БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381(1934, рус. пер. 1953) и "Встреча" (1937, запрещён цензурой). Гуманистич. пафосом проникнуты гражд. лирика 30-х гг. (сб. "Открытки", 1938) и поэтич. дневник К.- участника подпольной борьбы против фаш. режима в Словакии (сб. "С ночи до рассвета", 1945). Роман-репортаж К. "Будет, как не было" (1950) и кн. стихов "Дорогой весны" (1952) посв. переменам после победы нар. демократии в Чехословакии.

Соч.: Spisy, sv. 1-6, Brat., 1953-57.

Лит.: История словацкой литературы, М., 1970.



КРАЛЬ (Кral) Янко (24.4.1822, Мику-лаш,-23.5.1876, Злате-Моравце), словацкий поэт и деятель нац.-освободит. движения. По образованию юрист, был адвокатом. В марте 1848 предпринял попытку поднять восстание словацких крестьян, но она закончилась неудачей. Начало творч. пути К. (1842-44) прошло под влиянием идей и эстетики Л. Штура. В произв. 1845-49 критика феодализма связывается с идеями революции угнетённых масс (эпич. цикл о Яношике, 1843-44, философско-лирич. цикл "Драма мира", 1844-45, и др.). Идейное богатство и образно-метафорич. экспрессивный стиль поэзии К. привлекали внимание мн. словацких поэтов 20 в.

Соч.; Suborne dielo, Brat., 1959; в рус. пер.- Моя песня, М-, 1957.

Лит.: Богданова И. А-, Янко Краль, в кн.: История словацкой литературы, М., 1970; Вгtan R., zivot basnika J. Kral'a, Martin, 1972.



КРАМАРЖ (Kramar) Карел (27.12.1860, Високе,-26.5.1937, Прага), чешский гос. и политич. деятель. Род. в зажиточной бурж. семье. По образованию юрист. С 1890 чл. и один из лидеров партии мла-дочехов. В 1891-1914 деп. австр. рейхсрата. Проводя политику сотрудничества с венским двором, одновременно был приверженцем рус. царизма, выступал за сближение Австро-Венгрии с Россией. В 191.5 арестован австр. властями, обвинён в гос. измене; в 1917 амнистирован и освобождён. В 1918 возглавил Чеш. нац. к-т, был одним из основателей правой Нац.-демократич. партии (1918). В 1918-19 премьер-мин. первого чехословацкого пр-ва. В 1918-31 деп. парламента. Сторонник военной интервенции в Сов. Россию. Активно помогал А. И. Деникину. В 1935-37 один из лидеров реакц. партии "Нац. объединение".

КРАМАТОРСК, город (с 1932) в Донецкой обл. УССР, на р. Казённый Торец (прав. приток Северского Донца). Ж.-д. узел (линии на Лозовую, Попасную, Ростов-на-Дону, Артёмовск, Красный Лиман). 157 тыс. жит. в 1972 (115 тыс. в 1959). К.- один из крупнейших центров тяжёлого машиностроения Украины.

Возник во 2-й пол. 19 в. в связи со стр-вом Курско-Харьковской Азовской ж. д. Пром. значение приобрёл с постройкой в 1897 механическо-металлур-гич. з-да (ныне полностью реконструированные Старокраматорский маш.-строит. з-д им. С. Орджоникидзе и ме-таллургич. з-д им. В. В. Куйбышева). В годы первой пятилетки в К. вырос крупный Новокраматорский маш.-строит, з-д, производящий оборудование для металлургич., угольной, горнодобывающей и др. отраслей пром-сти. Имеются з-ды: тяжёлого станкостроения, литья и поковок, коксохимич., стройматериалов (цемент, шифер, минеральная вата). Предприятия пищ. и лёгкой пром-сти. В К.- Научно-исследовательский и про-ектно-технологический институт машиностроения, индустриальный ин-т; техникумы: маш.-строит., технологич., сов. торговли. Историко-революц. музей, филиал Донецкого художеств. музея.

