БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381зич. материалисты и нек-рые естествоиспытатели (К. Вольф, Ж. Ламарк) не видели связи между H. и с. и доводили их различие до абсолютной противоположности. Г. Гегель показал несостоятельность разрыва H. и с., разработав диалектич. концепцию их взаимосвязи.

Ф. Энгельс подверг критике метафи-зич. позицию, согласно к-рой наука изучает только необходимые связи, а также противоположную точку зрения механич. детерминизма, вообще отрицавшую случайность и объявлявшую абсолютно все явления необходимыми; в результате этого необходимость низводилась до уровня случайности (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 532-36). Классики марксистской философии показали, что в объективной действительности H. и с. не бывают в чистом виде (см. К. Маркс, там же, 2 изд., т. 23, с. 171; В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 241-42), что "...случайность - это только один полюс взаимозависимости, другой полюс которой называется необходимостью" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 174), что при определённых условиях эти категории тождественны, то есть случайное необходимо, а необходимое точно так же случайно (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 532-33), что в природе и обществе, где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчинённой внутренним, скрытым законам (см. там же, т. 21, с. 174-75; т. 20, с. 361). В реальной действительности всякое явление в одно и то же время, но в разных отношениях, и случайно и необходимо, "содержит" необходимые и случайные моменты в их взаимопроникновении. Так, появление именно данной выдающейся личности в определ. стране и в определ. время является С. Но если эта личность становится во главе движения и в своей деятельности начинает активно выражать его интересы, она необходима. Возникновение отдельной мутации - это H., результат определ. физико-химич. процесса. В то же время по отношению к организму и популяции она выступает как случайное явление.

Диалектич. взаимосвязь между H. и с. по-разному проявляется на различных структурных уровнях материи, в природе и обществе. В природе действуют лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии к-рых и проявляются её законы, H. В неживой природе H. по существу имеет однозначное действие. При переходе от неживой к живой природе неск. расширяется поле проявления С. В объектах живой природы присутствует большее количество взаимодействующих закономерностей, что влияет на соотношение H. и с. Здесь H. в большей мере, чем в неживой природе, переплетается со С. В то же время совершенствование организмов в ходе развития органических систем свидетельствует о всё более возрастающем торжестве необходимости над случайностью.

В обществе действуют люди, одарённые сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определ. целям. Но в классово-антагонистич. обществе результаты деятельности людей зачастую оказываются противоположными их желаниям и целям, что связано с существованием частной собственности на средства производства и антагонизмом интересов, анархией обществ, развития. H. действует здесь гл. обр. в виде стихийной силы и обнаруживает себя лишь как конечный результат историч. действий людей, прокладывающей себе дорогу сквозь бесконечное множество С.

При социализме, где господствует обществ, собственность на средства производства и власть принадлежит рабочему классу, трудящимся во главе с коммунистич. партией, H. выступает почти в "чистом" виде, осуществляется в форме планомерной деятельности людей и находит выражение в постановке и решении социальных задач. Здесь сфера действия С. ограничивается.

H. и с. имеют важное значение в науч. познании. Движение познания от явления к сущности соответствует аналогичному движению от наблюдения, изучения случайного к познанию необходимого, к-рое скрывается за случайным так же, как сущность за явлением (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 534, 544; В. И. Ленин. Поли, собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 193). Одна из важнейших задач науки - предвидение хода различных событий, основой к-рого является познание как необходимых, так и случайных процессов. Важную филос. проблему составляет соотношение С. и особенно H. с категорией свободы (см. также Свобода воли).

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Людвиг Фейербах, там же, т. 21; его же, [Письмо] И. Блоху, 21 [22] сент. 1890 г., там же, т. 37; его же, [Письмо] В. Боргиусу, 25 янв. 1894 г., там же, т. 39; M а р к с К., [Письмо] Л. Кугельману, 17 апр. 1871 г., там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18; Плеханов H. В., К вопросу о роли личности в истории, Избр. философские сочинения, т. 2, M., 1956; Я х о т О. О., Необходимость и случайность, M., 1956; P у т к евич M. H., Соотношение категорий необходимости и случайности, Свердловск, 1958; Широканов Д. И., Диалектика необходимости и случайности, Минск, 1960; Пилипенко H. В., Необходимость и случайность, M., 1965; его же, Соотношение необходимости и случайности в научном творчестве, в кн.: Научное открытие и его восприятие, M., 1971; его же, Взаимосвязь причинности, необходимости и случайности, "Вопросы философии", 1973, № 9; Сачков Ю. В., Введение в вероятностный мир. Вопросы методологии, M., 1971; Основы марксистско-ленинской философии, 2 изд., M., 1973. H. В. Пилипенко.

