БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ерация, при к-рой проволока или лента изгибается в цилиндрич., конич., плоскую или фасонную пружину. Различают холодную H. п. из проволоки диаметром от 0,1 до 16 мм и горячую из проволоки от 12 до 75 мм. Существует неск. способов H. п. Цилиндрич. пружины навивают на вращающуюся оправку (холодная и горячая навивка); при помощи подающих роликов и упорного штифта, перегибающего проволоку через неподвижную оправку (холодная); при помощи подающих роликов и двух упорных штифтов (холодная). Последний способ наиболее распространён, осуществляется на пружинонавивочных станках. Навивку фигурных пружин производят на спец. оправках, приспособлениях, обычно на полуавтоматах. На рис. показана схема навивки цилиндрич. пружин с равномерным шагом, к-рый задаётся клином, действующим в определ. момент на заготовку, или шаговой лапкой, подаваемой вдоль оси пружины. Отрезка готового изделия происходит при остановке подачи внутренним и наружным ножами. При H. п. из проволоки больших диаметров (от 50 мм) вместо штифтов на автоматах устанавливают более прочные упорные ролики с канавками. С помощью рычажной системы,

Схема навивки цилиндрических пружин с помощью подающих роликов и двух упорных штифтов на пружинонавивочном автомате: / - ролики, подающие проволоку; 2 - шаговая лапка; 3 - наружный нож; 4 - внутренний нож; 5 - наружный штифт; 6 - внутренний штифт; 7 - шаговый клин.

смещающей штифты в процессе навивки к исходной точке, получают конич. и фасонные пружины. При смещении наружного штифта (или ролика) вперёд перпендикулярно плоскости навивки можно получать пружины с межвитковым давлением (заготовки для пружин растяжения). Горячую навивку осуществляют на полуавтоматах со схемой навивки на оправке. E. Г. Белков.

НАВИГАЦИОННЫЕ АКТЫ (Navigations Acts), акты англ, парламента, принимавшиеся для защиты мор. торговли Англии от иностр. конкуренции. Первый H. а. был принят в 1381. Акт 1651 устанавливал, что товары из Азии, Африки и Америки следует ввозить в Англию и её владения только на англ, судах, а европ. товары - на англ, судах или судах страны-экспортёра. Направленный против голл. посреднической торговли и рыболовства, этот акт привёл к англо-голл. войне 1652-54 (см. Англоголландские войны 17 века), в результате к-рой Нидерланды вынуждены были примириться с принципами H. а. Положения акта 1651 были сохранены и развиты в актах 1660, 1663, 1672 и 1696. H. а., основанные на принципах меркантилизма, сыграли большую роль в развитии англ. мор. торговли. H. а. были отменены в сер. 19 в. с утверждением англ, торгово-пром. гегемонии и переходом к свободной торговле.

Лит.: Harper L., The English navigations laws, N. Y., 1939.

НАВИГАЦИОННЫЕ СУМЕРКИ, см. Сумерки.


НАВИГАЦИОННЫЙ СПУТНИК, искусственный спутник Земли, предназначенный для обеспечения навигации судов и самолётов. С помощью навигац. радиотехнич. аппаратуры в неск. точках орбиты измеряются дальность и скорость H. с. относительно судна (самолёта). Результаты этих измерений в сочетании с известными геоцентрич. координатами H. с., определяемыми на моменты измерений по информации, хранящейся в запоминающем устройстве H. с. и передаваемой по радио во время сеансов связи, позволяют определить положение судна, с к-рого проведены измерения. Для повышения точности навигац. расчётов используют систему из неск. спутников, движущихся по разным орбитам, и сеть наземных станций, ведущих систематич. измерения положений H. с. для уточнения параметров их орбит. Ошибка определения положения судна по результатам наблюдений одного H. с. составляет ок. 55 м.

Лит.: О a k e s J. В., The navy navigation satellite system and its applications. "Journal of the Washington Academy of Sciences", 1969, v. 59, N° 1-3, p. 7 - 16. A. M. Микиша.


НАВИГАЦИЯ (лат. navigatio, от navigo - плыву на судне), 1) мореплавание, судоходство. 2) Период времени в году, когда по местным климатич. условиям возможно судоходство. 3) Осн. раздел судовождения, в к-ром разрабатываются теоретич. обоснования и практич. приёмы вождения судов. (О вопросах возд. H. см. в ст. Навигация воздушная.)