К. состоит из старого города (с нерегулярной планировкой) и нового (Соцгоро-да), с прямоугольной сеткой улиц и современной застройкой. Среди сооружений сов. времени: Дворец культуры завода им. С. Орджоникидзе (1930, арх. А. И. Дмитриев, перестроен в 1944), вокзал (1952, арх. В. М. Сыромятников), Дворец культуры Новокраматорского з-да (1950-65, арх. Д. М. Баталов).

Создан большой жилой фонд; в 1970 он увеличился в 6 раз по сравнению с 1945. Город хорошо озеленён. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971).



КРАМБЕ (Crambe), род растений сем. крестоцветных; то же, что катран.

КРАМЕР Василий Васильевич [21.2(4.3).1876, Москва,-24.4.1935, там же], советский невропатолог, один из создателей советской нейрохирургич. школы, засл. деят. науки РСФСР (1933). В 1900 окончил мед. ф-т Моск. ун-та, работал под рук. В. К. Рота и Л. С. Минора. Проф. с 1920. В 1929 совм. с Н. Н. Бурденко- основатель и один из руководителей нейрохирургич. клиники при Гос. рентгеновском ин-те (с 1934- Центр. нейрохирургич. ин-т, ныне Ин-т нейрохирургии АМН СССР им. Н.Н. Бурденко). К. занимался проблемой локализации функций; им разработаны и описаны синдромы мозжечкового намёта, крыши четверохолмия, изложены вопросы диагноза экстрамедуллярных опухолей задней черепной ямки, разработаны проблема зрительных восприятий формы, света и цвета и вопросы зрит. стереогноза. В последние годы жизни В. И. Ленина К. был его лечащим врачом (с мая 1922). Ответств. ред. "Журнала психологии, неврологии и психиатрии" (с 1923).

Соч.: Учение о локализациях, 2 изд., М- Л., 1931; К учению об оптическом восприятии формы, "Советская невропатология, психиатрия и психогигиена", 1934, т. 3, в. 2 - 3.

Лит.: Рапопорт М. Ю.> Творческий путь проф. В. В. Крамера (1876 - 1935), "Вопросы нейрохирургии", 1950, т. 14, № 3.



КРАМЕР (Cramer) Габриель (31.7.1704, Женева,-4.1.1752, Баньоль, близ Нима, Франция), швейцарский математик. Установив и опубликовав в 1750 правило решения систем линейных уравнений с буквенными коэффициентами, К. заложил основы теории определителей. Ему принадлежат также исследования по теории алгебраич. кривых высших порядков (исследование особых точек, ветвей и т. п.).

Соч.: Introduction a 1'analyse des lignes courbes algebriques, Gen., 1750.



КРАМЕР (Kramer) Стэнли (р. 1913), американский кинорежиссёр; см. Креймер С.



КРАМЕР (Kramer) Сэмюэл Ноа (р. 28.9.1897, г. Жашков), американский востоковед, шумеролог. Род. в России, в 1906 с семьёй переехал в США. В 30- 50-х гг. участвовал в археол. раскопках на терр. Ирака, вёл эпиграфич. исследования в музеях Багдада, Стамбула и др. Впервые исследовал и перевёл важнейшие шумерские мифы, эпосы и др. лит. тексты, а также законы Ур-Намму, Ли-пит-Иштара, таблички с клинописными минускульными ("крошечными") знаками и др. В 1957 и 1960 приезжал в СССР и издал шумерскую клинописную табличку с литературным текстом из коллекции Музея изобразит. искусств им. А. С. Пушкина ("Две элегии на табличке музея им. А. С. Пушкина. Новый шумерский литературный жанр", 1960).

Соч.: The Sumerian mythology, N. Y., 1961; Mythologies of the Ancient World, N. Y., 1961; The Sumerians. Their history, culture and character, Chi.- L., 1967; The sacred marriage rite, L., 1969; в рус. пер.: История начинается в Шумере, М., 1965.

Лит.: Дьяконов И.М., Новые данные о шумерской культуре, "Вестник древней истории", 1947, N° 2. И. М. Дьяконов.

