БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381С. Станиславского (осн. в 1918 как Оперная студия Большого театра, с 1928 - театр) и Муз. театра им. Вл. И. Немировича-Данченко (осн. в 1919 как Муз. студия MXT, с 1926 - театр). Коллектив следует художеств, принципам MXATa, стремясь на основе синтеза муз., вокального и сценич. иск-ва раскрывать идейное и художеств, содержание исполняемого произведения.

Особое внимание театр уделяет произв. сов. композиторов; среди MH. пост.- "Надежда Светлова" Дзержинского (1943), "Любовь Яровая" Энке (1947), "Семья Тараса" Кабалевского (1951, Гос. пр. СССР, 1952), "В бурю" Хренникова (1952), "Заря" Молчанова (1956), "Война и мир" (1957) и "Обручение в монастыре" (1959) Прокофьева, "Овод" Спадавеккиа (1960), "Катерина Измайлова" Шостаковича (1962), "Ценою жизни" Николаева (1965), "Безродный зять" Хренникова (1967), "Виринея" Слонимского (1967), "Кола Брюньон" Кабалевского (1971), "Три жизни" Тактакишвили (1972), балеты - "Лола" Василенко (1943; Гос. пр. СССР, 1946), "Берег счастья" Спадавеккиа (1948), "Жанна д'Арк" Пейко (1957), "Поэма" Цинцадзе (1964), "Белеет парус одинокий" Александрова (1970), "Золушка" Прокофьева (1971), "Сюита на музыку „Гаянэ"" Хачатуряна (1972). Театр пост, оперы - "Иоланта" Чайковского, "Кармен" Визе, "Манон" Массне, "Мавра" Стравинского, оперетты- "Цыганский барон" И. Штрауса, "Нищий студент" Миллёкера, "Донья Жуанитта" Зуппе и др.; балеты -"Лебединое озеро" Чайковского, "Дон Жуан" P. Штрауса, "Картинки с выставки" на музыку Мусоргского, "Снегурочка" на музыку П. И. Чайковского, "Пахита" Минкуса и др.

Становлению театра способствовали режиссёры - Л. В. Баратов, П. А. Марков, И. M. Туманов, П. С. Златогоров; дирижёры - С. А. Самосуд, К. Д. Абдуллаев, E. А. Акулов, В. А. Эдельман; певцы - С. M. Големба, M. С. Голь-дина, H. Ф. Кемарская, M. Л. Мельт-цер, П. И. Мокеев, А. А. Росницкая, С. А. Ценин, T. С. Юдина, Ю. П. Юниц-кий; солисты балета - В. П. Бур-мейстер (балетмейстер), M. С. Сорокина, А. А. Клейн, И. В. Курилов. В труппе театра (1973): певцы - нар. арт. СССР В. А. Канделаки, нар. арт. РСФСР H. С. Исакова, Л. И. Бол-дин, засл. арт. РСФСР В. А. Каевченко, A. M. Мищевский, E. И. Максименко, Э. T. Саркисян, T. Ф. Янко, засл. арт. Азерб. CCP И. А. Джафаров и др., артисты H. А. Авдошина, H. Л. Гутарович, Л. К. Захаренко, H. В. Коршунов, Г. А. Писаренко; солисты балета - нар. арт. СССР В. T. Бовт, нар. арт. РСФСР Э. E. Власова, засл. арт. РСФСР С. А. Виноградова, Ю. В. Григорьев, артисты Г. H. Крапивина, M. С. Дроздова, В. С. Тедеев и др.; гл. дирижёр Д. Г. Ки-таенко, гл. режиссёр нар. арт. РСФСР Л. Д. Михайлов, гл. балетмейстер нар. арт. РСФСР А. В. Чичинадзе, гл. хормейстер И. К. Мертенс, гл. художник засл. деят. иск-в РСФСР А. Ф. Лушин. Балетная труппа театра гастролировала во Франции, Венгрии, Югославии, Финляндии, в Лат. Америке, Японии и др., оперная - в ГДР. В 1964 театру присвоено звание - академический. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1969). С. А. Ценин.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ, циклы концертов и спектаклей,объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжеств, обстановке. M. ф. различны по продолжительности (от неск. дней до полугода) и содержанию. Существуют M. ф. монографические (поев, музыке одного композитора), тематические (поев, определённому жанру, эпохе или стилистич. направлению), исполнит, иск-ва и др. Фестивали организуются гос. и местными властями, филармониями и муз. об-вами, в капиталистич. странах - также фирмами и частными лицами. M. ф. проводятся регулярно (ежегодно, раз в 2-4 года) или в связи с к.-л. торжеств, событиями. Устраиваются обычно в городах, славящихся муз. традициями, либо связанных с жизнью и деятельностью крупных музыкантов.

