БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ате Пражской операции 1945 Прага 9 мая была освобождена. Восстание завершилось победой. Оно сыграло важную роль в утверждении нар.-демократич. строя в Чехословакии.

Лит.: Недорезов А. И., Национально-освободительное движение в Чехословакии, M., 1961; За освобождение Чехословакии. Сб. ст., под ред. И. С. Конева! M., 1965; Amort С., SSSR a osvobozeni Cesko-slovenska, Praha, 1970. А. И. Недорезов.

НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ АНГОЛЫ (Movimento Popular de Libertagao de Angola - МПЛА), революционно-демократич. партия, возглавляющая национально-освободительную борьбу народа Анголы против португальского колониального господства. Создана в 1956 на базе марксистских групп и прогрессивных орг-ций. Объединяет крестьян, рабочих, прогрессивную интеллигенцию, а также часть духовенства. Программа партии, принятая в февр. 1960, предусматривает полную ликвидацию колониализма и строительство независимой демократич. Анголы. В соответствии с уставом партия строится по территориальному принципу, на основе демократич. централизма.

Партия поддерживает дружеские отношения с КПСС, руководит созданными по её инициативе профсоюзной, молодёжной, женской орг-циями. Признана Организацией африканского единства и имеег постоянные представительства в ряде стран Африки и Европы. Печатный орган-газета " Витория о морти " (" Vitoria ou Morte" ). П. И. Манчха.

"НАРОДНОЕ ДЕЛО", революц. журнал (1868-69, 10 номеров), затем - газета (1870, 7 номеров), издавались в Женеве. Первый номер вышел под ред. M. А. Бакунина и H. И. Жуковского, носил анархистский характер. Со 2-го номера <Н. д." издавалось под ред. H. И. Утина, В. He-това (В. И. Бартенева) и А. Д. Трусова, поддерживавших постоянные связи с К. Марксом. "Н. д." продолжало революц. традиции H. Г. Чернышевского и H. А. Добролюбова, выступало против анархизма, пропагандировало деятельность Международного товарищества рабочих. Ряд материалов был посвящён истории ч Земли и воли" 1860-х гг. В 1870 "Н. д." стало органом Русской секции 1-го Интернационала, в нём напечатаны программные документы Рус. секции, письма К. Маркса и И. Ф. Беккера к-ту Рус. секции, написанный К. Марксом Манифест Гл. совета Междунар. товарищества рабочих и др.



НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система образовательно-воспитательных учреждений и мероприятий, обеспечивающих образование и воспитание народа в соответствии с интересами, потребностями общества и гос-ва. В ряде стран наряду с государственными существуют частные и религиозные учебно-воспитат. учреждения. H. о. охватывает учреждения дошкольного воспитания, общеобразоват. школы всех типов, проф.-технич., средние спец. и высшие уч. заведения, различные формы проф. обучения и повышения квалификации работников, внешкольные учреждения.

О H. о. как о системе широкого образования народа в интересах гос-ва можно говорить только начиная с конца 18 - нач. 19 вв. До этого за всю многовековую историю человечества обучение и воспитание в школах были привилегией родовой, ра-бовладельч. и феод, знати. Небольшое число детей ремесленников и торговцев получало элементарное образование в цеховых, гильдейских и городских школах. Осн. массы трудящихся были лишены права на образование.

