БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ecture and art treasuries in Pakistan, Karachi. 1969.


НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА БОЛГАРИЯ, см. Болгария.

НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО, см. Конго.


"НАРОДНАЯ ХАРТИЯ" ("People's Charter"), основной программный документ чартизма. Составлена руководителями Лондонской ассоциации рабочих (У. Ловеттом и др.); опубликована 8 мая 1838. "Н. х." предусматривала всеобщее избират. право для мужчин (с 21 года), ежегодно избираемые парламенты, вознаграждение депутатам, тайное голосование, равные избират. округа, отмену имуществ. ценза. Проведение "Н. х." в Великобритании, б. ч. населения к-рой составлял рабочий класс, при наличии у него боевой политич. организации объективно открывало пролетариату путь к власти. Однако сами чартисты толковали "Н. х." по-разному. Революц. крыло рассматривало "Н. х." как средство уничтожения классового господства буржуазии и социального освобождения трудящихся; наиболее передовые деятели чартизма (Э. Джонс и др.) дополнили в 1851 "Н. х." рядом социалистич. требований. Реформистское течение (в т. ч. и сам JIoветт) истолковывало "Н. х." в духе мелкобурж.-демократич. идеалов.

Публ. в кн.: Слоссон П. В., Чартистское движение и причины его упадка, пер. с англ., M., 1923.

Лит. см. при ст. Чартизм. Л. M. Голъман.


НАРОДНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ, переосмысление слова (заимствованного или родного), семантически не ясного и не разложимого на значимые части, по образцу близкого по звучанию слова родного языка, на основе чисто внешнего, случайного звукового совпадения (просторечное "полуклиника" вместо лит. "поликлиника"). См. Ложная этимология, Этимология.


"НАРОДНИКИ-КОММУНИСТЫ",группа левых эсеров, отказавшаяся поддерживать авантюристическую политику своего ЦК и вышедшая из партии после левоэсеровского мятежа 1918. 18 авг. 1918 группа объявила себя "Н.-к.", а в сент. созванная ею конференция образовала самостоятельную партию; среди руководителей партии наиболее известен Г. Д. Закс (быв. зам. наркома просвещения РСФСР и зам. пред. ВЧК). "Н.-к." считали себя советской партией, поддерживали политику и мероприятия Сов. власти, хотя с большевистской партией имели тактические разногласия, порождённые пережитками народнических взглядов. "Н.-к."-издавали в Москве газ. "Знамя Трудовой коммуны". 6 нояб. 1918 съезд "Н.-к." принял решение о роспуске партии; её члены вступили в РКП(б).

НАРОДНИЧЕСТВО,идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на бурж.-демократич. этапе освободит, борьбы в России (1861-95) и отражавшие интересы крестьянской демократии. Соединяя радикальную бурж.-демократич. антифеодальную программу с идеями утопического социализма, H. одновременно выступало и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны. С момента зарождения в H. наметились две тенденции - революционная и либеральная. В 60-80-х гг. революц. народники разными путями стремились к крест, революции. С сер. 1880-х гг. либеральное H., ранее не игравшее существенной роли, стало господствующим направлением. H. исчерпало свою революционность и было идейно разгромлено марксизмом. С нач. пролетарского этапа ведущая роль в освободит, движении перешла к рабочему классу во главе с марксистско-ленинской партией. В движении H. участвовали представители MH. национальностей России, идеология H. своеобразно преломлялась в условиях различных нац. р-нов страны.

H. в России - "это целое миросозерцание ... Громадная полоса общественной мысли" (Ленин В. И., Тетради по аграрному вопросу. 1900-1916, 1969, с. 21). Оно оказало влияние на развитие литературы (H. А. Некрасов, Г. И. Успенский, H. H. Златовратский и др.), живописи (передвижники), музыки (композиторы "Могучей кучки"), историографии (В. И. Семевский, А. Я. Ефименко и др.), экономич. науки (земская статистика) и др.


Идеология H. Кризис самодержавно-крепостнич. системы ускорил процесс бурж.-демократич. преобразований в России. В то же время в капиталистич. отношениях передовых стран Европы выявились антагонистич. социальные противоречия бурж. общества. Бурж.-демократич. революции в этих странах вызвали разочарование передовой интеллигенции России. Начались поиски "особых путей" социального переустройства страны.

