БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381300 учёных и инженеров (58% - гос. НИИ, 26% - вузовские, 26% - пром. лаборатории, частные и независимые НИИ бесприбыльного типа).

Основы науч. политики roc-ва, текущие и перспективные планы развития и финансирования НИОКР, утверждаемые стортингом, разрабатывает Гос. комитет по науке и технике (осн. в 1965) с помощью Консультативного совета по науч. исследованиям (осн. в 1965). Финансирование НИОКР осуществляется гос-вом (60% ), частным сектором (30% ), зарубежными и междунар. орг-циями (7% ), а также за счёт поступлений по оплате контрактных работ, пожертвований и т. п. (3% ). В 1970 общие расходы - 879,8 млн. крон или 0,98% валового нац. продукта (25,8% - фундаментальные исследования, 30,6% - прикладные, 43,6% - технич. разработки). Гос-во почти полностью финансирует фундаментальные исследования и значит, часть прикладных работ в интересах с. х-ва и пром-сти (30% всех пром. НИОКР, в т. ч. в судостроении, радиоэлектронике, атомной энергетике, произ-ве вооружения и др.). Наряду с прямыми бюджетными ассигнованиями в финансировании НИОКР широко используются различные гос., обществ, и частные фонды (Фонд по развитию исследований и разработок в пром-сти, "Футбольный фонд", фонды Ф. Нансена, А. Яре и др.). Н. поддерживает науч. связи со мн. странами мира и является членом более 50 междунар. и региональных науч. орг-ций. В, В. Щербаков.

Лит.: Amundsen Z., Forskning og forkskere gjennom 150 ar, в кн.: Dette er Norge 1814-1964, bd 1-3, Oslo, 1963-64; Fersknings - og utviklingsarbeid 1969. Utgifter og personale, Oslo, 1971; История философии, т. 3 - 5, M., 1959 - 61; Современная философия и социология в странах Западной Европы и Америки, М., 1964; Мысливченко А. Г., Проблемы современной буржуазной философии в странах Северной Европы, в сб.: Скандинавский сборник, т. 12, Тал., 1967; Aall. A., Filosofien i Norden, 1919; его же, Die norwegische Philosophic, в кн.: Ueberweg Ft., Grundriss der Geschichte der Philosophic, Tl 5, В., 1928; Psykologi og psykologar i Norge, red. av A. G.Skard, Oslo, 1959; Twelve years of social science research, Oslo, 1962; Holm S., Filosofien i Norden far 1900, Kbh, 1967; его же, Filosofien i Norden efter 1900, Kbh; Пoхлебкин В. В., О развитии и современном состоянии исторической науки в Норвегии, "Вопросы истории", 1956, № 9; Г у р е в и ч А. Я., Основные проблемы истории средневековой Норвегии в норвежской историографии, в сб.: Средние века, в. 18, М., 1960; его же [Рец. на кн.]. О. Dahl, Norsk historieforsking i 19. og 20. arhundre, Oslo, 1959, "Вопросы истории", 1962, № 3; Историография нового времени стран Европы и Америки, М., 1967, с.626-42; Эволюция форм организации науки в развитых капиталистических странах, М., 1972.

XII. Печать, радиовещание, телевидение В 1974 в Н. издавалось 158 газет общим тиражом 1875 тыс. экз. Из них 81 ежедневная, большинство выходит в Осло. Наиболее влият. газеты: "Афтенпостен" ("Aftenposten"), с 1860, тираж утреннего издания 200,5 тыс. экз., вечернего 168,9 тыс. экз., орган Хёйре; "Дагбладет" ("Dagbladet"), с 1869, тираж 111,3 тыс. экз., орган Венстре; "Вердене ганг" ("Verdens Gang"), с 1945, тираж 96,4 тыс. экз., отражает взгляды Хёйре; "Адрессеависен" ("Adresseavisen"), с 1767, тираж ок. 74 тыс. экз., изд. в Тронхейме, орган партии Хёйре; "Арбейдербладет" ("Arbeiderbladet"), с 1884, тираж св. 75 тыс. экз., ЦО Норвежской рабочей партии; "Бергене тиденне" ("Bergens Tidende"), с 1868, тираж 81,6 тыс. экз., орган Венстре, изд. в Бергене; "Ставангер афтенблад" ("Stavanger Aftenblad"), с 1893, тираж 47 тыс. экз., орган Венстре, изд. в Ставангере; "Ворт ланд" ("Vart Land"), с 1945, тираж 19,7 тыс. экз., отражает взгляды Христ. нар. партии; "Нашунен" ("Nationen"), с 1896, до 1918 наз. "Ландмандспостен", тираж 22 тыс. экз., орган Партии Центра; еженедельные газеты - "Ориентеринг" ("Orientering"), с 1953, тираж 17тыс. экз., орган Социалистич. нар. партии; "Фрихетен" ("Friheten"; до 1940 наз. "Арбейдерен"), с 1923, ЦО компартии. Информац. агентство - Норв. телеграфное бюро (НТБ) - акц. об-во норв. газет, осн. в 1867.

