БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381з крупнейших кредитных учреждений мира, поддерживает корреспондентские связи с банками MH. стран. В 1971 имел 34 тыс. отделений в стране и за границей. Гл. контора - в Пекине. И. Г. Маевская.


НАРОДНЫЙ БАНК ЮГОСЛАВИИ, центральный эмиссионный банк и осн. кредитный институт СФРЮ. Учреждён в янв. 1946. На банк возложено руководство ден. обращением и общей кредитной и валютной политикой страны, организация расчётов и кредитных отношений с др. странами, образование и хранение золотовалютных резервов, покупка и продажа золота, серебра и др. драгоценных металлов и т. д. С 1961 H. б. Ю. не имеет непосредств. отношений с предприятиями и орг-циями и предоставляет кредиты, как правило, только деловым банкам. В отд. случаях выделяет средства на мероприятия общегос. значения, проводимые правительством, напр, на покрытие дефицита бюджета федерации, затрат на оборону страны. Все деловые банки СФРЮ должны хранить в H. б. Ю. обязат. резервы, размеры к-рых он устанавливает. До 1973 H. б. Ю. имел исключит, право на продажу и покупку иностр. валюты. С 1 янв. 1973 в Югославии действует валютный рынок, на к-ром осуществляются все операции, связанные с продажей и покупкой иностр. валюты. H. б. Ю. один из главных его участников. Он следит за тем, чтобы курс югосл. динара по отношению к свободно конвертируемым валютам не отклонялся от паритета более чем на ± 2,25%. Гл. контора банка находится в Белграде. Банк имеет одно агентство за границей - в Нью-Йорке. Сумма баланса H. б. Ю. на 1 янв. 1971 достигала 47,5 млрд. динаров. Более 75% её составляют краткосрочные кредиты. И. Г. Маевская.

НАРОДНЫЙ ДОХОД, см. Национальный доход.
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ, наркомат, в Советском государстве в 1917-46 центр, орган гос. отраслевого управления. Первые наркоматы были образованы постановлением "Об учреждении Совета Народных Комиссаров", принятым 2-м Всеросс. съездом Советов 26 окт. (8 нояб.) 1917. В состав первого Сов. пр-ва - CHK, возглавлявшегося В. И. Лениным, вошли народные комиссары, стоявшие во главе комитета по военным и морским делам, и 12 комиссий: торговли и пром-сти; юстиции; почт и телеграфов; труда; по делам иностранным; по делам продовольствия; финансов; нар. просвещения; по делам железнодорожным; по внутр. делам; земледелия; по делам национальностей. Конституция РСФСР 1918 закрепила сложившуюся к тому времени систему H. к. (18 наркоматов, в т. ч. действовавший на правах H. к. Высший совет нар. х-ва). Существ, изменения в систему H. к. внесло образование в 1922 Союза CCP. Для руководства важнейшими гос. функциями, передававшимися Союзу CCP, были созданы 5 общесоюзных (единых для всей страны) наркоматов: военный и морской, иностр. дел, внеш. торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Координация усилий союзных республик в других, представлявших общий интерес сферах гос. жизни, была возложена на 5 объединённых наркоматов: BCHX, продовольствия, труда, финансов, рабоче-крест. инспекции (РКИ). Эта система была закреплена в Конституции СССР 1924. Конституции союзных республик предусматривали создание 5 объединённых (одноимённых с соответствующими наркоматами СССР) и 6 респ. наркоматов, к-рые оставались в исключит, ведении союзных республик (внутр. дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, земледелия, социального обеспечения). Общие вопросы организации наркоматов СССР, порядок их взаимоотношений с CHK СССР, с одноимёнными H. к. союзных республик и др. вопросы определялись Общим положением о наркоматах СССР 1923. H. к. предоставлялось право издавать в пределах своей компетенции постановления, распоряжения, инструкции, циркуляры и приказы. С развитием нар. х-ва и усложнением управления система H. к. изменялась (напр., в связи с переходом от натурального обложения с. х-ва к денежному в 1924 был ликвидирован H. к. продовольствия и образован объединённый H. к. внутр. торговли; в 1932 BCHX был разделён на общесоюзные H. к. тяжёлой промышленности и лесной промышленности и объединённый H. к. лёгкой промышленности).

