БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381 твёрдым покрытием, пригодных для круглогодичного использования, св. 1 тыс. км (1972). Строится (с 1965) дорога в тераях Восток - Запад. Длина узкоколейных жел. дорог 102 км; через хр. Махабхарат - канатная грузовая дорога Катманду - Хитаура (45 км). Авиасообщение с Индией, Бангладеш, Бирмой, Пакистаном, Таиландом.

Внешняя торговля. Для внешнеторгового оборота характерно превышение ввоза над вывозом. Ввозят машинное оборудование, средства транспорта, нефтепродукты, цемент, а также предметы потребления. Вывозят джут и джутовые изделия, зерно, масличное семя, сах. тростник, табак, мускус, шерсть, шкуры, кожи, лес, лекарственные травы, кустарные изделия и др.

Ок. 70% (1971/72) внешнеторг. оборота приходится на Индию, через территорию к-рой транзитом H. осуществляет внешнеторг. операции с др. странами (индо-непальский договор о торговле и транзите 1971); H. имеет в индийском порту Калькутта свои складские площади; в 1972 к этому поргу было приписано первое в истории H. торговое судно. Развиваются советско-непальские торговые отношения.

H. посещают иностр. туристы и альпинисты (в 1972 в стране их побывало 54 тыс., что дало H. 21 млн. рупий). Ден. единица - непальская рупия; по курсу Госбанка СССР на июнь 1974 100 рупий равны 7,07 руб.

Д. H. Костинский.

Вооружённые силы. Вооруж. силы H. состоят из сухопутных войск и ВВС. Верх, главнокомандующий - король. Общее руководство армией осуществляет министр обороны, непосредственное руководство - главнокомандующий, к-рому подчинен Ген. штаб. Армия комплектуется путем набора добровольцев. Общая численность вооруж. сил (1973) ок. 13,5 тыс. чел. Кроме того, имеются войска внутренней безопасности (ок. 3 тыс. чел.). Сухопутные войска (13 тыс. чел.) состоят из неск. пехотных бригад, отдельного арт. дивизиона и парашютной роты. ВВС (ок. 500 чел.) имеют 10 самолетов. Вооружение и военная техника иностранного произ-ва.

Медико-географическая характеристика. По оценочным данным, в 1971 на 1 тыс. жит. рождаемость составляла 44,6, смертность 22,9. Преобладают ин-фекц. болезни: туберкулез, дизентерия, оспа, брюшной тиф, малярия, корь, эпи-демич. гепатит, дифтерия. Имеются эндемич. очаги холеры, располагающиеся в юж. р-нах на границе с Индией. Почти ежегодно регистрируются эпидемич. вспышки оспы. На С.-З.- природный очаг чумы. Серьёзной проблемой здравоохранения остается проказа; широко распространена трахома.

В южных и центральных р-нах, включающих узкую полосу Индо-Гангской равнины и нижние склоны гор, распространены малярия, гельминтозы, желудочно-кишечные заболевания. Со значит, постоянными миграциями населения связаны холера, оспа, венерич. болезни.

Для среднегорного пояса характерны простудные заболевания верхних дыхат. путей, отиты, ревматизм, нефрит. Широко распространён туберкулёз. Из неинфекционной патологии встречается эн-демич. зоб, очаги к-рого в этом поясе и высокогорье образуют крупнейший в мире гималайский эндемич. очаг. В высокогорье часты простудные заболевания, распространены амёбная дизентерия, трахома, проказа.

Совр. служба здравоохранения в H. только зарождается. В 1971 было всего 55 больниц на 2,0 тыс. коек (1,8 койки на 10 тыс. жит.), из к-рых 41 - государственная. Внебольничную помощь оказывали 97 мед. центров, 14 диспансеров и 21 мед. пост. В 1963 СССР построил в Катманду и передал в дар H. госпиталь (на 50 коек) с поликлиникой; с 1970 госпиталь - первая в H. специализир. пе-диатрич. больница. В 1969 работали 291 врач (1 врач на 3,7 тыс. жит.), 7 зубных врачей, 8 фармацевтов и св. 300 чел. ср. мед. персонала. В стране нет ни одной высшей мед. школы. Врачи проходят подготовку в Индии. 3 школы готовят ср. мед. персонал.