Радиовещание и телевидение контролируются службой Норв. гос. радиовещания, осн. в 1933. Имеется св. 70 радиостанций. Регулярные телевизионные передачи начались в 1960. м. А. Шленова.

XIII. Литература Многие черты норв. лит-ры восстановлены по данным др.-исл. лит-ры (см. Исландия, раздел Литература). Она создана переселенцами из Н., развивавшими традиции устного нар. творчества, к-рые они принесли в Исландию. Зачинатели древней скальдич. поэзии - скальды (Браги Боддасон, Эйвинд Финсон и др.), были норвежцами. Сохранившиеся памятники чисто норв. происхождения связаны с феод, строем и христианством: поэма "Сонное видение" и дидактич. диалог "Королевское зерцало" (13 в.). В 14-15 вв. возникла баллада. Общее развитие лит-ры было подорвано упадком страны в этот период и подчинением её Дании. Лит. языком Н. становится на длит, время дат. яз. Зачатки новой норв. лит-ры появились в 16 в.; значит, произв. возникли лишь в 17 в.: поэма "Глас Нурланна" (1678-92) П. Дасса (1647 - 1707).

Подъём норв. лит-ры в 18 в. связан с усилением нац.-патриотич. настроений. Норв. писатели Л. Хольберг (1684- 1754), Ю. Н. Брун (1745 - 1816), Ю. Г. Вессель (1742-85) внесли основат. вклад в развитие дат. лит-ры. В 1772 в Копенгагене было основано Норв. общество, ставившее целью возрождение нац. лит-ры. В лит-ре последней трети 18 - нач. 19 вв. преобладают драматургия и лирика. В лирике большое место занимают нац.-патриотич. темы. Эпоха борьбы за отделение Н. от Дании и уния со Швецией (1814) первоначально нашли отражение в публицистике и лирике. В центре лит. жизни 30-х гг. - поэт и драматург X. А. Вергеланн (1808-45), глава радикально-освободит. направления; его лирика сочетала социально-филос. и интимную тематику. Заметна роль Вергеланна и в развитии лит. языка.

В 40-е гг. лит. движение, стремившееся к усилению нац. начала в культуре страны путём обращения к фольклору и крест, жизни, получило наименование нац. романтики. Его возглавил Ю. С. Вельхавен (1807-73). С этим движением связаны X. А. Бьеррегор (1792- 1842), А. Мунк (1811-84) и др. П. К. Асбьёрнсен (1812-85) и И. Э. My (1813- 1882) издали нар. сказки, М. Б. Ланстад - сб. норв. нар. баллад. Романтики нередко рисовали жизнь в идеализированном виде. На рубеже 50-х гг. под влиянием обострившейся социально-политич. борьбы против нац. романтики выступили П. Боттен-Хансен (1824-69), О. Винье (1818-70), Г. Ибсен (1828- 1906). Творчество Ибсена и Б. М. Бьёрнсона (1832-1910) 2-й пол. 50-х гг. обогатилось чертами реализма. В пьесе "Воители в Хельгеланне" (1857) Ибсена, в повести "Сюнневе Сульбаккен" (1857) Бьёрнсона возродился суровый и сдержанный стиль древних саг. Ибсен создал своеобразные произв. филос. поэзии - драматич. поэмы, в к-рых сочетаются романтико-символич. и реалистич. черты,-"Бранд" (1866) и"Пер Гюнт"(1867): в них очерчена широкая картина мира, даны образы большого масштаба и критика убожества совр. жизни. Психологич. углублённостью отличается драматич. трилогия Бьёрнсона "Сигурд Злой" (1862). В романе "Дочери амтманна" (1854-55) Якобине Камиллы Коллетт (1813-95) содержатся элементы реализма. В сер. 70- нач. 90-х гг. господствовал критич. реализм. Его расцвет был связан со сдвигами в экономич. и социаль-но-политич. жизни страны, с формированием радикально-демократич. нац.-освободит. движения при наличии прочных демократич. традиций в обществ, жизни Н. "...За последние 20 лет,- писал Ф. Энгельс в 1890,- Норвегия пережила такой подъем в области литературы, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна, кроме России" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 351). В пьесах Бьёрнсона "Редактор" и "Банкротство" (обе 1875) нашла отражение совр. жизнь. В аналитич. драмах Ибсена ("Кукольный дом", 1879, и др.) показано неблагополучие всего уклада бурж. жизни, невозможность счастливого разрешения её внутр. конфликтов. В романах Ю. Ли (1833-1908) убедительность психологич. характеристик сочетается с точностью в описании различных сфер жизни.