С принятием Конституции СССР 1936 объединённые наркоматы были преобразованы в союзно-республиканские. Система H. к. включала 8 общесоюзных и 10 союзно-респ. наркоматов. В союзных и авт. республиках предусматривалась возможность организации союзно-респ. H. к., одноимённых с соответствующими наркоматами СССР, и респ. наркоматов (перечень их устанавливался конституциями соответств. республик). В последующие годы в связи с усложнением работы по руководству быстро развивающимся нар. х-вом происходит процесс дальнейшего разукрупнения и создания новых H. к. Законом от 15 марта 1946 Советы Нар. Комиссаров СССР, союзных и авт. республик были преобразованы в Советы Министров, наркоматы - в министерства. В. H. Ершов.

НАРОДНЫЙ КОМИТЕТ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ (HKCK), высший исполнительный орган народной власти в Сев. Корее (с февр. 1947 по сент. 1948). HKCK подчинялся Нар. собранию Сев. Кореи и был ответствен перед ним. HKCK принял первый в истории Сев. Кореи народнохозяйственный план (1947), успешно претворённый в жизнь. Сложил свои полномочия в связи с образованием правительства КНДР.

Лит.: Конституция и основные законодательные акты Корейской Народно-Демокра-тической Республики, пер. с кор., M., 1952, с. 382-86.


НАРОДНЫЙ МУЗЕЙ (Народни музеj) в Белграде, крупнейший музей Социалистической Федеративной Республики Югославии. Осн. в 1844 (здание построено в 1903-06, арх. А. Стефанович, H. Несторович). Содержит памятники первобытного и антич. иск-ва, найденные гл. обр. на терр. Сербии и Македонии, в т. ч. неолитич. керамику и скульптуру, клад золотых изделий из Требениште (6 в. до н. э.), статую Геракла из Тамнича, голову имп. Константина из Ниша и др., произв. визант., древнеслав. и сербского изобразит, иск-ва 5-20 вв., собрание европ. живописи и графики 14-20 вв., нумизматич. коллекцию.

Лит.: Народный музей. Београд, Београд, 1970 (на рус. яз.).


НАРОДНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ КИТАЯ, (НПКСК), орган Единого народно-демо-кратич. фронта Китая. Подготовит. K-T по созыву НПКСК был создан в Пекине 15 июня 1949 по инициативе Комму-нистич. партии Китая (КПК). 1-я сессия НПКСК состоялась в Пекине 21-30 сент. 1949. В её работе участвовали 662 делегата, представлявших КПК, Нар.-освободит, армию, различные р-ны страны, бурж.-демократич. партии, массовые орг-ции, нац. меньшинства, кит. граждан, проживающих за границей, беспарт, обществ, деятелей Китая. На сессии были приняты Общая программа и орга-низац. статут НПКСК, декларация, провозглашавшая создание КНР, закон об организации Центр, нар. пр-ва КНР, решения об объявлении Пекина столицей КНР, утверждении гос. флага, герба и гимна КНР. Сессия избрала Центр, нар. правительств, совет, а также Всекит. K-T НПКСК в качестве его высшего исполнит, органа. До сент. 1954, когда было созвано Всекит. собрание нар. представителей, принявшее конституцию КНР, НПКСК выполнял функции высшего органа гос. власти, а Общая программа НПКСК являлась осн. законом КНР. После сент. 1954 на НПКСК были возложены функции совещат. органа при обсуждении важнейших гос., политич. и экономич. вопросов. В дек. 1954 сессия Всекит. к-та НПКСК приняла новый устав НПКСК, к-рый обязывал все орг-ции и отд. лица, участвующие в НПКСК, "укреплять строй нар. демократии" в Китае, "крепить и развивать нерушимую дружбу Китая с СССР и всеми странами нар. демократии". Устав определил, что срок полномочий Всекит. к-та НПКСК устанавливается 4 года, сессии Всекит. к-та НПКСК проводятся 1 раз в год. В период т. н. культурной революции (2-я пол. 60-х гг.) все органы НПКСК в центре и на местах фактически перестали функционировать. В. И. Елизаров.


