БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ыванию массового освободит движения против интервентов по всей стране В нояб 1612 руководители ополчения разослали по городам грамоты о со зыве Земского собора для выборов ново го царя Состав Земского собора 1613 (см. Земские соборы) отразил возросшую роль посадского населения и мелкого служилого дворянства, а также казачества в освободит, войне против интервентов.

Лит Платонов С Ф, Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII BB , M , 1937, Л ю б о м и ров П Г , Очерк истории Нижегородского ополчения 1611 - 1613 гг , M , 1939, История Москвы, т 1, M , 1952 A M Сахаров


НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО, (Ortliche Volksvertretungen), в ГДР органы гос. власти в округах, р- нах, городах, гор р- нах, общинах и объединениях общин H п самостоятельно решают все вопросы касающиеся данной адм едини цы и ее граждан, организуют участие граждан в политич , экономич и культур ной жизни, сотрудничают с обществ организациями трудящихся H. п. избирает исполнит орган - совет и образует комиссии, обеспечивающие осуществление деятельности H. п. и претворение в жизнь его решений.


НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ, 1) высший представительный орган гос власти в Болгарии Согласно Конституции, H. с. соединяет законодат и исполнит деятельность гос ва, является единств законодат орга ном, верховным организатором планового руководства обществ развитием H. с. осуществчяет верховное руководство внутр и внеш политикой, принимает и изменяет Конституцию утверждает нар хоз план и гос бюджет, решает вопросы войны и мира, избирает и осво бождает от должности членов Гос. совета, Совета Министров, Верховного суда и гл прокурора Состоит из 400 депутатов, избираемых насетением на 5 лет.

2) В Албании Hc - единств. законодат. орган Утверждает гос бюджет и нар -хоз план избирает Президиум H. с. Верховный суд образует пр-во, назначает Ген. прокурора Избирается населением на 4 года.

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ (HCCK), высший орган народной власти в Сев Корее (февр 1947 - авг 1948) 1-я сессия HCCK (февр 1947) сформировала Народный комитет Северной Кореи В нояб 1947 принячо ре шение о выработке проекта конституции, к рый после всенародного обсуждения был принят 1 и сессией Верховного нар собрания КНДР (8 сент 1948) в связи с избранием последнего HCCK сложило свои полномочия.

Лит Конституция и основные законода тельные акты Корейской Народно Демокра тической Республики, пер с кор , M , 1952, с 376 - 81.


НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, русское стихосложение русской устной народной поэзии (см Народное творчество) B H c различаются три оси типа 1)говорной стих - употребителен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках, присказках и т п это текст, четко расчлененный на зарифмованные речевые отрезки обычно со смежными рифмами, без четкой ритмич организации ("Ложкой кормит, а стеблем глаз колет", "Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал") 2) Речитативный, напевный стих - употребителен в былинах (см. Былинный стих), исторических песнях, балладах, духовных стихах, причитаниях, он нерифмованный, с окончаниями женскими или чаще дактилическими (см Клаузула), имеет сложное и до сих пор не вполне исследованное ритмич строение Наиболее частый размер - 3-ударный (3 иктный), развившийся, по-видимому, из общеславянского 10-сложного стиха, промежутки между сильными местами (иктами) здесь колеблются от 1 до 3 ело гов, так что строки этого размера в изоли рованном виде могут звучать и как хореи ("Как во славном было городе во Киеве"), и как анапесты ("Как во славном во городе Киеве"), и как дольники ("Как во славном городе Киеве"), и как такта вики ("Как во славном во городе во Киеве") У разных сказителей этот размер обладает различной степенью строгости и разнообразия Реже употребляются размеры 2 ударный (напр , в былине о Щелкане) и 4 ударный (в нек рых историч песнях) 3) Песенный стих - употребителен в лирич песнях, колеблется между сравнительно строгим строением (4 стопный или 6 стопный хо рей) и очень сложными вариациями (за висящими от напева), законы к рых до сих пор не вполне исследованы Несколько более прост стих частушечных и плясо вых песен, имеющий вид дольника на хореич основе В лит стихе говорной тип нар стиха лег в основу досиллабич стихосложения 17 в и сохранялся в 18 в в стихе интермедий и интерлюдий, в 19 в в стихе "Сказки о попе и о работнике его Балде" А С Пушкина, в 20 в у Демьяна Бедного, речитативный тип воспроизво дился в "Песнях западных славян" Пуш кина, "Песне про царя Ивана Васильеви ча " M Ю Лермонтова и т д , имитации песенного типа (частушечных размеров) встречаются у сов. поэтов.