Социальная проблематика наиболее остра в творчестве А. Хьелланна (1849- 1906), романы к-рого в целом составляют эпопею норв. капиталистич. города, а также К. Эльстера Старшего (1841-81, автора романа "Опасные люди" (1881). Живые зарисовки совр. жизни даны в соч. Амалии Скрам (1847-1905), А. Гарборга (1851-1924, роман ч Крестьяне-студенты", 1883). Социальные темы характерны для драм X. Хейберга (1857- 1929). Поэзия П. Сивле (1857-1904) насыщена социально-патриотич. мотивами. Мн. писател-и 80-х гг. значит, место отводили т. н. биологизму, к-рый сочетался с крайним индивидуализмом (X. Йегер, 1854-1910; И. Д. Хансен, 1854-95, и др.). У писателей, вступивших в кон. 80 - нач. 90-х гг. в лит-ру, на передний план выдвигается иррациональное начало. К. Гамсун (1859-1952) сочетал мастерство психолога с выразительностью в описании природы и внеш. форм жизни, лиризм - со строгостью в отборе деталей. Среди его первых соч. выделяются романы "Голод" (1890), "Мистерии" (1892), "Пан" (1894), "Виктория" (1898). Природу и внутр. мир человека Гамсун противопоставлял распаду связей между людьми, индустриализму и урбанизму. Антидемократич. позиции Гамсуна особенно ярко проявились в его драматургии ("У врат царства", 1895, и др.); в дальнейшем он всё чаще изображал жизнь норв. Севера, рисуя патриархальные формы жизни как идеальные (роман "Соки земли", 1917).

В нач. 90-х гг. получила распространение лирика импрессионистского характера: С. Обстфеллер (1866-1900), В. Краг (1871-1933). Однако уже в кон. 90-х и нач. 1900-х гг. преобладал реализм, хотя и не достигший глубины и силы лит-ры 80-х гг. Развивается т. н. областническая лит-pa и лит-pa психологич. реализма, их черты соединились в творчестве У. Дууна (1876-1939), автора семейной хроники "Жители Ювика" (т. 1-6, 1918- 1923). Сложный синтез разнородных элементов отличает творчество Ю. Бойера (1872-1959). в. Г. Адмони.

В нач. 20 в. под влиянием политич. событий (достижение Н. в 1905 независимости от Швеции) и обострившейся классовой борьбы у писателей усилился интерес к современности. Укрепились позиции реализма, к-рый обрёл новые качества в процессе взаимодействия с различными лит. направлениями кон. 19 в.

Реалистич. лит-ра 20 в. впитала элементы символизма, импрессионизма, натурализма. Одна из гл. тем Сигрид Унсет (1882-1949) - проблема женской эмансипации; Я. Кристенсен (1869-1925), К. Эльстер Младший (1881-1947), Р. Ёльсен (1875-1908) писали о разложении гор. бурж. культуры; Т. Эрьясетер (1886-1968) опубл. трилогию "Гудбранд Ланглейте" (1913-27) - историю становления характера молодого человека. А. Хаукланн (1873-1933), К. Уп-даль (1878-1961, "Танец в царстве теней", т. 1-10, 1911-24), Ю. Фалькбергет (1879-1967), О. Бротен (1881-1939) изображали социальные столкновения в рабочей среде. В русле тяготеющей к реализму "областнич. лит-ры" с её вниманием к местному колориту, к жизни простых людей писали Е. Тведт (1857- 1935), П. Эгге (1869-1959), Бойер, Г. Скотт (1874-1958), С. Морен (1871- 1938) и др. В лирике интерес к действительности сочетался с филос. проблематикой, с поэтич. описаниями природы. Творчеству Эрьясетера, У. Аукруста (1883-1929), У. Нюгара (1884-1924), А.Ларсена (1885-1967) свойственны черты символизма и импрессионизма, влияние к-рых ощутимо и в прозе Т. Андерсена (1866-1920), Н. Кьера (1870-1924), Ю. Еллефсена (1888-1921). В филос. и пейзажной лирике Г. Вильденвея (1886- 1959), У. Булля (1883-1933) заметны реалистич. тенденции.

