БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381мпанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патрици. H. эпохи Возрождения развивалась на основе пантеизма и гилозоизма. Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса. Натурфилософия Возрождения выдвинула принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектич. положений (напр., учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения), однако понимание природы в целом носило во многом фантастич. характер, включая астрологич. и алхимич. представления. Страстное стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, каббалистикой и пифагорейской мистикой чисел.

В 17-18 вв., в эпоху бурного прогресса механистич. естествознания, когда возобладали аналитич. методы и метафи-зич. способ рассмотрения природы, H. отступает на второй план. В нем. классич. философии H. снова выдвигается в качестве одной из осн. филос. дисциплин, особенно у Ф. В. Шеллинга, пытавшегося на основе объективного идеализма обобщить достижения современного ему естествознания. Шеллинг выдвинул диалектич. идеи о полярности как принципе дифференциации первоначального единства природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возведение в степень более низших. Щеллингову H. развивали Л. Окен (Германия), Д. M. Велланский (Россия), а также нек-рые естествоиспытатели (физик X. К. Эрстед, геолог X. Стеффенс, биологи Г. Треви-ранус и Г. Карус, психолог Г. Шуберт и др.).

Маркс и Энгельс высоко оценивали значение "старой натурфилософии", однако показали её историческую ограниченность. Характеризуя H., Энгельс писал, что она "... заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные проблемы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть с точки зрения их собственной связи, ... натурфилософии пришел конец" (Mарке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 304-05). Попытки возрождения H. были предприняты в кон. 19- нач. 20 вв. В. Оствальдом, X. Дришем, T. Липпсом и др., пытавшимися преодолеть с помощью H. кризис новейшего естествознания. Элементы идеалистич. H. существуют в теории эмерджентной эволюции и в философии А. Уайтхеда.

Диалектич. материализм, исходя из ленинского разграничения филос. понятия материи и естественнонауч. её исследования, исключает возможность существования H. как особой филос. дисциплины, возвышающейся над естеств. науками и директивной по отношению к ним.

Лит.: Dingier H., Geschichte der Naturphilosophie, В., 1932; Hollander А., Vom Wesen der Natur. Einfuhrung in die traditionelle Naturphilosophie, W., 1948; B e п s e M., Der Begriff der Naturphilosophie, Stuttg., 1953; Naturphilosophie. Von der Spekulation zur Wissenschaft, hrsg. von H. Horz, R. Lother, S. Wollgast, B., 1969.

В. В. Соколов.


НАТУФИЙСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура мезолита, существовавшая в 10-8-м тыс. до н. э. гл. обр. на терр. ист. области Палестины, а также частично на терр. совр. Сирии и Юж. Турции. Выделена англ, археологом Д. Гэррод по находкам в пещере Шукба на берегу Вади-эн-Натуф, в 27 км к С.-З. от Иерусалима (1928-32). Haтуфийцы жили в пещерах, иногда в поселениях под открытым небом, в полуземлянках со стенами, облицованными смесью глины с песком или мелкими камнями. Занимались охотой, рыболовством, сбором дикорастущих злаков (с помощью спец. жатвенных ножей). Высокоразвитое собирательство создавало предпосылки для возникновения здесь на следующих этапах (докерамиче-ский неолит) раннеземледельч. культуры. Многие исследователи допускают возможность возникновения древнейшего в мире примитивного земледелия уже на стадии H. к. Для H. к. характерны кремнёвые микролитические орудия геометрических очертаний (см. Микролиты), кремнёвые вкладыши для серпов и жатвенных ножей, ступки и песты для растирания зёрен, костяные гарпуны и рыболовные крючки.

Лит.: Массой В. M., К вопросу о мезолите Передней Азии, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, № 126, М.- Л., 1966; Шнирельман В. А., Натуфийская культура (обзор литературы), "Советская археология", 1973, № 1.

П. И. Борисковский.