M. ф. зародились в Великобритании (Лондон, 1709) и сначала были связаны с церковной музыкой. Со 2-й пол. 18 в. проводились во многих странах центр. Европы, преим. в Германии. Распространение получили M. ф. в 20 в., особенно с сер. 40-х гг. Наиболее крупные из них способствуют пропаганде муз. иск-ва, развитию культурных связей между народами. Вместе с тем ряд M. ф. в бурж. странах остаётся недоступным для широких кругов вследствие высоких цен на билеты и носит элитарный характер; нек-рые фестивали проводятся с рекламными целями (для привлечения туристов). Наиболее известные M. ф.- Зальцбургский фестиваль, "Венские музыкальные недели" (Австрия), Глайнд-борнский и Эдинбургский M. ф. (Великобритания), "Будапештские музыкальные недели" (Венгрия), "Берлинские фестивальные дни" (ГДР), Датский королевский M. ф., "Флорентийский музыкальный май", "Фестиваль двух миров" (Италия), Нидерландский M. ф., "Варшавская осень" (Польша), Фестиваль им. Дж. Энеску (Румыния), "Неделя Сибелиуса" (Финляндия), Бе-зансонский фестиваль (Франция), "Пражская весна", "Братиславские музыкальные празднества" (Чехословакия), "Международная фестивальная неделя" (Швейцария), "Дубровницкие летние игры", "Охридское лето" (Югославия). В 60 - нач. 70-х гг. стали популярными фестивали эстрадного иск-ва и песни, особенно в Европе, где их насчитывается более 150 (1973).

В СССР первые M. ф. устраивались в 30-х гг. в Ленинграде. Большое распространение M. ф. получили с кон. 50-х гг. В 1957 были организованы фестивали сов. музыки Латвии, Литвы и Эстонии, "Закавказская весна". С 1962 проводится первый в СССР Всесоюзный фестиваль совр. музыки в г. Горьком, с 1964 - M. ф. "Московские звёзды" и "Русская зима" в Москве, "Белые ночи" в Ленинграде, а также M. ф. общесоюзного, респ. и местного масштабов.

M. M. Яковлев.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЩИК, механический заводной муз. инструмент; усовершенствованная разновидность муз. шкатулки. См. Механические музыкальные инструменты.


МУЗЫКОВЕДЕНИЕ, наука о музыке, одна из областей искусствознания. Марксистско-ленинское учение даёт прочную базу для построения подлинно науч. M., изучающего закономерности, явления и процессы развития муз. иск-ва в их объективной обусловленности, в многообразных связях с различными сторонами обществ, жизни. Рассматривая музыку как одну из форм обществ, идеологии, подчинённую общим законам социального развития, марксистско-ленинское M. вместе с тем требует глубокого и внимательного изучения её конкретной специфики. Науч. материалистич. познание и объяснение музыки даёт возможность активно воздействовать на муз. практику и вооружает творческих работников муз. иск-ва ясным пониманием задач и путей к их осуществлению.

Отрасли M.- теория музыки, история музыки, муз. этнография, муз. критика. Музыкальная акустика, изучающая аку-стич. предпосылки муз. иск-ва, и муз. психология, изучающая психологию муз. творчества и восприятия, входят в M. как самостоят, разделы и вместе с тем являются частью физики (муз. акустика) или психологии (муз. психология). В 60-70-е гг. 20 в. выделилась как особая дисциплина муз. социология, изучающая конкретные формы жизни музыки в обществе.