С развитием капиталистич. отношений заинтересованность буржуазии в усовершенствовании производства и обучении рабочих, а также участие нар. масс в бурж. революциях привели к тому, что в странах, вступавших на путь капиталистич. развития, как правило, издавались законы, определявшие обязанности гос-ва по организации образования всех граждан без исключения. Однако эти законы отражали лишь переход от сословной школы к школе классовой. Сословная школа требовала принадлежности уч-ся к известному сословию, классовая (буржуазная) - средств для платы за обучение. В ряде стран бурж. школа длительное время продолжала существовать параллельно с сословной, с привилегированными аристократич. уч. заведениями. Рост производит, сил в капиталистич. обществе обусловил развитие общего и низшего проф. образования значит, части трудящихся. В 19 в. в большинстве капиталистич. стран были изданы законы о всеобщем обязательном начальном обучении. Хотя потребности развивающихся пром-сти,транспорта,связи и др.отраслей х-ва а обученных работниках имели объективный характер, в бурж. гос-вах фактически были созданы две системы H. о.; одна для имущих классов, другая для трудящихся. Совр. идеологи капитализма пытаются выдавать нек-рые изменения в системах H. о. капиталистич. стран (отмена платы за обучение в общеобразоват. школе, повышение уровня всеобщего обязательного обучения детей до 14-15-летнего возраста, увеличение числа стипендиатов в вузах и др.) за преодоление классового характера буржуазной школы. Они утверждают, что в современных капиталистических государствах якобы не только юридически, но и фактически осуществляется общедоступность образования, имеются равные возможности получения его для имущих и неимущих, а все различия в образовании объясняются только разницей в способностях и задатках детей. Однако в классовом обществе даже бесплатная школа не перестаёт быть классовой, ибо расходы семьи на содержание детей в школе доступны далеко не всем. Платность обучения в вузах и высокие расходы на содержание студентов резко снижают социальную значимость повышения уровня обязательного бесплатного обучения в ср. школе. (Назначение наиболее способным учащимся из семей трудящихся стипендий из различных фондов не обеспечивает права на образование всей молодёжи.) Классовый характер имеет и используемая в отд. капиталистич. странах практика распределения уч-ся по школам и классам в зависимости от способностей. В результате применения спец. системы тестов в число более одарённых попадают гл. обр. дети состоятельных родителей, лучше подготовленные к обучению, и только они имеют возможность поступать в школы с повышенным уровнем образования, к-рые открывают доступ в ун-ты и др. вузы. Большинство выпускников начальной школы поступают в такие школы, к-рые, как правило, не дают права продолжать образование в вузе. В условиях бурж. общества пролетарское революц. движение вынуждало правящие классы менять политику в области H. о. и поддерживало меры по развитию просвещения трудящихся. Но фактически подлинно нар. система образования на всех его ступенях возможна только в условиях социалистич. и коммунистич. общества.

В СССР и др. социалистич. странах обеспечиваются широкое развитие и общедоступность всех видов и форм образования, последовательное осуществление принципов единой школы, бесплатность образования на всех его ступенях, обучение на родном языке, отделение школы от церкви, гос. стипендии учащимся про-фессионально-технич. училищ, высших и средних спец. уч. заведений; система просвещения предусматривает высокий уровень образования всего населения, независимо от расовой и национальной принадлежности, имущественного и социального положения, пола, вероисповедания.

Основой системы H. о. во всех странах является начальное (элементарное) образование. Продолжительность начального обучения в различных странах, как правило, от 3 до 6 лет. В нек-рых странах нет преемственности между элементарным и ср. образованием; в систему H. о. вводится спец. звено - промежуточные школы (иногда их называют дополнительными), к-рые готовят к поступлению в ср. школу.

Среднее образование осуществляется в школах обычно с 6-летним сроком обучения (грамматич. школы в Великобритании, гимназии в ФРГ, лицеи во Франции и Италии, классы с академич. профилем в США и др.); в СССР (где решаются задачи всеобщего ср. образования) - во всех типах средней общеобразоват. школы, проф.-технич. уч-щах, дающих наряду с ' рабочей профессией общее среднее образование, и в средних спец. уч. заведениях.

Высшее образование дают ун-ты, ин-ты, высшие школы и уч-ща, нек-рые колледжи и др. со сроком обучения обычно от 4 до 6 лет.

Во MH. капиталистич. странах часть школ принадлежит церкви, благотворительным орг-циям и частным лицам. В СССР и др. социалистич. странах уч. заведения преимущественно являются государственными (нек-рые находятся в ведении профсоюзов, кооперативных и др. организаций).

Существует несколько исторически сложившихся систем управления H. о.- централизованная, децентрализованная и смешанная. При первой - делом образования ведают спец. министерство и органы на местах, гос-во финансирует школу, издаёт обязательные уч. программы, учебники, утверждает единые требования для получения документов об образовании, руководит подготовкой преподавателей и т. д. Такая система принята во Франции, Италии, Бельгии, странах Лат. Америки.

