БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381амобытность и причудливую образность. Оригинальны песни о горных духах (троллях и гномах), лесных девах (гульдрах), великанах. Среди песенных жанров - колыбельные, любовные, шуточные, состязательные (импровизационные), рыбачьи, пастушьи (хаукинг, лильинг), заканчивающиеся фиоритурами, основанными на звукоподражании перекличкам в горах и наигрышам рожков. Сохранились лирико-эпич. песни (12-16 вв.) о викингах, скальдах, рыцарях, первых королях. Нар. Мужским танцам свойственны стремительные темпы и синкопированные ритмы (спрингтар, халлинг и др.). Ср.-век. церк. музыка Н. развивалась в русле европ. влияний. В 16 в. получило распространение иск-во нар. певцов - зингмейстеров. В 17 в. на жаловании гор. управлений состояли гор. музыканты (гл. обр. немцы и датчане). В 14-16 вв. в Н., находившейся под властью Дании, нац. проф. иск-во почти не развивалось. Первые видные музыканты Н.- органист и дирижёр Ф. Грот, комп. А. Флинтенберг, органист ф. Фогель (2-я пол. 18 - нач. 19 вв.). В кон. 18 в. выдвигается семейство органистов-композиторов Линнеманов ("норвежские Бахи"); наиболее известен Л. М. Линнеман, первый собиратель норв. муз. фольклора, педагог и теоретик. Интерес к нар. нац. музыке проявился в связи с нац.-освободит. движением в период шведско-норв. унии (1814-1905). Издавались сб-ки нар. песен - "68 мелодий норвежских гор" (1841), "Старые и новые мелодии норвежских гор" (1848-67) и др., Л. М. Линнемана, позднее - сб-ки К. Эллинга, У. М. Санвика, А. Бьёрндаля и др. Впервые нар. мелодии использовал В. Тране (песня горца из его музыки к пьесе X. Бьеррегора "Приключение в горах" стала народной). В 1850-60-х гг. начала формироваться нац. муз. школа; её основоположники - X. Хьерульф, создатель норв. романса; У. Булль, композитор-импровизатор и скрипач-виртуоз, получивший широкую известность; Р. Нурдрок, пропагандист нац. музыки, автор нац. гимна. Их деятельность подготовила почву для расцвета творчества классика норв. музыки, композитора мирового значения Э. Грига, возглавившего нац. романтич. направление и создавшего высокие образцы нац. муз. стиля. Последователи Грига - первый норв. симфонист и дирижёр Ю. Свенсен, романтики Ю. Хальворсен, К. Синдинг; Г. Скьеллеруп (музыкальные драмы в стиле Р. Вагнера). Сочетание нац. основы и влияния поздних нем. романтиков характерно для произв. Я. Боргстрёма, П. Лассона, С. Ли, X. Клеве, Ю. Баккер-Лунне; воздействие К. Дебюсси ощутимо в творчестве А. Хурума, Т. Турьюссена, Д. М. Юхансена. Среди композиторов нац. направления нач. 20 в.- А. Эгген, У. Хьелланн, Л. И. Йенсен, X. Ли, М. М. Ульфестад; выдвигаются певицы С. Арнольдсон и Г. Гроруд. Основоположник совр. норв. музыки - Ф. У. Вален (ученик А. Шёнберга), он ввёл в музыку Н. додекафонию и оказал влияние на мн. сканд. композиторов. Выделяется симф. творчество X. Северуда (его 7-я симфония с хором поев, победам СССР над фаш. оккупантами, 1944). Из композиторов сер. 20 в. наиболее известны К. Эгге, основатель и пред. (1946-48) Союза композиторов сканд. стран, представитель Н. в муз. комитете ЮНЕСКО; Б. Брустад, Ш. Халль, К. Андерсен, К. Кольберг, К. Нюстедт. Высокое развитие в Н. получила церк. музыка и иск-во игры на органе (Л. Нильсен, А. Санволль и др.). С кон. 1940-х гг. в музыку Н. проникли влияния И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита, Б. Бартока (соч. И. Квандаля и мн. др.).В числе музыкантов - композиторы Л. Йенсен, У. Хьелланн, У. Фален, С. Юрдан; дирижёры Э. Фьельстад, О. Грюнер-Хегге, К. Гарагулю; певица К. Флагстад. В 1950-х гг. возникла группа норв. композиторов-авангардистов (см. Авангардизм), среди них - Б. Фонгар, Ф. У. Арнестад, А. Нурхейм, А. Янсон. В Н. работают 8 муз. объединений, вт. ч. Норв. союз композиторов (пред. А. Нурхейм), Комитет по вопросам музыки, организующий оркестры и др. муз. коллективы и учреждения (с 1946), Норв. опера в Осло (с 1958), 2 консерватории - в Осло (с 1883) и в Бергене (с 1905), симф. оркестр, струнный квартет при Филармонич. об-ве, секция музыковедения при ун-те в Осло (с 1954); в Бергене работает оркестр при об-ве "Гармония", проводятся ежегодные Майские нац. муз. фестивали (с 1953). Лит.: Финдейзен Н., Музыка в Норвегии. Очерки ее развития, СПБ, [1910]; Л а н г е К., Э с т в е д А,, Норвежская музыка, пер. с англ., М., 1967; Оstvedt A., Music and musicians in Norway today, Oslo, 1961. См. также лит. при ст. Григ Э., Булль У., Нурдрок Р. Л. Г. Бергер.

