БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381бходимость изменения конкретной схемы Энгельса, особенно в части, касающейся субатомной физики, при сохранении и развитии разработанных Энгельсом общих диалектико-материалистич. принципов. Нек-рые авторы (С. Г. Струмилин и др.) разрабатывали идею циклич. классификации H. Большую работу по библиотечно-библиографической классификации с обоснованием её на принципах марксистской классификации H. провели E. И. Мамурин, 3. H. Амбарцумян, О. П. Тесленко и др.

Общая классификация современной H. основывается на раскрытии взаимосвязи трёх гл. разделов науч. знания: естествознания, обществ, (социальных) H. и философии. Каждый из гл. разделов представляет целую группу (комплекс) H. В табл. 1 показана основа ("скелет") общей классификации H. Таблица 1

Здесь жирными линиями обозначены связи 1-го порядка (между тремя гл. разделами H.). Сопоставление правой части таблицы с её левой частью поясняет суть принципов объективности и развития в применении к классификации. Порядок расположения H. здесь представлен как прямое отражение ист. последовательности возникновения и взаимосвязи ступеней развития мира, равно как взаимосвязи наиболее общих (диалектика) и частных (остальные H.) его законов. Кроме трёх гл. разделов H., имеются крупные её разделы, к-рые находятся на стыке главных, но не входят целиком ни в один из них. Связи между ними и гл. разделами изображены линиями 2-го порядка (пунктирными). Это технич. H. в их широком понимании (включая с.-х. и мед. H.), стоящие на стыке между естественными и социальными, и математика, стоящая на стыке между естествознанием (гл. обр. физикой) и философией (гл. обр. логикой). Между всеми тремя гл. разделами находится психология в качестве самостоят, науки, изучающей психич. деятельность человека с естественноисторич. и с социальной сторон. Но ещё теснее её связь с логикой (наукой о мышлении как частью философии). В табл. 1 не отражены связи 3-го порядка; напр., между логикой (частью философии) и математикой находится матем. логика (гл. обр. матем. дисциплина); между физиологией высшей нервной деятельности (частью естествознания) и психологией человека-зоопсихология, и т. п.

Особое место занимают H., расположенные на грани истории (гл. оор. истории культуры) и естествознания. Это - история самих естеств. H. Будучи общественно-историческими и естественными одновременно, они связаны с философией.

Классификация общественных H. Обществ. H. Энгельс называл человеческой историей, т. к. каждая такая H. есть прежде всего ист. H. Человеческую историю можно рассматривать в двух разрезах: как развитие всего общества, во взаимозависимости всех его сторон и элементов и как развитие к.-л. одной или нескольких его структурных сторон, выделенных из общей их взаимосвязи. В первом случае образуется собственно ист. H. в узком смысле слова. Это - история отд. ступеней развития общества (от первобытного до современного). Сюда относятся также археология и этнография. Во втором случае образуется группа социальных H., отражающих взаимосвязь отд. сторон или элементов внутр. структуры общества; его экономич. базиса и его надстроек - политической и идеологической. Объективная последовательность перехода от базиса ко всё более высокой надстройке обусловливает порядок расположения H. этой группы. Переход к философии в процессе мысленного движения от базиса к надстройке и от политич. к идеологич. надстройке есть вместе с тем выход за пределы собственно социальных H. в область общемировоззренч. вопросов, связанных с H. о наиболее общих законах всякого развития, а также с H. о мышлении (см. табл. 2, к-рая представляет собой конкретизацию одной части табл. 1):

Классификация естественных и технических H. В совр. естествознании произошли коренные изменения по сравнению с 19 в.: возникла принципиально новая H. - субатомная физика (квантовая механика, электронная ядерная физика), к-рая в корне изменила соотношение между физикой и механикой, физикой и химией; развилась кибернетика, связующая MH. отрасли естествознания, математики и техники; возникла космонавтика, повлиявшая на развитие ряда H., и особенно астрономии; появилось множество переходных и промежуточных H., в силу чего в 20 в. вся H. о природе стала системой взаимопроникающих и переплетающихся H.

Ряд совр. естеств. H. представлен в табл. 3, к-рая является конкретизацией и детализацией табл. 1.

Расщепление начала ряда наук в связи с появлением субатомной физики показано дугообразной жирной линией. В прямоугольники заключены переходные науки.

