БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381. или романтич.) и комические. Первых отличает высокий торжеств, стиль обращений, монологов и диалогов, вторых - комич., пародийные приёмы, игра слов. Традиционность исполнения в нар. театре определила впоследствии возникновение особого вида театр, представлений, получивших устойчивую форму. Эти представления во MH. стоа-нах носят назв. традиционного театр!. В странах Азии с древнейших времён были распространены нар.-танцевальные пантомимич. представления. На их основе сформировался традиционный театр народов Азии: театры ваянг-топенг в Индонезии, колам на о. Шри-Ланка (Цейлон), катхакали в Индии и др.

Своеобразие художеств, и исполнительских приёмов нар. театра привлекало деятелей проф. театра и использовалось ими (У. Шекспир, Мольер, К. Гольдони, A. H. Островский, Э. Де Филиппе и др.).

Народный танец - один из древнейших видов H. т. Танец был частью нар. представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и др. обрядовых танцев связано с нар. обрядами (цейлонский танец огня, норв. танец с факелами, слав, хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у сев.-амсп. индейцев, индо-нез. пенчак (тигр), якут, танец медведя, памирский - орла, кит., инд.- павлина, фин. - бычка, рус. журавель, гусачок, норв. петушиный бой и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латыш, танец жнецов, гуцульский - дровосеков, эст.- сапожников, белорус, лянок, молд. поамэ (виноград), узб. шелкопряд, пахта (хлопок). С появлением ремесл. и фаб. труда возникают новые нар. танцы: укр. бондарь, нем. танец стеклодувов, карельский "Как ткут сукно" и др. В нар. танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя ("пиррические" пляски древних греков, сочетающие танц. иск-во с фехтовальными приёмами, груз, хоруми, берикаоба, шотл. танец с мечами, казачьи пляски и др.). Большое место в танц. H. т. занимает тема любви; первоначально эти танцы были откровенно эротическими; позже появились танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (груз, картули, рус. байновская кадриль, польский мазур).

У каждого народа сложились свои танц. традиции, пластич. язык, особая координация движений, приёмы соотношения движения с музыкой; у одних построение танц. фразы синхронно музыкальной, у других (у болгар) - не синхронно. Танцы народов Зап. Европы основываются на движении ног (руки и корпус как бы им аккомпанируют), в танцах же народов Cp. Азии и др. стран Востока осн. внимание уделяется движению рук и корпуса. В нар. танце всегда главенствует ритмич. начало, к-рое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон колец, бубенчиков). MH. танцы исполняются под аккомпанемент нар. инструментов, к-рые танцовщики часто держат в руках (кастаньеты, тамбурин, барабан, дойра, гармошка, балалайка). Нек-рые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платок, шляпа, блюдо, пиала, чаша). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода рус. и груз, танцовщицы помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в рус. и венг. мужском танце - отбивка по голенищу жёстких сапог.

Расцвет и популярность нар. танца в СССР способствовали возникновению новой сценич. формы - ансамблей нар. танца. В 1937 был создан Ансамбль народного танца СССР, утвердивший в проф. хореографии сценич. нар. танец. Элементы нар. танца используются и в классич. балете. Во всех республиках Сов. Союза созданы проф. ансамбли нар. танца и ансамбли песни и пляски. Проф. и любительские коллективы нар. сценич. танца распространены в странах всего мира (см. Танец).

Народные архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство включают орудия труда, постройки (см. Деревянная архитектура, Жилище), домашнюю утварь и бытовую обстановку (см. Дерево в искусстве, Железо, Керамика, Лаки художественные, Мебель, Медь, Сосуды художественные, Стекло), одежду и ткани (см. Вышивка, Килим, Ковёр, Кружево, Набойка, Одежда, Ткани художественные), игрушки, лубок и т. д. К числу важнейших художеств.-технич. процессов, распространённых в H. т., относятся гончарство, ткачество, резьба художественная, роспись декоративная, ковка, литьё художественное, гравирование, чеканка и т. д. Нар. архитектура и декоративно-прикладное иск-во принадлежат к материальному произ-ву, носят непосредственно созидательный характер; отсюда слитность в них эстетич. и утилитарной функций, образного мышления и технич. изобретательности.

