БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ксизма-ленинизма считали её важной для развития H., но подчёркивали противоречивость культуры и психологии H., состоящей из враждебных классов. "Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре",- писал В. И. Ленин (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 129), имея в виду, что буржуазно-помещичья и клерикальная культура противостоит демократич. и социалистич. культуре. Эти две культуры создаются представителями одной национальности, но разных "двух наций в одной нации", имеющих разную обществ, идеологию и психологию. Вместе с тем правомерно говорить о нац. особенностях психологии как о характерной черте H. Общность экономич. связей, территории, языка, а также нек-рые общие традиции, нац. особенности культуры, психологии порождают сознание нац. общности - национальное самосознание. Нац. самосознание, возникнув, становится важным условием существования и развития H., к-рая выступает уже не только как объективная-связь, но и как связь, основанная на самосознании в широком смысле, включающем в себя сознание этнич. общности, приверженность к нац. языку, территории, культуре, определённое отношение к другим H., чувство нац.гордости. Жизненность, активность H. в значит, мере определяются характером и уровнем нац. самосознания, но при этом классы-антагонисты, их партии придерживаются противоположных позиций и разрабатывают свои политич. линии воспитания нац. самосознания. Марксистско-ленинские партии развивают его в соответствии с подлинными нац. интересами, находящимися в неразрывной связи с интернациональным единством трудящихся всех стран, а бурж. и мелко-бурж. идеологи извращают нац. самосознание, выдавая узкоэгоистические, на-ционалистич. интересы за подлинно нац. интересы.

Процесс формирования разных H. определяется соотношением экономич., политич., этнич. признаков, а также характером историч. эпохи. В ряде случаев процессы становления H. и условий её существования происходят одновременно, дополняя друг друга. Так, первые европ. H. вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и др. этнич. признаков, выступавших как условия формирования этих H. В др. случаях H. складываются и тогда, когда нет ещё полной готовности всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и Африки H. формируются в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на исторически сложившейся в результате колон, разделов территории из различных по языку, культуре, экономич. связям племён и народностей и становятся формой территориально-экономич. сплочения, политич. и культурного развития этих стран. Следует учитывать также, что образование H. не является универсальной стадией развития всех народов мира. MH. малочисленные народы (племена, языково-терр. группы) нередко сливаются с крупными H.

Для правильного понимания как сущности H., так и места и роли её этнич. особенностей необходимо различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как "нация" и "национальность". Понятие "национальность", выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов H. и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие "Н.". Различение указанных понятий помогает объяснить, почему группы людей, имеющие общую национальность с той или иной нацией, но не живущие на её территории, не являются представителями данной H. Наконец, становится понятным, почему H. или народность при социализме в корне меняет социальную сущность, сохраняя свою национальность.

В ходе строительства социализма происходит ликвидация эксплуататорских классов, нац. и межнациональных антагонизмов. H. претерпевают коренные изменения, происходит преобразование H. капиталистич. общества в социалистические. Сохраняя или в известной степени модифицируя свои этнич. признаки, H. в корне меняют свой социальный тип, становятся социалистическими по своей классовой структуре, политич. строю и духовному облику. Исходные признаки H. наполняются во многом новым содержанием, появляются новые характеристики H., определяемые её социалистич. и интернациональной жизнью. Основой развития социалистич. H., их социально-политич. и идейного единства является то, что в каждой из них устанавливается подлинная общность экономич. жизни, а в многонациональных roc-вах возникает единство интересов трудящихся всех H. Общность территории как условие существования социалистич. H. также приобретает новое качество. Границы нац. республик, напр., в СССР не имеют уже своего былого значения, не ведут к обособлению H. Происходит постоянное и всестороннее общение между H., к-рые стремятся разумно использовать всю территорию СССР как общее достояние сов. народа. Социализм создаёт самые благоприятные условия для развития нац. языков. Знание же наряду с нац. языком и языка межнационального общения, каким в СССР стал русский, усиливает взаимообогащение нац. культур, социалистич. по содержанию и нац. по форме. На основе экономич., социальной и идейно-политич. общности социалистич. H. развиваются интернациональные черты их культуры, происходит сближение нац. культур. Социалистич. H., сохраняя прогрессивное культурное наследие, формируют новые ценности культуры, к-рые становятся общим достоянием всех народов. Национальное и интернациональное в культуре социалистич. H. составляют единство, в к-ром ведущей является интернациональная сторона. В ходе строительства коммунизма возникают и развиваются новые традиции, к-рые сближают и объединяют все социалистич. H., укрепляют их духовную общность.