Начало мор. H. восходит к глубокой древности. Простейшие приёмы вождения судов были известны не только древним египтянам и финикийцам, но и народам, стоявшим на более низкой ступени развития. Основы совр. H. были заложены применением магнитной стрелки для определения курса судна, относимым к 11 в., составлением карт в прямой равноугольной цилиндрич. проекции (Г. Меркатор, 1569), изобретением в

19 в. механич. лага. В кон. 19- нач.

20 вв. успехи в развитии физики послужили основой создания электронавигац. приборов и радиотехнических средств судовождения. В России первое уч. пособие по H. было составлено в 1703 Л. Ф. Магницким - преподавателем Школы математических и навигацких наук, основанной Петром I в 1701. Большой вклад в разработку вопросов H. внесли рус. мореплаватели и учёные: С. И. Мордвинов, Л. Эйлер, M. В. Ломоносов и др. Кругосветные плавания и науч. экспедиции, совершённые рус. моряками, способствовали дальнейшему развитию науки судовождения. Создаются учебники, в к-рых методы H. получают трактовку, близкую к современной. В 1806 выходит учебник П. Я. Гамалеи "Теория и практика кораблевождения", выдержавший неск. изданий и служивший в 1-й пол. 19 в. осн. пособием по H. Новый этап в развитии H. и штурманского дела открыло изобретение радио А. С. Поповым. Большая заслуга в создании и развитии отечеств, школы H. принадлежит сов. учёным: H. H. Матусевичу, H. А. Сакеллари, А. П. Ющенко, К. С. Ухову и др.

Задачи совр. H.: выбор безопасного и наиболее выгодного пути судна, определение направления движения и пройденного судном расстояния в море при помощи навигац. инструментов и приборов (в т. ч. определение поправок показаний этих приборов); изучение и выбор наиболее удобных для судовождения картографич. проекций и решение на них аналитич. и графич. способами навигац. задач; учёт влияния внешних факторов, вызывающих отклонение судна от выбранного пути; определение места судна по наземным ориентирам и навигац. искусств, спутникам и оценка точности этих определений. Ряд навигац. задач решается с использованием методов геодезии, картографии, гидрографии, океанологии и метеорологии.

Плавание судна между заданными пунктами требует расчёта и нанесения его пути на морские навигационные карты, а также определения курса, обеспечивающего перемещение судна по намеченному пути с учётом воздействия внешних возмущающих факторов - ветра и течения. В качестве основной единицы измерения расстояний в море принята морская миля, а направлений - градус.

Кратчайшим расстоянием между двумя данными точками на поверхности Земли, принятой за шар, является меньшая из дуг большой окружности, проходящей через эти точки (см. Ортодромия). Кроме случая следования судна по меридиану или экватору, ортодромия пересекает меридианы под разными углами. Поэтому судно, следующее по такой кривой, должно всё время изменять свой курс. Практически удобнее следовать по курсу, составляющему постоянный угол с меридианами и изображаемому на карте в проекции Меркатора прямой линией - локсодромией. Однако на больших расстояниях различие в длине ортодромии и локсодромии достигает значит, величины. Поэтому в таких случаях рассчитывают ортодромию и намечают на ней промежуточные точки, между к-рыми совершают плавание по локсодромии.

Графич. изображение пути судна на мор. карте наз. прокладкой. Во время плавания судоводитель ведёт непрерывный учёт положения судна по направлению его движения и пройденному расстоянию на основе показаний компаса судового и лага, а также данных о течении и дрейфе судна. Метод учёта положения судна по элементам его движения наз. счислением, а место судна на карте, полученное этим методом,- счислимым местом судна. Однако как бы тщательно ни велось счисление, оно всегда расходится с действит. местом судна из-за ошибок в принятых поправках показаний компаса и лага, неточностей учёта элементов течения и дрейфа, а также отклонений судна от курса под влиянием др. факторов. Поэтому во время плавания для исключения ошибок постоянно корректируют счисление посредством периодич. определений места судна (обсерваций) по наземным ориентирам (т. е. навигац. способами) или небесным светилам, применяя способы мореходной астрономии. Навигац. способы основаны на измерении расстояний и направлений (или их комбинаций) до объектов, координаты к-рых известны, или углов между ними. Каждое измерение даёт одну линию положения. Пересечение 2 линий положения определяет обсервованное место судна. При 3 и более линиях можно не только определить место судна, но и найти вероятные значения ошибок наблюдений. Ориентирами для навигац. определений вблизи берега служат нанесённые на карту естеств. приметные места или искусств, сооружения (преим. средства навигац. оборудования - маяки, знаки, створы и др.), наблюдаемые визуально или при помощи радиолокатора, сигналы круговых или створных радиомаяков, звуковые сигналы, а также отличит, глубины. На значит, расстояниях от берега используются импульсные, импульсно-фазовые и фазовые радионавигационные системы или секторные радиомаяки.

