БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ведущее звено в системе наука - техника - производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли ящпь воспринимающих импульсы, идущие от науки. Обществ, производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это находит выражение в том, что она открывает новые классы веществ и процессов, и особенно в том, что на основе результатов фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства, к-рые не могли бы развиться из предшествующей производств, практики (атомные реакторы, совр. радиоэлектронная и вычислит, техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследстч. свойств организма и др.). В условиях H.-т. р. сама практика требует, чтобы наука опережала технику, производство, а последнее всё больше превращалось в технологич. воплощение науки.

Усиление роли науки сопровождается усложнением её структуры. Этот процесс находит выражение в бурном развитии прикладных исследований, про-ектно-конструкторских и опытно-конструкторских работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследования с производством, в возрастании роли комплексных междисциплинарных исследований, усилении взаимосвязи естеств., технических и обществ, наук, наконец, в возникновении спец. дисциплин, изучающих закономерности развития, условия н факторы повышения эффективности самой научной деятельности (см. Науковедение).

Научно-технич. переворот революционизирует сельскохозяйств. производство, превращая с.-х. труд в разновидность индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает место городскому. Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации, а развитие средств массовой коммуникации и совр. транспорта способствует интернационализации культурной жизни.

В процессе H.-т. р. в новую фазу вступают отношения общества и природы. Неконтролируемое воздействие технич. цивилизации на природу приводит к серьёзным вредным последствиям. Поэтому человек из потребителя природных богатств, каким он был до последнего времени, должен превратиться в подлинного хозяина природы, заботящегося о сохранении и умножении её богатств. Перед человечеством во весь рост встала т. н. "экологическая проблема", или задача сохранения и научного регулирования среды своего обитания.

В условиях H.-т. р. возрастает взаимосвязь различных процессов и явлений, что усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме. В связи с этим стало особенно необходимо тесное взаимодействие обществ., естеств. и технич. наук, их органич. единство, к-рое способно во всё возрастающей мере влиять на повышение эффективности обществ, производства, улучшение условий жизни и рост культуры, обеспечивать всесторонний анализ H.-т. р.

Изменение содержания труда, постепенно происходящее в ходе H.-т. р. в различных сферах общества, существенно изменило требования к трудовым ресурсам. Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодич. переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.

Масштабы и темпы изменений в производстве и обществ, жизни, к-рые несёт с собой H.-т. р., с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу.

Подлинным носителем H -т. р. выступает рабочий класс, ибо он является не только гл. производит, силой общества, но и единств, классом, заинтересованным в последовательном, полном развитии H.-т. р. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию капиталистич. отношений, рабочий класс одновременно открывает путь для полного развития H.-т. р. в интересах всех трудящихся.

H.-т. р. создаёт предпосылки для коренного изменения характера производства и функций главной производит, силы - трудящихся. Она предъявляет возрастающие требования к проф. знаниям, квалификации, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде. Содержанием труда постепенно станет контроль и управление производством, раскрытие и использование законов природы, разработка и введение прогрессивной технологии, новых материалов и видов энергии, орудий и средств труда, преобразование среды жизни людей. Необходимым условием этого является социальное освобождение трудящихся, развитие человеч. фактора H.-т. р.- повышение образования и общей культуры всех членов общества, создание неограниченного простора для всестороннего развития человека, к-рое может быть обеспечено только в процессе построения коммунизма.

Успехи науки и техники в 1-й пол. 20 в. могли перерасти в H.-т. р. лишь при определённом уровне социально-эконо-мич. развития общества. H.-т. р. стала возможной благодаря высокой степени развития производит, сил и обобществления производства.

H. -т. р., как и предшествовавшие технологич. перевороты в истории общества, обладает относит, самостоятельностью и внутренней логикой своего развития. Подобно промышленной революции кон. 18- нач. 19 вв., к-рая в одних странах началась после буржуазной революции, а в других - до неё, H.-т. р. в совр. эпоху одновременно происходит как в социалистических, так и в капиталистич. странах, а также втягивает в свою орбиту развивающиеся страны -"третьего мира". H.-т. р. обостряет экономич. противоречия и социальные конфликты капиталистич. системы и, в конечном счёте, не может уместиться в её пределах.

