БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381. нотные M. ж., рассчитанные на различные обществ, круги. В них публиковались фортепьянные, вокальные, гитарные пьесы, отрывки из популярных опер. Первым нотным M. ж., выходившим в провинции, был "Азиатский музыкальный журнал" (Астрахань, 1816-18; помещал фольклорные материалы). Вплоть до 40-х гг. 19 в. рус. муз. периодику представляли нотные журналы. В этот период отсутствие M. ж., специально посвящённых проблемам муз. иск-ва, восполняли различного рода сборники и альманахи, целиком или частично уделявшие внимание музыке. В 1842 в Петербурге начал издаваться нотный журнал "Нувеллист", выходивший с 1844 с Лит. прибавлением (состоявшим в основном из перепечатки статей и хроники из иностр. источников), к-рое можно рассматривать как первый рус. собственно M. ж. В 50-х гг. выделялись по уровню публикуемых муз. материалов журналы смешанного типа - "Музыкальный и театральный вестник" (фактическим руководителем муз. отдела к-рого был A. H. Серов), позднее-"Музыка и театр" (издававшийся B.C. Серовой и ставивший задачи муз. просветительства). В 60-80-х гг. в Петербурге издавались M. ж.: "Музыкальный сезон" (1869-71), "Музыкальный листок" (1872-73, 1876- 1877), "Русский музыкальный вестник" (1880-82, с нотным приложением), "Баян" (1888-90, с нотным приложением) и др. Различные по своей направленности, они публиковали серьёзные статьи и представляли собой специальные органы рус. муз. периодич. печати. В 1894-1918 в Петербурге выходила "Русская музыкальная газета" (в 1913- 1917 с приложением "Библиографический листок") - одно из лучших дореволюционных рус. муз. изданий, в 1894- 1917 - "Музыка и пение", в 1896-1909- "Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний" (с 1903 с приложением "Музыкальная библиография"), в 1909-17 - "Хоровое и регентское дело". С нач. 20 в. M. ж. издавались: в Москве - "Музыкальный труженик" (1906-10) и "Оркестр" (1910-12), освещавшие вопросы труда и быта оркестровых музыкантов, "Музыка" (1910-16), поев, новейшим достижениям европ. муз. иск-ва; в Петербурге - "Музыкальный современник" (1915-17, с приложением "Хроника журнала „Музыкальный современник""). В эти же годы M. ж. появляются в провинции (Тамбов, Нижний Новгород, Одесса, Тюмень и др.). Первый в мире M. ж., поев, грампластинке, начал издаваться в России ("Граммофон и фонограф", Петербург, 1902-04).

После Октябрьской революции 1917 в Москве выходили M. ж.: "К новым берегам" (1923), "Музыкальная новь" (1923- 1924), "Современная музыка" (1924- 1929); "Музыкальное образование" (1925-30), "Музыка и революция" (1926-29), "Пролетарский музыкант" (1929-32), "Музыкальная самодеятельность" (1933-36) и др.; на укр. яз. в Харькове - "Музика" (1923-25, 1927), "Радянська музика" (1933-34, 1936-41) и др. С 1933 издаётся журнал "Советская музыка", рассчитанный гл. обр. на проф. музыкантов, с 1957 - "Музыкальная жизнь", предназначенный для широких кругов любителей музыки и муз. самодеятельности (Москва), с 1970 - "Музика" (на укр. яз., Киев).

