БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381и, СПБ, 1844; Б о л д аков И. M., Нидерландская литература в средние века, в кн.: Всеобщая история литературы..., под ред. В. Ф. Корша, т. 2, СПБ, 1885; Кирпичников А. И., Очерк истории нидерландской литературы, там же, т. 4, СПБ, 1889; В о л е в и ч И. В., Современная литература Нидерландов, M., 1962; Knuvelder G., Handboek tot de geschiedenis der Nederlandse letterkunde, 4 druk., dl 1-4, 's-Hertogenbosch, 1967; Geschiedenis van de letterkunde der Nederlanden. Onder redactie van F. Baur [e. a.], dl 1 - 9, Brussel - 's-Hertogenbosch - Antw., 1939-52; Brand tCorstius J. C., Geschiedenis van de Nederlandse literatuur, Utrecht - Antw., 1959; Vooys C. G. N. en Stuiveling G., Schets van de Nederlandse letterkunde, Gro-ningen, 1966; S i v i r s k у А., Het beeld der nederlandse literatuur, 3 druk, [Groningen], 1970; Kuypers J. en RondeT. d e, Beknopte geschiedenis van de Nederlandse letterkunde, 11 druk., Antw., 1972; Stuiveling G., Een eeuw Nederlandse letteren, Amst., 1958; Simons W. J., Hakken en spaanders, Amst., 1971; Een overzicht van vijf jaar Nederlandse literatuur. 1961 - 66, Amst., 1967; Een overzicht van vijf jaar Nederlandse literatuur, 1967-71, Amst., 1972.

Ю. Ф. Сизорин.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На терр. H. сохранились керамика и мегалитич. сооружения неолита, кельтское поселение 1-го тыс. до н. э. в Эзинге, остатки др.-рим. построек 1-3 вв. н. э. в Валкенбюрге и Элсте, металлич. изделия германцев 1-го тыс. н. э. К каролингскому времени (8-10 вв.) восходят центрич. капелла дворца Валкхоф в Неймегене и две мощные базилики (Синт-Серваскерк и Онзе-ливе-Врау) с вестверками в Маастрихте. Среди памятников ср.-век. архитектуры H.- гор. стены и башни в Кампене, Зволле, Амстердаме, узкие гор. дома с фронтонами, замки в Гааге (Внутренний двор с Рыцарским залом; илл. см. т. 5, стр. 607 и табл. XXXVI), Вейке-бей-Дюрстеде, Дорненбюрге, Мёйдене, романская церковь в Сюстерене, готич. храмы в Утрехте, Харлеме, Лейдене, Делфте, Херто-генбосе. Болотистые почвы и недостаток камня в H. вызвали преобладание небольших кирпичных построек (готич. церкви 13-14 вв.), распространение деревянных сводчатых перекрытий в церквах (Ауде керк в Амстердаме). Импозантны обществ, гор. здания 16 в.- готические (ратуша в Мидделбурге, здание гор. весов в Девентере) и ренессансные (ратуша в Гааге, илл. см. т. 5, табл. XXXVI, стр. 608-609; здания гор. весов в Харлеме и Алкмаре, илл. см. т. 1, стр. 441), с богатым каменным декором. В развитие живописи нидерл. Возрождения внесли важный вклад мастера из сев. провинций (совр. H.) - в 15 в. Гертген тот Синт-Янс и Босх, в 16 в. Ян ван Скорел и Лука Лейденский, Питер Артсен и Ян ван Aмстел, Дирк Якобе и Дирк Барендс. Здесь особенно острым был интерес к демократич. бытовому жанру и натюрморту, клирике и сатире, к живописной передаче света и атмосферы, сложился тип группового портрета гор. корпораций. Всем этим уже подготовлялись характерные черты голл. живописи 17 в. (см. также Нидерландское искусство).