XVI. Балет Ещё в начале 19 в. в драматич. спектакли стали вводить танц. интермедии. На протяжении 19 в. в Кристиании (ныне Осло) устраивались гастроли дат. танцовщиков Королев, дат. балета во главе с А. Бурнонвилем, а также франц. артистов балета. В 1899 был осн. Нац. театр, где балетмейстером была Т. Хальс Ульсен. В 1920-х гг. в Н. получил распространение нем. "свободный" танец, к-рый насаждали ученики Э. Жак-Далькроза и балетм. К. Йосса. Первые попытки создать нац. балет были предприняты после 2-й мировой войны. Балетм. Г. Кьолос в 1945 поставил балет "Баллада смелости" Синдинга, затем организовал (совм. с Л. Браун) передвижную труппу Новый норв. балет (с 1953 - Норв. балет). В 1959, после организации Норв. оперы, балетная труппа вошла в её состав. Для руководства труппой приглашались иностр. балетмейстеры: X. Алджеранов (1960), Н. Орлов (1961), Дж. Харрис (1961-66), С. Арова (1966- 1970). В репертуаре: "Коппелия" Делиба, "Жизель" Адана, балеты швед, балетм. Б. Кульберг ("Медея" на музыку Н. Бартока, "Лунный олень" Рисагера, "фрекен Юлия" на музыку Рангстрёма), балетм. И. Крамера ("Бендик и Оролия" Сёнстевольда, "Романтическая сюита" на музыку Грига), Дж. Баланчина ("Аполлон Мусагет" Стравинского, "Симфония до мажор" на музыку Визе, "Четыре темперамента" Хиндемита), А. Тюдора ("Сиреневый сад" на музыку Шоссона, "Мрачные элегии" на музыку Малера) и др. Среди постановок кон. 60- нач. 70-х гг.- "Мифические охотники"

Партоса (балетм. Г. Тетли), "Дафнис и Хлоя" Равеля (балетм. Ж. Скибин); ведущие артисты балета этого периода - А. Борг, X. Мюрер, Р. Даленг, Л. Лихи, Р. Люкас, И.-И. Рюттер, Э. Кольберг, М. Сеттер. Е.Я.Суриц.