В западноевроп. странах первые M. ж. появились в 18 в.: "Critica musica" (Hamb., 1722), "Sentiment d'un harmoniphile sur differant puvrage de musique" (P., 1756), "The Review of New Musical Publications" (L., 1784). Первым крупным зарубежным M. ж. совр. типа был "Allgemei-ne Musikalische Zeitung" (Lpz., 1798), начавший регулярно публиковать обзоры своих иностр. корреспондентов, помещать нотографич. и библиографич. обзоры. В зарубежных странах выходят многочисл. M. ж., поев, различным областям муз. культуры и жизни: композиторскому творчеству, музыковедению, муз. библиографии, дискографии, опере, эстрадной музыке и др. Крупнейшие среди них: "The Musical Times" (L., с 1904), "Music and Letters" (L., с 1920), "Opera" (L., с 1950), "La Revue Musicale" (P., с 1920); "Musica" (Kassel, с 1947), "Opernwelt" (Stuttg., с I960), "Musical Quarterly" (N. Y., с 1915); "Musik und Geseilschaft" (В., с 1951); "Музика" (София, с 1953), "Muzyka" (Warz., с 1950), "Muzica" (Вис., с 1951); "Hudebni Rozhledy" (Praha, с 1948) и др. Ряд междунар. M. ж. издаётся ЮНЕСКО. И. м. Ямполъский.


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или чётко регулированный ритм. Каждый M. и. обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими муз.-выразительными динамич. возможностями, определённым диапазоном звуков. Качество звучания M. и. зависит от взаимосвязи материалов, применяемых для изготовления инструмента и приданной им формы и может быть изменено с помощью дополнительных приспособлений (напр., сурдины), различных приёмов звукоиз-влечения (напр., пиццикато, флажолет).

M. и. принято делить на народные и профессиональные. Народные M. и. могут быть самобытными, принадлежать лишь одному народу, и "межнациональными", пользующимися распространением у разных народов, связанных между собой этнической общностью или длительными историко-культурны-ми контактами. Так, напр., бандура бытует только на Украине, пандури и чон-гури лишь в Грузии, а гусли, сопель, жалейка, волынка одновременно у русских, украинцев, белорусов; саз, тар, кеманча, дудук, зурна в Азербайджане и Армении; в Узбекистане и Таджикистане одинаковы почти все инструменты.

В России издавна существовали ансамбли нар. M. и. (гусляров, гудошников, домристов); во 2-й пол. 18 в. на основе охотничьего рога были созданы роговые оркестры; в 70-х гг. большую известность получили хоры пастухов-рожечников; особенно славился хор, организованный H. В. Кондратьевым. В кон. 19 в. благодаря деятельности В. В. Андреева и его ближайших помощников С. И. Haлимова, Ф. С. Пассербского, H. П. Фомина, нек-рые рус. M. и. (балалайка, гусли и др.) были усовершенствованы или реконструированы (домра) и на их основе созданы оркестры нар. инструментов. Многовековую и многообразную в своих нац. формах нар. инструментальную культуру имеют республики СССР. Здесь в сов. время созданы оркестры и ансамбли нар. инструментов, ведётся большая работа по усовершенствованию нар. инструментария.

Профессиональными M. и. считаются инструменты, составляющие симфонический (оперный), духовой и эстрадный оркестры. Почти все проф. M. и. своими истоками уходят в нар. прототипы. Нар. M. и. в далёком прошлом была скрипка, из простейшей нар. флейты создана современная, из примитивного шалмея - гобой, и т. п.

Развитие M. и. непосредственно связано с развитием человеческого общества, его культуры, музыки, исполнит, иск-ва и техники пронз-ва. При этом одни M. и., благодаря особенности их конструкции, веками сохранялись и дошли до нашего времени в первоначальном виде (напр., узб. каменные кастаньеты - кайрак), MH. др. подвергались совершенствованию, третьи, оказавшиеся неспособными отвечать растущим муз. и исполнительским требованиям, отмирали и на смену им приходили новые.

