БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381в широком смысле слова-всё население определённой страны. 2) В исто-рич. материализме - H., народные массы, социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, к-рые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества; творец истории, ведущая сила коренных обществ, преобразований. H.- подлинный субъект истории; его деятельность создаёт преемственность в постулат, развитии общества. Место и роль H. в истории впервые раскрыл марксизм-ленинизм, устранивший один из гл. пороков идеалистич. социологии, к-рая игнорировала решающую роль H. в обществ, развитии, приписывая её выдающимся личностям (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 58).

Марксизм-ленинизм впервые вскрыл социальное содержание понятия "Н." и установил, что характер H. изменяется на разных ступенях истории. Для первобытнообщинного строя, когда не было классового деления общества, термины "население" и "Н." не различаются. В антагонистич. формациях в состав H. не входят господствующие эксплуататорские группы, ведущие антинародную реакц. политику. Только с ликвидацией эксплуататорских классов при социализме понятие "Н." охватывает все социальные группы общества.

Марксизм-ленинизм выясняет объективное различие в положении отд. классов, слоев и групп населения и на основе учёта их классовых интересов приходит к выводу о составе H. На всех ступенях обществ, развития основой H., его большинством являются трудящиеся массы - главная производит. сила общества. В классовом обществе H. может включать в себя слои населения с весьма различными и даже с противоположными интересами. К H. принадлежит, напр., буржуазия, боровшаяся против феодализма в бурж. революциях, буржуазия, участвующая в нац.-освободит, борьбе против империализма и колониализма. "Употребляя слово: „народ",- писал В. И. Ленин, - Маркс не затушевывал этим словом различия классов, а объединял определенные элементы, способные довести до конца революцию" (там же, т. 11, с. 124).

Марксизм-ленинизм отличает революц. H., сплочённый идейно и организационно и способный вести борьбу за решение назревших задач обществ, прогресса, от тех масс, к-рые по своему положению заинтересованы в социальных преобразованиях, но не принимают участия в активной политич. борьбе. В политич. пробуждении и организации H. гл. роль играет его авангард, передовой класс, возглавляемый партией. "Политику в серьезном смысле слова могут делать только массы, а масса беспартийная и не идущая за крепкой партией есть масса распыленная, бессознательная, не способная к выдержке и превращающаяся в игрушку ловких политиканов..." (там же, т. 24, е. 66).

Конкретно-историч. подход к H. позволяет коммунистич. партиям проводить гибкую политику, учитывающую изменения в позициях различных классов, вовлекать в ряды нар. движения наряду с пролетариатом и крестьянством и др. группы населения: мелкую буржуазию, интеллигенцию и при определённых условиях и отд. слои др. классов, блокироваться с другими обществ, орг-циями, союзами, объединениями, в т. ч. и с бурж. партиями, позволяет выковывать широкий нар. фронт, объединяющий все прогрессивные элементы населения, способные вести борьбу за мир, нац. независимость, демократию и социализм.

Опора на H., изучение его опыта, запросов и устремлений - характерная особенность деятельности коммунистич. партии. "...Мы можем управлять,- писал Ленин,- только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает" (там же, т. 45, с. 112). Коммунистич. партия является коллективным вождём H., направляющей силой, обеспечивающей своей организаторской и воспитат. работой рост сознательности трудящихся, сосредоточение их усилий на решении исторически назревших задач. Политика и деятельность Коммунистич. партии направлены на широчайшее вовлечение H. в историч. творчество. Развитие общества подготавливает материальные и духовные предпосылки для всё более широкого и активного участия H. как в разрушении старого, так и в создании нового обществ, строя. Созидат. деятельность и активность H. является решающим фактором в строительстве социализма и коммунизма.

В области теории правильное понимание содержания понятия "Н." позволяет раскрыть закономерности деятельности H. в отдельных общественно-экономич. формациях, а также на разных ступенях их зрелости, раскрыть специфику нар. движений в этих формациях на разных этапах и в разных странах, показать качественно новое содержание понятия H. в период пролет, революции и строительства социализма, роль нар. масс в период строительства коммунизма. 3) Термин, употребляемый для обозначения различных форм этнических об-щностей (племя, народность, нация).

В условиях развитого социалистич. общества в СССР сложилась новая историч. общность - советский народ.

А. П. Бутенко.


