БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381 1918-21 существовало как Муз. отдел Наркомпроса РСФСР, с 1921 - Муз. сектор Госиздата, с 1930 - самостоят, изд-во Музгиз. В 1964 в результате объединения Музгиза с с изд-вом "Советский композитор" возникло изд-во "М.", к-рое в 1967 снова разделилось на 2 изд-ва - "М." и "Советский композитор". Изд-во "М." выпускает монографии и сборники статей по вопросам муз. эстетики, теории и истории музыки, муз. исполнительства и инстру-ментоведения, научно-популярную литературу по вопросам муз. иск-ва; партитуры и клавиры музыкально-сценич., симфонич. и хоровых произведений, концертный инструментальный и вокальный репертуар, произв. всех жанров для проф. и самодеят. духовых оркестров, оркестров нар. инструментов, эстрадных ансамблей. Большое место в работе изд-ва занимает выпуск учебников, учебно-методич. пособий, школ игры на различных инструментах, хрестоматий и серий пед. репертуара для спец. муз. уч. заведений, а также муз. лит-ры для художеств, самодеятельности, общеобразоват. школ и дошкольных учреждений.

Ежегодно общий тираж печатных изданий составляет ок. 10 млн. экз. В 1973 продукция изд-ва включала 684 названия (в т. ч. книжная муз. лит-ра 108 названий, тираж св. 2 млн. экз.). Изд-во "М." имеет в Москве Спецбиблиотеку (крупнейшее в СССР хранилище нот, выпущенных рус. и зарубежными изд-вами). В Ленинграде - отделение изд-ва "М.". К.А.Фортунатов.

МУЗЫКАЛЬНАЯ АКУСТИКА, наука, изучающая объективные физич. закономерности музыки в связи с её восприятием и исполнением. Исследует такие явления, как высота звука, громкость звука, тембр и длительность муз. звуков, консонанс и диссонанс, муз. системы и строи (см. Строй музыкальный). Занимается изучением муз. слуха (см. Слух музыкальный), исследованием музыкальных инструментов и человеческих голосов (см. Голос певческий). Выясняет, как физич. и психофизиологич. закономерности музыки отражаются в специфич. законах этого искусства и воздействуют на их эволюцию. BM. а. используются данные и методы общей физич. акустики, изучающей процессы возникновения и распространения звука. Она тесно связана с архит. акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса. M. а. привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии, муз. инструментов, инструментовки и т. д.

Как раздел муз. теории M. а. зародилась ещё в учениях древних философов и музыкантов. Значит, этап в развитии M. а. связан с именем выдающегося нем. учёного-физика и физиолога 19 в. Г. Гельмгольца, выдвинувшего первую законченную концепцию физиологии звуковысотного слуха - т. н. резонансную теорию слуха. Большой вклад в развитие M. а. внесли в кон. 19 - нач. 20 вв. К. Штумпф и В. Кёлер (Германия), к-рые ввели в неё учение о механизмах отражения (ощущения и восприятия) различных объективных сторон звуковых колебаний. В 20 в. сфера M. а. ещё более расширяется. Развивается метод анализа муз. звуков, осн. на выделении из сложного звукового спектра частичных тонов и измерении их относит, интенсивности, приобретший большое значение в акустике певческого голоса и муз. инструментов. Разрабатываются вопросы акустики радиостудий, студий звукозаписи, стереофонич. записи и воспроизведения звука. Важный этап в развитии совр. M. а. связан с исследованиями сов. музыковеда и учёного-акустика H. А. Гарбузова, выдвинувшего теорию слухового восприятия, исходящую из зонной концепции муз. слуха (см. Зона). Всеобщее признание получила и работа сов. специалистов Л. С. Термена и А. А. Володина в области электромуз. инструментов, а также разработанная последним теория звуковысотного восприятия, согласно к-рой воспринимаемая человеком высота звука определяется не одной лишь частотой колебаний его осн. тона, но всем его гармонич. спектром.