Наиболее отчётливо связь M. и. с творчеством и исполнительством, отбор и совершенствование их прослеживается в области проф. музыки, нежели в народной (где эти процессы протекают значительно медленнее и где M. и. веками сохраняются в неизменном или мало изменившемся виде). Так, в 15-16 вв. грубоватые и малоподвижные фидели (виелы) были заменены нежными, матового тембра "аристократическими" виолами. В 17-18 вв. в связи с приходом на смену полифоническому стилю гомофонно-гармонического и появлением музыки, требующей динамич. исполнения, виолы с их тихим звучанием и аккордовой техникой игры постепенно заменили скрипка и её семейство, обладающие ярким, выразительным звуком, богатой штриховой техникой и возможностями для виртуозной игры. Одновременно с виолами вышла из употребления такая же нежная по звучанию, но "безжизненная" продольная флейта, уступив место более звучной и технически подвижной поперечной флейте. В это же время в ансамблевой и оркестровой практике перестают применять европейскую лютню и её разновидности - теорбу и китаррон (архилютню), в домашнем бытовом музицировании лютню заменяют виуэлой, а затем - гитарой. К кон. 18 в. на смену клавесину и камерному клавикорду пришёл новый клавишный инструмент - фортепьяно.

Проф. M. и., в виду сложности их конструкции, более, чем народные, зависят в своём развитии также от состояния точных наук и техники произ-ва - наличия муз. ф-к и з-дов с их экспериментальными лабораториями, конструкторскими бюро и квалифицированными специалистами по инструментостроению. Исключение составляют инструменты скрипичного семейства, требующие сугубо индивидуального изготовления. Усовершенствованные на основе нар. образцов знаменитыми брешанскими и кремонскими мастерами 16-18 вв. Гаспаро да Сало, Дж. Маджи-ни, H. Амати, А. Страдивари, Дж. Гварнери дель Джезу и др.- они остаются непревзойдёнными по своим достоинствам. Наиболее интенсивное развитие проф. M. и. происходило в 18-19 вв. Создание T. Бёмом рациональной клапанной системы (первая модель появилась в 1832), применение её сначала у флейты, а затем, в разных вариантах, на кларнете, гобое и фаготе значительно расширило исполнит, возможности и повысило интонационную чистоту и устойчивость строя деревянных духовых инструментов, позволило композиторам шире и многообразнее использовать их в своём творчестве, способствовало развитию сольно-концертного исполнит, иск-ва. Подлинную революцию произвело появление в нач. 19 в. вентильной механики (см. Вентиль) у медных духовых инструментов, превратившей их из т. н. натуральных M. и., с ограниченным количеством звуков и отсюда ограниченными исполнит, возможностями, в хроматические, способные, подобно деревянным духовым инструментам, воспроизводить любую музыку. Коренное стилистическое изменение в музыке всех жанров для струнных клавишных инструментов произошло с появлением молоточкового фортепьяно. С изобретением радио стало возможным конструирование электрофонических M.и. Для определения видов M. и. существуют различные системы классификации. Общеизвестна 3-групповая система, по к-рой M. и. делятся на духовые, струнные и ударные; в свою очередь, духовые подразделяются на деревянные (флейта, гобой, кларнет, саксофон, сарюзофон, фагот и их разновидности) и медные (труба, корнет, валторна, тромбон, туба, инструменты духового оркестра), а струнные - на щипковые (арфа, лютня, гитара) и смычковые (семейства скрипок и виол). К ударным M. и. относятся литавры, барабан, ксилофон, челеста, гонг, тарелки и др. При научном изучении, особенно разнообразных нар. M. и., применяют более полные и точные системы классификации. Среди них признанием пользуется система, разработанная в нач. 20 в. австр. музыковедом Э. Хорнбостелем и нем. музыковедом К. Заксом (основу к-рой положили во 2-й пол. 19 в. белы, музыковеды Фр. Геварт и В. Ш. Маийон). Система Хорнбостеля - Закса построена на двух признаках: источник звука инструмента и способ его извлечения. По первому признаку M. и. делятся на самозвучащие (идиофоны или автофоны), мембранные (мембранофоны), струнные (хордофоны) и духовые (аэрофоны). Источник звука первых - сам материал, из к-рого сделан инструмент или его звучащая деталь; вторых - натянутая упругая мембрана; третьих - натянутая струна; четвёртых - столб воздуха, заключённый в канале ствола (трубки). По способу извлечения звука самозвучащие подразделяются на щипковые (варган), фрикционные (краатспилль, гвоздевая и стеклянная гармоники), ударные (ксилофон, тарелки, кастаньеты); мембранные - на фрикционные (бугай), ударные (барабан, литавры); струнные - на щипковые (балалайка, арфа, гитара), смычковые (кеманча, скрипка), ударные (цимбалы); духовые - на флейтовые (все виды флейт), язычковые (зурна, гобой, кларнет, фагот), мундштучные (трубы и рога). Дальнейшее деление производится по особенностям конструкции инструмента. Так, напр., флейты делятся на продольные (открытые и свистковые), поперечные и многоствольные; струнные на клавишно-щипковые (спинет, клавесин) и клавишно-ударные (фортепьяно, клавикорд) и т. д.