XVII. Драматический театр Истоки нац. театра - в религ. и бытовых обрядах. В 16 в. ученики церк. лат. школ устраивали представления мистерий и моралите. К сер. 18 в. в Кристиании (ныне Осло) и в Бергене возникли первые любительские театр, труппы. В 1780 в Кристиании был создан постоянный театр, где ставились пьесы У. Шекспира, К. Гольдони, а также театрализованные прологи Б.Анкера и Э.Фаллесена, положившие начало нац. репертуару. С 1794 работал театр в Бергене, с 1827 - в Кристиании, однако эти труппы не создали нац. сценич. традиции, т. к. спектакли ставились на дат. яз. и играли преим. дат. актёры. В 1850 в Бергене открылся Норв. театр, к-рый возглавляли драматурги Г. Ибсен, затем Б. Бьёрнсон. Деятельность Норв. театра подготовила последующий расцвет нац. театр, иск-ва. Однако сторонники самобытного норв. театра ещё вынуждены были вести активную борьбу против господства дат. театр, культуры. Эта борьба завершилась в 1899 созданием Нац. театра в Осло (см. Норвежский Национальный театр). В его репертуаре большое место заняла драматургия Ибсена и Бьёрнсона, произв. У. Шекспира, ф. Шиллера, Ю. А. Стринберга, Б. Шоу и др., в труппу вошли выдающиеся норв. актёры (X. Кристенсен, А. Одвар, X. Стурмоэн, Д. Кнудсен, X. Обель, Г. Григ, Т. Сегельке, А. Маурстад, А. Мувинкель, Ю. Дюбвад и др.). В кон. 19 - нач. 20 вв. возникли новые театры в Кристиании, Бергене, Тронхейме, Ставангере. В 20- 30-е гг. лучшие театр, коллективы обращались к постановке антибурж. драм X. Крога и писателя-коммуниста Н. Грига. Впервые на сценах Н. появились произв. сов. драматургии (М. Горький, А. Г. Глебов и др.). Фаш. оккупация прервала становление прогрессивного театр, иск-ва. В годы 2-й мировой войны 1939-45 театры Н. переживали идейно-художеств. кризис. Мн. актёры эмигрировали в Швецию. После освобождения страны в отд. театрах ставились спектакли о Сопротивлении. Нек-рые деятели театра, пытаясь противостоять коммерч. театр, политике, организуют экспериментальные труппы, ставящие перед собой серьёзные художеств, задачи. Демократич. по своему характеру, они пользуются поддержкой передовой интеллигенции. Однако большинство этих коллективов испытывает финанс. затруднения и прекращает работу. В Нац. театре ставятся гл. обр. произв. мировой и нац. классики, а также переводной совр. драматургии. Работают также Малая сцена Нац. театра (в репертуаре только одноактные пьесы), Норвежский театр (осн. в 1913), Новый театр Осло (осн. в 1929), много-числ. театр, кабаре. Театры обращаются к постановке пьес А. П. Чехова, И. С. Тургенева и др. В Осло имеется Гос. театр, школа (открыта в 1953), готовящая актёров и режиссёров.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970; Lorentzen В., Det forste norske teater, [Bergen, 1949]; Ranneberg A., National theatret gjen nom femti Sr, [bd] 1, Oslo, 1949.