3. И. Мартынова, А. Л. Соколова.

Ветеринарное дело. Среди с.-х. животных распространены ящур, геморрагич. септицемия, чума кр. рог. скота, оспа овец, бешенство, кокцидиоз, сальмонел-лёз, бабезиоз, фасциолез, эхинококкоз, бруцеллёз, туберкулёз, чесотка, эктима и др. болезни. Гос. вет. служба включает Центр, вет. госпиталь, центральные и зональные вет. лаборатории, зональные и районные госпитали, посты вакцинации в системе пограничного вет. надзора. Кроме диагностич. исследований, Центр, вет. лаборатория производит вакцины против чумы кр. рог. скота, гемосептице-мии, бешенства. Вет.-сан. надзор за убоем скота и заготовкой сырья животного происхождения отсутствует. Специалистов высшей квалификации готовят в Индии. В H. 42 вет. врача (1972).

С. И. Картушин.

Просвещение и научные учреждения. В 1952-54 в стране 96% населения было неграмотно. В 1967/68 уч. г. работало 37 центров по ликвидации неграмотности среди взрослых, в которых обучалось 80 тыс. чел. С 1971 проводится реформа образования. Основное внимание уделяется развитию профессионального и технического образования. Пересматриваются программы всех учебных заведений, в программы общеобразовательных школ вводятся как обязательные профессиональные и технич. дисциплины, создаются новые колледжи в Ун-те им. Три-бхувана в Катманду (осн. -в 1958 на базе Тричандра-колледжа). Уч. заведения H. подразделяются на государственные и частные. Обучение на всех уровнях платное, лишь в нек-рых государственных начальных школах введено бесплатное обучение.

В H. функционируют 2 осн. системы образования: английская и санскритская. Наиболее распространена англ, система. 5-летняя нач. школа (занятия ведутся на непальском яз., с 3-го класса вводится англ, яз.); ср. школа имеет 2 ступени (3 и 2 года обучения). В санскритские школы (в основном частные) принимаются дети в возрасте 6 лет из семей, исповедующих индуизм. Срок обучения в нач. школе 6 лет, в ср. школе - 3 года. В 1969/70 уч. г. во всех нач. школах обучалось 449 тыс. уч-ся, в ср.-ок. 97 тыс. уч-ся. По новой системе образования в H. создаются следующие виды школ: начальная (1-3-е классы), неполная сред-няя(4-7-г классы), средняя (8-10-е классы). Средняя школа подразделяется на общую, профессиональную и санскритскую. На июль 1974 реформа начального и среднего образования проведена в 31 районе.

Проф.-технич. подготовка осуществляется на базе неполной ср. школы англ. типа. Имеются с.-х. школы, технич., лесоводч., горная школы, мед. и пед. училища. В 1969/70 уч. г. в проф.-технич. уч. заведениях обучалось 6 тыс. уч-ся, в пед. училищах - 365 уч-ся.

Подготовка специалистов высшей квалификации осуществляется в Ун-те им. Трибхувана. Ун-т объединяет ряд колледжей (Нац. колледж H., Тричанд-ра-колледж, коммерч., права, санскритский и др.) в Катманду и др. городах. В 1972 были открыты новые колледжи - с. х-ва и ветеринарии, лесоводч., инженерный, прикладных наук и технологии, педагогич., колледж H. и стран Азии. В Катманду, кроме того, имеются колледж иск-в и музыки, а также Санскритский колледж. В 1973/74 уч. г. в вузах обучалось 17 тыс. студентов. В 1969 ок. 1300 непальцев получили высшее образование за рубежом, гл. обр. в Индии, СССР и США.

Науч. центр страны - Королевская академия H. (осн. 1957) издаёт оригинальные труды по литературоведению, языкознанию, искусствоведению, культуре, истории H., учебники, словари и т. п. Академия состоит из 3-х отделений: культуры; литературы; музыки, нар. песни и танца. Значит, часть науч. работников страны составляют преподаватели Ун-та им. Трибхувана, сотрудники Департамента археологии и др. ведомств.