НАРОДИЧИ, посёлок гор. типа, центр Народичского р-на Житомирской обл. УССР, на р. Уж (басе. Днепра), в 25 км от ж.-д. узла Овруч. Лентоткацкая ф-ка, комбикормовый з-д.


"НАРОДНА TBOPЧICTЬ ТА ETHOГРАФIЯ", журнал, орган Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии им. M. T. Рыльского АН УССР и Мин-ва культуры УССР. Выходит 6 раз в год. Издаётся с 1925. Выходил под названием "Етнографiчний BICHHK" (1925-32), "Украiнський фольклор" (1937-39), "Народна творчiсть" (1939-41), "Нау-KOBI записки шституту мистецтвознавст-ва, фольклору та етнографп" (1947-58), с 1958 - под теперешним названием. В журнале освещаются вопросы истории укр. нар. культуры и быта во взаимосвязях с культурой и бытом др. народов, популяризуются прогрессивные нар. традиции, лучшие образцы нар. творчества, раскрываются закономерности развития различных явлений нар. культуры и быта в период коммунистич. строительства. Тираж (1973) ок. 12,5 тыс. экз.


НАРОДНАЯ, высочайшая гора Урала на Приполярном Урале, в Исследовательском хр., на границе Коми АССР и Тюменской обл. РСФСР. Вые. 1894 м. Сложена кварцитами и метаморфич. сланцами протерозойского и кембрийского возраста. Имеются небольшие ледники. У подножия, глубоких долинах-лиственничные и берё зовые редколесья, выше -горная тундра

"НАРОДНАЯ ВОЛЯ", революционнс народническая орг-ция в России нач 80-х гг. 19 в. Образовалась в авг. 187S после раскола "Земли и воли" на "Народ ную волю" и "Чёрный передел". Учреди телями "Н. в." были профессиональны революционеры - сторонники политич борьбы с самодержавием.

Народовольцы создали централизован ную, хорошо законспирированную органи зацию, самую значительную для разночинского периода освободит, движения в Рос сии. Её возглавил Исполнит. K-T: А.Д.Михайлов, А.А. Квятковский,А.Н.Желябос С. Л. Перовская, В. H. Фигнер, H.A. Mорозов, M. Ф. Фроленко, Л. A. Tихомиров, А. И. Баранников, А. В. Якимовский M. H. Ошанина и др. Ему подчинялас сеть местных и спец. (рабочих, студенч воен.) групп. В 1879-83 народовольч. группы имелись почти в 50 городах, особенно много их было на Украине и в Пс волжье. Число чл. орг-ции не превышал 500, в движении участвовало неск. тысяч.

Программа "Н. в." содержала требования созыва Учредит, собрания, введение всеобщего избират. права и постоянного нар. представительства, свободы слова совести, печати, сходок; общинного самоуправления, замены постоянной армии нар. ополчением, передачи земли народу предоставления угнетённым народам права самоопределения. Как и предшествующие народнические программы, она смешивала задачи демократические и социалиетические, но её выгодно отличало развёрнутое определение именно демократич. задач. Признав необходимость политич. борьбы с самодержавием, народовольцы сделали по сравнению с народниками 70-х гг. шаг вперёд. Однако они оставались социалистами-утопистами разделявшими осн. положения народнической идеологии и прежде всего вера в возможность для России, минуя капитализм, прийти к социализму через крест. революцию. Большинство их верило в возможность непосредственно слить политич. и социалистич. перевороты уповая на социалистич. инстинкты крестьянства. Другие разделяли политич. и социальный переворот во времени, полагая что после свержения самодержавия установления демократич. свобод peволюционеры сумеют развернуть подготовку к социалистической революции. Либеральное крыло (не пользовавшееся существенным влиянием) предполагало удовлетвориться получением от царского пр-ва конституции.

"Н. в." проводила революц. агитации и пропаганду во всех слоях населения Газ. "Народная воля", "Рабочая газета" стремились популяризировать идею политич. борьбы с самодержавием. Борьба за захват власти революционеры развернули под девизом "Теперь или никогда!" В подготовке восстания, а также в eё осуществлении "Н. в." гл. роль отводила революц. меньшинству, т. е. своей орг-ции. Нар. массы должны были играть вспомогат. роль. В этом сказался бланкистский (см. Бланкизм) характер программы "Н. в.", понимавшей политич. борьбу как заговор. С развитием и обострением политич. борьбы всё большее значение приобретал террор. "Н. в." подготовила 7 покушений на Александра II. Народовольческий террор устрашил пр-во, заставил его пойти на нек-рые уступки. Однако увидев, что революционеров не поддерживают массы, самодержавие перешло в наступление. В тер-рористич. борьбе народовольцы растратили лучшие силы, обескровили орг-цию. В 1879-83 прошло св. 70 политич. народовольческих процессов, по к-рым привлекалось ок. 2 тыс. чел.