При децентрализованной системе руководство образованием находится в компетенции местных адм. органов, а состояние школ в значит, мере зависит от самодеятельности населения. Гос-во ограничивает свои функции учётом, а в отдельных случаях частичным финансированием нужд просвещения. Такая система сложилась в Великобритании (в частности, в Шотландии), Норвегии, Швеции. Система H. о. в США долгие годы была децентрализованной, с 60-х гг. 20 в. происходит процесс централизации.

Для смешанной системы управления образованием (существует в Индии, Пакистане и др.) характерно разделение функций между центральными и местными органами власти. Обычно центральные органы ведают общим планированием и контролем, а также финансированием ряда звеньев H. о.

В СССР и др. социалистич. странах управление H. о. осуществляется правительствами на основе демократич. централизма, означающего сочетание центрального руководства с широкой самодеятельностью местных органов и общественности .

Принципы построения, основные задачи и пути совершенствования всех звеньев системы нар. образования определены в "Основах законодательства Союза CCP и союзных республик о народном образовании (19 июля 1973)".

"Целью народного образования в СССР является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу. Народное образование в СССР призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека" (указ, книга, с. 6). Система нар. образования в СССР включает: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное воспитание, проф.-технич. образование, среднее специальное образование, высшее образование. Научно-технический прогресс с его постоянно возрастающей научной информацией обусловливает необходимость регулярного пополнения трудящимися общеобразоват., общетехнич. и спец. знаний. Поэтому в системах нар. образования СССР и др. социалистич. стран получили широкое развитие вечернее образование, заочное образование, различные формы повышения квалификации и самообразования трудящихся. В СССР различными видами обучения в 1973 было охвачено ок. 81 млн. чел.; существовало 181 тыс. общеобразоват. школ, в т. ч. 165 тыс. дневных, 5,7 тыс. проф.-технич. уч. заведений, 4,3 тыс. средних спец. уч. заведений, 825 вузов, в т. ч. 61 ун-т. В общеобразоват.школах всех видов обучалось 49,3 млн. уч-ся. 8-летнюю школу окончили 4,8 млн. и среднюю общеобразовательную - 2,9 млн. чел.; при этом в вечерних (сменных) и заочных ср. школах, в проф.-технич. уч-щах получили среднее образование св. 660 тыс. чел. В проф.-технич. уч-щах обучалось ок. 2,8 млн. уч-ся, в средних спец. уч. заведениях- 4,4 млн., в вузах - 4,6 млн. студентов. В проф.-технич. уч-ща принято св. 2 млн. чел., в т. ч. 229 тыс. в уч-ща, дающие наряду с профессией ср. образование, в ср. спец. уч. заведения - 1 млн. 347 тыс. чел., в т. ч. ок. 850 тыс. на дневные отделения, в вузы - 930 тыс. чел., в т. ч. 532 тыс. на дневные отделения. Училищами проф.-технич. образования подготовлено св. 1,8 млн. квалифицированных рабочих. В нар. X-BO направлено 1,8 млн. специалистов, из них ок. 700 тыс. с высшим и 1,1 млн. со средним спец. образованием. К концу 1972 высшее и среднее (полное и неполное) образование имело 72% населения, занятого в народном х-ве. Путём индивидуального, бригадного и курсового обучения на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также в колхозах получили новые профессии и повысили свою квалификацию ок. 20 млн. чел.

О H. о. см. также в отдельном томе "Союз Советских Социалистических Республик", соответствующие разделы в статьях о др. странах, союзных и авт. республиках, краях, областях и крупнейших городах СССР; статьи Всеобщее обучение, Грамотность, Начальная школа, Восьмилетняя школа, Средняя общеобразовательная школа, Профессионально-техническое образование, Среднее специальное образование, Высшее образование, в статьях об отраслях образования, напр. Горное образование.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании, M., 1957; Л е-H и н В. И., О народном образовании. Статьи и речи, M., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., [M., 1973]; Директивы ВКП(б) и постановления Советского

правительства о народном образовании. Сб. документов за 1917 -1947 гг. в. 1 - 2, М-Л., 1947; Луначарскии А. В., Ленин и народное образование. Сб. статей и выступлений, [M., I960]; В. И Ленин и проблемы народного образования. Под ред. H. К Гончарова и Ф. Ф. Королева, M., 1961; Народное образование в СССР, M., 1967.

"НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ", ежемесячный журнал Мин-ва просвещения СССР и Мин-ва просвещения РСФСР. Выходит в Москве с 1946. Предшественником "Н. о." был журнал Наркомпроса РСФСР "Народное просвещение" (1918- 1930, в Москве), в к-ром активно участвовали П. И. Лебедев-Полянский, А. В. Луначарский, H. К. Крупская, M. H. Покровский, С. T. Шацкий, Л. С. Выготский, А. С. Бубнов и др. Рассчитан на работников органов нар. образования, общеобразоват. школы всех типов, ср. специальных и проф.-технич. уч. заведений, пед. вузов, внешкольных учреждений, партийных и сов. работников, занимающихся вопросами обучения и воспитания. В журнале публикуются материалы организа-ционно-пед., теоретич., науч.-методич., проблемного характера, освещаются актуальные вопросы совр. состояния и организации нар. образования, пропаганды передового пед. опыта и др. Имеются также разделы: "Школа и жизнь", "За рубежом", "Критика и библиография" и др. Тираж (1974) 130 тыс. экз.

A. E. Бойм.


НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-45, добровольческие военные и военизированные формирования из лиц, не подлежавших первоочередному призыву по мобилизации, создававшиеся в помощь Красной Армии; одна из форм участия советского народа в вооружённой борьбе против нем.-фаш. захватчиков. Нападение фаш. Германии на СССР, угроза существованию социалистического государства подняли советский народ на непримиримую борьбу с врагом. Сотни тысяч людей (рабочие, служащие, студенты, колхозники, работники науки, техники, культуры и др.), не подлежавших призыву, обращались в парт, и сов. организации, в военкоматы с просьбой отправить их на фронт. По инициативе народа под руководством Комму-нистич. партии во многих городах началось формирование рабочих отрядов, коммунистических батальонов, отрядов парт.-сов. актива, групп самообороны. Уже в первые дни войны в Бресте, Гродно, Перемышле, Лиепае такие формирования участвовали в боях. 24 июня 1941 CHK СССР принял постановление о создании на добровольных началах в прифронтовой полосе истребительных батальонов для охраны объектов в тылу сов. войск и для борьбы со шпионско-дивер-сионными и десантными группами противника. Руководство их боевой деятельностью в тылу страны осуществляли штабы при наркоматах внутренних дел СССР, союзных и автономных республик и управлениях внутр. дел краёв и областей. К концу июля 1941 было 1755 истребительных батальонов (по 100-200 чел., в отд. случаях до 500 чел. в каждом), в к-рых насчитывалось св. 328 тыс. чел. Кроме того, более 300 тыс. чел. состояло в группах содействия батальонам. В Москве было сформировано 25 истребительных батальонов, в областях РСФСР - св. 1000, на Украине - 657, в Белоруссии - 78, в Молдавии - 63. Такие батальоны создавались также на территории Карелии, сов. прибалтийских и закавказских республик. В 1941 в действующую армию было направлено 1350 батальонов (св. 250 тыс. чел.), св. 25 тыс. бойцов-истребителей стали партизанами.

