БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381, краги, заменявшие голенища сапог, брюки-галифе. Заметные нововведения относятся к 50-м гг., когдаа возникла более удобная в движении О. Её стали делать более лёгкой и мягкой по форме. Появились цельнокроеный рукав (гл. обр. в пальто), узкие внизу брюки. Всё шире использовались формы спортивного костюма. На рубеже 60-70-х гг. набор видов мужской О. (часто из практичных синтетич. материалов) весьма разнообразен (удобные по формам пиджаки, куртки, пуловеры, спортивные лёгкие куртки и эластичные брюки, изысканные по силуэту офиц. костюмы, яркие летние рубашки и т. д.). В женском костюме вычурность форм, асимметрия в линиях и декоре исчезли в 1-й пол. 1910-х гг. В платьях появилась плавность линий, создаваемая свободными драпировками эластичных тканей. В военные годы в употребление вошла практичная будничная О.- ансамбль из блузы и юбки, укороченное платье без корсета. В 20-е гг. с распространением принципов функционализма создавалась удобная и простая по силуэту О., не требовавшая спец. пригонки по фигуре. Платья изготовлялись в форме короткой рубашки (нередко с низко расположенным поясом), в к-рой отделка (часто в виде вышивки) выделяла главные конструктивные линии. Важнейшей частью такого костюма стали чулки. В костюме 30-40-х гг., вновь обретшем изящный силуэт (кроёная по косой нитке ткань облегала фигуру), диссонансом выступали черты военного мундира (подчёркнуто увеличенная ширина и высота плеча и др.). Туфли имели утолщённую подошву (т. н. платформу). Угловатые линии военизированного силуэта к нач. 50-х гг. сменились плавными, создаваемыми новым покроем лифа с цельнокроеным рукавом, узкой талией и юбкой, округляющей бёдра; туфли получили изящную остроносую форму и тонкий каблук. С нач. 60-х гг. в женской О. происходит изменение стиля. Вводится принцип конструктивной композиции, где линии кроя являются доминантами общего решения модели и швы включаются в композиц. строй в качестве декоративных элементов. Длина юбок во 2-й пол. 60-х - нач. 70-х гг. резко колеблется - от укорочения до середины бёдер (мини) и до удлинения до середины голени (миди) или щиколоток (макси). Широко используются заменяющие юбку брюки. Виды О., так же как и их силуэты, к ?0-м гг. очень различны. Именно в этом различии модельеры видят возможность индивидуализации костюма, по-разному сочетающего отд. стандартные элементы. В сер. 60-х гг. изменения произошли и в обуви: появились модели спортивного стиля с широким каблуком средней высоты. Наиболее модной зимней обувью стали т. н. рус. сапожки. В нач. 70-х гг. в моду вновь вошла обувь на подошве-платформе.

К 60-м гг. в мужской и женской О. выделяется категория молодёжного костюма. Сходство принципов моделирования О. юношей и девушек привело к созданию почти одинаковых изделий (по ткани, форме деталей).

Место законодателя мод по-прежнему занимает Франция, где сложились основные совр. центры моделирования О., носящие имена своих создателей - художников-предпринимателей (Г. Шанель, К. Диора, П. Кардена, А. Куррежа). Однако со 2-й пол. 20 в. с ними успешно конкурируют фирмы Великобритании (М. Куант), Италии (сестёр Фонтана, Валентно), а также крупнейшие фирмы США, Японии и др.

Русская одежда. Самые ранние сведения о др.-рус. О. восходят к эпохе Киевской Руси. С принятием христианства (кон. 10 в.) в быт князей вошёл ви-зант. костюм как офиц. торжеств. О., отличавшаяся при этом нек-рым своеобразием покроя и меньшей пышностью в орнаментации. Крест, мужской костюм состоял из холщовой рубашки,шерстяных штанов и лаптей с онучами. Декоративный акцент в эту простую по покрою О. вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлич. бляшками. Верхней О. служили шуба и островерхая меховая шапка. Княж. женская О. была близка византийской, но не производила впечатления жёсткого футляра благодаря применению более мягких тканей. У горожанок и крестьянок главной частью костюма была рубашка. Возможно, существовала и набедренная О. типа понёвы. Роль женского головного убора выполнял убрус. Ткани использовались гл. обр. холщовые и шерстяные, нередко с набивным рисунком (см. Набойка).