После убийства 1 марта 1881 Александра II "Н. в." переживала идейный и организационный кризис. Наиболее значит, попытки возрождения "Н. в." связаны с деятельностью Г. А. Лопатина (1884), П. Ф. Якубовича (1883-84), Б. Д. Op-жиха, В. Г. Богораза, Л. Я. Штернберга (1885) и С. M. Гинсбург (1889). Особое место в народовольческом движении занимает "Террористич. фракция „Народной воли"" А. И. Ульянова (1886-87), стремившаяся внести в программу "Н. в.> отд. марксистские положения. Народнические орг-ции 90-х гг. (группа народовольцев Петербурга, группа старых народовольцев в эмиграции) по сути отказались от MH. революц. принципов "Н. в.".

Деятельность "Н. в." стала одним из самых важных элементов революц. ситуации 1879-80. Однако несостоятельность её программных предпосылок, ошибочность тактики политич. заговора, преобладание террористич. метода борьбы над др. формами неизбежно должны были кончиться крахом.

Источи.: Архив "Земли и воли" и "Народной воли", M., 1932; Литература партии "Народная воля", M., 1930; "Народная воля" в док-тах и воспоминаниях, [M., 193O]; Народовольцы. Сборник статей и материалов..., т. 1-3, M., 1928 -31;"Народная воля" перед царским судом, в. 1-2, M., 1930; Революционное народничество 70-х гг. XIX в. Сб. док-тов и мат-лов, т. 2, M., 1965.

Лит.: Ленин В. И·, Поли. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 395): Маркс, Ленин и Плеханов о народничестве и "Народной воле". Сб. ст., M., 1931; Плеханов Г. В., Наши разногласия, Соч., т. 2, М.-П., [б. г.]; его же, Неудачная история партии "Народной воли", т. 24, М.- Л., 1924; Богучарский В. Я., Из истории политической борьбы в 70-80-х гг. 19 в., M., 1912; Волк С. С., "Народная воля" (1879 - 1882), М.- Л., 1966; Седов M. Г., Героический период революционного народничества, M., 1966; Твардовская В. А., Социалистическая мысль России на рубеже 1870 -1880-х гг., M., 1969; Троицкий H. А., "Народная воля" перед царским судом, [Саратов], 1971. В. А. Твардовская.


"НАРОДНАЯ ВОЛЯ", газета революц.-народнической организации "Народная воля". Изд. нелегально в 1879-85. Вышло 12 номеров. Печаталась в Петербурге (№№ 1-5), Москве (№№ 6-9), Дерите (№ 10), Ростове-на-Дону (2-е изд. № 10), Таганроге и Новочеркасске (№№ 11- 12). Тираж 2-3 тыс. экз. Редакторы: Л. А. Тихомиров (№№ 1-5), H. А. Морозов (№№ 1-3), В. С. Лебедев (№№ 6- 9), Г. А. Лопатин (№ 10), В. Г. Богораз (№№ 11-12). В работе редакции в разное время участвовали А. А. Квятков-ский, А. И. Иванчин-Писарев, С. H. Кри-венко, H. К. Михайловский, А. П. Прибылёва-Корба, M. H. Ошанина, A. H. Бах, С. А. Иванов, П. Ф. Якубович, Л. Я. Штернберг, Б. Д. Оржих. В"Н. в." сотрудничали H. И. Кибальчич, О. С. Любатович, Ю. H. Богданович, H. А. Саблин, Г. Г. Романенко, M. П.

Троицкий, П. Б. Аксельрод и др. "Н. в." публиковала программные статьи, политич. фельетоны, хронику рабочего, крест, и студенч. движения, секретные правительств, документы. В №№ 8-9 напечатано предисловие К. Маркса и Ф. Энгельса к рус. пер. "Манифеста Коммунистической партии". В 1880-86 под той же редакцией выходил "Листок „Народной воли"" (7 номеров). Полный текст "Н. в." перепечатан в кн.: "Литература партии „Народная воля"" (1930).