Лит Востоков А X, Опыт о рус ском стихосложении, СПБ, 1817 Шток м а р M П , Исследования в области рус ского народного стихосложения, M , 1952, Квятковский А, Народный стих, в его KH Поэтический словарь, M , 1966, Бобров С П, Русский тонический стих с ритмом неопределенной четности , "Рус екая литература", 1967, № 1, 1968, № 2, Trubetzkoy N Three philological stu dies, Ann Arbor, 1963, Jakobson R, Slavic epic verse, в его кн Selected writings, v. 4, s Gravenhage, 1966 M Л Гаспаров

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО художественное, народнее ис кусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа, создаваемые народом и бытующие в нар массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразитель ное и декоративно прикладное иск во В коллективном художеств творчеств^ народ отражает свою трудовую деятель ность, обществ и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования В H т , сложившемся в ходе обществ трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтич фантазия, богатейший мир мыс лей чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье Впитавшее в себя многовековой опыт нар масс, H т отли чается глубиной художеств освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы H т возникают в сложном диа-лектич единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художеств сознания Нар коллектив веками отбирает, совершен ствует и обогащает найденные отд мастерами решения Преемственность, устой чивость художеств традиций (в рамках к рых, в свою очередь, проявляется лич ное творчество) сочетаются с вариатив ностью, многообразным претворением этих традиций в отд. произведениях.

Коллективность H т , составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов Этот процесс, включающий импровизацию, ее закрепление традицией, последующее совершенствование, обога щение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяженным во времени Характерно для всех видов H т , что создатели произведения явля ются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию, важен также тесней ший контакт исполнителей с воспринимающими иск во людьми, к-рые сами могут выступать как участники творче ского процесса К оси чертам H т при надлежит и долго сохраняющаяся нерас члененность, высокохудожеств единство его видов в нар обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное иск во, в нар жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое, нар поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства про изведений, тогда как муз жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движения ми, танцами Произведения и навыки H т непосредственно передаются из поколения в поколение

H т явилось ист основой всей мировой художеств культуры Его изначаль ные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях до классового общества, когда все иск во было творением и достоянием народа (см Первобытное искусство) С соци альным развитием человечества, форми рованием классового общества, разделением труда постепенно выделяется про фессионализированное "высокое", "уче ное" иск во H т также образует особый пласт мировой художеств культуры В нем выделяются различные по социаль ному содержанию слои, связанные с клас совой дифференциацией общества, но к началу капиталистич периода H т повсеместно определяется как коллективное традиционное иск во трудящихся масс деревни, а затем и города Органич связь с коренными принципами мировоз зрения народа, поэтич цельность отношения к миру, непрестанная шлифов ка обусловливают высокий художеств уровень нар иск ва К тому же H т выработало особые формы специализации, преемственности мастерства и обучения ему.

H т различных, зачастую далеко от стоящих друг от друга народов обладает множеством общих черт и мотивов, воз никших в сходных условиях или унасле дованных из общего источника Вместе с тем H т веками вбирало в себя особенности нац жизни, культуры каждого народа Оно сохранило свою животворную трудовую основу, осталось кладезем нац культуры, выразителем нар само сознания Это определило силу и плодотворность воздействия H т на все мировое иск во, о чем свидетельствуют произведения Ф Рабле и У Шекспира, А С Пушкина и H А Некрасова, П Брейгеля и Ф Гойи, M И Глинки и M П Мусоргского В свою очередь H т многое восприняло от "высокой" иск-ва, что нашло многообразное выражение - от классич фронтонов на крест. избах до нар песен на слова великих поэтов H т сохранило ценные свидетельства революц настроений народа, его борьбы за свое счастье В условиях капитализма, попав в сферу бурж общественно-экономич отношений, H т развивается крайне неравномерно MH его ветви дегрчдируют, полностью исчезают или находятся под угрозой вытеснения, другие теряют свои ценные черты, индустриализируясь или приспособляясь к требованиям рынка В 19 в рост нац самосознания, демокра-тич и нац -освободит движения, развитие романтизма пробуждают интерес к H т В кон 19-20 BB усиливается влияние фольклора на мировую культу ру, восстанавливаются нек рые утраченные отрасли H т , организуются музеи и об ва его охраны Вместе с тем гос и частное меценатство зачастую подчиняет H т коммерч целям, интересам "инду стрии туризма", для чего культивирует в нем наиболее архаич черты и религ.-патриархальные пережитки.