Теоретическое M. исследует: вопрос о способах отражения действительности в музыке, осн. закономерности музыки, установившиеся в процессе её ист. развития (в этом смысле оно сближается с эстетикой); композиц. средства и приёмы, имеющие как общее значение для всего муз. иск-ва, так и частное, в пределах к.-л. одного ист. периода. Изучению отд. элементов музыки посвящены такие муз.-теоретич. дисциплины, как мелодика (см. Мелодия), ритмика (см. Ритм), метрика (см. Метр), гармония, полифония, инструментовка, учение о муз. формах (см. Музыкальная форма). Эти дисциплины имеют не только теоретич., научно-познават. значение, но и представляют основу для выработки композиторской техники и практич. овладения различными средствами муз. выразительности. Целостное изучение конкретного муз. произв. на основе совокупных данных отд. теоретич. дисциплин определяет сущность метода и предмета особой дисциплины - анализа муз. произведений, рассматривающего форму и содержание произведения в их единстве. К области теоретич. M. относятся также научно-методич. дисциплины, разрабатывающие принципы муз. исполнения (сольного и хорового пения, дирижёрского иск-ва, игры на различных инструментах) и развития муз. слуха (сольфеджио).

Историческое M. имеет целью воссоздание целостной картины развития муз. культуры в тесной взаимосвязи различных её сторон и в зависимости от изменения условий жизни общества.

В исследовании явлений муз. творчества история музыки опирается на данные муз.-теоретич. анализа. Вместе с тем выводы теоретич. M. не могут быть достаточно полными и научно обоснованными без учёта ист. обусловленности изучаемых явлений. Глубокая, органич. связь теории и истории является одним из основных методологич. требований марксистско-ленинского M.

Наряду со всеобщей историей музыки, охватывающей историю муз. культуры всех времён и народов и выясняющей общие закономерности муз.-историч. процесса на различных ступенях развития человеческого общества, историческое M. включает в себя историю музыки отд. народов и стран, историю жанров и форм музыки (напр., оперы, симфонии, сонаты), видов исполнительского иск-ва (пианизма, скрипичного иск-ва и т. п.), отдельных областей M. (напр., история учения о гармонии).

Изучение нар. музыки (муз. фольклора) входит как необходимая и органич. составная часть во всеобщую историю музыки, так же как и в историю музыки каждой отд. страны. Вместе с тем изучением нар. муз. творчества и его спе-цифич. особенностей занимается также особая наука - муз. этнография. Понимание нар. музыки и методы её изучения в советском M. определяются марксистско-ленинским взглядом на роль народа как творца истории.

Важная роль в муз. культуре принадлежит музыкальной критике, т. е. анализу и оценке явлений совр. муз. практики. Советская муз. критика отличается научной обоснованностью суждений, партийной принципиальностью. Она призвана активно способствовать развитию музыки в реалистич. направлении. В этом отношении она продолжает демократич. традиции передовой рус. критики классич. периода.


История музыковедения. Первоначальные элементы науч. подхода к музыке были заложены в высокоразвитых культурах древнего мира (Китай, Индия, Греция и др.). Так, ещё до н. э. китайским M. была разработана 5-звуко-вая муз. система (пентатоника), в 3 в.- 7-звуковая система; кроме того, путём квинтовых акустич. соотношений был установлен 12-ступенный хроматич. звукоряд ("лю" или "люй"). В Др. Греции была создана стройная система ладов, исследовались акустич. закономерности интервалов, разрабатывалось учение об этосе, связывающее различные лады, ритмы и т. д. с теми или иными эмоциями и моральными качествами. Это учение противопоставлялось абстрактно-космоло-гич. взглядам на музыку, господствовавшим в Египте и других вост. странах. Крупнейший греч. теоретик музыки Ари-стоксен (4 в. до н. э.), ученик Аристотеля, выдвинул принцип изучения муз. явлений на основе слухового восприятия, в противовес числовой мистике Пифагора и его последователей.