КРАМЕР (Kramer) Теодор (1.1.1897, Нидерхоллабрунн, Нижняя Австрия,- 3.4.1958, Вена), австрийский поэт. Участник 1-й мировой войны 1914-18. После аннексии Австрии фаш. Германией К. скрывался, в 1939-57 жил в Англии. К. сочувственно изображал жизнь бедняков, при этом его лирика проникнута жизнеутверждением - сб-ки "На дне" (1928), "Календарь" (1930) и др. Анти-воен. сб. "Мы лежали на Волыни в болоте" (1931) воскрешал страшные будни войны. В сб-ках "Высланный из Австрии" (1943), "Вена 1938. Зелёные Кадры" (1946) выразилось возмущение фашизмом. В поздней лирике К. господствует тема одиночества.

Соч.: "Einer bezeugt es". Eingeleitet und ausgewahlt von E- Chwojka, Graz - W., I960.

Лит.: Тsсhu1ik W., Die osterreichische Dichtung im Rahmen der Weltliteratur, 3 Aufl., W., 1955; Sсhmied W., Theodor Kramer, "Wort in der Zeit", 1958, № 5, S. 54-55.

КРАМЕР (Cramer) Харальд (р. 25.9.1893, Стокгольм), шведский математик. Проф. математики и матем. статистики (с 1929), ректор (1950-58) Стокгольмского ун-та, канцлер шведских ун-тов (1958-61). Известен фундаментальными работами по теории вероятностей, матем. статистике, матем. теории страхования. Открыл замечат. свойство нормального закона: если сумма двух независимых случайных величин нормальна, то и каждое слагаемое имеет нормальный закон распределения.

Соч. в рус. пер.: Случайные величины и распределения вероятностей, М., 1947; Математические методы статистики, М., 1948.

КРАМОВ Александр Григорьевич [23.12.1884(4.1.1885], Киев,-17.5.1951, Харьков], русский советский актёр, режиссёр, нар. арт. СССР (1944). Окончил театр, школу Е. А. Лепковского (1905) и вступил в труппу киевского театра Со-ловцова. Окончил юрид. ф-т Киевского ун-та (1908). В 1909-12 играл в Херсоне, Самаре, Петербурге (роли: Хлестаков - "Ревизор" Гоголя, Митрофанушка - "Недоросль" Фонвизина и др.). С 1919 работал в моcк, театрах - Революции, быв. Корша и др. В Театре им. МГСПС создал (1924-33) галерею образов людей новой, революц. формации - Раевич, шахтёр Пацюк ("Шторм", "Голос недр" Билль-Белоцерковского), Чапаев (в одноим. пьесе по Фурманову) и др. Здесь раскрылись особенности таланта К.- глубокое чувство современности, высокая гражданственность, умение воплощать яркие характеры сов. людей. С 1933 К.- актёр и режиссёр (с 1936- художеств. руководитель) Харьковского рус. драматич. театра. Лучшие актёрские работы - образ В. И. Ленина в пьесах Погодина ("Человек с ружьём", 1938, и "Кремлёвские куранты", 1947; был также режиссёром обоих спектаклей), Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова).

Редкое обаяние, истинный дар перевоплощения, щедрый талант человечности позволили ему создать ряд интереснейших сценич. образов. Среди них: тонко очерченный, глубоко психологичный образ Протасова ("Живой труп" Л. Н. Толстого), гротесковый-Крутицкого ("На всякого мудреца довольно простоты "А.Н. Островского), трогательный и смешной - Епиходова ("Вишнёвый сад" Чехова). Как режиссёр особое значение придавал работе над сов. драматургией. Поставил спектакли: "Егор Булычов и другие" Горького (1934), "Аристократы" Погодина (1935), "Фронт" Корнейчука (1943), "За тех, кто в море!" Лавренёва (1947), "Семья" Попова (1950) и др. Вёл преподавательскую работу (в 1936-41 художеств. руководитель студии при театре; с 1947 педагог Харьковского театр, ин-та, с 1948-проф.). Деп. Верх. Совета Укр. ССР 1-го и 2-го созывов. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалью.

Лит.: Кубланов Б., Творческий путь Крамова, в кн.: А- Г. Крамов. 30 лет на сцене, 1908 - 1938, Хар., 1938; Буквин В., А. Г. Крамов, Киев, [1960]. П. Р. Резников.



