БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ющих определённые виды ладов, жанров, интонац. и композиц. структур (мугамы, макамы, раги и др.).

В эпоху Возрождения (14-16 вв.) в Зап. и Центр. Европе феод. муз. культура начинает превращаться в буржуазную. На основе идеологии гуманизма расцветает светское иск-во. M. в значит, степени освобождается от обязательного практич. назначения. На первый план выдвигаются её эстетич. и познават. функции, способность отражать внутр. мир человека и окружающую действительность. В M. выделяется индивидуальное начало. Она обретает большую свободу от власти традиционных канонич. установлений. Восприятие постепенно отделяется от творчества и исполнитель-ства,формируется публика как самостоят, компонент муз. культуры. Расцветает инструментальное любительство (лютня). Развивается бытовое вокальное музицирование. Для него создаются простые многоголосные песни - вилланеллы и фротоллы (Италия), шансоны (Франция), а также более сложные для исполнения и нередко изысканные по стилю (с чертами хроматики) четырёх- или пятиголосные мадригалы (Лука Маренцио, Карло Дже-зуальдо ди Веноза). В Германии активно действуют полупрофессиональные муз. объединения горожан-ремесленников - цехи мейстерзингеров, где создаются многочисл. песни (Ганс Сакс). Возникают гимны массовых социальных, нац. и религ. движений: гуситский гимн (Чехия), лютеранский хорал (Реформация и Крестьянская война 16 в. в Германии), гугенотский псалом (Франция).

В проф. M. достигает вершины хоровое мнэгоголосие а капелла (полифония "строгого стиля"), диатонич. склада, в жанрах мессы, мотета или светской многоголосной песни, с использованием сложных имитац. форм (канон). Осн. композиторские школы: франко-фламандская, или нидерландская школа (Гийом Дюфаи, Иоханнес Окегем, Якоб Обрект, Жоскен Депре, Орландо Лассо), римская (Палестрина ), венецианская( Анд-реа и Джованни Габриели). Выдвигаются мастера хорового творчества в Польше, Чехии. Обретает самостоятельность инструментальная M., в к-рой также развивается имитац. многоголосие. Оживляется науч. мысль о M., создаются музыкально-теоретич. трактаты (Глареан в Швейцарии, Дж.Царлино и В.Галилеи в Италии).

В ту же эпоху в России после освобождения от монголо-татарского ига расцветает нар. M., в проф. M. достигает подъёма знаменное пение, развёртывается творч. деятельность композиторов-"рас-певщиков" (Фёдор Христианин), зарождается оригинальное многоголосие ("строчное"), функционируют крупные муз. коллективы (хор "государевых певчих дьяков", 16 в.).

Процесс перехода в Европе от муз. культуры феод, типа к буржуазной продолжается в 17 и 1-й пол. 18 вв. Окончательно определяется господство светской M. (хотя в Германии и нек-рых др. странах большое значение сохраняет церковная M.). Её содержание охватывает широкий круг тем и образов, в т. ч. философских, исторических, современных гражданских. Интенсивно развёртывается публичная муз. жизнь. Её очаги - постоянные муз. учреждения открытого характера: оперные театры, филармония, (концертные) об-ва. Приобретают совр. форму струнные смычковые инструменты (скрипка, виолончель и др.), создаётся первое фортепиано (1709, Б. Кристофори, Италия). Развивается нотопечатание. Расширяется муз. образование (консерватории в Италии). Из муз. науки выделяется муз. критика (И. Маттезон, Германия, нач. 18 в.).