Среди совр. M. и. особую группу составляют электрические, источником звука к-рых служат генераторы колебаний звуковой частоты. Эти инструменты подразделяются в основном на две подгруппы: электронные (собственно электроинструменты) и адаптированные, т. е. инструменты обычного типа, снабжённые усилителями звука (электрогитара, электробалалайка, туркменский электродутар).

См. также ст. Оркестр и статьи об отдельных M. и. (народных и профессиональных)
Лит.: 3 а к с К., Современные оркестровые музыкальные инструменты, пер. с нем., M., 1932; Беляев В. M., Музыкальные инструменты Узбекистана, M., 1933; его же, Народные музыкальные инструменты Азербайджана, в сб.: Искусство азербайджанского народа, М.- Л., 1938; А г а-жанов А., Русские народные музыкальные инструменты, M. - Л., 1949; Я м-польский И. M., Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, [ч. 1], M.- Л., 1951; Виноградов В. С., Киргизская народная музыка, Фрунзе, 1958; Ж и-н о в и ч И. И., Государственный белорусский народный оркестр, Минск, 1958; Струве Б. А., Процесс формирования виол и скрипок, M., 1959; Ч у л а к и M., Инструменты симфонического оркестра, 2 изд., M., 1962; Верткое К., Б л а г о д а-тов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, Л., 1964 (лит.); Б ер о в Л. С., Молдавские музыкальные народные инструменты, Киш., 1964; Г у меню к А. I., Украшьск! на-родн! музичн! !нструменти, Кшв, 1967 (лит.). К. А. Верткое, С. Я. Левин.


МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ. Соревнования музыкантов (исполнителей, композиторов, инструментальных мастеров) восходят к глубокой древности. Первые конкурсы проводились в 5 в. до н. э. в Афинах. В Др. Риме эта традиция была продолжена; победителей соревнований называли там лауреатами. В ср. века вошли в практику состязания трубадуров, труверов, миннезингеров, мейстерзингеров. В 18 в. часто соревновались в исполнит, иск-ве (орган, клавир, клавесин, скрипка) крупнейшие композиторы. M. к. в совр. форме зародились в 19 в. Первый нац. M. к. был проведён в 1803 во Франции на соискание Римской пр. Первый междунар. конкурс (гитаристов) организовал на собств. средства в Брюсселе рус. музыкант H. П. Макаров. В 1890 А. Г. Рубинштейн также на собств. средства организовал в Петербурге междунар. M. к. пианистов и композиторов (проводился до 1910 с интервалом в 5 лет в разных европ. столицах). Распространение M. к. получили в 20 в., став осн. формой выявления молодых талантов. С 1957 существует Федерация междунар. конкурсов-с центром в Женеве, издающая с 1959 ежегодный бюллетень. Для каждого междунар. M. к. вырабатывается программа испытаний по турам, определяются количество и размер премий, возрастные рамки и др.; мастерство участников оценивает жюри, как правило, интернациональное по составу. Обычно междунар. M. к. имеют постоянное место проведения, иногда организуются в разных странах (напр., состязание аккордеонистов на Кубок мира). К числу наиболее значительных совр. междунар. M. к. относятся: им. П. И. Чайковского (Москва),, им. бельгийской королевы Елизаветы (Брюссель), им. M. Лонг - Ж. Тибо· (Париж), им. Ф. Шопена (Варшава), им. Г. Венявского (Познань), молодых оперных певцов (София), им. Дж. Энеску (Бухарест), M. к. в Будапеште, M. к. "Пражской весны", музыкантов-исполнителей в Женеве, им. И. С. Баха (Лейпциг), им. P. Шумана (Цвиккау), пианистов в Лидсе, оркестровых дирижёроа в Риме, им. H. Паганини (Генуя). В доре-волюц. России M. к. организовывались Русским муз. об-вом (с 1860), Петерб. оо-вом камерной музыки и др., а также частными муз. фирмами и лицами. В СССР M. к. выдвинули на междунар. концертную эстраду MH. выдающихся исполнителей. Регулярно проводятся респ. и всесоюзные конкурсы музыкантов-исполнителей (1 раз в 4 года), вокалистов, им. Глинки (1 раз в 2 года), днрижёроа (1 раз в 5 лет); организуются также соревнования исполнителей на оркестровых и нар. инструментах, мастеров эстрады, композиторские конкурсы на создание произв. определённых жанров.