В. И. Ленин подчёркивал, что за каждым коренным техническим переворотом "...неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 455). H.-т. р. преобразует производит, силы, но их коренное изменение невозможно без соответствующего качественного преобразования общественных отношений. Как промышленная революция кон. 18-нач. 19 вв., заложившая основы материально-технич. базы капитализма, нуждалась для своего осуществления не только в коренном технич. преобразовании производства, но и в глубоком преобразовании социальной структуры общества, так и современная H.-т. р. требует для собственного полного развития не только преобразования технологии производства, но и революционного преобразования общества. Глубоко обнажив несовместимость свободного развития совр. производит, сил с капиталистич. способом производства, H.-т. р. усилила объективную необходимость перехода от капитализма к социализму и тем самым стала важным фактором мирового революц. процесса. Напротив, в социалистич. странах создание материально-технической базы коммунизма и др. предпосылок перехода к коммунизму предполагает органич. соединение достижений H.-т. р. с преимуществами социалистич. системы. В совр. условиях H.-т. р. "...стала одним из главных участков исторического соревнования между капитализмом и социализмом..." (Меж-дунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, M., 1969, с. 303).

Всемирный характер H.-т. р. настоятельно требует развития междунар. науч-но-технич. сотрудничества, в т. ч. и между государствами с различным социальным строем. Это диктуется гл. обр. тем обстоятельством, что целый ряд последствий H.-т. р. выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий MH. стран и междунар. регулирования, напр, борьба с загрязнением окружающей среды, использование космич. спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т. д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-технич. достижениями.

Для мировой социалистич. системы H.-т. р. является естеств. продолжением коренных социальных преобразований. Мировая система социализма сознательно ставит H.-т. р. на службу социальному прогрессу. В условиях социализма H.-т. р. способствует дальнейшему совершенствованию социальной структуры общества и обществ, отношений.

Капиталистич. применение достижений H.-т. р. подчинено прежде всего интересам монополий и направлено на укрепление их экономич. и политич. позиций. Развитые капиталистич. страны располагают высокоорганизованным производств, механизмом и солидной научно-исследовательской базой. В 50-е гг. значительно усилилось стремление монопо-листич. капитала путём гос. вмешательства найти организационные формы, позволяющие преодолеть препятствия росту производит, сил. Распространение получают программирование и прогнозирование технич. прогресса и научных исследований.

Совр. наука и техника могут эффективно развиваться лишь при условии скоординированной экономики, планового распределения ресурсов в масштабе государства или, по крайней мере, целой Отрасли, требуют управления всей сложной системой социально-экономич. процессов в интересах всего общества. Однако капиталистический способ производства не может создать таких условий, необходимых для реализации возможностей науки и техники. Масштабы научно-технич. прогресса в наиболее развитых капиталистич. странах далеко не соответствуют имеющемуся научно-технич. потенциалу. Движущей силой научно-технич. прогресса в условиях капитализма остаётся конкуренция и погоня за прибылью, что противоречит потребностям развития науки и техники. Капитализм нуждается в науке, но в то же время сдерживает её развитие. Отношения людей в сфере науки превращаются в отношения между трудом и капиталом. Учёный оказывается в положение лица, продающего свой труд капиталисту, к-рый монополизирует право на эксплуатацию его результатов. Научные исследования используются как важнейшее орудие ожесточённой конкурентной борьбы между монополиями.

В рамках отд. крупных капиталистич. фирм достигнута серьёзная постановка научно-исследоват. и опытно-конструкторской работ, эффективное внедрение новой техники и технологии, продиктованное необходимостью конкурентной борьбы. Объективные потребности обобществления и интернационализации производства в условиях H.-т. р. вызвали значит, рост т. н. "наднациональных корпораций", к-рые по объёму занятых превзошли MH. капиталистич. гос-ва.

Известное расширение функций капиталистич. государства в результате его срастания с монополиями, попытки гос. программирования и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые противоречия, к-рые в результате лишь накапливаются и углубляются. Поддержка гос-вом тех или иных направлений науки и техники способствует их успехам, но, поскольку такое вмешательство преследует интересы монополий, военно-пром. комплекса, научно-технич. прогресс приобретает в капиталистич. странах одностороннее направление, а его результаты часто противоположны интересам общества и провозглашённым целям, приводят к огромному расточительству научно-технич. потенциала. Капитализм не может преодолеть стихийный характер обществ, производства и использовать огромную силу кооперации, планирования и управления в масштабах всего общества, устранить основное противоречие - между производит, силами и производств, отношениями, обществ, характером производства и частным характером присвоения.