НЕОБХОДИМЫЕ И ДОСТАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ (матем.). Необходимым и условиями правильности утверждения А наз. такие условия, без соблюдения к-рых утверждение А заведомо не может быть верным, а достаточным и условиями правильности утверждения А наз. условия, при выполнении к-рых утверждение А заведомо верно. Напр., необходимым условием делимости целого числа на 2 является то, чтобы число, будучи записано в десятичной системе счисления, не кончалось цифрой 7. Условие это необходимо, но не достаточно, т. к., напр., число 23 не кончается цифрой 7 и всё-таки не делится на 2. Достаточным условием делимости числа на 2 является то, чтобы оно кончалось цифрой О. Это условие достаточно, но не необходимо, т. к. число 38 не кончается цифрой О и всё-таки делится на 2. Обычно употребляемый признак делимости на 2 (чтобы число делилось на 2, необходимо и достаточно, чтобы последняя его цифра делилась на 2) является примером условия одновременно необходимого и достаточного. Часто выражение "необходимо и достаточно" заменяется выражением "тогда и только тогда" или же выражением "в том и только в том случае".

H. и д. у. обладают наибольшей познавательной ценностью. В сложных мате-матич. проблемах разыскание удобных для пользования H. и д. у. бывает иногда чрезвычайно трудным. В таких случаях достаточные условия стараются сделать возможно более широкими, т. е. охватывающими возможно большее число случаев, в к-рых интересующий нас факт всё ещё имеет место, а необходимые условия - возможно более узкими, т. е. охватывающими возможно меньше лишних случаев, в к-рых изучаемый факт уже не имеет места. Таким образом, достаточные условия постепенно сближаются с необходимыми. Типичный классический пример такого рода исследований представляет собой исследования об условиях сходимости рядов (см. Сходимость)

НЕОБХОДИМЫЙ ПРОДУКТ, часть обществ, продукта, произведённого работниками материального производства, необходимая для нормального, с точки зрения существующих социально-эконо-мич. условий, воспроизводства физ. и духовных способностей работника и членов его семьи. Время, в течение к-рого производится H. п., представляет собой необходимое рабочее время, а труд, затраченный в течение этого времени,- необходимый труд. Размеры H. п. определяются как величиной совокупного обществ, продукта, так и пропорцией, в к-рой последний делится на H. п. и прибавочный продукт. В классовых антагонистических формациях это деление носит эксплуататорский характер, т. к. господствующие классы стремятся увеличить прибавочный продукт за счёт усиления эксплуатации работника и сокращения H. п. При рабовладельческом строе и феодализме величина H. п. определялась низким уровнем производительной силы труда и отношениями эксплуатации, а господство натурального х-ва ограничивало прибавочный труд (а значит, и прибавочный продукт) более или менее узким кругом потребностей (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 247). Цель развития капиталистич. произ-ва - произ-во и присвоение прибавочной стоимости. Капиталисты стремятся урезать H. п., требующийся для воспроизводства товара рабочая сила, и увеличить за счёт этого прибавочный продукт. С развитием капитализма на основе повышения производительности обществ, труда (в первую очередь в отраслях, где создаются предметы потребления, а также в отраслях, где изготавливаются средства произ-ва для отраслей производящих предметы потребления) происходит сокращение доли H. п. в совокупном обществ, продукте. Однако наряду с факторами, ведущими к сокращению доли H. п., проявляются противодействующие тенденции, прежде всего борьба рабочего класса в капита-листич. странах за повышение заработной платы и социальные права. Усиление интенсификация труда порождает необходимость увеличения средств, идущих на возмещение дополнит, затрат физич., нервной и умственной энергии рабочего. Наконец, в условиях совр. научно-технич. революции возрастают затраты на повышение образовательного уровня и профессионально-технич. подготовки рабочего класса.