Новые черты социалистич. H. формируются под решающим воздействием рабочего класса, ведущей интернациональной силы H. Революц. изменения всей соци-ально-экономич., политич. и духовной жизни в условиях социализма вырабатывают социалистич. нац. самосознание. В зрелом социалистич. обществе интенсивно протекает единый процесс расцвета и сближения H. Подлинный расцвет происходит не на путях нац. обособленности, а на базе интернационализации экономики, политики и единой идеологии, а также формирования интернациональных черт в культуре, духовном облике социалистич. H. Поэтому расцвет H. способствует их сближению, а сближение H. усиливает их расцвет.

Одной из самых существ, черт социалистич. H. является их братское сотрудничество и взаимопомощь на основе принципов социалистич. интернационализма, к-рые приводят к развитию новых интернац. общностей, таких, как сов. народ, крепнущее содружество социалистич. народов.

В ходе строительства коммунизма ускоряется процесс сближения H., к-рый ведёт к стиранию их различий, связанных с устаревшими формами жизни, и даже к слиянию отдельных малочисл. этнич. общностей. Стирание нац. различий - процесс более длительный, чем стирание классовых различий. Полное слияние H. произойдёт в результате их дальнейшего расцвета и постепенного, всё более тесного сближения во всех сферах жизни. Коммунисты не сторонники увековечивания нац. различий, они поддерживают объективный прогрессивный процесс всестороннего сближения H., создающего предпосылки их будущего слияния на основе полной добровольности и демократизма. Марксисты-ленинцы выступают как против сдерживания этого процесса, так и против его искусственного форсирования. Отчётливое знание перспектив развития H. особенно важно для социалисшч. стран, общественные отношения к-рых, в т. ч. и нац. отношения, научно регулируются и направляются к определённой цели. Опираясь на марксистско-ленинскую теорию, можно предвидеть, что полная победа коммунизма во всём мире создаст условия для слияния H. и все люди будут принадлежать к всемирному бесклассовому и безнациональному человечеству, имеющему единую экономику и единую по содержанию богатейшую и многообразную коммунистич. культуру.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; и х ж е, О польском вопросе, там же; Энгельс Ф., По и Рейн, там же, т. 13; его же, Происхождение семьи, част ной собственности и государства, там же, т. 21; его же, О разложении феодализма и возникновении национальных государств, там же; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, От какого наследства мы отказываемся?, там же, т. 2; е г о же, Положение Бунда в партии, там же, т. 8; е г о же, К вопросу об общенациональной революции, там же, т. 15; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его же, О "культурно-национальной" автономии, там же; его же, О национальной программе РСДРП, там же; его же, Тезисы реферата по национальному вопросу. Между 10 и 20 января (23 января и 2 февраля) 1914г., там же; его же, Под чужим флагом, там же, т. 26; его же, Социалистическая революция и право нации на самоопределение, там же, т. 27; его же, Речь по национальному вопросу 29 апреля (12 мая) 1917 г., там же, т. 31; е г о ж е, II Конгресс Коммунистического Интернационала, там же, т. 41; его ж е, О пролетарской культуре, там же; его же, III Конгресс Коммунистического Интернационала, там же, т. 44; его же, К вопросу о национальностях или об "авто-номнзации", там же, т. 45; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), M., 1973; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, M., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, M., 1971; Марксизм-ленинизм о пролетарском интернационализме. [Сб.], M., 1969; Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях, 2 изд., M., 1974. См. также лит. при _ статьях Интернационализм, Национальный вопрос, Национализм.

С. T. Калтахчян.


