БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ЛОГИЯ (от нео..., греч. On, род. падеж ontos - существо и ... логия), комплекс биол. наук, изучающих совр. органич. мир, т. е. ныне живущие организмы, их строение и функциональные особенности, родственные связи, индивидуальное развитие, взаимоотношения с окружающей средой и между собой. Провести границу между H. и палеонтологией-наукой о вымерших животных и растениях - трудно в тех случаях, когда объектами изучения являются слабо изменённые остатки организмов из антропогеновых отложений (напр., трупы мамонтов).

HEOHЫ (Hyphessobricon), род рыб сем. харацинид отряда карпообразных. 2 вида: неон (H. innesi) и красный H. (H. cardinalis). Дл. тела самок 4-4,5 см; самцы несколько меньше. Окраска яркая. От глаза вдоль всего тела тянется ярко-голубая светящаяся полоса. Нижняя часть тела от середины до хвостового плавника окрашена в красный цвет. Брюшко белое. У красного H. красный цвет интенсивнее и распространяется на всё брюшко. Обитают в притоках Амазонки - Укаяли и Риу-Негру (верховья). H. часто содержат в аквариумах. Илл. см. к ст. Аквариумные рыбы, т. 1, вклейка к стр. 153.

Лит.: Ильин M. H., Аквариумное рыбоводство, M., 1968; V о g е 1 Z., Akvarijni rybky, 2 vyd., Praha, 1965.


НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА, см. Купина неопалимая.


НЕОПИЛИНЫ (Neopilina), единственный совр. род мор. моллюсков класса моноплакофор. Тело покрыто тонкостенной колпачковидной раковиной с вершиной близ переднего края; дл. раковины до 37 мм.

Глубоководный моллюск Neopilina galatheae со спинной стороны (я) и с брюшной стороны (б); / - край раковины, 2 - рот, 3 - щупальце, 4 - жабра, 5 - мантийная борозда, 6 - край мантии, 7 - анус, 8 - орган химического чувства, 9 - голова, 10 - нога.

Мышц - ретракторов тела - 8 пар. В мантийной борозде 5-6 пар перистых жабр. Глотка с радулой. Сердце - из 2 желудочков и 4 предсердий. Почек 6 пар; половых желез 2 пары. Раздельнополы; оплодотворение наружное. Питаются детритом. Известно 6 видов; найдены на глубинах 1800-6500 м в Тихом, Индийском и юго-зап. части Атлан-тич. ок.


НЕОПЛАТОНИЗМ, идеалистич. направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Осн. содержание H. сводится к разработке диалектики платоновской триады -"единое", "ум" (нус), "душа". Первая онтологич. субстанция (ипостась) этой триады для заполнения разрыва между непознаваемым "единым" и познаваемым "умом" дополнялась возникшим из переработки старого пифагореизма учением о числах, к-рые трактовались как первое докачественное расчленение "единого". Вторая-"ум", представленная у Платона лишь в виде отд. намеков, разрабатывалась неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космич. "уме" - перводвигателе и о его самосозерцании, в силу к-рого он выступал одновременно и субъектом, и объектом ("мышлением мышления") и содержал в себе свою собственную "умственную" материю. Учение о "душе" на основе платоновского "Тимея" и тоже под влиянием как Аристотеля, так и древнего пифагореизма доводилось в H. до учения о космич. сферах. Последнее излагалось с большими подробностями и давало картину действия "мировой души" во всём космосе. T. о., H. как идеалистич. филос. система сводится к учению об иерархии, строении бытия и к конструированию его ступеней, последовательно возникающих путем постепенного ослабления первой и высшей ступени в следующем нисходящем порядке: "единое", "ум", "душа", "космос", "материя". Для учения о внутри-космич. телах H. привлёк теории Аристотеля о субстанции и качестве, об эйдосах (формах вещей) и Энтелехиях (действенно развивающихся принципах вещей), а также о потенции и энергии. На H. оказал влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового первоначала (огня) с внутр. Я человека, однако H. мог родиться только из решительного преодоления вульгарно-материалистич. черт стоицизма, натуралистически-пан-теистич. тенденции стоич. интерпретации наследия Платона.