Лит.: Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ, 1875; P и м а н Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, пер. с нем., M., 1898; Римский-Корсаков А. В., Развитие музыкальной акустики в СССР, "Изв. АН СССР", Серия физическая, 1949, т. 13, Jsfe 6; Музыкальная акустика, под ред. H. А. Гарбузова, M., 1954; Володин А., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Музыкальное искусство и наука, в. 1, M., 1970; Stumpf C., Tonpsychologie, Bd 1 - 2, Lpz., 1883-90; К о h 1 е r W., Akustische Untersuchungen, "Zeitschrift fur Psychologie", 1910-13, Bd 54, 58, 64; Wood А., Acoustics, N. Y., [1966]; Backus J., The acoustical foundations of music, N.Y., [1969]. CM. также лит. при ст. Гарбузов H. А.

E. В. Назайкинский.


МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА, первоначальные сведения по теории музыки. M. г. изучается в муз. школах и училищах, входит в курс элементарной теории музыки.


МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА, 1) одно из ранних названий оперы. Применялось со времени возникновения оперы в Италии на рубеже 16-17 вв. [итал. dramma per(la) rausica, dramma in musica], использовалось наряду с новым термином "опера" вплоть до 18 в. 2) Понятие, выдвинутое во 2-й пол. 19 в. Связано с борьбой против оперных условностей; отразило новую тенденцию привнесения в оперу принципов драматич. театра (более последовательное подчинение музыки драматич. действию, преодоление замкнутости отд. эпизодов ради усиления сквозного действия, замена арий свободно построенными вокальными монологами, дуэтов - музыкально-диалогич. сценами). Теоретич. разработку проблем M.д. наиболее полно осуществил P. Вагнер в лит. работах 1849-52. Он выдвинул осн. принцип: драма-цель, музыка-средство для её воплощения; выступал против развлекательности, украшательства, за выражение драматич. начала в музыке, за цельность оперы как произведения, объединяющего несколько видов иск-ва. M. д. резко противопоставлялась им традиц. опере 1-й пол. 19 в., достижения к-рой он порой недооценивал. Начиная с "Лоэнгрина" (1848) Вагнер в своём оперном творчестве стремился преобразовать старые оперные формы на основе принципов M. д. Сам он, однако, протестовал против термина "М. д.", предпочитая давать каждому своему оперному произведению индивидуальное определение. Вагнеровская концепция M. д. оказала большое влияние на дальнейшее развитие оперного иск-ва. В то же время крупнейшие композиторы др. нац. школ во многом по-своему решали вопросы оперной драматургии. Она очень различна в таких, напр., операх, как "Отелло" Верди, "Каменный гость" Даргомыжского, "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова. M. П. Мусоргский в своих операх "Борис Годунов" и "Хованщина" создал совершенно особый тип "народной музыкальной драмы". 3) Драматич. произведение, в к-ром существенная роль отводится музыке (вокальной и инструментальной). Образцы такой M. д. даёт уже театр древнего мира и средних веков ("Шакунтала" Калидасы в Индии, литургич. драма в католич. странах Европы, муз. театр в Китае). В эпоху Возрождения к ней приближаются исполнявшиеся в церквах и на площадях "священные представления". В СССР термин "М. д." как обозначение пьесы с музыкой применяется в республиках Cp. Азии и Казахстана. Первоначально это были обработки нар. поэтич. сказаний, включавшие нар. песни и танцы ("Лейли и Меджнун" и др.), затем в такие пьесы стали вводить эпизоды, написанные проф. композиторами, оркестр нар. инструментов был заменён симфоническим, большее значение приобрела муз. драматургия. В таких M. д. ("Кыз-Жибек" Брусиловского, Казахстан, 1934; "Гюльсара" Глиэра и Садыкова, Узбекистан, 1937; "Алтын кыз" Власова и Фере, Киргизия, 1937, и др.) сохраняются разговорные диалоги, замена к-рых речитативами превращает произведение в оперу. 4) Термин "М. д." иногда применяется и для обозначения произв. оперного жанра, в к-рых господствует драматич. содержание, возникают острые драматич. коллизии ("Фиделио" Бетховена, "Риголетто" Верди, "Кармен" Визе, "Иван Сусанин" Глинки, и др.).