Классификация технич. наук представлена в связи с классификацией естеств. наук, но имеет и др. связи - с конкретной экономикой, осн. отраслями нар. х-ва: пром-сть - тяжёлая и лёгкая, обрабатывающая и добывающая, транспорт и связь; с. X-BO - растениеводство и животноводство, здравоохранение. Через эти отрасли произ-ва и вообще материальной жизни общества технич. науки связываются уже с обществ. H.

На грани между естественными, ма-тем. и технич. H. классификация H. учитывает не только области качеств, переходов от более низких и простых форм движения к более высоким и сложным, но и противоречия, действующие в природе и приводящие к раздвоению линий или тенденций её развития, к поляризации вновь возникающих видов материи и форм её движения.

Развитие природы можно анализировать не только со стороны отд. форм движения и видов материи, но и со стороны всей природы как целого, т. е. во взаимодействии всех форм движения и видов материи, сосуществующих на данной ступени её развития. Предмет естеств. H. в этом случае составляют отд. ступени развития всей природы в целом как определённого участка Вселенной. Таким её участком могут служить отд. космич. тела или их система и даже вся Вселенная как целое (космология). Это - предмет астрономии с примыкающими к ней астрофизикой, астрохимией, астробиологией, к-рые получили развитие в связи с прорывом человека в космос. Более узким участком служит Земля как отд. тело (планета), история к-poro в целом составляет предмет геологии, и его поверхности - предмет физич. географии с примыкающими к ней фито- и зоогеографией. Ещё более узкий участок (биосфера Земли) составляет предмет биологии с примыкающей к ней биогеохимией. В итоге образуется ещё один ряд H., к-рый совпадает в основном с табл. 3 (если астрономию поместить около механики и физики, а физич. географию - между геологией и биологией):

Астрономия... геология... география... биология.

Практическое значение классификации наук. Классификация H.- теоретич. основа MH. отраслей практич. деятельности. Она относится к вопросам: организации и структуры науч. учреждений и их взаимоотношений; планирования н.-и. работ в их взаимосвязи, в особенности носящих комплексный характер; координирования и кооперации работ учёных различных специальностей; связи теоретич. исследований с практич. задачами, вытекающими из потребностей нар. х-ва, из запросов идеологич., политич. и экономич. деятельности; учебно-педагогич. работы, особенно в вузах широкого профиля (ун-ты), связи между теоретич. и технич. дисциплинами в технич., с.-х., мед. и гуманитарных спец. вузах, связи философии с частными дисциплинами; создания трудов сводного, энциклопедич. характера, их структуры, соответств. учебных пособий и руководств; организации выставок универсального характера: организации библиотечного дела и библиотечной классификации. Для последней важно уметь правильно перейти от разветвлённой или замкнутой классификации H. к однолинейной. В табл. 4 приведён один из возможных вариантов такого перехода.

Политич. эконо- Наука о политич. и Наука об идеологич. мия - наука об юридич. надстрой- надстройке - об отд. экономич. базисе ке - учение о roc-ве формах обществ, и праве, о партии сознания, к-рые сюда входят

Таблица 4
Философские науки Диалектика

Логика


Математические науки

Математич. логика и практич. математика, включая кибернетику


Математика

Естественные и технические науки Астрономия и космонавтика Астрофизика

Физика и технич. физика Химич. физика Физич. химия Химия и химико-технологич,

науки с металлургией

Геохимия Геофизика

Геология и горное дело Физич. география Биология и с.-х. науки Физиология человека и мед. науки Антропология


Социальные науки История

Археология

Этнография


Экономич. география

Социально-экономич.статистика

Науки о базисе и надстройках: политич. экономия, науки о гос-ве и праве, история иск-ва и искусствоведение и т. д.

Языкознание

Психология и педагогич. наука и др. науки.

Б. M. Кедров.