Капиталистич. общество резко ограничивает возможности, открываемые H.-т. р. для развития самого человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме (стандартизация образа жизни, "массовая культура", отчуждение личности). Напротив, при социализме H.-т. р. создаёт условия для повышения общекультурного и научно-технич. уровня трудящихся и тем самым является важнейшим средством всестороннего развития личности.

Истолкование сущности и социальных последствий H.-т. р. является полем острой борьбы марксистско-ленинской и оу рж. идеологий.

Первоначально буржуазно-реформистские теоретики пытались истолковать H.-т. р. как простое продолжение промышленной революции или же как её чвторое издание" (концепция "второй промышленной революции"). По мере того как своеобразие H.-т. р. становилось очевидным, а её социальные последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских социологов и экономистов встали на позиции технологического радикализма и социального консерватизма, противопоставляя в своих концепциях "постиндустриального общества", "тех-нотронного общества" технологич. революцию социальной, освободит, движению трудящихся. В качестве ответной реакции MH. "новые левые" на Западе заняли противоположную позицию - технологического пессимизма в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, T. Роззак - США, и др.). Обвиняя своих противников в бездушном сциентиэме, в стремлении поработить человека посредством науки и техники, эти мелкобуржуазные радикалы называют себя единственными гуманистами, призывают к отказу от рационального знания в пользу мистики, религ. обновления человечества. Марксисты отвергают обе эти позиции как односторонние и теоретически несостоятельные. H.-т. р. не в состоянии разрешить экономич. и социальные противоречия антагонистич. общества и привести человечество к материальному изобилию без радикальных социальных преобразований общества на социалистич. началах. Наивными и утопичными являются также левацкие представления, согласно к-рым можно якобы построить справедливое общество посредством одних лишь политич. средств, без H.-т. р.

Обострение противоречий капитализма в связи с H.-т. р. вызвало на Западе широкое распространение т. н. "техно-фобии", т. е. враждебности к науке и технике как среди консервативно настроенной части населения, так и среди либе-рально-демократич. интеллигенции. Несовместимость капитализма с дальнейшим развитием H.-т. р. получила превратное идеологич. отражение в социально-пес-симистич. концепциях "пределов роста", "экологического кризиса человечества", "нулевого роста", воскрешающих мальтузианские взгляды. Многочисл. социальные прогнозы такого рода свидетельствуют, однако, не о наличии каких-то объективных "пределов роста", а о пределах экстраполяции как метода предвидения будущего и о пределах капитализма как обществ, формации.

Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что коммунизм и наука неотделимы, что коммуни-стич. общество будет обществом, обеспечивающим полное раскрытие способностей всех своих членов и полное удовлетворение их высокоразвитых потребностей на основе высших достижений науки, техники и организации. Как для победы коммунизма необходимо максимальное использование возможностей H.-т. р., так и H.-т. р. нуждается для своего развития в дальнейшем совершенствовании социалистич. обществ, отношений и их постепенном перерастании в коммунистические.

Лит.: Научно-техническая революция и общественный прогресс, M., 1969; Современная научно-техническая революция. Историческое исследование, 2 изд., M., 1970; Современная научно-техническая революция в развитых капиталистических странах: экономические проблемы, M., 1971; Иванов H. П., Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма, M., 1971; Гвишиани Д. M., Микулинский С. Р., Научно-техническая революция и социальный прогресс, "Коммунист", 1971, № 17; Афанасьев В. Г., Научно-техническая революция, управление, образование, M., 1972; Научно-техническая революция и социальный прогресс. [Сб. ст.], M., 1972; Урбанизация, научно-техническая революция и рабочий класс, M., 1972; Научно-техническая революция и социализм, M., 1973; Человек - наука - техника, M., 1973; Борьба идей и научно-техническая революция, M., 1973; Марков H. В., 'Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия, M., 1973; Научно-техническая революция и общество, M., 1973; Гвишианн Д. M., Научно-техническая революция и социальный прогресс, "Вопросы философии", 1974, № 4; Г л а г о л е в В. Ф., Гу до жни к Г. С., Koзиков И. А., Современная научно-техническая революция, M., 1974.