Центральным звеном системы взглядов H. явилась теория некапиталистич. пути развития России, идея перехода к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины (см. Община, раздел Община в России). Подобная перспектива предусматривала ряд радикальных социальных мер: ликвидацию помещичьего землевладения, наделение крестьян землёй, установление демокра-тич. народного правления. Теория некапиталистич. пути развития России была выдвинута в кон. 40 - нач. 50-х гг. родоначальниками народничества А. И. Герценом и H. Г. Чернышевским. Идеи "крестьянского социализма" активно пропагандировал H. П. Огарёв. "Вера в особый уклад, в общинный строй русской жизни; отсюда - вера в возможность крестьянской социалистической революции - вот что одушевляло их, поднимало десятки и сотни людей на геройскую борьбу с правительством", - писал В. И. Ленин (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 271).

В конце 60-70-х гг. теоретическим обоснованием идеи некапиталистич. пути развития становится субъективная социология (П. Л. Лавров, H. К. Михайловский и др.), к-рая движущей силой историч. прогресса провозглашала "критически мыслящие личности", интеллигенцию. Последняя характеризовалась как носитель просвещения, нравств. сознания (идея "долга перед народом"), идеалов справедливого социального общежития. Данная концепция - осознанно или неосознанно - разделялась большинством деятелей H. Возникшая как реакция передовой интеллигенции на обнаружившуюся в годы революционной ситуации 1859-61 неспособность крест, масс подняться на революцию, субъективная социология по своему социальному содержанию отражала революц -демократич. тенденции. Вместе с тем в теоретическом отношении она была несостоятельной, была проявлением идеализма и субъективизма, шагом назад по сравнению с взглядами Герцена и Чернышевского.

В 80-х гг. в H. получил развитие "экономический романтизм" (В. П. Воронцов, H. Ф. Даниельсон и др.), представители к-рого исходили из противопоставления типов экономич. эволюции Западной Европы и России. Народники-экономисты стремились доказать бесперспективность капиталистич. развития в России и необходимость перехода к "народному производству"- некапиталистич. индустриализации, артельно-общинному методу организации хозяйства. Будучи в целом ошибочной мелкобурж. теорией, "экономический романтизм" привлекал внимание обществ, мысли к особенностям экономич. развития России.

Политич. воззрения H., его стратегия и тактика социальных действий наиболее ярко представлены революционным H. Оно совершило значит, шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками - дворянскими революционерами, вступив в прямую борьбу с самодержав-но-крепостнич. системой, и обосновало программу этой борьбы. Народники стремились к организации крестьянской революции, обеспечению для народа "земли и воли", уничтожению помещичьего землевладения. Они вели борьбу с либерализмом, исходили из примата социальной революции над политической, тесной связи демократич. и социалистич. преобразований. Отмечая начавшееся расслоение крестьянства, народники полагали, что бурж. развитие деревни будет остановлено в результате победоносной революции.

Наиболее крупными идеологами революц. H. в 70-е гг. были M. А. Бакунин, Лавров, П. H. Ткачёв. Считая русского крестьянина "прирождённым" социалистом, Бакунин призывал молодёжь немедленно готовить народное восстание против трёх гл. врагов: частной собственности, гос-ва, церкви. Под его не-посредств. воздействием в H. сложилось бунтарское направление. Лавров считал необходимыми для организации восстания длительную пропаганду среди нар. масс и обширную теоретич. и нравственную подготовку революционеров. Ткачёв обосновал политически-заговорщическое (якобинское, бланкистское) направление.

Он исходил из того, что революция должна начаться с гос. переворота силами революц. меньшинства, к-рое после захвата власти вовлечёт массы в социалистич. переустройство. Эти идеи были приняты народовольцами (см. "Народная воля"), дополнившими их положениями о необходимости переходного этапа на пути к социализму (установление демократич. республики), а также обоснованием тактики террора против правительств, лиц.