С политич. самоопределением бурж. нидерл. государства в результате революции 16 в. начала быстро формироваться нац. голл. художественная школа, наиболее демократическая из нац. школ 17 в. В архитектуре была велика роль сооружений, связанных с судоходством и морской торговлей (огромные несохранившиеся многофункциональные здания Адмиралтейства и Ост-Индской компании в Амстердаме, кварталы высоких, массивных складов), а также обществ., торг, и производств, зданий - ратуш, торг, рядов, бирж, мануфактур, мастерских, контор, цеховых и гильдейских домов. Прямоугольная или концентрич. сеть каналов б. ч. определяла структуру города. Узкие дома с фронтонами возводились обычно из кирпича, часто в сочетании с камнем. Для нач. 17 в. характерны кирпичные здания с белокаменным декором (арх. Л. де Кей), скромные протестантские храмы (арх. X. де Кейсер). В сер. 17 в. преобладал своеобразный голл. вариант классицизма, отличавшийся практичностью, простотой, ясностью объёмной композиции, сдержанностью пластич. убранства, спокойной представительностью общего облика зданий (арх. Я. ван Кампен, П. Пост, Д. Сталпарт, братья Ф. и Ю. Вингбонс). Традиционные типы небольших жилых домов и строгих обществ, зданий удержались в H. до нач. 19 в., но уже во 2-й пол. 17 в. в H. распространились влияния более богатой дворцовой и парковой архитектуры франц. классицизма.

Скульптура 17 в. не имела большого значения, поскольку в кальвинистских церквах не было статуй, а украшения зданий, надгробия и портретные бюсты (скульпторы X. де Кейсер, А. Квеллин, P. Верхюлст) исполнялись сравнительно редко. В то же время живопись (преим. станковая картина интимного характера) и графика (рисунок, офорт, резцовая гравюра) получили широчайшее распространение и стали предметом оживлённой торговли. В живописи H. сравнительно небольшое место занимали академизм (центром к-рого в нач. 17 в. был Харлем) и барокко (спорадич. влияния к-рого оживились к концу 17 в.). Ведущее место заняла нац. школа реалистич. живописи, оказавшая огромное влияние на последующее европ. иск-во. Творчество голл. реалистов выделялось непритязательным любовным изображением своей страны, жизненностью, естественностью образов, умением показать красоту и внутр. значительность скромных обыденных явлений, глубоким интересом к рядовым людям, повседневному быту, к окружающей среде, родной природе, миру вещей. Для голл. живописи характерны тонко нюансированная тональная гамма, мастерская передача материальности предметов, глубины пространства, прозрачности и влажности воз д. среды, многообразных оттенков освещения. Голл. живописцы обычно специализировались в к.-л. из жанров, к-рые именно в H. полностью оформились и достигли высокого подъёма: это портрет, в т. ч. групповой (Ф. Хале), бытовой жанр, посвящённый изображению крестьянской (А. ван Остаде) или городской (Я. Стен, Г. Метсю, Г. Терборх, П. де Хох) жизни, пейзаж (Я. Порселлис, Я .ван Гойен, X. Сегерс, А. Кёйп, С. и Я. ван Рёйсдал, M. Хоббема), анималистич. жанр (П. Поттер), натюрморт (П. Клас, В. Хеда, А. Бейерен, В. Калф), изображения интерьеров (П. Санредам, X. ван Влит).

В 20 - 30-х гг. 17 в. голл. живопись была отмечена особенно ярким демократизмом и смелым новаторством; психологич. собранности, простоте и цельности образа отвечали строгая пространств, (часто диагональная) композиция и скромная цветовая гамма, построенная на оттенках близких тонов. Keep. 17 в. в голл. живописи стали проявляться черты успокоенности, бурж. ограниченности, пристрастие к изображению изысканной бытовой обстановки, мерно текущей жизни. Вместе с тем дух неудовлетворённости и демократического протеста против бурж. действительности очень рано начал сказываться у крупнейших голл. реалистов - Халса и особенно Рембрандта, чьё творчество (мифологич., ист. композиции, портреты, пейзажи) проникнуто глубочайшим психологизмом и высокой человечностью. Живопись крупнейшего из учеников Рембрандта - К. Фабрициуса во многом определила деятельность сложившейся в Делфте группы мастеров (Я. Вермер, Э. де Витте), стремившихся создавать произв., многогранно отражающие совр. жизнь. Во 2-й пол. 17 в. в голл. иск-ве постепенно воцаряются внешняя красивость или сухая описательность, желание польстить самодовольным богатым заказчикам. Последние передовые мастера-реалисты (Рембрандт, Я. ван Рей-сдал, Э. де Витте, А де Гелдер) оказываются в оппозиции к буржуазному обществу.