HАТУФИЙЦЫ, представители древнего антропологич. типа, установленного в результате изучения человеческих скелетов эпохи мезолита, найденных при археол. раскопках памятников натуфий-ской культуры (Передняя Азия). H. характеризовались средним ростом, до-лихокранией (см. Черепной указатель), умеренным прогнатизмом (выступание челюстей) и широким, довольно сильно выступающим носом. Многие исследователи рассматривают H. как древних представителей индо-средиземноморской расы.


НАТЮРМОРТ (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; грлл. stilleven, нем. Stilleben, англ, still life, буквально - тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (гл. обр. станковой живописи), который посвящён изображению вещей, размещённых в единой среде и организованных в группу. Спец. организация мотива (т. н. постановка) - один из осн. компонентов образной системы жанра H. Кроме неодушевлённых предметов (напр., предметов домашнего обихода), в H. изображают объекты живой природы, изолированные от своих естеств. связей и тем самым обращённые в вещь,- рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Изображение живых, движущихся существ - насекомых, птиц, зверей, даже людей - может иногда входить в H., но лишь дополняя его осн. мотив. По сравнению с др. жанрами в H. вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта. Специфика жанра определяет повышенное внимание художника (и зрителя) к структуре и деталям объёмов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений, к чисто пластич. проблемам изображения. Цели H. как жанра не сводятся к выражению символики, к решению декоративных задач или к естествоиспытательски точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали формированию H., а его образы нередко отличаются богатством ассоциаций, яркой декоративностью и иллюзорной точностью передачи натуры. Изображение вещей в H. имеет самостоятельное художеств, значение; художник может создать в H. ёмкий, многослойный образ, обладающий сложным смысловым подтекстом. В история, развитии H., в его меняющемся в разные эпохи содержании специфически отражается социальная обусловленность иск-ва в целом.

Натюрмортные мотивы как детали композиций, декоративные и символич. изображения вещей встречаются уже в др.-вост., антич. и ср.-век. иск-ве. Элементы H., в к-рых можно видеть композиционно-тематические прообразы его развитых типов, входят в древнеримские фрески и мозаики начиная с 1 в. Применительно к классическому вост., в частности кит. и япон., иск-ву трудно говорить о собственно H.: форма художеств, видения и система жанров существенно отличались здесь от европейских. Отчасти с жанром H. сопоставимы произв. т. н. жанра "цветы и птицы", а также отд. изображения фруктов (Цуй Бо, 2-я пол. 11 в., Му-ци, 13 в. - в Китае; Огата Корин, 2-я пол. 17 - нач. 18 вв. в Японии).