События 1-й мировой войны 1914-18, Великая Окт. социалистич. революция в России и строительство социализма в СССР нашли отклик в обществ, жизни Н. Мировой экономич. кризис 1929-33 и усиление рабочего движения, угроза фашизма привлекли внимание к марксизму. В то же время интерес вызывала философия А. Бергсона, 3. Фрейда, мистицизм. Сторонники интуитивизма, индивидуализма группировались вокруг драматурга-экспрессиониста Р. Фангена (1895- 1946). Им противостоял журнал "Mot Dag", к-рым руководил Э.Фальк (1887- 1940), пропагандировавший идеи К. Маркса. В 1936-37 во главе прогрессивных сил Н. стоял журнал "Veien from", издававшийся поэтом, драматургом и прозаиком Н. Григом (1902-43), основоположником социалистич. реализма в лит-ре Н. В нар.-героич. драме "Поражение" (1937) Григ изобразил события Парижской Коммуны 1871. Революц. мотивы звучат в поэзии Р. Нильсена (1901-29; сб-ки "На каменистой почве", 1925, "Будни", 1929) и А. Поше Осена (р. 1901). В творчестве С. Хуля (1890-1960), X. Крога (1889-1962) критика бурж. действительности сочетается с углублённым психологич. анализом. Т. Весос (1897-1970) и А. Саннемосе (1899-1965), склонные к символич. обобщениям, создали романы о воспитании личности. Унсет (трилогия "Кристин, дочь Лавранса", 1920- 1922), Дуун, фалькбергет ("Четвёртая ночная стража", 1923), Упдаль обратились к жанру историч. романа. Черты областничества характерны для романов И. Рефлинг Хаген (р. 1895), У. Слетто (1886-1963), И. Крокана (1893-1962). В рассказах Н. Ю. Руда (р. 1908) значит, место занимают картины природы. А. Эверланн (1889-1968, сб. "Красный фронт", 1937) и Г. Рейс-Андерсен (р. 1896) в реалистич. стихах показали угрозу фашизма и войны.

В 30-е гг. мн. писатели ищут новые пути изображения действительности. С. Кристиансен (1891-1947), испытавший влияние Ф. М. Достоевского, большое внимание уделяет психологическим проблемам. Драмам Ю. Боргена (р. 1902), романам Г. Ларсена (1900-59), Весоса и Саннемосе, поэзии Р.Якобсена (р. 1907), Э. Бойсена, К. Гиля (р. 1910), А. Во (1889-1965), Эрьясетера, У.Булля, Вильденвея свойственны черты модернизма.

В годы оккупации Н. нем.-фаш. войсками (1940-45) писатели участвовали в антифаш. борьбе (кроме Гамсуна, сотрудничавшего с фашистами). В виде листовок распространялись стихи Грига, Ингер Хагеруп (р. 1905), вселявшие веру в победу над фашизмом. Выходило ок. 300 подпольных газет. С. Эвенсму (р. 1912), Эверланн находились в заключении, Унсет, Саннемосе, Григ, Ингер Хагеруп эмигрировали.