В 18 в на фоне упадка искусства H., принявшего эпигонский характер, выделяются пастели острого наблюдателя бурж. нравов К. Треста Высоким качеством отмечены изделия художеств, ремесла H. в 17-18 вв.- пластически богатая серебряная утварь (П. и А. ван Вианен, Я. Лютма), делфтский фаянс(в к ром творчески использованы формы и декор кит. фарфора), расписные изразцы, массивная резная мебель.

В 19 в. в H. усиленно растут города с плотно заселенными кварталами и р-нами трущоб. Классицизм с 1830-х гг. уступает место эклектике, широко распространенное обращение к зодчеству ср веков и Возрождения лишь у нек-рых архитекторов (П. Кейперс, Э. Гюгел) носило творческий характер и вызывалось интересом к рациональным архит. формам, связанным с нац. традицией. В 1-й пол. 19 в. наряду с академич. композициями и портретами (Я. В. Пинеман, Я. А Крюсеман), романтич. жанровыми и историко-бытовыми сценами (А Шеффер, X. тен Кате, Д. И. Блес, А X Баккер-Корф)создавались пейзажи (А. Схелфхаут, Б. К. Куккук), где использовались традиционные для голл. живописи мотивы. Во 2-й пол. 19 в. мастера голл. реалистической живописи опирались на традиции реализма 17 в., видя в нем образец глубокого художеств, претворения действительности. Лирич. настроение, тяготение к свободной, эмоциональной живописи характерны для гаагской школы - для созданных И. Исраэлсом проникновенных сцен из жизни простых обездоленных людей, для задушевных пейзажей Я X. Вейсенбрюха, братьев Я. и В. Марис, X B Месдага, изображений интерьеров И. Босбома. В тонких лирич. пейзажах Я. Б. Йонгкинда ощущение динамики света и атмосферы предвосхищало импрессионизм. Достижения импрессионизма преломились в выразительных видах амстердамских улиц Г. X. Брейтнера и в острохарактерных портретах И. Йсраэлса. Социальная насыщенность реалистических образов, смелая экспрессия, контрасты света и тени выделяют картины и этюды В. ван Гога, созданные им в 1881-85 на родине.

В 20 в. голл. архитекторы, опиравшиеся на вековой опыт решения в H. практич. функциональных задач, много работали над преодолением перенаселенности городов и освоением отвоеванных у моря

территорий. В градостроительстве накоплен опыт рациональной, экономичной и компактной застройки (преим. крупными зданиями) как больших р-нов старых городов (Амстердам - планы арх. X. П Берлаге, 1902, 1915-17, К. ван Эстерена, 1935; Гаага - планы арх. Берлаге, 1908-09, В. M. Дюдока, 1935), так и заново застраиваемых (город-сад Хилверсюм, арх. Дюдок, с 1915) или радикально реконструируемых городов (Роттердам, план арх. К. ван Тра, 1946, 1955-60). На польдерах вокруг новых городов (Эммелорд, с 1948) создана сеть поселков с малоэтажными домами (Нагеле, 1954-57) и с.-х. ферм с типовыми постройками. Переход к функционализму в H. начался на рубеже 20 в., когда появились проникнутые нац.-романтич. тенденциями постройки X. П. Берлаге; позже эту романтич. и экспрессивную тенденцию продолжили К. П. К. де Базел, M. де Клерк, П. Л. Крамер. В числе родоначальников европ. функционализма - Я. И. П. Ауд, автор комплексной малоэтажной застройки рабочих р-нов, Г. Ритвелд, создатель сложных архит. композиций с контрастной игрой плоскостей и светотени, В. M. Дюдок, тяготевший к динамич. сопоставлению объемов, пластич. обогащению архит. композиции.

1. Церковь Онзе ливе-Врау в Маастрихте. 10-16 BB Вестверк-около 1000, надстроен в 12 в 2 Церковь в Гармерволде 3 я четверть 13 в 3. чАдские ворота" (Хелпорт) в Маастрихте 13 в 4 Здание городских весов в Харлеме 1597-98 5 Семья К е лд е р м а н с Ратуша в Мидделбурге. 1452-1520 6 Л д е К е и. Мясные ряды в Харлеме 1602-03.