Рождение H. как самостоятельного жанра связано с общим становлением европейского искусства нового времени, выделением станковой живописи и формированием разветвлённой системы жанров. Уже в произв. итал. и особенно ни-дерл. мастеров эпохи Возрождения наблюдаются небывалое внимание к материальному миру, привязанность к кон-кретно-чувств. красоте вещей, образы к-рых вместе с тем порой сохраняют символич. значение, часто присущее изображению предметов в ср.-век. иск-ве. Историю H. как жанра станковой живописи, и в частности его типа "trompe1'ceil" ("обманка"), открывает "Натюрморт" итал. художника Якопо де Бар-бари (1504), в к-ром гл. внимание уделено иллюзионистически-точной передаче предметов. Однако распространение жанра H. приходится на 2-ю пол. 16 - нач. 17 вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонауч. склонности, интерес иск-ва к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художеств, освоения мира. В картинах нидерландца Питера Артсена и его последователей, иногда ещё религ. по сюжету, большое место уделено изображению кухонь и лавок с нагромождением снеди и утвари. Бо-танич. точность воспроизведения различных цветов, красота и разнообразие их форм и расцветки занимают фламандца Я. Брейгеля Бархатного не меньше, чем их символика. 17 в.- эпоха расцвета H. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием нац. школ живописи. Становление итал. H. в значительной мере определяется реформами Караваджо, повлёкшими обращение художников к простым, "низким" мотивам и обусловившими стилистические особенности живописи итальянских натюр-мортистов. Излюбленные темы мастеров итал. H. (П. П. Бонци, M. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баске-нис и др.)-цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, муз. инструменты и книги. В целом итал. H. присущи ритмическое разнообразие композиций, насыщенность и яркость колорита, пластич. выразительность передачи предметного мира. Традиции караваджизма ощутимы и в исп. H. с его любовью к отточенной пластике формы, выявленной контрастами светотени. Изображения вещей (часто обыденных) в исп. H. отличаются возвышенной строгостью и особой значительностью, как бы отрешённостью от быта (X. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голл. H. Для него характерны внимание к живописной разработке световой среды, к разнообразию фактуры различных материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя - от изысканно скромного колорита "монохромных завтраков" В. Хеды и П. Класа до напряженно-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа ("десерты"). Голл. H. отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: кроме "завтраков" и "десертов", "рыбы" (А. Бейерен), "цветы и фрукты" (Я. Д. деХем), "битая дичь" (Я. Венике, M. Хондекутер), алле-горич. H. "vanitas" ("суета сует") и др. Голл. вариант термина "Н." - "stilleven" (первонач. смысл - "неподвижная модель")- возник только в кон. 17 в., объединив все эти разновидности. Флам. H. (гл. обр. "рынки", "лавки", "цветы и фрукты") выделяется размахом композиций: они многосоставны, величественны и динамичны; это - гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт). В 17 в. развивается также нем. (Г. Флегель, К. Паудис)и франц. (Л. Вожен) H. С кон. 17 в. во франц. H. восторжествовали декоративные тенденции придворного иск-ва. Рядом с H. цветов (Ж. Б. Мон-нуайе и его школа), охотничьим H. (А. ф. Депорт и Ж. Б. Удри) лишь изредка появляются образцы бытового H. Но в 18 в. во Франции работает один из самых значит, мастеров H.-Ж. Б. С. Шар-ден, чьи произв. выделяются особой глубиной содержания, свободой композиций и богатством колористич. решений. Его образы мира повседневных вещей демократичны по своей сути, интимны и человечны, словно согреты поэзией домашнего очага. В сер. 18 в. возник термин "nature morte", к-рый отразил пренебре-жит. отношение к H. со стороны акаде-мич. кругов, отдававших предпочтение жанрам, областью к-рых была "живая натура" (исторический жанр, портрет и др.). Но передовое иск-во разрушало академич. иерархию жанров, тормозившую развитие H. Композиц. штампы H. изживались, и заново оценивались закономерности этой картинной формы. В 19 в. судьбы H. определяют ведущие мастера живописи, работающие во MH. жанрах и вовлекающие H. в борьбу эсте-тич. и художеств, идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане и импрессионисты во Франции, эпизодически обращавшиеся к H.). Вместе с тем 19 в. долго не выдвигал в H. крупных мастеров, специализирующихся именно в этом жанре. На фоне рутинного салонного H. 2-й пол. 19 в. выделяются в общем традиц. работы француза А. Фан-тен-Латура и американца У. Харнета, своеобразно возродившего тип "trompe1'oeil". Подъём H. связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для к-рых мир вещей становится одной из осн. тем. В кон. 19 в. экспрессивные возможности H. вплоть до остродраматического выражения социальной и нравств. позиции художника воплощаются в творчестве голландца В. ван Гога. Пластич. совершенство живописи, верной как природе так и высоким идеалам картины, возро" дает в H. француз П. Сезанн. Этот жанр становится принципиальным для ei творч. концепции, оказавшей большое влияние на развитие H. (как и живописи в целом) в иск-ве 20 в. С нач. 20 в. H является своего рода творч. лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизм (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможносте цвета и фактуры, а представители кубима (Ж. Брак, П. Пикассо, X. Грис и др. используя заложенные в специфике H аналитич. возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Проблемы (или же мотивы) H. привлекают и мастеров более поздних течений - от художников в разной мере сочетающих ориентации на классич. наследие с новыми открытиями в живописи (Пикассо во Франции А. Канольдт в Германии, Дж. Моранд в Италии), до представителей сюрреализма и "поп-арта", чьи произв. в целом выходят за рамки исторически сложившегося жанра H. Реалистич. традиции H. (нередко с подчёркнутой социальной тенденцией) в 20 в. представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса Мексике, P. Гуттузо в Италии.