Свод осн. достижений античного M. был дан в трактате римского философа и учёного Боэция "О музыке" (5 кн.; 6 в.), оказавшем значит, влияние на развитие ср.-век. теории музыки. Однако у ср.-век. теоретиков муз. воззрения часто приобретали схоластич. характер. Изыскания муз. учёных позднего средневековья были направлены гл. обр. на выработку прак-тич. правил многоголосного письма, усовершенствование нотной записи и т. п. (Гукбальд, Гвидо д'Ареццо и др.). Большой вклад в развитие M. внесли учёные Cp. Азии [Абу Наср аль-фараби (10 в.), Ион Сина (Авиценна, 10-11 вв.)], араб., перс., визант. теоретики.

В эпоху Возрождения сводятся в стройную систему правила полифонии, вырабатываются основы мажоро-минор-ной ладовой системы и закладываются основы учения о гармонии (швейц. учёный Глареан, итальянцы Дж. Царлино и В. Галилеи), опирающегося на данные слухового опыта и законы акустики. В 17 в. учение о гармонии было развито в трудах франц. теоретика M. Мерсенна, содержащих также богатые и ценные сведения по истории музыки.

Утверждение гомофонно-гармонич. склада в европ. музыке (с кон. 16 в.) порождает сначала учение о генерал-басе, а затем систему Ж. Ф. Рамо ("Трактат о гармонии", 1722) - виднейшего представителя классич. школы теоретиков. В развитии муз.-эстетич. мысли 17 и 18 вв. большую и для своего времени положит, роль играла т. н. теория аффектов, сводившаяся к попыткам установить прямую связь между определёнными композиц. приёмами, средствами выражения и соответствующими им эмоциями, чувствами, аффектами. Наиболее законченное выражение эта теория получила в работах нем. муз. учёного 18 в. И. Маттезона.

Присущие теории аффектов черты ра-ционалистич. абстрактности были подвергнуты критике в работах франц. энциклопедистов-Д. Дидро, Ж. Д'Алам-бера, активно участвовавших в борьбе муз.-эстетич. направлений 18 в. Отстаивая реалистич. принципы в музыке, они понимали её как выразительный "язык чувств" и особенно важное значение придавали мелодии.

Пробудившийся в эпоху Возрождения интерес к ист. изучению музыки получил дальнейшее развитие в крупных муз.-ист. работах 18 в. Дж. Б. Мартини (1781, Италия), Дж. Хокинса, Ч. Бёрни (1776-89, Великобритания).

Развитие передовой музыкально-эсте-тич. мысли в 19 в. было связано с выдающимися достижениями в области муз. творчества, с расцветом нац. композиторских школ во многих европ. странах. Прогрессивные деятели зарубежного M. и муз. критики боролись против формализма, за высокую идейность, содержательность муз. творчества. Ряд важных теоретич. проблем был поставлен в муз.-эстетич. и критич. работах крупных композиторов - Г. Берлиоза, P. Шумана, P. Вагнера, Ф. Листа.

В западноевроп. теоретич. M. на протяжении большей части 19 в. главенствовала т. н. традиционная школа (труды француза Ш. Кателя, чеха А. Рейхи, немцев - А. Б. Маркса, Л. Буслера, Э. Рихтера и др.). Эта школа систематизировала муз.-композиц. приёмы и средства по отд. отраслям M. (гармония, полифония и т. д.). Положит, сторонами "традиционной" школы являлись тесная связь с практикой композиции, стремление обосновать правила муз. сочинения данными слухового восприятия и примерами творчества великих мастеров-классиков. Вместе с тем работы большинства её представителей страдали эмпиризмом и слабостью теоретич. обобщений. В последней четверти 19 в. утвердилась функциональная теория (нем. учёный X. Ри-ман, англ.- Э. Праут, белы.- Ф. Ге-варт), сторонники к-рой стремились рассматривать муз.-композиц. приёмы и средства в их взаимной связи и использовать для объяснения муз. явлений данные естествознания. Однако и функциональная школа, внёсшая много нового в развитие теоретич. M., не вышла за пределы формального метода анализа.