XVIII. Кино Производство фильмов началось в 1908. В 20-е гг. выпускались преим. экранизации лит. произв., идеализировавшие патриархальный быт. В 30-е гг. появились фильмы с острой социальной и этической проблематикой, в т. ч. "Бродяга" (1934), "Двое живых и один умерший" (1937) (реж. Т. Ибсен). В годы нем.-фаш. оккупации властям не удалось сделать кино орудием нацистской пропаганды; лучшие режиссёры ставили фильмы, далёкие от совр. жизни. После окончания 2-й мировой войны 1939-45 достижения норв. киноиск-ва связаны с постановкой кинокартин, поев. Движению Сопротивления, борьбе против оккупантов: "Мы хотим жить" (1946, реж. У. Дальгар), "Беглецы" (1946, реж. Т. Саннё), "Битва за тяжёлую воду" (1948, реж. Т. Вибе-Мюллер, совм. с Ж. Древилем), "Бегство из Дакара" (1951, реж. Вибе-Мюллер). Героика Сопротивления также в основе фильмов видного норв. реж. А. Скоуэна "Вынужденная посадка" (1952), "Девять жизней" (1957), "Окружение" (1960). В 60 - нач. 70-х гг. выпускаются кинокартины Н. Мюллера, Н. Р. Кристенсена и др., поев, бунту молодёжи против ханжеской морали "отцов", а также кинокомедии (реж. Вибе-Мюллер, Э. Беннеред и др.). В 1968 норв. кинематографисты участвовали в постановке совм. советско-норв. фильма "Всего одна жизнь" (реж. С. Г. Микаэлян) о Ф. Нансене. В стране развито документальное, научно-популярное (реж. П. Хест, А. Берг, Я. Викборг, Т. Хейердал) и мультипликац. кино (реж. И. Каприно). С 1955 работает нац. киноархив в Осло. В кино снимаются актёры: А. и Т. Маурстад, А. Малланн, X. Кольстад, Я. Фьельстад и др. Ежегодно выпускается 4-6 художеств, фильмов.

Лит.: Evens mo S., Det store tivoli, Oslo, 1967.

"НОРВЕГИЯ", дирижабль полужёсткого типа, построенный в 1923 в Италии. Объём 18 500 м3, 3 мотора по 185 квт (по 250 л. с,), крейсерская скорость 90 км/ч, дальность полёта ок. 5000 км, полезная нагрузка 8,75 т. В 1926 норвежско-американо-итальянская экспедиция на "Н." в составе 16 чел. под рук. Р. Амундсена, Л. Элсуорта и У. Нобиле совершила первый в истории трансарктич. беспосадочный перелёт с о. Шпицберген через Северный полюс на Аляску.

Лит.: Амундсен Р. и Э л ь с в о р т Л., Перелет через Ледовитый океан, пер. с норв., М.-Л., 1927; Нобиле У., Полет через полярные области, пер. с итал., М., 1926; Лебедев Н. В., Дирижабли, кн. 1, М. -Л., 1933.

НОРВЕЖСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1940, боевые действия вооруж. сил фаш. Германии по захвату Норвегии и Дании 9 апр.- 8 июня во время 2-й мировой войны 1939- 1945. Нем.-фаш. командование в целях захвата стратегич. плацдарма против Великобритании, а в дальнейшем и против СССР разработало план (кодовое наименование "Везерские манёвры"-"Weserubung") нападения на Данию и Норвегию путём высадки мор. и возд. десантов. Дания имела 5 дивизий малочисл. состава и небольшой ВМФ, Норвегия - 6 дивизий, насчитывавших лишь 15,5 тыс. чел. (после частичной мобилизации 50-55 тыс.), 4 броненосца береговой обороны, 30 миноносцев, 9 подводных лодок, 190 самолётов. Герм, командование выделило для действий против Дании 2 дивизии и 1 бригаду, против Норвегии - 6 дивизий (позже была подвезена ещё 1 дивизия, всего 140 тыс. чел.) при поддержке гл. сил флота (2 линкора, 7 крейсеров, 14 эсминцев, 8 миноносцев, 35 подводных лодок, большое количество транспортов) и 5-го возд. флота (ок. 1300 самолётов). Общее руководство осуществлял ген.-полк. Н. Фалькенхорст. Действия начались внезапно на рассвете 9 апреля. В Дании одновременно с переходом герм, войсками сухопутной границы были высажены мор. и возд. десанты, к-рые быстро захватили все опорные пункты страны; дат. армия не оказала сопротивления, а вскоре по приказу пр-ва капитулировала. В Норвегии 9 апр. мор. и возд. десантами были захвачены Осло, Арендаль, Кристиансанн, Ставан-гер, Берген, Тронхейм и Нарвик. Норв. береговые батареи в р-нах Осло, Кристиансанна, Ставангера и Тронхейма нанесли значит, потери герм. ВМФ.