"НАУКА", крупнейшее науч. изд-во в СССР. Начало науч. книгоиздательства в России относится к 1727, когда при Пе-терб. АН была открыта т. н. академическая типография. В 18 в. академия была осн. издательским центром, выпускавшим не только труды членов академии и рус. писателей, но и произведения мировых классиков науки и лит-ры. Всего академия за 1726-1915 выпустила на рус. и иностранных яз. св. 3 тыс. названий книг. В период 1-й мировой войны 1914-18 и Гражданской войны 1918-20 ежегодный выпуск науч. лит-ры сократился более чем в 2 раза. В целях восстановления и развития науч. книгоиздательства в 1923 было образовано Изд-во АН СССР. В 1934 в связи с переводом АН из Ленинграда в Москву Изд-во АН СССР также перебазировалось в Москву. В 1963 к нему были присоединены Изд-во физико-математич. лит-ры и Изд-во восточной литературы; Изд-во АН СССР переименовано в изд-во "Н.", став издательством с двойным подчинением: Президиуму АН СССР и Гос. комитету Сов. Мин. СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

Изд-во "Н." представляет собой комплекс издательских учреждений, поли-графич. предприятий и книготорговых орг-ций. Имеет 2 отделения (в Ленинграде и Новосибирске), 2 гл. редакции (физико-математич. литературы и восточной литературы) и ок. 50 отраслевых редакций, образованных по осн. тематич. направлениям, специализированную редакцию "Общественные науки и современность", осуществляющую издания на иностранных языках для зарубежных читателей. В подчинении "Н." находятся 4 типографии (две в Москве и по одной в Ленинграде и Новосибирске), книготорговая орг-ция "Академкнига" (имеет 12 хозрасчётных контор и 28 магазинов в крупнейших городах страны).

"Н." выпускает труды АН СССР, её отделений, ин-тов, науч. советов, кафедр. Тематич. структура изданий: книги по физике и математике составляют 22%, по геологии и географии - 13%, по химии и биологии - 17 %, по другим естеств. и технич. наукам -8%, по обществ, наукам - ок. 40%.

"Н." выпускает гл. обр. монографии (св. 60% изданий), а также тематич. сборники, справочники, учебники, переводную лит-ру. Среди серийных изданий - "Литературное наследство", "Литературные памятники", "Классики науки", "Научно-биографическая серия", "Вторая мировая война в исследованиях, воспоминаниях и документах", серия "Научно-популярная литература".

В 1972 изд-во "Н." издавало 135 науч. журналов, в т. ч. 31 физико-математич., 24 химич., 29 биологич., 5 научно-популярных журналов ("Природа", "Химия и жизнь", "Земля и Вселенная", "Квант", "Русская речь").

В 1972 объём издат. продукции составлял св. 50,5 тыс. учётно-издат. листов (в т. ч. ок. 2 тыс. названий книг объёмом св. 32 тыс. учётно-издат. листов и более 1100 номеров журналов объёмом 18,4 тыс. учётно-издат. листов).

Св. 10% тиража книг направляется за границу, ок. 1/з журналов переводится за рубежом на иностр. языки.

Награждено орденом Трудового Красного Знамени (1973). г. Д. Комков.

"НАУКА И ЖИЗНЬ", ежемесячный научно-популярный иллюстрированный журнал широкого профиля, орган Всесоюзного общества "Знание" (с 1948). Осн. в 1934 как журнал для самообразования. В 1938-47 научно-популярный журнал АН СССР. С 1961 журнал ориентирован на массового читателя. Освещает важнейшие проблемы науки и техники, публикует научно-художеств. и научно-фантастич. произведения, занимат. задачи, игры. Тираж (1974) св. 3 млн. экз.


"НАУКА И РЕЛИГИЯ", ежемесячный научно-популярный атеистич. журнал, орган Всесоюзного об-ва "Знание". Выходит в Москве с 1959. Создан для распространения научно-материалистич. мировоззрения, борьбы за формирование комму-нистич. духовных ценностей, пропаганды опыта научно-атеистич. воспитания. Публикует материалы по вопросам истории и теории науч. атеизма, методики и практики атеистич. пропаганды, лит-ры и иск-ва, критики идеологии ислама. Тираж (1974) 390 тыс. экз.