НАЦУМЭ Сосэки (лит. имя; наст, имя Кинноскэ) (5.1.1867, Токио,-9.12. 1916, там же), японский писатель. Выступил как поэт в жанре хокку. Первый роман "Ваш покорный слуга кот" (1905- 1906, рус. пер. 1960) - сатира на япон. интеллигенцию. В повести "Мальчуган" (1906, рус. пер. 1960) H. рисует неопытного юношу-учителя в столкновении с затхлой провинц. средой. H. развил своё эстетич. учение о красоте, противопоставив его утилитарным идеалам современности (повесть "В дороге", 1906). Трагедия япон. интеллигента, подавленного внешним превосходством зап.-европ. культуры и в то же время ещё не освободившегося от старых феод, оков, наделённого чуткой совестью, становится гл. темой психочогич. романов H.: трилогия "Сансиро" (1908),"3атем"(1909), "Врата" (1910) - вся в рус. пер. 1973; "Сердце" (1914, рус. пер. 1935), неоконч. роман "Свет и тьма" (1916).

Лит.: История современной японской литературы, M., 1961; Конрад H., Японская литература, M., 1974; Г р и в н и н В., Нацумэ Сосэки. Биобиблиографический указатель, M., 1959. H. Г. Иваненко.

"НАЧАЛА" ЕВКЛИДА (греч. Stoicheia, букв.- азбука; переносное значение - основные начала), научное произведение, написанное Евклидом в 3 в. до н. э., содержащее основы античной математики: элементарной геометрии, теории чисел, алгебры, общей теории отношений и метода определения площадей и объёмов, включавшего элементы теории пределов. Евклид подвёл в этом сочинении итог трёхсотлетнему развитию греч. математики и создал прочный фундамент для дальнейших математич. исследований. "Н." E. не являются, однако, энциклопедией матем. знаний своей эпохи. Так, в "Н." E. не излагается теория конич. сечений, к-рая была тогда достаточно развита, отсутствуют здесь и вычислительные методы.

"Н." E. построены по дедуктивной системе: сначала приводятся определения, постулаты и аксиомы, затем формулировки теорем и их доказательства (см. Дедукция). Вслед за определением основных геометрич. понятий и объектов (напр., точки, прямой) Евклид доказывает существование остальных объектов геометрии (напр., равностороннего треугольника) путём их построения, к-рое выполняется на основании пяти постулатов. В постулатах утверждается возможность выполнения нек-рых элементарных построений, напр, "что от всякой точки до всякой точки (можно) провести прямую линию" (I постулат); "И что от всякого центра и всяким раствором (может быть) описан круг" (III постулат). Особое место среди постулатов занимает V постулат (аксиома о параллельных): "И если прямая, падающая на две прямые, образует внутренние и по одну сторону углы, меньшие двух прямых, то продолженные эти прямые неограниченно встретятся с той стороной, где углы меньше двух прямых". Относительная сложность формулировки привела к стремлению многих математиков (на протяжении почти 2 тыс. лет) вывести его как теорему из др. основных положений геометрии. Попытки доказать V постулат продолжались вплоть до работ H. И. Лобачевского, построившего первую систему неевклидовой геометрии, в к-рой этот постулат не выпочняется (см. Лобачевского геометрия). За постулатами в "Н." E. приводятся аксиомы - предложения о свойствах отношений равенства и неравенства между величинами. Напр.: "Равные одному и тому же равны и между собой" (1-я аксиома); "И целое больше части" (8-я аксиома).

С совр. точки зрения система аксиом и постулатов "Н." E. недостаточна для дедуктивного построения геометрии. Так, здесь нет ни аксиом движения, ни аксиом конгруэнтности (за исключением одной). Отсутствуют также аксиомы расположения и непрерывности. Фактически же Евклид использует при доказательствах и движение и непрерывность. Логические недостатки построения "Н." E. полностью выяснились лишь в кон. 19 в. после работ Д. Гильберта (см. Евклидова геометрия). До этого на протяжении более 2 тыс. лет "Н." E. служили образцом научной строгости; по этой книге в полном либо в сокращённом и переработанном виде изучали геометрию.