При социализме в условиях планомерной организации обществ, произ-ва и господства обществ, собственности уничтожается антагонизм между необходимым и прибавочным продуктом. Воспроизводство H. п. не ограничивается потребностями воспроизводства рабочей силы, а подчиняется целям всестороннего развития духовных и физич. способностей работников. В процессе распределения одна часть H. п. поступает в потребление через распределение по труду, другая - направляется по каналам общественных фондов потребления в виде дополнит, выплат и услуг. H. п. поступает как в непосредственно индивидуальное (продукты питания, одежда и т. п.), так и в коллективное потребление (школы, библиотеки, лечебно-санитарные учреждения и т. п.).

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 8, 9, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; его же, там же, т. 3, гл. 1, 9, 10, там же, т. 25, ч. 2; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Э нг е л ь с Ф., Анти-Дюринг, отд. III, гл. 4, там же, т. 20; Ленин В. И., Замечания на второй проект программы Плеханова, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 232; его ж е, К четырехлетней годовщине Октябрьской революции, там же, т. 44.

А. А. Хандруев.


НЕОБХОДИМЫЙ ТРУД, труд, затрачиваемый работниками материального произ-ва на создание необходимого продукта. В процессе развития обществ, произ-ва соотношение необходимого и прибавочного труда меняется в определённой историч. и логич. последовательности, поскольку размеры прибавочного труда изменяются в зависимости от изменения величины необходимого труда, а не наоборот. H. т. затрачивается на воспроизводство рабочей силы в меру удовлетворения необходимых потребностей, а прибавочный труд осуществляется сверх меры этих потребностей (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 385-86).

Качественные особенности и формы H. т. определяются уровнем развития обществ, произ-ва в каждой данной со-циально-экономич. формации. В условиях первобытнообщинного строя при крайне низкой производительности труда практически весь труд был необходимым и обеспечивал лишь самые минимальные, скудные средства к жизни.

В антагонистич. формациях различия в формах принуждения к труду и присвоения прибавочного продукта определяются прежде всего уровнем развития производит, сил. Но во всех этих формациях H. т. занимает лишь часть рабочего дня. Остальную его часть составляет прибавочный труд, результат к-рого присваивается эксплуататорскими классами. Соотношение между прибавочным трудом и H. т. выражает степень эксплуатации, её норму. Эксплуататорские классы стремятся в рамках рабочего дня сократить H. т. и увеличить прибавочный труд, снизить жизненный уровень трудящихся и увеличить за счёт этого свои доходы. При рабовладельч. строе труд раба разделялся на необходимый и прибавочный, однако это деление было скрыто, замаскировано. Весь продукт, созданный рабом, поступал в распоряжение рабовладельца, и поэтому весь труд раба представлялся прибавочным. При феодализме деление труда крестьянина на необходимый и прибавочный выступало в открытой форме: в течение необходимого рабочего времени крестьянин работал в своём х-ве, обеспечивая существование собственное и своей семьи. В течение прибавочного времени крестьянин работал в х-ве феодала, создавая прибавочный продукт, к-рый безвозмездно присваивался феодалом в форме зем. ренты. При капитализме деление труда наёмного рабочего на необходимый и прибавочный маскируется формой заработной платы, к-рая выступает на поверхности явлений как оплата всего труда. Следы разделения рабочего дня на необходимое и прибавочное рабочее время стираются, неоплаченный труд выступает как оплаченный. Фактически заработная плата соответствует лишь части стоимости продукта, созданного рабочим, а именно - части созданной H. т.; её величина колеблется вокруг стоимости рабочей силы, определяемой издержками производства и воспроизводства самого рабочего, т. е. суммой необходимых средств к жизни, потребляемых рабочим и его семьёй систематически, из года в год (см. там же, т. 26, ч. 1, с. 14).