1 Чайник Делфтский фаянс 1744. Государственный музей. Амстердам 2. Я Л ю тм а. Серебряное блюдо 1647. Государственный музей. Амстердам. 3. Расписной изразец 17 в Собрание Вис. Амстердам.

Поиски новых архит. форм, особенно характерные для группы, связанной с журн. "De Stijb ("Стиль"; 1917-28) и объединявшей архитекторов, дизайнеров и живописцев, постепенно сменились чисто рационалистич. пониманием функциональных задач архитектуры (Я. Дейкер, И. А. Бринкман, Л. К. ван дер Влюгт). Это направление, преобладавшее в годы после 2-й мировой войны, проявило себя в разработке планов жилых домов разной этажности (в т. ч. многоэтажных галерейного типа) и различных, подчас новаторских проектов обществ, сооружений - торг, центра с улицами для пешеходов (Лейнбан в Роттердаме, 1949-53, арх. И. X. ван ден Брук, Я. Б. Бакема; илл. см. т. 4, стр. 59), ж.-д. вокзала (в Роттердаме, 1956-57, арх. С. ван Равестейн) и ж.-д. почтамта (в Роттердаме, 1959, арх. Э. X. и X. M. Крайвангер), многофункционального торг, здания (в Роттердаме, 1948- 1952, арх. В. ван Тейен, X. А. Маскант), интерната из равных пространств, ячеек ("Бюргервесхейс" в Амстердаме, 1958- 1960, арх А. ван Эйк; илл. см. т. 1, табл. XLVII) и др. Сотрудничество архитекторов и дизайнеров демонстрирует амстердамский аэропорт Схипхол (1963-67, арх. M. Ф Дейнтьер). Консервативное, стилизаторское направление в архитектуре представлено работами зодчих делфтской школы - церквами, малоэтажными поселками (M. Я. ГранпреМольер).

В 20 в. впервые сложилась самостоят, голл. школа скульптуры, проявившая себя в экспрессивной малой пластике (И. Мендес да Коста), в монументальных работах (Л. Зейл, X. M. Везелар) и портрете (Л. X. Сондар, Л. О. Венкебах). Гуманистич. идеями проникнуто разностороннее творчество скульпторов M. Aндриссена, X. Крона, Дж. Радекера, Ф. Сигера. В живописи и графике рубежа 19-20 вв. сильны были черты мистич. символики и стилизации в духе "модерна" (Я. Тороп, И. Торн-Приккер). В 1910-х гг. сложился "неопластицизм" - вид абстрактной живописи - сочетание чётких геом. фигур, раскрашенных в чистые цвета (П. Мондриан, T. ван Дусбюрг, Б. ван дер Лек). Среди голл. экспрессионистов выделяется Я. Слейтерс, чуткий к противоречиям жизни, к невзгодам простые людей. Демократич. и гуманистич. устремления одерживают верх в твор честве Чарли Тороп и X. Шабо, а особенно в росписях и графике П. Алмы на социально-политич. темы. Вместе с тем в совр. H. распространены многие формы абстракционизма (скульптор А. Волтен, живописец К. Аппел), сюрреализма, "поп-арта" и др. модернистских течений. Илл. см. на табл XXXV-XXXVII Лит. ВипперБ P, Становление реализма в голландской живописи XVII века, M , 1957, его же, Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640 - 1670), M , 1962; Фромантен Э, Старые мастера, [пер с франц , M , 1966]; Егорова К С, Художественные музеи Голландии, [M , 1969]; Крашенинникова H Л, Современная архитектура Нидерландов (Гол ландия), M, 1971; Ротенберг E. И., Западноевропейское искусство XVII века, [M., 1971], Gelder H E van, Duverger J (red.), Kunstgeschiedenis der Nederlanden, dl 1 - 3, 3 dr , Utrecht - Antw , 1954 - 56; BroekJ H van den, Gids voor nederlandse architectuur, 2 dr.. Rotterdam, 1959.


