БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ссии СЭВ) и командировании специалистов для передачи и заимствования научно-технич. и производств, опыта. На нач. 1970 СССР передал социалистическим странам св. 76 тыс. комплектов технич. документации, образцов изделий и материалов, получив от них 23 тыс. комплектов. Затем стали создаваться междунар. научно-технич. центры для совместного решения общих проблем науки и техники (напр., Объединённый ин-т ядерных исследований, 1956), получило развитие многостороннее сотрудничество (гл. обр. в рамках постоянных комиссий СЭВ), начала осуществляться двусторонняя и многосторонняя (с 1964) координация науч. и технич. исследований. Последняя позволяет на основе составляемых на пятилетку планов организовать сотрудничество заинтересованных стран - членов СЭВ в проведении исследований, представляющих взаимный интерес, обмениваться науч. результатами, сокращать дублирование исследований. Получают развитие непосредственные связи родственных н.-и. организаций, министерств и ведомств, выражающиеся в обмене опытом, координации и совместном проведении исследоват. работ. С сер. 60-х гг. в связи с новыми задачами в области научно-технич. прогресса получает развитие договорная кооперация в проведении исследований, практика взаимной продажи лицензий, что позволяет повысить эффективность и взаимовыгодность научно-технич. сотрудничества социалистич. стран, осуществляемого на совр. этапе как на началах безвозмездности, так и в хозрасчётных формах.

Качественно новый этап научно-технич. сотрудничества связан с курсом на развитие социалистич. экономич. интеграции (см. Интеграция социалистическая экономическая), важнейшей частью к-рой выступает научно-технич. интеграция стран СЭВ. Она характеризуется формированием согласованной научно-технич. политики этих стран, развитием комплексных форм сотрудничества, позволяющих решать взаимосвязанные проблемы научно-технич. и производственно-торговой кооперации, расширением совместных исследований. При этом проводятся взаимные консультации по осн. вопросам научно-технич. политики, разрабатываются научно-технич. прогнозы, осуществляется координация планов н.-и. работ, совместное планирование разработки отдельных науч. и технич. проблем, совершенствование сложившихся форм сотрудничества. Создаётся система междунар. научно-технич. центров и организаций. Формируется междунар. система научно-технич. информации, углубляется сотрудничество в области изобретательства и патентного дела, подготовки науч. кадров, материального обеспечения исследований. Всё это способствует ускорению темпов научно-технич. прогресса и повышению эффективности произ-ва в социа-листич. странах, сближению уровней их экономич. развития, постепенному формированию целостного высокоразвитого научно-технич. потенциала социалистич. содружества.

Научно-технич. сотрудничество социалистич. стран охватывает также сотрудничество с развивающимися и развитыми капиталистич. странами. Наряду с оказанием развивающимся странам технич. содействия в стр-ве и освоении новых предприятий, в подготовке нац. кадров сотрудничество стало осуществляться путём проведения совместных исследований, обмена технич. документацией и лицензиями на основе межгосударств, соглашений.

Значительные перспективы имеются для развития научно-технич. сотрудничества со странами Зап. Европы, США, Японией, проводимого на основе межгосударств, соглашений и соглашений с ведущими фирмами. Так, в 1972 СССР проводил такое сотрудничество с 420 фирмами по 600 проблемам. Одновременно с обменом информацией здесь получает развитие сотрудничество в области исследований и освоении их результатов, внедрения новых технологич. процессов и создания совр. произ-в.

Социалистич. страны участвуют в деятельности междунар. орг-ций всемирного и регионального характера, к-рые изучают глобальные проблемы (охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.), требующие сотрудничества в их решении MH. стран.

Лит.: Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ, M., 1971; Быков A. H., Научно-технические связи стран социализма, M., 1970; Научно-технический прогресс и сотрудничество стран СЭВ, M., 1973; Многостороннее экономическое сотрудничество социалистических государств. [Сб. документов], 2 изд., M., 1972; Общеевропейское экономическое сотрудничество, M., 1973; Научно-технический прогресс и сотрудничество стран СЭВ, M., 1973. A. H. Быков.


НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, особый род литературы, рассказывающей о науке, о научных исканиях, "драме идей" в науке и судьбах её реальных творцов; рождается на стыке художественной, документально-публицистич. и науч.-популярной литератур. Развиваясь в самостоятельный вид, H.-х. л. сохраняет близкое родство со всеми тремя типами лит-ры; осмысление её сущности и эстетики остаётся предметом дискуссий. В отличие от собственно научно-популярной литературы, внимание к-рой сосредоточено на познавательных и учебно-воспитательных задачах, H.-х. л. обращается преим. к человеческой стороне науки, к духовному облику её творцов, к психологии науч. творчества, к филос. истокам и последствиям науч. открытий. Она обладает не только интеллектуально-познавательной, но и эстетической ценностью; призвана сочетать "общеинтерес-ность" с науч. достоверностью в раскрытии проблем, образность повествования с документальной точностью жизненного материала.

H.-х. л. зародилась в 20в.; но её ранними образцами можно считать нек-рые жанры дидактической литературы (напр., "Труды и дни" Гесиода, "О природе вещей" Лукреция Кара, "Метаморфоз растений" Гёте), а также автобиографии и биографии ряда учёных 19 в. Сов. H.-х. л. начала складываться на рубеже 20-30-х гг.; тогда же M Горький высказался о необходимости "...образного научно-художественного мышления" (Собр. соч., т. 27, 1953, с. 107). Широкую известность получили произв. M. Ильина, Б. С. Житкова, "Лесная газета" В. В. Бианки, "Кара-Бугаз" К. Г. Паустовского, очерки Б. H. Агапова, M. M. Пришвина, M. С. Шагинян. Особый подьём начался на рубеже 50-60-х гг. (творчество Д. С. Данина, О. H. Пи-саржевского, В. H. Орлова, Б. H. Агапова, Ю. Г. Вебера, А. И. Шарова и др.), с 1960 выходят ежегодные сб-ки Н.-х. л. "Пути в незнаемое" (Москва).

В большинстве зарубежных лит-р термина, адекватного понятию "Н.-х. л.", нет, а соответствующую ему лит-ру обычно не выделяют из общедоступной лит-ры о науке. Однако MH. произв. несомненно относятся к Н.-х. л.: "Охотники за микробами" П. де Крайфа, "Ярче тысячи солнц" P. Юнга, "А. Флемминг" A. Mo-руа и др.

Лит.: Андреев К., На равных правах, "Год тридцать седьмой", 1954, ЛЬ 3; Д а-н и н Д., Жажда ясности, M., 19SO; Формулы и образы. Спор о научной теме в художественной литературе, M., 1961; Ивич А., Поэзия науки, M., 1967. В. А. Ревич.


"НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ", серия журналов Мин-ва высшего и среднего спец. образования СССР. Состоит из журналов: "Экономические науки" (издаётся с 1958, периодичность - 12 номеров в год, тираж в 1974 - 14,5 тыс.); "Философские науки" (с 1958, 6 номеров в год, тираж 21,8 тыс.); "Научный коммунизм" (с 1973, 6 номеров в год, тираж 15,6 тыс.); "Филологические науки" (с 1958, 6 номеров в год, тираж 3,2 тыс.); "Биологические науки" (с 1958, 12 номеров в год, тираж 1,9 тыс.). В журналах публикуются результаты исследований по соответств. отраслям науки, выполненных в основном в высшей школе; статьи сов. и зарубежных учёных, освещающие совр. состояние отдельных актуальных проблем науки; наиболее значит, материалы межвузовских конференций и совещаний; дискуссионные статьи по актуальным науч. проблемам; библиографич. обзоры, рецензии, учеб-но-методич. материалы и др. Серия выпускается изд-вом "Высшая школа" в Москве.


НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА, добровольные объединения специалистов, ведущих науч. исследования, и лиц, интересующихся к.-л. отраслью науки безотносительно к роду своей осн. работы. Древним прообразом H. о. была Академия Платона (осн. в 387 до н. э., см. Академия платоновская). Позже, в 3 в. до н. э.- первых вв. н. э., H. о. в форме небольших кружков возникали в разных странах, часто под назв. академий. H. о. как профессиональные объединения учёных образовывались в 15-16 вв. Таким учреждением была, напр., платоновская академия во Флоренции (осн. в 1459), занимавшаяся историко-филос. вопросами. В 17 в. организовались H. о. (традиционно носившие название академий), к-рые концентрировали внимание и на естест-веннонауч. проблемах: Национальная академия деи Линчей (1603), Академия дель Чименто (1657) в Италии, "Леоиоль-дина" (1652) в Германии. Впоследствии из H. о.-академий возникали отраслевые АН, деятельность к-рых, в свою очередь, привела к созданию общенац. науч. центров (напр., Институт Франции). В ряде случаев к.-л. одна из таких академий, получив поддержку гос-ва, становилась нац. АН, как, напр., Нац. академия деи Линчей.

В отличие от H. о.-академий, собственно H. о. были организациями более широкими по своему представительству, объединявшими врачей, путешественников и др. Формирование таких H. о. (17 в.) было вызвано гл. обр. развитием естеств. наук. Тесно связанные с эмпирия, исследованиями, члены H. о. часто выступали против схоластич. учёности, превалировавшей во многих ун-тах Европы. В ходе такого противоборства возникло, напр., Лондонское об-во (1660, с 1662 - Лондонское королевское общество), ставшее примером для H. о. многих стран.

В 17-19 вв. осн. целями H. о. стало объединение учёных и координация исследований, обмен информацией, издание трудов, присуждение премий и т. п. Организационно H. о. строились на основе принципа выборности. В ряде стран, напр, в России, H. о. создавались при ун-тах (Московское общество испытателей природы, осн. в 1805; Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, осн. в 1863).

С углублением дифференциации и интеграции науки H. о. становились всё более специализированными (см., напр., Географические общества, Медицинские общества). Вместе с тем усилилась роль и универсальных H. о. Форму H. о. принимали вновь организуемые нац. науч. центры, напр. Национальная академия наук США (1863). Однако, становясь нац. АН, H. о. 18-19 вв. теряли свой неформальный характер и демократизм. В ряде стран H. о. становились важным инструментом гос. науч. политики. H. о. обычно не имели собственной исследовательской базы, но через своих членов, работавших в науч. учреждениях и уч. заведениях, оказывали значит, влияние на организацию науч. деятельности. Такое положение H. о. развитых капиталистич. стран сохранили в 20 в., когда наряду с выполнением традиц. функцим H. о. перешли к решению и др. вопросов организации науч. деятельности. Универсальные и отраслевые H. о. консультируют пр-ва и правительств, орг-ции, участвуют в разработке науч. программ и т. п. В капиталистич. странах H. о. являются частными или неправительственными организациями и имеют различные источники финансирования: членские взносы, доходы от продажи науч. изданий, пожертвования и субсидии частных лиц и фондов и т. п.

В СССР и др. социалистич. странах при развитой системе гос. науч. учреждений H. о. играют важную роль в распространении науч. знаний (наряду с об-вами пропагандистов науки, как, напр., "Знание" в СССР), проводят вневедомственную экспертизу решений научно-технич. задач, участвуют в организации экспедиций и т. п. H. о. работают при АН СССР, АН союзных республик, при отраслевых АН, при МГУ. Учёных и специалистов, работающих на производстве, объединяют научно-технические общества СССР. Название H. о. носят также создаваемые при вузах и др. уч. заведениях объединения молодёжи, интересующейся наукой: студенческие H. о., школьные И.о. и т. п.

В СССР имеется ряд всесоюзных H. о., в их числе минералогическое (осн. в 1817), географическое (1845), энтомологическое (1859), Российское палестинское (1882), астрономо-геодезическое (1932), ботаническое (1915), гидробиологическое (1947), химическое им. Д. И. Менделеева (1932), физиологическое им. И. П. Павлова (1916), почвоведов (1958), гельминтологов (1940), биохимическое (1958), генетиков и селекционеров (1965), философское (1972). Работают также Ассоциация сов. экономия, науч. учреждений (1956), Сов. ассоциация междунар. права (1957), Сов социологич. ассоциация (1958) и др.