КРАМСКОЙ Иван Николаевич [27.5(8.6).1837, Острогожск, ныне Воронежской обл.,-24.3(5.4). 1887, Петербург], русский живописец, рисовальщик и художеств, критик. Идейный вождь рус. демократич. художеств, движения 1860-80-х гг. Происходил из бедной мещанской семьи. В 1857-63 учился в АХ в Петербурге; в её стенах выступил против академич. иск-ва, явился инициатором "бунта четырнадцати", к-рый завершился выходом из АХ её выпускников, организовавших Артель художников. Под воздействием идей рус. революц. демократов К. утверждал представление о высоком общественном долге художника, принципы реализма, идейности и народности иск-ва. Стал одним из гл. создателей и идеологов Т-ва передвижных художеств. выставок (см. Передвижники). В 1863-68 преподавал в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств. Создал галерею портретов крупнейших рус. писателей, учёных, художников и обществ. деятелей (портреты: Л. Н. Толстого, 1873, И. И. Шишкина, 1873, П. М. Третьякова, 1876, М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879,- все в Третьяковской гал.; С. П. Боткина, 1880, частное собр., Москва), в к-рых выразит. простота композиции , ясность рисунка и тщательность светотеневой моделировки подчёркивают ведущую роль углублённой психологич. характеристики. Точно воссоздавая облик, особенности духовно-психич. склада, богатство и интенсивность внутр. жизни моделей, портреты К. воплощают одновременно возвышенные морально-этич. и эстетич. идеалы художника, его представления о человеке-гражданине. Демократич. взгляды К. нашли наиболее яркое выражение в портретах крестьян, отразивших душевное богатство и внутр. достоинство человека из народа, а порой и зреющий в нём социальный протест ("Полесовщик", 1874, Третьяковская гал.; "Мина Моисеев", 1882, Рус. музей, Ленинград; "Крестьянин с уздечкой", 1883, Киевский музей рус. иск-ва). Центр. произв. К.-"Христос в пустыне" (1872, Третьяковская гал.). Продолжая гума-нистич. традицию А. А. Иванова, К. трактует религ. сюжет в морально-филос. плане, придаёт ему актуальное общественное звучание. "Очеловечив" Христа, придав его драматич. переживаниям глубоко психологич. жизненное истолкование, К. воплотил в картине сложные раздумья современников над судьбами мира, идею героич. самопожертвования. Стремясь к расширению идейно-худо-жеств. содержания образов, К. создал произв., стоящие на грани портрета и те-матич. картины ("Некрасов в период "Последних песен"", 1877-78, "Неизвестная", 1883, "Неутешное горе", 1884,- все в Третьяковской гал.). Они отличаются интересом к раскрытию сложных душевных движений, характеров и судеб. В ряде поздних произв. художника проявились черты салонной красивости.

Демократич. направленность творчества К., его проницат. критич. суждения об иск-ве, свойственные ему настойчивые поиски объективных обществ. критериев оценки художеств. произведений оказали существенное влияние на развитие демократич. иск-ва и художеств. мысли в России последней трети 19 в.

Илл. см. на вклейке к стр. 193.

Соч.: Письма. Статьи. т. 1 - 2. М., 1965- 1966.

Лит.: Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи. 1837 - 1887, СПБ, 1888; Ре-пин И. Е., Иван Николаевич Крамской. Памяти учителя, "Русская старина", 1888. Гмай]; Гольдштейн С. Н., И. Н. Крамской, М., 1965.



КРАМСУ (Kramsu) Карло Роберт (22.12. 1855, Оулу,-28.8.1895, Куопио), финский поэт. Учился в Хельсинкском ун-те (не закончил). Первый сб. К. "Стихотворения" изд. в 1878. Стихи К. пронизаны пафосом классовой борьбы. Ненависть к социальному неравенству нашла выражение в балладах "Илкка" и "Битва при Сантавуори"- об антифеод. крест. восстании 1596-97. В балладе К. "Яаак-кима Берендс" показан конфликт между крестьянином и феодалом, а в стих. "Спартак" К. призывал к борьбе за свободу и равноправие. Нек-рые стихи К. содержат мотивы горечи, неудовлетворённости действительностью ("Несчастный", "Неизгладимое воспоминание" и др.).