Лит.: Музыкальные конкурсы в прошлом, и настоящем. Справочник, M., 1966.

M. М. Яковлев


МУЗЫКАЛЬНЫЕ МУЗЕИ, учреждения, осуществляющие собирание, хранение, изучение и экспонирование ист. памятников муз. культуры. Существует неск. типов M. м.: собрания инструментов, рукописей, изданий, изоматериа-лов; коллекции (муз. инструменты и др.); мемориальные M. м., посвящённые отд. крупным музыкантам. Первые M. м. начинали формироваться в эпоху средневековья на основе частных коллекций любителей музыки и собраний церквей и монастырей. В 1864 был открыт музей муз. инструментов при Парижской консерватории. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. M. м. и муз. отделения при музеях общего типа открылись во MH. культурных центрах мира. В России во 2-й пол. 19 в. небольшие M. м. инструментов были созданы при консерваториях Петербурга и Москвы, а в 1902 основан Музей придворного оркестра в Петербурге, включавший собрание муз. инструментов, акустич. приборов, рукописных и печатных нот. Первый гос. M. м. в СССР основан в Москве в 1943 на базе небольшого музея им. H. Г. Рубинштейна при Моск. консерватории (см. Музыкальной культуры музей). Значит, муз. собраниями располагают также Музей муз. инструментов Ин-та театра, музыки и кинематографии в Ленинграде, Театральный музей им. Бахрушина в Москве, Музей театра и музыки в Таллине. Небольшие музеи существуют при Большом театре, филармониях Москвы и Ленинграда, крупнейших оркестрах и др.

Наиболее значит. мемориальные M. м.- дома-музеи И. С. Баха в Эйзе-нахе, В. А. Моцарта в Зальцбурге и Праге, Л. Бетховена в Бонне, P. Шумана вЦвиккау, Ф.Шопена вг.Желязова-Воля, Ф. Листа в Веймаре и Будапеште, Б. Сметаны и А. Дворжака в Праге, дома-музеи П. И. Чайковского в Клину и Воткинске, H. А. Римского-Корсакова в Тихвине, Музей-квартира A. H. Скрябина в Москве. M. M. Яковлев.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА, объединения проф. музыкантов и любителей музыки, ставящие своей целью распространение муз. культуры, пропаганду и изучение отд. видов муз. иск-ва. M. о.- национальные и международные - бывают исполнительские (оркестровые, хоровые, камерные), творческие (композиторские, музыковедческие), научные и просветительские. Первые M. о.- муз. академии - возникли в 16 в. в Италии и занимались гл. обр. исполнением муз. произв. (силами участников об-в). M. о. под назв. коллегиум музикум появились в 17 в. в Германии и ряде др. европ. стран. В 19 в. в Германии, Австрии, Швейцарии и др. были распространены муж. хоровые об-ва - Лидертафель (первое в Берлине, 1809); позднее во Франции возникло любительское об-во "Орфеон" (первое в 1835). Большое распространение получили M. о. в 19 в., в особенности в Германии.