H. о. вносят весомый вклад в развитие междунар. научно-технич. сотрудничества в рамках междунар. науч. союзов и ассоциаций. H. о. активно обмениваются науч. публикациями, проводят науч. конференции, симпозиумы, конгрессы.

Лит.: Эволюция форм организации науки в развитых капиталистических странах, M., 1972 (лит.): В a t e s R. S., Scientific societies in the United States, 3 ed., Camb. (Mass ), 1965. Ю. M. Шейнин.

НАУЧНЫЙ, посёлок гор. типа в Крымской обл. УССР, в 28 км от ж.-д. ст. Бахчисарай (на линии Симферополь - Севастополь). Астрофизич. обсерватория АН СССР.


НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ, периодическое издание, являющееся источником научной информации и средством научной коммуникации. К H. ж. примыкают науч. бюллетени и продолжающиеся издания - сборники статей и докладов (науч. учреждений, обществ, конференций) типа "Трудов", "Учёных записок" и др. (см. Научная литература). Различают 3 типа H. ж. Первичные H. ж. содержат преимущественно новые науч. результаты или новое осмысление и обсуждение известных идей и фактов. ВторичныеН.ж. сообщают преимущественно сведения о первичных документах и являются результатом науч.-информац. и библиографич. деятельности; это - реферативные журналы и указатели к ним, сигнальная информация, экспресс-информация, библиографические журналы. H. ж. 3-го типа (иногда паз. третичными) ставят своей задачей обобщение уже опубликованной первичной информации; это - обзорные, а также научно-методич., нек-рые общенауч. и науч.-популярные журналы и др.

Междунар. указатель H. ж., выходивших в 20 в., "World List of Scientific Periodicals, published in the vears 1900 - 1960", 4 ed., v. 1-3, 1963-65, содержит ок. 60 тыс. названий журналов (по всем наукам), в т. ч. и прекративших издание. Подсчёты по фондам Британской нац. библиотеки дают ок. 35 тыс. названий текущих журналов по точным, естеств. и прикладным наукам. В них ежегодно публикуется не менее 3 млн. статей.

С 30-х гг. 20 в. H. ж. как источник науч. информации подвергается критике. Выдвигались различные проекты замены H. ж. др. средствами распространения информации, к-рые не были реализованы. Осн. причина этого в том, что функции H. ж. не ограничиваются распространением науч. информации: публикация статьи обеспечивает приоритет учёного, благодаря ссылкам на предшествующие работы осуществляется преемственность в науке, в доступности для использования всей мировой журнальной литературы реализуется интернац. характер науки, H. ж. содействуют формированию науч. школ и т. д. Многоаспектный анализ H. ж.- одно из направлений нау-коведения.


Историческая справка. Создание H. ж. явилось поворотным пунктом в истории науки. H. ж. возник из сначала неоформленного, а затем регулярного обмена письмами между учёными о результатах их исследований. Потребность в создании более устойчивой системы науч. коммуникации повлекла за собой возникновение науч. кружков, а также т. н. "незримых коллективов", к-рые послужили основой почти одновременного создания как H. ж., так и нек-рых научных обществ. Первыми H. ж. были "Журналь де саван" ("Journal des scavans", P., 1665), "Философикал транзекшенс оф Ройял сосайети" ("Philosophical Transactions of the Royal Society", L., 1665) и "Акта эрудиторум" ("Acta Eruditorum", Lpz., 1682-1731), ставшие соответственно офиц. органами франц. Академии наук, Лондонского королев, об-ва и прусской Академии наук в Берлине. В течение полутора веков в H. ж. печатались лишь сведения о новых книгах и выдержки из них, а также хроникальные сообщения. Публикация результатов науч. исследований первоначально носила предварит, характер и облекалась в традиц. форму писем. Лишь в 19 в. H. ж. из средства только распространения сведений о новых достижениях стал превращаться в основной инструмент сбора, хранения и распространения науч. знаний. К 1-й четв. 19 в. относятся попытки организации библиографич. оповещения о журнальных публикациях, к-рые в нач. 20 в. приняли совр. форму реферативных журналов.