"НАРОДНАЯ ГВАРДИЯ" ("Народна гвардiя iм.Iвана Франка", "Народна гварлдя зах!Дних областей Украши", "Оргащзащя партизанського руху в за-Х1дних областях Украши"), подпольно-партизанская антифаш. орг-ция, действовавшая в период Великой Отечеств, войны в 1942-44 на терр. Львовской, Дрогобыч-ской, Станиславской и Тернопольской областей. Образована во Львове членами ВКП(б), Польской рабочей партии (ППР) и быв. членами КП Зап. Украины из антифаш. групп, возникших с первых дней нем.-фаш. оккупации. Организаторами и руководителями "Н. г." были H. Д. Березин, И. П. Вовк, T. А. Гаев-ский, В. А. Грушин, И. В. Дубае, Кароль Курилюк, И. П. Курилович, П. П. Пер-чинский, А. П. Полубяк, E. Г. Цибрух и др. Руководящим центром "Н. г." являлся Воен. совет, орг-ция имела устав и текст присяги. В 1942-43 "Н. г." не смогла установить связь с ЦК КП(б) Украины; помощь в налаживании работы орг-ции оказал ЦК ППР. "Н. г." объединяла более 600 чел.; издавала газеты и листовки на укр. и польск. яз., в к-рых призывала население к борьбе против оккупантов, разоблачала антинар. деятельность укр. и польск. бурж. националистов; имела партиз. отряды, 7 орг-ции и боевых групп на местах, к-рые уничтожили более 30 воинских эшелонов, 10 пром. предприятий, 6 крупных воен. складов и др. В марте 1944 "Н. г." установила связь с ЦК КП(б) Украины и Укр. штабом партиз. движения; боевая деятельность орг-ции усилилась с приближением сов. войск. Несмотря на фаш. репрессии и гибель MH. руководителей, "Н. г." продолжала борьбу до прихода Сов. Армии.

Лит.: Очерки истории КП Украины, 3 изд., M., 1972; Львiвщина у Великiй Вiтчизнянiй вiйнi, 3б. док-тiв i мат-лiв, Львiв, 1968; M а к i в к а С. А., Народна гвардiя iм. Твана Франка, Львiв, 1959; Черненко A. M., Народная гвардия, в кн.: Герои подполья, в. 1, 4 изд., M., 1972.

НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЙЕМЕН, см. Йемен.


НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ, форма политической организации общества, утвердившейся в ряде стран Европы и Азии в результате народно-демократических революций 40-х гг. 20 в. Возникновение H. д. связано со вторым этапом общего кризиса капитализма, характером 2-й мировой войны 1939-45, с решающей ролью СССР в освобождении от фашизма и оккупации народов Европы и Азии. В подавляющей части этих стран H. д. возникла как революционно-демократич. власть, руководимая рабочим классом; в ходе перерастания народно-демократич. революции в социалистическую H. д. превратилась в форму диктатуры пролетариата. В Болгарии, как пишет Т.Живков, власть "... по своему классовому характеру всегда была властью социалистической в народно-демократической форме" (Избр. статьи и речи, т. 1, M., 1965, с. 421).

По своему классовому характеру H. д. на демократич. этапе развития была новым типом власти, представляющей собой демократич. диктатуру ряда классов - пролетариата, крестьянства, мелкой буржуазии и части средней (нац.) буржуазии, основанную на союзе пролетариата и крестьянства при гегемонии пролетариата. В связи с этим задача социалистич. революции в политич. области состояла в усилении роли рабочего класса в руководстве государством, отстранении от власти представителей буржуазии. Утверждение диктатуры пролетариата происходило с использованием парламента, в рамках конституции, когда под давлением масс "снизу" и при использовании уже принадлежавшей рабочему классу части власти "сверху" парламентом отстранялись от власти представители эксплуататоров, принималась и осуществлялась программа социалистич. преобразований.