Заслугой народовольцев было преодоление во многом аполитизма своих предшественников, недооценки значения по-литич. борьбы. Ленин подчёркивал, что "Народная воля" стремилась "...привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 135). Вместе с тем Ленин указывал, что народовольцы "...суживали политику до одной только заговорщической борьбы" (там же, т. 4, с. 372), что опыт истории революц. движения в России предостерегает от таких приёмов борьбы, как террор (см. там же, т. 6, с. 375). С сер. 1880-х гг., по мере развития капитализма, роста рабочего движения в России, распространения марксистских идей, H. постепенно уступает первенство в освободительном движении революц. социал-демократии.

Деятельность революционного H. Истоки движения H. относятся ко времени революционной ситуации 1859-61, когда под влиянием пропаганды "Колокола" и "Современникам демократич. интеллигенция впервые попыталась вести революц. работу в народе. Народнич. и политич. тенденции переплетались в деятельности тайного общества "Земля и воля" наиболее активными членами к-рого были бр. H. А. и А. А. Серно-Со-ловьевичи, А. А. Слепцов и др. Первая "Земля и воля", возникшая под идейным воздействием и при непосредственном участии Герцена и Чернышевского, была крупнейшим объединением революц. кружков 1860-х гг. и первой попыткой создания всероссийской орг-ции. Народнич. тенденции получили дальнейшее развитие в деятельности Ишутинского кружка (1863-66), в к-ром сочеталась пропагандистская работа с элементами заговора; в среде ишутинцев родился замысел покушения Д. В. Каракозова на Александра II.

В условиях оживления демократич. движения в 1869 С. Г. Нечаев пытался создать тайную заговорщич. орг-цию" Народная расправа", построенную на принципах неограниченного централизма, слепого подчинения рядовых членов неизвестным руководителям. Авантюризм Нечаева решительно осудили Маркс и Энгельс, члены Рус. секции 1-го Интернационала, революц. народники в России. В противовес беспринципности "нечаевщины" возникло об-во чайковцев, в к-ром вопрос революц. этики стал одним из главных. Активными деятелями об-ва были M. А. Натансон, С. M. Кравчинский, С. Л. Перовская, П. А. Кропоткин, Ф. В. Волховский, С. С. Синегуб, H. А. Чарушин и др. Чайковцы быстро перешли от революц. просветительской деятельности к подготовке "хождения в народ", в среду крест, населения.

1870-е гг. явились новым этапом в развитии революц. демократич. движения, по сравнению с 60-ми гг. неизмеримо выросло число его участников. Весной и летом 1874 началось массовое "хождение в народ", к-рое явилось первой проверкой идеологии революц. H. Крестьянство не поддержало пропагандистов; к кон. 1875 участники движения были арестованы и затем осуждены по "процессу 193-х". "Хождение в народ" выявило организац. слабость народнич. движения и определило необходимость единой централизованной орг-ции революционеров. Попыткой преодолеть выявившуюся организац. слабость H. явилось создание "Всероссийской социально-революционной организации" (кон. 1874- нач. 1875). В сер. 70-х гг. проблема концентрации революц. сил в единой орг-ции стала центральной. Она обсуждалась на съездах народников в Петербурге, Москве, в эмиграции, дебатировалась на страницах нелегальной прессы. Революционерам предстояло выбрать централистский или федеративный принцип организации, определить отношение к социалистич. партиям в др. странах.

В результате пересмотра программно-тактич. и организац. взглядов в 1876 в Петербурге возникла новая народнич. орг-ция, получившая в 1878 назв. "Земля и волям. Её основателями и активными участниками были M. А. и О. А. Натансоны, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов, О. В. Аптекман, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, В. А. Осин-ский и др. Большой заслугой землеволь-цев явилось создание крепкой и дисциплинированной орг-ции, к-рую Ленин назвал "превосходной" для того времени и "образцом" для революционеров (см. там же, т. 6, с. 135). В практич. работе "Земля и воля" перешла от "бродячей" пропаганды, характерной для 1-го этапа "хождения в народ", к оседлым деревенским поселениям. Разочарование в результатах пропаганды, усиление правительств, репрессий, с одной стороны, обществ, возбуждение в обстановке назревания второй революц. ситуации в стране -с другой, способствовали обострению разногласий внутри орг-ции. Большинство народников убеждалось в необходимости перехода к непосредств. политич. борьбе с самодержавием. Первыми на этот путь встали народники Юга Росс, империи. Постепенно террор становился одним из осн. средств революц. борьбы. Вначале это были акты самозащиты и мести за злодеяния царской администрации. Слабость массового движения обусловила рост народнич. террора. Тогда "террор был результатом - а также симптомом и спутником - неверия в восстание, отсутствия условий для восстания" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 180). В авг. 1879 "Земля и воля" раскололась на две самостоят, орг-ции -"Народную волю" (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, Квятковский, Л. H. Тихомиров, H. А. Морозов и др.), объединившую сторонников новой тактики политич. борьбы, и "Чёрный передел" (Плеханов, Аптекман, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейчи др.), сохранивший исключительно пропагандистский характер.