В историч. M. западноевроп. стран 19 и 20 вв. большое место занимают публикации памятников муз. лит-ры от средневековья и до 18 в. включительно, моногра-фич. исследования, посвящённые жизни и творчеству выдающихся музыкантов или развитию отд. муз. форм и жанров. Таковы многочисл. работы О. Яна, Г. Кречмара, Г. Аберта, А. Эйнштейна (Германия), А. В. Амброса, Г. Адлера (Австрия), О. Гостинскрго (Чехия), Ж. Тьерсо, Ж. Комбарьё (Франция), Ф. Ж. Фетиса (Бельгия), Э. Дента (Великобритания) и др. Ценный и обширный материал содержат сводные труды, созданные коллективами учёных разных стран.: "Оксфордская история музыки" (т. 1-6, 1901-05), "Музыкальная энциклопедия и словарь консерватории" под ред. А. Лавиньяка и Л. де ла Лоранси (в. 1-2, 1913-31), "Руководство по музыко-знанию" под ред. Э. Бюккена (т. 1 - !3, 1928-34), "Руководство по истории музыки" под ред. Г. Адлера (1924), "Нор-тонская история музыки" (1943-66). Однако эти работы часто страдают опи-сательностью, развитие музыки рассматривается в них в отрыве от общего ист. процесса, вне социальной и культурно-ист, обусловленности. Г. Адлер впервые стал рассматривать историю музыки как последовательную смену различных сти-листич. формаций, но понимание стиля у него и последующих западных исследователей остаётся формально-идеалистическим.

Большое развитие в 19 и нач. 20 вв. получает муз. фольклористика. Растущему интересу к нар. песне способствовало образование молодых нац. муз. школ в Европе. Выдающееся значение имеют труды польск. музыканта-этнографа О. Кольберга, хорватск.- Ф. Кухача, болг.- Д. Христова и др. Новый этап в изучении нар. муз. творчества связан с деятельностью венг. композитора и учёного Б. Бартока и его соотечественника 3. Кодая. Взгляды и методы иссле-доват. работы Бартока оказали плодотворное влияние и на муз. фольклористику ряда др. стран.

В нач. 20 в. на Западе (К. Штумпф, Э. Хорнбостель, К. Закс, P. Лахман в Германии, А. Эллис, А. Абрахам в Великобритании) возникло особое направление в муз. этнографии - т. н. сравнительное M., вовлекшее в круг своих исследований нар. музыку различных стран мира. Это направление получило развитие в трудах В. Виоры (Германия), П. Коллера (Бельгия) и др. Сравнительным музыкознанием накоплен богатый материал и сделаны интересные сопоставления и выводы, касающиеся гл. обр. муз. культуры внеевропейских народов, но общие выводы часто оказываются несостоятельными из-за антиисторич., фор-малистич. подхода к нар. творчеству. К сер. 20 в. большинство исследователей отказалось от термина "сравнительное М.". Вместо него выдвигается понятие этномузыковедения как самостоятельной науч. отрасли.

В 20 в. возник ряд новых муз.-теоретич. систем, в основе к-рых лежит стремление учесть и объяснить процессы, происходящие в области совр. муз. творчестза. Распространение получили труды швейц. музыковеда Э. Курта ("Основы линеарного контрапункта", 1917; "Романтическая гармония и её кризис в „Тристане" Вагнера", 1920), исходящего из представления о музыке как о процессе сменяющих друг друга концентрации и разрядки некоей психич. энергии. Нек-рые стороны его энергетич. концепции оказали влияние и на развитие совр. теоретич. M. Как обобщение творческого опыта новейшей музыки представляют интерес труды композиторов А. Шёнберга (Австрия), П. Хиндемита (Германия) и др., посвящённые гл. обр. вопросам гармонии. Ряд новых теоретич. систем 2-й пол. 20 в. связан с попытками применения к анализу музыки совр. матем. методов. Однако в большинстве случаев эти опыты носят формальный характер и полностью игнорируют содержание музыки. Тенденции асоциального, элитарного порядка, получившие отражение в музыковедч. трудах А. Адорно (ФРГ), оказали большое влияние на музыкально-эстетическую мысль зарубежных стран.