Создавая и оформляя предметную среду и давая предметно-эстетич. выражение трудовым процессам, бытовому укладу, календарным и семейным обрядам, H. т. искони являлось неотъемлемой частью медленно изменяющегося строя нар. жизни. В отд. чертах H. т. прослеживаются нормы труда и быта, культы и ве~ювания, восходящие к неолиту и бронзовому веку. Наиболее общим элементом H. т. служит родившийся в древности орнамент, к-рый помогает достигать органич. единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластин, формы, естественной красоты материала. В отд. орнаментальных мотивах, большинство из к-рых имело первоначально мифологич. смысл ("мировое древо", "великая богиня" с предстоящими, солярные символы), запечатлелись черты первобытного сознания, мифологич. и магич. способы общения с природой. Эти древние корни проступают, напр., и в нар. игрушке, в к рой прослеживаются черты первобытной культовой пластики. Произв. H. т. зачастую присуща конкретная связь с тем или иным обычаем, сохраняющимся и тогда, когда утрачивается память о культовой природе или мифологич. обусловленности этого обычая. Этим объясняется и непрочность, эфемерность MH. предметов H. т. (рисунки песком, крашеные яйца), рассчитанных на периодич. воспроизведение в регулярно повторяющемся обряде. В отличие от "высокого" искусства обществ, верхов, H. т. не знает контрастных перемен художеств, стилей. В ходе его эволюции появляются отд. новые мотивы, но больше меняются степень стилизации и характер осмысления старых мотивов; изображения, связанные некогда с коренными представлениями о мире, постепенно обретали узкоутилитарный смысл (напр., в различных знаках-оберегах и знаках-заклинаниях, украшавших бытовые предметы) или начинали играть чисто декоративную роль, тогда как форма предмета претерпевала зачастую лишь незначит. конструктивно-функциональные изменения. Представление о вещи в H. т, обычно не закрепляется в подготовит, модели или рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты его индивидуальной изобретательности, приводящей к выработке наиболее рациональных приёмов работы, должны быть приняты нар. коллективом. В силу этого закрепляемая вековым отбором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные специфич. изменения. Древнейшие предметы (напр , деревянные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднейшие осмысления этих форм в H. т., сохраняя первоначальную типологию и образную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами обобщения, декоративной стилизации, с рациональным использованием технич. средств и материалов.

По мере классовой дифференциации общества складываются предпосылки для возникновения H. т., обслуживающего потребности низших слоев общества и первоначально сводившегося к домашней художеств, работе для себя и к деревенскому ремеслу. Наличие особой njip.

Народная архитектура. 1. Каменные жилища ("трулли") близ Локоротондо (Апулия, Италия). 2. Фахверковый дом. Район Ратцебурга (Шлезвиг-Гольштейн, ФРГ) Середина 17 в 3. Крестьянский двор из камня и глины в Мексике. 4. Деревянная изба на окраине Ижевска (Удмуртская АССР) Начало 20 в.

Народная скульптура. 1. "Богоматерь С мечом скорби". Дерево, роспись Литва. Каунасский художественный музей имени M. К Чюрлениса. 2. Фигурка петуха с фронтона крестьянского дома в Турьеце (Словакия) Де-

19 в Словацкий национальный музей. Мартин 3 Скворечник в виде фигуры курильщика Дерево, роспись Московская область. 19 в. Исторический музеи. Москва.

ветви обнаруживается уже в антич. иск-ве (напр., в вотивных предметах итало-этрусского круга, напоминающих неолитич. пластику). Первоначальные памятники дворцовой и даже культовой архитектуры явственно связаны с простейшими древними образцами нар. деревянного и кам. зодчества (эгейский мегарон, герм, халле), переносными жилищами кочевников и т. д., но затем резко расходятся пути гор. и усадебного стр-ва и нар. архитектуры, обслуживающей в основном крест, быт (жилой дом, гумно, амбар, сарай, хлев и т д ).