XV. Музыка

Первые сведения о муз. культуре H. относятся к раннему средневековью. С 12 в. развиваются рыцарская лирика и иск-во менестрелей, городских и при двор ных (играли на духовых инструментах). С 13 в. существовали школы менестрелей. В 14 в. возникают хор. капеллы при различных цехах. Музыка приобретает важное значение в жизни общества. Гор. музыканты - стадпейперы (трубачи и др ) участвуют в церк. и придворных торжествах. Создаются церк. муз. коллегии и (впервые в Европе) проф. певческие школы (метризы) при крупнейших кафедральных соборах. Подготовкой хористов ведал магистрат. Для нидерл. городов (с 15 в.) характерен мелодичный колокольный звон (системы колоколов управлялись часовыми механизмами). Празднества, ярмарки (кермессы), стрелковые и др. соревнования сопровождались игрой на муз. инструментах, пением и танцами. Особенно популярны были песенные и хоровые жанры. Среди сохранившихся памятников нар. муз. культуры H.- песни флагеллантов (религ. сектантов 15 в.). Исключительно высокого подъема достигло муз. иск-во H. в 15 - 16 вв., когда на богатой основе нар. музыки, франц. и англ, многоголосия и передовой проф. муз. культуры расцвела нидерландская школа контрапунктистов, широко распространившаяся в др. странах. Она ознаменовала классический период музыки H. и вершину развития европ. вокально-хоровой полифонии, определив законы контрапункта. Деятельность ее крупнейших представителей оказала значительное влияние на дальнейшее развитие всей зап.-европ. музыки. В 16 в. в период бурж. революции в H. получили общенародное распространение песни гезов (повстанцев), направленные против

1. Я Б Бакема. Торговый центр в Нагеле 1954-57 2 В M Дюдок. Управление портом в Амстердаме 1958 - 60 3. И А Бринкман, Л К ван дер Влюгт Табачная фабрика "Ван Нелле" в Роттердаме 1928 - 30 4. X А. Маскант и др Жилые дома на улице Карел Дорманстрат в Роттердаме 1958.

исп. тирании. В их мелодике отражены черты формировавшегося нац. песенного стиля. В 16 в. в Амстердаме и др. городах возникает карийон - нац. иск-во виртуозной игры на наборе колоколов, литьём к-рых славились нидерл. мастера (заимствовано затем др. странами). Среди известных звонарей (также органистов) - С. Фербек (17 в.), Я. Потхолт, X. Фокинг (18 в.), Я. Винсент (20 в.). В 17 в. в связи с развитием инструментальной музыки высокого уровня достигает производство музыкальных инструментов (клавиры флам. мастеров 17-1-й пол. 18 вв.- лучшие в Европе; славятся и нидерл. органные мастера). С утверждением кальвинизма в независимых Сев. Нидерландах упраздняется пышное (католич.) хоровое многоголосие, распространяется протестантское пение. Высокого уровня достигает органное иск-во. Крупнейший композитор, мастер органной и клавирной игры кон. 16 - нач. 17 вв. Я. П. Свелинк оказал влияние на развитие нем. органной школы. Однако в целом музыка H. с 17 в. теряет ведущее значение. Клавирная, лютневая и ансамблевая игра, многоголосное пение, игра на комнатном органе (портативе) распространяются в бюргерской среде (о чём свидетельствуют полотна голл. живописцев). Образуются содружества любителей музыки - "кол-легиум музикум". Развиваются жанры инструм. музыки (органной, клавирной, для струнных и др. ансамблей). Магистрат Амстердама организует бесплатные концерты церк. органистов для горожан (до 1727), к-рые позднее превратились в публичные органные концерты. В 17- 18 вв. Амстердам-важнейший европейский центр муз.-издательского дела. С кон. 17 в. (в период гос. унии с Англией) в H. преобладает англ., франц. и итал. музыка. Для её исполнения создаются вокально-инструм. капеллы (в 1732 в Гааге и др.). Наряду с домашним музицированием и церк. концертами в 18 в. утверждается новая форма муз. жизни - платные публичные концерты гастролёров, в числе к-рых были выступления А. Вивальди (1738) и юного В. А. Моцарта с сестрой (1765-66, в Амстердаме и Гааге). Спектакли итал. и франц. комич. оперы ставились эпизодически на сценах драматич. театров (гл. обр.силами иностр. артистов). Первая голл. опера в стиле классицизма - "Торжествующая любовь" К. Хакуарта (1678). Среди др. подобных опер нац. композиторов - "Земира и Азор" (1783), "Ричард Львиное Сердце" (1792) и "Две статуи" (1798) Б. Рулофса. В Гааге и Амстердаме муз. коллегии преобразуются в концертные об-ва. В 1777 в Амстердаме организуется науч. и культурное оо-во "Богатое заслугами" (существовало до 1889) с оркестром и сооств. концертным залом, где дирижёрами выступали известные композиторы Б. Рулофс и И. Ферхюлст. С 1796 проходили воскресные концерты об-ва "Музыкальное просвещение", в 1815 в Гааге возникло об-во "Хармоника", преобразованное ь 1821 в об-во "Дилигенция", много лет дававшее симф. концерты.

