БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381са, на безлесном юж. склоне - высокогорные степи и каменистые тундры.


МУНДА, группа народов Индии (собственно мунда, санталы, хо, кхариа, корку, бирхоры, бхумиджи, джуанги, савара, гадаба и др.), живущих гл. обр. на Ю. штата Бихар и в штатах Орисса и Зап. Бенгалия. Общая числ. ок. 5,7 млн. чел. (1971, оценка). Говорят на мунда языках; многие пользуются и языками окружающих народов - хинди, бенгали, ория и др. В религии M. ани-мистич. верования смешаны с индуистскими. M.- потомки древнейшего населения Индии, оттеснённого в горные лесные р-ны Центр. Индии более поздними пришельцами - дравидами, а затем индоарийскими народами. M. сильно различаются по уровню социально-эконо-мич. и этнич. развития. Наряду с развитыми народами (собственно M., санталы и др.) есть группы (джуанги, бирхоры), только начавшие переходить от охоты и собирательства к примитивному земледелию, сохраняющие многие пережитки родо племенного строя. Большинство M. занято земледелием (рис, просо, бобовые, овощи), однако охота и собирательство продолжают играть важную роль. Из ремёсел развиты гончарство, плетение, обработка дерева. Часть M. работает в горнорудной и металлургич. пром-сти.

Лит.: Народы Южной Азии, M., 1963.

МУНДА ЯЗЫКИ, к о л я з ы к и, одна из древнейших языковых групп Индии. Принадлежит к австроазиатской семье языков. Распространены на плато Чхота-Нагпур (штаты Бихар и Орисса) и в горах Махадео (шт. Мадхья-Прадеш). Все M. я. бесписьменные, на них говорит ок. 7 млн. чел. (1971, оценка). К M. я. относятся: язык кхервари с диалектами сантали, мундари, хо, бхумидж, корва, кода и др., языки курку, кхариа, джуанг, савара и гадаба. M. я.- агглютинативного типа; при аффиксации используются суффиксы, префиксы и инфиксы. Богатая фонетич. система включает церебральные согласные (в т. ч. назализованный церебральный "ч"), глухие согласные с ослабленной экспозицией и пр. Наличествует категория одушевлённости-неодушевлённости имени (при отсутствии категории рода). Есть единств., множеств, и двойств, число. Падежные значения выражаются синтаксич. средствами. Наряду с местоимениями используются местоименные инфиксы и суффиксы, выражающие значения субъекта действия и обладания, а также объекта. Богата система глагольных форм (много залогов, в т. ч. пассив, каузатив, рефлек-сив; в 1-м лице множеств, и двойств, числа, как и у местоимений, различаются эксклюзив и инклюзив). Синтаксис M. я. отличает широкое использевание оборотов с неличными формами глагола.

Лит.: 3 о г ра ф Г. А., Языки Индии, Пакистана, Цейлона и Непала, M., 1960; Nottrott A, Grammatik der KoIh-Sprache, В., 1882; Linguistic survey of India, ed. by G. A. Grierson, v. 4, Calcutta, 1906; Studies in comparative Austroasiatic linguistics, ed. by Norman H. Zide, L.- P., 1966.

E. А. Поцелуевский.


МУНДИГАК, остатки поселения эпохи энеолита, бронзы и раннего железа в Юж. Афганистане, в 55 км к С.-З. от г. Кандагар. Раскапывались в 1951- 1958 франц. экспедицией. В ниж. слоях (конец 4-го тыс. до н. э.) открыты остатки поселения оседлых земледельцев, изготовлявших на гончарном круге расписную керамику, имеющую аналогии в Иране (Сиалк). Была известна медь. В лежащем выше слое найдены терракотовые статуэтки и кам. печати, а в слое сер. 3-го тыс. до н. э.- медные и бронз, литые изделия, коллективные погребальные камеры. В культуре этого времени отмечаются связи с Пакистаном (Кветта) и Cp. Азией (Геоксюр, Кара-Тепе). К кон. 3- нач. 2-го тыс. до н. э. относится расцвет местной культуры. Открыты кам. скульптура и памятники монументальной архитектуры (храм и дом-резиденция местного правителя). Посуда украшена изображениями животных и растений. Отмечены связи с Индией (Харап-па) и Ираном (Гиссар). Во 2-м тыс. до н. э. культура M. приходит в упадок, территория поселения сокращается, керамика лепится от руки. Верхние слои M. относятся к сер. 1-го тыс. до н. э.