С 16 в. простота и малая расчленённость форм О. бояр, придававшие фигуре торжеств, величавость, стали сочетаться с особой эффектностью декоративного оформления. Последняя проявилась в сочности и богатстве цветов тканей, в обилии крупной рельефной вышивки с жемчугом, в яркости пуговиц (деревянных, обтянутых тканью и расшитых шёлком; золотых, украшенных финифтью и камнями). Мужской костюм 16 - 17 вв. состоял из рубашки (у бояр к ней добавлялся пристежной вышитый воротник), все конструктивные линии (швы) к-рой выделялись нашитой узкой полоской красной ткани и прямых и длинных штанов. Верхней О. были армяк, кафтан, охабень, тегиляй, ферязь. Головным убором служил колпак. Знатные бояре носили высокие, цилиндрич. формы шапки из меха чёрных лисиц (т. н. горлатные шапки). Боярыни и княжны поверх рубашки из тонкого белого холста надевали вторую, цветную, нередко из шёлковой ткани. Распространение получили и сарафаны. Верхними О. были расширенные книзу, с откидными чрезвычайно длинными рукавами телогрея, накладная шубка со стоячим воротником, летник - самая торжеств. О. (в продольные разрезы рукавов вставлялись обильно вышитые куски ткани - "вошвы"). Головные уборы отличались разнообразием (кичка с сорокой, кокошник). Самой распространённой обувью горожан были цветные сапоги на каблуках, с острыми, загнутыми вверх носками, нередко украшенные вышивкой.

Процесс проникновения с кон. 17 в. в Россию иностр. О. был ускорен в нач. 18 в. реформой Петра I, заменившей рус. платье модным общеевроп. костюмом. Европ. платье прочно вошло в быт аристократии. У крестьянства и большей части гор. населения оставалась традиц. рус. О. Процесс европеизации костюма гор. слоев населения особенно заметен в 19 в. С 1-й пол. 19 в. в купеч. и мещанской среде мужчины носили свободный долгополый сюртук со слегка намеченной талией, с кон. 19 в.- и пиджаки; женщины сочетали европ. наряд с деталями традиц. костюма. Для женщин-служащих был характерен костюм европ. стиля, но отличавшийся большей простотой и строгостью отделки.