Лит.: Вагнер Р., Художественное произведение будущего, пер. с нем., "Русская музыкальная газета", 1897, № 1 - 3, 5 -12; его же, Опера и драма, пер. с нем., M., 1906; Друскин M. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. M., Драматургия русской оперной классики, M., 1952; Ф е рм а н В. Э., Оперный театр. Статьи и исследования, M., 1961; Albright H. D., Musical drama as a union of all the arts, в кн.: Studies in speech and drama. In honor of A. M. Drummond, Ithaca- N. Y., 1944. Г. В. Крауклис.


МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ, термин, применяемый к оперетте, иногда к др. видам музыкально-сценич. произведений комедийного характера (комич. опера, зингшпиль и др.). Нек-рые театры оперетты в СССР носят назв. театров M. к.


МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА, изучение и оценка новых явлений муз. творчества и интерпретации музыки, отрасль музыковедения.


МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛЕОГРАФИЯ, отрасль палеографии, историч. наука, изучающая старинные системы записи музыки (см. Невмы, Мензуральная нотация. Крюки, Кондакарная нотация).

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА, в широком философско-эстетич. смысле слова - комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных выразительных средств, воплощающих в музыке определённое идейно-художеств. содержание. При примате последнего форма не пассивна, но обладает собственной имманентной логикой, исторически -развивающимися закономерностями. Существенную роль при этом играют нац. и социальные корни той культуры, на основе к-рой складываются нормы муз. языка - важнейшего компонента формы в этом её понимании.

В узком смысле слова M. ф.- это композиционный план муз. произведения, его строение. Хотя в каждом отд. произведении они различны, существуют исторически детерминированные типовые нормативы муз. форм: напр., период, простая и сложная двухчастная форма и трёх-частная форма, форма рондо, сонатная форма и др. Мельчайшая смысловая и структурная единица муз. формы - мотив, а её начальный целостный компонент - муз. тема. Соотношение тем, тип их развития (во многих случаях тип развития единственной темы) создают основу, на к-рой зиждется композиц. план муз. произведения. Существует ряд фундаментальных принципов формообразования. Это изложение тематич. материала, его точное или видоизменённое (варьированное) повторение, его продолжение, его разработка, сопоставление с новым, зачастую контрастирующим материалом. Важную роль играет принцип репризы - повторения ранее изложенного материала после раздела, заключающего в себе развитие старого или изложение нового материала. Принципы формообразования могут взаимодействовать: напр., продолжающее развитие может сочетаться с вариантным, а контрастирующий материал зачастую обнаруживает родство с ранее изложенной темой и т. д.

Виднейший сов. муз. учёный Б. В.Асафьев сформулировал положение о двух сторонах M. ф. Создаваясь во времени, она всегда представляет собой процесс, в ходе к-рого и появляются отд. темы, осуществляется их развитие, сопоставление с др. темами и т. д. В этом заключается одна из сторон M. ф.- процессуальная. В итоге возникает определённая структура, к-рая состоит из ряда разделов, соответствующих отд. этапам процесса формообразования. Возникновение такой стабильной, дискретной структуры составляет существо второй стороны формы - "кристаллической". В течение многих десятилетий как в зарубежном, так и в рус. теоретич. музыкознании изучалась только эта сторона формы. После выхода в свет книги Асафьева "Музыкальная форма как процесс" (1930-47) советская теоретическая школа стала трактовать M. ф. в единстве обеих её сторон, при этом она рассматривает процесс формообразования как процесс содержательный, раскрывающий в конечном итоге художественно-эстетич. идею муз. произведения.

