БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381, "человеческих отношений", к "гуманизации отношений между предпринимателями и рабочими". Достижения капиталистич. рационализации труда, по выражению В. И. Ленина, представляют собой прежде всего "...прогресс в искусстве выжимать пот" (там же, т. 23, с. 19). Организация труда на действительно науч. основе противоречит самой сущности капитализма.

НОТ представляет собой категорию, присущую социалистич. способу произ-ва, для к-рого характерно единство интересов общества в целом и каждого работника в отдельности.

Задачи рациональной организации труда на науч. основе были поставлены В. И. Лениным - инициатором MH. прак-тич. начинаний в области НОТ. Руководствуясь его идеями, Коммунистич. партия и Сов. гос-во приступили к осуществлению комплекса мер, направленных на теоретич. и практич. разработку осн. проблем НОТ. Уже в нач. 20-х гг. в стране насчитывалось более 50 н.-и. орг-ций по проблемам организации труда. Ведущее место занимал Центр, ин-т труда, возглавлявшийся А. К. Гостевым. Спец. отделы и лаборатории были созданы при BCHX, ряде наркоматов и др. При Наркомате РКИ был образован Совет по науч. организации труда (COBHOT) во главе с В. В. Куйбышевым (1923). Большую роль в пропаганде и распространении НОТ сыграл П. M. Керженцев.

Дальнейшая работа по совершенствованию организации труда была тесно связана с распространившимся движением ударных бригад (см. Ударничество), с развитием стахановского движения, движением многостаночников (см. Многостаночная работа). Значит, работа проводилась по улучшению практики нормирования труда. Большой вклад в его разработку внесли А. Г. Спах, Г. В. Орентлихер, Я. M. Пунский, А. А. Труханов и др. сов. учёные. Важность повсеместного внедрения НОТ была особо подчёркнута решениями Сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС и 23-го съезда партии (1966). Для определения дальнейших путей развития работы в области НОТ в 1967 было созвано Всесоюзное совещание по орг-ции труда в пром-сти и стр-ве.

К нач. 70-х гг. в стране сложилась система планирования НОТ. "План научной организации труда рабочих, инженерно-технических работников и служащих" стал ныне самостоят, частью тех-промфинплана предприятия. Внедрена гос. статистич. отчётность предприятий о выполнении планов НОТ. В восьмой пятилетке (1966-70) в целом по нар. х-ву впервые был разработан пятилетний план н.-и. работ по НОТ. В 1971 в план развития нар. х-ва СССР введён специальный раздел "Внедрение научной организации труда". Мин-ва и ведомства планируют ныне важнейшие мероприятия по внедрению НОТ в отраслевом масштабе. На предприятиях созданы спец. службы НОТ. Созданы также Всесоюзный, отраслевые и респ. центры НОТ.

Решения 24-го съезда КПСС (1971) требуют от сов. экономич. науки и хоз. практики дальнейшего улучшения работы по внедрению НОТ во все отрасли и сферы социалистич. нар. х-ва.

Осуществление НОТ в нар. х-ве предполагает совершенствование форм разделения и кооперации труда в коллективе; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; проектирование и внедрение рациональных приёмов и методов труда, распространение передового опыта; совершенствование нормирования труда; улучшение практики материального и морального стимулирования труда; рационализацию условий труда; улучшение подготовки и повышение квалификации кадров; укрепление дисциплины труда и повышение творч. активности трудящихся. Перечисленные направления НОТ являются общими для всех категорий трудящихся во всех отраслях и сферах нар. х-ва, хотя по отношению к каждой категории работников эти общие направления реализуются в специфич. форме.

Задачи, решаемые при внедрении НОТ, можно условно разделить на три осн. группы: экономические, направленные на достижение высокого уровня производительности труда за счёт улучшения использования рабочей силы и вещественных элементов произ-ва; психофизиологические, состоящие в обеспечении наиболее благоприятных условий для нормального функционирования и воспроизводства рабочей силы; социальные, заключающиеся в обеспечении условий для всестороннего и гармоничного развития личности работников, повышении степени содержательности и привлекательности их труда. Подобного рода задачи определяют коренное, принципиальное отличие НОТ в условиях социализма от бурж. рационализации трудовых процессов .

