имя - Музыченко Гавриил Вакулович) (20. 3. 1847, Измаил, ныне УССР,-8.12.1903, Яссы), композитор, хормейстер, музыкально-обществ. деятель. В 1866 окончил Ясскую консерваторию. Совершенствовался в Придворной певческой капелле и в консерватории в Петербурге (1871-72). В 1872-1903 проф. консерватории, в 1876-1903 руководитель хора митрополии в Яссах. Благодаря его деятельности хор стал крупным исполнит, коллективом. M. сыграл большую роль в развитии проф. рум. и молд. хоровой культуры. Автор культовой музыки, романсов, хоровых обработок рум. и молд. нар. песен, фп. переложений нар. мелодий; гармонизовал и перевёл на совр. нотацию старинные церк. песнопения.

Лит.: Аксьонова Л., Гавриил Музи-ческу вяца ши опера, Кишинэу, I960; В г е а-zul G., Gavriil Musicescu, Buc., 1962.

P. Э. Леитес.


МУЗКОЛ, горный хребет на Памире, в Тадж. CCP, к С. от р. Мургаб. Ориентирован почти широтно, дугообразно выгнут к С. Дл. 110 км. Вые. 6233 м (пик Советских офицеров). Сложен гл. обр. метаморфич. сланцами, известняками и песчаниками. Наивысшие части имеют резкий горноледниковый рельеф; совр. ледники. Господствует ландшафт каменистого высокогорья со скалами и осыпями на крутых склонах. У подножия холодная высокогорная пустыня с крайне скудной разрежённой криофильной растительностью.


МУЗТАГАТА, вторая по высоте вершина массива Конгур в Кашгарском хр. Зап. Куньлуня, на 3. Китая. Вые. 7555 м. Сложена гнейсами и кристаллич. сланцами, покрыта многочисл. ледниками (дл. до 21 км) и снежниками. На склонах щебнистая холодная пустыня, по ущельям кустарниковая растительность.

МУЗЫ, в др.-греч. мифологии дочери Зевса и Мнемосины, богини-покровительницы различных областей духовной деятельности людей: поэзии, искусства и наук. Считалось, что M. вдохновляют поэтов и художников; отсюда частые обращения к M. в начале произведений антич. поэзии. Культовыми центрами почитания M. служили Пиерия у горы Олимп, гора Геликон с источником Гиппокреной и Дельфы (у подножия Парнаса) с Кастальским ключом; связь с источниками указывает, что первоначально M. почитались как божества плодородия. Имена 9 M. впервые называются в "Теогонии" Гесиода (7 в. до н. э.), закрепление же за ними определённых областей искусства и науки про-изошлотолько в поздней античности (считалось, что муза Евтерпа покровительствует лирич. поэзии, Клио - истории, Талия - комедии, Мельпомена-трагедии, Терпсихора - танцам, Эрато-любовной поэзии, Полигимния - гимнам, Урания - астрономии, Каллиопа-эпосу). Образы M. получили отражение в европ. живописи (С. Боттичелли, Я. Тинторетто, Дж. Тьеполо и др.), а имена нек-рых из них употребляются как синонимы различных жанров (напр., Терпсихора - в значении "балет").

МУЗЫКА (от греч. musike, букв.- искусство муз), вид искусства, к-рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты; см. Звук музыкальный). M.- специфич. разновидность звуковой деятельности людей. С др. разновидностями (речь, инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. В наибольшей степени M. сближается с речью, точнее, с речевой интонацией, выявляющей внутр. состояние человека и его эмоциональное отношение к миру путём изменений высоты и др. характеристик звучания голоса. Это родство позволяет говорить об интонационной природе M. (см. Интонация). Вместе с тем M. существенно отличается от всех остальных разновидностей звуковой деятельности людей. Сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни, муз. звучания принципиально отличаются от них строгой высотной и временной (ритмической) организованностью. Эти звучания входят в исторически сложившиеся системы, основу к-рых составляют тоны, отобранные муз. практикой данного общества. В M. используются и звуки неопределённой высоты (шумы) или такие, высота к-рых не принимается во внимание, однако они играют побочную роль. В каждом муз. произведении тоны образуют свою систему вертикальных соединений (созвучий; см. Гарлюния) и горизонтальных последований - его форму. В содержании M. главенствующую роль играют эмоциональные состояния и процессы (а также волевые устремления). Их ведущее место в муз. содержании предопределяется звуковой (интонационной) и временной природой M., позволяющей ей, с одной стороны, опираться на многовековой опыт внешнего выявления людьми своих эмоций и передачи их др. членам общества прежде всего и гл. обр. посредством именно звуков и, с другой - адекватно выражать эмоциональное переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамич. нарастаниями и спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями.