В ср -век. Европе феод -церк. культуре противостояло стремление сохранить культурную традицию родового строя, хозяйств, и политич. замкнутость, культ местных богов; выражением этого становится нар. струя в ср -век иск-ве, обычно насыщенная образами звериного стиля. Нар. мировоззрение, с особой чистотой выразившееся в языческих украшениях-амулетах, выступает и в памятниках, являющихся примерами влияния нар. культуры на придворную и церковную (таковы рельефы владимиро-суздалъской школы, гротескная пластика романских и готич. церквей, орнаментация рукописей) Однако неразвитость товарно-денежных отношений, слабая дифференциация форм быта, а также принципиальная анонимность ср.-век. иск-ва и близость его мастеров к нар среде не способствовали полнейшему обособлению H. т. В странах, позднее вступивших в ранне-капиталистич. стадию развития, в частности в ср.-век. Руси, подобная ситуация сохраняется вплоть до кон. 17- нач. 18 вв. В странах Востока, особенно долго (до 19-20 вв.) сохранявших ср.-век. уклад жизни, всё декоративно-прикладное иск-во глубоко проникнуто нар. ремесл. навыками и высокоразвитое H. т. не имеет коренных отличий от ремесла для привилегированных слоев; в изобразительном же иск-ве ряда стран сильна нар. струя (кит., япон., инд. лубок). Наконец, в странах, переживших колонизацию, основой для H. т. обычно служила древняя туземная культура, хотя оно и впитывало в себя MH. черты принесённых культур.

С разложением феодализма и цеховой системы складывается работающее на рынок нар. художеств, ремесло; благодаря этому H. т., еще сохраняя тесную связь с нар. бытом, осваивает новые виды продукции, новые формы и темы. С другой стороны, выявление художеств, индивидуальности и культ антич. иск ва, утвердившиеся в эпоху Возрождения, приводят к тому, что H. т. всё яснее выступает как нечто локальное, обособленное, привязанное к родной старине. Нар. художеств, культура - произв. ре-лиг, иск-ва (вотивная живопись, иконы, писанные по стеклу, раскрашенная скульптура), бурно развивающегося с 16-17 вв. (особенно в странах католич. культа), оформление празднеств, лубок, с их наивным архаизмом форм,- имеет уже совершенно иную образную систему, чем изысканные, подчас новаторски необычные произв. "высокого" иск-ва; аналогичное расхождение возникает и в стиле предметов быта. Этот разрыв менее ощутим там, где фольклорные элементы глубоко проникают в культуру привилегированных слоев и церкви. В России это проявилось, напр., в архитектуре дворца в с. Коломенском (17 в.; илл. см. т. 8, стр. 121), с его обилием форм нар. деревянного зодчества, а в странах Лат. Америки - в декоре церквей барокко, впитавшем черты иск-ва доколумбовых цивилизаций. В 17-18 вв. в H. т. заметно ослабевает идеографич. начало. В растит, мотивах, теперь повсеместно вытесняющих символико-геом. узоры, декоративный строй становится свободней, разнообразней В H. т. проникает все больше свежих наблюдений, бытовых сюжетов, возрастает стремление к сказочно-фольклорному осмыслению жизни высших слоев общества, к заимствованию форм господствующих стилей, имитации фактуры дорогих и трудоёмких материалов. Однако новые мотивы и формы (ренессанса, барокко, ампира), проникая в H. т., сохраняют лишь весьма отдаленное сходство с образцом, упрощаясь и застывая в ритмически ясной декоративной схеме. В целом на 17 - нач. 19 вв. приходится эпоха расцвета H. т., давшая необычайное разнообразие его видов и форм. Этому способствовали оснащение H. т. ранее недоступными ему материалами и инструментами, появление новых технич. возможностей, расширение кругозора нар. художников, развитие нар. лирики и сатиры.

В 19 в. интенсивно развивающееся художеств, кустарное производство всё более вовлекается в систему капитали-стич. экономики; товарное ремесло в большинстве стран окончательно отделяется от консервативного домашнего. В России после 1861 народные художественные промыслы приобретают характер частных мастерских, работающих на всероссийский рынок. Узкая специализация промыслов, растущее разделение труда и стандартизация мотивов рождают узоры и формы, предельно слитые с виртуозными приемами технич. исполнения (порой достигающего почти машинной скорости); при этом ремесленное, механически безупречное мастерство всё чаще вытесняет творчество. Подражая образцам массовой гор. продукции, нередко случайной и антихудожественной, мастера разрушают типичное для фольклора единство технич. и эстетич. начал. Композиции, ранее строго организованные, насыщенные смысловыми ассоциациями, становятся более свободными, но менее логичными. В живописи темперные краски вытесняются масляными, а позднее анилиновыми; нар. икона и лубок сменяются олеографиями, в пластике объёмно-предметная форма теряет архи-тектоничность. Изображение и орнамент, ранее слитые с вещью, теперь становятся как бы картинкой, наклеенной на поверхность. Отд. отрасли, не выдерживая конкуренции с дешёвыми фаб. изделиями, приходят в упадок или вымирают, но возникают и расширяются другие, использующие б. ч. технику, стилистику и даже образцы проф. станкового иск-ва и коммерческой художеств, пром-сти. В ряде стран, обладавших ранее богатейшим H. т. (Англия, Дания, Нидерланды), оно почти полностью исчезает, но интенсивно развивается в промышление отсталых р-нах, сохранивших мощные пласты ср.-век. культуры (сев. губернии в России, Бретань во Франции, Тироль в Австрии, Словакия, балканские страны, Испания, Сицилия в Италии).