Повышение интенсивности движения на мор путях, увеличение размеров и ско рости хода мор судов требуют совершенствования технич средств и методов H Одним из путей увеличения точности счисления является использование эффекта Доплера (см Доплера эффект) в гидроакустич лагах, позволяющее измерять скорость судна относительно грунта На подходах к портам и при плавании по стесненным фарватерам необходимая точность проводки судов обеспечивается применением прецизионных радионави-гац систем ближнего действия или бере говыми радиолокац станциями Для H в открытом море разрабатываются гло бальные радионавигац системы, позволяющие определять место судна в любой точке Весьма перспективна для этой цели система навигац искусственных спутников Земли

Развитие техники судовождения поз воляет автоматизировать получение и обработку навигац информации и выдавать данные непосредственно на систему управления для решения задачи стабилизации судна на заданной траектории Перспективным направлением является развитие и применение на трансп судах автономных систем инерциалънои навигации.

Лит У х о в К С , Навигация, Л 1954, Щеголев E Я, Радиотехничес кие средства морского судовождения, Л , 1956, ЯкушенковА А, Судовождение и связь, в KH Проблемы развития мор ского флота Л, 1970 ЮщенкоА П, Лесков M M, Навигация, 2 изд , M , 1972 Б П Хабур.

НАВИГАЦИЯ у животных, то же, что бионавигаци.


НАВИГАЦИЯ ВОЗДУШНАЯ, аэро навигация, наука о методах и средствах вождения летат аппаратов (ЛА) - самолетов, вертолетов, ракет и др , со вокупность операций по определению навигац элементов наземными пункта ми управления полетами или на борту ЛА и использованию их для вождения ЛА Принципы H в берут начало от возникшей в древние времена мор на вигации, в частности у нее заимство ван метод использования магнитного компаса, и мореходной астрономии.

H в обеспечивает вождение ЛА по траектории, определяемой маршрутом (трассой) и профилем полета, с заданной программой, регламентирующей режим полета ЛА от его взлета с начального пункта маршрута и до посадки в конеч ном пункте в заданное время (см Авиалиния). Кроме того, H в решает част ные навигац задачи - выдерживание заданных дистанций и интервалов време ни между ЛА на трассах с интенсивным возд движением или при выходе с трассы к аэродрому посадки, предупрежде ние столкновения ЛА в полете с наземными препятствиями (горой и др ), сближение двух ЛА в полете (встреча с самолетом танкером для дозаправки горючим и др ) и т д При выполнении полета по заданным траектории (или маршруту) и программе задача H в , в отличие от пилотирования, сводится в основном к получению непрерывной или периодич информации о текущих навигац элементах постулат движения центра масс ЛА относительно системы координат, привязанной к земной поверхности.