Из различных видов эмоций M. воплощает гл. обр. настроения. Широко представлены в муз. содержании также эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности (и соответствующих процессов). Это позволяет M. раскрывать не только психологич. состояния людей, но и их характеры. В максимально конкретном (но не переводимом на язык слов), весьма тонком и "заразительном" выражении эмоций M. не знает себе равных. Именно на этом основано широко распространённое определение её как "языка души" (A. H. Серов).

В муз. содержание входят также "художеств, мысли", тесно связанные с эмоциями, "прочувствованные". При этом, однако, собственными средствами, без помощи слов и др. внемузыкальных факторов M. может выразить не все виды мыслей. Ей не свойственны предельно конкретные мысли-сообщения, содержащие информацию о к.-л. фактах, и предельно абстрактные, не вызывающие эмоциональных и наглядно-образных ассоциаций. Однако M. вполне доступны такие мысли-обобщения, к-рые выражаются в понятиях, относящихся к динамич. стороне социальных и психич. явлений, к нравственным качествам, чертам характера и эмоциональным состояниям человека.

Стремясь к более широкому охвату мира философских и социальных идей, композиторы часто выходят за пределы т.н.чистой(инструментальной непрограммной) M., обращаясь к слову как носителю конкретного понятийного содержания (вокальная и программная инструментальная M., см. Программная музыка), а также к сценич. действию. Благодаря синтезу со словом, действием и др. формируются новые типы муз. образов, к-рые устойчиво связываются в обществ, сознании с понятиями и идеями, выраженными др. компонентами синтеза, а затем переходят в "чистую" M. как носители тех же понятий и идей. Для выражения мыслей композиторы используют и звуковые символы (возникшие в обществ, практике, бытующие в определённой социальной среде напевы или наигрыши, ставшие "муз. эмблемами" к.-л. понятий) или же создают собственные, новые "муз. знаки" (напр., лейтмотивы). В итоге в содержание M. входит громадный и непрерывно обогащаемый круг идей.

Сравнительно ограниченное место в содержании M. занимают наглядные образы конкретных явлений действительности, воплощаемые в муз. изображениях, т. е. в звучаниях, к-рые воспроизводят чувственные признаки этих явлений. Малая роль изобразительности в M. объективно обусловлена гораздо меньшей способностью слуха по сравнению со зрением информировать человека о конкретных материальных признаках предметов. Всё же в M. нередко встречаются и зарисовки природы, и "портреты" различных людей, и картины или "сцены" из жизни различных слоев общества той или иной страны и эпохи. В них представлено как более или менее прямое (хотя и неизбежно подчинённое муз. логике) изображение (воспроизведение) звучаний природы (шум ветра и воды, пение птиц и т. п.), человека (интонации речи и т. п.) и общества (различные звучания, являющиеся частью практич. жизни), так и воссоздание конкретно-чувственных признаков предметов с помощью ассоциаций (пение птиц - картина леса), аналогий (широкий ход в мелодии - представление о просторе) и синэстезий - связей между ощущениями слуховыми и зрительными, осязательными, ощущениями веса и т. п.

M. доступно содержание разных родов: эпическое, драматическое, лирическое. При этом, однако, в силу её неизобразит. природы наиболее близка ей лирика. В содержании M. в целом господствуют положит, образы. Однако уже давно, и особенно широко с эпохи романтизма, в M.вошли также отрицат. образы (а с ними ирония, карикатура, гротеск). Всё же и после этого осн. место в муз. содержании продолжает занимать утверждение, "воспевание", а не отрицание, обличение. Подобная органическая склонность M. к раскрытию и подчёркиванию лучшего в человеке усиливает её значение как выразителя гуманистич. начала и носителя нравственно-воспитат. функции.

Материальным воплощением содержания M., способом его существования служит музыкальная форма-та система муз. звучаний, в к-рой реализуются эмоции, мысли и образные представления композитора. Даже взятые в отдельности, муз. звучания обладают уже первичными выразит, возможностями. Каждое из них способно вызвать физиологич. ощущение удовольствия или неудовольствия,возбуждения или успокоения, напряжения или разрядки, а также синэстезич. ощущения (тяжести или лёгкости, тепла или холода, темноты или света и т. д.) и простейшие пространственные ассоциации. Эти возможности используются в любом муз. произведении, однако обычно лишь как побочные по отношению к тем ресурсам психологич. и эстетич. воздействия, к-рые заключены в более глубоких слоях муз. формы, где звучания выступают уже как элементы целостных организованных структур.