Значение НОТ непосредственно вытекает из характера её задач. В плане экономическом НОТ - средство предотвращения возможных диспропорций между уровнем развития техники и технологии производства и уровнем организации живого труда. Внедрение НОТ обеспечивает экономию времени, представляет собой важный фактор роста производительности живого труда. Значение НОТ состоит также и в том, что она позволяет в большой мере экономить и овеществлённый труд в результате лучшего использования вещественных элементов произ-ва. И, наконец, совершенствование орг-ции труда даёт возможность экономить будущий труд в результате учёта требований НОТ на стадии проектирования предприятий, оборудования и технологич. процессов. Эта экономия будущего труда выступает впоследствии как экономия живого труда работников, занятых обслуживанием оборудования, осуществлением технологич. процессов, спроектированных и созданных с учётом требований НОТ.

Внедрение НОТ создаёт также условия для сохранения здоровья трудящихся, поддержания их работоспособности, увеличения периода их трудовой деятельности, роста культурно-технич. уровня работников, способствует реализации программного положения КПСС о превращении труда в первую жизненную потребность человека нового общества.

Проблемы внедрения НОТ активно разрабатываются и в др. социалистич. странах.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, гл. IV, V, VII, VIII и XIII; Ленин В. И., "Научная" система выжимания пота, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23; его же, Как организовать соревнова-· ние?, там же, т. 35; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; его же, Великий почин, там же, т. 39; Рекомендации Всесоюзного совещания по организации труда (26 - 29 июня 1967 г.), M., 1967; Основы научной организации труда, M., 1971.

Ю. H. Дубровский.


НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА (англоязычный эквивалент - science-fiction), особый вид художественной фантастики, возникающий в эпоху становления совр. науки (17-18 вв.) и окончательно формирующийся в 20 в. Основан, подобно др. её видам, на "реализации несуществующего" в фантастич. образах; но, в отличие от них, его предметом являются пси-хологич. и социально-духовные последствия (социально-филос., культурные, нравств.) реализации типичных возможностей природы и общества, в силу их специфики (глобальность и многозначность тенденций, абстрактность науч. представлений) не улавливаемых традиционными формами иск-ва. Применяемые в H. ф. (в соответствии с законами науки) приёмы экстраполяции, моделирования и т. п. позволяют мысленно проследить научно достоверные и типич. последствия такой реализации в их взаимосвязи, а использование пластичных фантастич. образов, допускающих любую трансформацию реальности, позволяет воплотить полученную "модель возможной действительности" в облике целостного мира, фантастического в отношении к реальности и реалистически-типического в своей фантастич. предметности. T. о., своеобразие H. ф. состоит в подчинении художеств, воображения логике научно-прогностич. приёмов, материалом к-рых является, однако, не понятие, а художеств, образ; поэтому H. ф. может быть определена как научно организованная форма художеств, воображения. Художеств, модели H. ф. (в отличие от т. н. фэнтэзи - англ, fantasy) сохраняют науч. достоверность структуры, давая одновременно недоступное науке чувственно-наглядное воплощение возможных типов конфликта человека с изменившейся природно-социальной средой обитания. Особенности фантастич. поэтики (отражение реальности в резко-непривычной, "остранённой" форме) помогают обнажить смысл этих изменений и, следовательно, глубинный механизм действительности, недоступный обыденному, эмпирич. восприятию; познание фантастич. мира является поэтому средством художеств, познания современности. Т.о., H. ф. как явление совр. культуры удовлетворяет насущную потребность общества в художественно-наглядном освоении внеэмпирич. реальности совр. мира, противопоставляя научно-рационалистич. миропонимание "мифам" массового сознания (см. "Массовая культура").

С. Л е м. "Кибериада" Илл Д Мроза.


Особенности H. ф. определяют её сложность как явления иск-ва. Специфика H. ф. остаётся предметом дискуссии. Противоречивые определения её - как жанра, приема, лит-ры мечты, научно-технич. предвидения - видимо, не охватывают всех сторон предмета. Более адэкватной представляется трактовка H. ф. как нового художеств, метода, органически сочетающего принципы науч.

А. и Б. Стругацкие. "Малыш". Илл. И Тюльпанова

и художеств, мышления. Его элементы возникают со становлением совр. науки (произв. T. Мора, И. Кеплера, Дж. Свифта и др.), а формирование происходит в творчестве Г. Уэллса, соединившего традиции научно-технич. и социальной утопии (Ж. Берн, У. Моррис и др.) с приёмами реалистич. романа и науч. "мысленного эксперимента". Дальнейшее развитие H. ф. получает у К. Чапека, A. H. Толстого, О. Стейплдона и др. фантастов 20-30-х гг. 20 в. В эпоху научно-технич. революции H. ф. становится массовым явлением иск-ва, наиболее широко представленным в прозе; однако развитие мировой H. ф. происходит неравномерно и сосредоточено лишь в ряде стран.