Лит.; Массой В. M., Средняя Азия и Древний Восток, M.- Л-, 1964; С a s а 1 J. M., Fouilles de Mundigak, . 1 - 2, Р., 1961. В. M. Массон.

"МУНДО ОБРЕРО" ("Mundo Obrerо"-"Рабочий мир"), газета, ЦО Ком-мунистич. партии Испании. Осн. 14 нояб. 1931. После установления диктатуры Франко издаётся нелегально. Ведёт борьбу против франкистского режима, в защиту экономич. и политич. требований рабочего класса и всех трудящихся, за демократич. преобразования и социализм.


МУНДТ (Mundt) Теодор (19.9. 1808, Потсдам,-30.11.1861, Берлин), немецкий писатель, критик. Получил образование в Берлинском ун-те. Участник лит. движения "Молодая Германия". Написанная под влиянием идей сен-симонистов об "эмансипации плоти" кн. "Мадонна. Беседы со святой" (1835) подвергалась цензурным преследованиям. В конце 30- нач. 40-х гг. M. капитулирует и примиряется с пр-вом. Гл. место в его творчестве занимают ист. романы ("Томас Мюнцер", 1841; "Граф Мирабо", 1858, рус. пер. 1899; "Царь Павел", 1861, рус. пер. 1899, и др.). M.- автор исследований по эстетике и теории лит-ры.

Соч.: Mpderne Lebenswirren, Lpz., 1834; Charlotte Stieglitz. Bin Denkmal, В., 1835; Allgemeine Literaturgeschichte, Bd 1 - 3, В., 1846; Dramaturgic, Bd 1 - 2, В., 1847 - 48.

Лит.: D i е t z e W., Junges Deutschland in deutscher Klassik, В., 1957.


МУНДУ (Moundou), город в Республике Чад, на р. Логоне, адм. ц. префектуры Зап. Логоне. 39,6 тыс. жит. (1972). Центр хлопководч. р-на. Пищ. пром-сть (з-ды хлопкового масла и пивоваренный), сигаретная ф-ка, веломотосборочный з-д. ТЭС. Аэропорт.


МУНДЫБАШ, посёлок гор. типа в Кемеровской обл. РСФСР, подчинён Таш-тагольскому горсовету. Расположен в Горной Шории, при впадении pp. Тель-бес и Мундыбаш в р. Кондома (приток Томи). Ж.-д. станция на линии Новокузнецк - Таштагол. Агломерационно-ооо-гатит. ф-ка Кузнецкого металлургического комбината; предприятия ж.-д. транспорта.


МУНЕ-СЮЛЛИ (Mounet-Sully) Жан (27.2.1841, Бержерак, -1.3.1916, Париж), французский актёр. По окончании драматич. класса Парижской консерватории (1868) выступал в театре "Одеон", с 1872-в "Комеди Франсез". Гастролировал за границей, в т. ч. в России (1894 и 1899). Всемирное признание получило исполнение M.-С. ролей в трагедиях и романтич. драмах: Нерон ("Британник" Расина), Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Гамлет ("Гамлет" Шекспира), Рюи Блаз ("Рюи Блаз" Гюго) и др. Обладал виртуозным мастерством, скульптурной пластикой; однако в его творчестве подчёркнуто эффектный внешний рисунок роли преобладал над раскрытием глубины переживаний героя. К. С. Станиславский относил M.-С. к актёрам т. н. иск-ва представления. Автор мемуаров.

Соч.: Souvenirs d'un tragedien, P., 1917.

Лит.: История западноевропейского теат^ ра, т. 5, M., 1970.