M. каждой нации в каждую эпоху характеризуется определённым "набором" устойчивых типов звукосочетаний (интонаций) вместе с правилами (нормами) их употребления. Такой "набор" можно назвать муз. "языком" этой нации и эпохи. Используя конкретные элементы и общие правила существующих муз. "языков", видоизменяя их, создавая новые, композитор тем самым формирует свой индивидуальный, в чём-то неповторимый муз. "язык", необходимый ему для воплощения собственного оригинального содержания.

Муз. "языки" различных эпох, наций, композиторов необычайно разнообразны, но всем им присущи и нек-рые общие принципы организации тонов - высотной и временной. В большинстве "языков" высотные отношения тонов организованы на основе лада, а временные - на основе метра. Связное и содержательное развёртывание (в одноголосии) высотных и временных отношений муз. звуков на основе лада и метра образует мелодию, к-рая является важнейшим из выразит, средств M., её "душой".

В каждом муз. произведении из отдельных элементов его формы в процессе их объединения и соподчинения складывается общая структура, состоящая из нескольких частных структур. К последним относятся структуры: мелодическая, ритмическая (см. Ритм), ладо-гармоническая, фактурная, тембровая, динамическая, темповая (см. Фактура, Тембр, Динамика, Темп) и др. Особое значение имеет тематич. структура, элементами к-рой служат муз. темы (вместе с различными видами и стадиями их изменения и развития). В большинстве муз. стилей именно темы являются материальными носителями муз. образов.

Все частные структуры связываются воедино и координируются синтаксич. структурой (объединяющей мотивы, фразы, предложения, периоды) и композиционной (объединяющей партии, разделы, части и т. д.). Последние две структуры образуют муз. форму в узком смысле слова (иначе - композицию муз. произведения). В силу относит, самостоятельности формы в M. сложились устойчивые, долговечные виды композиционных структур - типовые муз. формы (в узком смысле слова), способные воплощать обширный круг образов. Таковы существующие в европ. M. уже в течение нескольких столетий двухчастная и трёх-частная формы, вариации, рондо, сонатное аллегро (см. Сонатная форма), фуга и др.; есть свои типовые формы и в муз. культурах Востока. Каждая из них обобщённо отражает характерные, наиболее распространённые виды движения в природе, обществе и человеческом сознании (становление явлений, их повторение, развитие, столкновение и т. п.).

Муз. деятельность человека имеет три осн. разновидности: творчество, исполни-тельство (см. Исполнение музыкальное) и восприятие. Им соответствуют три этапа существования муз. произведения: создание, воспроизведение, слушание. На всех этапах муз. деятельность носит творч. характер, хотя и в разной степени: автор создаёт M., исполнитель активно воссоздаёт и пересоздаёт её, слушатель же более или менее активно воспринимает.

Вместе с др. видами муз. деятельности - распространением и пропагандой M., науч. исследованием M. и муз. критикой (см. Музыковедение), подготовкой кадров - творчество, исполнительство и восприятие образуют муз. культуру общества. В свою очередь, каждый из этих её "блоков" обладает своей структурой. Так, в развитой муз. культуре творчество представлено MH. разновидностями, к-рые могут быть дифференцированы по различным признакам. 1) По типу содержания: M. лирическая, эпическая, драматическая, а также героическая, трагическая, юмористическая и т. д.; в ином аспекте - серьёзная музыка и лёгкая музыка. 2) По исполнит, назначению: M. вокальная и инструментальная; в ином аспекте - M. сольная, ансамблевая, оркестровая, хоровая, смешанная (с возможным дальнейшим уточнением составов: напр., для симфонич. оркестра, для камерного оркестра, для джаза и т. д.). 3) По синтезу с др. видами искусства и со словом: театральная музыка, танцевальная музыка, программная инструментальная, мелодрама (чтение под музыку), вокальная со словами. M. вне синтеза - вокализы (пение без слов) и "чистая" инструментальная (без программы). 4) По жизненным функциям: M. прикладная и неприкладная. 5) По условиям звучания: M. для слушания в спец. обстановке, где слушатели отделены от исполнителей, и M. для массового исполнения и слушания в обычной жизненной обстановке. В свою очередь, первая разделяется на зрелищную и концертную, вторая - на массово-бытовую и обрядовую. Каждая из образовавшихся четырёх разновидностей (жанровых групп) может быть дифференцирована и далее: зрелищная - на M. для муз. театра, драматич. театра и кино, концертная - на симфоническую музыку, камерную музыку и эстрадную, массово-бытовая - на M. для пения и для движения, обрядовая - на M. культовых (см. Церковная музыка) и светских обрядов. Наконец, внутри обеих областей массово-бытовой M. по тому же признаку в соединении с жизненной функцией выделяются жанры песенные (гимн, колыбельная, серенада, баркарола и т. д.), танцевальные (гопак, вальс, полонез и т. д.) и маршевые (строевой, похоронный марш и т. д.). 6) По типу композиции и муз. "языка" (вместе с исполнит, средствами): различные одночастные или циклич. жанры внутри разновидностей (жанровых групп), выделенных по условиям звучания. Напр., среди зрелищной M.- опера, балет, оперетта и т. д., среди концертной - симфония, сюита, увертюра, поэма, инструментальный концерт, оратория, кантата, сольная соната, трио, квартет (см. Ансамбль), романс и т. д., среди обрядовой - песнопение, действо, хорал, месса, реквием и т. д. В свою очередь, внутри указанных жанров могут быть выделены по тем же признакам, но на др. уровне более дробные жанровые единицы: напр., ария, ансамбль, хор в опере, оперетте, оратории и кантате; адажио и сольная вариация в балете; анданте и скерцо в симфонии, сонате, камерно-инструментальном ансамбле и т. д. Каждая эпоха и нац. муз. культура характеризуются своим "жанровым фондом". 7) По стилям (историческим, региональным, национальным, групповым, индивидуальным).