В США H. ф. в 20-е гг. развивалась по линии научно-технич. предвидения (X. Гернсбек) и космич. приключений (Э. Смит, Э. Гамильтон, Э. Берроуз). Лучшие произв. послевоен. H. ф. (предваряемые в 30-е гг. творчеством Д. Кэмп-белла) поднялись до серьезного социального критицизма и фил ос. обобщений (P. Брэдбери, У. Тэнн, Ф. Пол и С. Корн-блат, P. Хайнлайн, P. Шекли, К. Воннегут и др.), составляя как бы параллель лит-ре критич. реализма и т. н. политич. роману-предупреждению. Однако в кон. 60- нач. 70-х гг. это направление вытесняется "новой волной" (С. Дилэни, P. Же-лязны), тяготеющей к модернистскому формотворчеству и фантастич. овеществлению "внутреннего пространства" чело-веч, психики.

В англ. H. ф. до 2-й мировой войны 1939-45 наиболее значительно творчество Г. Уэллса, А. Конан Доила, Стейплдона ("Последние и первые люди", "Создатель звёзд"), а также О. Хаксли, мрачные произв. к-рого ("Дерзкий новый мир" и др.) оказали заметное воздействие на зап. антиутопию. Послевоен. H. ф. пережила подъём 40-50-х гг. (масштабные социальные произв. Д. Уиндема, научно-технич. утопии А. Кларка и др.) и наступление "новой волны" (Д. Боллард, Б. Олдисс).

Развитие самобытной послевоен. H. ф. в Японии (С. Комацу, P. Мицусэ, С. Xoси) происходит в борьбе с влиянием амер. H. ф. Крупнейшим представителем оригинальной япон. H. ф. является писатель-реалист Кобо Абэ ("Четвёртый ледниковый период" и др.). Довоен. H. ф. во Франции (Ж. Тудуз, В. Рони-старший ) продолжала традиции Ж. Верна; в послевоен. годы возрос интерес к социальнофилос. тематике (А. Веркор, P. Мерль) и "новой волне" (H. Эннебер и др.).

В совр. массовой продукции на Западе преобладает развлекат. лит-pa ("космическая опера", комиксы и т. п.), зачастую отождествляемая с H. ф. по сходству внешних атрибутов. Эта псевдонаучная фантастика обычно выражает обывательские представления и объективно служит пропаганде бурж. идеологии.

В СССР H. ф. восходит к рус. произв. 19 в.- романам В. Ф. Одоевского ("4338 год") и H. Г. Чернышевского ("Что делать?"), а также к дореволюц. произв. К. Э. Циолковского, А. А. Богданова, А. И. Куприна, В. А. Обручева; важным шагом в становлении остросоциальной H. ф. явились романы A. H. Толстого ("Аэлита", "Гиперболоид инженера Гарина"), А. Орловского ("Машина ужасов"), И. Винниченко ("Солнечная машина"). В кон. 20-х гг. значит, роль в сов. H. ф. сыграл А. Беляев, в лучших романах к-рого ("Человек-амфибия", "Голова профессора Доуэля" и др.) реализация смелой биологич. гипотезы перерастает в социальный конфликт. В 30 - нач. 50-х гг. H. ф. ограничивается популяризацией ближайших технич. новшеств в форме приключенч. и "шпионского" романов (А. Казанцев, В. Немцов, Г. Адамов и др.).

Новые перспективы открыл масштабный социально-космич. роман И. А. Ефремова - коммунистич. утопия "Туманность Андромеды" (1957). Остро ставятся зреющие в современности социальные и этич. конфликты в творчестве бр. А. и Б. Стругацких ("Трудно быть богом", "Хищные вещи века" и др.).

В 50-60-е гг. развиваются жанры научно-технической и социальной утопии (Г. Альтов, M. Емцев и E. Парков, Г. Гуревич), лирико-филос. (Г. Гор, В. Шефнер) и социально-психологич. повести (А. Громова), сатирич. (И. Варшавский), детской (Г. Мартынов, А. Ми-рер, А. Полищук), приключенческой (А. и С. Абрамовы) H. ф.