МУНИ (Muni) Пол (наст, имя и фам.- Фредерих Майер Вайзенфрёйнд; Weisenfreund) (22.9.1895, Львов,- 26.8. 1967, Санта-Барбара, США), американский актёр. С 8 лет выступал на сценах различных городов Зап. Европы вместе с родителями - актёрами. В 1926 дебютировал в одном из бродвейских театров Нью-Йорка (в дальнейшем периодически работал во MH. труппах города).

С 1929 снимался в кино; один из наиболее известных актёров США 30-х гг. Лучшие роли: бывший каторжник ("Я - беглый каторжник"), гангстер ("Лицо со шрамом") (оба -1932), Пастер ("Повесть о Луи Пастере", 1936), Золя ("Жизнь Эмиля Золя", 1937), БенитоХуа-рес ("Хуарес", 1939). Большинство этих работ отличает тема протеста против сил реакции, фанатизма. С сер. 40-х гг. снимался лишь во второстепенных ролях.

МУНИ (Моопеу) Том (1883, Чикаго,- 6.3.1942, Сан-Франциско), участник рабочего движения США. По специальности литейщик. В 1907 вступил в Социа-листич. партию США. В 1910 присутствовал на Копенгагенском конгрессе 2-го Интернационала. Принимал активное участие в деятельности орг-ции "Индустриальные рабочие мира". В 1916 вместе с профсоюзным активистом У. Биллингсом и др. был арестован по провокац. обвинению в организации взрыва бомбы во время милитаристской демонстрации в Сан-Франциско (22 июля 1916). Несмотря на непричастность к этому делу, M. был в 1917 приговорён к смертной казни; под давлением общественности смертная казнь была заменена в 1918 пожизненным заключением. В 1939 власти вынуждены были освободить M.

МУНИС ХОРЕЗМИ Шир-Мухаммед Авазбий-оглы (1778, Хорезм,-1829, Хива), узбекский поэт и историк. Род. в знатной семье. Получил хорошее образование, был каллиграфом и знатоком музыки. Унаследовал после отца придворную должность мираба-"распределителя воды". Автор газелей, объединённых в диван (9500 двустиший-бейтов), ист. хроники о Хорезме "Райский сад счастья", доведённой до 1812, а также "Трактата о грамоте". Хроника M. X. продолжена до 1825 его племянником и учеником поэтом Агахи. Это соч. содержит большой фактич. материал.

С о ч.: Танланган асарлар, Тошкент, 1957; в рус. пер.- Райский сад счастья, в кн.: Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. 2, М.- Л., 1938; Избранное, Таш., 1961.


МУНИЦИПАЛИЗАЦИЯ ЗЕМЛИ, передача (безвозмездно или за выкуп) права собственности или распоряжения землёй органам местного самоуправления (муниципалитетам). Требование M. з. отстаивали меньшевики в своей программе по агр. вопросу в период бурж.-демократич. Революции 1905-07 в России. Основой послужил проект П. П. Маслова, выдвинутый им в 1903 и поддержанный меньшевиками во главе с Г. В. Плехановым. Согласно этой программе сохранялось мелкое частное землевладение крестьян, надельная земля также передавалась в их собственность, а помещичьи земли отчуждались (т. е. допускался их выкуп) и поступали в распоряжение муниципалитетов (земств). Земства не могли продавать и закладывать землю; предполагалось, что её за определённую плату будут арендовать крестьяне. Программа предусматривала частичную национализацию в виде конфискации церковных, монастырских, кабинетских, удельных земель и передачу их во владение демократич. гос-ва.

Программа M. з. противопоставлялась ленинской агр. программе национализации земли, была рассчитана на реформы и, следовательно, на половинчатый исход революции. Она, по выражению В. И. Ленина, искусственно конструировала "...нечто невозможное с чисто экономической точки зрения" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 291), была неосуществима, т. к. предполагала возможность решения аграрного вопроса мирным путём с помощью "демократич. самоуправления", но в условиях сохранения реакц. центр, власти. Программа M. з. не связывала решение агр. вопроса с революц. действиями крестьянства, со свержением самодержавия. Ленин, отстаивая аграрную программу большевизма, доказал тео-ретич. несостоятельность программы M. з. и её реакционность в политич. и экономич. отношениях. Программа M. з. была принята Четвертым (Объединительным) съездом РСДРП (1906), но с рядом поправок (в частности, конфискация помещичьей земли вместо отчуждения), включённых по настоянию большевиков. Большевики голосовали против программы M. з. Эту же программу меньшевики пропагандировали и в 1917, но с существенными отступлениями - они отказались от поддержки требования крестьян о немедленной конфискации помещичьих земель.