НАРОДНЫЙ СОВЕТ, название местных органов гос. власти в Албании, Болгарии, ДРВ и Румынии. Избираются непосредственно населением на основе всеобщего, равного, прямого избират. права при тайном голосовании в Албании - на 3, в Болгарии - на 2,5, в ДРВ - на 3 и 2, в Румынии - на 4 года. H. с. осуществляет гос. власть на территории соответствующей адм. единицы. В пределах своей компетенции направляет и контролирует деятельность хоз. предприятий, орг-ции и учреждений, находящихся на его территории, осуществляет руководство местным х-вом, культурой, социальным страхованием, коммунально-бытовым обслуживанием, просвещением, здравоохранением, обеспечивает охрану прав граждан, обществ, порядок, социалистич. законность. См. также Местные органы государственной власти.

НАРОДНЫЙ СОВЕТ (Narodni Sovet), временный орган словенских политич. партий, возникший в авг. 1918 в период обострения политич. кризиса в Австро-Венгрии и усиления борьбы за создание нац. гос-в, в т. ч. объединённого югосла-вянского гос-ва. В состав H. с. вошли лидеры Словенской народной и Словенской либеральной партий и ряд словенских политич. обществ. Согласие сотрудничать с H. с. выразила и Словенская с.-д. партия. Пред. H. с. стал А. Корошец. В окт. 1918 H. с. вошёл в Нар. вече сербов, хорватов и словенцев.

НАРОДНЫЙ СОЮЗ (Althydhubandalagid), политическая партия в Исландии. Осн. в 1968 на базе избират. блока того же названия (блок был создан в 1956 Единой социалистической партией Исландии, левыми с.-д. и др.). Объединяет рабочих, рыбаков, крестьян, а также мелких служащих, представителей радикально настроенной интеллигенции. Выступает за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие независимой нац. экономики, за выход Исландии из НАТО, ликвидацию воен. базы США в Кеблавике и вывод амер. войск из Исландии, за ликвидацию воен. блоков и пр. Партия объявила своей целью коренное преобразование существующей в Исландии обществ, системы, установление обществ, собственности на осн. средства произ-ва. На выборах 1971 получила 17% голосов, заняв 3-е место (в парламенте 10 мандатов); её два представителя вошли в правительство. Высшим органом H. с. является съезд партии. Съезд избирает Нац. совет. На ежегодных заседаниях Нац. совета избирается ЦК. Повседневное руководство партией осуществляет Исполком. Пред, союза - P. Арнальдс (1973). Взгляды партии отражает газ. "Тьоудвильинн" ("Thjodhviljinn"). П. Васильев.

НАРОДНЫЙ СУД, в СССР суд первой инстанции на терр. р-на или города, не имеющего районного деления. Осн. звено суд. системы рассматривает все уголовные и гражд. дела, возникающие на данной территории, за исключением дел, отнесённых законом к компетенции др. судов (см. также Подсудность), нек-рые категории дел об адм. правонарушениях. Кроме того, на H. с. возложено рассмотрение дел по жалобам граждан о неправильном включении или исключении их из списков избирателей при выборах в Советы депутатов трудящихся.