Заметного развития достигла послевоен. H. ф. в Чехословакии (Я. Вейс, И. Несвадба), Польше (К. Фиалковский, К. Борунь), Венгрии и др. социалистич. странах. Особое место в мировой H. ф. занимает многогранное творчество польск. писателя С. Лема (филос. романы "Со-ларис", "Эдем", "Возвращение со звёзд", гротескные "Звёздные дневники", "Кибериада" и др.).

Кадр из фильма "2001 Космическая Одиссея". Сценарий А. Кларка и С. Кубрика, реж. С Кубрик. США - Великобритания. 1969.

H. ф. в СССР и др. странах социализма противопоставляет мрачным зап. антиутопиям пафос социального оптимизма.

H. ф. представлена также в драматургии 20 в.- пьесами ("R.U.R.", "Белая болезнь" К. Чапека, "Новое оружие" В. Савченко), радио- и телепьесами ("Борьба миров" О. Уэллеса по Г. Уэллсу, "Операция „Вега"" Ф. Дюрренматта, "Черная комната" и др. С. Лема), киносценариями ("Бегство мистера Мак-Кинли" Л. Леонова, "Облик грядущего" Г. Уэллса).

Проникновение H. ф. в кино начинается вместе с развитием киноискусства, но особенно-в 20-30-е гг.; вначале преобладают экранизации ("Аэлита", реж. Я. А. Протазанов, СССР, 1924; "Остров доктора Моро", реж. Э. Кентон, США, 1932), социальные утопии ("Метрополис", реж. Ф. Ланг, Германия, 1926; "Облик грядущего", реж. У. К. Мензис, Великобритания, 1936), научно-технич. предвидения ("Космический рейс", реж. В. H. Журавлев, СССР, 1936). В послевоен. годы наряду с научно-технич. утопиями ("2001 Космическая Одиссея", реж С Кубрик, США - Великобритания, 1969) и социально-филос построениями ("Альфавиль", реж Ж Л Годар, Франция, 1965) развивается жанр "фильм-антиутопия" ("На последнем берегу", реж С Креймер, США, 1959, "Фаренгейт 451", франц реж Ф Трюффо, 1966) и фантастич сатиры

Лит Замятин E, Герберт Уэллс, П , 1922, Кагарлицкий Ю, Герберт Уэллс, M , 1963, его же, Реализм и фантастика, "Вопросы литературы", 1971, № 1, его же, Что такое фантастика, M 1974 Емцев M, Парное E , Наука и фантастика, "Коммунист", 1965, № 15, Г у р ев и ч Г , Карта страны фантазий, M , 1967, Чернышева T, Человек и среда в современной научно-фантастической литературе альманах "Фантастика -68", M 1969 Бритиков А, Русский советский научно фантастический роман Л , 1970 Тамарченко E, Мир без дистанций, "Во просы литературы", 1968, № Ц, н у дельман P, Фантастика, в KH Краткая литературная энциклопедия, т 7, M , 1972, Никольский С, Карел Чапек - фантает и сатирик, M , 1973, Смелков Ю, Гуманизм технической эры; "Вопросы литературы", 1973, № 11, The science fiction novel, Chi , 1959, EbhbachL A [ed ], Of wolds beyond, L , 1964, Amis K , New maps of hell, N Y , 1966, A t h e 1 lin g W (Blish J ), More issues at hand, Chi , 1970, L e m S , Fantastyka 1 futurologia, t 1 - 2, Krakow, 1970, Todorov T, Introduction a - Ia!literature fantastique, P , 1970, S u D , The poetics of the s f genre an approach, McGlIl U , Montreal, 1972 P И Нуделъман

НАУЧНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ, вид библиографии, назначение к рой - содействие в науч работе, производств или иной практич деятельности Используются текущие научно вспомогат указатели (Реферативный журнал, Экспресс информация, библиографич ежегодники, еженедельники, бюллетени и т д ), ретроспективные указатели отраслевого и тематич характера См также Отраслевая библиография, Библиография

Лит Кирпичева И К, Библиография в помощь научной работе, Л , 1958

НАУЧНОГО АТЕИЗМА ИНСТИТУТ Академии общественных наук при ЦК КПСС, создан в 1964 в Москве Координирует науч работу по атеизму, проводимую ин тами АН СССР, вузами и учреждениями Мин ва культуры СССР Ведет комплексное исследование актуальных проблем науч атеизма и истории религии Имеется аспирантура С 1966 издает сб "Вопросы научного атеизма"