В России M. о. появились в кон. 18 в. Первым крупным M. о., к-рое объединяло проф. музыкантов (оркестрантов), стало основанное в 1802 Петербургское филармонич. об-во, систематически устраивавшее концерты симф. и ораториаль-ной музыки. В 1840 в Петербурге было организовано Симфоническое об-во, в 1850 - Концертное об-во, занимавшееся пропагандой классич. музыки; в 1859 было создано Русское музыкальное общество. В 1878 в Москве было основано Русское хоровое об-во, в 1883 - Моск. филармонич. об-во. Среди др. M. о.: Пе-терб. об-во камерной музыки (1872-1915), Кружок любителей рус. музыки (1896- 1912, Москва), "Дом песни" (1908-18, Москва), Музыкально-теоретич. библиотека (1908-24, Москва) и др.

После Великой Окт. социалистич. революции были созданы общественные муз. организации - Ассоциация совр. музыки (1923 - нач. 30-х гг., Ленинград, Москва), Российская ассоциация пролетарских музыкантов (1923-32), Объединение революц. композиторов и муз. деятелей (1925-32), Всеукраинское об-во им. H. Д. Леонтовича (1921-28) и др. В 1931-35 в Москве существовало Междунар. муз. бюро - объединение рабочих и революц. муз. орг-ций Австрии, Германии, США, СССР, Франции, Японии. В 1932 в Москве осн. Союз композиторов СССР, в 1957- Всероссийское хоровое об-во. Существуют союзы композиторов и исполнителей в др. странах, в т. ч. социалистических, а также меж-дунар. M. о., многие из к-рых входят в Междунар. муз. совет при ЮНЕСКО (осн. в Париже, 1949). И. M. Ямпольский.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, научно-справочные издания, содержащие систематизированный свод сведений, охватывающих все области муз. культуры. Появление M. э. относится к 18 в. и связано с распространением к тому времени музыки не только в привилегированной части общества, но и в демократич. кругах населения, возросшим интересом к вопросам муз. иск-ва, ростом проф. муз. образования, развитием муз. науки. Создание M. э. было подготовлено MH. муз.-теоретич. трактатами, появившимися в эпоху средневековья и содержавшими отд. муз.-лексикографич. сведения, а также спец. муз.-лексикографич. работами, первоначально посвящёнными отд. областям муз. иск-ва: теории музыки, муз. инструментам, муз. терминологии, биографиям музыкантов и др. Одной из первых работ подобного рода является муз.-терминологич. словарь франко-фламандского теоретика и композитора И. Тинкториса ("Terminorum musicae dif-finitorium", Treviso, 1475). Лишь спустя неск. столетий, на основе обобщения сведений, получивших применение в муз. практике и теории, а также содержавшихся в ранее изданных муз. словарях, создаются M. э. Отбор в них муз. явлений настоящего и прошлого времени, освещение ист. событий и фактов, их эстетич. оценки - всё это определяется достижениями музыковедения данной ист. эпохи и отражает её идейный и науч. уровень.

Первая M. э. была издана в 1732 в Германии под назв. "Музыкальный лексикон, или Музыкальная библиотека" ("Musicalisches Lexikon, oder musika-lische Bibliothek", Lpz., 1732) И. Г. Вальтера. Там же с 1835 издавалась первая многотомная "Энциклопедия всей музыкальной науки, или Универсальный словарь музыки" ("Encyclopadie der gesamm-ten musikalischen Wissenschaften, oder Universal-Lexikon der Tonkunst", Bd 1-6, Stuttg., 1835-38, Bd 7, Suppl., Stuttg., 1840-42) Г. Шиллинга.