Для определения навигац элементов (курса сноса угла, путевого угла воз душной и путевой скоростей, высоты, координат местонахождения ЛА и др ) применяются различные технич средства, к рые в зависимости от первичного источника навигац информации подразделяются на 4 осн группы геотехниче с к и е, позволяющие определять отно сит высоту почета, магнитный курс ме стонахождение ЛА измерением различ ных параметров геофизич полей Земли (магнитного, гравитационного и др ), к ним относятся высотомеры измерите ли воздушной и путевой скоростей, магнитные компасы и гиромагнитные ком пасы, гирополукомпасы, оптич визиры, инерциалъные навигационные системы ит д, радиотехнические, позволяющие определять истинную высоту, путевую скорость, местонахождение ЛА измерением различных параметров электромагнитного поля по радиосигналам, излучаемым спец передающими устрой ствами, к ним относятся радиовысотомеры, радиомаяки, радиокомпасы, радионавигационные системы и т д , астрономические, позволяющие определять курс и местонахождение ЛА, к ним относятся астрономические компасы, секстанты, астроориентаторы и т д (см Авиационная астрономия), светотехнические предназна ченные для обеспечения посадки ЛА в сложных метеорологич условиях и ночью, а также для облегчения ориентировки (светомаяки) T к каждой группе технич средств навигации свойственны свои преимущества и недостатки, то для обеспечения точного полета ЛА по заданному маршруту в любых условиях погоды навигац средства, работающие на различных принципах, объединяются как датчики в единые комплексные системы В таких системах с помощью аналоговых или цифровых вычислит машин решаются осн навигац задачи и записывает ся программа предстоящего полета (координаты пунктов заданного маршрута, высоты и скорости пролета над пунктами, координаты радионавигац систем и др ) Комплексные навигац системы, связанные с автопилотом, могут обеспечить автоматич полет по всему маршруту и заход на посадку при отсутствии видимости земной поверхности. В общем случае применяемая комплексная навигац система определяет местоположение ЛА по трем координатам 2 координаты - проекции его центра масс на горизонтальную плоскость (долгота и широта), и одна - высота Для ориентировки ЛА достаточно знать 2 координаты в горизонтальной плоскости Маршрут поле та контролируется по линии пути, опре деляемой проекцией вектора путевой ско рости Последний находится как результат счожения измеряемых векторов воз душной скорости (скорости ЛА по отно шению к воздуху) и скорости воздуш ного течения по отношению к земной по верхности. Высота полета измеряется высотомером.

Для определения текущих координат местоположения ЛА в полете используют ся разные методы, сводящиеся к трем основным} 1) счисления пути, основанный на получении линий (поверхностей) положения ЛА дискретным или непрерывным суммированием во време ни его измеряемой скорости или ускорения, 2) позиционный (линий положения, или позиционных линий), к рым непосредственно определяют линии (поверхности) положения ЛА без учета пройденного им расстояния путем нахождения координат местоположения ЛА относительно известных наземных ориентиров или небесных светил, 3) обзорно-сравнительный (ориентировка), к рым определяют местоположение Л А либо путем сличения фактически наблюдаемой картины местности по опознанным наземным ориентирам (зрительным, радио локац , магнитным и др ) с географич картой или условной моделью местно сти, либо путем счичения участка небес ного свода со звездной картой В зави симости от специфики вождения различ ных видов ЛА, их класса и назначения, районов их применения и характера маршрута комплексные системы H в отличаются друг от друга по составу Выбор технич. средств H в. и ее методов производится в соответствии с заранее разработанным штурманским планом.

Требования по обеспечению максимально возможной безопасности возд движения в условиях возрастающей его интенсивности, увеличения числа и протяженности возд авиалиний, дальнейшего воз растания скоростей полета ЛА привели к созданию и внедрению автоматизиров комплексных систем H в и управления возд движением

Лит Справочник авиационного штурма на, под ред В И Соколова, M , 1957, К и р с т M А , Навигационная киберне тика полёта, M , 1971 M M Райчев.

НАВИГАЦКАЯ ШКОЛА, распростра ненное название Школы математических и навигацких наук, основанной в 1701 в Москве Петром I

НАВКРАРИИ (греч naukranai), территориальные округа в Аттике Возникли, предположительно, в 7 в до н э Существовало 48 H , по 12 в каждой из 4 родовых фил Осн функцией H было сооружение воен флота, каждая H должна была снарядить 1 корабль с экипажем и выставить на войну 2 всадников Возглавлял H. ежегодно сменявшийся навкрар, ведавший сбором средств, расходами на сооружение и оснащение корабля, наблюдавший за его постройкой и ко мандовавший им Навкрары составляли совет.

При Соломе наблюдается расцвет деятельности навкраров Клисфен увеличил число H до 50 (по 5 H в каждой из 10 фил), но их политич значение упало в связи с образованием новых территориальных единиц - демов В 5 в до н э (возможно, в 483 при Фемистокле) H исчезли, т к флот стал сооружаться на средства гос-ва и богатых граждан после введения одного из видов литургии - триерархии

Лит Успенский К H, Афинские навкрары и навкрарии, "Изв исторического общества при Московском ун-те", 1896, т 1