После победы Великой Окт. социалистич. революции в Советском государстве впервые была поставлена задача создания массовой, общенародной О. высокого художеств, качества. В 20-е гг. виды гражданской О., известные в предреволюц. годы, получили иной смысл. Кожанка, например, известная прежде как О. шофёров, стала своеобразной униформой военных комиссаров в армии, руководителей рабочих организаций. Широко распространились гимнастёрки, френчи, галифе, платья из солдатского сукна, шлемы-"будённовкик Популярной сделалась красная косынка - своего рода символ женщины-активистки. В 1919 в Москве была создана мастерская совр. костюма при отделе Изо Наркомпроса, возглавляемая художником-модельером Н. П. Ламановой. Мастерская стала творческой экспериментальной лабораторией новых форм О. В 1923 было открыто "Ателье мод" - своеобразный теоретич. центр иск-ва моделирования бытового костюма. В работе этих центров активно участвовали художники В. И. Мухина, А. А. Экстер, Е. И. Прибыльская, Н. С. Макарова. В решении отдельных проблем иск-ва костюма участвовала и группа художников-конструктивистов, представителей Т. н. производственного искусства - В. Ф. Степанова, Л. С. Попова, А. А и В. А. Веснины, А. М. Родченко, В. Е. Татлин и др. Разные по своим творческим почеркам и подходам к решению проблем сов. О., эти мастера были едины в утверждении основных её принципов: демократичности, простоты и рациональности. Однако низкий технич. уровень швейной пром-сти тогда не дал возможности воплотить в массовом масштабе замыслы первых сов. модельеров, В 30-е гг. состояние экономич. базы страны позволило обратиться к проблеме культуры пром. лроиз-ва О. и её массовому выпуску. Через расширенную сеть гос. ателье распространилась относительно стандартизованная О. общеевроп. типа. В 1934 в Москве был организован Дом моделей О., к-рый в 1949 преобразован в Общесоюзный, возглавляющий (1974) ок. 40 домов моделей страны. Они создают образцы для швейного и трикотажного произ-ва, для фабрик головных уборов и меховой О. Внимание обращается на моделирование нац. О. в республиках, где носят традиц. виды О. Сов. модельеры, преодолев тенденцию этнографизма 40-х - нач. 50-х гг., продолжают развивать передовые принципы моделирования 20-х гг., опираясь на базу хорошо оснащённого швейного производства. Меняющаяся в русле общеевроп. моды, сов. О. лишена экстравагантности и крикливой эффектности, её отличает строгая рациональность. При этом она не выглядит однообразной: используются различные по цвету и фактуре ткани, многочисл. формы и приёмы покроев. В числе получивших междунар. известность мастеров сов. моделирования 50-70-х гг.- Т. А. Файдель, В. М. Зайцев, Л. Г. Телегина, И. В. Крутикова. М. Н. Мерцалова (история стилей О. до кон. 19 в.), И. А, Андреева(стилиО. 20 в.).

Народная одежда, создаваемая трудовым народом (см. Народное творчество) и бытующая в его среде, занимает особое место в истории костюма. Уходящая корнями в глубокую древность, она продолжала существовать и в последующие ист. периоды, отражая специфику нац. культуры. В странах Европы нар. О. была распространена вплоть до кон. 19 - нач. 20 вв., а во многих странах Азии, Африки и Юж. Америки сохраняется в быту и поныне.

В зап.-европ. странах, при всём многообразии форм народной О., в ней можно выделить нек-рые элементы, общие для большинства народов Европы. Такими элементами мужского костюма (в скандинавских странах, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Австрии и др.) были узкие короткие штаны, белая или цветная рубаха с длинными широкими рукавами (иногда с манжетами), различные по покрою и материалу жилеты, короткие тёмные суконные куртки (реже - длинные кафтаны). Эти различные части костюма дробили фигуру, облегчая и подчёркивая её формы. Головные уборы - суконные шляпы с небольшими полями или береты (у скандинавских народов - вязаные шапочки, на Ю. Европы - широкополые соломенные шляпы). Несколько отличалась мужская О. нек-рых народов вост. и юго-вост. областей Зап. Европы (болгар, словаков, хорватов, румын, венгров и др.), к-рые носили и узкие длинные штаны из белого или тёмного сукна (украшенные аппликацией или вышивкой), и очень широкие длинные штаны из домотканого полотна. Для этих областей характерна была и плащеобраз-ная О. У нек-рых горных народов Европы своеобразной частью мужского костюма была короткая (до колен) и широкая юбка - клетчатая у шотландцев, жёлтая или коричневая у ирландцев, белая у албанцев и греков. Необходимой принадлежностью мужского костюма повсеместно был широкий, богато орнаментированный пояс (у большинства народов - кожаный, в Скандинавии - вязаный шерстяной, на Ю. Европы - широкий шёлковый кушак). Основными частями женского костюма в большинстве стран Европы были белая рубаха различного покроя с короткими или длинными рукавами, короткий лиф-корсаж с бретелями, плечиками (иногда и с рукавами) и шнуровкой (реже - застёжкой) спереди или сзади, широкие юбки, длинные или короткие, у талии собранные в сборки (в нек-рых странах надевалось одновременно несколько таких юбок), и фартук - наиболее яркий и нарядный в праздничной О. Художеств, особенность этого костюма, сложившегося под влиянием гор. каркасной О. (16 - сер. 19 вв.), заключалась в изяществе и чёткости силуэта. Головными уборами служили преим. разнообразные чепцы, платки, соломенные шляпы. Девушки чаще носили головные уборы в виде обруча или повязанной вокруг головы ленты. Повсеместно употреблялись различного вида наплечные платки - от тяжёлых больших шалей на С. Европы до лёгких шёлковых платков или косынок на Ю.У народов Юго-Вост. Европы, отчасти и у зап. славян, наряду с описанными элементами женской О. дрлгое время бытовали и более архаич. её виды - несшитая поясная О. из двух фартуков или кусков материи, укреплённых на поясе. В нек-рых странах (Финляндия, Норвегия и др.) женщины носили юбку с лифом или бретелями. Наиболее распространённым видом обуви у мужчин и женщин были кожаные башмаки или туфли, к-рые носили с хл.-бум. и шерстяными носками или обмотками. У некоторых народов (в скандинавских странах, Венгрии, Польше, Германии) мужчины носили также сапоги. Для народов Балканского п-ова характерна была обувь из цельного куска кожи (типа поршней или мокасин); у нек-рых народов бытовала обувь на деревянной подошве (Португалия, Италия) или целиком деревянная (Франция, Нидерланды).