Теме Движения Сопротивления посвящены мн. произв. послевоен. лит-ры. Она в центре сб-ков рассказов "За шкафом стоит топор" (1945), "Последняя полька" (1964) Турборг Недреос (р. 1906), автобиографич. романа "Беглецы" (1945) Эвенсму, романов "Тропа любви" (1946) и "Голубая вершина" (1964) Боргена, "Пять лет" (1951) и "После боёв" (1954) И. Свинсоса (р. 1912), "Спекулянт" (1947) Э. Болстада (р. 1905), "Страшная зима" (1964) и пьесы "Продаётся смерть героя" (1968) С. Хельмебакка (р. 1922). Преобладает реалистич. роман. Наиболее значит, произв.: трилогия Боргена "Маленький лорд" (1955), "Тёмные воды" (1956), "Он у нас в руках" (1957) - о трагедии человека, поставившего себя вне общества; сб-ки рассказов Недреос "Волшебное стекло" (1950), "Остановка" (1953) и её романы "Музыка голубого колодца" (1960) и "При следующем новолунии" (1971) - о столкновении подростка с ханжеством и лицемерием; "Дурной пастырь" (1960) Е. Бьёрнебу (р. 1920), в к-ром автор обвиняет капиталистич. общество в росте преступности; серия романов из жизни горняков под назв. "Хлеб ночей" (1940-59) Фалькбергета. Романы, рассказы и стихи Весоса посвящены гл. обр. борьбе сил созидания и разрушения. Роман Ф. Альнеса (р. 1932) "Гемини" (1969) - о необходимости некоего "космического" мировосприятия. В романах "Лине" (1959), "Иоахим" (1961), "Эпп" (1965) А. Енсена (р. 1932) социальная критика сочетается с чрезмерным вниманием к сексуальным переживаниям героев. А. Мюкле (р. 1915) в романе "Песня о красном рубине" (1956), Бьёрнебу в романе "Без единой нитки" (1966) выступили против бурж. ханжества.

Высокой гражданственностью отмечены сб-ки стихов Хагеруп "Дальше" (1945), "Седьмая ночь" (1947), "Плывёт мой корабль" (1951), "Из кратера сердца" (1964), "Татуированное сердце" (1969); она автор книг для детей ("Как странно", 1950, "Маленькая петрушка", 1961). X. Берли (р. 1918), X. М. Весос пишут стихи на социальные темы, о молодёжи. Мн. стихи А. Бьёрке, Ф. Бьёрнсета, М. Таквама, Я. М. Брухейма пронизаны страхом перед будущим. Повседневной жизни посвящает стихи Кари Бакке (р. 1908), Р. Скреде (р. 1904) свойственно стремление к экспериментаторству.

Для драматургии Н. 60-х гг. характерна актуальность тематики: "Андерсены" Боргена, "Город у моря" (1962) Т. Ска-гестада (р. 1920). Чёткостью социальных оценок отличается антивоен. пьеса "Он сказал „нет"" А. Хьелланна (1907-63). В пьесе "Любители птиц" (1966) Бьёрнебу предостерегает против возрождения фашизма. Пьеса X. Хагерупа (р. 1933) "Человек из вчерашнего дня" (1962) и сб. пьес "Кошачий замок" (1967) написаны в экспрессионистской манере. Интересны попытки нек-рых драматургов ставить пьесы из жизни рабочих на предприятиях и в рабочих посёлках ("Здесь моё место", 1972, К. Хагерупа).

Союз норв. писателей создан в 1893. Его цель содействовать развитию норв. лит-ры, защищать права писателей. С 1970 союз возглавляет Э. Хаслунд (р. 1917).

Лит.: Б р а н д е с Г., Собр. соч., пер. с дат., 2 изд., т. 1, СПБ, [1906]; Г о р н Ф. В., История скандинавской литературы от древнейших времен до наших дней, М., 1894; История зарубежной литературы конца XIX - начала XX в. (1871 - 1917), М., 1968; История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1, 1917 - 1945, М., 1969; Elster К., Illustreret norsk litteraturhistorie, 2 utg., bd 1 - 2, Oslo, 1935; H o u m Ph., Norsk litteratur efter 1900, Stockh., 1951; Norsk litteraturhistorie, 2 utg., bd 1-5, Oslo, 1957 - 63; В е у е г Н., Norsk litteraturhistorie, Oslo, 1963; В е у е г Е., Utsyn over norsk litteratur, Oslo, 1971; Norsk littereer arbok, Oslo, 1972. Г. Н. Храповицкая, Н. И. Крымова.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство Древнейшие памятники иск-ва на терр. Н.- наскальные росписи эпох неолита и бронзы (изображения оленей, солнечного диска, условные сцены пахоты, схематич. фигуры людей). К сер. 1-го тыс. н. э. относится распространение звериного стиля, привнесённого германцами, заселившими юг Н. С кон. 8 в. и в 9 в. (т. н. эпоха викингов) формировалось ср.-век. иск-во Н.: продолжалось развитие звериною стиля, в к-рый включались геом. узор ("плетёнка") и фигуры людей [резьба на предметах погребального корабля в Осеберге (Усеберге), 9 в.], позже растит, узоры и жанровые сцены; появились каркасные деревянные сооружения. Наивысшее достижение ср.-век. зодчества Н.- сложившийся в 11 в. глубоко своеобразный в конструктивном и художеств, отношении тип деревянной церкви - "ставкирка" (см. Деревянная архитектура), церкви в Урнесе(1060-1130), Бор-гунне (ок. 1150; илл. см. т. 8, табл. VIII, стр. 48-49 и стр. 122) и др. Каменная архитектура Н. складывалась в 12-14 вв. под влиянием англ, романской (собор в Ставангере, ИЗО-1300) и готической (собор в Тронхейме, ок. 1140-1320; королевский зал "Хоконсхаллен" в Бергене, 1246-61, и др.) архитектуры. В 13- 14 вв. развивалось норв. готич. изобразит, иск-во (росписи церквей, скульптура, миниатюра).