С 10 апр. началась переброска в Норвегию осн. сил нем.-фаш. сухопутных войск морем и по воздуху. 9-20 апреля нем.-фаш. войска, опираясь на свою агентуру- предателей норв. народа квислинговцев, заняли большую часть Юж. Норвегии. Угроза англ. мор. коммуникациям в случае захвата Норвегии заставила англо-франц. командование направить на помощь Норвегии англо-франко-польские войска (до 4 дивизий), к-рые 14 апр. начали высадку ок. Нарвика и в Намсусе, а 17 апр. в Ондальснесе. Однако попытка наступления англо-франко-норв. войск в Центр. Норвегии окончилась их поражением 20-25 апр. в р-не Лиллехаммера и Хамара, после чего англо-франц. войска были переброшены в р-н Нарвика, а действовавшие в Центр. Норвегии норв. войска 3 мая капитулировали. Король Хокон VIII и норв. пр-во эвакуировались в Великобританию. Бои на С. Норвегии в р-не Нарвика продолжались с переменным успехом до 8 июня. Несмотря на превосходство в силах и средствах и сильную поддержку ВМФ, англ, командование десантных войск действовало нерешительно и не сумело разбить противника. 3-8 июня англо-франко-польские войска эвакуировались в связи с тяжёлым положением во Франции. 8 июня остатки норв. войск во главе с командующим сухопутными войсками ген. О. Руге капитулировали, и Норвегия была полностью оккупирована. Общие потери немцев составили св. 5 тыс. чел., были потоплены 3 крейсера, 10 эсминцев, 1 миноносец, 8 подводных лодок, 11 транспортов и повреждено 5 боевых кораблей. Норвежцы потеряли ок. 2 тыс. чел. убитыми и ранеными, союзники - ок. 2 тыс. чел., потоплены: 1 авианосец, 2 крейсера, 9 эсминцев, 6 подводных лодок, 4 транспорта и повреждено 17 боевых кораблей. В результате захвата Норвегии и Дании фаш. Германия получила стратегически важный плацдарм на С. Европы, улучшила базирование герм, подводных лодок и авиации и обеспечила подвоз стратегич. сырья из скандинавских стран. Лит.: Вторая мировая война 1939-1945, М., 1958; Руге Ф., Война на море 1939 - 1945, пер. с нем., М., 1957. И. М. Глаголев.

НОРВЕЖСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ (НРП; Det norske Arbeiderparti), осн. в авг. 1887 на съезде в Арендале. Участвовала в основании 2-го Интернационала (1889). Первая социалистич. программа принята в 1891. Уже на начальном этапе в политике руководства НРП наметились реформистские тенденции. В 1906-11 в партии образовалась левая оппозиция. Она особенно усилилась под влиянием Великой Окт. социалистич. революции. На съезде в 1918 левое крыло пришло к руководству (пред. У. К. Грепп) и добилось присоединения НРП к Коминтерну (1919). В 1921 из партии вышли сторонники правого курса, основавшие Норвежскую с.-д. рабочую партию (НСДРП). В 1922 во главе НРП встали центристы (группа М. Транмеля), к-рые повели борьбу против линии Коминтерна, завершившуюся в 1923 отходом НРП от Коминтерна и новым расколом в самой партии. Из НРП вышли представители левого крыла, основавшие 4 нояб. 1923 Коммунистическую партию Норвегии. В 1927 НРП объединилась с НСДРП. В дальнейшем НРП (пред. О. Торп) по своим программным установкам и в практич. деятельности выступает как типичная социал-реформистская партия.

В 1933 НРП добилась крупного успеха на парламентских выборах и в 1935 стала правящей партией (премьер-мин, в 1935- 1945 Ю. Нюгорсволл). В годы оккупации Норвегии фаш. Германией (1940-45) члены НРП участвовали в Движении Сопротивления, руководство партии находилось в эмиграции.