Принципы орг-ции H. с. в Сов. гос-ве были определены в первые же годы Сов. власти. Декрет о суде, изданный 24 ноября 1917 (СУ РСФСР, 1917, № 4, ст. 50), создав H. с., заложил основы сов. судебной системы. Конституция СССР 1936 и принятые на её основе законы закрепили и расширили демократич. основы организации и деятельности H. с.: выборность, подотчётность избирателям, коллегиальное - в составе народного судьи и двух народных заседателей - рассмотрение дел, независимость суда при осуществлении правосудия (см. также Суд, Судоустройство). Решения и определения по гражд. делам и приговоры по делам в части имуществ. взысканий исполняются состоящими при H. с. судебными исполнителями.

H. с. принадлежит значит, роль в деле охраны социалистич. собственности, личной собственности граждан, политич., трудовых, жилищных и иных личных и имуществ. прав граждан СССР, иму-ществ. прав колхозов, а также государственных и иных обществ, орг-ций.


НАРОДНЫЙ СУДЬЯ, в СССР судья в составе народного суда. Избирается непосредственно населением р-на (города) на основе всеобщего равного и прямого избират. права сроком на 5 лет. H. с. может быть избран каждый гражданин СССР, обладающий избират. правом и достигший ко дню выборов 25 лет. Принцип выборности H. с. обусловливает их обязанность систематически отчитываться перед избирателями, а также право избирателей досрочно отозвать H. с., не оправдавших их доверия. Если в р-не или городе (не имеющем районного деления) избрано несколько H. с., соответствующий Совет депутатов трудящихся утверждает из числа H. с. председателя (старшего судью), к-рый осуществляет общее руководство работой суда.

H. с. и 2 народных заседателя образуют состав суда, к-рому законом предоставлено право рассмотрения уголовных и гражд. дел и вынесения по ним решений. При рассмотрении дела H. с. является председательствующим суд. заседания. Дела об административных проступках, отнесённых к ведению суда, H. с. рассматривает единолично. H. с. предоставлено также право выносить постановления о возбуждении уголовного дела по поступившим в суд жалобам и заявлениям о совершении преступления. Если обстоятельства уголовного дела не требуют проведения спец. распорядит. заседания, H. с. единолично решает вопрос о предании обвиняемого суду.

H. с. могут быть привлечены к уголовной ответственности и отстранены от должности или подвергнуты аресту только с согласия Президиума Верх. Совета соответствующей союзной республики. За служебные преступления H. с. привлекаются в установленном порядке к дисциплинарной ответственности (см. Ответственность дисциплинарная).

НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ, см. Народное творчество.


НАРОДНЫЙ ТЕАТР в С С С P, высшая форма театральной художественной самодеятельности, её новая и более высокая ступень развития. H. т. создаются на базе творчески зрелых, получивших признание, постоянно действующих драматич. и музыкальных (опера, балет, муз. комедия) коллективов, имеющих постоянную труппу и полноценный в идейном и художеств, отношении репертуар, располагающих необходимыми условиями для подготовки спектаклей, выступлений и учебно-педагогич. работы. Первые H. т. гос. сети были созданы в 1959, профсоюзной сети в 1961. В 1959 звание H. т. получили театральные коллективы в сёлах Бутурлиновка и Никольское (Воронежская обл.), Нариманове (Тат. АССР), Красный Яр (Астраханская обл.), Бессоновка (Пензенская обл.); в 1960- коллективы дворцов культуры (ДК): ЗИЛ (автозавод им. Лихачёва), Метростроя, им. Горбунова в Москве, ДК Выборг-ской стороны в Ленинграде, "Баррикады" в Волгограде и др. (всего в 1960 было ок. 100 H. т.). Помимо драматических, существуют музыкальные H. т.: оперные - при Центр, доме культуры железнодорожника (Москва), Новочеркасском политехнич. ин-те; балетные - при ДК металлургов в Новокузнецке, "Гигант" в Ярославле, "Серп и Молот" в Москве; оперы и балета - при ДК "Рост-сельмаш" (Ростов-на-Дону), Комбайнового завода (Таганрог); оперетты и муз. комедии - при ДК нефтяников (Орск), Ульяновского автозавода и др. В сёлах, рабочих посёлках, районных центрах, городах, где нет проф. театра, H. т. знакомит зрителей с театр, иск-вом, благотворно влияет на общественную, культурную жизнь населения. Деятельность H. т. способствует расширению культурного кругозора их участников, воспитанию эстетич. вкуса, повышению исполнительского мастерства.