НАУКОВЕДЕНИЕ, отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику науч. деятельности, взаимодействие науки с др. социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества. Отд. аспекты развития науки издавна изучались философией и частными науками, особенно с сер. 19 в. (Г. Гельмгольц, К. Бернар, T. Гексли, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.). Одну из первых попыток раскрыть социальные, психологич. и др. факторы, влияющие на развитие науки, предпринял швейц. ботаник А. Декан-доль ("История науки и ученых за два века", 1873). Проблемы формирования учёного изучал В. Оствальд ("Великие люди", 1909). Потребность в комплексном изучении науки стала особенно ощутимой в 1-й пол. 20 в. в связи с громадным возрастанием её роли и развитием научно-технич. революции. Непосредств. зарождение науковедческой ориентации исследований MH. сов. и зарубежные исследователи связывают с дискуссией по общим проблемам развития науки, возникшей в связи с докладами Б. M. Гес-сена и др. сов. учёных на 2-м Междунар. конгрессе по истории науки в Лондоне (1931). Эта дискуссия вызвала усиление интереса к марксистской концепции развития науки, основывающейся на методологии диалектич. и историч. материализма, к сов. опыту создания гос. системы организации и планирования науч. деятельности.

В 30-е гг. формируется проблематика H. [попытка польских учёных M. и С. Оссовских создать программу H.; социологич. интерпретация историко-науч. материала P. Мертоном (США) в кн. "Наука, техника и общество в Англии XVII в." (1938)]. Наибольшее влияние на становление H. оказал Дж. Д. Бернал (кн. "Социальная функция науки", 1939- своеобразное обобщение работы созданного им Кембриджского семинара "Наука и общество").

С сер. 40-х гг. во MH. развитых странах развёртываются эмпирич. исследования науч. деятельности (схем орг-ции науч. подразделений, проблем объединения учёных и инженеров в пром. лабораториях и научно-технич. проектах, распределения научных усилий и финансирования науки).

Оформление H. в самостоят, отрасль относится к 60-м гг., когда в СССР, а также в др. странах возникают совр. представления о предмете и задачах H. и науч. коллективы, разрабатывающие проблемы H. Складываются аналитич. и нормативное направления исследования. Целью аналитич. изучения является раскрытие закономерностей функционирования и развития науки как сложной системы (внутр. закономерности развития науки, социально-историч. детерминанты её развития, их взаимодействие; типология связей науки с др. социальными институтами; генезис и структура систем науч. знания; эволюция организац. форм науки в процессе изменения её объёма и социальной функции и т. п.). Для ключевых науковедческих понятий ("научная деятельность", "научное знание", "научное творчество", "институт науки" и др.) разрабатывается система косвенных показателей (переменных) с использованием методов различных наук.

Так, при изучении места науки в обществе, взаимосвязей науки с др. социальными институтами применяются понятия и методы истории, социологии, политич. экономии и др. При этом исследуется структура научно-технич. деятельности во всей сфере "исследования - разработки - внедрение", функции науч. знания в обществе, выясняются особенности науч. потенциала и его связь с экономич. потенциалом гос-ва в условиях научно-технич. революции и т. п. Проблемы науч. творчества изучаются с помощью психологич. и социально-психологич. методов (мотивационная структура личности учёного, возрастная динамика индивидуального и коллективного науч. творчества, распределение ролей и лидерство в науч. коллективах, система межличностных отношений в процессе науч. деятельности, психологич. механизм науч. открытия и его оценка науч. средой и т. д.). Исследование содержания и результатов науч. деятельности - системы науч. знания - объединяет усилия специалистов в области логики развития науки, логики науч. исследования, истории науки и истории философии. При этом изучается логич. строение и содержательное обоснование науч. теорий, условия и способы перехода от одних теоретич. представлений к другим в процессе историч. развития науки. Оформилась область статистич. исследования структуры и динамики ин-формац. массивов науки и потоков науч. информации (наукометрия). Организац. формы науч. деятельности сочетают 2 типа организации: проф. самоорганизация науки (дисциплина, научная школа, "невидимый коллектив" и др.) и институциональное оформление науки (университет, академия, научно-исследоват. ин-т и др.). Изучение этих проблем объединяет специалистов по теории организации, психологов, социологов, математиков и др.

В русле MH. дисциплин сложились специальные отрасли (социология науки, экономика науки, психология науки и др.), к-рые входят в систему H. В H. используются идеи и методы кибернетики, теории информации, теории систем и т. п. Однако H. не комплекс отд. дисциплин и даже не синтез знаний о логико-познават., социальных, экономич., психологич., структурно-организац. аспектах развития науки, а наука, изучающая взаимодействие различных элементов, определяющих развитие науки, как исторически изменяющейся целостности, или системы.