В социалистич обществе созданы условия для сохранения и развития H т , наследуя и утверждая нац нар традиции, оно проникается идеями социализма, пафосом отражения новой, преображенной действительности H т пользуется систематич поддержкой гос ва и обществ орг ций, его мастерам присуждаются премии и почетные звания Создана сеть н и учреждений - институтов и музеев, изучающих опыт Н ти способствующих его развитию Многие традиционные жанры H т отмирают (напр , обрядовый фольклор, заговоры, нар драма), но другие находят новое место в жизни Рождаются и новые формы художеств культуры нар масс Интенсивно развивается художественная самодеятельность (хоры, хореографич коллективы, нар театры и т д ), имеющая другую природу, чем H т , но отчасти использующая его насле дне Созданные за MH века высокие образцы H т сохраняют значение веччо живого культурного наследия, сокроьищ ницы художеств опыта нар масс.

Народное поэтическое творчество - массовое словесное художеств творчество того или иного на рода, совокупность его видов и форм, обозначаемая в совр науке этим терми ном, имеет и др названия - нар словесность, устная словесность, нар поэзия, фольклор Словесное художеств твор чество возникло в процессе формирования человеческой речи В доклассовом обществе оно тесно связано с др видами деятельности человека, отражая начатки его знаний и религ мифологич представлений В процессе социальной дифференциации общества возникли различные виды и формы устного словесного твор чества, выражавшего интересы разных обществ групп и слоев Важнейшую роль в его развитии играло творчество трудовых нар. масс С появлением пись менности возникла литература, истори чески связанная с устным H т.

Коллективность устного H т (означающая не только выражение мыслей и чувств коллектива, но прежде всего - процесс коллективного создания и распространения) обусловливает вариативность, т. е. изменчивость текстов в процессе Их бытования. При этом изменения могли быть весьма различными - от незначит. стилистич. вариаций до существ, переработки замысла. В запоминании, а также в варьировании текстов значит, роль играют своеобразные стереотипные формулы - т. н. общие места, связанные с определёнными сюжетными ситуациями, переходящие из текста в текст (например, в былинах - формула седлания коня и т. п.).

В процессе бытования жанры словесного H. т. переживают "продуктивный" и "непродуктивный" периоды ("возрасты") своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание), и это связано в конечном счёте с социальными и культурно-бытовыми изменениями в обществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в нар. быту объясняется не только их художеств, ценностью, но и медленностью изменений в образе жизни, мировоззрении, вкусах их осн. творцов и хранителей - крестьян. Тексты фольклорных произв. различных жанров изменчивы (правда, в разной степени). Однако в целом традиционность имеет в H. т. неизмеримо большую силу, чем в проф. лит. творчестве.

Коллективность словесного H. т. не означает его обезличенности: талантливые мастера активно влияли не только на создание, но и на распространение, совершенствование или приспособление текстов к потребностям коллектива. В условиях разделения труда возникли своеобразные профессии исполнителей произв. H. т. (др.-греч. рапсоды и аэды, рус. скоморохи, укр. кобзари, казах, и кирг. акыны. и т. д.). В нек-рых странах Бл. Востока и Cp. Азии, на Кавказе сложились переходные формы словесного H. т.: произв., созданные определёнными лицами, распространялись изустно, но текст при этом относительно мало менялся, имя автора обычно было известно и часто вводилось в текст (напр., Токтогул Сатылганов в Киргизии, Саят-Нова в Армении).

Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного H. т. обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории нек-рые жанры претерпевали существ, изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, дого-сударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования государственности сложился классич. героический эпос, затем возникли ист. песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядо-вая лирич. песня, романс, частушка и др. малые лирич. жанры и, наконец, рабочий фольклор (револкщ. песни, устные рассказы и т. д.).