Лит.: Скребков С. С., Анализ музыкальных произведений, M., 1958; M а з е л ь Л. А-, Строение музыкальных произведений, M., 1960; Цуккерман В., Музыкальные жанры и основы музыкальных форм, M., 1964; Музыкальная форма, M., 1965; M а з е л ь Л. А., Цуккерман В. А., Анализ музыкальных произ-ведений, ч. 1, M., 1967; Вопросы музыкальной формы, в. 1, 2, M., 1967 - 72; Асафьев Б. (Игорь Глебов), Музыкальная форма как процесс, [кн. 1 - 2, 3 изд.J, Л., 1971; Способин И-, Музыкальная форма, 5 изд., M., 1972. В. П. Бобровский.


МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА, меха-нич. заводной муз. инструмент; см. Механические музыкальные инструменты.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭКСЦЕНТРИКА, цирковой или эстрадный жанр. Номера, в к-рых муз. произведения исполняются с помощью трюковых приёмов на обычных или специальных эксцентрич. инструментах (пила, набор бутылок, колокольчиков, сковородок, поленья дров и др.). Употребление предметов в несвойственных им функциях, извлечение звуков из необычных инструментов требует от артиста умения виртуозно владеть ими.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ, дисциплина, изучающая музыкальные инструменты - их конструкцию и исполнительские возможности, а также их происхождение и эволюцию.


МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки профессионалов в области муз. иск-ва - композиторов, музыковедов, исполнителей (певцов и инструменталистов, дирижёров хора и оркестра) и педагогов. M. о. зародилось в странах Др. Востока. Музыке отводилось большое место в придворных и ритуальных церемониях, воен. парадах и походах, нар. празднествах и др. Развитие M. о. в Др. Греции определялось высоким уровнем её муз. культуры.

В большинстве европ. стран в период раннего средневековья M. о. было связано гл. обр. с христианской церковью. Центрами M. о. в Зап. Европе начиная с 4 в. являлись певческие школы при монастырях и соборах, затем ун-ты (в Париже с 1200, в Праге с 1348, и др.), бывшие первоначально учреждениями церковно-просветит. характера. В 15 в. получили распространение метризы (в Нидерландах и во Франции) - хоровые школы с интернатами, из к-рых вышли крупнейшие представители полифонич. муз. иск-ва (Орландо Лассо, Гийом Дюфаи и др.). С развитием рыцарского муз. иск-ва и муз. культуры городов возникли певческие об-ва и школы мейстерзингеров, цехи музыкантов-инструменталистов; приобрела значение и пед. деятельность вольных учителей музыки. С эпохи Возрождения усилилось светское направление в муз. иск-ве и связанная с этим подготовка кадров инструменталистов и певцов для придворных театров и оркестров. Важное значение для формирования творческих школ и развития M. о. имела пед. практика известных композиторов и теоретиков музыки.

С 17 в. начался новый этап в истории M. о. зап.-европ. стран. В Италии оно сосредоточивалось гл. обр. в сиротских приютах, называвшихся консерваториями. Первые консерватории как высшие уч. заведения основаны в Париже (1795) и Праге (1811), в 19 в. они были организованы во MH. крупных городах Европы и Сев. Америки. Помимо высших муз. уч. заведений, возникла широкая сеть муз. уч-щ, частных муз. школ и студий.