На результатах аналитич. изучения науки базируются нормативные науко-ведч. исследования. В самом общем виде их цели можно сформулировать как разработку теоретич. основ науч. политики и гос. регулирования науки (выработка рекомендаций по повышению эффективности науч. деятельности, объективных критериев её оценки, определение наиболее перспективных науч. направлений как основы долговременного планирования науки). В этих исследованиях широко применяются методы научного прогнозирования и системного анализа. Всё большую важность приобретает поиск наиболее рациональных форм организации, в к-рых дисциплинарный принцип - основа науч. преемственности - сочетался бы с проблемной и матричной организацией исследований (изучение различных организац. структур, вопросы оптимальной численности и состава науч. ин-тов, бюджета времени персонала, разделения труда и т. п.). В изучении этих проблем применяются методы теории организации, целевое программирование, исследование операций и сетевое планирование.

Выделяется группа исследований, посвящённая проблемам создания, материального, информационного, кадрового обеспечения деятельности крупных ис-следоват. объединений, научных центров и гигантских научно-технич. проектов (освоение Космоса, Мирового океана и т. п.). Осн. внимание уделяется изучению их функций в структуре научно-технич. прогресса, проблемам объединения различных форм научно-технич. деятельности. Исследуются информац. потоки и способы коммуникации участников, применяются методы функцио-нально-иерархич. моделирования, проводятся комплексные социологич. и со-циально-психологич. исследования.

Важную роль играет специфичная проблематика, связанная с подготовкой и использованием науч. кадров (системы отбора, спец. подготовки, сохранения и повышения квалификации).

В СССР вопросами H. занимаются в Ин-те истории естествознания и техники АН СССР, Ин-те кибернетики АН УССР, Ин-тах экономики АН СССР (Москва и Новосибирск), Центр, экономико-мате-матич. ин-те АН СССР, Ин-те философии АН СССР, Ин-те проблем управления АН СССР, а также в Ин-те горного дела Сибирского отделения АН СССР. Проблемы наукометрии разрабатываются в лаборатории математич. статистики МГУ и Всесоюзном ин-те научно-технич. информации. Общетеоретич. и филос. вопросы исследования науки изучаются в вузах Ростова-на-Дону, Томска, Донецка и др.

В Польше координацию деятельности в области H. осуществляет Комитет по науковедению Польской АН, в Болгарии создан Центр по H. при Президиуме Болг. АН, в ГДР - Ин-т теории и организации науки АН ГДР. Проблемы H. изучаются в Ин-те философии и социологии Чехосл. АН и в Ин-те социологии Венг. АН.

Интенсивно развёртывается междунар. сотрудничество исследователей-на уковедов социалистич стран в рамках СЭВ. С 1970 в Варшаве издаётся междунар. ежегодник СЭВ "Проблемы науковедения".

Теоретич. и эмпирич. исследования в области H. проводятся в США (T. Кун, Д. Прайс, Ю. Гарфилд, P. Мертон, Б. Барбер, Д. Пельц), Швеции (X. Тор-небом, Г. Радницкий), Великобритании. Проблемы развития науки в развивающихся странах, создания единой системы сравнения показателей науч. деятельности и др. изучаются исследовательскими группами под эгидой ЮНЕСКО и др. междунар. орг-ций.

Лит. :Микулинский С. Р., P о д-н ы и H. И., Наука как предмет специального исследования, "Вопросы философии", 1966, Jvfe 5; и х же, Место науковедения в системе наук, там же, 1968, № 6; Наука о науке. Сб. ст., пер. с англ., M., 1966; Д об ров Г. M., Наука о науке. К., 1966; Социология науки, Ростов-н/Д., 1968; Л а х т и н Г. А., Тактика науки, Новосиб., 1969; Налимов В- В., МульченкоЗ. M., Наукометрия, M., 1969; Управление, планирование и организация научных и технических исследований. Труды Международного симпозиума стран членов СЭВ и СФРЮ, т. 1 - 5, M., 1970-71; О s s о w s k i S., О s s о w-sk i M., The science of science, "Organon", 1936, v. 1; B e r n a 1 J. D., Social function of science, L., 1939; Sociology of science, N. Y., 1962; S о 1 1 a Price D. J. d e, Science since Babylon, Nav Haven, 1961; H a g s t-r о m W. O., The scientific community, N. Y., 1965; S t о r e r N. W., The social system of science, N. Y., 1966; Radnitzky G., Contemporary schools of metascience, Goteborg, 1968; Sociology of science, Harmondsworth, 1972.