Народная живопись. 1 Вотивная картина. Италия Конец 15 в Морской музей. Неаполь. 2 "Винопитие". Роспись лубяного короба. Конец 17 - начало 18 BB Исторический музей. Москва. 3. M. А. Примаченко "Пава". Гуашь. 1936 Музей украинского народною декоративного искусства УССР. Киев 4 И. A. M а з и н. "Красная Армия". Роспись по дереву. 1937

С сер. 19 в., вслед за признанием ценности словесного фольклора, в ряде стран возникает интерес и к нар. декоративному иск-ву. С этого времени эстетика H. т. (как национального, так и экзотического), его красочность и ритмичность все более влияют на проф. архитектуру, изобразительное и декоративное иск-во. Начинается собирание коллекций H. т., обществ, орг-ции и меценатские кружки возрождают ряд угасавших промыслов и организуют новые. Особый размах эта деятельность приобретает на рубеже 19- 20 вв. с распространением стиля "модерн" и связанных с ним нац.-романтич. течений. Однако, навязывая нар. мастерам решения станкового типа, художники и теоретики "модерна" зачастую проявляли непонимание специфики H. т. Сходные ошибки совершались и позже (в т. ч. в сов. практике 1930-50-х гг.), в ряде капиталистических стран, напротив, делались попытки приблизить народную скульптуру и орнамент к абстрактному искусству.

Произв. совр. H. т. носят в основном характер декоративных изделий и сувениров, образно свидетельствующих о своеобразии народной культуры той или иной местности, благодаря своему явно рукодельному виду они наделяют чертами нац. традиции и непосредств. человечности среду, созданную в осн. стандартизованными пром. средствами. Нар. художеств, ремесла играют важную роль в экономике развивающихся стран. Во MH. странах (прежде всего в СССР и др. социалистич. гос-вах) изыскиваются средства для охраны нар. промыслов и их художеств, своеобразия, деятельность нар. мастеров поощряется с помощью конкурсов и выставок, проф.-технич. школы и училища готовят художников и исполнителей. При участии н -и нн-тов и музеев тщательно изучаются традиции и собираются образцы H. т., в частности, с тем, чтобы выделить изделия и декоративные приемы, созвучные совр. укладу жизни. H. т. оказывает неослабевающее влияние на художеств, пром-сть, помогая найти наиболее выразительные формы и декор бытовой вещи; отд. черты H. т. живут в произв. самодеятельных мастеров, а также проф. художников, использующих опыт нар. иск-ва. В СССР возрождён ряд заглохших народных промыслов, многие получили новое развитие и связанную с сов. жизнью ориентацию (так, б. центры иконописи стали всемирно известными центрами лаковой миниатюры). В многообразных видах и жанрах сов. H. т. бережное сохранение нар. традиций сочетается с широтой интересов и активным восприятием сов. действительности.

О H. т. различных народов см. разделы Литература, Архитектура и изобразительное искусство, Музыка, Балет, Драматический театр, Цирк в статьях об отд. странах и о республиках СССР.

Илл. см. на вклейкях - к стр. 81 и табл. XX-XXIII (стр. 352-353).

Лит : Ч и ч е р о в В И , К. Маркс и CD. Энгельс о фольклоре Библиографические материалы, в сб Советский фольклор, № 4-5, M - Л., 1934; Бонч-Бруе-в и ч В Д , В И Ленин об устном народном творчестве, "Советская этнография", 1954, № 4; Ленинские наследие и изучение фольклора, Л., 1970.