В Катманду находятся крупнейшие библиотеки - Национальная б-ка (35 тыс. тт. и 7500 древних рукописей), б-ка Ун-та им. Трибхувана (40 тыс. тт.), Центр, б-ка, Нац. музей H. (осн. в 1938).

К. H. Цейкович,

А. А. Празаускас (науч. учреждения).

Печать и радиовещание. В 1973 в H. издавались 24 ежедневные газеты и ок. 50 еженедельников и журналов. Наиболее крупные ежедневные газеты: на непали -"Горкхапатра", осн. в 1901, тираж ок. 16 тыс. экз., правительств, официоз; "Непал тайме", осн. в 1954, тираж ок. 600 экз.; "Найя Сомадж", осн. в 1956, тираж ок. 500 экз.; на англ. яз. -"Рай-зинг Непал" ("Rising Nepal"), осн. в 1965, тираж ок. 6 тыс. экз., правительств, официоз; "Коммонер" ("Commoner"), осн. в 1954, тираж ок. 600 экз.; "Мазерленд" ("The Motherland"), осн. в 1957, тираж ок. 600 экз., выражает точку зрения королевского секретариата; "Химали Бела" ("Himali BeIa"), осн. в 1970, тираж ок. 300 экз.

Информация распространяется правительств, акц. об-вом (осн. в 1962) - Нац. информац. агентством H.

"Радио Непал" - правительственная служба, осн. в 1951, находится в Катманду, вещает на нелали и английском языках.

Литература. Лит-pa H. развивается на непальском и неварском языках. Древнейшие памятники - эпиграфика (сер. 1-го тыс. н. э.), ваншавали (генеалогич. древо), махатмья (воздание хвалы божествам и святыням)-"Сваямбху-пурана" (10 в.),

"Непали-махатмья" (14-15 вв.) созданы на санскрите. В гимнах поэтов-натхов, отражавших протест социальных низов, проповедуется равенство всех перед богом. В 15 в. появилась светская лит-ра, ориентировавшаяся на классич. санскр. поэтику: поэтич. соч., пьесы и трактаты о театре и музыке. Начинается серия ист. хроник династии Малла. В поэзии утверждается жанр стути (панегирики в честь богов и членов королевской фамилии), развивается любовная лирика: Пратап Малла (17 в.), Джагатпракаш Малла (17 в.) и др. Драматурги следовали классич. санскр. трактатам о театр, иск-ве, но учитывали особенности нар. театр, представлений: драмы-оперы "Свадьба Шивы и богини" Джагадджйотира Маллы (нач. 17 в.), "Жертвоприношение коня" (1663) Джитамитры Маллы. На протяжении нескольких столетий драма черпала сюжеты из "Махабхараты", "Ря-маяны" л пуран ("История Наля"Говин-ды Джха).

В 19 в. с утверждением непальского яз. в качестве государственного началось становление непальской лит-ры. Поэты Басанта, Индирас, Ядунатх, Рагхунатх, Б. Кесари использовали традиц. сюжеты (история жизни Кришны и др.). В нач. 19 в. возникла проза ("Сказание о Матсьен-дранатхе" и др.). Новый этап открыла поэзия Бханубхакты (1812-68), "Рамаяне" и многочисл. четверостишиям к-рого свойственны непальский колорит и темы современности. Прозаич. непальский яз. получил дальнейшее развитие в соч. просветителя Мотирама Бхатты: "Жизнеописание Бханубхакты" (1891) и др. В 1888 он основал первый в Непале ежемесячник "Горкха Бхарат дживан".

Поэты 20 в. Лекхнатх и Дх. Коирала отказались следовать отжившим лит. канонам. Коирала первым обратился к гражд. тематике. Предметом изображения стал непалец, наделённый характерными нац. чертами. Лит-pa испытала воздействие инд. чхаявада (романтизма) и англ, "озёрной школы". Одним из осн. направлений в поэзии 30-х гг. стала "поэзия природы": Лакшмипрасад Дев-кота (1908-58, поэма "Муна Мадан", 1938), Сиддхичаран Шрестха (р. 1912). В 40-е гг. её потеснило романтико-сентиментальное направление (Б. Тивари, а также Л. Девкота, обращавшиеся к социальной тематике). Б. Сама, разрабатывая филос. тематику, призывает к служению человеку, страдающему от нищеты и бесправия.