Неоплатоники много внимания уделяли логич. дедукциям, определениям и классификациям, математич., астро-номич., натурфилософским и физич. построениям, а также филологич., историч. и комментаторским изысканиям. Эта особенность все бочьше развивалась по мере эволюции H., достигнув схоластич. систематики всего тогдашнего филос. и науч. знания. В целом H. явился последней и весьма интенсивной попыткой сконцентрировать всё достояние антич. философии для борьбы с христ. монотеизмом.

Основателем H. в 3 в. явился Плотин (ученик Аммония Саккаса), учение к-рого было продолжено его учениками Амелием и Порфирием. Эта римская школа H. отличалась спекулятивно-теоретич. характером и занималась по преимуществу конструированием осн. платоновской триады. Сирийская школа H. (4 в.), основанная Ямвлихом, во-первых, в систсматич. форме осмысляла антич. мифологию, а, во-вторых, большее внимание стала обращать на религ.-магич. практику, изъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства, оракулов, мистерий, астрологии и эк-статич. восхождения в сверхчувственный Мир. К этой школе относились также Феодор Азинский, Сопатр, Дексипп. К пергамской школе H. (4 в.), основанной Эдесием Каппадокийским, принадлежали император Юлиан и Саллюстий. В дальнейшем H. всё более занимается комментированием Платона и Аристотеля. Афинская школа H. (5-6 вв.) была основана Плутархом Афинским, продолжена Сирианом Александрийским и завершена Проклом. Крупными представителями этой школы были также Марин, Исидор, Дамаский и Симпликий. Александрийская школа H. (4-5 вв.) больше других оказалась погруженной в ком-ментаторство Платона и Аристотеля. К ней относятся: Гипатия, Синезий Кирен-ский, Гиерокл и др. Одновременно с греч. неоплатониками выступали и лат. неоплатоники (4-6 вв.): христианин Марий Викторин, противник христианства Ma-кробий и др. В 529 имп. Юстиниан запретил изучение языч. философии и распустил Академию платоновскую в Афинах, бывшую последним оплотом языч.H.

Идеи H. не погибли вместе с крушением антич. общества. Уже в конце античности H. вступает в сложное взаимодействие с христианским, а затем с мусульманским и иудейским монотеизмом. H. оказал значит, воздействие на развитие арабской философии (аль-Кинди, аль-Фа-раби, Ибн Сина).

Христ. H. в наиболее яркой форме проявился в Ареопагитиках, находящихся в очевидной зависимости от философии Прокла. В византийской философии идеи H. получили большое распространение уже в период ранней патристики (4 в.) благодаря деятельности представителей т. н. каппадокийской школы - Василия Великого, Григория Назианзи-на и Григория Нисского, ставших на путь христианизации H. Видную роль в распространении идей H. сыграл Максим Исповедник. В 11 в. идеи H. в более светской и рационалистич. форме проводил Михаил Пселл.

Под глубоким влиянием идей H. находился Августин. Нек-рые черты H. можно наблюдать и у таких ортодоксальных философов католич. церкви, как, напр., Анселъм Кентерберийский. Пан-теистич. характер неоплатонич. традиция приобретает у философов шартрской школы. От ортодоксально-католич. линии резко отличается филос. система Иоанна Скота Эриугены, к-рьщ переводил Арео-пагитики на лат. яз. и широко использовал идеи H., впадая в прямой пантеизм. В этой связи необходимо подчеркнуть, что осн. теоретич. источником пантеизма, как и неортодоксальной мистики в зап. философии средневековья, был именно H. (напр., уже у Амори Шартрского и Давида Динанского).

К концу средневековья сильное влияние H. сказалось в нем. мистике 14 - 15 вв. (Мейстер Экхарт, И. Таулер, Г. Сузо, Ян Рёйсбрук и анонимный трактат "Немецкое богословие"). Пантеистич. и рационалистические тенденции H. выявились у таких представителей философии Возрождения, как Николаи Ky-ванский, Г. Плифон и M. Фичино.

Большой шаг в сторону секуляризации H. был сделан в итал.-нем. натурфилософии эпохи Возрождения (Парацельс, Дж. Кардано, Б. Телезио, Ф. Патрици, T. Кампанелла и Дж. Бруно). О влиятельности H. в 17 - нач. 18 вв. свидетельствует школа кембриджских платоников (P. Кедворт и др.). Нем. идеализм конца 18 - нач. 19 вв. опирался на идеи H., особенно в лице Ф. В. Шеллинга, а также и Г. Гегеля, к-рый был первым историком философии, адекватно изложившим H. в своей "Истории философии" (см. Соч., т. 11, М.-Л., 1935, с. 35-76). Воздействие H. на идеализм 19-20 вв. можно проследить прежде всего у таких рус. философов, как В. С. Соловьёв, С. H. Булгаков, С. Л. Франк, П. А. Флоренский. Неоплатонич. элементы и тенденции прослеживаются и в ряде различных направлений совр. бурж. философии.