Среди наиболее интересных спектаклей H. т.: "Аттестат зрелости" Гераскиной, "Ромео и Джульетта" Шекспира, "Синяя тетрадь" Казакевича (ДК ЗИЛ, реж. С. Л. Штейн), "Егор Булычев и другие" Горького, "Годы странствий" Арбузова (ДК Горьковского автозавода, реж. H. В. Никольский), "Яков Богомолов" Горького (ДК Метростроя, реж. Л. А. Нов-ский), "Птицы нашей молодости" Друце (Выборгский H. т., реж. Б. П. Фурне), "Валентин и Валентина" Рощина (ДК нефтяников, г. Ангарск, реж. Л. В. Бес-прозванный), "Темп" Погодина (ДК "Баррикады", Волгоград, реж. Б. Л. Аглин-цев), "Тихий Дон" по Шолохову (ДК им. Свердлова, г. Горький, реж. С. P. Депсамес), "Неспетая песня" Карима (ДК им. Орджоникидзе, Уфа, башк. H. т., реж. А. А. Аслямов), "Ярость" Яновского (Чертковский H. т., УССР, реж. А. К. Москаленко), "Хозяин Кыр-рбоя" Таммсааре (H. т. им. Эд. Виль-де, Тарту, реж. В.Пяй). MH. H. т. работают над созданием собств. оригинального репертуара, ставят спектакли на лит. материале, включающем произв. одного или неск. авторов, используют документы, публицистику: лит.-поэтич. представления - "Хорошо" Маяковского (Пермский H. т. молодёжи, реж. Д. И. Фут-лик) и др. H. т. возглавляют гл. режиссёр и художник - зав. постановочной частью, в муз. H. т. также и дирижёр, хормейстер, в балетных - балетмейстер, к-рые обычно являются штатными работниками. Актёры и др. участники спектакля (осветители, декораторы, костюмеры и др.) работают на обществ, началах. При MH. H. т. имеются театр, стадии, где ведётся систематич. обучение мастерству актёра, сценич. речи, сценич. движению, гриму. MH. режиссёры H. т. удостоены званий засл. деят. иск-в (Б. Л. Аглин-цев, H. В. Никольский, В. А. Орлов, Ю. Г. Поличинецкий, С. Л. Штейн и др.), засл. работника культуры. Режиссёров - руководителей H. т. готовят гос. ин-ты культуры и заочное режиссёрское отделение Театр, уч-ща им. Б. В. Щукина при Театре им. Евг. Вахтангова (с 1959). Творч. помощь H. т. оказывают проф. театры и Всеросс. театр, об-во, где в 1959 созданы Кабинет H. т. и Совет по H. т. (пред. Б. E. Захава). Кабинет изучает деятельность H. т., тенденции их развития, участвует в подготовке ме-тодич. литературы, проводит семинары режиссёров H. т.

В 1974 работало св. 2 тыс. H. т. (в т. ч. 50 музыкальных).

О H. т., связанном с устным нар. творчеством, см. в ст. Народное творчество.

Лит.: Горький на сцене самодеятельного театра. Сб. ст., M., I960; Народные театры. Г Сб. ст.], M., 1962; Народные театры. Сб. ст., Гв. 1 - 3], M., 1962-64; Воспитание актера. Материалы лаборатории режиссёров народных театров при BTO, в. 1 - 2, M., 1964 - 1972; Театр на селе. [Сб. статей], M., 1966; Народные театры страны. [Сб. ст.], M.) 1968. И. К. Сидорина.