Несмотря на яркую нац. окраску произв. словесного H. т. разных народов, MH. мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны. Напр., ок. двух третей сюжетов сказок европ. народов имеют параллели в сказках др. народов, что вызвано или развитием из одного источника, или культурным взаимодействием, или возникновением сходных явлений на почве общих закономерностей социального развития.

Вплоть до позднефеод. эпохи и периода капитализма словесное H. т. развивалось относительно независимо от письменной лит-ры. Позже лит. произв. активнее, чем прежде, проникают в нар. среду (напр., "Узник" и "Чёрная шаль" А. С. Пушкина, "Коробейники" H. А. Некрасова; см. также об этом в ст. Вольная русская поэзия, Лубочная литература). С др. стороны, творчество нар. сказителей приобретает нек-рые черты лит-ры (индивидуализация характеров, психологизм и т. п.). В социалистич. обществе доступность образования обеспечивает равную возможность раскрытия дарований и творческой профессионализации наиболее одарённых людей. Разнообразные формы массовой словесно-художеств. культуры (творчество песенников, частушечников, сочинение интермедий и сатирич. сценок и т. п.) развиваются в тесном контакте с проф. социалистич. иск-вом; среди них определённую роль продолжают играть и традиционные формы словесного H. т. Многовековое бытование обеспечило непрехо-дяшую художеств, ценность и длит. существование таких песен, сказок, преданий и т. д., к-рые наиболее ярко отражают особенности духовного склада народа, его идеалы, надежды, художеств, вкусы, быт. Этим обусловлено и глубокое воздействие словесного H. т. на развитие лит-ры. M. Горький говорил: "... Начало искусства слова - в фольклоре" ("О литературе", 1961, с. 452). О записи H. т., его изучении и методологич. принципах изучения см. Фольклористика.

Народная музыка (музыкальный фольклор) - вокальное (преим. песенное), инструм. и вокально-инструм. коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, муз. H. т. существует гл. обр. благодаря исполнит, иск-ву талантливых самородков. Таковы у разных народов кобзарь, гусляр (см. Гусли), скоморох, ашуг, акын, кюйши (см. Кюй), бахши, гусан, хафиз, олонхосут (см. Олонхо), аэд, жонглёр, менестрель, шпильман и др. Истоки нар. музыки, как и др. иск-в, уходят в доисторич. прошлое. Муз. традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую ист. эпоху сосуществуют б. или м. древние и трансформированные произв., а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют т. н. традиционный муз. фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, к-рая длит, время сохраняет черты относит, самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Осн. виды муз. H. т.- песни, эпич. сказания (напр., рус. былины, якут, олонхо), танц. мелодии, плясовые припевки (напр., рус. частушки), инструм. пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произв. муз. фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения нар. музыки в процессе её исполнения.

Жанровое богатство нар. музыки - результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земле-дельч. круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи-причитания). У скотоводч. народов песни были связаны с приручением коня, загоном скота и т. д. Позднее наибольшее развитие в фольклоре всех народов получили лирич. жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпич. песен или инструм. наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме муз. импровизации - вокальные (напр., рус. протяжная песня, рум. и молд. дойна) и инструм. (напр., программные пьесы закарпатских скрипачей, болг. кавалистов, казах, домб-ристов, кирг. комузистов, туркм. дута-ристов, узб., тадж., индонез., япон. и др. -инструм. ансамблей и оркестров).

В различных жанрах нар. музыки сложились разнообразные типы мелоса - от речитативного (карел, руны, рус. былины, южнослав эпос) до богато орнаментального (лирические песни ближне- и ср.-вост. муз. культур), многоголосия (поли-ритмич. сочетание попевок в ансамблях афр. народов, нем. хоровая аккордика, груз, кварто-секундовая и ср.-рус. подго-лосочная полифония, литов. канонические сутартине), ритмики (в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых и танц. движений), ладо-звукорядных Систем (от примитивных узкообъёмных ладов до развитой диатоники "свободного мелодического строя"). Разнообразны также формы строф, куплета (парные, симметричные, асимметричные и др.), произв. в целом. Муз. H. т. существует в одноголосной (сольной), антифонной (см. Антифон), ансамблевой, хоровой и оркестровой формах. Типы хорового и инструментального многоголосия разнообразны-от гетерофонии и бурдона (непрерывно звучащий басовый фон) до сложных полифонических и аккордовых образований. Каждая национальная нар. муз. культура, включающая систему муз.-фольклорных диалектов, образует при этом муз.-стилевое целое и одновременно объединяется с др. культурами в более крупные фольклорно-этнографич. общности (напр., в Европе - скандинавская, балтская, карпатская, балканская, средиземноморская и др.).