Лит.: [Поэзия К. Крамсу], в кн.: Карху Э. Г., Финляндская литература и Россия, М.- Л., 1964, с.131-42; Таrkiainen V., Kauppinen E., Suomalaisen kirjallisuuden historia, Hels., [1961].

КРАН, денежная единица и серебряная монета Ирана, обращавшаяся до 1932. К. делился на 1000 динаров, содержал 4,1427 г чистого серебра (10 кранов = = 1 туману). В 1932 взамен К. был введён риал.



КРАН (от голл. kraan) трубопроводный, запорное устройство, в к-ром подвижная деталь затвора в форме тела вращения имеет отверстие для пропускания потока газа или жидкости. Для перекрытия потока затвор поворачивается вокруг своей оси, расположенной перпендикулярно направлению потока. К. состоит из 2 осн. деталей: неподвижной - корпуса и вращающейся - пробки. По направлению потока К. разделяются на проходные - с прямолинейным движением потока, угловые - с отклонением потока на 90° и трёхходовые - с произвольным сообщением трёх трубопроводов. В зависимости от формы уплотни-тельных поверхностей К. бывают 3 типов: конические, цилиндрические и шаровые. Конич. К. делятся на натяжные, сальниковые, самоуплотняющиеся, с выдвижной пробкой, со смазкой. В натяжном К. пробка прижимается к поверхности корпуса гайкой, в сальниковом К.- сальниковой крышкой через набивку, в самоуплотняющемся К.- давлением среды, а иногда пружинами. В К. с выдвижной пробкой при открывании пробку приподнимают, поворачивают на нужный угол и снова опускают. В К. со смазкой герметичность закрытия обеспечивается смазкой, заполняющей канавки на поверхностях пробки и корпуса. Цилинд-рич. К. в изготовлении проще конических, т. к. их поверхности не требуют притирки, легко доводятся на шлифовальных станках. Разделяются на 2 группы: с металлич. и эластичным уплотнением. Шаровые К., обладая всеми преимуществами конических, имеют меньшие размеры и массу, а также лучшую герметичность. Их изготовление значительно проще, чем конических К.

Лит.: Современные конструкции трубопроводной арматуры, М., 1970.

Г. Г. Мирзабеков.



КРАН МАШИНИСТА, прибор для управления тормозами ж.-д. подвижного состава. К. м. установлен в кабине локомотива, входит в состав тормозной системы поезда. Включение и выключение К. м. производится поворотом спец. ручки. С помощью К. м. заряжается тормозная магистраль, выпускается из неё сжатый воздух, поддерживается определённое давление. В нек-рых странах (СССР, США, Франция) находят применение К. м. с дистанц. управлением. См. также Казанцева тормоз, Матросова тормоз. Лит.: Гринио В. А., Крылов В. И., Озолин А. К., Краны машиниста. 3 изд.. М., 1966.



КРАН ПОДЪЁМНЫЙ, см. Подъёмный кран.