Рус. О. при всей общности с О. др. славянских народов имела ряд своеобразных черт. Мужской рус. костюм состоял из рубахи-косоворотки (иногда с вышитым или тканым узором по вороту и подолу), выпускаемой поверх нешироких штанов и перехваченной поясом. В женской рус. О. в соответствии с областными особенностями различаются юж.-рус. и сев.-рус. комплексы. Костюм юж.-рус. областей состоял из рубахи и понёвы (к этому же типу набедренной О. относятся украинская плахта, белорусская понёва и др.). Сев.-рус. женский костюм состоял из рубахи и сарафана, отличавшегося стройным, расширенным книзу силуэтом. Характерны украшения рубахи и др. частей О. вышитыми и ткаными узорами, вставками кумача, нашивкой тесьмы, лент, галуна, к-рые во многом определяли цветовое и ритмическое решение костюма. Общерус. головные уборы - перевязки и венцы у девушек, сорока с кичкой или кокошник, полностью закрывавшие волосы,- у замужних женщин. Верхняя О. у мужчин и женщин разнообразна: шуба или короткий полушубок из овчины, суконный кафтан в талию, поддёвка из фабричной ткани со сборами, с застёжкой на левой стороне. Тулуп из овчины в виде расширенного книзу халата надевали в дорогу. Носили сапоги с голенищами, собранными гармошкой; с 19 в. распространились валенки; б. ч. крестьян носила плетённую из лыка обувь. Мужская О. белорусов сходна с русской (отличия в покрое рубахи); у женщин старинная понёва заменена юбкой (андарак, саян) из разных материалов. Костюм украинцев, как мужской, так и женский, отличается большим разнообразием и варьирует по областям. Особой красочностью отличается костюм населения горных областей Украины; своеобразна овчинная безрукавка (кинтарь), украшенная нашивкой металлич. бляшек, аппликацией. О. народов Поволжья (мордвы, марийцев, чувашей и др.) весьма оригинальна и богато орнаментирована вышивкой.

Нац. О. народов Сев. Кавказа и Закавказья имеет много общего в покрое, однако различна по длине, цвету и отделке. Характерной составной частью мужского костюма была длинная распашная черкеска, скроенная в талию, обычно без ворота. Под черкеску надевали бешмет. Распространена папаха - головной убор из меха. Женская О. у грузин, кабардинцев, черкесов, осетин и других народов - длинное в талию платье, с узким лифом и широкой юбкой, придававшее фигуре черты строгой грациозности. В соответствии с нац. вкусами О. народов Кавказа украшалась металлич. бляшками, золотым и серебряным шитьём в сочетании с галуном и шнуром из металлич., шёлковых и шерстяных нитей.