Лит.: Б рилл пантов А., Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены, СПБ, 1898; Епифанов и ч С. Л., Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие, К., 1915; Блонский П. П., Философия Плотина, M., 1918; История философии, т. 1, M., 1940; Л о с е в А. Ф., Философская проза неоплатонизма, в кн.: История греческой литературы, т. 3, M., 1960, с. 379 - 98; D u h е га Р._, La physique neopla-tonicienne au moyen-age, Louvain, 1910: Baeumker Cl., Der Platonismus im Mit-telalter, Munch., 1916; C a s s i г е г Е., Individuum und Kosmos in der Philosophic der Renaissance, Lpz.- B., 1927; H e n-r у P , Plotin et !Occident, P., 1934; Whit-taker Th., The Neo-Platonists, 2 ed., with a supplem. on the commentaries of Pro-clus, Camb., 1938; K 1 i b a n s k у R., The continuity of the Platonic tradition during the middle ages, L., 1939; Hoffman E., Platonismus und christliche Philosophic, Z.-Stuttg., 1960; Merlan Ph., From platonism to neoplatonism, 2 ed., The Hague, 1960; T h e i 1 e r W., Forschungen zum Neu-platonismus, B., 1966; Platonismus in der Phi-Iosophie des, Mittelalters, Darmstadt, 1969; Le neoplatonisme, P., 1971. См. также лит. при ст. Платонизм. А. Ф. Лосев.


НЕОПЛАЧЕННЫЙ ТРУД, см. в ст. Прибавочная стоимость.

НЕОПОЗИТИВИЗМ, одно из осн. направлений бурж. философии 20 в. H. возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных филос.-методологич. проблем, выдвинутых развитием совр. науки,- роли знаково-символич. средств науч. мышления, отношения теоретич. аппарата и эмпирич. базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Однако H. не дал и не мог дать действительного решения этих проблем ввиду несостоятельности своих исходных филос. установок. В то же время нек-рые представители H. имеют определённые заслуги в разработке совр. формальной логики, семиотики и спец. вопросов методологии науки. Являясь совр. формой позитивизма, H. разделяет исходные принципы последнего, отрицая возможность философии как теоретич. познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе знания особые функции, к-рые не осуществляются специально-науч. знанием. Противопоставляя науку философии, H. считает, что единственно возможным знанием является только специально-науч. знание. Третируя классич. проблемы философии как неправомерную "метафизику", H. отрицает и постановку основного вопроса философии об отношении материи и сознания и с этих позиций претендует на преодоление "метафизического", как он утверждает, противопоставления материализма и идеализма. В действительности же H. продолжает в новых формах традиции субъективно-идеалистич. эмпиризма и феноменализма, восходящие к философии Дж. Беркли и Д. Юма. Вместе с тем H. является своеобразным этапом в эволюции позитивизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-науч. знания, как это делал классич. позитивизм 19 в., а к разработке методов анализа знания. В отличие от юмизма и позитивизма 19 в., ориентировавшихся в исследовании познават. процессов на психологию, H. делает предметом своего рассмотрения формы языка - науч., филос. или повседневного - и пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке. При этом, если для предшествовавшего позитивизма в качестве "непосредственно данного", выход за пределы к-рого оценивался в качестве неправомерной "метафизики", выступала сфера чувств и переживаний субъекта, то для H. в качестве подобного предела выступают в конечном счёте не феномены сознания, а формы языка. "Метафизика" рассматривается не просто как ложное учение, а как учение в принципе невозможное и лишённое смысла с точки зрения ло-гич. норм языка, причём источники её усматриваются в дезориентирующем воздействии языка на мысль. Всё это позволяет говорить о H. как о своеобразной логико-лингвистич. форме позитивизма, в к-рой сложные и актуальные проблемы совр. логики и языкознания трактуются в духе субъективизма и конвенционализма. Свое учение о философии как об анализе языка, свободном от к.-л. "метафизики", H. считает "революцией в философии" и противопоставляет его всем остальным филос. течениям - как традиционным, так и современным.