На протяжении 1945-47 тактика марксистско-ленинских партий в ряде стран H. д. (Чехословакии, Венгрии, Румынии и др.) состояла в том, чтобы, выдвигая революц. требования, постепенно, фракцию за фракцией разоблачить бурж. партии перед массами, и с помощью масс, лишавших их доверия, изгнать представителей буржуазии из парламента и органов власти. Сов. Союз оказывал странам Центр, и Юго-Вост. Европы всестороннюю помощь и гарантировал от вмешательства империалистич. держав. Классовая борьба трудящихся этих стран благодаря правильной политике и тактике марксистско-ленинских партий привела в 1947-48 к установлению диктатуры пролетариата в форме H. д. H. д. "...отразила своеобразие развития социалистической революции в условиях ослабления империализма и изменения соотношения сил в пользу социализма. В ней нашли также свое отражение исторические и национальные особенности отдельных стран" (Программа КПСС, 1973, с. 19-20).

В странах Центр, и Юго-Вост. Европы национально-освободит., революционно-демократич. движение, включавшее весьма разнородные социальные силы, с одной стороны, создавало новые формы политич. орг-ции(Национальный фронт, народные к-ты и т. д.), ас другой - сохраняло нек-рые старые формы (парламент, местное самоуправление, всеобщее изби-рат. право, многопартийность), наполняло их новым содержанием, подчиняло задачам революц. переустройства общества.

Важной особенностью H. д. является характер замены старого гос. аппарата новым. Гос. аппарат был воссоздан в ходе освобождения от фашизма. При этом с самого начала рядом ключевых позиций в народно-демократич. гос-ве (полиция, органы безопасности и др.) овладели трудящиеся; вместе с тем нек-рые его важные звенья остались в руках представителей буржуазии. В борьбе с фашистскими и реакц. элементами, политич. партии к-рых дискредитировали себя и были запрещены, гос. аппарат очищался от враждебных элементов, происходила его демократизация. Утверждение диктатуры пролетариата ознаменовалось тем, что все звенья гос. аппарата были очищены от противников социализма и перестроены в связи с задачами социалистич. строительства.

Одной из отличит, черт H. д. является сохранение, как правило, всеобщего и равного избират. права за всеми гражданами, включая буржуазию. Ещё в первые годы Сов. власти В. И. Ленин подчёркивал, что "...вопрос о лишении эксплуататоров избирательного права есть ч и-сто русский вопрос, а не вопрос о диктатуре пролетариата вообще" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 265). Сохранение в странах H. д. избирательных прав за буржуазией в переходный период к социализму поставило перед рабочим классом и его марксистско-ленинской партией новые задачи: необходимо было бороться за то, чтобы демократич. избират. система не была использована буржуазией в своих корыстных целях.

Другой особенностью H. д. является наличие в нек-рых странах неск. партий при ведущей роли марксистско-ленинской партии. С утверждением H. д. были распущены и запрещены контрреволюц., фашистские партии, однако целый ряд массовых партий, претерпев существ, эволюцию, очистившись от реакционеров, остался и при диктатуре пролетариата. В тех случаях, когда в составе той или другой партии большинство составляли трудящиеся, ход борьбы привёл к закреплению в руководстве такими орг-ция-ми лидеров, готовых принять и отстаивать программу социалистич. преобразований. Если же состав партии был более разнороден, в результате широкой разъяснит, работы и своеобразных форм борьбы эти орг-ции стали возглавляться прогрессивными деятелями, способными сотрудничать в деле социалистич. строительства.

Важной чертой H. д. является существование Национального (Отечественного) фронта, возникшего на первом этапе революции и объединяющего на социалистич. этапе как все политич. партии, так и профсоюзы, женские, молодёжные, спортивные и др. массовые организации. Нац. фронт создает благоприятные возможности для объединения различных прогрессивных обществ, сил. При этом в программе Нац. фронта, а зачастую и в его уставе, закреплена ведущая роль марксистско-ленинских партий. Нац. фронт намечает задачи всех партий, выдвигает общие списки кандидатов в органы власти, организует массы, направляет их деятельность в социалистич. строительстве.

Как свидетельствует историч. опыт, сущность советского и народно-демокра-тич. строя на этапе социалистич. строительства одна и та же. "Это - две формы диктатуры пролетариата" (Димитров Г., Избр. произв., т. 2, M., 1957, с. 670).

H. д. как форма диктатуры пролетариата обеспечила в Болгарии, Венгрии, Корее, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии и др. странах развёртывание строительства социализма. При этом в ряде стран, в частности в Болгарии, ГДР, Чехословакии, Румынии, завершены задачи переходного периода. Обеспечено создание магериально-технич. базы социализма, социалистич. преобразование промышленности и сельского хозяйства, революция в сфере сознания и культуры. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов и достигнутыми рубежами развития здесь развёртывается перерастание диктатуры пролетариата во власть всего народа. См. также статьи об отд. .социалистич. странах. А.П.Бутенко.