"Народная воля" ещё более усилила выработанные "Землёй и волей" принципы централизации и конспирации. Орг-цию возглавил Исполнит. K-T (Желябов, Михайлов, Перовская, В. H. Фигнер, M. Ф. Фроленко и др.), поставивший ближайшей своей целью изменение политич. строя путём цареубийства. В 1880- 1881 Исполнит. K-T подготовил 8 покушений на Александра II, завершившихся убийством его 1 марта 1881. Героич. борьба народовольцев сыграла значит, роль в рус. революц. движении. Их заслугой было прямое выступление против царизма и переход к политич. борьбе. Деятельность "Народной воли" стала одним из важных элементов революц. ситуации 1879-80. Однако ошибочная тактика политич. заговора, преобладание террористич. метода борьбы над др. формами не могли привести к нар. революции и неизбежно должны были кончиться крахом " Народной воли". Попытки восстановить обескровленный после 1 марта Исполнит. K-T были парализованы провокацией С. П.Дегаева. Массовые аресты, завершившиеся серией суд. процессов 80-х гг. ("Процесс 20-ти", "Процесс 17-ти", "Процесс 14-ти" и др.), довершили разгром орг-ции.

В сер. 80-х гг. в революц. подполье наметилась тенденция к децентрализации (Молодая партия "Народной воли"), к усилению работы в провинции. В 1885 в Екатеринославе собрался съезд юж. народовольцев (Б. Д. Оржих, В. Г. Бого-раз и др.), пытавшийся объединить революц. силы на Ю. России. В конце дек. 1886 в Петербурге возникла "Террористическая фракция партии „Народная воля"" (А. И. Ульянов, П. Я. Шевырёв и др.), программа к-рой, наряду с утверждением террористич. борьбы, отразила влияние марксизма (признание капитализма в России фактом, а рабочего класса "ядром социалистич. партии"). Haродовольч. и идейно близкие к ним орг-ции продолжали действовать и в 90-е гг. В 1889-90 в Костроме, Владимире и Ярославле существовала революц. орг-ция во главе с M. В. Сабунаевым. В 1891 в Петербурге образовалась "Группа народовольцев", в Киеве -"Южнорусская группа народовольцев". В 1893- 1894 "Социально-революционная партия Народного права" (M. А. Натансон, П. H. Николаев, H. H. Тютчев и др.) стремилась объединить антиправительственные силы страны в политич. борьбе с самодержавием. Развернули в 1890-х гг. работу и эмигрантские группы: "Союз русских социалистов-революционеров " (Берн), "Фонд вольной русской прессы" (Лондон), "Группа старых народовольцев" (Париж) и др. Они ставили своей целью издание и распространение в России нелегальной литературы. По мере распространения марксизма в России народ-нич. орг-ции утрачивали господствующее положение. Лучшие демократич. традиции революц. H. в изменившихся условиях классовой борьбы восприняло новое революц. поколение, преодолевавшее ошибки и иллюзии предшественников.