"Н." E. состоят из тринадцати книг (отделов, или частей). В книге I рассматриваются осн. свойства треугольников, прямоугольников, параллелограммов и производится сравнение их площадей. Заканчивается книга Пифагора теоремой. В книге II излагается т. н. геометрич. алгебра, т. е. строится геометрич. аппарат для решения задач, сводящихся к квадратным уравнениям (алгебраич. символика в "Н." E. отсутствует). В книге III рассматриваются свойства круга, его касательных и хорд (эти проблемы были исследованы Гиппократом Хиосским во 2-й пол. 5 в. до н. э.), в книге IV - правильные многоугольники. В книге V даётся общая теория отношений величин, созданная Евдоксом Книдским', её можно рассматривать как прообраз теории действительных чисел, разработанной только во 2-й пол. 19 в. Общая теория отношений является основой учения о подобии (книга VI) и метода исчерпывания (книга VII), также восходящих к Евдоксу. В книгах VII-IX изложены начала теории чисел, основанные на алгоритме нахождения наибольшего общего делителя (Евклида алгоритме). В эти книги входит теория делимости, включая теоремы об однозначности разложения целого числа на простые множители и о бесконечности числа простых чисел; здесь излагается также учение об отношении целых чисел, эквивалентное, по существу, теории рациональных (положительных) чисел. В книге X даётся классификация квадратичных и биквадратич-ных иррациональностей и обосновываются нек-рые правила их преобразования. Результаты книги X применяются в книге XIII для нахождения длин рёбер правильных многогранников. Значит, часть книг X и XIII (вероятно и VII) принадлежит Теэтету (нач. 4 в. до н. э.). В книге XI излагаются основы стереометрии. В книге XII определяются с помощью метода исчерпывания отношение площадей двух кругов и отношение объёмов пирамиды и призмы, конуса и цилиндра. Эти теоремы впервые доказаны Евдоксом. Наконец, в книге XIII определяется отношение объёмов двух шаров, строятся пять правильных многогранников и доказывается, что иных правильных тел не существует. Последующими греческими математиками к "Н." E. были присоединены книги XIV и XV, не принадлежавшие Евклиду. Они нередко и теперь издаются совместно с основным текстом "Н." E.

"Н. " E. получили широкую известность уже в древности. Архимед, Аполлоний Пергский и др. учёные опирались на них при своих исследованиях в области математики и механики. До нашего времени античный текст "Н." E. не дошёл (древнейшая из сохранившихся копий относится ко 2-й пол. 9 в.). В кон. 8 в. - нач. 9 в. появляются переводы "Н." E. на араб. язык. Первый перевод на лат. язык был сделан с арабского Ателхардом Бат-ским в 1-й четв. 12 в. Старинные списки отличаются существенными разночтениями; подлинный текст "Н." E. точно не восстановлен. Первое печатное издание "Н." E. в переводе Дж. Кампано на лат. язык появилось в Венеции в 1482 с чертежами на полях книги (перевод был выполнен ок. 1250-1260; Кампано использовал как араб, источники, так и перевод Ателхарда Батского). Наилучшим в настоящее время считается издание И. Гей-берга ("Euclidis Elementa", v. 1-5, Lipsiae, 1883-88), в к-ром приводится как греч. текст, так и его лат. перевод. На рус. яз. "Н." E. издавались многократно начиная с 18 в. Лучшее издание - "Начала Евклида", пер. с греч. и комментарии Д. Д. Мордухай-Болтовского, т. 1-3, 1948-50.

Лит.: История математики с древнейших времён до начала нового времени, т. 1, M., 1970. И. Г.Башмакова, А. И. Маркушевич.

"НАЧАЛО", революц. газета. Издавалась нелегально в Петербурге в марте - мае 1878. Вышло 4 номера. Тираж 500 экз. Издатели А. А. Астафьев, Л. К. и H. К. Бух, А. И. Венцковский, И. А. Головин, В. В. Луцкий - народники-бакунисты, не принадлежавшие к к.-л. орг-ции. Фактич. ред. Л. К. Бух. В ред. участвовал H. E. Каронин-Петропавловский. В числе авторов: П. В. Засодимский, E. С. Фёдоров и др. Объявив себя внефракц. органом рус. социалистов, газ. "Н.вставила целью"критику явлений существующего общественного строя". Газета освещала события освободит, движения в России и социалистич. движения на Западе, рассказывала о положении политических ссыльных, о репрессиях правительства, вела полемику с либеральной печатью. Текст "Н." перепечатан В. Богучарским в кн.: "Революционная журналистика семидесятых годов" (1905).


НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, общеобразовательное учебно-воспитательное учреждение для детей, дающее начальное образование (элементарные знания в области родного языка, математики, а также о природе и обществе); в современных системах народного образования большинства стран H. ш. (нач. классы) является первой ступенью обязательного всеобщего обучения. Возраст детей, поступающих в H. ш., и сроки обучения в ней в разных странах неодинаковы. В Великобритании, напр., обучение детей начинается с 5 лет в т. н. школах для малышей, из которых после двухлетнего обучения дети переходят в H. ш.- классы (4 года). Во Франции обучение начинается с 6-летнего возраста и осуществляется в H. ш. по единой программе в течение 5 лет. В элементарные школы США принимаются дети с 6 лет, они проходят 6- или 8-летний (в школах небольших населённых пунктов) курс обучения. В большинстве стран Латинской Америки курс H. ш., как правило, 6-летний, в отдельных странах (Колумбии, Перу, Доминиканской Республике, Бразилии) - 5-летний, в H. ш. (классы) принимаются дети с 6 лет. В Италии обязательными для детей 6-летнего возраста являются 3-летние школы (первый цикл H. ш.), полный курс обучения осуществляется в течение 4-5 лет. В H. ш. (классах) социалистич. стран обучение детей начинается с 6 (напр., Венгрия, Чехословакия, ГДР) или с 7 лет (СССР, Польша, Румыния, Болгария). Курс нач. обучения в большинстве социалистич. стран - 3-4 года.

Первые H. ш. на территории, ныне входящей в состав СССР, возникли в 4 в. в Грузии и Армении, в России - в 9-11 вв. Школы для обучения детей грамоте, чтению церк. книг и песнопению создавались при церквах и монастырях; большую роль в распространении грамотности (особенно в 14-16 вв.) играли мастера грамоты, к-рые обучали детей в семьях или создавали небольшие школы у себя на дому.

В 1701 в Москве была основана Школа математических и навигацких наук. Нач. классы школы представляли собой две последовательные ступени: "русская школа" (чтение и письмо) и "цифирная школа" (счёт и начала арифметики и геометрии). С 1714 стали учреждаться цифирные школы для детей всех сословий, кроме крестьян. В этих школах дети получали нач. матем. знания, обучались чтению, письму. К сер. 18 в. цифирные школы пришли в упадок, нек-рые из них были объединены с гарнизонными школами, где обучались дети солдат. Представители прогрессивной части общества (И. T. Посошков, В. H. Татищев и др.) выступали за необходимость нач. образования для детей крестьян. В 1782 была организована "Комиссия об учреждении училищ", разработавшая под руководством Ф. И. Янковича де Мириево "Устав народных училищ" (1786). Согласно уставу, в губернских городах открывались главные народные училища с 5-летним сроком обучения, в уездных - малые народные училища (2 года). Вводилась классно-урочная система обучения, впервые применённая в братских школах Зап. Украины и Белоруссии в 16 в. Появились новые учебники, наглядные пособия. Устав, принятый в 1804, предусматривал создание единой бессословной системы общеобразоват. школ. В основе системы были приходские училища, учреждаемые в городах и значительно реже в сёлах, а также уездные училища. Устав 1828 сохранил эти типы уч. заведений, но они уже не представляли единой системы, приобрели сословный характер (приходские уч-ща предназначались для низших сословий, уездные - для средних). Устав направлял всю деятельность школы на укрепление основ "православия, самодержавия и народности". Прогрессивная общественность выражала недовольство системой образования народа и требовала её реформы. Пр-во в нач. 60-х гг. 19 в. вынуждено было приступить к разработке проекта реформы школы (как составной части бурж. реформ 60-70-х гг.). В 1864 было утверждено "Положение о начальных народных училищах". Перед H. ш., как и прежде, ставилась задача утверждать в народе религ. понятия и распространять первоначальные знания. Вводился единый уч. план, к-рый включал закон божий, чтение церк. и гражд. книг, счёт (4 арифмс-тич. действия), церк. пение. Обучение в школах допускалось только на рус. яз. H. ш. объявлялась бессословной, разрешалось открывать школы самоуправлениям, об-вам и частным лицам, назначать учителями не только мужчин, но и женщин. Все H. ш. по новому Положению переходили в ведение Мин-ва нар. просвещения, за исключением церковноприходских школ, к-рые оставались в ведении Святейшего синода. Для руководства H. ш. на местах учреждались уездные и губернские училищные советы. H. ш. составляла особую систему образования нар. масс, не связанную со средней школой.