В развитии композиторского творчества этот период ознаменован скрещивающимися воздействиями таких художеств, стилей, как барокко (итал. и нем. инструментальная и хоровая M.), классицизм (итал. и франц. опера), рококо (франц. инструментальная M.), и постепенным переходом от сложившихся ранее жанров, стилей и форм к новым, сохранившим господств, положение в европ. M. вплоть до наших дней. Среди вокально-инструментальных жанров рядом с продолжающими развиваться "страстями" (Германия - Г. Шюц, И. С. Бах) и мессой возникают и быстро выдвигаются на ведущее место опера (Италия - К. Монтеверди, А. Скарлатти; Франция - Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо; Англия - Г. Пёрселл), оратория (Италия - Дж. Кариссими; Германия и Англия - Г. Ф. Гендель) и кантата (Бах). Зарождаются новые инструментальные жанры: оркестровый и сольный концерт (А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тар-тини, Бах, Гендель), камерный ансамбль и сольная соната старинного типа (Дж. Витали, А. Корелли, Д. Скарлатти). Развивается M. для органа (Дж. Фрескобальди, Д. Букстехуде, Бах, Гендель), клавесина (Англия - У. Бёрд, Дж. Булл, Г. Пёрселл; Франция - Ф. Куперен, Рамо). Новый облик обретает сюита, к-рая объединяет бытовые танцы эпохи. В конце периода начинается формирование совр. симфонии и сонаты, а также балета как самостоят, жанра. Параллельно с достигающей расцвета имитационной полифонией "свободного стиля" (вершина и итог её развития, как и всей M. барокко,- творчество Баха) утверждается на базе тех же ладов (мажор и минор) вызревавший ещё ранее, внутри полифонии и в бытовой танц. M., гомофонно-гармонич. склад (см. Гомофония), кристаллизуются гармонич. функции (см. Функции ладовые) и основанная на них мелодика нового типа. Одновременно с полифонич. формами (пассакалъя, чакона, фуга) складываются нек-рые гомофонные: рондо, старая сонатная форма.

В странах, где в это время происходит (или завершается) процесс образования единых наций (Италия, Франция, Англия, отчасти Германия), формируются нац. муз. культуры бурж. типа. Среди них главенств. роль сохраняет итальянская.

В России достигает подъёма многоголосие в культовой M. (партесное пение кон. 17 в.- хоровые концерты). Одновременно в период реформ Петра I начинается развитие светской проф. (панегирические канты) и городской бытовой M. (лирич. канты, псалмы).

Развитие европ. M. с сер. 18 до нач. 19 вв. протекает под воздействием идей Просвещения, а затем и Великой франц. революции, не только породившей новую массово-бытовую M. (марши, героич. песни, в т. ч. "Марсельеза", M. массовых празднеств и революц. обрядов), но и нашедшей отклик в др. муз. жанрах. Главенств. место занимает бурж. (просветительский) классицизм, утверждающий идеи разума, равенства людей, служения обществу, высокие этич. идеалы. Во франц. M. высшим выражением этих устремлений явилось оперное творчество К. В. Глюка, в австро-немецкой-симф., оперное и камерное творчество представителей венской классич. школы И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена; последний наиболее полно и глубоко воплотил героику борьбы за свободу и братство народов.

Происходят значит, сдвиги во всех областях проф. музыки. Глюк и Моцарт каждый по-своему реформируют оперный жанр, стремясь преодолеть закостенелую условность аристократич. -"серьёзной" оперы. Бурно развиваются нац. разновидности демократич. жанра KO-мич. оперы (Италия - Дж. Перголези, Франция - Ж. Ж. Руссо, П. Монсиньи, А. Гретри, Австрия - Гайдн, Моцарт, Россия - В. А. Пашкевич, E. И. Фомин). Обособляется в качестве самостоятельного жанра балет (Глюк, Бетховен). В творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена закрепляется и получает классич. воплощение жанр симфонии в его совр. понимании (4-частный цикл), складывается классический тип большой сонаты и ка-мерно-инструм.ансамбля, вырабатывается форма сонатного аллегро и формируется новый, диалектич. метод муз. мышления - симфонизм, достигший вершины в творчестве Бетховена.

В M. славянских народов (Россия, Польша, Чехия) продолжается развитие вокальных жанров (хоровой концерт в России - M. С. Березовский, Д. С. Бортнянский; бытовой романс), появляются первые отечеств, оперы, подготавливается почва для создания нац. муз. классики.

Во всей европ. профессиональной M. полифонич. стили полностью вытесняются гомофонно-гармоническим; окончательно складывается функциональная система гармонии.