Древнейшими очагами M. о. на Руси были школы богослужебного пения, а также певческие хоры ("крылосы"), возникшие в 11 в. в Смоленске, Новгороде, Владимире и в др. городах. В последующие века наряду с духовной музыкой получили развитие нар. муз. творчество и исполнительство, а также светская музыка, к-рая стала неотъемлемой частью быта княжеской и боярской знати; значит, внимание уделялось и ратной музыке. Во 2-й пол. 17 в. в связи с растущим интересом к муз. "заморским потехам" в Россию приглашались иностранные органисты и др. музыканты для обучения выходцев из народа и любителей музыки из дворян игре на различных инструментах и пению. В нач. 1670-х гг. в Москве создан придворный театр, в к-.ром участвовали дворовые боярина А. С. Матвеева - воспитанники организованной им первой в России муз ..-театральной школы (1673). При Петре I была выписана из-за границы большая группа музыкантов для воен. духовых оркестров и обучения игре на различных инструментах солдатских детей и певчих. Большую роль в придворной муз. жизни играл переведённый из Москвы в Петербург хор "государевых певчих дьяков". Рост муз. культуры в 1-й пол. 18 в., создание придворных муз. учреждений (оперный театр, придворная капелла, оркестр) обусловили орг-цию новых форм профессионального М.о.(напр., учреждены "Инструментальный класс" в Петербурге и певческая школа в Глухове в 1741 для пополнения придворной капеллы). В 1779 в Петербурге открылась первая в России спец. школа сценич. и муз. иск-ва-Театральное уч-ще. В кон. 18 в. преподавание музыки было введено в женских уч. заведениях и в воспитат. домах. Обучению музыке уделялось большое внимание и в Шляхетском корпусе, Моск. ун-те, Смольном ин-те и др. уч. заведениях Москвы и Петербурга. В 1-й пол. 19 в. организован ряд спец. муз. школ (напр., "Музыкальный класс" Д. Кашина в Москве). В 60-е гг. основаны первые консерватории - Петербургская (1862) и Московская (1866). Во 2-й пол. 19 в. ив нач. 20 в. открылись муз. уч-ща при отделениях императорского Русского музыкального общества', в Москве, Петербурге и нек-рых др. городах организованы общедоступные муз. уч. заведения, именуемые нар. консерваториями (напр., Бесплатная муз. школа, созданная по инициативе M. А. Балакирева и руководимая им с 1862 до нач. 70-х гг. и затем в 1881-1908). С каждым годом росло количество частных муз. школ.

Становление и развитие M. о. в России в этот период связано с деятельностью Московской и Петербургской консерваторий, в к-рых преподавали их основатели А. Г. Рубинштейн (в Петербурге) и H. Г. Рубинштейн (в Москве), а также П. И. Чайковский, H. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов, M. M. Ипполитов-Иванов, С. И. Танеев, A. H. Скрябин, H. Я. Мясковский, Б. В. Асафьев и др.

За годы Сов. власти была создана гос. система M. о.: нач. муз. школы с 7-летним курсом обучения; муз. уч-ща с 4-летним курсом, готовящие профессионалов со средним M. о.; средние спец. муз. школы при консерваториях с 11-летним курсом; муз. вузы - консерватории, муз.-пед. ин-ты и ин-ты искусств - с 5-летним курсом. В крупнейших консерваториях и ин-тах имеется аспирантура и ассистентура. В 1973 в СССР было ок. 7 тыс. нач. муз. школ, 242 муз. уч-ща, 36 ср. спец. муз. школ, 30 муз. вузов. В нач. муз. школах обучалось св. 1 млн. уч-ся, в училищах-св. 105 тыс., в средних спец. муз. школах - OK, 14 тыс., в вузах (ф-тах) - 22,3 тыс. Кроме того, подготовку преподавателей музыки и пения для оощеобразоват. школ осуществляли 46пед. ин-тов и 92 пед. уч-ща. Муз. уч. заведения открыты не только в крупных, но и в небольших городах и сельских местностях.