НАУЧНОЕ КИНО, область кинематографии, развивающаяся в четырех самостоят направлениях (видах) научно популярное кино учебное кино, научно исследовательское кино, научно производствен ное кино Каждое направление имеет свой предмет и функцию, использует специфич средства выразительности H к имеется во всех кинематографически развитых странах В 1947 создана Меж дунар ассоциация науч кино (MAHK), в к рую входит и СССР

Лит Основы классификации научных фильмов, [Сб ], M 1971


HАУЧHО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИE ИНСТИТУТЫ (НИИ), учреждения, созданные специально для орг ции и проведения науч исследований и разработок Понятие "институт" применительно к науч учреждению впервые было ис пользовано в 1795 для названия Института Франции НИИ в совр понимании стали возникать лишь на рубеже 19 и 20 BB в связи с необходимостью новых организац форм исследовательской работы, обусловленных процессами дифференциации и интеграции науки, появлением науч проблем, решение к рых требовало коллективного труда ученых разных специальностей Первые НИИ ставили своей целью разработку фундамент проблем естествознания, напр организов в Париже Ин т Пастера (1888) и Радиевый ин т П Кюри (1909) С нач 20 в создавались различные НИИ (с частичным участием гос ва в финансировании и управлении), решавшие, наряду с теоретич задачами, важные проблемы техники, с х- ва, здравоохранения (ин ты Об ва кайзера Вильгельма в Германия, оси в 1911) Появились НИИ, занимавшиеся проблемами гуманитарных наук (напр , "Пушкинский дом" в России, оси в 1905, с 1930 - Ин т русской лит ры АН СССР)

В рамках НИИ стали возможными углубленная специализация исследователей, сотрудничество ученых, занятых в различных отраслях конкретной науки Эти преимущества сделали к сер 20 в учреждения типа НИИ преобладающей формой орг ции науч работы, оси структурной единицей в системе организации науч деятельности большинства стран В капиталистич странах имеются НИИ (они часто именуются лабораториями, бюро и т д. ) нескольких типов (по источникам финансирования и системе управления) государственные (правительственные), напр Науч ин т ядерных исследований в Великобритании, смешанные, напр ин ты Об ва содействия развитию науки им M Планка (ФРГ) частных фирм, напр Лаборатории Белл-телефон (США), ун тов и колледжей Ведущие науч орг ции этих стран (нац АН и т д. ), как правило не имеют своих НИИ или руководят работой немногих таких учреждений

В СССР НИИ финансируются государством, их деятельность строится на основе гос планов Уже в первые годы Сов власти были созданы десятки НИИ, среди них Ин т физико химич анализа, Ин т изучения платины, Центр аэрогидродинамич ин т, Гос оптический ин-т, Всесоюзный электротехнич ин-т им В И Ленина, физико химический ин т им Л Я Карпова, выросшие в крупные науч коллективы В СССР сформировалась широкая сеть общенаучных и отраслевых НИИ АН СССР и союзных республик, отраслевых академий СССР, союзных и респ министерств и ведомств Вблизи Новосибирска, Москвы и др , во Владивостоке, Свердловске и др организованы науч центры (см Дальневосточный научный центр Академии наук СССР, Уральский научный центр Академии наук СССР), в к рых сосредоточены НИИ раз личных отраслей знания Комплексное решение проблем объединенными усилия ми представителей разных наук способствует повышению эффективности улучработы В результате усиления влияния науч деятельности на эффективность нар х- ва возникла и развивается новая форма связи науки и произ-ва - научно производственные объединения, в к рых НИИ играют ведущую роль Опыт создания и работы сети НИИ в СССР используется др социалистич странами В деятельности НИИ ГДР, ЧССР и др находят продолжение традиции науч ин тов, образованных в нач 20 в ив период между двумя мировыми войнами В ходе научно технич революции в ряде стран стали возникать НИИ нового типа, в к рых работает небольшой кочлектив высококвалифицированных экспертов, а для выполнения конкретных исследований привлекаются на основе контрактов и договоров внештатные специалисты Возрастание сложности и комплексности науч работ привело к кооперации науч сил в рамках междунар НИИ и науч центров как, напр , Объединенный институт ядерных исследований в Дубне, Европейский центр ядерных исследовании в Женеве Ряд НИИ создан при Совете экономич взаимопомощи, напр Ин т по стандартизации Учреждения типа НИИ имеются при ЮНЕСКО и нек рых междунар науч организациях.