Подъёму непальской лит-ры способствовал лит.-художеств, журн. "Шарада" (осн. в 1934), стимулировавший жанр рассказа. Г. Майнали, П. Шамшер, Б. Бхикшу, К. Малла, а затем и Б. Тивари, M. Коирала, Б. П. Коирала, Готхале и др. рисуют жизнь средних и низших слоев, показывают бесправие женщины, утверждают достоинство человека. В романах "Рупмати", "Любовь", "Искупление" Рудрараджа Пандея, "Колесо судьбы" Рампрасада содержится идея нравственного совершенствования.

Становление совр. драмы начинается в 30-е гг.: Б. Сама, чьему творчеству присуща гражданственность. В пьесах "Я", "Отдавшийся любви" (1938) он выступил против детских браков и бесправия женщины. В 40-е гг. появилась одноактная драма. В поэзии возник прайогвад (экс-периментализм); Кедарман Вьятхит и др. искали новые формы для выражения нового содержания. Развивается публицистика. Объединившиеся вокруг журн. "Юг-вани" писатели во главе с Л. Девкотой выступили с острыми политич. статьями и очерками.

Ликвидация в 1951 правления династии Рана, явившаяся переломом в истории H., отразилась также и на лит-ре. Большинство произведений, публиковавшихся на страницах ведущих лит. журн. "Индрени", "Рачана", "Рупрекха", "Химани" и др., свидетельствуют о том, что литераторы осознают свою роль в борьбе за лучшее будущее. Поэзию 50-х гг. отличают идеи мира, братства людей всех рас и национальностей (поэма "Это снаряды" Л. Девкоты, стихи "Я люблю людей", "Человеку" Б. Самы, "Водородная бомба" M. Гхимире). В центре рассказов К. Маллы, Готхале, M. Дхунгела -"маленький человек", обретающий социальную активность. В драматургии 50- 60-х гг. проблематика перемещается из морально-этич. в социальный план: " Пожар" (1959) Готхале, "Живой мертвец" (1960) Б. Маллы.

Лит-pa 60-х гг. отмечена растущим вниманием к внутр. миру человека, стремлением использовать новые формы и приемы. В одних случаях это приводит к концентрации внимания на подсознании индивидуума, к восприятию модернистских принципов художеств, творчества: стихи поэтов группы ч Ральф", творчество романистки Паризат, одноактные драмы Басу Шаши. В других этот процесс не противоречит реалистич. восприятию действительности: гражд. стихи Б. Шерчана (сб-ки " Водопад" и ч Слепец на крутящемся стуле"), романы Б. П. Коиралы "Три поворота" (1968) и Д. Бишты " Один росток во все сезоны".

Лит-pa на неварском яз. развивается с конца 14 в., когда неварский яз. утвердился в качестве государственного. В 15 в. появились историч. хроники, ваншавали, насыщенные легендами и мифами. На неварский яз. переводятся произв. с санскрита, перс, и араб, языков ("Тысяча и одна ночь", 15 в., и др.). С падением династии Малла (18 в.) лит-pa на неварском яз. приходит в упадок и возрождается лишь в 20 в. В 1905 неварский яз. был запрещен в качестве делового и литературного, что затормозило развитие литературы. Первый крупный прозаик Ништхананд Баджрачарья (1858-1935) перевел с санскрита религиозные соч. "Превосходная мудрость" (1909) и переложил прозой жизнеописание Будды "Вольные просторы" (1914). Джагатсундар Малла (1882-1952) перевел с англ. яз. некоторые произв. мировой классики, в т. ч. басни Эзопа. Сиддхидас Аматья (1867-1930) в дидактических поэмах "Укрощение благородного сердца", "Сатья Сати" и "Беседа" отступил от традиционных нравственно-этических взглядов.