Нач. муз. школы имеют целью приобщить детей к музыке, обучить их игре на к.-л. инструменте, дать знания элементарной теории музыки, развить муз. слух и выявить данные для дальнейшей профессионализации. Наиболее способные уч-ся, желающие продолжить M. о., могут поступать в муз. уч-ща. В средних спец. муз. школах при муз. вузах обучаются музыкально одарённые дети. Муз. уч-ща готовят пианистов, оркестрантов (симфонич. оркестра и оркестра нар. инструментов), хоровых певцов, учителей муз. школ по фортепиано, оркестровым инструментам, теории музыки и сольфеджио, хоровому пению, преподавателей музыки для общеобразоват. школ и художеств, самодеятельности. Наиболее одарённые выпускники уч-щ поступают по конкурсу в консерватории и ин-ты. Муз. вузы готовят профессионалов высшей квалификации по всем специальностям M. о.: композиторов, музыковедов, исполнителей, педагогов по различным дисциплинам для муз. уч-щ и средних муз. школ.

Уч. планами средних и особенно высших муз. уч. заведений предусматриваются широкая общенаучная и муз.-теоретич. подготовка уч-ся, глубокое изучение ими рус., сов. и зарубежного муз. иск-ва и овладение проф. мастерством.

Значит, вкладв развитие сов. M. о. внесли Московская консерватория, Ленинградская консерватория, Киевская консерватория , Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных и др. муз. вузы (за годы Сов. власти они созданы во всех союзных республиках), крупнейшие деятеля сов. муз. культуры M. M. Ипполитов-Иванов, А. Ф. Гедике, А. Б. Гольденвейзер, К. H. Игумнов, Б. В. Асафьев, Л. В. Николаев, H. Я. Мясковский, С. M. Козолупов, Г. Г. Нейгауз, С. E. Фейнберг, В. В. Софроницкий, И. В. Способин, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Ф. M. Блумен-фельд, P. И. Грубер, С. С. Богатырёв, А. И. Ямпольский, M. И. Табаков, У. Гаджибеков, 3. П. Палиашвили, А. А. Спендиаров, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский и др.

Для муз.-эстетич. воспитания сов. людей в СССР создана сеть учреждений общего M. о.: школы общего M. о., дет. филармонии и хоровые студии, нар. ун-ты и т. д., а также различные муз. коллективы художеств, самодеятельности при внешкольных и клубных учреждениях. Предмет "музыка" включён в уч. план 1-8-х классов средних общеобразоват. школ.

Крупнейшие центры M. о. за рубежом: в социалистич. странах - Берлин, Лейпциг, Будапешт, Бухарест, Варшава, Прага, София; B капиталистич. странах: Бостон, Нью-Йорк, Вена, Кёльн, Лондон, Мадрид, Париж, Рим и др.

А. А. Николаев, В. В. Суханов.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, сопровождение музыкой драматич. спектакля, кинофильма, циркового представления, радиопостановки и т. п. Существует 2 вида M. о.- компиляция, т. е. использование фрагментов из существующих муз. произв. (напр., подбор отрывков из симфонич. и камерной музыки для сопровождения немого кинофильма), и сочинение спец. музыки. M. о. способствует более полному раскрытию художеств, образов, ритмич. организации действия и т. п. См. Киномузыка, Театральная музыка, Шумовое оформление.

МУЗЫКАЛЬНОЕ УДАРЕНИЕ (тоновое, мелодическое) в яз ы-кознании, один из способов выделения ударного слога в фонетическом слове (см. Фонетика), заключающийся в использовании мелодических характеристик (см. Мелодика речи), различных по направлению движения и по сложности конфигураций: восходящий тон, нисходящий, восходяще-нисходящий, нисходяще-восходящий, двувершинный и т. д. Они могут реализоваться в различных голосовых регистрах - высоком, низком, среднем. В языках с M. у. есть заданный набор возможных мелодия, характеристик для ударного слога, согласно к-рым различается смысл слова. Временной единицей реализации мелодич. характеристик может служить ударный слог, либо мора - минимальная временная просодическая единица (см. Про-содема). M. у. отличается от мелодич. компонента словесного ударения в языках с монотоническим ударением, где тип выделения ударного слога мелодич. средствами не связан со смысловой заданностью. К языкам с M. у. относятся вьетнамский, словенский, шведский, MH. китайско-тибетские, африканские яз. и др. См. Тональные языки.