В 1-й пол. 19 в. развивается нац.-демократич. музыкальная культура, вначале с нем. романтич. влияниями, т. к. MH. голл. композиторы обучались в Германии. Среди них: Ж. Б. ван Бре, И. Ферхюлст (оркестровая, камерная, культовая музыка), P. Хол (нац. песни и хоры), В. Николаи (нац. детские песни). Была основана первая нац. Королев, муз. школа (1826-46, Гаага), создано Об-во поощрения музыки (1829), к-рое поддерживало премиями нац. композиторов и издавало их произв., открыло в 1853 собств. муз. школу, участвовало в организации Амстердамской консерватории (1884) и хоровых коллективов в ряде городов H. В 1841 учреждено об-во "Цецилия" по охране быта музыкантов. Проводились публичные концерты на открытом воздухе с участием Королев, воен. капеллы в Гааге (с 1829) и Паркового оркестра в Амстердаме. С 1875 существует Королев, об-во нидерл. музыкантов (Амстердам) с различными проф. объединениями и многочисл. отделениями в стране. В 1883 было основано крупнейшее концертное об-во "Консертгебау" с собств. залом, с хором и знаменитым симф. оркестром, которым руководили В. Кес (1888 - 95), вы дающиеся нидерл. дирижёры В. Менгельберг (1895-1941), Э. ван Бейнум (1945-59), Э. Йохум (с 1961); с этим оркестром работали П. Монтё, Б. Вальтер; позднее оркестр возглавил В. ван Оттерло. Развитию оперы в H. способствовали организованное в 1884 Вагнеровское объединение Вагнер-Веренинг" (до 1919 руководил X. Виотта; исполнялись в 1894-1912 вагнеровские оперы, позднее и произв. др. композиторов, в т. ч. современных) и нац. оперные труппы-"Холландсе опера" (1886-94, организована И. Г. де Гротом, ставила на голл. яз. оперы композиторов С. ван Миллигена, Я. Брандтс-Бёйса, В. Ландре и др.), "Де Недерландсе опера" (1894-1901, осн. дирижёром К. ван Линденом) и Нац. опера (1916-23, руководитель Г. X. Копман). Получают известность нидерландские оперные артисты: Я. Урлюс, А. ван Рой, К. Энгелен-Севинг и др.

В кон. 19 - нач. 20 вв. выдвигаются нац. композиторы Б. Звере, затем И. Baгенар (также дирижёр, органист, в 1919-37 директор Королев, консерватории, осн. в 1908 в Гааге) и А. Дипенброк; они создали нац. программный симфонизм, вокально-инструм. и муз.-театр, произв., став основоположниками совр. нац. муз. школы H. Среди др. музыкантов - К. Доппер, автор программных нац. симфоний, и муз. фольклорист Ю. Рентген. В числе композиторов нач. 20 в.- Я. ван Гилсе, импрессионисты А. Вормолен и Б. ван ден Сигтенхорст-Мейер. В 1911 создано Об-во нидерл. композиторов; после 1-й мировой войны - Нидерл. об-во совр. музыки во главе с композиторами-экспериментаторами X. Загвейном, M. Вёрмёленом, Д. Рёйнеманом и С. Дресденом (создал хоровую капеллу "Мадригал", 1914). Крупнейший композитор 1-й пол. 20 в.- В. Пейпер, воспитавший MH. совр. композиторов H. (также муз. критик). Среди музыкантов сер. 20 в.- композиторы X. Бадингс, P. Г. Эсхер, M. Флотхёйс, X. Андриссен, M. Монникендам, С. Бессем, P. де Рос, Г. Ландре, К. ван Барен и др.; дирижёры П. Хюппертс, Б. Хайтинк; пианисты К. де Грот, Л. Понсе, X. Хенкеманс; клавесинист Г. Леонхардт; скрипачи T. Олоф, X. Кребберс; певцы T. Байле, Ф. Броне, певицы M. Арден, Г. Браувенстейн.