Толчок развитию неварской лит-ры.дало основание в 1925 буддийского журн. "Буддха дхарма патрика". С лит.-критич. статьями в нем выступал его редактор Дхармадитья Дхармачарья. Неварская поэзия, развивавшаяся в русле романтизма, представлена Байкунтхапрасадом Лакоулом (р. 1906), Сиддхичараном Шрестхой (р. 1912). В противовес им, группа поэтов, к-рую возглавляет Читтадхар Хридай (р. 1906), автор поэмы "Сугат Саурав" о жизни Будды, обращаются к старым сюжетам, наделяя традиц. героев чертами своих современников. Только с 1951, после падения династии

Рана, лит-pa на неварском яз. получила возможность свободно развиваться. Члены многочисл. лит. объединений за рубежом вернулись на родину. В 1951 возникло "Общество неварского языка" ("Непал бхаша пэришад"), издающее лит-ру на неварском яз. Она обогащается новыми жанрами и новым содержанием. Сударшан Срамарен, Сатьямохан Джоши, Хемлал Джоши пишут ист. драмы. В романах Ишварананда Шрестхачарья " Зеркало", "Холодная кровь" реалистически воспроизводится тяжелая жизнь средних слоев горожан. Социальные проблемы - в центре романов Дхусвана Сейми " Затмение", "Песокк в них сказалось влияние зап. модернистской лит-ры. Для поэзии Дургалала Шрестхи, Премананды, Кришны Чандры, Кхвабилу и др. характерен гражд. пафос. Л. А Аганина. Архитектура и изобразительное искусство. В иск-ве H. своеобразно преломляются художеств, влияния Индии и Китая. Древнейшие в H. буддийские святилища (ступы) Бодхнатх и Сваямбхунатх близ Катманду (оба сооружения - 3 в. до н. э., перестроены в 8-9 вв.) - массивные кам. полусферы с башнеобразным завершением - несут изображения чглаз Будды", инкрустиров. слоновой костью в позолоч. медную облицовку.

"Вишну" Гранит 7-8 вв. Святилище Вишну близ Катманду.

В 15-18 вв. возводятся храмы, близкие как инд. башенным храмам с ажурными галереями (Кришна Мандир в Патане, 15- 17 вв.), так и многоярусным кит. пагодам с красочной деревянной резьбой (храм Ньятапола в Бхактапуре, 1700-08). Богатая резьба по дереву, сочетающаяся с декоративными деталями из металла, украшает и светские постройки ("Дворец 55 окон" в Бхактапуре, 1697). В кон. 19 в. проявляется влияние перс, и араб., а в нач. 20 в. и европ. неоклассич. архитектуры (дворец Сингха Дарбар в Катманду) С 1950-х гг. в Катманду, Джанакпуре и др. городах строятся здания в духе совр. архитектуры. Нар. жилища - кирпичные низкие здания; встречаются также постройки из бамбука, обмазанные глиной.

"Гаруда" (мифическая птица). Латунь, коралл, бирюза 18 в Музей искусства народов Востока. Москва.

Дворец Сингха Дарбар в Катманду. Начало 20 в

Ср.-век. скульптура H. (известна с 1- 2 вв. н. э.) близка иск-ву Гандхары и Индии периода Гуптов. В 10-17 вв. переживает расцвет мелкая культовая пластика из бронзы, нередко украш. полудрагоц. камнями. Живопись H. (миниатюры рукописей 11-14 вв.), испытывающая воздействие Сев.-Вост. Индии, в 16-17 вв. связана с раджпутской и MOгольской школами миниатюры. В 15- 18 вв. распространяется живопись на холсте типа тибетских икончтан-ка" В живописи 20 в. влияние ч Бенгальского Возрождения" и попытки освоения европ. реалистич. художеств, приемов сочетаются с исканиями в духе новейших течений Запада.


Театр и музыка. С древних времен осн. формой театр, иск-ва H. были нар. представления нритья - символич. танцы с муз. и хоровым сопровождением. Нритья часто носили мистериальный характер и были связаны с культами богов. Каждая народность H. имела собственные танц. представления: деви нритья, гхату нритья (о жизни богов и легендарных героев) и бара масе (свадебные, урожайные и др.).