Практич. деятельность революц. народников объективно способствовала вовлечению в освободит, борьбу росс, пролетариата. Ленин указывал, что в 60-70-х гг. "...в общем потоке народничества пролетарски-демократическая струя не могла выделиться" (там же, т. 25, с. 94). Народники рассматривали гор. рабочих как часть крестьянства. Начало пропаганды демократич. интеллигенции среди рабочих связано с организацией воскресных школ (1859-62), деятельностью ишутин-цев, сближавшихся с рабочими в процессе создания производит, ассоциаций. Наиболее активная пропаганда народников среди городского пролетариата велась с нач. 70-х гг. Чайковцы в Петербурге, Одессе и Киеве создали сеть рабочих кружков, где вначале проводили общеобразоват. занятия, а затем перешли к социальной пропаганде. Из числа рабочих вырастали пропагандисты (П. А. Алексеев, С. И. Агапов и др.), к-рые вели пропаганду на фабриках и заводах Москвы, Иваново-Вознесенска и Тулы. Вторая "Земля и воля", "Народная воля", "Чёрный передел" организовывали рабочие кружки, выпускали прокламации во время стачек петерб. рабочих. Чернопередельцы издавали для рабочих и крестьян газету "Зерно" (1880-81), народовольцы -"Рабочую газету" (1880-81). В 1880-х гг., когда рабочий класс России стал заметно активизироваться, народники, продолжая отстаивать террор как главный метод борьбы, значительно усилили пропаганду на фабриках и заводах, создавали боевые дружины из рабочих.

Но уже в 1870-х гг. наиболее передовые рабочие начинали выходить из-под влияния народнич. идеологии и создавали свои орг-ции - "Южнороссийский союз рабочих" и "Северный союз русских рабочих", "...требовали политических прав народу, хотели вести борьбу за эти права, а русские социалисты ошибочно считали тогда политическую борьбу отступлением от социализма" (там же, т. 4, с. 245). Несмотря на ряд идейных разногласий, революц. народники и передовые рабочие в 70- нач. 80-х гг. выступали как союзники в борьбе против самодержавия, фабрикантов и помещиков.

Революц. народники были осведомлены о различных революц. теориях др. стран. Их привлекал опыт борьбы зап.-европ. пролетариата, предполагалось, что европ. освободит, движение ускорит крест, революцию в России.

Сильное влияние на развитие рус. ре-волюционно-демократич. движения оказал 1-й Интернационал. Большая заслуга в распространении его принципов принадлежала Русской секции 1-го Интернационала. Идеи Междунар. товарищества рабочих, интернац. связей и единства мирового революц. движения распространялись народнич. периодич. изданиями "Вперёд!", "Работник", пропагандистскими брошюрами. "Русские социалисты,- писала в 1876 газета „Вперёд!",- должны помнить, что они -одно звено в международном движении рабочих и должны употреблять все свое старание на то, чтобы их единомышленники разных стран видели в них именно товарищей в общем историческом движении".

В нелегальных народнич. изданиях ставилась проблема интернац. связей между трудящимися разных стран. Сильное влияние на развитие революц. движения в России оказала Парижская Коммуна 1871. По словам революционера и писателя С. M. Степняка-Кравчинского, с появлением Парижской Коммуны "...русский социализм вступил в воинствующий фазис своего развития" (Соч., т. 1, M., 1958, с. 374).

Народники не понимали марксизма и считали его учением "западным", не применимым к России, но испытали на себе влияние марксизма, заимствовали его отдельные положения. Народники были первыми распространителями произведений К. Маркса и Ф. Энгельса на рус. яз.: в 1871 издали за границей "Гражданскую войну во Франции", в 1872- легально в Петербурге 1-й том "Капитала". Исполнит. K-T "Народной воли" сообщал в 1880 К. Марксу, что "Капитал" сделался настольной книгой образованных людей. Идеи Маркса излагались в пропагандистской брошюре "Царь- голод", написанной народовольцем A. H. Бахом. В нач. 80-х гг. распространялся в подполье "Манифест Коммунистической партии".