Лит.: Ленин В. И., Ответ на критику нашего проекта программы, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 7; его же, Доклад об Объединительном съезде РСДРП, там же, т. 13; его же, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905 -1907 годов, там же, т. 16; M а с-л о в П. П., Об аграрной программе Икса. Ответ на критику нашего проекта программы H. Ленина, Женева, 1903; его же, Критика аграрных программ и проект программы, M., 1905; Четвёртый (Объединительный) съезд РСДРП. Протоколы, M., 1959; Трапезников С. П., Аграрный вопрос и ленинские аграрные программы в трёх русских революциях, M., 1963.

H. К. Фигуровская.


МУНИЦИПАЛИТЕТ (нем. Munizipalitat, от лат. municipium - город с правом самоуправления), в бурж. гос-вах выборные органы местного управления и самоуправления. В нек-рых странах (напр., в США, Великобритании) M. именуются лишь органы гор. управления. M. избираются населением соответствующих адм.-терр. единиц и рассматриваются в бурж. праве как публичноправовые корпорации. Как правило, M. состоит из выборной коллегии во главе с мэром, бургомистром и т. п. и чиновничьего исполнительного аппарата. M. могут быть собственниками коммунальных предприятий, жилого фонда и др. имущества; они ведают гос. школами, сан. службами, местной полицией, а в ряде стран управляют различными учреждениями по мед. обслуживанию и социальному обеспечению. Главный источник собственных доходов M.- местные налоги с населения. В период империализма и особенно в условиях гос.-монополистич. капитализма M. как орган бурж. местного самоуправления всё больше утрачивают самостоятельность и независимость в местных делах, превращаясь в орган общегос. администрации. Их деятельность регулируется и контролируется правительств, аппаратом. В финанс. отношении M. находятся в сильнейшей зависимости от субсидий центр, власти. Для развитых капиталистич. стран характерен глубокий кризис муниципального управления. Вместе с тем как выборные органы M.-один из важных институтов буржуазной демократии. Рабочий класс, коммунистические партии бурж. стран ведут постоянную борьбу за завоевание большинства в M., за расширение их общественно полезных служб и их использование в интересах трудящихся. Во Франции, Италии и нек-рых др. странах прогрессивные силы добились значит, успехов на муниципальных выборах и занимают прочные позиции во многих M., возглавляя их или имея большинство мест.


"МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ", одно из направлений реформистского социализма. "М. с." рассматривает передачу в собственность или в распоряжение органов местного самоуправления (муниципалитетов) гор. транспорта, электростанций, газоснабжения, школ, больниц и т. д. как путь к постепенному, мирному "врастанию" капитализма в социализм. В 80-90-х гг. 19 в. с защитой идей "М. с." выступили реформисты различных стран: поссибилисты во Франции, фабианцы и руководители Независимой рабочей партии в Великобритании, бернштейнианцы (см. Бернштейнианство) в Германии, "экономисты" (см. "Экономизм") в России. Разновидностью "М. с." была выдвигавшаяся меньшевиками программа муниципализации земли. Идеи "М. с."- составная часть воззрений совр. реформистов.

Сторонники "М. с.", стремясь отвлечь рабочих от коренных проблем классовой борьбы, переносят внимание "... на область мелких местных вопросов, не вопроса о господстве буржуазии, как класса, не вопроса об основных орудиях этого господства,- а вопроса о расходовании крох, бросаемых богатой буржуазией на „н у ж д ы населения"" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 339).

Коммунистич. партии (в Италии, Франции и др. странах), придавая, особенно после 2-й мировой войны 1939- 1945, большое значение участию коммунистов и всех трудящихся в деятельности муниципалитетов, отвергают оппортуни-стич. концепцию "М. с."