Нац. О. народов Ср. Азии также имеет общие черты. У мужчин - туникообраз-ная рубаха, штаны с широким шагом; в качестве верхней О.- распашной халат. Головные уборы - тюбетейка, чалма или меховая шапка. У женщин - длинные шаровары и поверх - тунико-образная рубаха ниже колен, почти полностью скрывавшая очертания фигуры, халат. В то же время различия в элементах покроя, цвете и орнаменте (вышивка на вороте и рукавах, формы женских головных уборов и т. д.) составляют специфику нац. О. каждого народа.

Куртка с глухими штанами и халат с запахом на правую сторону (как верхняя О.) характерны также для народов Азии - китайцев, корейцев, монголов и др. Халат с широкими рукавами (кимоно) - национальная мужская и женская О. японцев. Сходная по покрою, О. этих народов отличается характером декорировки. Если для кит. костюма характерна строгая композиция рисунка (к-рый располагается преим. на переднем полотнище), то для японского - свободно-асимметричная, предполагающая переход элементов декора с переднего полотнища на заднее. У народов Юж. и Юго-Вост. Азии распространена нешитая О.- кусок ткани, к-рым обёртывают нижнюю часть тела от пояса (дхоти, саронг) или весь корпус (сари у женщин Индии). Её форма создаётся драпировками, выявляющими пластич. свойства материала.

Для мужской О. значит, части Африки характерны штаны с широким шагом и длинная туникообразная рубаха (гала-бия, джеллаба, буоу), ткань к-рой (в зависимости от пластич. качеств) спадает либо мягкими, свободными складками, либо большими жёсткими плоскостями. Женская О. зоны саванн - сшитые длинные платья разных типов, в зоне тропич. леса - передники, набедренные повязки. Г. С. Маслова.

Гигиенические требования к одежде. С помощью О. вокруг тела создаётся искусств, микроклимат, в пододёжном пространстве поддерживаются ровная темп-ра (28-32 °С), невысокая относит, влажность (20-40% ) и слабое движение воздуха. О. уменьшает теплопотери организма, сохраняя его энергетич. ресурсы, защищает кожный покров от механич. и химич. повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых и др. Осн. гигиенич. требования к О.- соответствие теплозащитной спозобности и воздухопроницаемости её климатич. условиям, интенсивности мышечной работы, особенностям пола, возраста, состояния здоровья и т. п. Конструкция и покрой верхней О. должны обеспечивать макс, свободу движений, отсутствие затруднений дыхания и кровообращения.

Для О. в холодное время года рекомендуется выбирать материалы, обладающие малым объёмным весом и толщиной, не меняющейся при механич. воздействиях, увлажнении и от продолжитачьной носки, т. к. при уменьшении толщины материала и соответственно содержания в нём воздуха снижается теплозащитная способность О. Оптимальными свойствами для такой О. обладают натуральные материалы (льняные, хл.-бум. ткани, натуральные шелка и т. д.); синтетич. ткани, хорошо защищающие от атмосферной влаги и ветра, целесообразно использовать для наружного слоя О. Для профилактики простудных заболеваний рекомендуется избегать избыточной теплозащиты, особенно у детей, вызывающей активное потоотделение, увлажнение О. и снижение её теплозащитных свойств.