Труд Г. Менделя "Музыкальный разговорный словарь. Энциклопедия всей музыкальной науки..." ("Musikalisches Conversations-Lexikon. Eine Encyklopadie der gesammten musikalischen Wissenschaften...", Bd 1-11, В., 1870-79, Bd 12-Erganzungsband, В., 1883), сыгравший прогрессивную роль в становлении муз. лексикографии, положил начало совр. этапу в развитии M. э. Среди наиболее значит, современных M. э. "Музыкальный словарь" ("Musik-Lexikon", Lpz., 1882) X. Римана (одно из популярнейших изданий этого рода; неоднократно перерабатывался и дополнялся, выдержал многочисленные переиздания; последнее - т. 1-3 в 1959-67, доп. т. в 1972), "Музыка в её прошлом и настоящем. Всеобщая энциклопедия" ("Die Musik in Geschichte und Gegenwart. AllgemeineEnzyclopadie", Bd 1-14, Kassel - Basel, 1949-68, издаются доп. тома) Ф. Блуме (ФРГ); "Словарь музыки и музыкантов"("Grove's Dictionary of music and musicians", v. 1-4, L.-N. Y., 1879-90; 5 ed., v. 1 - 10, L.-N. Y., 1954-61) под ред. Э. Блома (Англия);"Музыкальная энциклопедия" ("Encyclopedie de Ia musique", . 1-3, P., 1958-61) (Франция); "Музыкальная энциклопедия" ("Enciclopedia della musica", v. 1-4, Mil., 1963-64) изд. Рикорди (Италия); "Всеобщая музыкальная энциклопедия" ("Algemene mu-ziekencyclopedie", dl 1-6, Antw.- Amst., 1957-63) (Нидерланды); "Международная энциклопедия музыки и музыкантов" ("The International cyclopedia of music and musicians", N. Y., 1939, 9 ed., N. Y., 1964) О. Томпсона (США); "Музыкальная энциклопедия" ("Muzicka Enciklopedija", sv. 1-2, Zagreb, 1958-63, 2 изд., sv. 1, 1971) (Югославия).

В России первые опыты создания муз.-энциклопедич. справочников относятся к 19 в.: Л. А. Снегирёв "Ручная музыкальная книга" (СПБ, 1837, 2 изд., т. 1-2, СПБ, 1840) и П. Д. Перепелицын "Музыкальный словарь. Энциклопедический справочный сборник" (M., 1884). В 1901-04 в Москве был издан отдельным выпуском в рус. переводе под ред. Ю. Д. Энгеля "Музыкальный словарь" X. Римана, дополненный многочисл. статьями по русской муз. культуре (персона-лия, муз. терминология и др.). В 1966 в СССР вышел 2-м изд. исправленный и дополненный "Энциклопедический музыкальный словарь" Б. С. Штейн-пресса и И. M. Ямпольского (1 изд., M., 1959), включающий ок. 7 тыс. статей, а также в приложении муз. термины на иностр. яз. (св. 3 тыс.). В 1973 вышел 1-й том пятитомной "Музыкальной энциклопедии". Это первое сов. научно-справочное издание по музыке значит, объёма; оно ставит своей задачей дать осн. сведения по ведущим отраслям муз. науки и практики, показать богатство и прогрессивную роль рус. классич. наследия, представить важнейшие явления муз. культуры народов СССР и др. социалистич. стран, осветить борьбу направлений в совр. зарубежном иск-ве, а также охарактеризовать муз. культуру народов стран Азии, Африки и Лат. Америки.

Лит : Справочная литература по музыке. Указатель изданий на русском языке. 1773-1962 [сост. Г. Б. Колтыпина], M., 1964; SchaalR., Jahrbuch der Musikwelt, Jahr 1 - 1949/50, Bayreuth, 1949; С о ver J. В., A bibliography of music cHotionalries, Denver, 1952. И. М. Ямпольский.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ, см. в ст. Диктант.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК, см. Звук музыкальный.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОМЕНТ, музыкальное мгновение, небольшая инструментальная пьеса, характеризующаяся непосредственностью, почти импровизационностью лирич. высказывания (родственна экспромту). В числе авторов M. м.- Ф. Шуберт, С. В. Рахманинов.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТРОЙ, см. Строй музыкальный.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР имени К. С. Станиславского и В л. И. Немировича-Данченко Московский академический, создан в 1941 в результате слияния Оперного театра им. К.