В 15-18 вв. в эпоху династии Маллов нар. танц. представления обрели форму, сохранившуюся и в 20 в. В эти зрелища введен элемент драматич. действия. В нач. 17 в. окончательно сформировались представления "Махакали", "Харисиддха", "Пачали", "Канкешвари", "Гхантешвари" и др.; в г. Бхактапур при дворе Сувар-ны Маллы разыгрывались "Нав Дурга", "Махалакшми" и др. В течение всего представления (длится ок. 3 часов) актер произносит всего 8-10 фраз, а затем раскрывает их содержание в танце под аккомпанемент хора. Исполнители по традиции носят яркие танц маски, костюмы живописны, на лице много грима. Под влиянием различных форм нар. представлений возник классич. непальский театральный жанр гитинатья (хореографич. спектакль, сопровожчаемый хором и солистами). В нач. 17 в. король Джагаджьотир Малла поставил неск. гитинатья собственного сочинения, из к-рых особенной популярностью пользовались "Харагаури виваха", "Свадьба Шивы и богини". Сюжеты большинства представлений заимствовались из мифологич. или легендарных источников, гл. обр. из эпич. сказаний "Махабхарата" и "Рамаяна". В нар. представлениях на мифологич, сюжеты включались иногда сатирич. бытовые интермедии.

Несмотря на развитую драматургию, в H. нет постоянно действующего драма-тич. театра. В 40-х гг. 20 в. под рук. Б. Самы существовала любительская труппа. В 60-х гг. создан полулюбительский театр, коллектив (при непальском радио), к-рый эпизодически ставит пьесы совр. непальских авторов. Благодаря активной пропаганде нар. муз. и танц. иск-ва и поддержке пр-ва (в Королев, академии создано специальное отделение музыки, нар. песни и танца) возрождаются также забытые традиц. формы - гитинатья, муз. часть к-рой состоит из обработок нар. песен и танц. мелодий или сочинений совр. композиторов Шивы Шанкара, Нати Каджи, и др. В конце 1973 любительский муз.-танц. коллектив, созданный по инициативе об-ва "Наша культура", поставил аллегорич. гитинатья "Защита", где впервые наряду с богами и мифологич. героями действовали и современники. С 1973 этот коллектив стал профессиональным. Л, А. Аганина. Лит.: Народы Южной Азии, M., 1963; Маркс К., Хронологические выписки по истории Индии, M., 1947; P е д ь к о И. Б., Непал после второй мировой войны, M., I960; Современный Непал. Справочник, M., 1967; P е t е с h L., Medieval history of Nepal (с. 750-1480), Roma, 1958; L e v i S., Le Nepal, v. 1-3, P., 1905 - 1908; R eg mi D. R., Ancient Nepal, Calcutta, 1960; его же, Medieval Nepal, v. 1-3, Calcutta, 1965-66; Kirkpatrick W., An account of the Kingdom of Nepal, L., 1811; Gyawali E. B., Nepal Upatyakako Madhyakalin Itihas, Kathmandu, 2019 (1956); Stiller L. F., Prithwlnarayan Shah in the light of Dibya Upadesh, Kathmandu, 1968; Joshi Bhuwan. La 1, Rose Leo E., Democratic Innovations in Nepal, Los Angeles, 1966; Kumar Satis h, Rana polity in Nepal, Bombay, 1967; Г a H-сер А., Геология Гималаев, [пер. с англ.], M., 1967; Яковлев Г. И., Экономическое развитие Непала. (1951-1965), M., 1970; Костинский Д. H., Непал, M., 1971; Karan Pradyumna P. and Jenkins W. M., Nepal. A cultural and physical geography, Lexington, 1960; MaIIa U. M., Natural resources of Nepal, Kathmandu, 1963; Поэты Непала, Таш., 1958; Стихи непальских поэтов, M., 1962; Материнская любовь. Рассказы, M., 1967; Сказки народов Непала, предисл. Л. Аганиной, M., 1972; Аганина Л. А., Непальская литература, M., 1964; её же, Основные этапы развития гуманистической концепции в непальской литературе, в сб.: Идеи гуманизма в литературах Востока, M., 1967; её же. Рассказ о непальском поэте, M-, 1970; е ё ж е, Протест в поэзии Непала II половины 60-х гг., "Народы Азии и Африки", 1973, №3,Джанаклал Шарма, Джосмани сайта парампара ра сахитья, Катманду, 1964; Таранатх шарма Бханубхактадекхи . месро айямсамма, Катманду, 1972; Batisaputrikatha. The tales of the thirty-two statuettes. A Newary recension of the Simhasanadvatrimsatika, ed. and transl. by H. Jqrgensen, Kbh., 1939; Chittadhar Hridaya, Джигу сахитья, Катманду, 1951; его же, Pagoda, Kathmandu, 1958; Ратнадхвадж Джоши, Сахитья сулачан, Катманду, 1952; Непал бхашайя нали квита. Poems of to-day in Nepal Bhasha, Kathmandu, 1958; Прокофьев О., Искусство Непала, в кн.: Всеобщая история искусства, т. 2, кн. 2, M., 1961; Короцкая А. А., Архитектура Непала, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 9, Л.- M., 1971; Z i m m е г H., The art of Indian Asia, v. 1-2, N. Y., 1955; Аганина Л., Театр и драматургия, в кн.: Современный Непал. Справочник, M., 1967; Chittadhar, Kavi Keshari, Nepalese music, Kathmandu, 1957.