КРАНАХ (Cranach) Лукас Старший (1472, Кронах, Верхняя Франкония,- 16.10.1553, Веймар), немецкий живописец и график. Учился, вероятно, у отца. Работал в Австрии (ок. 1500-04), в Вит-тенберге при дворе курфюрста Саксонского - Фридриха Мудрого и его преемников (1505-50), в Аугсбурге (1550- 1552) и Веймаре (1552-53). В 1509 посетил Нидерланды. Ранние произв. К. поражают яркостью новаторских замыслов: в "Распятии" (1503, Старая пинакотека, Мюнхен; илл. см. т. 6, табл. IX, стр. 384-385) дерзкая правдивость образа, резкая асимметрия композиции, беспокойные краски пейзажа как бы навеяны предчувствием обществ. потрясений; в "Отдыхе на пути в Египет" (1504, Карт. гал., Берлин-Далем), напротив, господствуют проникновенные идиллич. ноты, а зоркость и свежесть восприятия природы открывают путь достижениям дунайской школы. В Виттенберге определился противоречивый творческий облик К., отразивший сложность эпохи и среды, в к-рой жил и работал художник. В "Алтаре св. Екатерины" (1506, Карт, гал., Дрезден), "Княжеском алтаре" (1510, Гос. гал., Дессау) претворены достижения иск-ва Возрождения. В позднейших религ. картинах они переплетаются с чертами манерности, ощутимыми также в гравюрах на дереве. Эти черты напоминают искусство поздней готики, но также предвосхищают маньеризм. Гуманистич, идеалы выражены в картинах "Венера и Амур" (1509), "Мадонна" (обе в Эрмитаже, Ленинград), "Нимфа источника" (1518, Музей изобразит. иск-в, Лейпциг). К. был другом М. Лютера (многократно его портретировал, в т. ч. в гравюре на меди, 1521), пропагандировал идеи Реформации в ряде своих произв. (в т. ч. в гравюре на дереве "Проповедь Иоанна Крестителя", 1516). Но он принимал заказы и от противников Реформации (портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского, 1526, Эрмитаж). Положение придворного художника способствовало развитию в творчестве К. черт жеманства и условности, пристрастия к сложным аллегорич. и мифологич. сюжетам, оживлению некоторых традиций готики (засты-лость композиции, мелочная отделка деталей, архаич. каноны красоты). Нарастающая стандартность произведений К. усугублялась тем, что его мастерская выпускала с его знаком-подписью множество однообразных посредств. картин. Сам К. в наибольшей мере сохранил своё высокое мастерство в портретах, замечат. мастером к-рых он был, создав начиная с раннего периода ряд остро выразительных образов своих современников (портреты: И. Куспиниана, 1502-03, Собр. О. Рейнхарта, Винтертур; С. Рейса, 1503, Герм. нац. музей, Нюрнберг; И. Шёнера, 1529, Музей старинного иск-ва, Брюссель). В Веймаре сохранился дом Кранаха; в Дворцовом музее - галерея Кранаха.

Лит.: Гершензон Н. М., Лукас Кранах, М., 1933; Fгiеd1an dег М. J., Rosenberg J., Die Gemalde von Lucas Cranach, В., 1932; Lucas Cranach der Altere. Der Kumstler und seine Zeit, В., 1953; Lucas Cranach der Altere im Spiegel seiner Zeit, B., 1953; Jahn J., Lucas Cranach als Graphiker, Lpz., 1955; Rosenberg J., Die Zeichnungen Lucas Cranachs, В., 1960.

К. М. Кобер. ГДР.



КРАН-БАЛКА (от голл. kraanbalk), разновидность подъёмного крана мостового типа, у к-рого тельфер передвигается по ездовой балке. Балка опирается ходовыми колёсами на рельсы, к-рые обычно уложены на верхних полках подкрановых балок, расположенных под потолком обслуживаемого помещения, крытой площадки или участка. В нек-рых конструкциях ходовые колёса опираются на нижние полки подкрановых двутавровых балок; К.-б. такой конструкции наз. подвесными, или катучими (рис.).

К.-б. бывают однопролётные (шир. пролёта 6-15 м) и многопролётные (до 100 м). Механизмы К.-б. приводятся в действие электродвигателем, питающимся от сети (через контактный провод или кабель). Управление механизмами осуществляет машинист из кабины, подвешенной к ездовой балке, или с пола помещения при помощи кнопочного пульта, соединённого с механизмами К.-б. кабелем. Грузоподъёмность К.-б. обычно 1-5 т.

К.-б., или катабалка, на судах - простейший подъёмный поворотный кран для подъёма и спуска становых (носовых) якорей. Имеет вид изогнутой балки с блоком на конце или стрелы с укосиной. Подъём якоря осуществляют вручную или от брашпиля. Устанавливают 1 К.-б. на баке или 2 по бортам бака. На парусных деревянных судах роль К.-б. выполняют 2 деревянных неподвижных кронштейна (балки на скулах бака), т. н. крамболы.

Э. И.Ридель.