Пропп В. Я., Специфика фольклора, в кн.: Труды юбилейной научной сессии ЛГУ. Секция филологических наук, Л., 1946; его же, Фольклор и действительность, "Русская литература", 1963, № 3; Ч и ч ер о в В. И., Вопросы теории и истории народного творчества, M., 1959; Гусев В. E., Эстетика фольклора, Л., 1967; Богатырёв П. Г., Вопросы теории народного искусства, M., 1971; К р а в ц J ч H. И., Проблемы славянского фольклор?, M., 1972; Ч иСтов К. В., Специфика фольклора в свете Теории информации, "Вопросы философии". 1972, № 6; S ch u Iz е F. W., Folklore..., Halle/Saale, 1949; Cocchiara G., Storia del folklore in Europa, Torino, 1952 (рус. пер.- M., 1960); Corso R., Folklore, 4 ed., Napoli, 1953; Thompson S., Motifindex of folk-literature, v. 1-6, Bloomington, 1955-58; A a r п e А., The ty.pes of the folktale. A classification and bibliography, 2 ed., HeIs., 1964; K r a рр e A. H., The science of folklore, N. Y., 1964; B a u s i nger H., Formen der "Volkspoesie", B., 1968; Vr able G., Folclorul. Obiect. Principii. Metoda. Categorii, Buc., 1970. M e л ь ц M. Я., Русский фольклор. Библиографический указатель, 1945-1959, Л., 1961; то же, 1917 - 1944, Л., 1966; то же, 1960 - 1965, Л., 1967; К у ш н е р е в а 3. И.. Фольклор народов СССР. Библиографические источники на русском языке (1945 -1963), M., 1964; Volkskundliche Bibliographic, В. -Lpz., 1919-57; [Продолжение], в кн.: Internationale volksl-indliche Bibliographie, Bonn, 1954-70. Б а р т о к Б., Зачем и как собирать народную музыку, [пер. с венг.], M., 1959; К в и тк а К. В., Избр. труды..., т. 1-2, M., 1971 - 1973: Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки, сб. ст., сост. и пер. Л. Голден, M., 1973; В о s е F., Musikalische Volkerkunde, Freiburg im Breisgau, 1953; N е t 11 В., Theory and method in ethnomusicology, L., 1964; B r a i 1 о i u C., Folklore musical, в его кн.: CEuvres, v. 2, Buc., 1969, p. 19-130. Алферов А. Д., Петрушка и его предки, M., 1895; Ончуков H. E., Северные народные драмы, СПБ, 1911; Русская народная драма XVII-XX веков. Тексты пьес и описания представлений, ред., вступ. ст. и комментарии П. H. Беркова, M., 1953; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, M., 1956; Авдеев А. Д., Происхождение театра, М.- Л., 1959; Всеволодский-Гернгросс В. H., Русская устная народная драма, M., 1959; ДживелеговА. К., Итальянская народная комедия..., 2 изд., M., 1962; С о h е п С., Le theatre en France au moyen-age, . 1-2, nouv. ed., P., 1948. Ткаченко Т. С., Народный танец, M., 1954; Г о л е и зо в с к и ? К. Я., Образы русской народной хореографии, M., 1964; The encyclopedia of social dance, N. Y., 1972. Малицкий Г. Л., Бытовые мотивы и сюжеты народного искусства (в росписи и резьбе), Казань, 1923; История русского искусства, т. 4, 7, 8 (кн. 2), 9 (кн. 2), 10 (кн. 2), 11 - 13, M., 1959 - 69; Разина T. M., Русское народное творчество, M., 1970; Василенко В. M., О содержании в русском крестьянском искусстве 18 - 19 веков, в сб.: Русское искусство 18-первой половины 19 века, M., 1971; В о р о н о в В. С., О крестьянском искусстве. Избранные трудььМ., [1972]; R i е е \ A., Volkskunst, Hausfleiss und Hausmdustrie, В., 1894; Art populaire. Travaux artistiques et scientifiques du 1-е Congres International des arts populaires, ed. H. Focillon, v. 1-2, P., 1931; S р i e s s K. o, Bauernkunst, ihre Art und Sinn, W., 1942; T о s с h i Т., Saggi sull'arte popolare, Roma, 1945; H a rraon M., Cocchiara G., Ma r a b о ttini Marabotti А., Folk art, в кн.: Encyclopedia of world art, v. 5, L.- N. Y.- Toronto, 1958, p. 451-506 (есть лит.); В о ss е r t T. H., Peasant art of Europe and Asia, N. Y., 1959. См. также лит. при статьях Фольклористика, Народные художественные промыслы.