НЕПАЛЬСКИЙ ЯЗЫК, непали, гуркхали, кхас-кура, язык непальцев, гос. язык Непала, распространён также в Индии (г. Дарджилинг и нек-рые др. р-ны шт. Ассам; в сев.-зап. р-нах), Сиккиме и Бутане. Число говорящих на H. я. - св. 7 млн. чел. (в Непале - св. 6 млн. чел., 1971, перепись; в Индии - св. 800 тыс. чел.). Относится к индоарийской ветви индоевропейской семьи языков. Распадается на 4 диалекта: центральный, или стандартный; вост. Непали; зап. Непали; диалект предгорий Гималаев. Фонологич. особенности: наличие долгих и кратких гласных, противопоставление чистым (не назализованным) гласным назализованных; наличие ретрофлексных согласных. Строй H. я.- аналитико-синтети-ческий с преобладанием аналитизма. Основу лексики составляют слова, восходящие к санскриту. Грамматич. особенности: род существительных - мужской и женский. К муж. роду также относятся неодушевлённые предметы; 2 типа падежных форм - номинативный и послеложный. Наличие эргативно-послеложного подлежащего. В глаголе - синтетич. и аналитич. неличные формы, 5 наклонений (желательное, предположительное, ирреальное и др.). Употребление сочетаний глагольных форм для выражения интенсивности, длительности действия и т. д. В сложных предложениях придаточная часть предшествует главной. H. я. пользуется шрифтом деванагари, или нагари (см. Индийское письмо). Первый письм. памятник - 1337. Лит. яз. на базе центр, диалекта развивается с нач. 19 в. Лит.: 3 о г p а ф Г. А., Языки Индии, Пакистана, Цейлона и Непала, M., 1960; Королёв H. И., Язык Непала, M., 1965 (есть лит.); Непальско-русский словарь, M., 1968, с. 1211-1328; Srivastaya Daуanand, Nepali language, its history and development, Calcutta, 1962; .T u r n e r R. L., A comparative and etymological dictionary of the Nepali language, N. Y., 1966.

H. И. Королёв.


НЕПАЛЬЦЫ, непали, 1) название всех граждан Непала. 2) Самоназвание, распространившееся среди народов Непала, вошедших в конфедерацию гуркхов и постепенно консолидировавшихся в единый народ, ныне составляющий ок. половины населения страны. Говорят на непальском языке. (Об истории, х-ве и культуре H. см. в ст. Непал.)
1735.htm
НЕРАЗЪЁМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ, соединение с жёсткой механич. связью деталей в к.-л. узле машины или конструкции, сохраняющееся в течение всего срока службы. При H. с. разборка обычно невозможна без разрушения или повреждения поверхностей деталей. Осн. виды H. с.: заклёпочные, сварные, паяные, прессовые, клеевые, полученные вальцеванием, комбинированные (клеесварные и др.). Применение того или иного вида H. с. обусловлено требованиями изготовления, сборки, эксплуатации машин и экономич. соображениями.

НЕРВА Марк Кокцей (Marcus Coccejus Nerva) (30 или 35-98), римский император с 96. Первый из династии Антонинов, происходил из старого сенаторского рода. При нём были прекращены процессы по оскорблению величества (очень частые при его предшественнике Домициане), сокращены налоги, введена алиментация, проведён агр. закон, по к-ро