Впервые идеи H. получили чёткое выражение в деятельности т. н. Венского кружка, на основе к-рого сложилось течение логического позитивизма. Именно здесь были сформулированы осн. идеи неопозитивистской философии науки, завоевавшие в 1930-40-х гг. значит, популярность в кругах бурж. науч. интеллигенции - сведение философии к логич. анализу языка науки, принцип верификации, предполагающий, что каждое научно осмысленное высказывание должно быть доступно эмпирич. проверке, трактовка логики и математики как формальных преобразований в языке науки и т. д. С этих позиций критич. анализу подвергалась вся классич. философия.

Эти взгляды составили основу того идейного и научно-организац. единства H., к-рое сложилось в 1930-х гг. и к к-рому, помимо логич. позитивистов, примыкал ряд амер. представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бридж-мен, Маргенау и др.), львовско-варшав-ской школы в логике (А. Тарский, К. Айдукевич), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы в Германии и т. д. Однако уже в 1950-е гг. достаточно ясно обнаружилось, что "революция в философии", провозглашённая H., не оправдывает надежд, возлагавшихся на неё бурж. философами. Классич. проблемы философии, преодоление и снятие к-рых обещал H., воспроизводились в новой форме в ходе его собств. эволюции. С ослаблением влияния логич. позитивизма сравнительно большой вес приобретает течение англ, аналитиков (лингвистическая философия), последователей Дж. Мура (а впоследствии и позднего Л. Витгенштейна), к-рые разделяют общую антиметафизическую направленность H., а также его эмпиризм, но не придерживаются господствующей в H. исключительной ориентации на философию науки и подвергают критике теорию верификации. Критика логич. позитивизма в 1950-60-х гг. ведётся и сторонниками т. н. логич. прагматизма в США (У. Куайн и др.), также обвиняющих логич. позитивизм в чрезмерном сужении задач философии, сведении её только к логике науки. Одновременно с развитием этих кризисных явлений внутри самого H. снижается и авторитет H. в системе бурж. философии и идеологии в целом. Уход от жизненно важных социальных и идеологич. проблем, обосновываемый концепцией деидеологиза-ции философии, чрезмерный академизм, абсолютизация логич. и языковой проблематики вызывают падение популярности H., сопровождаемое усилением влияния антипозитивистских течений в бурж. философии (экзистенциализм, философская антропология). Важную роль в развенчивании претензий H. на роль совр. философии науки сыграла критика его с позиций марксизма, осн. вклад в к-рую был внесён сов. философами. Гл. тенденция эволюции H. в этих условиях состояла в попытках либерализации своей позиции, в отказе от широковещательных программ и измельчании проблематики. Само понятие H. начиная с 1950-х годов всё больше вытесняется понятием аналитической философии. В области философии в 1960 - 1970-х гг. развивается течение, к-рое, сохраняя определённую связь с общими установками H., в то же время выступает против неопозитивистского понимания задач методологич. анализа науки (Г. Кун, И. Лакатос, П. Фейера, С. Тул-мин и др.). Сторонники этого течения, в частности, отвергают абсолютизацию методов логич. формализации, подчёркивают, в противоположность H., значение исследования истории науки для методологии науки, познават. значимость "метафизики" в развитии науки и пр. Это течение частично находится под влиянием идей К. Поппера, к-рый в ряде вопросов отходит от ортодоксального H. Все эти явления свидетельствуют о глубоком идейном кризисе совр. H., по существу не являющегося уже целостным и последовательным филос. направлением.

Лит.: H а р с к и и И. С., Современный позитивизм, M., 1961; X и л л T. И., Современные теории познания, пер. с англ., M., 1965, гл. 13 и 14; Ш в ы р е в В. С., Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки, M., 1966; Богомолова. С., Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма, M., 1964, гл. IX и X; Современная идеалистическая гносеология, M., 1968, раздел 1; Современная буржуазная философия, M., 1972, гл. 9; К о з л ов a M. С., Философия и язык, M., 1972; Logical positivism, ed. A. Ayer, L., 1959; The legacy of logical positivism, ed. P. Achin-stein and S. Barker, Bait., 1969; Criticism and the growth of knowledge, ed. I. Lakatos and A. Musgrave, Camb., 1970.

В. С. Швырев.