Фиксацией нар. музыки (в 20 в. при помощи звукозаписывающей техники) занимается особая науч. дисциплина - музыкальная этнография, а исследованием её - этномузыковедение (музыкальная фольклористика).

На основе нар. музыки возникли практически все нац. проф. школы, каждая из к-рых содержит образцы различного использования фольклорного наследия - от простейших обработок нар. мелодий до индивидуального творчества, свободно претворяющего фольклорное муз. мышление, законы, специфические для той или иной нар. музыкальной традиции. В совр. муз. практике H. т. является оплодотворяющей силой как для проф., так и для различных форм самодеятельного иск-ва.

Нар. музыкальные инструменты, созданные народом и распространённые в его муз. практике, могут либо принадлежать лишь одному народу (напр., укр. бандура, груз, чонгури), либо употребляться разными народами, связанными между собой этнич. общностью или длительными историко-культурными контактами (напр., гусли, жалейка распространены у русских и белорусов; в Узбекистане и Таджикистане одинаковы почти все инструменты). В нар. прототипы своими истоками уходят почти все проф. муз. инструменты.

Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с устным нар. творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельч. праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т. д.). В процессе ист. развития в драматич. действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и представления, пародирующие свадебный обряд (напр., рус. игра-комедия "Пахомушка"), похоронный обряд (покойницкая игра " Маврух "). Подобные действа послужили у всех народов основой для дальнейшего развития нар. театра и драмы. В мировом нар. театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Рус. театру Петрушки были близки укр. вертеп, белорус, батлейка. Многообразие форм нар. кукольного театра определялось различием видов кукол, систем их управления (тростевые куклы, марионетки - куклы на нитках - и др.). Нар. театры кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды, инсценировали "бродячие сюжеты" - пьесы о Дон Жуане, докторе Фаусте. К нар. театру относят также балаганные представления и т. н. раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста).

Нар. театр в широком смысле непрофессионален, однако у всех народов были свои специалисты театр, дела: др.-рим. мимы, зап.-европ. шпильманы, жонглёры, рус. скоморохи, а также актёры-кукольники разных стран. Объединяясь в группы (в России наз. "ватаги"), они странствовали по городам и сёлам. Репертуар составляли пьесы фольклорного происхождения, позднее и переработки проф. пьес и др. лит. произведений. Представления нар. театра, имевшие обычно острую социально-политич. направленность, преследовались церковью и гос-вом. Нар. актёры часто вносили светские реа-листич. элементы в представления религ. драм (ср.-век. мистерия). Критич. отношение народа к представителям феод, знати и гор. буржуазии проявилось в фарсе. Традиции фарса и карнавала подготовили появление комедии дель арте.

В России наибольшее распространение в крест., солдатской, фаб. среде получили драмы "Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф", "Лодка" (варианты - "Шлюпка", "Шайка разбойников", "Степан Разин", "Чёрный ворон"); разыгрывались также драмы "Царь Ирод", "Как француз Москву брал". По своему типу они относятся к известным у MH. народов тираноборческим, героическим или т. н. разбойничьим драмам. "Царь Максимилиан" имеет лит. первоисточник - школьную драму "Венец Димитрия" (1704), в основе к-рой лежит "Житие св. Димитрия"; "Лодка" (кон. 18 в.) представляет собой инсценировку нар. песни "Вниз по матушке по Волге". Окончательное формирование этих пьес связано с включением в их текст фрагментов из произв. поэтов кон. 18- 1-й пол. 19 вв. - Г. P. Державина, К. H. Батюшкова, А. С. Пушкина, M. Ю. Лермонтова, мотивов и образов лубочных романов. На Руси бытовали также и сатирич. пьесы "Барин", "Голый барин", "Петрушка".

Наиболее характерной особенностью нар. театра (как и вообще фольклорного иск-ва) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с публикой, к-рая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах). Нар. театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Осн. интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений. Большое значение имеют выходные монологи героев, исполнение действующими лицами песен (народных или специально сочинённых для представления), арий из опер. В народной драме существуют два типа персонажей - драматические (героич