НАВКРАТИС (греч Naukratis), др греч колония в Египте, находившаяся в зап части дельты Нила Осн при фараоне Псамметихе I в сер 7 в до н э в основном милетянами В эллинистич эпоху H наряду с Александрией и Птолемаидой обладал правами полиса с гор самоуправ лением, выборными советом и должностными лицами Археол раскопками (с 1884) в H обнаружены святилища, остатки ремесл мастерских (гончарных, стеклодельных, фаянсовых и др ) и многочисленные надписи .
НАВЛЯ, поселок гор типа, центр Нав линского р. на Брянской обл РСФСР Расположен на р. Навля (приток Десны) Ж д станция в 53 км к Ю от Брянска. 10,6 тыс жит (1972) З- ды шпалопропиточный, автоагрегатный, авторемонтный, маслодельный, овощесушильный; деревообрабат. комбинат.

НАВОДНЕНИЕ, значительное затопление водой местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море, вызываемого различными причинами. H. на реке происходит от резкого возрастания кол-ва воды вследствие таяния снега или ледников, расположенных в её бассейне, а также в результате выпадения обильных осадков. H. нередко вызываются повышением уровня воды в реке вследствие загромождения русла льдом при ледоходе (затора) или вследствие закупоривания русла под неподвижным ледяным покровом скоплениями внутривод-ного льда и образования ледяной пробки (зажора) Нередко H. возникают под действием ветров, нагоняющих воду с моря и вызывающих повышение уровня за счёт задержки в устье приносимой рекой воды. H. такого типа наблюдались в Ленинграде (1824, 1924), Нидерландах (1952). На мор. побережьях и островах H. могут возникнуть в результате затопления прибрежной полосы волной, образующейся при землетрясениях или извержениях вулканов в океане (см. Цунами). Подобные H. нередки на берегах Японии и на др. островах Тихого ок. H. могут быть обусловлены прорывами плотин, оградит, дамб. H. случаются на MH. реках Зап. Европы - Дунае, Сене, Роне, По и др., а также на реках Янцзы и Хуанхэ в Китае, Миссисипи и Огайо в США. В СССР большие H. наблюдались на pp. Днепре (1931) и Волге (1908 и 1926).

Наиболее эффективный способ борьбы с H.- регулирование речного стока путём создания водохранилищ.

НАВОЗ, органич. удобрение, состоящее из твёрдых выделений животных обычно в смеси с подстилочным материалом. H. как удобрение начали применять с глубокой древности. В крест, х-вах дореволюц. России он являлся основным местным удобрит, материалом. В СССР, несмотря на все увеличивающееся произ-во минеральных удобрений, ежегодно вывозят на поля примерно 500 млн. т органических удобрений, в основном H. Много H. используют в парниково-тепличном х-ве как биотопливо, для приготовления почвенных смесей, компостов.

H. содержит азот и все элементы зольной пищи, необходимой растениям. Органич. вещество его (осн. часть сухого вещества этого удобрения) улучшает структуру почвы, её водный и возд. режимы, физико-химич. и химич. свойства (напр., увеличивает ёмкость поглощения и степень насыщенности почвы основаниями). Ca и Mg, находящиеся в H., снижают кислотность почвы, а полезные микроорганизмы повышают её биологич. активность. H.- один из источников CO2, к-рый усиливает синтез органич. веществ растениями. Действие H. на урожай продолжается неск. лет.

H. подразделяют на подстилочный и бесподстилочный (полужидкий и жидкий). Примерный химич. состав свежего подстилочного (солома) смешанного (от разных животных) H. (%) : 0,5 N, 0,25 P2O5, 0,6 K2O, 0,35 CaO, 0,15 MgO (при использовании торфяной подстилки кол-во N B H. выше, a P2O5 и K2O несколько ниже). За стойловый период от каждого животного получают H. (т): лошади 3-7, коровы 4-9, овцы и козы 0,4-0,9, свиньи 0,8-2. Эффективность подстилочного H. зависит от степени разложения (свежий, полуперепревший - удобрение для достаточно увлажнённых р-нов, перепревший - удобрение для засушливых р-нов и перегно и-для парниково-тепличных почвосмесей, ор-гано-минеральных смесей, мульчирования посевов), способов его приготовления и хранения. H. в хорошо уплотнённых штабелях, уложенный в навозохранилище (анаэробный способ хранения), теряет меньше азота, чем в рыхлых штабелях (аэробный спос о б). Для быстрого приготовления H. применяют комбинированный способ (сочетание двух первых). При этом полуперепревший H. получают через 1,5-2 мес, перепревший - через 4- 5 мес, при анаэробном способе соответственно через 3-4 и 7-8 мес. Подстилочный H. вносят навозоразбрасывателем перед вспашкой под наиболее ценные культуры севооборота: в полевом - под зерновые (пшеница, рожь, 15-25 т/га) или пропашные (картофель, кукуруза, 20-40 т/га); в овощном - под огурцы, капусту, ранний картофель (35-50 т/га); в кормовом - под кукурузу, корнеплоды (20-40 т/га); в севооборотах с тех-нич. культурами - под сах. свёклу, коноплю, табак (30-50 т/га). Каждая тонна H. повышает урожай всех культур севооборота (в пересчёте на зерно) на 1-2 ц с 1 га.