В 19 в. в большинстве стран Европы и в Сев. Америке завершается образование муз. культуры "классич."бурж. типа. Этот процесс протекает под воздействием активной демократизации всей обществ, и муз. жизни и преодоления сословных перегородок. Из аристократич. салонов, придворных театров и капелл, небольших концертных залов, предназначенных для замкнутого круга привилегированной публики, M. выходит в обширные помещения (а то и на площади), открытие для доступа демократич. слушателей. Возникает много новых муз. театров, концертных учреждений, просветит.организаций, нотных издательств, муз. учебных заведений, включая консерватории. Появляются муз. журналы и газеты. Процесс исполнительства окончательно отделяется от творчества как самостоят, вид муз. деятельности, представленный громадным количеством коллективов и солистов. Размежевание проф. творчества с исполнительством и обращение к массовой аудитории способствуют их бурному развитию. Вместе с тем растёт коммерциализация муз. жизни, против чего борются прогрессивные музыканты. M. всё активнее участвует в общественно-политич. жизни. Развивается общедемократическая, а затем и рабочая революц. песня. Её лучшие образцы ("Интернационал", "Красное знамя", "Варшавянка") приобретают междунар. значение.

Расцветают молодые нац. композиторские школы (нового типа): русская (основоположник M. И. Глинка), польская (Ф.Шопен, С. Монюшко), чешская (Б. Сметана, А. Дворжак), венгерская (Ф.Эркель.Ф. Лист),норвежская(Э.Григ), испанская (И. Альбенис, Э. Гранадос).

В творчестве композиторов ряДа европ. стран в 1-й пол. 19 в. утверждается романтизм (нем. и австр. M.- Э. T. А. Гофман, К. M. Вебер, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, P. Шуман, франц. - Г. Берлиоз, венг. - Лист, польск.- Шопен). Его характерные черты в M.: индивидуализация и драматизация лирики, более конкретное воплощение национального на основе песен разных народов, усиление роли вокального, песенного начала, а также красочности (в гармонии и оркестровке), более свободная трактовка традиц. жанров и форм и создание новых (симфонич. поэма), стремление к синтезу M. с др. иск-вами. Развиваются программная M. (на основе сюжетов и тем из нар. эпоса, литературы, живописи и т. д.), инструментальная миниатюра (прелюдия, музыкальный момент, экспромт и т. п.) и цикл миниатюр программного характера, романс и камерно-вокальный цикл, "большая опера" декоративного типа на легендарные и историч. темы (Франция - Дж. Мейербер). В Италии достигает вершины опера - комическая (Дж. Россини), лирическая (В. Беллини, Г. Доницетти), героическая (ранний Дж. Верди). В России формируется собственная нац. муз. классика, приобретающая мировое значение, складываются оригинальные типы народно-исторнч. и эпич. оперы, а также симф. M. на нар. темы (Глинка), расцветает романс, в к-ром постепенно вызревают черты психологич. и бытового реализма (А. С. Даргомыжский).

В сер. и 2-й пол. 19 в. некоторые европ. композиторы продолжают роман-тич. направление в опере (P. Вагнер), симфонии (А. Брукнер, Дворжак), программной инструментальной M. (Лист, Григ), романсе (X. Вольф) или же стремятся объединить стилевые принципы романтизма и классицизма (И. Брамс). Сохраняя связь с романтич. традицией, оригинальными путями идут итал. опера (её вершина - творчество Верди), франц. опера (Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне) и балет (Л. Делиб), польск. и чеш. опера (Монюшко, Сметана). В творчестве ряда зап.-европ. композиторов (Верди, Визе, Вольф и др.) усиливаются тенденции реализма. Особенно отчётливо и широко они проявляются в русской M. этого периода, идейно связанной с демократич. обществ, движением и передовой литературой (поздний Даргомыжский; композиторы "Могучей кучки" - M. А. Балакирев, А. П. Бородин, M. П. Мусоргский, H. А. Римский-Корсаков и Ц. А. Кюи; П. И. Чайковский). На основе русской нар. песни, а также нар. M. Востока русские композиторы (Мусоргский, Бородин, отчасти Римский-Корсаков) вырабатывают новые мелодич., ритмич. и гармонич. средства, значительно обогащающие европ. ладовую систему.