Нем.-фаш. оккупация затормозила развитие музыкальной жизни, к-рая возобновилась вскоре после 2-й мировой войны 1939-45. В кон. 40-х гг. появились различные авангардистские творческие направления (см. Авангардизм); их представляют композиторы Я. Гердс, Ю. Андриссен, T. де Леув, X. Кокс, О. Кеттинг, П. Схат, M. Менгельберг, M. Флотхёйс, Я. ван Флейман и др. В H. существуют "Де Недерландсе опера" (возобновлена в 1946 муниципалитетами Гааги и Амстердама, выступает также в Роттердаме и Утрехте), оперные компании "Де Зёйд-Недерландсе опера" (осн. в 1848, г. Маастрихт) и "Форум" (с 1955, г. Энсхеде); об-ва "Гаагский художественный клуб" (с 1945), "Донемус" (с 1947, Амстердам; пропагандирует совр. музыку), "Молодёжь и музыка" (с 1948, Амстердам), "Новая музыка" (Гаага), об-ва органистов, дирижёров, союз музыковедов (с 1965) и др. Широко развито рабочее муз. движение, существуют рабочие муз. об-ва, в т. ч. хоровое объединение "Голос народа" (с 1907, Гаага). Известные хоры -"Аполлон" (мужской; 1897-1954, Амстердам) и "Гаагские певцы" (с 1917). С 1948 в Амстердаме проходят летние муз. фестивали. В совр. H. 20 симф. оркестров; крупнейшие (кроме "Консертгебау") - оркестр "Резиденси" (Гаага, осн. в 1899 дирижёром X. Виоттой) и Амстердамский филармонич. оркестр (создан в 1951 по инициативе пианиста Я. Хюкриде; с дирижёром А. Керсьесом гастролировал в 1971 в Ленинграде и Таллине, в 1972 - в Москве). В H. 7 консерваторий - в Амстердаме, Гронингене, Гааге, Роттердаме, Утрехте, Маастрихте и Тилбурге; 3 муз. лицея; Нидерл. ин-т католич. церк. музыки; спец. уч. заведение, готовящее церк. музыкантов, в т. ч. звонарей. В ун-тах Амстердама, Лейдена и Утрехта имеются ф-ты истории и теории музыки.

Лит.: Грубер P. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, M., 1941, с. 305-468; т. 2, ч. 2, M., 1959, с. 73 - 138; Кузнецов К. А., Музыкально-исторические портреты, M., 1937; Б ё р н и Ч., Музыкальные путешествия 1772 г..., [пер. с англ.], M., 1967, Straeten E. van der, La musique aux Pays-Bas avant Ie XIX siecle, v. 1-8, Brux., 1867 - 88; P a a p W., Contemporary music from Holland, Amst., 1953; Music in Holland, ed. by E. Reeser, Amst., 1959.

Л. Г. Бергер.

XVI. Балет

Co времён средневековья местные празднества и карнавалы сопровождались танцами. Балет начал развиваться в 17 в.; ставились аллегорич. спектакли, близкие франц. придворному балету, а также танц. представления из жизни крестьян и ремесленников.

В 1-й пол. 19 в. получил известность балетм. А. В. ван Хамме. Его спектакли пользовались большой популярностью. К кон. 19 в. интерес к балетному театру упал и возродился только в 1930-х гг., когда в H. начали работать MH. представители танца "модерн" (Ф. Родриго, И. Георги), а затем и классич. балета (С. Гаскелл). В 1959 была сформирована труппа Амстердамский балет. В 1961 она слилась с труппой, организованной в 1954 С. Гаскелл, образовав Нидерл. нац. балет. Его возглавляла до 1968 С. Гаскелл, затем P. ван Данциг (до 1970 совм. с P. Кезеном, позднее с Б. Харкарви; в 1971 коллектив был на гастролях в СССР). В репертуаре труппы - балеты классич. наследия (в нек-рых постановках принимали участие деятели сов. балета), спектакли совр. зарубежных балетмейстеров (Дж. Баланчина и др.) и нац. произв., в частности постановки Данцига ("Джунгли" X. Бадингса, 1961, "Памятник умершему юноше" Я. Бермана, 1968). Второй большой коллектив