В рус. иск-ве H. появился в 18 в. вместе с утверждением светской живописи отражая познават. пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир ("обманки" Г. H. Теплова, П. Г. Богомолова, T. Ульянова и др. Дальнейшее развитие рус. H. носил эпизодич. характер. Его нек-рый подъём в 1-й пол. 19 в. (Ф. П. Толстой, школы А. Г. Венецианова, И. T. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во 2-й пол. 19 в. к H. этюдного характера лишь изредка обращаются И. H. Крамской, И. E. Репин В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подобное положение H. в художеств. системе передвижников следовал из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематич. картины. Cамостоятельное значение H.-этюда возрастает па рубеже 19 и 20 вв. (M. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет рус. H. приходится на нач. 20 в. К его лучшим образцам относятся: импрессионистические по своим истокам, но по-разному обогащённые новыми художеств. веяниями работы К. А. Коровина И. Э. Грабаря, M. Ф. Ларионова; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произв. художников "Мир искусства"· (А. Я. Головин и др.); романтизированно-приподнятые и остродекоративные образы П. В. Кузнецова, H. H. Сг пунова, С. Ю. Судейкина, M. С. Сарьян и др. живописцев круга "Голубой розы"яркие, пластичные H. мастеров "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, P. P.Фалы H. С. Гончарова) с их культом единства цвета и формы и пафосом самого процесса интерпретации натуры. Развиваясь в общем русле искусства социалиста-реализма, сов. H. обогащается новым содержанием. В 20-30-х гг. он включает и почти философское осмысление современности в обострённых по постановках и композиции произв. (К. С. Петров-Водкин), и попытки осязаемо обреет отвергнутую беспредметниками вещь через эксперименты в области фактуры (Д. П. Штеренберг, H. И. Альтман), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия плодов земных, снеди, утвари (Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др.), и поиски тонкой колористич. гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В.Лебедев, H. А. Тырса и др.) Сюжетно-быто-вой H. разрабатывается с 30-х гг. Ю. И. Пименовым. В 40-50-е гг. в области H. работают A. M. Герасимов, П. В. Кузнецов. В 60-70-е гг. как натюрмортисты выступают А. Ю. Никич, В. Ф. Стожаров. Среди мастеров H. в союзных республиках выделяются M. А. и E. А. Асламазян в Армении, T. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л. Эндзелина в Латвии, H. И. Кормашов в Эстонии.


Лит.: Виппер Б. Р., Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей), Казань, 1922; Щербачёва M. И., Натюрморт в голландской живописи, Л., 1945; Кузнецов Ю. И., Западноевропейский натюрморт, Л.- M., 1966; Г л о з м а н И. M., К истории русского натюрморта 18 в., в кн.: Русское искусство 18 века. Материалы и исследования, M., 1968, с. 53-71; P а к о в a M. M., Русский натюрморт конца 19 - начала 20 века, M., 1970; П у ш к а р ё в В. И., П р уж а н И. H., Русский и советский натюрморт, M.- Л., 1971; F и г s t H., The art of still-life painting, L., 1927; Sterling Ch., La nature morte. De I'antiquite U nos jours, P., 1952; B e r g s tr 6m I., Dutch still-life painting in the seventeenth century, L.,1956; Fa re M., La nature morte en France. Son hlstoire et son evolution du 17 au 20 siecle Gen., 1962. И. С. Болотина.