В кон. 19-нач. 20 вв. в европ. M. вновь наступает переходный период, соответствующий началу империализма. Этот период отмечен кризисом ряда идейных и стилевых течений предшеств. эпохи и тенденциями как к обновлению классич. традиций, так и к разрыву с ними, чреватому утратой большой общественной тематики, ростом индивидуализма и эстетства (модернизм). В Германии и Австрии завершается линия романтического симфонизма (Г. Малер, P. Штраус) и зарождается муз. экспрессионизм (А. Шёнберг). Развиваются и др. новые течения: во Франции - импрессионизм (К. Дебюсси, M. Равель), в Италии - веризм (оперы П. Масканьи, P. Леонкавалло, отчасти Дж. Пуччини). В России продолжаются и частично развиваются традиции "кучкистов" и Чайковского (С. И. Танеев, А. К. Глазунов, А. К. Лядов, С. В. Рахманинов), одновременно возникают и новые явления: символизм (A. H. Скрябин), модернизация нар. сказочности и "варварской" старины (ранние И. Ф. Стравинский и С. С. Прокофьев). Закладываются основы нац. муз. классики на Украине (H. В. Лысенко, H. Д. Ле-онтович), в Грузии (3. П. Палиашвили), Армении (Комитас, А. А. Спендиаров), Азербайджане (У. Гаджибеков), Эстонии (А. Капп), Латвии (Я. Витол), Литве (M. Чюрленис), Финляндии (Я. Сибе-лиус).

Классич. европ. система муз. мышления, основанная на мажороминорной функциональной гармонии, претерпевает в творчестве ряда композиторов глубокие изменения. Нек-рые авторы, сохраняя принцип тональной M., расширяют её базу использованием натуральных (диа-тонич.) и искусственных ладов (Дебюсси, Стравинский), насыщают её обильными альтерациями (Скрябин). Другие вообще отказываются от этого принципа, переходя к атональной мчзыке (Шёнберг, американец Ч. Айве). Ослаблением гар-монич. связей стимулируется возрождение теоретич. и творч. интереса к полифонии (Россия - Танеев, Германия - M. Регер).

С сер. 19 в. в Зап. Европе формируется новый музыкально-театр. жанр - оперетта (Франция - Ф. Эрве, Ж. Оф-фенбах, Ш. Лекок, P. Планкет, Австрия - Ф. Зуппе, К. Миллёкер, И. Штраус-сын, венг. композиторы, представители "неовенской" школы,- Ф. Ле-гар и И. Кальман), в проф. творчестве выделяется самостоят, линия "лёгкой" (бытовой, танц.) M., рождается развлекательная эстрадная M. как самостоят, отрасль муз. жизни.

В кон. 1910-х гг. бурж. муз. культура вступила в новый период своей истории. На её развитие сильнейшим образом влияют такие социальные факторы, как вовлечение многомиллионных масс в поли-тич. и обществ, жизнь, мощный рост массовых освободит, движении, возникновение социалистич. строя. Значит, воздействие на судьбы M. оказал также научно-технич. прогресс, к-рый привёл к появлению новых средств коммуникации: кино, радио, телевидения, грамзаписи. В результате M. получила глобальное распространение. Муз. жизнь в развитых капиталистич. странах приобрела внешне бурный, нередко лихорадочный характер. Её приметами стали быстрая смена мод, калейдоскоп искусственно вызываемых сенсаций, рекламная шумиха.

Муз. культура в этих странах ещё явственнее раскололась на две культуры: буржуазную (элитарную и псевдомассовую) и демократическую (включающую социалистич. элементы). Создана целая "индустрия" лёгкой M., приносящая её хозяевам огромные прибыли; M. используется в новой для неё рекламной функции. Демократич. муз. культура представлена деятельностью многих прогрессивных музыкантов, борющихся за содержат, иск-во, утверждающее идеи гуманизма и народности. Образцами такой культуры служат, помимо произведений музыкально-театр. и концертных жанров, многочисл. песни революц. движения и антифашистской борьбы 20-40-х гг. (Германия - X. Эйслер), совр. политич. "песни протеста".