В тёплое время года рекомендуется выбирать О. из материалов, обладающих малой теплопроводностью и способностью хорошо поглощать пот. Желательно, чтобы летняя О. жителей р-нов с умеренным климатом способствовала макс, проникновению ультрафиолетовых лучей (О. из вискозы и полиамидных волокон). Для жителей жарких стран О. должна обеспечивать экранирование лучистого тепла. Защиту от солнечной радиации гарантирует О., изготовленная из гладких материалов светлых тонов. С гигиенич. точки зрения наиболее целесообразно изготовление летней О. из льняных, хл.-бум. тканей и натурального шёлка. Синтетич. ткани быстрее загрязняются, мало гигроскопичны и влагоёмки, обладают способностью накапливать статич. электричество и нарушать дыхат. функцию кожи, иногда способствуют возникновению аллергич. расстройств.

Спортивная О. изготовляется из материалов возможно лёгкого веса, воздухопроницаемость к-рых достаточно высока для обеспечения быстрого удаления пота; она должна обладать высокой гигроскопичностью. Наиболее гигиеничны трикотажные изделия; бязевое и полотняное бельё менее подходит для занятия спортом. Высокие теплозащитные свойства при малом весе важны для зимней спортивной О., а также О., используемой в прохладную погоду для занятий на открытом воздухе. Удобны т. н. тренировочные костюмы - широкого покроя блуза и брюки, изготовляемые из плотной хл.-бум. ткани (байки, вельветона), шерсти, шерстяного трикотажа, синтетич. материалов. При горных восхождениях, туристских походах в прохладную погоду необходима ветрозащитная О.

Детскую О. изготовляют с учётом возрастных особенностей, прежде всего несовершенства терморегуляции и большой двигательной активности; она должна свободно пропускать воздух, иметь не стесняющий движений покрой и предохранять тело ребёнка как от охлаждения, так и от перегревания. Кожа ребёнка, особенно в первые месяцы жизни, нежна и легко ранима, поэтому О. изготовляют из мягкой гигроскопичной ткани, без грубых швов, пуговиц, с мягкими завязками. Желательно не перегревать ребёнка раннего возраста, не применять детскую О. из малогигроскопичных синтетич. тканей, т. к. это может привести к потнице и раздражениям кожи.

Защитная О. на производстве служит для защиты рабочих от воздействия неблагоприятных условий труда. В горячих цехах применяют невоспламеняющиеся куртки и брюки из шерстяных и льняных (брезентовых) тканей; части О., наиболее подверженные воздействию искр, брызг металла или горячих жидкостей, покрывают накладками из плотных огнестойких тканей; участки О., более подверженные термич. воздействию, имеют неск. слоев - наружный из льняной ткани, средний из шерстяной и внутр. из мягкой хлопчатобумажной. В нек-рых случаях защитную О. изготовляют из хл.-бум. ткани, пропитанной огнезащитными средствами, или из лавсана. Для защиты от пламени, раскалённых предметов, искр расплавленного металла в металлургич. пром-сти, а также при тушении пожаров применяют фартуки, гетры, нарукавники и рукавицы из асбестовой ткани. При особо огнеопасных операциях кратковременно (20-30 мин) пользуются асбестовыми костюмами. Пылезащитные костюмы изготовляют из плотной хл.-бум. ткани с двойными застёжками на рукавах и в низу брюк и с капюшонами (для защиты от едкой пыли). При работе с кислотами и др. агрессивными хим. веществами используют костюмы из грубошёрстной или хл.-бум. ткани, пропитанной кислотозащитными средствами, а также тканей из шерсти с добавлением синтетич. материалов, для работы со щелочами - О. из прорезиненных тканей. О. для работы с агрессивными хим. веществами изготовляется в виде комбинезонов и костюмов; в нек-рых случаях дополнительно применяются фартуки, нарукавники, халаты и полукомбинезоны из поливинилхлоридной плёнки, текстовинитина и прорезиненных тканей. При работе с радиоактивными веществами применяют комбинезоны и костюмы, изготовленные из тканей, к-рые легко дезактивируются (неокрашенные хл.-бум. ткани, лавсан и т. д.). Работы, сопровождающиеся загрязнением воздушной среды радиоактивными парами или аэрозолями, проводятся в изолирующей О. В качестве дополнит, средств защиты при работе с радиоактивными веществами используют фартуки, нарукавники, полухалаты и т. д., изготовленные из пластикатов. Существует также спец. защитная О. для работ с нефтепродуктами, маслами, растворителями, лаками и красками, для горнорудных, строит, и др. работ. А. М. Сточик.