В России самостоят, муз.-теоретич. мысль возникла в 17 в. Теоретич. работы 15-16 вв. носили чисто эмпирич. характер и служили руководством для изучения ср.-век. системы муз. письма (см. Крюки). Опыт многовекового развития одноголосного певческого иск-ва Др. Руси был обобщён в труде "Азбука знаменного пения", написанном А. Мезенцем в 1668 (изд. в 1888). Трактат укр. теоретика и композитора H. П. Дилецкого"Му-сикийская грамматика" (1-я ред. на польск. яз. 1675, пер. на церк.-славянский, 1677) посвящён обоснованию многоголосного стиля (партесное пение), пришедшего на смену этой старой традиции.

В 18 в. в связи с утверждением новых светских форм проф. музицирования возник иной круг муз.-эстетич. проблем. Вопросам музыки уделялось большое внимание в рус. лит-ре и журналистике. В центре большинства высказываний находился вопрос о возможности создания нац. рус. оперы на нар. основе.

Борьба за народность в рус. художеств, культуре определила особый интерес к нар. песне, выразившийся в опубликовании песенных сборников (В. Ф. Тру-товского; И. Прача и H. А. Львова), в высказываниях многих выдающихся лит. и обществ, деятелей, в появлении спец. исследования H. А. Львова "О русском народном пении" (1790). Глубокое понимание сущности нар. песни как отражения жизни и духовного склада трудового народа отличало A. H. Радищева.

В 19 в. во главе борьбы за реализм и народность музыки стояла рус. муз. критика, представленная именами В. Ф. Одоевского, A. H. Серова, В. В. Стасова, Г. А. Лароша, П. И. Чайковского, Ц. А. Кюи, С. H. Кругликова, H. Д. Кашкина и др. Большое значение для развития прогрессивной муз.-эстетич. мысли имели высказывания выдающихся композиторов-реалистов-M. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, M.А. Балакирева, M. П. Мусоргского, А. П. Бородина, H. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского и др.

Передовое русское M. активно способствовало утверждению прогрессивных творческих принципов нац. классической муз. школы. В этом отношении важную роль сыграли работы В. Ф. Одоевского, A. H. Серова и В. В. Стасова о M. И. Глинке и А. С. Даргомыжском; В. В. Стасова о M. П. Мусоргском и А. П. Бородине; H. Д. Кашкина о П. И. Чайковском и др. Рус. критики отстаивали творчество композиторов-классиков в борьбе с космополитич. тенденциями дворянско-аристократич. кругов (эти тенденции нашли отражение в деятельности реакционных муз. критиков - Ф. M. Толстого, А. С. Фамин-цына и др.). Прогрессивные деятели русского M. высоко оценивали достижения зарубежного иск-ва, они создали ценные труды о западной муз. классике (напр., большая 3-томная монография А. Д. Улыбышева о В. А. Моцарте, ряд работ A. H. Серова о Л. Бетховене). Крупнейшей заслугой Серова было утверждение ист. принципа рассмотрения муз. произведений в неразрывной связи их формы и содержания. Серов и Стасов заложили основы реалистич. теории оперной драматургии, внесли крупный вклад в изучение вопросов программного симфонизма и др. актуальных теоретич. проблем, выдвигавшихся творческой практикой композиторов. Русскому M. принадлежат также значит, заслуги в разработке отд. музыкально-теоретич. дисциплин. В непосредственной связи с потребностями проф. муз. образования создали свои учебники гармонии Римский-Корсаков и Чайковский. Большое значение имеют работы Римского-Корсакова "Основы оркестровки" (т. 1-2, 1913) и С. И. Танеева "Подвижной контрапункт строгого письма" (1909).