Большой вклад в дело развития нач. обучения внесло общественно-пед. движение 60-х гг. Значительно выросло число приходских уч-щ и т. н. воскресных школ. К этому времени относится выход в свет книг К. Д. Ушинского "Родное слово" и "Детский мир", сыгравших огромную роль в становлении рус. H. ш Развитие H. ш. в 60-70-х гг. тесно связано с деятельностью земств. За 1865-74 в 34 губерниях, где были учреждены земства, сеть H. ш. значительно увеличилась. Земские школы считались лучшими по постановке уч.-воспитательной работы. В них не только обучали чтению, письму . и счёту, но и давали сведения по естествознанию, географии и истории. Земства снабжали школы наглядными пособиями и учебниками, книгами для чтения, на писанными К. Д. Ушинским, Л. H. Толстым и др. прогрессивными педагогами, проявляли заботу о повышении квалификации учителей. Однако эта деятельность земств вызвала недовольство в правительств, кругах. В 1874 было утверждено новое "Положение о начальных народных училищах", к-рое действовало до 1917. Земствам не разрешалось вмешиваться в уч.-воспитательную работу школ, их деятельность в области нар. образования ограничивалась решением хозяйственных вопросов. С 80-х гг. правительство и церковь стали усиленно насаждать церков-но-приходские школы как наиболее благонадёжные.

После победы Окт. революции 1917 управление школами было передано Нар. комиссариату просвещения, а на местах - отделам нар. образования Советов рабочих и крестьянских депутатов. В 1918 был издан декрет Совнаркома об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви. Все расходы на содержание школ гос-во взяло на себя.

В нач. 30-х гг. введено всеобщее обязательное нач. обучение. Первоначально H. ш. имела 5-летний срок обучения, установленный "Положением о единой трудовой школе" (1918). В связи с созданием в системе нар. образования 7-летней школы (1923) срок обучения в H. ш. сократился до 4 лет; с конца 60-х гг. (после большой экспериментальной проверки) - до 3 лет.

H. ш. в СССР и соответствующие классы 8-летних и средних школ - органич. часть единой общеобразоват. трудовой политехнич. школы. Преемственность всех ступеней школы обеспечивается полной согласованностью уч. планов и программ и единством принципов организации учебно-воспитательной работы на основе общих задач коммунистического воспитания подрастающего поколения. H. ш. создаются в основном в небольших населённых пунктах, где нет 8-летних или средних школ. Радиус обслуживаемого H. ш. района не превышает 3 км. В 1-й класс принимаются дети, к-рым к началу уч. года исполнилось 7 лет. Проводится эксперимент по организации обучения с б-летнего возраста. В ряде союзных и автономных республик создаются приготовит, классы для детей 6 лет (особенно не владеющих рус. речью), чтобы подготовить их к обучению в H. ш. с параллельным изучением родного и рус. языков. В H. ш. и нач. классах 8-летних и средних школ преподавание всех предметов ведёт один учитель. Обязательные занятия в неделю - 24 уч. часа, в нац. школах (с обучением на родном языке и добровольным изучением рус. или др. нац. языка) допускается увеличение уч. нагрузки на 2-3 часа. Домашние задания рассчитаны на выполнение их в пределах: в 1-м классе - до 1 часа, во 2-м - до 1,5 часа, в 3-м - до 2 часов. Уч. план