Д. M. Гвишиани, С. P. Микулинский.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА СССР, добровольные массовые орг-ции инж.-технич. работников, новаторов произ-ва и учёных, содействующие совершенствованию произ-ва и осуществлению науч.-технич. прогресса. Первичные орг-ции науч.-технич. обществ (НТО) создаются на предприятиях пром-сти, транспорта, с. х-ва, в учреждениях, н.-и. и проектных ин-тах. В 1970 в НТО насчитывалось ок. 4,5 млн. чел., а в 1973- ок.. 6 млн. чел., объединённых в отраслевые НТО машиностроит. пром-сти, чёрной металлургии, строит, индустрии, нефтяной и газовой пром-сти и др. На MH. предприятиях первичным организациям НТО переданы функции заводских про-изводственно-технич. советов. В областях, краях и республиках созданы отраслевые и межотраслевые советы НТО, руководимые Всесоюзным советом науч.-технич. обществ (BCHTO).

Науч.-технич. об-ва в России возникли во 2-й пол. 19 в. по инициативе передовых учёных и инженеров, объединявшихся для содействия развитию отечеств, науки, техники, пром-сти. В 1866 было создано Русское техническое общество, а впоследствии - химич., физич., металлур-гич., горное и др. На конференциях, съездах, в трудах науч. об-в были впервые обнародованы важнейшие открытия Д. И. Менделеева, Д. К. Чернова, А. С. Попова, A. H. Крылова, К.Э.Циолковского и др.

Сов. пр-во в авг. 1921 вынесло постановление (подписано В. И. Лениным) о содействии науч. об-вам в деле разработки и широкого освещения технич. и хозяйственно-организац. вопросов, в проведении съездов и совещаний, издании печатных органов.

В 1931 были образованы науч. инж.-технич. общества, к-рые активно участвовали в разработке и осуществлении планов социалистич. строительства, в решении актуальных проблем энергетики, металлургии, химии, машиностроения, организовывали комитеты содействия крупнейшим стройкам, проводили науч.-технич. конкурсы, смотры внедрения новой техники в пронз-во. Постановлением ЦК КПСС "О научных инженерно-технических обществах" (1954) все они были реорганизованы в массовые НТО по отраслям произ-ва, а руководство ими возложено на ВЦСПС. Состоялось 4 всесоюзных съезда НТО (1959, 1964, 1968, 1973).

Гл. направление деятельности НТО - развитие творческой инициативы и активности науч. и инженерно-технич. интеллигенции, передовиков и новаторов произ-ва. Важное место в работе НТО занимают вопросы применения в нар. х-ве автоматики, телемеханики, вычислит, техники, науч. организации труда и управления произ-вом. Для разработки проблем межотраслевого значения созданы обществ, комитеты по экономике и организации произ-ва, по технич. эстетике, надёжности и контролю качества продукции и др. Предложения НТО учитываются в гос. планах развития осн. отраслей науки и техники. Для расширения знаний и повышения квалификации рабочих, инженеров и техников НТО проводят семинары и создают курсы по новой технике, заводские и межзаводские школы передового опыта, обществ, ун-ты технич. прогресса, ин-ты новаторов произ-ва. Труды НТО публикуются в журнале "Техника и наука".

Ряд советских НТО - члены всемирных науч.-технич. организаций: Между-нар. ин-та сварки, Междунар. комитета технич. ассоциаций литейщиков, Междунар. конфедерации по измерит, технике и приборостроению и др. BCHTO - член Всемирной Федерации инж. организаций. См. также Научные общества.

Лит.: Научно-технические общества СССР. Исторический очерк, [M.], 1968; В помощь активу НТО. Сборник руководящих материалов, 3 изд., [M.], 1969.

А. А. Пархоменко.


НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.

Истоки H.-т. п.- в мануфактурном производстве 16-18 вв., когда научно-теоретич. и технич. деятельность начинают сближаться. До этого материальное производство медленно эволюционировало преимущественно за счёт накопления эмпирич. опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. Наряду с этим шёл столь же медленный прогресс в научно-теоретич. знаниях о природе, к-рые находились под влиянием теологии и схоластики и не оказывали постоянного и сколько-нибудь существ, влияния на производство. Научный и технич. прогресс были двумя, хотя и опосредованными, но относительно самостоят, потоками человеческой деятельности.