НАРОДНЫЙ ФРОНТ, форма организации широких нар. масс (рабочего класса, крестьянства, гор. средних слоев, прогрессивной интеллигенции), сложившаяся в ряде стран в целях сплочения масс на борьбу против фашизма и войны, за демократию, социальный прогресс и нац. независимость, а также в защиту насущных экономич. интересов трудящихся. Основа H. ф.- единый рабочий фронт (см. Единый фронт), принципы создания к-рого, разработанные В. И. Лениным, были сформулированы в ряде решений Коммунистического Интернационала. Задача создания H. ф. приобрела первостепенное значение в 1-й пол. 1930-х гг. в связи с обозначившимся в те годы наступлением капитала, захватом власти фашистами в Германии (1933), консолидацией фаш. диктатуры в Италии, активизацией фашизма во Франции, Испании и ряде других стран, ростом воен. опасности.

Впервые идея H. ф. получила практич. осуществление после попытки фаш. переворота в февр. 1934 во Франции, где в 1935 H. ф. был создан по инициативе коммунистов в составе коммунистич. партии, социалистич. партии, партии радикалов и радикал-социалистов и др. орг-ций. В том же году к-ты H. ф. стали возникать в Испании и в Чили. Под воздействием Коминтерна, в руководящих органах к-рого опыт тактики H. ф. был предметом глубокого изучения и обобщения, поворот к H. ф. стали совершать и компартии др. стран, преодолевая пережитки догматизма и сектантства в своих рядах.

Всестороннее обоснование и глубокий анализ тактики H. ф., к-рая определила линию коммунистич. движения на многие годы, были даны на 7-м конгрессе Коминтерна (1935) в докладе Г. Димитрова ("Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма"). Этот доклад был положен в основу решений конгресса, указавшего, что создание H. ф. с целью объединения рабочего класса со всеми непролетарскими слоями, заинтересованными в борьбе против фашизма и войны, может привести к образованию правительств H. ф., чго в новых условиях H. ф., будучи важнейшим средством борьбы за мир и демократию, подготавливает предпосылки для последующего продвижения к социализму. Для колон, и зависимых стран конгресс выдвинул идею создания единого антиимпериалистич. фронта, объединяющего все силы, способные вести борьбу против колон, угнетения.

Проведение компартиями тактики H. ф. принесло им значит, успехи. В апреле - мае 1936 партии H. ф. во Франции одержали победу на парламентских выборах. Правительства, опиравшиеся на H. ф. (коммунисты поддерживали эти пр-ва, не входя в их состав), к-рые находились у власти во Франции в 1936-38, провели законы о повышении зарплаты рабочим, о введении 40-часовой рабочей недели, оплачиваемых отпусков, о расширении профсоюзных прав, льготном кредите для мелких торговцев и ремесленников, частичной национализации воен. пром-сти, запрещении фаш. орг-ций, улучшили положение крестьян. Осуществление тактики H. ф., несмотря на его раскол лидерами социалистов и радикалов в 1938, предотвратило установление фаш. диктатуры во Франции; 16 февр. 1936 на выборах в Испании победил H. ф., созданный в общенац. масштабе в нач. янв. 1936 (в него вошли компартия, социалистич. партия, Всеобщий союз трудящихся и др. орг-ции). Под руководством H. ф. респ. силы Испании в течение трёх лет (1936-39) сражались против исп. фашистов и нем.-итал. фаш. интервентов. В эти годы Испания превратилась из бурж.-демократической в демократич. республику нового типа.

В Китае компартия, руководствуясь решениями 7-го конгресса Коминтерна, стала с 1935 принимать меры к прекращению гражд. войны в стране и созданию антияпон. нац. фронта. В 1937 глава гоминьдановского пр-ва Чан Кай-ши под давлением массового движения согласился на создание антияпон. фронта, продолжая, однако, проводить линию на подрыв сплочённости участников борьбы против япон. захватчиков.