МУНИЦИПИИ (лат., ед. ч. mumcipium, от munus - обязанность и capio - беру), в римском гос-ве статут городов, свободное население к-рых получало по договору с Римом в полном или ограниченном виде права рим. гражданства. В зависимости от характера договора с Римом M. делились на две категории. M. первой категории, т. н. р и м с к и е M. (m. civium Romanorum), пользовались, как правило, самоуправлением, а их жители обладали всеми гражд. и политич. правами в Риме. Граждане M. второй категории (aerarii) не имели политич. прав в Риме, но несли обязанности рим. граждан (служили в легионах, учитывались рим. цензом и т. д.). Среди этих M. одни города, т. н. M. церитского пра-в а, сохраняли полное самоуправление; другие же были лишены внутр. автономии и управлялись посланными из Рима префектами, откуда их название - префектуры. В результате Союзнической войны 90-88 до н. э. всё свободное население Италии получило права рим. гражданства, что означало практически переход всех италийских городов и колоний в разряд рим. M. Это положение было закреплено законом Юлия Цезаря о M. (45-44 до н. э.), по к-рому все муниципалы (граждане M.) приравнивались в правах к римлянам, а система правления M. унифицировалась по рим. образцу. В эпоху империи статут M. даровался городам в провинциях в качестве привилегии. По эдикту Каракаллы (212 н. э.) права рим. гражданства были распространены на всё свободное население империи, а все города обращены в M.

Лит.: Нечай Ф. M., Рим и италики, Минск, 1963; Маяк И. Л., Взаимоотношения Рима и италийцев в III -II вв. до н. э., M., 1971; M а i E., Per Ia storia dei municipii fino alia guerra sociale, Roma, 1947. И. Л. Маяк.

МУНК (Munk) Анджей (16.10.1921, Краков,-20.9.1961, близ Освенцима), польский режиссёр. В 1951 окончил Гос. высш. школу кинематографии и театр, иск-ва (Лодзь). С 1949 оператор и режиссёр кинохроники; снимал фильмы:"Направле-ние-Новая Гута" (1951), "Слово железнодорожников" (1953), "Звёзды должны гореть" (1954, совм. с В. Лесевичем)и др. В 1955 дебютировал в художеств, кино. Известность M. принесли фильмы "Человек на рельсах" (1957), "Героика" (1958), "Косоглазое счастье" (1960, в сов. прокате-"Шесть превращений Яна Пищика"). Последний фильм M. "Пассажирка" (по одноимённой повести 3. Посмыш) завершён Лесевичем в 1963. В фильмах M. характеры героев раскрываются в острых и напряжённых ситуациях; ряд его кинолент награждён премиями на междунар. кинофестивалях в Венеции (1955, 1958), Карлови-Вари (1957) и др.

Лит.: Рубанова И., Польское кино 1945 - 1965, M., 1966; Маркулан Я., Кино Польши, Л.. 1967; Andrzej Munk. Warsz., 1964 (лит.).


МУНК (Munk) Кай (13.1.1898, Марибо,-4.1.1944, Хёрбюлунне, близ Сильке-борга), датский драматург, поэт, публицист. По окончании теологич. ф-та Копенгагенского ун-та (1924) M.- приходский священник в Западной Ютландии. Лит. деятельность начал в 20-х гг. Первое значит, произв.- драма "Идеалист" (опубл. 1928), трактующая на библейском материале проблемы добра и зла. В драме "Слово" (1925) M. утверждает силу религ. веры. В произв. 30-х гг. отразилось увлечение M. идеей "сильной личности", приведшее его к проповеди политич. диктатуры (драмы "Гамлет", 1934, "Победа", 1936, "Диктаторша", 1938); однако в драме "Он сидит у плавильного тигля" (1938) M. осудил расовые теории фашизма. После оккупации Дании выступал как активный антифашист и патриот: сб-ки стихов "Клянитесь, юноши!" (1941), "Юный Север" (1942), сб-ки статей "На реках Вавилонских" (1941), "Мечом слова" (1942), нац.-историч. драма "Нильс Эббесен" (1942). Стихи и проповеди M., зовущие к сопротивлению, печатались в нелегальной прессе. Убит нацистами.