Продолжающиеся и периодические издания: "Науковедение. Проблемы и исследования" (Ин-т истории естествознания и техники АН СССР): Организация научной деятельности, M., 1968; Очерки истории и теории развития науки, M., 1969; Научное творчество, M., 1969; Научное открытие и его восприятие, M., 1971; Эволюция форм организации науки в развитых капиталистических странах, M., 1972; Научно-техническая революция и изменение структуры научных кадров СССР, M., 1973; "Науковедение и информатика" (К., с 1969); "Etudes et documentes de politique scientifique" ("Science policy studies and documents") (P., с 1965); "Problems of the science of science" (Warsz., с 1970); "Zagad-nienia naukoznawstwa" (Warsz., с 1965); "Zeitschrift fur allgemeine Wissenschaftstheo-rie" (Wiesbaden, с 1969), "Science studies" (L., с 1971); "Research management" (Wash., с 1958), "R&D management" (Oxf., с 1970). С. Р. Микулинский, Э. M. Мирский.

НАУМБУРГ (Naumburg), город в ГДР, на р. Заале, в округе Галле. Трансп. узел. 37,3 тыс. жит. (1972). Станкостроит., текст., кондитерская, деревообр., кож., хим. пром-сть. H. сохранил ср.-век. облик. В центре Старого города рома-но-готич. собор Санкт-Петер-унд-Пауль (1-я пол. 13 в.) со знаменитым зап. хором - образцом синтеза архитектуры и скульптуры зрелой готики, с ярко жизненными, выразит, статуями основателей собора (илл. см. т. 6, табл. IX, стр. 384- 385 и т. 7, табл. X, стр. 208-209) и с рельефами "Страсти христовы" на ограде (1250-60); позднеготические церкви Санкт-Венцель (15-16 вв.) и Санкт-Мориц (16 в.), ратуша (16 в.), дома 16-18 вв.

Лит.: Wassermann К., H e g e F., Naumburg. Stadt und Dom, Dresd., 1952.

НАУМЕНКО Иван Яковлевич (р. 16.2. 1925, пос. Василевичи, ныне Речицкогор-на Гомельской обл.), белорусский советский писатель, литературовед, чл.-корр. АН БССР (1972). Чл. КПСС с 1948. Род. в рабочей семье. Окончил Белорусский ун-т (1950). Участник Великой Отечеств, войны 1941-45. В 1955 выступил в печати как новеллист. Теме героизма и моральной чистоты сов. молодёжи в годы войны поев, книги рассказов H.: "Семнадцатой весной" (1957), "Хлопцы-ровесники" (1958), "Вереск на пожарищах" (1960), "Тополя юности" (1966), "Вероника" (1968). Трилогия "Сосна при дороге" (1961), "Ветер в соснах" (1966), "Сорок третий" (1973) - о партиз. борьбе в тылу нем. оккупантов. Прозе H. присущ глубокий лиризм. Известен как исследователь творчества Я. Купалы и Я. Ko-ласа. Награждён орденом Красной Звезды и медалями.

Соч.: Падарожжа у юнацтва. Выбранае, MIHCK, 1972; Янка Купала. Духоуны вобл!к героя, MIHCK, 1967; Якуб Колас. Духоуны вобл!К героя, MIHCK, 1968; в рус. пер.- Друзья-товарищи, M., 1959; Голубиный взлёт, M., 1961; Путешествие в юность, M., 1967; Сосна при дороге, M., 1971.

Лит.: Кулешов Ф., Человек на пути к подвигу, "Дружба народов", 1963. № 6; ОвчаренкоА., Вровень с веком, там же, 1965, Ns 9. Ф. И. Кулешов.

НАУМЕНКО Николай Фёдорович [4(17).10.1901, станица Терская, ныне Моздокского р-на Северо-Осетинской АССР, -7.7.1967, Москва], советский воен. деятель, генерал-полковник авиации (1944). Чл. КПСС с 1922. В Красной Армии с 1918. Участник Гражданской войны 1918-20. Окончил школу лётчиков-наблюдателей (1928), курсы усоверш