К.В. Чистов (литература), M. M. Земцовский (музыка), H. И. Савушкина (театр), А. К. Чекалов, M. H. Соколов (архитектура, изобразительное и декоративное иск-во).


НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО, исторически сложившийся комплекс (совокупность) отраслей произ-ва данной страны, взаимосвязанных между собой разделением труда.

H. х. включает отрасли сферы материального произ-ва, где создаётся обществ, продукт (см. Производство), и отрасли непроизводственной сферы, результат функционирования к-рых - услуги нематериального характера (см. Непроизводственная сфера). Материальное производство, в свою очередь, подразделяется на отрасли, производящие средства производства (I подразделение обществ, производства), и отрасли, производящие предметы потребления (II подразделение. (См. Воспроизводство.)

Социально-экономич. природа H. х., его структура и темпы развития определяются характером господствующих в данном обществе производственных отношений. H. х. как единое целое впервые складывается при капитализме в процессе образования национальных гос-в, вследствие развития производит, сил, углубления обществ, разделения труда, специализации отраслей произ-ва, возникновения национального рынка и крупного машинного произ-ва. H. х. при капитализме основывается на частной собственности на средства произ-ва, на эксплуатации наёмного труда и развивается в соответствии с экономич. законами капитализма анархично, циклически, подчиняясь основной цели капиталистического произ-ва - погоне за прибылью. Осн. богатства здесь находятся в собственности относительно небольшой части общества- у крупных капиталистов. Усиление вмешательства бурж. гос-ва в экономику не в состоянии преодолеть антагонистич. противоречий и стихийного характера H. х. капиталистич. стран, периодически возникающих кризисов, валютных потрясений, инфляции, безработицы и т. д. Так, после кризиса 1969-71 замедлились темпы экономического развития большинства капиталистич. стран. В 1972 в развитых капиталистич. странах только в обрабат. пром-сти недоиспользовалось от 20 до 25% мощностей производств, аппарата. По офиц. данным, в 1973 в этих странах общее число безработных составило ок. 11 млн. чел.

При социализме H. х. базируется на обществ, собственности на средства произ-ва, свободном от эксплуатации труде работников, реальном осуществлении права на труд и всеобщности труда. Развитие социалистич. H. х. происходит планомерно и высокими темпами на основе экономич. законов социализма в целях "...обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества" (Л ен и н В- И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 232). Поэтому весь создаваемый в социалистич. H. х. совокупный обществ, продукт принадлежит трудящимся. Важнейшая особенность социалистич. H. х.- сочетание централизованного управления с активным участием производств, коллективов, местных органов и всех трудящихся в управлении, что позволяет наиболее полно и эффективно использовать имеющиеся материальные и трудовые ресурсы в интересах всего общества и каждого его члена. В СССР H. х. всех союзных республик формируется и развивается как единый, взаимосвязанный экономич. комплекс, обеспечивающий на основе социалистич. обществ, разделения труда сочетание экономич. интересов отдельных республик и страны в целом. В соответствии с принятой ЦСУ классификацией H. х. СССР включает: отрасли сферы материального произ-ва - пром-сть, строительство, с. X-BO, лесное X-BO, грузовой транспорт, связь (по обслуживанию предприятий материального произ-ва), торговлю, обществ, питание, материально-технич. снабжение, заготовки сельскохозяйственных продуктов; отрасли непроизводственной сферы - пассажирский транспорт, связь (по обслуживанию непроизводственных учреждений и населения), жилищное X-BO, коммунальное X-BO и бытовое обслуживание, здравоохранение, физкультуру, социальное обеспечение, народное просвещение, науку и научное обслуживание, искусство, финансы, кредит, страхование, управление.

Социалистич. общество обеспечивает необходимые условия для планомерного формирования прогрессивной отраслевой структуры H. х., отвечающей задачам строительства материально-технич. базы коммунизма, непрерывного рост