Борьба марксизма с H. В 80-90-х гг. H. переживало серьёзный идейный и организац. кризис. В этот период преобладало либерально-народнич. направление, действовавшее в легальной печати, земстве и пр. Его идейными выразителями стали сотрудники газеты "Неделя" (Я. А. Абрамов и др.), выдвинувшие т. н. теорию "малых дел", В. П. Воронцов, публицисты журнала "Русское богатство" (С. H. Кривенко, С. H. Южа-ков, H. Ф. Даниельсон и др.), руководимого H. К. Михайловским. В обстановке идейного и организац. разброда народнического движения деятели либерального H. проводили оппортунистич., компромиссную линию, обращаясь с осн. положениями H. (наделение крестьян землёй за счёт помещичьих владений, критика бурж. порядков и др.) к самодержавию как некоему "надклассовому" арбитру. Это было мелкобурж. утопизмом и мещанским радикализмом, серьёзным отступлением от революционных традиций H. В результате "из политической программы, рассчитанной на то, чтобы поднять крестьянство на социалистическую революцию против основ современного общества, -объективно выросла программа, рассчитанная на то, чтобы заштопать, „улучшить" положение крестьянства при сохранении основ современного общества" (Ленин В. И., Поли, собр. соч.,5 изд., т. 1, с. 272). Революц. практика опровергала народнич. построения. В итоге произошёл историч. переход передовой интеллигенции в России к марксизму. Революц. демократич. движение в России пристально изучала К. Маркс и Ф. Энгельс. Приветствуя борьбу революц. народников против царизма, они вместе с тем критиковали мелкобурж. идеи рус. утопич. социализма.

С начала деятельности рус. марксисты должны были приступить к радикальной критике теории и практики H. Эту задачу начал решать Г. В. Плеханов. В трудах "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" и др. он подверг решит, критике с позиций историч. материализма все направления H., теорию "самобытности" историч. развития Рус. гос-ва, вскрыл несостоятельность народнич. концепции. Он показал, что будущее революц. России связано с рабочим классом, обосновал необходимость создания росс, пролетарской, с.-д. партии. Он нанёс H. первые значит, идейные удары, но не сумел дать чёткого анализа классовых корней H., его социальной почвы и историч. обусловленности. Это сделал в 1890-х гг. В. И. Ленин. В его работах "Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", "Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве", "Развитие капитализма в России" и др. были подвергнуты глубокому анализу экономич. отношения в России, завершён идейный разгром народничества. Ленин создал марксистскую концепцию истории H., вскрыл социальную, классовую сущность его. Он доказал антинауч. характер взглядов народников, в основе идеологии к-рых лежала субъективная социология, отрицавшая само понятие ист. необходимости. Ленин подчеркнул значение революц. H. как предшественника рус. социал-демократии; разоблачил либеральных народников как мнимых "друзей народа", утративших революц. традиции. Он показал, что H., бывшее в своё время прогрессивным общественно-политическим явлением, к 90-м гг. стало теорией реакционной. Разоблачая идеологию H., Ленин способствовал утверждению марксизма в росс, революц. движении.

Преемниками H. стали "социалисты-революционеры" - эсеры, оформившиеся в партию в 1902 в результате объединения народнич. групп и кружков.

Б. С, Итенберг.

В нач. 20 в. в процессе нарастания бурж.-демократич. и антиколониального нац.-освободит, движения в азиатском и латиноамериканском регионах возникли идеологич. течения, близкие рус. H. Их лидерами были Сунь Ят-сен в Китае и др. В статьях "Демократия и народничество в Китае" и др. В. И. Ленин писал о закономерности родства H. и суньят-сенизма, высказывая при этом мысль о возможности возникновения подобных идеологич. форм "...в целом ряде азиатских государств..." (там же, т. 22, с. 120).

Тенденции H. в какой-то степени характерны для совр. социальных учений и воззрений ряда стран "третьего мира". В этих учениях в разной форме и с различной политич. направленностью представлены идеи, родственные рус. H.: критика бурж. действительности с точки зрения мелкого производителя; определение крестьянства как ведущей социальной группы общества, а интеллигенции как лидера социального движения и др. Идеологиям развивающихся стран, как и рус. H., присущи идейная противоречивость, многообразие мировоззренч. позиций, различие политич. ориентации - от либе-рально-бурж. до революц.-демократич. К. Маркс и Ф. Энгельс, а позднее В. И. Ленин указывали на возможность некапиталистич. развития для молодых стран при условии поддержки их рабочим классом и социалистич. революций в развитых странах. Критикуя утопич. мелко-бурж. представления, уклонения в сторону национализма и бурж. либерализма, встречающиеся в совр. нац.-освободит, движении, коммунисты в то же время поддерживают его революц.-демократич. силы, выступающ