В 16 в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоре-тич. и экспериментального решения целого ряда вполне определённых задач. Наука в это время под влиянием идей Возрождения постепенно порывает со схо-ластич. традицией и обращается к практике. Компас, порох и книгопечатание (особенно последнее) были тремя великими открытиями, положившими начало прочному союзу научной и технич. деятельности. Попытки использовать водяные мельницы для нужд расширяющегося мануфактурного производства побуждали теоретически исследовать нек-рые механич. процессы. Создаются теории махового колеса и маховых движений, теория жёлоба, учения о напоре воды, о сопротивлении и трении. "...Мануфактурный период развивал первые научные и технические элементы крупной промышленности" (M арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 388). Г. Галилей, И. Ньютон, Э. Торричелли, а затем Д. Бернулли, Э. Мариотт, Ж. Л. Д'Аламбер, P. А. Реомюр, Г. Дэви, Л. Эйлер и MH. другие создали науке репутацию "служанки производства".

Возникновение машинного производства в конце 18 в. было подготовлено результатами предшествующего научно-технич. творчества большой армии математиков, механиков, физиков, изобретателей, умельцев. Паровая машина Дж. Уатта явилась "плодом науки", а не только конструкторско-технич. деятельности. Машинное производство, в свою очередь, открыло новые, практически неограниченные возможности для технологич. применения науки. Его прогресс во всё большей степени определяется прогрессом науки и само оно впервые выступает как "предметно воплощающаяся наука" (см. К. Маркс, там же, т. 46, ч. 2, с. 221). Всё это означает переход к новому, второму этапу H.-т. п., к-рый характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во всё ускоряющихся темпах. Возникают специальные звенья научно-исследоват. деятельности, призванные доводить теоретич. решения до технич. воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производств, исследования. Научно-технич. деятельность становится одной из самых обширных сфер приложения человеческого труда.

Третий этап H.-т. п. связан с совр. научно-технической революцией. Под её воздействием расширяется фронт науч. дисциплин, ориентирующихся на развитие техники. В решении технич. задач участвуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технич. прогресса прямо или косвенно влияют также MH. направления обществ, наук: экономика и организация производства, науч. управление экономия, и социальными процессами, конкретные социальные исследования, производств, эстетика, психология и логика технич. творчества, прогнозирование. Всё более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли производства возникают вслед за новыми науч. направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, химия синтетич. материалов, производство ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику. В свою очередь, техника также постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые требования и задачи и обеспечивая её всё более точным и сложным экспериментальным оборудованием. Характерной чертой совр. H.-т. п. является то, что он захватывает не только промышленность, но и MH. др. стороны жизнедеятельности общества: с. X-BO, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркое воплощение единство научной и технич. деятельности находит в прорыве человечества в космос.

H. -т. п. служит основой социального прогресса. Однако в условиях капитализма прогресс науки и техники совершается в основном в интересах господствующего класса, используется в милитаристских, человеконенавистнич. целях и сопровождается зачастую регрессом духовных ценностей, разрушением чело-веч, личности. При социализме H.-т. п. осуществляется в интересах всего народа, успешное развитие науки и техники содействует решению комплекса эконо-мич. и социальных задач коммунистич. строительства, созданию материальных и духовных предпосылок для всестороннего и гармоничного развития личности.

КПСС выдвигает на первое место задачу всемерного ускорения H.-т. п. в СССР "...как с точки зрения очередных, так и долговременных перспектив..."

(Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 55). См. также статьи Наука, Прогресс, Техника, а также статьи об общественно-экономических формациях.

Г. H. Волков.


НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН, одно из важнейших направлений международного социалистического разделения труда. Выражается в обмене между социалистич. странами науч. и производств, опытом, разделении труда и кооперации в проведении н.-и. и проектно-конструкторских работ; сотрудничестве в области научно-технич. информации, изобретательства, подготовки науч. кадров. Научно-техническое сотрудничество в своём развитии прошло ряд этапов. Сначала оно проводилось преим. на двусторонней основе (в соответствии с соглашениями о научно-технич. сотрудничестве) и заключалось гл. обр. во взаимном, практически безвозмездном обмене научно-технич. документацией (в 1949 принцип безвозмездности был закреплён решением 2-й се