Относительно происхождения M. в 19 и нач. 20 вв. были выдвинуты гипотезы, согласно к-рым истоками M. явились интонации эмоционально-возбуждённой речи (Г. Спенсер), пение птиц и любовные зовы животных (Ч. Дарвин), ритмы работы первобытных людей (К. Бюхер), их звуковые сигналы (К. Штумпф), магические заклинания (Ж. Комбарьё). Совр. материалистич. наука на основании археологич. и этнографич. данных считает, что в первобытном обществе происходил длительный процесс постепенного "вызревания" M. внутри практич. деятельности людей и ещё не выделившегося из неё первобытного синкретич. комплекса - праискусства, таившего в себе зародыши M., танца, поэзии и др. видов иск-ва и служившего целям коммуникации, организации совместных трудовых и ритуальных процессов и эмоцион. воздействия на их участников с целью воспитания духовных качеств, необходимых коллективу. Первоначально хаотичные, неорганизованные, охватывавшие широкий диапазон после-дования большого количества звуков неопределённой высоты (подражание пению птиц, вою зверей и т. п.), сменились напевами и наигрышами, состоявшими всего лишь из нескольких тонов, дифференцированных по логич. значению на опорные (устойчивые) и побочные (неустойчивые). Многократное повторение мелодия, и ритмич. формул, закрепившихся в обществ, практике, привело к постепенному осознанию и усвоению возможностей логич, организации звуков. Сформировались простейшие музыкально-звуковые системы (в их закреплении большую роль сыграли муз. инструменты), элементарные виды метра и лада. Это способствовало первичному осознанию выразит, возможностей тонов и их сочетаний.

В период разложения первобытнообщинного (родового) строя, когда художеств, деятельность понемногу отделяется от практической, а синкретич. комплекс праискусства постепенно распадается, рождается и M. как самостоят, вид иск-ва. В мифах различных народов зафиксировано представление о M. как о могучей силе, способной влиять на природу, исцелять человека от болезней и т. д. С возникновением классов муз. культура, принадлежавшая ранее всему обществу, распадается по содержанию и социальному носителю на культуру господств, классов и культуру угнетённых (народа), а по виду деятельности - на профессиональную и непрофессиональную (самодеятельную). С этого времени началось самостоят, существование муз. фольклора как нар. непрофессионального иск-ва (см. Народное творчество). Муз. творчество нар. масс стало фундаментом муз. культуры общества в целом, богатейшим источником образов и выразит, средств для проф. творчества.