КРАНЕВИТТЕР (Kranewitter) Франц (18.12.1860, Нассерейт, Тироль, - 4.1.1938, там же), австрийский писатель. В драме "Ради дома и двора" (1893, пост. 1895) К. показал ожесточённую борьбу вокруг раздела наследства. Ист. трагедия "Михель Гейзмайер" (1899) посвящена восстанию тирольских крестьян в 1525-26. В центре ист. трагедии "Андре Хофер" (пост. 1902, изд. 1904) - нар. герой Тироля, поднявший крестьян против Наполеона. Комедии К. дают яркое изображение местных нравов. В серии одноактных пьес "Семь смертных грехов" (1905-25) исторически обусловленные пороки крестьянской психологии объявляются общечеловеческими.

С о ч.: Gesammelte Werke, Salzburg - В., 1933.

Лит.: Wagerer F., F. Kranewitter, W., 1947 (Diss.).



КРАНЕЦ (Kranjec) Мишко (р. 15.9.1908, Велика-Полана), словенский писатель. Сын безземельного крестьянина. Участвовал в революц. движении, с 1938 коммунист. К. принадлежат повесть "Батраки" (1932), романы "Предместье" (1933), "Ось жизни" (1935), "Залесье пробуждается" (1936), "Место под солнцем" (1937), "Повесть о добрых людях" (1940) и др., для к-рых характерны глубокий социальный и психологич. анализ, резкий протест против капиталистич. строя. Разоблачению зверств фашистов и героизму партизан посвящены сб. рассказов "Натюрморты и пейзажи" (1945), тетралогия "За светлыми горизонтами" (1960- 1963) и др. Трилогия К. "Повести о власти" (1950-56) отражает обществ, процессы в словенской деревне 20 в. Жизни послевоен. Югославии посв. повесть К. "Лиственницы над долиной" (1957), сб. рассказов "Месяц живёт на Бладрвице" (1958) и др. произв.

Соч. в рус. пер.: Я их любил. М., 1965.

Лит.: Zdravec F., Misko Kranjec (1908 - 1935), Murska Sobota, 1963.

M. И. Рыжова.



КРАНЕЦ (от голл. krans), приспособление для смягчения ударов судна о причал или борт др. судна. Судовые К. вывешивают за борт перед швартовкой или закрепляют на борту в местах, наиболее подверженных ударам. Причалы часто оборудуются постоянными К. Изготавливают К. из податливых материалов (дерева, резины), плетёными из растит. тросов или надувными (пневматическими). Для швартовки судов в открытом море наиболее удобны резинотканевые пнев-матич. К.



КРАНИАЛЬНЫЙ (от греч. kranion- череп, голова), в анатомии животных - орган или к.-л. часть тела, расположенные по продольной оси ближе к голове; ср. Каудальный.



КРАНИОГРАФИЯ (от греч. kranion - череп и ...графия), изображение черепа; см. Краниология.



КРАНИОЛОГИЯ (от греч. kranion - череп и ...логия), раздел анатомии, изучающий строение черепа человека и животных. Для характеристики строения черепа используют измерительные признаки (краниометрия), описательные (краниоскопия), а также определяют индивидуальные особенности строения с помощью спец. приборов, позволяющих получить изображение черепа в различных плоскостях и проекциях (краниография). Краниологич. исследования широко применяются в антропологии. В морфологии человека исследуют закономерности изменчивости и связей признаков строения черепа, возрастные изменения, половые различия и т. п. для решения общетеоретич. проблем и для задач прикладной антропологии. В учении об антропогенезе данные К. используют при характеристике этапов физич. эволюции человека и обезьян, что позволяет выделить комплексы особенностей, свойственные последоват. стадиям формирования черепа. В расоведении на основе изучения черепного материала делаются заключения о путях дифференциации расовых типов. Сопоставление краниологич. серий одной или разных эпох, связанных с определённой территорией, выявляет сходство или различие древнего населения этих территорий. Широкую известность получили работы М. М. Герасимова, касающиеся восстановления по черепу облика древнейших и совр. людей.

Лит.: Дебeц Г. Ф., Палеоантропология СССР, в сб.: Тр. Института этног