Виднейшие представители русского M. вели решит, борьбу против эстетики муз. формализма, получившей наиболее законченное выражение в книге австр. историка музыки и критика Э. Ганслика "О музыкально-прекрасном" (1854); в зарубежном бурж. M. эта книга пользуется признанием до наших дней. Разоблачение формалистич. сущности гансликианст-ва - заслуга рус. муз. деятелей - Серова, Стасова, Чайковского и др.

Работа по собиранию и изучению нар. творчества широко развернулась в 19 в. Ценный материал содержат сборники рус. нар. песен Д. H. Кашина, И. А. Рупина, M. А. Стаховича, M. А. Балакирева, H. А. Римского-Корсакова, H. E. Паль-чикова, H. M. Лопатина и В. П. Прокуни-на, А. К. Лядова, С. M. Ляпунова. В теоретич. трудах В. Ф. Одоевского, A. H. Серова, Ю. H. Мельгунова, П. П. Сокальского устанавливаются некоторые существ, стороны муз. склада нар. песни.

Во 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. формирование и рост нац. муз. школ вызывают усиленный интерес к нар. творчеству и у др. народов многонационального российского гос-ва. Основополагающее значение для изучения укр. нар. музыки имели работы H. В. Лысенко, для арм.- Комитаса, для латыш.- А. Юрьяна.

Неограниченные возможности и перспективы развития открылись перед M. после победы Великой Окт. социалистич. революции. Советское M. развивается на основе марксистско-ленинской теории. Последовательное овладение марксистской методологией и эстетикой в M. связано с преодолением идейно чуждых влияний, борьбой против прямо или замаскированно проявляющих себя реакционных бурж. тенденций. Определяющее значение для M. в СССР имеют высказывания В. И. Ленина о лит-ре и иск-ве, руководящие указания КПСС по идеологич. вопросам. Советское M. призвано активно помогать строительству новой, социалистич. муз. культуры, способствовать муз. просвещению и воспитанию широких масс трудящихся, бороться за глубокое всестороннее освоение классич. наследства, за правдивое реалистич. отражение действительности в творчестве композиторов, разоблачать проявления реакционной упадочной буржуазной идеологии в музыке. Находясь в тесной связи с творческой муз. практикой, M. помогает решению возникающих перед ней новых задач, определению путей и перспектив дальнейшего развития.

Коммунистич. партия и Сов. правительство обеспечивают максимально благоприятные условия для успешного роста муз. науки. Созданы н.-и. учреждения, занимающиеся разработкой как общей искусствоведческой проблематики, так и спец. вопросов M. (Ин-т истории иск-в Мин-ва культуры СССР в Москве, Гос. н.-и. ин-т театра, музыки и кинематографии в Ленинграде, аналогичные учреждения в центрах союзных республик). Кадры музыковедов подготавливаются в консерваториях, где существуют кафедры теочии и истории музыки, ведущие н.-и. работу. Сов. музыковеды и критики вместе с композиторами объединены в Союз композиторов СССР, активно участвуют в его творч. работе.

Положительную роль сыграли работы А. В. Луначарского, посвящённые разъяснению высокой ценности классич. муз. наследия, критике упадочного бурж. иск-ва капиталистич. стран. Выдающийся вклад в развитие разных отраслей историч. и теоретич. музыкознания внёс один из крупнейших русских муз. учёных Б. В. Асафьев. Вопросы теории музыки успешно разрабатываются в трудах Б. Л. Яворского, Ю. H. Тюлина, X. С. Кушнарёва, С. С. Скребкова, В. А. Цуккермана, Л. А. Мазеля, В. В. Протопопова и др. Одним из гл. достижений сов. теоретич. M. является разработка новых методов муз. анализа, направленных на раскрытие содержат, стороны произведений, их образной структуры и идейно-художеств. замысла. Созданная В. В. Асафьевым теория