История музыки. Муз. культура рабо-владельч. и раннефеод. гос-в древнего мира (Египет, Шумер, Ассирия, Вавилон, Сирия, Палестина, Индия, Китай, Греция, Рим, гос-ва Закавказья и Cp. Азии) характеризуется уже деятельностью проф. музыкантов (обычно соединявших в себе композиторов и исполнителей), к-рые функционировали в храмах, при дворах правителей и знати, участвовали в массовых обрядовых действах, обществ, празднествах и т. д. M. сохраняла гл. обр. практич. материальные и духовные функции. Однако уже намечается обособление эстетич. функции, появляются первые образцы M., предназначенной только для слушания (напр., песнопения и инструм. пьесы, исполнявшиеся в Греции на состязаниях музыкантов). Развиваются различные песенные и танц. жанры, во многих из к-рых поэзия, пение и пляска сохраняют первоначальное единство. M. играет большую роль в театр, представлениях, в частности в греч. трагедии. Совершенствуются, приобретают устойчивую форму и строй разнообразные муз. инструменты (в т. ч. арфа, лира, старинные духовые и ударные). Появляются первые системы письменной фиксации M. (клинописные, иероглифические или буквенные; см. Нотное письмо), хотя господств, формой её сохранения и распространения остаётся устная. Возникают первые музыкально-эстетич. и теоретич. учения и системы. M. рассматривается на практике и в теории как вид деятельности, близкой к науке, ремеслу и религ. культу, как "модель" мира, способствующая познанию его законов, и как сильнейшее средство воздействия на природу (магия) и на человека. В связи с этим устанавливается строгая общественная (в нек-рых странах даже государственная) регламентация применения M. разных видов (вплоть до отдельных ладов).

В эпоху средневековья в Европе складывается муз. культура нового типа - феодальная, объединяющая проф. иск-во, любительское музицирование и фольклор. В соответствии с господством церкви во всех областях духовной жизни основу проф. муз. иск-ва составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях. Светское проф. иск-во представлено поначалу лишь певцами, создающими и исполняющими эпич. сказания при дворе, в домах знати, среди воинов и т. д. (барды, скальды и др.). Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства·, во Франции - иск-во трубадуров и труверов, в Германии - миннезингеров, а также гор. ремесленников. Культивируются всевозможные роды, жанры и формы песен. Входят в быт новые муз. инструменты, в т. ч. пришедшие с Востока (виола, лютня и т. д.), возникают ансамбли (нестабильных составов). В крестьянской среде расцветает фольклор. Действуют также "нар. профессионалы": сказители, странствующие синтетич. артисты (жонглёры, мимы, менестрели, шпильманы, скоморохи). M. вновь почти целиком ограничивает себя прикладными и духовно-практич. функциями. Творчество выступает в единстве с исполнительством (как правило, в одном лице) и с восприятием. И в содержании M., и в её форме господствует коллективность; индивидуальное начало подчиняется общему, не выделяясь из него (музыкант-мастер - лучший представитель общины). Во всём царят строгая традиционность и каноничность. Закреплению, сохранению и распространению традиций и эталонов (но в то же время и их постепенному обновлению) способствовал переход от невм, лишь приблизительно обозначавших характер мелодич. движения, к линейной нотации (Гвидо д'Ареццо, 11 в.), позволившей точно фиксировать высоту тонов.

Постепенно, хотя и медленно, обогащаются содержание M., её жанры, формы, средства выразительности. В Зап. Европе с 6-7 вв. складывается строго регламентированная система одноголосной (монодической; см. Одноголосие, Монодия) церковной M. на основе диатонич. ладов (григорианский хорал), объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны). На рубеже 1-го и 2-го тыс. зарождается многоголосие. Формируются новые вокальные (хоровые) и вокально-инструментальные (хор и орган) жанры: органум, мотет, кондукт, затем месса. Во Франции в 12 в. образуется первая композиторская (творческая) школа при соборе Парижской богоматери (Леонин, Перотин). На рубеже Возрождения (стиль аре нова во Франции и Италии, 14 в.) в проф. M. одноголосие вытесняется многоголосием. Усиливается значение светских жанров, в т. ч. песенных (Гильом де Машо).

В Вост. Европе и Закавказье развиваются свои муз. культуры с самостоят, системами ладов, жанров и форм. В Византии, Болгарии, Киевской Руси, позднее в Новгороде расцветает культовое знаменное пение (см. Знаменный распев), также основанное на диатонич. ладах (система гласов), но ограничивающееся чисто вокальными жанрами (тропари, стихиры, гимны и др.) и использующее особую систему нотации (крюки).

В это же время на Востоке (Арабский халифат, страны Cp. Азии, Иран, Индия, Китай, Япония) формируется феод. муз. культура особого типа. Её признаки: распространение светского профессионализма, приобретающего виртуозный характер; ограничение устной традицией и монодич. формами, достигающими, однако, высокой изощрённости в отношении мелодики и ритмики; создание устойчивых нац. и межнац. систем муз. мышления, объединя