НЕОПТОЛЕМ (другое имя- Пирр), в др
НЕОПТОЛЕМ (другое имя- Пирр), в др.-греч. мифологии сын Ахилла и царевны Деидамии, один из главных участников Троянской войны. Вместе с др. воинами проник в чреве деревянного коня в Трою, свирепствовал при её захвате (безжалостно убил на глазах у Гекубы престарелого царя Приама, искавшего спасения у алтаря Зевса).

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ, наука о химических элементах и образуемых ими простых и сложных веществах (кроме соединений углерода, составляющих, за немногими исключениями, предмет органической химии). H. х.- важнейшая область химии - науки о превращениях вещества, сопровождающихся изменениями его состава, свойств и (или) строения. H. х. теснейшим образом связана, помимо органич. химии, с др. разделами химии - аналитической химией, коллоидной химией, кристаллохимией, физической химией, термодинамикой химической, электрохимией, радиохимией, химической физикой', на стыке неорганич. и органич. химии лежит химия металлоорганических соединений и элементоорганических соединений. H. х. ближайшим образом соприкасается с геолого-минералогич. науками, особенно с геохимией и минералогией, а также с технич. науками - химической технологией (её неорганич. частью), металлургией - и агрохимией. В H. х. постоянно применяются теоретич. представления и экспериментальные методы физики.


Историческая справка. История H. х., особенно до середины 19 в., тесно переплетается с общей историей хим. знаний. Важнейшие достижения химии кон. 18 - нач. 19 вв. (создание кислородной теории горения, хим. атомистики, открытие осн. стехиометрич. законов) явились результатами изучения неорганич. веществ.

Уже в глубокой древности были известны металлы, к-рые либо встречаются в природе в самородном состоянии (Au, Ag, Cu, Hg), либо легко получаются (Cu, Sn, Pb) нагреванием их окисленных руд с углем, а также нек-рые неметаллы (углерод в виде угля и алмаза, S, возможно As). За 3-2 тыс. лет до н. э. в Египте, Индии, Китае и др. странах умели получать железо из руд, изготовлять изделия из стекла.

Стремление превратить неблагородные, "несовершенные" металлы в благородные, "совершенные" (Au и Ag) явилось причиной возникновения алхимии, господствовавшей в 4-16 вв. н. э. Алхимики создали аппаратуру для хим. операций (выпаривания, кристаллизации, фильтрования, перегонки, возгонки), к-рые и в наше время служат для разделения и очистки веществ; впервые получили нек-рые простые вещества (As, Sb, P), соляную, серную и азотную к-ты, многие соли (купоросы, квасцы, нашатырь) и др. неорганич. вещества. В 16 в. металлургия, керамика, стеклоделие и др. произ-ва, близко соприкасающиеся с H. х., получили довольно широкое развитие, что видно из трудов В. Бирин-гуччо (1540) и Г. Агриколы (1556). В 1530-х гг. А. Т. Параиельс, к-рому были на опыте известны целебные свойства препаратов Au, Hg, Sb, Pb, Zn, положил начало ятрохимии - применению химии в медицине. В 17 в. укоренилось деление веществ, изучаемых химией, на минеральные, растительные и животные (указанное в 10 в. араб, учёным ар-Ра-зи), т. е. наметилось расчленение химии на неорганическую и органическую. В 1661 P. Бойль опроверг учения о четырёх стихиях и трёх началах, из к-рых якобы состоят все тела, и определил хим. элементы как вещества, не могущие быть разложенными на другие. В кон. 17 в. Г. Шталъ, развивая представления И. Бехера, высказал гипотезу, согласно к-рой при обжигании и горении тела теряют начало горючести - флогистон. Эта гипотеза господствовала вплоть до кон. 18 в.