В России первым H. ж. был издаваемый на лат. языке Академией наук журн. "Комментарии Академие сциентиарум империалис петрополитане" ("Commentarii Academiae scientiarum Imparialis Petropolitanae", 1728-51), предшественник "Известий Академии наук СССР". Зачатки научно-информац. деятельности в России связаны с именем M. В. Ломоносова. Рефераты на рус. языке публиковались в спец. H. ж.- "Краткое описание Комментариев Академии наук" (1728), "Содержание учёных рассуждений Академии наук" (1750-59), и в общих академич. журналах: "Примечания к Ведомостям" (1728-42), "Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие" (1755-81) и др. Старейший из выходящих до сих пор отечеств, научно-технич. журналов -"Горный журнал" (1825).

В 70-х гг. 20 п. в СССР издаётся ок. 800 H. ж., включая 150 названий, выпускаемых АН СССР, и 110 - АН союзных республик. Сведения о крупнейших H. ж. см. в статьях о них, напр. "Журнал общей химии", "Кристаллография" и др.; см. также Астрономические журналы, Биологические журналы, Исторические журналы и т. п.

Лит.: Прайс Д., Система научных публикаций, "Успехи физических наук", 1966, т. 90, в. 2, с. 349 - 59; 3 а и м а н Д ж., Информация, связи, знание, там же, 1970, т. 101, в. 1, с. 53-69; Балашев Л. Л., О научном журнале, "Научно-техническая информация", сер. 1, 1970, № 5, с._ 3 - 4: К г о п i с k D. A., A history of scientific and technical periodicals, 1665-1790 N. Y., 1962; Porter J. R., The scientific journal - 300 th anniversary, "Bacteriological Reviews", 1964, v. 28, № 3, p. 211 - 30.

P. С. Гиляревский.


НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ, одна из трёх составных частей марксизма-ленинизма, раскрывающая общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, построения социализма и коммунизма. Термин H. к. (научный социализм) употребляют также в широком смысле для обозначения марксизма-ленинизма в целом.

H. к. органически связан с другими составными частями марксизма-ленинизма - марксистской философией и политической экономией. Превращение социализма из утопии в науку, как отмечал Ф. Энгельс, было обусловлено прежде всего двумя великими открытиями - материалистическим пониманием истории и созданием теории прибавочной стоимости. Раскрытие объективных основ существования и общих тенденций развития человеческого общества, к-рое даёт исторический материализм, анализ экономич. отношений и в особенности экономич. основы противоречий капитализма и неизбежности социалистич. революции, осуществляемый политич. экономией, послужили теоретич. базой возникновения H. к. в 40-х гг. 19 в.

H. к. был создан К. Марксом и Ф. Энгельсом и развит в новых историч. условиях В. И. Лениным, его учениками и последователями.

Общие контуры коммунизма были очерчены К. Марксом ещё в 1843-44. В "Немецкой идеологии" (1845) К. Маркс и Ф. Энгельс выдвинули важное положение о том, что "коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 34).

Первым программным произведением H. к. явился "Манифест Коммунистической партии" (1848). В нём К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что капиталистич. строй таит в себе непримиримые противоречия, к-рые могут быть разрешены только социалистич. революцией, уничтожающей господство буржуазии и устанавливающей власть рабочего класса. Они показали, что силой, к-рая призвана ликвидировать капитализм и утвердить социалистич. строй, выступает рабочий класс, союзниками к-рого являются другие слои трудящихся. Великой заслугой К. Маркса и Ф. Энгельса было обоснование необходимости для пролетариата создания самостоятельной политич. партии.

Дальнейшее творческое развитие H. к. получил в результате обобщения К. Марксом и Ф. Энгельсом опыта Революции 1848-49, Парижской Коммуны 1871, в процессе борьбы со всякого рода немарксистскими течениями как справа, так и слева ("Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.", "Гражданская война во Франции", "Капитал", "Критика Готской программы", "Анти-Дюринг", "Происхождение семьи, частной собственности и государства" и др.) К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали учение о диктатуре пролетариата, развили положение о неизбежности переходного периода от капитализма к социализму, конкретизировали понятие коммунистич. формации, к-рая в своём развитии проходит две фазы - социализма и коммунизма, - и дали их общую характеристику.