НАТЯЖНОЙ РОЛИК, лен и к с, ненагруженный (холостой) шкив, установленный на перемещаемой оси и служащий для поддержания натяжения ремня и увеличения угла обхвата малого шкива ремённой передачи. Передачи с H. р. (рис.) применяют при малых межосевых расстояниях и больших передаточных числах. H. р. целесообразно устанавливать на ведомой ветви ремня вблизи от малого шкива. Недостаток передачи с H. р.- уменьшение долговечности ремня вследствие его дополнит, перегибов.

Схема ремённой передачи с натяжным роликом: /- привод; 2- малый шкив; 3- натяжной ролик; 4 - большой шкив.


НАУ, посёлок гор. типа, центр Науско-го р-на Ленинабадской обл. Тадж. CCP. Ж.-д. станция на линии Хаваст - Ko-канд, в 36 км к Ю.-З. от г. Ленинабада. 10 тыс. жит. (1972). 3-ды: опытно-экспериментальный с.-х. машин, хлопкоочи-стит., железобетонных изделий, асфальтобетонный; мелькомбинат. Узб. муз.-драматич. театр.


НАУА, науатлака, индейское назв. группы родственных по языку (ютоацтек-ской группы) племён, живших до исп. завоевания (16 в.) на терр. Мексики и нек-рых р-нов Гватемалы, Гондураса, Сальвадора, Никарагуа. H. пришли сюда с С., из юго-зап. р-нов Сев. Америки. Их продвижение происходило, по-видимому, в течение MH. веков, начиная с рубежа н. э. Последними в долину Мехико вступили ацтеки (12 в.). H. делились на две большие подгруппы: науат (более древняя) в Центр. Америке и науатль (тепанеки, аколуа, чалька, тлашкальтеки, ацтеки и др.) в Мексике. Часть H. впоследствии утратила свои языки, восприняв испанский, другие слились в „дилую народность, говорящую на ацтекском яз. В совр. научной лит-ре принято условное употребление термина "науа" для собират. обозначения вышеуказанных индейских племён и "науатль" для обозначения совокупности их языков.

НАУГЛЕРОЖИВАНИЕ, 1) насыщение углеродом поверхностного слоя стальных изделий для повышения твёрдости и износостойкости (после закалки и отпуска); то же, что цементация. 2) Введение углерода (в виде углеродсодержа-щих материалов) в жидкую сталь, полученную в сталеплавильном агрегате, для доведения содержания углерода до заданного уровня. 3) Введение в шихту углеродистых веществ при выплавке стали карбюраторным скрап-процессом (см. также Мартеновское производство). 4) Образование в ходе доменной плавки карбида железа Fe3C, начинающееся вслед за восстановлением железа из его окислов.

НАУГОЛЬНИК (лат. Norma), созвездие Юж. полушария неба, не содержит звёзд ярче 4,0 визуальной звёздной величины. Наилучшие условия для наблюдений в мае - июне, частично наблюдается в юж. районах СССР. См. Звёздное небо.


НАУЁЙИ-АКМЯНЕ,город,центрАкмянского р-на Литов. CCP. Расположен в 273 км к С.-З. от Вильнюса и в 25 км от ж.-д. ст. Акмяне. 12,5 тыс. жит. (1973). Вырос на месте с. Карпенай после Великой Отечеств, войны 1941-45, город - с 1965. Важный центр республики по произ-ву стройматериалов (цемент, железобетонные конструкции и др.).

НАУКА, сфера человеческой деятельности, функцией к-рой является выработка и теоретич. систематизация объективных знаний о действигельности; одна из форм общественного сознания. В ходе ист. развития H. превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие "Н." включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту науч. знаний, образующих в совокупности науч. картину мира. Термин "Н." употребляется также для обозначения отд. отраслей науч. знания.

Непосредств. цели H.- описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, т. е. в широком смысле - теоретич. отражение действительности.