Композиторское творчество в капиталистич. странах 20 в. отличается небывалым разнообразием и пестротой стилевых течений. Среди них - экспрессионизм ("нововенская школа" - Шёнберг и его ученики А. Берг и А. Веберн, итальянец Л. Даллапиккола; выработала строго регламентированную систему атональной M. - додекафонию), неоклассицизм (Стравинский 20-50-х гг.; Германия - П. Хиндемит; Италия - О. Респиги, Ф. Малипьеро, А. Казелла). Влияние названных течений испытали и др. крупные композиторы, в целом, однако, сумевшие преодолеть их ограниченность благодаря связи с демократич. и реалистич. тенденциями эпохи и с нар. творчеством (Венгрия - Б, Барток, 3. Koдай; Франция - А. Онеггер, Ф. Пул"нк, Д. Мийо; Германия - К. Орф; Польша - К. Шимановский; Чехословакия - Л. Яначек, Б. Мартину; Румыния - Дж. Энеску; Англия - Б. Бриттен).

В 50-х гг. возникают течения, получившие название авангардизма (ФРГ - К. Штокхаузен; Франция - П. Булез, Я. Ксенакис; США- Дж. Кейдж; Италия - Л. Ноно, Л. Берио), полностью порывающие с классич. традициями и культивирующие конкретную музыку (монтаж шумов), электронную музыку (монтаж немузыкальных звучаний, полученных искусств, путём), сонористику (монтаж разрозненных муз. звучаний необычных тембров), алеаторику (сочетание отд. звуков или разделов муз. формы по принципу случайности). Авангардизм, как правило, выражает настроения мелко-бурж. индивидуализма, анархизма или аполитичности.

Характерная черта мировой M. 20 в.- пробуждение к новой жизни и интенсивный рост муз. культур развивающихся стран Азии, Африки, Лат. Америки, их взаимодействие и сближение с культурами европ. типа. Эти процессы сопровождаются, с одной стороны, острой борьбой прогрессивных музыкантов против нивелирующих влияний зап.-европ. и североамер. элитарной и псевдомассовой M., заражённой космополитизмом, а с другой - против реакционных тенденций консервации нац. культур в незыблемом виде. Примером решения проблемы национального и интернационального в M. служат для этих культур страны социализма.

После победы Великой Окт. социалистич. революции в России (а после 2-й мировой войны 1939-45 и в ряде др. стран, вступивших на путь социализма) сформировалась муз. культура принципиально нового типа - социалистическая. Её отличает последовательно демократич., всенар. характер. В странах социализма создана разветвлённая сеть общедоступных муз. учреждений, оперных и концертных коллективов. Во взаимодействии с проф. иск-вом развивается массовое муз. творчество и исполнительство в формах самодеятельности и фольклора. Все нации и народности, в т. ч. и не имевшие ранее письменной муз. культуры, получили возможность полностью раскрыть и развить самобытные черты своей нар. M. и в то же время приобщиться к высотам мирового проф. иск-ва, овладеть такими жанрами, как опера, балет, симфония, оратория. Нац. муз. культуры активно взаимодействуют между собой, обмениваясь кадрами, творческими идеями и достижениями, что приводит к их тесному сплочению.