С именем В. И. Ленина связан новый этап в развитии теории H. к. Он творчески обогатил теорию социалистич. революции и строительства социалистич. и коммунистич. общества, вооружил российское и всё междунар. революц. движение научно обоснованной стратегией и тактикой, возглавил борьбу за претворение в жизнь идеалов H. к. В. И. Ленин показал, что капитализм вступил в империалистич. стадию развития, к-рая есть канун социалистич. революции; сделал вывод о возможности победы социалистич. революции первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистич. стране. Ленин конкретизировал марксистскую теорию гегемонии пролетариата, показал необходимость руководства рабочим классом борьбой трудящихся масс в новую историч. эпоху не только в социалистич. революции, но и вообще во всякой народной революции, а также в условиях социалистич. и коммунистич. строительства. Развивая учение о диктатуре пролетариата, Ленин открыл новый тип пролетарского гос-ва, воплотившегося в России в форме Советов, развил дальше марксистское учение о партии рабочего класса, раскрыл соотношение между борьбой за демократию и борьбой за социализм, показал связь национально-колониального вопроса с социалистич. революцией. Ленин обогатил теорию строительства нового общества учением о социалистич. индустриализации, кооперировании крест, хозяйств, культурной революции, раскрыл общие закономерности строительства социализма. Ленин выдвинул идею развитого социалистич. общества. Ленинский этап в развитии H. к. продолжается в теоре-тич. деятельности КПСС и др. коммунистич. и рабочих партий.

Важнейшим историч. событием на пути развития и воплощения теории H. к. в жизнь явилась победа Великой Окт. социалистич. революции в России, а затем победа социалистич. революций в ряде др. стран и превращение социализма в мировую систему. С возникновением коммунистич. формации H. к. стал проверенной на опыте наукой о построении социализма, получил новый объект для теоретич. исследования. КПСС вместе с др. коммунистич. партиями разработала важные новые теоретич. проблемы H. к.: дана марксистско-ленинская характеристика совр. эпохи; конкретизировано ленинское положение о единстве закономерностей и разнообразии форм перехода различных стран от капитализма к социализму; раскрыта роль народной демократии как новой конкретно-историч. формы диктатуры пролетариата; разработана проблема перерастания гос-ва диктатуры пролетариата в общенародное гос-во в условиях победившего и упрочившегося социализма; дана характеристика развитого социализма как этапа социалистич. общества, получили дальнейшее обоснование закономерности перерастания социализма в коммунизм и, в частности, пути создания материально-технич. базы коммунизма, формирования коммунистич. обществ, отношений и воспитания нового человека; раскрыты особенности развития мировой социалистич. системы и её закономерности; показаны формы её влияния на мировой революц. процесс; получил дальнейшее творч. развитие ленинский принцип мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем; сделан вывод о возможности предотвращения агрессивных империали-стич. войн в совр. эпоху и др.

Предмет H. к. Хотя процесс возникновения, становления и развития коммунистич. общества изучается всеми составными частями марксистско-ленинского учения - марксистской философией, политич. экономией и H. к., каждая из них имеет собств. объект исследования и решает эту общую задачу специфич. методами.

Если диалектич. и историч. материализм раскрывает филос. основы и принципы преобразования общества на коммунистич. началах, а политич. экономия анализирует экономич. процессы, к-рые ведут к коммунизму и характерны для него, то H. к. призван дать цельную картину социалистич. и коммунистич. общества, показать движение к коммунизму как неизбежный результат борьбы рабочего класса, как взаимосвязанное изменение производит, сил, экономич. базиса, социальной структуры и идеологии общества, указать пути борьбы за новый общественный строй. H. к. даёт социаль-но-политич. обоснование гибели капитализма и торжества коммунизма. Филос. материализм и марксистская политэкономия находят своё последовательное и логич. продолжение и завершение в H. к. В свою очередь, H. к. не может быть эффективным без филос. и экономической основы. В круг проблем H. к. входят: обоснование историч. неизбежности гибели капитализма и торжества коммунизма, анализ историч. предпосылок и условий революц. преобразования капитализма в социализм; выяснение всемир-но-историч. роли рабочего класса и руководимых им масс трудящихся в бо