В дальнейшем становлению H. х. как науки послужили работы M. В. Ломоносова и А. Лавуазье. Ломоносов сформулировал закон сохранения вещества и движения (1748), определил химию как науку об изменениях, происходящих в сложных веществах, приложил атоми-стич. представления к объяснению хим. явлений, предложил (1752) деление веществ на органические и неорганические, показал, что увеличение веса металлов при обжигании происходит за счёт присоединения нек-рой части воздуха (1756). Лавуазье опроверг гипотезу флогистона, показал роль кислорода в процессах обжигания и горения, конкретизировал понятие химического элемента, создал первую рациональную номенклатуру химическую (1787). В нач. 19 в. Дж. Дальтон ввёл в химию атомизм, открыл кратных отношений закон и дал первую таблицу атомных весов химических элементов. Тогда же были открыты Гей-Люссака законы (1805-08), постоянства состава закон (Ж. Пруст, 1808) и Авоугдро закон (1811). В 1-й пол. 19 в. И. Берцелиус окончательно утвердил атомизм в химии. В сер. 19 в. были сформулированы и разграничены понятия атома, молекулы и эквивалента (Ш. Жерар, С. Канниццаро). К тому времени было известно св. 60 хим. элементов. Проблему их рациональной классификации разрешило открытие в 1869 периодического закона Менделеева и построение периодической системы элементов Менделеева. На основе своих открытий Д. И. Менделеев исправил атомные веса многих элементов и предсказал атомные веса и свойства ещё неизвестных тогда элементов - Ga, Ge, Sc и др. После их открытия периодический закон получил всеобщее признание и стал прочной научной основой химии.

В кон. 19 - нач. 20 вв. особое внимание химиков-неоргаников привлекли две малоизведанные области - металлич. сплавы и комплексные соединения. Исследование полированной и протравленной поверхности стали при помощи микроскопа, начатое в 1831 П. П. Аносовым, было продолжено Г. К. Сорби (1863), Д. К. Черновым (1868), нем. учёным А. Мартенсом (с 1878). Оно было усовершенствовано, а также существенно дополнено методом термического анализа (А. Ле Шателье, Ф. Осмондом - в 1887, англ. учёным У. Робертс-Остовом- в 1899). В дальнейшем крупнейшие работы по исследованию сплавов с применением новой методики были выполнены H. С. Курнаковым (с 1899), А. А. Байковым (с 1900) и их науч. школами. Обширные исследования сплавов были проведены в Германии Г. Тамманом (с 1903) и его учениками. Теоретич. основу учения о сплавах дало правило фаз Дж. У. Гиббса. Систематич. исследования комплексных соединений, предпринятые в 1860-X гг. К. Бломстрандомк дат. учёным С. Йёргенсеном, были в 1890-гг. развиты А. Вернером, создавшим координационную теорию, и H. С. Курнаковым. Особенно широко работы в этой области были поставлены в России и СССР Л. А. Чугаевым и его школой.

На рубеже 19 и 20 вв. в истории H. х. произошло крупное событие - были открыты инертные газы: Ar (Дж. Рэлей. У. Рамзай, 1894), Не (У. Рамзай, 1895), Kr, Ne, Xe (англ, учёные У. Рамзай и M. Траверс, 1898), Rn (нем. учёный Ф. Дорн, 1900), к-рые Д. И. Менделеев по предложению У. Рамзая включил в особую (нулевую) группу своей периодич. системы элементов (впоследствии были включены в 8-ю группу). Ещё более значительным было открытие самопроизвольной радиоактивности урана (А. Беккерель, 1896) и тория (M. Скло-довская-Кюри и независимо нем. учёный Г. Шмидт, 1898), за которым последовало открытие радиоактивных элементов Po и Ra (M. Склодовская-Кюри, П. Кюри, 1898). Эти открытия привели к обнаружению существования изотопов, к созданию радиохимии и теории строения атома (Э. Резерфорд, 1911, H. Бор, 1913, и др.; см. Атомная физика).

Успехи ядерной физики позволили синтезировать трансурановые элементы, имеющие атомные номера от 93 по 105(см. Aктиноиды, Элементы химические, Ядерная химия). Работы по синтезу трансурановых элементов открыли новую эпоху в истории H. х. Исследования в этой области ведутся в СССР, США, Франции, ФРГ и нек-рых др. странах.


Методы исследования. В H. х. применяются два осн. приёма исследования: препаративный метод и метод физико-химического анализа. Препаративный метод практиковался с древнейших времён. Его основу составляют проведение реакций между исходными веществами и разделение образующихся продуктов посредством перегонки, возгонки, кристаллизации, фильтрования и др. операций. Особенно распространён препаративный метод в химии комплексных соединений. Метод физико-хим. анализа в основном создан H. С. Курнаковым, его учениками и последователями. Сущность метода заключается в измерении различных физ. свойств (темп-р начала и конца кристаллизации, а также электропроводности, твёрдости и др.) систем из 2, 3 или многих компонентов. Полученные данные изображают в виде диаграмм состав-свойство. Их геометрич. анализ позволяет судить о составе и природе обр