Утрата независимости Н., экономич. упадок страны затормозили в кон. 14- 16 вв. развитие её художеств, культуры. Со 2-й пол. 16 в. норв. строители вновь обратились к общеевроп. художеств, стилям: элементы архитектуры Возрождения использовались в сооружениях 2-й пол. 16 - 17 вв., в 18 в. преобладающими стали черты барокко и рококо, в кон. 18 - нач. 19 вв. появились постройки в стиле раннего классицизма. Однако обязательно сохраняющиеся в архитектуре усадебных и гор. домов высокие черепичные крыши с изломом, лёгкие деревянные галереи и лоджии свидетельствовали о связях с традиц. деревянным норв. зодчеством. В изобразит, иск-ве 17 - нач. 19 вв. влияние европ. стилей (гл. обр. барокко и рококо) особенно заметно сказалось в декоре интерьеров, над к-рыми работали преим. иностр. мастера (нем. мастер М. Блументаль). В декоративно-прикладном иск-ве наряду с резьбой по дереву, где всё большее распространение получал пышный барочный растит, орнамент, развивались резьба по слоновой кости, роспись по дереву.

В нач. 19 в. освобождение Н. от власти Дании и получение нек-рой автономии (в рамках шведско-норвежской унии 1814-1905) создали более благоприятные условия для развития норв. нац. культуры. На смену несколько суховатому академичному классицизму 1-й пол. 19 в.(королевский дворец, 1824-48, биржа, 1826-28, ун-т, 1838-52,- в Осло) во 2-й пол. 19 в. приходят эклектика (псевдороманские формы, англ, неоготика) и подражание декоративным элементам отечеств, деревянной архитектуры - т. н. драконовский стиль (арх. X. Мунте). Первым крупным нац. художником 19 в. был живописец и график Ю. К. К. Даль (один из инициаторов создания Нац. галереи в Осло, Об-ва по охране древностей), к-рый написал ряд героич. эмоциональных пейзажей Н. С сер. 19 в. возрос интерес к темам из жизни народа (творчество жанриста А. Тидеманна), к нац. пейзажу (X. Гуде, Ф. Коллетт). В 1870-80-х гг. знакомство норв. художников с иск-вом Франции пробудило интерес к специфически живописным проблемам, особенно передаче освещения и световоздушной среды (X. Баккер, Э. Петерсен, X. Хейердал, Ф. Таулов и др.). Скульпторы 19 в., как правило, учились в Копенгагене и в той или иной мере были подражателями классициста Б. Торвальдсена (X. Микельсен, Ю. Миддельтун, М. Шейброк, Б. Бергслиен).

К кон. 19 в. передовое норв. иск-во откликнулось на перестройку жизни, связанную с индустриализацией страны, обострением социальных противоречий и с укреплением нац. самосознания норвежцев. Произведения живописцев К. Крога, Э. Вереншёлля, Г. Мунте, Т. Киттельсена, наполненные демократич. и патриотич. идеями, свидетельствуют о сложившейся нац. реалистич. школе. С реалистич. традициями связаны и работы скульптора Г. Вигеланна, позднее вставшего на путь символизма и подчас грубого натурализма. В этот же период сложилось и творчество Э. Мунка, одного из предшественников экспрессионизма в европ. иск-ве и блестящего мастера монументальных росписей, гравюры на дереве, офорта и литографии.