При социализме сохраняется деление труда на необходимый и прибавочный, но с уничтожением капиталистич. формы произ-ва устраняется антагонизм между ними, и H. т. расширяет свои рамки. Осн. экономич. закон социализма обусловливает неуклонное повышение благосостояния народа, что обеспечивается как за счёт роста абс. размеров необходимого продукта, создаваемого H. т. и идущего в личное потребление работников произ-ва, так и за счёт увеличения прибавочного продукта, создаваемого прибавочным трудом и идущего на удовлетворение потребностей всего общества, а значит, и каждого его члена.

H. С. Маслова.


НЕОГВЕЛЬФИЗМ, либерально-католич. движение в Италии в 1-й пол. 19 в., в период Рисорджименто, подхватившее идею средневековых гвельфов (см. 1 велъфы и гибеллины) о папстве как защитнике Италии. До 1843 H.- литературное течение, призывавшее к союзу католицизма с прогрессом и свободой. В 1843 с выходом книги В. Джоберти "О духовном и гражданском первенстве итальянцев" H. приобрёл политический характер и политическую программу: это призыв к союзу нац. освободит, движения с ка-толич. церковью и духовенством и к созданию федерации итал. государств во главе с папой.

В 1846 с вступлением на папский престол "либерального" папы Пия IX неогвельфы встали под его знамёна. H. приобрёл сторонников не только среди католического духовенства и либерального дворянства и буржуазии, но и в широких слоях народа. Во время итал. революции 1848-49, после того как 29 апр. 1848 Пий IX публично выступил против начавшейся нац.-освободит, войны с Австрией, а затем открыто перешёл в лагерь контрреволюции, миф о либеральности папы и его патриотизме был развеян. H. стал политически бессилен.

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО, течение идеалистич. философии конца 19 - 1-й трети 20 вв., для к-рого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновлённой интерпретации философии Г. Гегеля. H. получило распространение почти во всех странах Европы и в США, но в зависимости от разнообразных обществ.-политич. условий и теоре-тич. предпосылок принимало различные формы.

В Великобритании, США и Нидерландах H. возникло из запоздалого (по сравнению с Германией, Россией, Францией и Италией) увлечения традиц. гегельянством, к-рое приобрело популярность в этих странах в 70-80-х гг. 19 в.; поэтому здесь труднее отличить ортодоксальных сторонников гегелевского учения от неогегельянцев, пытавшихся сочетать гегельянство с новыми филос. веяниями.

В Великобритании процесс перерастания гегельянства в H. представлен (если исключить Дж. Стерлинга, впервые познакомившего англичан с философией Гегеля) Э. и П. Кердами, Ф. Брэдли, P. Хол-дейном, Д. Бейли, отчасти Б. Бозанкетом, Дж. Мак-Таггартом и P. Коллингвудом. Осн. моментами этого процесса были: а) попытки истолкования идеалистич. диалектики в духе бурж.-либерального примирения противоречий, а гегелевского мировоззрения в целом - как религиозного, как "теоретич. формы" христианства (Э. Керд); б) обращение к гегельянству для преодоления англ, позитивизма (П. Керд); диалектич. метод выступал при этом как средство разложения "чувст-венности", "вещественности" для достижения истинной, т. е. внеэмпирической, реальности (Брэдли); в) тенденция к преодолению крайностей "абсолютного идеализма" Брэдли, стремление отстоять права индивидуальности, её свободу; эта тенденция проявилась в умеренном персонализме Бозанкета и "радикальном персонализме" Мак-Таггарта, к-рые пытались сочетать гегелевское учение об абсолюте с утверждением метафизич. ценности личности; г) попытка интерпретации Гегеля в духе релятивизма ("абсолютного историзма") наметилась уже у Холдейна, стремившегося истолковать диалектич. метод Гегеля как "феноменологический" (в смысле "феноменологии духа") способ определения в понятиях ступеней человеческого опыта, и была последовательно осуществлена Коллингвудом.

В США, где гегельянская тенденция, впервые представленная сент-луисской школой во главе с У. T. Харрисом, находилась в определённой зависимости от эволюции англ, сторонников учения Гегеля, H. у таких мыслителей, как Б. Боун и Дж. Ройс, оказалось моментом на пути от гегельянства к персонализму.