T. М. Николаева.


МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МУЗЕЙ центральный им. M. И. Глинки, крупнейший муз. музей в СССР. Создан в Москве в 1943 на базе мемориального музея H. Г. Рубинштейна (осн. в 1912 при Моск. консерватории), с 1954-им. M.И. Глинки. Здесь собираются, хранятся и изучаются личные архивы музыкантов, нотные автографы, мемуары, письма, изобразит, материалы (эскизы декораций и костюмов театральных постановок, написанные известными художниками), мемориально-веществ. реликвии. Большинство экспонатов уникально. При музее имеется научно-справочная библиотека (книги, нотные издания, журналы, афиши, программы и др.). На основе науч. разработки фондов осуществляются первые публикации неизданных произв. рус., сов. и зарубежных композиторов, издаются сб. статей, мемуары, каталоги, справочники. Музей участвует в международных выставках, оказывает методич. помощь муз. музеям СССР и зарубежных стран. В фондах (на 1973) - св. 500 тыс. ед. хранения. E. Н.Алексеева.


МУЗЫКАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. Гнесиных, один из ведущих уч. и на уч.-методич. центров СССР в области муз. образования. Помимо преподавателей по всем специальностям музыкального образования, ин-т готовит также артистов оперных театров, филармоний, оркестров, дирижёров нар. хора, муз. редакторов, музыковедов и др. Осн. в 1944 в Москве на базе муз. уч-ща, организованного в 1895 сестрами Евгенией, Еленой и Марией Гнесиными. В составе ин-та (1973): ф-ты - фортепианный, оркестровый, вокальный, дири-жёрско-хоровой, нар. инструментов, ис-торико-теоретико-композиторский; вечернее, заочное и подготовительное (вокальное) отделения, аспирантура, ассистенту-ра-стажировка, 19 кафедр, кабинет нар. музыки, лаборатории физиологии пения и технич. средств муз. обучения (первая в СССР); в фонотеке ок. 2 тыс. грампластинок и ок. 3 тыс. км магнитных записей. При ин-те существуют дет. муз. школа-семилетка и уч-ще (основанные в 1895) и ср. спец. школа (1946). С ин-том связана деятельность таких известных музыкантов и педагогов, как В. В. Борисовский, H. А. Вербова, M. И. Гринберг, А. Д. Готлиб, M. Ф. Гнесин, T. Д. Гутман, С. Г. Делициев, 3. А. Долуханова, А. С. Илюхин, А. Л. Иохелес, Д. Л. Локшин, Ю. В. Муромцев (в 50-60-е гг. ректор ин-та), П. M. Норцов, П. И. Нечепоренко, H. И. -Пейко, И. Ф. Пу-шечников, M. И. Фихтенгольц, А. И. Хачатурян, H. Д. Шпиллер, А. А. Юрлов. Бессменным руководителем ин-та (уч-ща) в течение 50 лет была E. Ф. Гнесина. В 1972/73 уч. г. в ин-те обучалось 1,5 тыс. студентов, работало св. 250 преподавателей, в т. ч. 21 профессор и доктор наук, 57 доцентов и кандидатов наук, 9 нар. артистов СССР и союзных республик, 15 засл. деятелей иск-в, 11 засл. артистов, 9 лауреатов Ленинской и Гос. премий. Издаются (с 1959) "Труды". В 1944-73 подготовлено ок. 4,5 тыс. специалистов; среди выпускников 125 лауреатов междунар., всесоюзных и всероссийских конкурсов. Ин-т (уч-ще) окончили T. H. Хренников, Л. H. Оборин, E. Ф. Светланов. В. H. Минин.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛЫ. Первым рус. M. ж. был нотный журнал "Музыкальные увеселения...", издававшийся в Москве в 1774-75. В кон. 18 - нач. 19 вв. в Петербурге и Москве издавались многочисл