Лит Организация науки, под общ редГ M Доорова, К , 1970 Эволюция форм организации науки в развитых капиталист!! ческих странах, M , 1972.

Ю M Шейнин.


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ КИНО, один из видов научного кино, включающий различные методы применения кинотехники в науке пром сти и с х- ве для получения кинодокументации и проведения киноисследований Науч кинодокументация (съемка географич и этнографич экспедиций, поведения подопытных животных, хирургич операций и др ) имеет конечной целью воспроизведение на экране изучаемых объектов, явлений и процессов так как их воспринимает человек при непосредств наблюдении, киносъемки проводятся со стандартной частотой, равной частоте кинопроекции, при помощи обычной киносъемочной аппаратуры, на кинопленке обычного типа При исследоват киносъемках в зависимости от конкретных задач используются спец съемочные аппараты и типы кинопленки, различные технич средства и способы, позволяющие запечатлеть в фильме объекты, явления и процессы, недоступные дчя человеческого глаза вследствие его ограниченной ч у ветвительности или из за препятствий и помех, мешающих наблюдению Объекты, не видимые глазом из за их малого размера (напр , бактерии), снимаются методом микрокиносъемки с помощью оптич или электронного микроскопа Методом телекиносъемки, основанной на использовании длиннофокусных объективов (т н телеобъективов), иссчедуют предметы и явления, находящиеся на значит расстоянии Этому методу аналогичен метод астрокиносъемки (киносъемки Луны, искусств спутников Земли, планет и звездного неба) с применением астрономич. наблюдательных приборов. Киноисследование объектов невидимых из за малой контрастности или недостаточной яркости, проводится с помощью спец. оптич. и электроннооптич. методов, обеспечивающих значит усичение контрастности и повышение яркости снимаемого изображения. При исследованиях в невидимых лучах спектра (напр ультрафиолетовых и инфракрасных) киносъемка производится на спец видах кинопленки, чувствительных к этим лучам. Явления и процессы, невидимые вследствие их слишком большой или слишком малой скорости (напр , полет пули быстрые химич реакции, рост растений, кристаллов), исследуются методами высокоскоростной киносъемки, замедленноикиносъемкикцеитра ферноп киносъемки. При проекции фильмов, снятых этими методами, в зависимости от конкретного соотношения стандартной частоты кинопроекции и повышенной или пониженной частоты киносъёмки видимый на экране ход развития исследуемого явления соответственно замедляется или ускоряется, что создаёт благоприятные условия для его изучения.

В H.-и. к. применяются и др. методы и приёмы киносъёмки, напр, в рентгеновских лучах, стереоскопические, внутриполостные (в т. ч. слизистой желудка), голографические. Совр. (1974) тех-нич. средства и кинофотоматериалы позволяют производить киносъёмку объектов, различных по яркости (от ночного пейзажа до ослепительно сверкающей солнечной поверхности), в различном масштабе и с различным увеличением, в свете различного спектрального состава - как в весьма узких, так и в широких участках спектра, в разных условиях - под землёй, под водой, в космич. пространстве, в широком диапазоне внеш. темп-р, с разной частотой смены кадров - от 1 кадра в сут до 1 млрд. кадров в сек.

Результаты документальных и иссле-доват. съёмок подвергаются качественному анализу (просмотр фильмов на экране), а также, в случае необходимости, аналитич. обработке путём измерения изображения изучаемого объекта на по-следоват. кадрах фильма.

Возникновение H.-и. к. относится ко времени зарождения технич. основ кинематографии. Первые исследоват. съёмки последоват. фаз движений животных, а также небесных светил были произведены в нач. 70-х гг. 19 в. В 1899, уже в период развития проф. кинематографа, рус. адмирал С. О. Макаров использовал киносъёмку в науч. целях при испытании ледокола "Ермак".

H.-и. к. применяется большинством научно-исследоват. ин-тов и орг-ций, где созданы для этого спец. кинолаборатории. Материалы H.-и. к. часто используются при создании учебных и научно-популярных фильмов.

Лит.: Преображенский С. H., Кино как метод научного исследования, M., 1948; Наука и кино. Сб. ст., M., 1950; К у д-р я ш о в H. H., Киносъемка в науке и технике, M., 1960; К у б е е в Б. В., Кино в научном исследовании, M., 1963; В а-сильков И. А., Экран и наука, M., 1967. А. А. Сахаров.


НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИHET (методический кабинет), учебно-вспо