Соч.: Mindeudgave, [bd 1-9], Kbh., 1948-49.

Лит.: Кристенсен С. M., Датская литература 1918-1952, M., 1963; L а rs е n J. К., Kaj Munk som dramatiker, Kbh., 1941; В г i x H., Hastigt svandt den lyse sommer, Kbh., 1946; Marcussen О., Kaj Munks b0ger. En bibliografi, Kbh., 1945. И. П. Куприянова.


МУНК (Munch) Петер Андреас [15.12.1810, Кристиания (Осло),- 25.5.1863, Рим], норвежский историк. Проф. ун-та в Кристиании (с 1841). С 1861 архивариус Гос. архива. Осн. труд -"История норвежского народа" (доведена до 1397). Опираясь на обширный, критически проверенный материал разнообразных источников, частично впервые введённых им в науч. оборот, M. реконструировал древнейший период в истории Норвегии. В основу разработанной (вслед за своим учителем Я. Кейсером) концепции ср.-век. норв. истории M. положил борьбу между "родовой аристократией" и королев, властью. Идеолог радикальных кругов норв. буржуазии, M. активно выступал за разрыв шведско-норвежской унии.

Соч.: Det norske folks historic, del 1-4, [bd 1 - 6], Christiania, 1852-59.


МУНК (Munch) Эдвард (12.12.1863, Летен,-23.1.1944, Экели, близ Осло), норвежский живописец и график. Учился в Кристиании в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). В кон. 1880-х-1900-е гг. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии (особенно долго) и в Италии. Мировоззрение M. формировалось под воздействием творчества X. X. Йегера, а также Ю. А. Стринд-берга и др. писателей-символистов, что обусловило его частое обращение к мотивам медленно угасающей жизни, смерти, одиночества и тревоги, болезненной эротики. Творчество M. с нач. 1890-х гг. развивалось в русле складывавшегося стиля "модерн" ("Сестра художника", 1892; "Комната умирающего", 1893). Вместе с тем оно обнаоуживает ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цветовой строй), к-рые усиливают трагич. звучание образов и во многом предвосхищают возникновение экспрессионизма ("Крик", 1893;"Танец жизни", 1899; "Девушки на мосту", илл. см. т. 9, табл. XVIII, стр. 192- 193; все названные произв.- в Нац. гал., Осло).

Э. Мунк. "Крик". 1893. Национальная галерея. Осло.

Большинство картин M. 1890-х - 1910-х гг. входит в символич. по замыслу, неосуществлённый полностью цикл "Фриз жизни". Он обращался к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала ун-та в Осло, 1910-16), создал галерею островыразит. портретов современников, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.

Лит.: Стенерсен Р., Эдвард Мунк, [пер. с норв., послесловие И. Я. Цагарел·· ли, M., 1972J; В е е s с h О., E. Munch, KoIn, 1960; Munchmuseet. Katalog, Oslo, 1963; S tang N., Edvard Munch, Oslo. [1971]; Munch Ed., Album. Text by Th. M. Messer, N. Y., [197-]. T. И. Володина.


МУНКАЧИ (Munkacsi) Бернат (12. 3. 1860, Надьварад, ныне Орадя, Румыния,-21.9.1937, Будапешт), венгерский языковед и этнограф, акад. Венг. АН (1910). Окончил Будапештский ун-т (1882). Осн. труды в области сравнит.-историч. языкознания, тюркологии, иранистики и этнографии. Изучал финно-угорские народы Поволжья и Зап. Сибири. Редактировал журн. "Ethnographia". Основатель журн. "Келети семле" ("Кеleti Szemle"), организатор Венг. комитета Междунар. об-ва Cp. и Вост. Азии (1904).

Соч.: A vogul nyelvjarasok szoragoza-sukban ismertetve, Bdpst, 1894· Vogul nep-koltesi gyujtemeny, kot 1-4, 3'dnst, 1892- 1952; Arja e? kaukazusi elemek я finn-magyar nyelvekben, Bdpst, 1901.