Передовая роль в мировом муз. иск-ве 20 в. принадлежит сов. M. Она выдвинула множество выдающихся композиторов (в их числе рус. - H. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, С. С. Прокофьев, В. Я. Шебалин, Д. Б. Кабалевский, Д. Д. Шостакович, T. H. Хренников, Г. В. Свиридов, P. К. Щедрин, тат.- H. Жиганов, даг.- Г. Гасанов, Ш. Ча-лаев, укр.- Л. H. Ревуцкий, Б. H. Ля-тошинский, белорус.- E. К. Тикоцкий, А. В. Богатырёв, груз.- Ш. M. Мшве-лидзе, A. M. Баланчивадзе, А. Д. Мача-вариани, О. В. Тактакишвили, арм.- А. И. Хачатурян, А. Г. Арутюнян, А. А. Бабаджанян, Э. M. Мирзоян, азерб.- К. Караев, Ф. Амиров, казах.- E. Г. Брусиловский, M. Тулебаев, узб.- M. Бурханов, туркм.- В. Мухатов, эст.- Э. Капп, Г. Эрнесакс, Э. Тамберг, латв.- Я. Иванов, M. Заринь, литов.- Б. Дварионас, Э. Бальсис), а также исполнителей (E. А. Мравинский, E. Ф. Светланов, Г. H. Рождественский, А. В. Свешников, А. А. Юрлов, К. H. Игумнов, В. В. Софроницкий, С. T. Рихтер, Э. Г. Гилельс, Д. Ф. Ойст-рах, Л. Б. Коган, M. Л. Ростропо-вич, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, H. А. Обухова, А. С. Пирогов, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, 3. А. Долуха-нова), музыковедов (Б. В. Асафьев, А. В. Оссовский, И. И. Соллертинский) и др. муз. деятелей.

Идейно-эстетич. основу сов. M. составляют принципы партийности и народности иск-ва, метод социалистич. реализма. В сов. M. обрели новую жизнь многие традиц. муз. жанры. Опера, балет, симфония, сохранив классич. большую, монументальную форму (во многом утерянную на Западе), внутренне перестроились под воздействием тем революции и современности. На почве историко-революц. и народно-патриотич. тематики расцвела хоровая и вокально-симф. M. (оратория, кантата, поэма). Сов. поэзия (наряду с классической и фольклорной) стимулировала обогащение романса. Новым жанром проф. композиторского творчества явилась песня - массовая и бытовая (А. В. Александров, А. Г. Новиков, А. А. Давиденко, Дм. Я. и Дан. Я. Покрассы, И. О. Дунаевский, В. Г. Захаров, M. И. Блантер, В. П. Соловьёв-Седой, В. И. Мурадели, Б. А. Мокроусов, А.И. Островский, A. H. Пахмутова, А. П. Петров). Она сыграла огромную роль в жизни и борьбе нар. масс и оказала сильнейшее влияние на др. муз. жанры. У всех народов СССР получили преломление и развитие традиции фольклора и в то же время на базе социалистич. содержания произошло обогащение и преобразование муз. нац. стилей, вобравших в себя множество новых интонаций и др. выразит, средств.

Значит, успехи в строительстве муз. культур достигнуты и в др. странах социализма, где трудились и трудятся многие выдающиеся композиторы (ГДР - Г. Эйслер, П. Дессау; Польша - В. Лю-тославский; Болгария - П. Владигеров, Л. Пипков; Венгрия - 3. Кодай, Ф. Сабо; Чехословакия - В. Добиаш, Э. Cyхонь).

Лит.:
Общие вопросы - С е р о в A. H.,

Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика, в его кн.: Избр. статьи, т. 2, M., 1957; Шостакович Д., Знать и любить музыку, [M.], 1958; Интонация и музыкальный образ. Сб. статей под ред. Б. Ярустовского, M., 1965; M а з е л ь Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, [ч. 1], M., 1967; С о х oр А., Музыка как вид искусства, 2 изд., M., 1970; его же, Музыка и общество, M., 1972; Асафьев Б., Музыкальная форма как процесс, 2 изд. (кн. 1 и 2 вместе), Л., 1971; Крем л ев Ю., Очерки по эстетике музыки, 2 изд., M., 1972; Луначарский А. В., В мире музыки, 2 изд., M., 1972; H а з а й-к и и с к и и E., О психологии музыкального восприятия, M., 1972; M е у е г E. H., Musik im Zeitgeschehen, В., 1952; L i s-s a Z., О specyfice muzyki, Krakow, 1933; её же, Aufsatze zur Musikasthetik, В., 1969; M е у е г L. В., Emotion and meaning in music, [Chi., 1957]; FarnsworthP.R., The social psychology of music, N. Y., [1958]; Besselei H., Das musikalische Horen der Neuzeit, B., 1959; С о о k e D., The language of music, L., 1962J H u s с h e n Н., Friihere und heutige Begriffe von Wesen und Grenzen der Musik, в кн.: Report of the eighth congress of the International musicological society, v. 1, Basel - L.- N. Y., 1961; Scriabine M., Introduction au langage musical, P., [1961]; WeI 1-е k A., Musik-psychologie und Musikasthetik, Fr./M., 1963; Ангелов К., Основи на музикалната естетика, София, 1973.