По инициативе парт, организаций и трудящихся Ленинграда в кон. июня 1941 началось формирование дивизий нар. ополчения; уже 30 июня эта работа развернулась во всех р-нах. ЦК ВКП(б) одобрил почин ленинградцев и распространил его на др. города. 2 июля приступили к созданию ополчения парт, организации Москвы. 4 июля ГКО принял постановление "О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения". Работу по их формированию вели местные парт, органы. Командные должности в звене батальон и выше укомплектовывались в основном кадровыми командирами. Политсостав подбирался из местных парт, работников, вооружение предоставлял наркомат обороны. Материальное обеспечение первоначально осуществлялось гл. обр. за счёт местных ресурсов. В июле в Москве было сформировано 12 дивизий нар. ополчения, к-рые в сент. 1941 были переименованы в стрелк. дивизии и получили войсковые номера: 2-я, 8-я, 17-я, 18-я (позже 11-я гвардейская), 29-я, 60-я, 110-я (84-я гвард.), 113-я, 139-я, 140-я, 160-я, 173-я (77-я гвард.). Пять дивизий (2-я, 8-я, 29 я, 139-я, 140-я) ввиду потерь в окт. 1941 были расформированы, остальные участвовали в боях до конца войны. В окт. 1941 в Москве было сформировано ещё 4 дивизии нар. ополчения, к-рые в янв. 1942 были переименованы в стрелковые: 129-ю, 130-ю, 155-ю и 158-ю. Всего нар. ополчение Москвы составило св. 160 тыс. чел. В Ленинграде в июне - сент. 1941 были сформированы и отправлены на фронт 10 дивизий и 14 пу-лемётно-арт. батальонов (ок. 135 тыс. чел.). Всего в ополчение вступило 200 тыс. чел. Три дивизии, понёсшие потери в боях, были расформированы, не получив войсковых номеров, остальные стали кадровыми стрелк. дивизиями (13-я, 44-я, 56-я, 80-я, 85-я, 86-я, 189-я) и участвовали в боях до полного разгрома врага. В Ростове-на-Дону были созданы кав. дивизия нар. ополчения (116-я, преобразованная затем в 12-ю гвард.) и ополчен-ческий стрелк. полк, в Сталинграде - корпус нар. ополчения в составе кав. и стрелк. дивизий и танк, бригады. 15 тыс. чел. записались в ополчение в Севастополе. Дивизии нар. ополчения формировались в Краснодарском крае, Кировской, Воронежской, Ярославской областях, бригада - в Смоленске, полки, батальоны, отряды - в Курске, Туле, Калинине, Иваново, Горьком, Рязани, Брянске. Ополчение РСФСР, по приблизительному подсчету, составило ок. 1 млн. чел. В 1941 ополченческие формирования создавались на Украине и в Белоруссии. Однако ввиду незавершённости формирования соединений на Украине в боевых действиях участвовала только Кременчугская дивизия. Ополчение Украины использовалось гл. обр. для комплектования и пополнения кадровых частей и соединений, отдельные подразделения направлялись для партизанской борьбы в тылу врага. В Белоруссии насчитывалось св. 200 формирований нар. ополчения (ок. 33 тыс. чел.). Св. 10 тыс. чел. сражалось в осаждённом Могилёве. В Карелии имелось три полка нар. ополчения и ряд батальонов, в Молдавии - Кишиневский коммунистич полк, в Эстонии - Таллинский коммунистич. и Нарвский рабочие полки, созданные из отдельных ополченческих подразделений, в Латвии - два Латышских полка, в к-рые вошли рабочие батальоны и отряды парт сов. актива В Литве действовали только отряды парт. сов. актива.

Лит Беляев С, Кузнецов П, Народное ополчение Ленинграда, Л , 1959, Московское ополчение [1941 - 1945 гг ] Крат кий исторический очерк, M , 1969, Б и л е н ко С В , Истребительные батальоны в Be ликой Отечественной войне, M , 1969, Бал к о в и и П H , Б И Кузнецов