Осуществление пр-вами НРП во 2-й пол. 40-60-х гг. (пред. НРП и премьер-мин. Э. Герхардсен) ряда социальных реформ позволило трудящимся улучшить своё положение, однако коренные социальные и эконрмич. проблемы общества остались нерешёнными. Внешнеполитич. курс с.-д. руководства определяется его ориентацией на замкнутые империалистич. группировки (в 1949 Норвегия вступила в НАТО).

В 60-70-х гг. обострился кризис реформистской политики правых лидеров НРП. В 1961 от НРП отошла часть левых с.-д., основавших Социалистич. нар. партию. В результате парламентских выборов 1965 НРП лишилась парламентского большинства и впервые за 30 лет перешла на положение оппозиционной партии. Сформированное в 1971 пр-во лидера НРП Т. Браттели в окт. 1972 было вынуждено подать в отставку в связи с провалом его попытки втянуть Норвегию в Европейское экономическое сообщество (референдум в сент. 1972). В 1973 от НРП вновь откололась оппозиционная группа, выступившая против правого курса руководства партии. Численность НРП (1972) 160 тыс. чл. (коллективных и индивидуальных). Пред. НРП - Т. Браттели (избран в 1965). ЦО - газ. "Арбейдербладет" ("Arbeiderbladet").

Лит.: Arbeidernes leksikon, bd 2, .Oslo, 1933; Det norske Arbeiderpartis historie 1887-1937, Under redaksjon av Haldvan, Koht, Oslo, [1937]; Gerhardsen E., Fellesskap i krig og fred, Oslo, 1971. В. К.фадин.

НОРВЕЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Nationaltheatret), драматический (государственный) театр Норвегии. Открыт в 1899 в Осло. С нач. 20 в. один из центров нац. театральной культуры. На его сцене ставятся лучшие произведения национальных и зарубежных драматургов: "Варавва" (1927), "Наша честь, наше могущество" (1935) Н. Грига, "Профессор Мамлок" Вольфа (1935), "Палач" (1935), "Победа во тьме" (1939) Лагерквиста, "Мать" Чапека (1940), "Господь и его слуги" (1955), "Он сказал нет" (1959), "Её высочество, моя жена" (1961) Хьелланна,"С красным паспортом" Кристов (1958). В репертуаре пьесы Л. Хольберга, Г. Ибсена, Б. Бьёрнсона, К. Абелля, Б. Брехта и др. В труппу в разное время входили актёры С. Реймерс, Ю. Дюбвад, А. Мувинкель, Ю. Фальстрём, А. Одвар, Г. Григ, Т. Сегельке, А Маурстад.

Лит.: Renneberg A., Nationaltheatret gjennom femti ar, Oslo, 1949.

НОРВЕЖСКИЙ ЯЗЫК, язык норвежцев, офиц. язык Норвегии. Распространён в Норвегии, США, Канаде. Число говорящих - ок. 5 млн. чел. (1970, оценка), в т. ч. 3,9 млн. чел. в Норвегии. Относится к сканд. группе герм, языков. Н. я. имеет большое число диалектов. Фонетич. особенности: муз. ударение (простое и сложное) и зависимость между долготой гласного и согласного в ударном слоге (слоговое равновесие). Осн. грамматич. черты: 2 падежа у существительного (общий и родительный), суффигиро-ванный определённый артикль, слабое и сильное прилагательное, отсутствие личных окончаний в глаголе. У лит. Н. я. есть 2 формы: риксмол (или букмол) и лансмол (нюнорск, или "новонорвежский"). Древнейшие памятники - рунические надписи 10-11 вв., когда Н. я. начал выделяться из праскандинавского. Древнейшие рукописные памятники относятся ко 2-й пол. 12 в. Графика - на лат. основе. С кон. 14 в. в Норвегии распространяется дат. лит. язык. В 1-й пол. 19 в. началась борьба против засилья дат. языка, а с сер. 19 в.- борьба между двумя формами лит. Н. я.- риксмолом (или букмолом), к-рый образовался в 19 в. на основе дат. лексики и грамматики, но норв. фонетики, и лансмолом (нюнорск, или "новонорвежский"), к-рый возник в сер. 19 в. в результате искусств, синтеза норв. диалектов. Риксмол гораздо более распространён, чем лансмол.