В Нидерландах H., связанное с именем видного популяризатора гегелевского учения Г. Болланда, было наиболее традиционным. Болланд одним из первых на Европ. континенте провозгласил конец неокантианского периода развития философии и отказался от противопоставления Гегеля И. Канту, рассматривая их как "начало и завершение классического периода мышления", в частности гегелевскую логику- как завершение кантовской критики разума. Истолкование философии Гегеля в религ. духе сближает болландовский вариант H. с "правым" гегельянством 1830-40-х гг. в Германии.

В Италии H., возникшее на рубеже 19-20 вв., имело двойственный характер, его основоположники - Б. Кроче и Дж. Джентиле пребывали в состоянии многолетней полемики между собой. Размежевание внутри итал. H. шло по пути решения социальных проблем (бурж.-либеральному - Кроче и тоталитарному - Джентиле). В эволюции итал. H. отчётливо вырисовываются два осн. этапа. Первый этап - от возникновения итал. H. до окончания 1-й мировой войны 1914-18, характеризуется совместными выступлениями Кроче и Джентиле против марксистского материализма и позитивизма под лозунгом "обновления идеализма" и реставрации гегелевской концепции гос-ва. Второй этап - с конца 1-й и до начала 2-й мировой войны 1939- 1945, отмечен углублением филос. и политич. разногласий между обоими течениями, завершившимся политич. расколом итал. H. на два течения, поскольку Кроче встал в оппозицию к фашистскому режиму Муссолини, тогда как Джентиле выступал в качестве одного из активных идеологов фашизма. Кроче выдвигает на первый план объективистские, рацио-налистич. и этич. моменты в своей концепции, чтобы преодолеть релятивистские тенденции, таившиеся в -"абсолютном историцизме". Джентиле, напротив, развивает именно субъективистские и ирра-ционалистич. тенденции своей философии, доходя до полного релятивизма.

В Германии H. выросло из социальных предпосылок, во многом аналогичных тем, к-рые питали итал. H. Однако оно существенно отличалось от последнего по своему теоретич. развитию, возникнув из реакции на методологич. формализм гносеологии неокантианства, а также из осознания неспособности последнего объединить в цельном мировоззрении теорию познания и философию истории (философию культуры), науки о природе и "науки о духе". На рубеже 19 и 20 вв. к выводам, вплотную подводящим к H., пришли виднейшие теоретики неокантианства - как марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер), так и баденской (В. Виндельбанд и Г. Риккерт, к-рые первыми заговорили в Германии о "возрождении гегельянства"). Определённую роль в формировании нем. H. сыграл В. Диль-тей, выпустивший в 1905 книгу о молодом Гегеле. В период 1-й мировой войны в Германии получает распространение идея "единого потока" нем. идеалистич. философии, завершающегося Гегелем (Г. Лассон). Однако возникшее из разнообразных филос. устремлений нем. H. не сложилось в целостное образование. Ученик Риккерта P. Кронер искал в "обновлённом" гегельянстве решение той проблемы соотношения "рациональнего" и "иррационального", к-рая была "задана" неокантианством. Ученик Дильтея Г. Глокнер, издатель соч. Гегеля и лидер нем. H., углубляет иррационалистич. тенденцию в теории познания, растворяя гносеологич. проблематику в эстетической. Весьма значительную роль в нем. H. играла проблематика философии истории, философии культуры и особенно гос-ва и права (T. Геринг, T. Литт, Ю. Биндер, а также Ф. Розенцвейг, Ф. Блашке, Г. Геллер, Г. Гизе и др.). Вопрос о взаимоотношении индивида и человеческой общности решался H. в духе резкой критики бурж. "атомизации" и утверждения примата и даже абс. господства общности (нации, гос-ва) над индивидами.

Высший пункт развития нем. H. совпал со 100-летием со дня смерти Гегеля (1931). Лидеры нем. H. (в частности, Кронер) возглавили междунар. организацию неогегельянцев - "Гегелевский союз" (1930) и выступили с осн. докладами на 1-м (Гаагском, 1930) и 2-м (Берлинском, 1931) гегелевских конгрессах (3-й конгресс состоялся в Риме, 1934). Приход национал-социализма к власти в Германии вызвал политич. раскол, за к-рым последовало и теоретич. разложение нем. H. Антифашистски настроенные неогегельянцы в большинстве своём были вынуждены эмигрировать из Германии. Попытки возрождения H. в послевоенной Германии (ФРГ) (T. Литт, Г. Вейн и др.) не имели успеха.