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812, воинские формирования, созданные в России на время войны по манифесту имп Александра I от 6 июля 1812 Предназначались для замены регулярных войск во внутр р- нах и их подкрепления в случае втор жения наполеоновской армии в глубь страны В связи с неблагоприятным для России развитием воен действий H о , явившееся одним из проявлений патрио тич подъема населения, стало одним из источников пополнения рус регулярной армии, т к при рекрутском способе комплектования и 25 летнем сроке воен службы в стране не было обученного резерва Ратники в H о выставлялись по мещиками из крепостных крестьян (обычно 4-5 чел в возрасте 17-45 лет от 100 ревизских душ) Небольшое число ополченцев составляли добровольцы из оемесленников, мещан и духовного со словия Крепостные охотно шли в H о , надеясь после войны на освобождение от крепостной зависимости. Сбор ратников, их вооружение и снабжение осуществлялись комитетами уездных (гуоерн ских) дворянских собраний на средства добровольных пожертвований (их сумма в 1812-14 составила 83 млн руб ), а с марта 1813 за счет казны Офицеры назначались из добровольцев дворян, ранее служивших в армии Командую щие округами избирались дворянскими собраниями По манифесту от 18 июля районы формирования H. о. ограничивались 16 центр губерниями H о Мое ковской, Смоленской, Калужской, Туль ской Рязанской, Тверской, Ярославской и Владимирской губ составило 1 и OK руг (командующий ген Ф В Растоп чин) и предназначалось для обороны Москвы Во 2 и округ (командующий ген M И Кутузов, с 27 авг - ген П И Меллер Закомельский, с 22 сент - сенатор А А Бибиков) входило ополче ние Петербургской и Новгородской губ , прикрывавшее петерб направление H о Костромской, Вятской, Казанской Нижегородской, Симбирской и Пензенской губ входило в 3 и округ (командующий ген П А Толстой) и составляло резерв Позже было сформи ровано конное и пешее ополчение в Полтавской и Черниговской губ (командующий ген H В Гудович) По ини циативе местных властей создавались отряды Нов Псковской, Тамбовской, Курской, Киевской и др губ Общая численность H о составила ев 300 тыс чел Из ополченцев создавались пешие 4 батальонные полки (по 2500 чел ), конные полки (по 1400 чел ) и дружины (по 820 чел ) Осн вооружением были пики, топоры и сабли, небольшое число ратников было вооружено ружьями К концу 1812 большинство ополченцев получило ружья Одежда ратника состояла из суконного кафтана, шаровар, рубахи, сапог и фуражки с медным крестом Полки H о участвовали в Смоленском и Бородинском сражениях, в боях под Полоцком, Чашниками, на Березине, в заграничных походах 1813-14, при осаде крепостей Данциг, Торн, Гамбург Ратники H о проявили в боях храбрость и стойкость По возвращении в Россию (март 1813 - окт 1814) H. о было распущено, а крепостные возвращены помещикам.

В 1812 было создано также казачье ополчение на Дону, Украине, Урале из башкир, калмыков и др народностей, но оно формировалось на др основаниях (см Казачество)

Лит Народное ополчение в Отечественной войне 1812 г Сб док тов, M , 1962, Баб к и н В , Народное ополчение в Отечествен ной войне 1812 г, M , 1962


НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО (Второе ополчение), объединение патриотич сил России на завершающем этапе борьбы с польско литов ской и шведской интервенцией в нач 17 в Возникло после захвата интервен тами значит части страны, в т ч Моек вы и Смоченска, и распада Первого ополчения 1611 В сент 1611 в H Новго роде земский староста Кузьма Минин обратился к посадским людям с призы вом собрать средства и создать ополче ние для освобождения Родины, грамоты с призывом к сбору народа были разо сланы в др города, в ополчении, кроме посадских людей и крестьян, участвовали также мелкие и ср дворяне Военным руководителем был приглашен KH Д M Пожарский Осн силы были сфор мированы в городах и уездах Поволжья вместе с рус народом в нем участвовали марийцы, чуваши, коми и др народно сти Поволжья и Севера Цель ополчения состояла в освобождении Москвы от гн тервентов и создании нового пр ва Патриарх Гермоген отказался выполнить требования моек бояр изменников об осуждении патриотич движения за освобождение страны В марте 1612 ополчение выступило из H Новгорода и в нач апреля прибыло в Ярославль, куда подошли отряды из др городов и уездов Здесь был создан временный "Совет всей Земли" - правительственный орган, в к ром гл роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства Одновременно происходило изгнание отрядов польско литов интервентов из нов Поволжья Руководители казачест ва и южнорусского дворянства И M За руцкий и Д T Трубецкой, поддерживая тайные связи с интервентами, вступили с Мининым и Пожарским в переговоры о совместном участии в действиях В связи с приближением к Москве крупного отряда польско литов войск под предво дительством гетмана К Ходкевича опол чение выступило из Ярославля и в конце июля - начале августа 1612 подошло к Москве, заняв позицию вдоль зап стен Белого города В сражении 22-24 авг при поддержке казаков Трубецкого был разгромлен отряд Ходкевича, к рому не удалось прорваться в Москву Эта победа предрешила судьбу вражеских гарнизонов в Кремле и Китай городе, к рые капитулировали 22-26 окт 1612 Освобождение Москвы нар ополчением создало условия для восстановления гос власти и послужило мощным толчком к разверт