В Чили в 1936 коммунистич. и социалистич. партии совместно с Конфедерацией трудящихся Чили, демократической и радикальной партиями образовали H. ф., добившийся в 1938 больших успехов на муниципальных и президентских выборах. На его базе было сформировано пр-во (с участием коммунистов), просуществовавшее до 1941,

Борьба за H. ф. развёртывалась и в междунар. масштабе. В сент. 1936 в Брюсселе был проведён Междунар. конгресс мира, в работе к-рого участвовали делегаты от 35 стран (в т. ч. СССР) - представители различных политич. партий и направлений (коммунисты, социалисты и др.). Коминтерн неоднократно предлагал Социалистическому рабочему интернационалу установить единый антифащ. фронт, но неизменно наталкивался на отказ со стороны его руководителей, что имело особенно тяжёлые последствия в обстановке развязывания фаш. блоком 2-й мировой войны 1939-45.

В годы войны политика H. ф. получила дальнейшее развитие. В эти годы в оккупированных странах и странах фашистского блока развернулось Движение Сопротивления. В ряде этих стран под руководством компартий были созданы орг-ции Нац. фронта, объединившие все патриотич. элементы нации для активной борьбы против гитлеровцев и местных фашистов.

Во время и после 2-й мировой войны Нац. фронты в ряде стран Европы и Азии (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Румыния, Польша, Чехословакия, Югославия, Китай, КНДР, ДРВ) сыграли важную роль в победе нар.-демократич. и социалистич. революций. В связи с превращением движения Нац. фронта в этих странах из общедемократического и освободительного в антикапиталистическое от него отошли нек-рые элементы, отказавшиеся встать на путь социалистич. преобразований. В рамках Нац. фронта объединились демократич. партии и орг-ции, профсоюзы, женские, молодёжные и другие орг-ции (в нек-рых странах трудящиеся входят в состав Нац. фронта также индивидуально). Единство демократич. сил имело большое значение для победы Кубинской революции в 1959 и для последующего социалистич. развития Кубы.

После войны в развитых капиталистич. странах наступил новый этап в проведении политики единства демократич., антиимпериалистич., антимонополистич. сил. В этих странах развитие гос.-монополи-стич. капитализма поставило перед коммунистич. партиями задачу создания и укрепления единого антимонополистич. фронта во имя мира, демократии, нац. свободы и социального прогресса. Тактику антимонополистич. фронта проводят компартии Франции, ФРГ, Австрии, США и др. стран. Во Франции коммунисты, социалисты и левые радикалы выступили в 1973 с совместной правительств, программой на выборах в парламент (выборы принесли значит, победу левым силам), а в 1974 выдвинули общего кандидата на президентских выборах, получившего около половины всех голосов избирателей.

В странах Лат. Америки (Боливия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Мексика, Сальвадор, Уругвай, Колумбия, Экуадор, Чили и др.) в 50-60-х гг. были созданы орг-ции типа Нац. фронта, развернувшие борьбу против засилья иностр. монополий и внутр. реакции, за социальные преобразования и демократизацию политич. жизни. В 1969 в Чили сложился блок Нар. единства, в к-рый вошли коммунистич. и социалистич. партии, а также др. политич. партии и орг-ции; в 1970 в результате победы на президентских выборах здесь пришло к власти пр-во Нар. единства, к-рое начало осуществлять глубокие социально-экономич. преобразования, открывавшие перед страной перспективу социалистич. развития. Деятельность блока Нар. единства обогатила народные массы ценнейшим политич. опытом, к-рый используется ими в борьбе против реакции, времешю утвердив шейся в Чили в результате воен. мятежа в сент. 1973.

В ряде стран Азии и Африки развернувшаяся после 2-й мировой войны борьба за нац. независимость объединила в рамках нац. антиимпериалистич. фронтов самые широкие слои населения: рабочий класс, крестьянство, мелкую гор. буржуазию, нац. буржуазию, интеллигенцию и даже патриотич. настроенные феод,