Наука и другие формы освоения действительности. Будучи неотъемлемой от практич. способа освоения мира, H. как производство знания представляет собой весьма специфич. форму деятельности, существенно отличную как от деятельности в сфере материального производства, так и от др. видов собственно духовной деятельности. Если в материальном производстве знания лишь используются в качестве идеальных средств, то в H. их получение образует главную и непо-средств. цель, независимо от того, в каком виде воплощается эта цель - в виде ли теоретич. описания, схемы технологич. процесса, сводки экспериментальных данных или формулы к.-л. препарата. В отличие от видов деятельности, результат к-рых в принципе бывает известен заранее, задан до начала деятельности, науч. деятельность правомерно называется таковой лишь постольку, поскольку она даёт приращение нового знания, т. е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому H. выступает как сила, постоянно революционизирующая др. виды деятельности.

От эстетич. (художественного) способа освоения действительности, носителем к-рого является искусство, H. отличает стремление к обезличенному, максимально обобщённому объективному знанию, в то время как в искусстве результаты художеств, познания неотделимы ог индивидуально-неповторимого личностного элемента. Часто искусство характеризуют как "мышление в образах", a H.- как "мышление в понятиях", имея целью подчеркнуть, что первое развивает преим. чувственно-образную сторону творческой способности человека, a H.- в основном интеллектуально-понятийную. Однако эти различия не означают непроходимой грани между H. и искусством, к-рые объединяет творчески-познават. отношение к действительности. С одной стороны, в построениях H., в частности в конструкции теории, в матем. формуле, в схеме эксперимента или его идее, существ, роль нередко играет эстетич. элемент, что специально отмечали MH. учёные. С др. стороны, произведения искусства несут, помимо эстетической, и позна-ват. нагрузку. Так, первые шаги К. Маркса в понимании социально-экономич. сущности денег в бурж. обществе опирались, в частности, на анализ произв. И. В. Гёте и У. Шекспира (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 616-20).

Сложный характер имеет взаимосвязь между H. и философией как специфич. формами обществ, сознания. Философия всегда в той или иной мере выполняет по отношению к H. функции методологии познания и мировоззренч. интерпретации его результатов. Философию объединяет с H. также стремление к построению знания в теоретич. форме, к логич. доказательности своих выводов. Высшего воплощения это стремление достигает в диалектическом материализме - философии, к-рая сознательно и открыто связывает себя с H., с науч. методом, делая предметом своего изучения наиболее общие законы развития природы, общества и мышления и опираясь при этом на результаты H. Благодаря прямой связи философии с мировоззрением различные филос. направления в условиях классово-антагонистич. общества по-разному относятся к H. и принятым ею способам построения знания. Одни из этих направлений настроены к H. скептически (напр., экзистенциализм) или даже открыто враждебно, другие, напротив, пытаются полностью растворить философию в H. (позитивизм), игнорируя тем самым мировоззренч. функции философии. Только марксизм-ленинизм даёт последоват. решение проблемы соотношения философии и H., принимая от H. её метод, полностью используя её результаты, но одновременно учитывая специфику предмета и социальной роли философии; это и делает его подлинно науч. философией. Через философию и общую теорию обществ. H. вся H. связана с идеологией

И политикой. В условиях классовых антагонизмов это обусловливает классовый характер тесно примыкающих к философии обществ. H., их партийность и важную мировоззренческую роль естеств. H.

H., ориентированная на критерии разума, по своему существу была и остаётся противоположной религии, в основе к-рой лежит вера в сверхъестеств. начала. Если H. изучает действительность, исходя из неё самой, требует рационального обоснования и практич. подтверждения получаемых ею знаний, то религия свою гл. опору усматривает в откровении, в апелляции к сверхразумным доводам и к непререкаемости авторитета канонич. текстов. В совр. условиях, однако, религия вынуждена считаться с огромными успехами H. и ростом её реальной социальной роли и потому пытается найти (разумеется, тщетно) какие-то способы согласования своего учения с истинами H. или даже приспособить последние к своим нуждам.


Основные этапы развития науки. Истоки H. уходят своими корнями в практику ранних человеческих обществ, в к-рой были нераздельно сплавлены познавательные и производств, моменты. "Производство идей, представлений, сознания первоначально н