НАРОДНАЯ ДРУЖИНА, см. Дружина народная.


НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА, совокупность накопленных народом эмпирич. сведений о целительных средствах, лекарственных травах и гигиенич. навыков, а также их практич. применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней. Передававшиеся из поколения в поколение устным путём эти сведения нашли отражение в нар. обычаях, пословицах, поговорках, преданиях и закреплены в ряде письменных источников (лечебники, травники и др.).

При первобытнообщинном строе H. м. была единств, видом медицины; первобытные люди умели лечить переломы, вправлять вывихи, имели представления о растениях, обладающих болеутоляющим действием, понимали целебное значение солнечных лучей и воды. С разделением общества на классы H. м. получила распространение гл. обр. среди неимущего населения, существенное влияние оказывали на неё суеверия, мистич. представления, открывавшие дорогу знахарству.

Медицина Др. мира широко использовала опыт H. м. Так, богатым арсеналом лекарственных веществ, применявшихся в разнообразных формах (микстуры, втирания, компрессы и т. п.) пользовались врачи Двуречья. Египтяне применяли с леч. целью опий. Тибетская буддийская медицина видела основу терапии в использовании природных средств: "Нет в природе такого вещества, которое не годилось бы в качестве лекарственного средства".

Нар. гигиена - наиболее древняя отрасль H. м.- заложила основу знаний, на к-рой развилась впоследствии науч. гигиена. Выработанные эмпирич. путём гигиенич. меры уже при раоовладельч. строе вошли в законодательства отдельных стран. Так, вавилонское законодательство о "седьмом дне", в течение к-рого запрещались все виды работ, явилось своеобразной регламентацией труда и отдыха. Литературные памятники Др. Индии содержат множество сведений о влиянии климата и времён года на состояние здоровья, о гигиене тела, значении физич. упражнений и правильного питания для поддержания здоровья. Тибетская медицина придавала большое значение воздействию на организм чистого воздуха и солнечных лучей, кит. нар. гигиена - здоровому сну, чистоплотности и умеренности в еде.

Сведения, накопленные H. м., отражены в произведениях крупнейших врачей Др. мира - Гиппократа и Галена, а в последующем - в трудах Ибн Сины и MH. др. Научная медицина применяла и применяет MH. леч. методы H. м., напр, иглотерапию. В течение MH. столетий у жителей Вост. Африки бытовал обычай лечить прогрессивный паралич при помощи лихорадочного состояния (больных сифилисом посылали в болотистые местности, где они заболевали тропич. лихорадкой). Кесарево сечение с успехом практиковалось жителями Центр. Африки и т. д.

В России использовали полынь при лихорадке, берёзовый сок для лечения гнойных ран, дёготь как дезинфицирующее средство, бруснику, морошку, рябину при цинге и т. д. MH. обычаи и пословицы рус. народа пропагандируют гигиенич. меры: "Живи разумом - и лекарство не надобно", "От хождения в лазьню (мыльню) тело чисто живёт" и т. п. Запреты, облечённые на Руси в форму "греха", а у многих народов в форму "табу", зачастую выражают гигиенич. требования. Так, обычай есть яблоки лишь после "освящения" их в праздник Спаса по существу предостерегает от употребления в пищу недозрелых плодов; представление о "сглазе" новорождённого способствовало профилактике переохлаждения или заражения ребёнка при рассматривании его посторонними. Рус. обычаи и поговорки, имеющие гигиенич. значение, собраны В. И. Далем в сборнике "Пословицы русского народа", где выделены в отдельный раздел "Здоровье и хворь".

Классики рус. медицины M. Я. Мудрое, Ф. И. Иноземцев, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин и их ученики изучали H. м. и вводили в практику нек-рые её приёмы. Историкам медицины Л. Ф. Зме-еву и Г. И. Скориченко принадлежат оригинальные исследования, касающиеся H. м. Традицией рус. медицины были уважение к рациональным основам H. м. и непримиримая борьба с псевдоносителями H. м.- знахарями, шаманами, "бабками" и т. п.

Науч. медицина в СССР берёт из тысячелетнего нар. опыта всё ценное и рациональное. Для изучения лекарственной терапии травами создан н.-и. ин-т лекарственных р