Лит.: Стеблин-Каменский М. И., История скандинавских языков, М.- Л., 1953; его же, Грамматика норвежского языка, М.- Л., 1957; его же, Возможно ли планирование языкового развития? (норвежское языковое движение в тупике), "Вопросы языкознания", 1968, № 3; Арак и н В. Д., Норвежско-русский словарь, М., 1963. М. И. Стеблин-Каменский.

НОРВЕЖСКОЕ МОРЕ окраинное море Сев. Ледовитого ок., между Скандинавским п-овом и о-вами Шетлендскими, Фарерскими, Исландией, Ян-Майен, Медвежьим. Пл. 1383 тыс. км2. Глуб. до 3734 м. Отделено от Атлантич. ок. подводным хребтом, на к-ром расположены Фарерские и Шетлендские о-ва; над этим хребтом глубины не превышают 600 м. У берегов Норвегии - отмели (Лофотенские банки и др.). Через Н. м. проходит тёплое Норвежское течение, обусловливающее его незамерзаемость. На большей части моря ср. темп-pa воды в феврале от 2 до 7 °С, в августе от 8 до 12 °С. Солёность 34-35,2°/оо. Приливы полусуточные, величина их до 3,3 м. Богато рыбой (треска, сельдь). Осн. порты: Тронхейм, Тромсё, Нарвик (Норвегия).

НОРВЕЖСКОЕ ТЕЧЕНИЕ, тёплое течение в Норвежском м., проходящее у берегов Норвегии, ветвь Северо-Атлантического течения. Ср. скорость Н. т. ок. 25 см/сек, темп-pa воды зимой 5- 7 °С, летом 10-12 °С, солёность 34- 35°/00. Н. т. оказывает смягчающее влияние на климат и погоду Скандинавии. 8 р-не 67° с. ш. и 3° в. д. Н. т. разделяется на две ветви. Зап. ветвь даёт начало Западному Шпицбергенскому течению, вост., обогнув мыс Нордкап, входит в Баренцево м. под названием Нордкапского течения.

НОРВЕЖЦЫ, нация, составляющая большую часть населения Норвегии (ок. 98°/о). Числ. в Норвегии ок. 3,9 млн. чел. (1974, оценка). Значит, число лиц норвежского происхождения живёт в США и Канаде. Говорят на норвежском языке. Религия - лютеранство. Германоязыч. предки Н. появились на терр. страны примерно во 2-м тыс. до н. э., а в первые века н. э. уже встречаются памятники их письменности - рунические надписи. Н. сформировались как народность к кон. 1-го тыс. н. э. и к этому же времени появилось их самоназв.- "Н.". Первобытнообщинный строй к этому времени в значит, мере разложился, усилилась власть знати - конунгов и ярлов, их дружины опустошали приморские страны Европы (походы викингов), складывалось норр. раннефеод. гос-во (10-11 вв.). В 9-10вв. Н. заселили Оркнейские, Шетлендские, Гебридские, Фарерские о-ва, Исландию, зап. берег Гренландии и ряд др. земель. В 1380-1814 Норвегия находилась в унии с Данией, а в 1814-1905 - в унии со Швецией. Борьба Н. в эпоху средневековья против засилья датчан, ганзейских купцов (см. Ганза), а в 19 в. борьба за независимость от Швеции и развитие капиталистич. отношений способствовали консолидации Н. в нацию.