Лит.: История культуры Древней Руси, т. 1, М.- Л., 1951; Горбачева Н. П., К вопросу о происхождении одежды, "Советская этнография", 1950, № 3; М а с л о в а Г. С., Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX - нач. XX вв., в кн.: Восточно-славянский этнографический сборник, М., 1956; Киреева Е. В., История костюма, М., 1970; Крестьянская одежда населения европейской России (19 - нач. 20 вв.). Определитель, М., 1971; Мерцалова М. Н., История костюма, М., 1972; Стриженова Т., Из истории советского костюма, М., 1972; Костюм в России 18 - нач. 20 в. Из собраний Эрмитажа, Л., 1974; Мi1lia Davenport, The book of costume, v. 1 - 2, N. Y., 1948; Bruhn W. et Т i 1 k e M., Encyclopedic du costume. Des peuples de 1'antiquite a nos jours ainsi que les costumes nationaux et regionaux dans le monde,



P., 1955; Н a n s e n H. H., Histoire du costume. Traduit du danpis par J. Puissant, P., 1956; L e 1 о i r M.j Dictionnaire du costume et de ses accessoires..., P., 1961; Banach E. i A., Stownik. mody, Warsz., 1963; В о u-c h e.r F., Histore du costume en Occident de 1'antiquite a nos jours, P., 1965; В e a u 1 i e u e M., Le costume antique et medieval, 4 ed., P., 1967; его ж e, Le costume mo-derne et contemporain, P., 1968; Тhiel E., Geschichte des Kostums, В., 1973.

ОДЕКОЛОН (от франц. eau de Cologne, букв. - кёльнская вода), спирто-водный раствор разнообразных душистых веществ. Ароматизирующее, гигиенич. и освежающее средство (см. Духи). Впервые был составлен ок. 1725 на основе цитрусовых масел (апельсиновое, мандариновое, лимонное и бергамотовое). Произ-во О. сводится к приготовлению т. н. композиции (смеси эфирных масел и душистых веществ), добавлению к ней настоев душистого сырья, спирта и воды, выстаиванию и последующей фильтрации. О. фасуются в стеклянные флаконы и плотно укупориваются. В отличие от духов, О. содержит меньше душистых веществ.

ОДЕЛЬСТИНГ (odelsting), название части парламента Норвегии - стортинга. Избранный населением парламент из числа своих депутатов избирает 1/3, к-рая образует лагтинг, остальные депутаты образуют О.

ОДЕМИШ (Odemis), город на Ю.-З. Турции, в вилайете Измир. 35 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция. Пищ. пром-сть. Торг, центр (инжир, хлопок, табак). В районе О. - добыча ртути и мышьяка.

ОДЕНВАЛЬД (Odenwald), горный массив на Ю.-З. ФРГ. Расположен к С. от Шварцвальда, на правобережье Рейна, между pp. Майн и Неккар. Выс. до 626 м. Сложен преим. гнейсами (на 3.) и пёстрыми песчаниками (на В.). Вершины плоские, склоны крутые. Осадков 800-1000 мм в год. Ок. 1/3 О. занимают буковые, дубовые и хвойные леса. Скотоводство, земледелие (овёс, ячмень, пшеница); в речных долинах - садоводство. На терр. О. расположен природный парк Бергштрасе-Оденвальд.

ОДЕНСЕ (Odense), город и порт в Дании, в низовьях р. Оденсе, на о. Фюн. Адм. ц. амта Оденсе. 137,3 тыс. жит. (1971). Главный центр судостроения страны. Др. отрасли машиностроения; сборка автомобилей и велосипедов, произ-во элеват