Лит.. Munkacsi N., Egy nagy ma-gyar nyelvesz, Bdpst, 1943; K a 1 m a n B , Munkacsi Bernat emlekezete, "Magyar Tud. Akad., Nyelves Irodalomtudomanyi Osztalyanak Kozlemenyei", 1960, 16 kot., №1-4.

МУНКАЧИ (Munkacsy), собственно - Л и б (Lieb) Михай (20.2.1844, Мункач, ныне Мукачево, УССР,-1 5.1900, Энде-них, близ Бонна, Германия), венгерский живописец. Учился у Э. Самоши (1862- 1863), в венской и мюнхенской AX (1865-1868), а также з Дюссельдорфе (1868-1869) у Л. Кнауса. Испытал влияние мастеров дюссельдорфской школы, бар-бизонской школы и Г. Курбе. Ранние произв. M. проникнуты романтич. веяниями ("Гроза в степи", 1867, Венг. нац. гал., Будапешт). В 1870-е гг. под воздействием революционно-демократич. идей создаёт произв., насыщенные активным социально-критич. пафосом, отличающиеся острой психологич. убедительностью ситуаций и яркостью нар. типов (принёсшая M. мировую известность "Камера смертника", 1870; "Щнпательницы корпии", 1871; "Ночные бродяги", 1873; все - там же). Работая над многофигурными сценами из нар. жизни, M. добивается драматич. насыщенности и цельности композиции с помощью пастозного, объёмно лепящего форму мазка и эмоционально насыщенного колорита, построенного обычно на напряжённых контрастах белого и коричневатых или чёрных тонов. С кон. 1870-х гг., помимо ост-ровыразит. пейзажей и портретов ("Ласло Паал", ок. 1876-77, там же), M. всё чаще пишет религ., ист. и жанровые полотна, отмеченные чертами салонности и академизма ("Се человек", 1896, Музей им. Ф. Дери, Дебрецен), но обращается и к революц. тематике ("Забастовка", 1895, Венг. нац. гал., Будапешт). Лучшие произв. M. легли в основу реалистич. направления в венг. живописи 19 в. Илл. см. также т. 4, вклейка к стр. 480.

Лит.: Алёшина Л. С., Михай Мункачи, M , 1960; V ё gvа г i L., Munkacsy Mihaly elete es muvei, Bdpst, 1958.


МУНКУ-САРДЫК, горный массив в Вост. Саяне. Состоит из 6 вершин (наиболее высокая - Мунку-Сардык, 3491 м). Сложен гранитами. В речных долинах до вые. 2000 м встречаются леса, выше на склонах - альпийские луга, горные тундры и каменистые россыпи. На M.-С.- несколько небольших ледников (общая площадь оледенения 1,3 км2).


МУНКЭ (1208-1259), четвёртый хан Монг. империи, внук Чингисхана. Вступил на престол в 1251 при поддержке Батыя (Бату), одержав победу над своими соперниками. Внутр. политика M. была направлена на укрепление центр, аппарата управления, упорядочение торговли и ремёсел, внешняя - на продолжение завоеват. походов. К 1258 им был завоёван Иран и начато покорение Юж. Китая. Умер во время похода в Китай.


МУНТЕНИЯ (Muntenia; от рум. munteni - горцы, munte - гора), название вост. части Валахии, расположенной к В. от р. Олт, к-рая отделяет её от зап. части - Олтении. По современному адм. делению включает уезды Арджещ, Брэила, Бухарест, Бузэу, Дымбовица, Илфов, Прахова, Телеорман, Яломица, часть уездов Вылча и Олт.

M. Мункачи. "Камера смертника". 1870. Венгерская национальная галерея. Будапешт.


МУНТЖАКИ (Muntiacus), род млекопитающих сем. оленей отряда парнокопытных. Дл. тела 80-100 см, вые. в холке 45-58 см; хвост длинный, тонкий. Рога только у самцов, дл. до 15 см, сидят на высоких выростах лобных