Ц. Норвид,

Н. А. Э. Норденшельд.

Совр. Н. в городах заняты гл. обр. в пром-сти, мор. транспорте, торговле, в сел. местностях они занимаются мясомолочным животноводством и земледелием. Важное хоз. значение имеет рыболовство (особенно на С. страны). У Н. сохраняются нек-рые элементы традиц. культуры: разнообразный фольклор - рыбацкие, исторические, обрядовые песни и сказки; в сел. местностях бытуют нац. танцы - халлинг, спрингар и др.; распространены нар. художеств, промыслы- вышивание, ковроткачество, вязание, плетение кружев и др. Об истории, х-ве и культуре см. также в ст. Норвегия.

Лит.: Народы зарубежной Европы, т. 2, М., 1965; Очерки обшей этнографии. Зарубежная Европа, М., 1966; Анохин Г. И., Общинные традиции норвежского крестьянства, М., 1971; Blemsted К., Norge. Folk og erhverv, Kbh., 1948; Н о 1 m s e n A., Norges historie, 3 utg., [bd 1], Oslo - Bergen, 1961; J e n s e n M., Norges historie, 3 utg.. [bd 2-4, Oslo-Bergen], 1961-65. Г. И. Анохин.

НОРВИД (Norwid) Циприан Камиль (24.9.1821, Лясково-Глухы, близ Варшавы,-23.5.1883, Париж), польский писатель. Учился в гимназии, художеств, школах (1831-40), с 1842 жил за границей, где познакомился с А. Мицкевичем, Ю. Словацким, Ф. Шопеном, 3. Красиньским, А. И. Герценом. Странствовал, терпел нужду; с 1877 жил в приюте. При жизни Н. опубл. незначит. часть его поэзии и прозы (многое из наследия утеряно). Осн. проблематика произв. Н.- история цивилизации, судьба личности, христианство и гуманность, искусство и действительность. Романтич. живописание, эмоциональное восприятие вытеснялись в его поэзии стремлением к филос. обобщениям; отсюда параболизм, ирония в восприятии и оценках противоречий действительности. Среди лучших произв. Н.- поэтич. цикл "Vade mecum" (1865-66), филос. поэма "A Dorio ad Phrygium" (1871), трагедии "За кулисами" (1865-66), "Клеопатра" (1870-72), "Перстень великосветской дамы" (1872).

С о ч.: Dzieta zebrane, t. 1-2, Warsz. 1966; Pisma wszystkie, t. 1 - 11, Warsz. 1970-71; в рус. пер.- Стихотворения, М. 1972.

Лит.: Липатов А. В., Ц. К. Норвид в кн.: История польской литературы, т. 1 М., 1968; Wyka К., С. Norvid, Кг. 1948; В о г о w у W., О Norwidzie, Warsz. 1960; Nowe studiao Norwidzie, Warsz., 1961; Cyprian Norwid. W 150- lecie urodzin, Warsz., 1973. А. В. Липатов.

НОР-ГЕТИК, Гошаванк, монастырский ср.-век. комплекс в с. Гош Дилижанского р-на Арм. ССР. Осн. баснописцем, автором "Судебника" Мхитаром Гошем в 12 в. Включает церкви Аствацацин (1191-96), с гавитом (1197-1203), и Григория (1208 - 1241) типа купольного зала, а также маленькую церковь Лусаворич (1237-41) типа сводчатого зала, 2-этажное здание с книгохранилищем (до 1231) в 1-м этаже и храмом, увенчанным звонницей-ротондой, на втором (1241-91; не сохранилась), неск. часовен (в т. ч. Рипсимэ, 1208) и др. зданий. Осн. сооружения монастыря возведены архитектором Мхитаром.

Монастырь Нор-Гетик. 12-13 вв.

НОРД (нем. Nord, голл. noord), то же, что север.

НОРДВИК, бухта у юго-зап. берега м. Лаптевых, между п-овом Хара-Т