В архитектуре первых двух десятилетий 20 в. продолжала господствовать эклектика, а в кон. 20 - нач. 30-х гг. получил развитие функционализм. После 2-й мировой войны осн. внимание уделялось проблемам расширения и реконструкции городов (проект "Большого Осло", 1948-50), массовому жилищному стр-ву. В поисках самобытных форм архитекторы вновь обращаются к нар. зодчеству (туристские гостиницы, частные виллы, особняки). В 1960-х гг. получил развитие брутализм (ратуша в Аксере близ Осло, 1963, арх. X. Лунд, Н. Слетту; музей в Ховикоддене, 1964- 1968, И. Эйквар, С. Е. Энгебретсен).

Э. М у н к. "Исто" рия". Фрагмент росписи актового зала университета в Осло, 1910-16,

В сельских местностях Н. распространены поселения хуторского типа ("горд"), с комплексом жилых и хоз. построек, располагающихся компактными группами или цепочкой (в гористых р-нах), либо покоем и замкнутым каре (на терр. со спокойным рельефом). Несколько "гордов" составляют селение ("гренн", или чтун"). Постройки - деревянные, на кам. фундаменте, окружённые галереями и украшенные резьбой (жилые дома, "лофты"-кладовые, хоз. постройки; илл. см. т. 8, табл. VIII, стр. 48-49).

В изобразит, иск-ве 1-й пол. 20 в. огромную роль играло монументально-декоративное иск-во, всегда предметное и конкретное по содержанию (работы А. Револля, П. Крога, А. Рольфсена, Р. Аули и др.). Во 2-й пол. 20 в. сосуществуют самые различные направления, начиная от абстракционизма и кончая "поп-артом" и др. модернистич. течениями (творчество живописцев Я. Вейдемана, К. Румора, Г. С. Гундерсена, И. Ситтера). Демократия, реалистич. традиции сохраняются в работах ряда живописцев (X. финне), графиков (В. Тветерос, П. Гоген), создающих пейзажи, портреты, жанровые композиции на темы из жизни рыбаков и лесорубов. В 20 в. получила развитие неоклассицистич. линия в скульптуре (В. Расмуссен, Р.Лунне, Г. Янсон, Э. Баст и др.). Для декоративно-прикладного иск-ва (мебель, керамика, текстиль, изделия из металла) характерны простые рациональные формы, в декоре часто используются переработанные элементы нац. фольклора.

Прикладное иск-во издавна играло большую роль в крестьянском быту (литые и кованые изделия из металла, выточенные из дерева фигурные сосуды, а также ткачество, вышивка, вязанье, кружевоплетение). Многие традиц. виды вытеснены пром. произ-вом и сохраняются лишь в отдалённых р-нах страны.

Лит-: Искусство Норвегии, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, т. 5, т. 6, кн. 1, М., 1960 - 65; Всеобщая история архитектуры, т. 4, 7, 10, 11, Л.- М., 1966 - 73; S t e w a r t J., Norwegian art treasures, L., 1959; Abrahanisen H., Norwegian architecture, Oslo, 1960; Askeland J., Norskmalerkunst, [Oslo, 1963]; Nprwegische Volkskunst. Bildteppiche. Holzarbeiten. Austellung. [Katalog], W., 1963.

XV. Музыка О древнем происхождении музыки Н. свидетельствуют памятники материальной культуры, найденные при раскопках (2 в. до н. э.), изображения муз. инструментов на камнях (2 в. н. э.) и в деревянных орнаментах, упоминания в сагах инструментов скальдов (скрипки гиг и фель, рог лур, ручные арфы крогарп, лангарп, или лангелег). Сохранились древние нар. инструменты - буккехорн (козий рог), приллар (бычий рог), триллехорн (рожок), селье (род флейты). Известны имена странствующих нар. поэтов-певцов С. Фенесбане и X. Рунге, исполнителей на феле. Н. издавна славилась народными скрипачами-виртуозами (К. Луросен, Н. Рекве); их традиции продолжал в 19 в. Т. Аудунсен. Народные напевы (слотты) и инструментальные наигрыши (люарслотты, лангелей-кслотты) сохранили с