Крупнейшим представителем рус. H. был И. А. Ильин, стремившийся соединить религ.-филос. традицию, идущую от В. С. Соловьёва, и новейшие, прежде всего гуссерлианские, веяния, идущие с Запада, в преобразованном гегелевском учении. Под влиянием кризиса бурж. либерализма на Западе рус. идеалистич. правосознание также обнаружило тенденцию к переходу от неокантианства к H. В работе П. И. Новгородцева "Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве" (1901) проблема соотношения личности и гос-ва решается на путях взаимного ограничения их прав.

Во Франции H. получило распространение значительно позже, чем в других европ. странах. Началом его можно считать появление в 1929 соч. Ж. Валя "Несчастье сознания в философии Гегеля". Большой популярностью пользовались лекции А. Кожева о Гегеле (1933- 1939); в числе слушателей Кожева были Ж. П. Сартр, M. Мерло-Понти, Ж. Ипполит, P. Арон, А. Фессар и др., способствовавшие впоследствии распространению "обновленных" гегелевских идей. Выступая в тесной связи с экзистенциализмом, франц. H. приобретает влияние среди интеллигенции. Ж. Ипполит, переведший на франц. яз. "Феноменологию духа" (1939) и "Философию права" (1941), стремился связать учение Гегеля с сартровской версией экзистенциализма.

В целом как самостоят, течение H. исчерпывается в 1930-х гг., однако отд. его тенденции неизменно проявляются в дальнейшем в различных течениях совр. бурж. философии и социологии.

Лит.: И л ь и н И., О возрождении гегельянства, "Русская мысль", 1912, № 6; 3 в е-нигородцев H., Гегель и современные неогегельянцы, "Под знаменем марксизма", 1928, № 6; Б р у ш л и н с к и и В., Современное гегельянство на Западе, там же, 1931, № 7-8; Ч е и ш в и л л и А., О 2-м гегелевском конгрессе, там же, № 9-10; Б а мм е л ь Г., Гегель и современная буржуазная философия, в сб.: Гегель и диалектический материализм, M., 1932; Л и ф ш и ц M., Судьба литературного наследства Гегеля, в кн.: Литературное наследство, № 2, M., 1932; Давыдов Ю. H., Критика иррацио-налистических основ гносеологии неогегельянства, в сб.: Современный объективный идеализм, M., 1963; Э ф и р о в С. А.,

От Гегеля к... Дженнаро, M., 1960; W i ги d е 1 Ь а n d W., Die Erneuerung des Hegel lianismus, HdIb., 1910; L a s s о n G., Was heisst Hegelianismus?, В., 1916; S с h о 1 z H., Die Bedeutung der Hegelschen Philosophie fur das philosophische Denken der Gegenwart, В., 1921; Marck S., Hegelianismus und Marxismus, B., .1922; Levy H., Die Hegel - Renaissance in der deutschen Philosophie, B., 1927; Harms E., Hegel und das 20. Jahrhundert, HdIb., 1933; J a k o-w e n k о В., Geschichte des Hegelianismus in Rufiland, [2 Aufl.l, Prag, 1940; В е у е г W. R., Hegel-Bilder. Kritik der Hegel-Deutungen, 2 Aufl., B., 1967.

Ю. Н. Давыдов.


НЕОГЕЙ, последний крупный этап тектонического развития земной коры, охватывающий поздний протерозой, палеозой, мезозой и кайнозой. Термин предложен нем. геологом X. Штилле (1964) в противоположность протогею. H. характеризуется наличием крупных стабильных блоков древних платформ и разделяющих их геосинклинальных поясов и океанов.


НЕОГЕКСАН, 2,2-диметилбутан, CH3C(CH3)2CH2CH3, бесцветная жидкость, tкип 49,7 0C; содержится в нефтях и бензинах. H. применяют как высокооктановый компонент для получения высококачественных бензинов.

НЕОГЕНОВАЯ СИСТЕМА (ПЕРИОД), неоген (от нео... и греч. genos - рождение,