Происхождение М.- Б ю x е p К., Работа и ритм, пер. с нем., [M.], 1923; Ш т у мпф К., Происхождение музыки, пер. с нем., Л., 1927; Wallaschek R., Anfange der Tonkunst, Lpz., 1903; Combarieu J., La musique e.t Ia magie, P., 1909; S с h r a m-m e k W., Uber Ursprung und Anfange der Musik, Lpz., 1957.


История М.- Неф К., История западно-европейской музыки, пер. с франц., 2 изд., M., 1938; Грубер P. И., История музыкальной культуры, т. 1-2, М.- Л., 1941-59; его же, Всеобщая история музыки, 3 изд., ч. 1, M., 1965; История русской музыки, т. 1 - 3, M., 1957-60; Беляев В., Очерки по истории музыки народов СССР, в. 1 - 2, M., 1962-63; Штейнпресс Б., Популярный очерк истории музыки до XIX века, M., 1963; его же, Музыка XIX века. Популярный очерк, ч. 1, M., 1968: Асафьев Б. В., Русская музыка. XIX и начало XX вена, Л., 1968; Бокщанина E., История музыки народов СССР до Великой Октябрьской социалистической революции, M., 1969; История музыки народов СССР, т. 1-4, M., 1970 -73; Мартынов И., Очерки о зарубежной музыке первой пол. XX вена, 2 изд., M., 1970; Розеншильд К., История зарубежной музыки, в. 1, 3 изд., M., 1973; Л е в и к Б., то же, в. 2, 2 изд., M., 1966; Кон ен В., тоже, в. 3, 3 изд., M., 1972; Дpу с к и н M., то же, в. 4, 3 изд., M., 1967; Левашева О., Келдыш Ю., Кандинский А., История русской музыки, т. 1, 2 изд., M., 1973; Handbuch der Musikwissenschaft, hrsg. von E. Bucken, Bd 1-10, Wildpark-Potsdam, [1927-34]; Sachs C., The rise of music in the ancient world, N. Y., 1943; R e e s e G., Music in the middle ages, N. Y., 1940; его ж e, Music in the Renaissance, rev. ed., N. Y., 1959; Bukofzer M. F., Music in the baroque era, N. Y., 1947; Einstein A., Music in the romantic era, L., 1947; S al a z a r A., Music in our time, N. Y., 1946 (6 поел, работ - части коллект. труда -"Norton histoi-re of music"); Handbuch der Musikgeschich-te, hrsg. von G. Adler, Bd 1 - 2, 2 Aufl., Tutzing, 1961; Lang P. H., Music in western civilization, N. Y., [1941]; Combarieu J., Dumesnil R., Histoire de Ia musique des origines a nos jours, t. 1-5, P., 1950-60; New Oxford history of music, v. 1 - 4. L.-N. Y., .1954- (изд. про-долж.); La musique des origines a nos Jours, sous Ia direction de N. Dufourcq, [2 ed.], P., [1955]; Sachs C., Our musical heritage. A short history of music, 2 ed., N. Y., 1955; Knepler G., Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts, Bd 1-2, B., 1961; W orn e r K. H., Geschichte der Musik. Ein Studien- und Nachschlagebuch, 3 Aufl., Gottin-gen, [1961]; Musikgeschichte in Bildern, hrgs. von H. Besseler und M. Schneider, Lpz., 1961- (серия продолж.). A. H. Coxop.

"МУЗЫKA", центральное советское издательство, выпускающее нотную и книжную муз. литературу; находится в системе Гос. комитета Сов. Мин. СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Осн. в 1918 в Москве на базе национализированной из дат. фирмы и нотопечатни П. И. и Б. И. Юргенсонов. В