Бесподстилочный полужидкий H. содержит 86-90% воды и примерно столько же, сколько в свежем соломистом H., питат. веществ. Его вывозят в цистернах на поля и запахивают, компостируют с торфом, соломой, землёй. Бесподстилочный жидкий H. получают в крупных откормочных х-вах и комплексах, в к-рых для очистки помещений применяют гидросмыв. Влажность жидкого H. 95-96%, содержание питат. веществ в 2-3 раза ниже, чем в полужидком. Хранят его в ёмкостях. После отстаивания жидкую фракцию разбавляют водой и раствором поливают кормовые культуры, твёрдую фракцию запахивают в почву. Жидкий H. применяют как удобрение и без разделения на фракции. За рубежом, в частности в США, часть подстилочного H. перерабатывают в сухой H. (влажность 15- 25% ), к-рый используют в основном в декоративном садоводстве.

Лит. см. при ст. Органические удобрения. И. П. Мамченков.


НАВОЗНИКИ, группа жуков сем. пластинчатоусых; включает неск. подсемейств (Aphodiinae, Geotrupinae, Scarabaeinae и др.). Размеры от 3 до 70 мм, окраска чаще бурая или чёрная, иногда с металлич. блеском. Жуки и личинки большинства H. питаются навозом, нек-рые - трупами, немногие раститель-ноядны. Самки откладывают яйца в помет разных животных, преим. млекопитающих. При этом нек-рые H. (напр., афодии) используют кучки помёта на поверхности земли, другие-запасают навоз в виде яйцевидных или грушевидных комков, колбасок и т. п., закапывая его в землю.

Навозник обыкновенный.

Родители нек-рых H. охраняют свое потомство до выхода молодых жуков. В заботе о потомстве часто наравне с самками участвуют самцы. Св. 6000 видов, особенно много H. в тропич. странах; в СССР - ок. 450 видов из родов: скарабеи, копр, калоеды и др. H. играют заметную роль в природе как ассенизаторы (растаскивают и закапывают экскременты). Нек-рые H.- промежуточные хозяева паразитич. червей. См. также Копро-фаги. О. Л. Крыжановский

НАВОЗНИКИ (Coprinus), род шляпочных пластинчатых грибов. Плодовое тело тонкое и нежное, обычно вскоре после окончания роста расплывается в чёрную жидкость, к-рой раньше иногда пользовались вместо чернил. Растут на перегнойной почве и навозе, изредка на деревьях и древесине. H. серый (С. atramentarius) и H. белый (С. comatus) часто встречаются в садах и парках.

Навозники / - серый; 2 -белый.


НАВОЗОПОГРУЗЧИК, машина для выемки из навозохранилищ навоза и погрузки его в трансп. средства. Может быть также использована для выгрузки силоса из траншей или ям. В СССР применяют самоходный крановый и навесной грейферные H. Осн. рабочий орган кранового H. (рис. 1) - виброгрейфер. При передвижении H. вдоль навозохранилища челюсти грейфера, снабжённые зубьями, заглубляют в навозную массу за счёт колебаний, создаваемых вибратором, смонтированным на грейфере.

Рис. 1. Крановый навозопогрузчик: / - виброгрейфер; 2 - вибратор; 3 - подвижная каретка; 4 - трос управления виброгрейфером; 5 - кран-балка; 6 - тяговый трос; 7- электродвигатель; 8 - червячный редуктор; 9- лебёдка; 10- опорная тележка; 11 - ось механизма передвижения навозопогрузчика; /2 - анкерная опора.

При подъёме грейфера включают лебёдку, и заглублённые в