БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381вые была разработана в СССР (инж. И. И. Богатырёвым) и применена в 1950-х гг.

Рис. 1. Общий вид стальной разборно-пере-ставной мелкощитовой опалубки ступенчатого фундамента.

Разборно - переставная крупнощитовая О. выполняется из деревянных каркасных щитов повышенной несущей способности (массой 150-500 кг) и креплений. Усиленные рёбра каркаса О. позволяют отказаться от поддерживающих элементов (схваток). Тяжи, удерживающие щиты, крепятся к стальным анкерам, закладываемым в основание или в ранее уложенный бетон сооружения. Монтаж и демонтаж крупнощитовой О. осуществляются с помощью подъёмных механизмов.

Скользящая О. (рис. 2) состоит из щитов (стальных, деревянных или комбинированных) вые. 1100-1500 мм, связанных между собой стальными домкратными рамами. На рамы опираются фермы или прогоны рабочего настила, с к-рого производится укладка бетонной смеси и установка арматуры. К рамам подвешиваются подмости, позволяющие производить первонач. отделку бетонируемых конструкций. Устанавливаемые на рамах гидравлические (наиболее распространены) или электрич. подъёмники (домкраты) обеспечивают одновременное вертикальное движение (скольжение) всей О. по бетонируемой конструкции, при этом освобождается затвердевший бетон. Скользящая О. применяется гл. обр. при возведении стен, резервуаров, силосов, труб и др. сооружений высотой не менее 12-15 м.

Рис. 2. Скользящая опалубка (фрагмент): 1 - домкратный стержень; 2 - гидравлический домкрат; 3 - домкратная рама; 4 - рабочий настил; 5 - щит опалубки; 6 - каркас рабочего настила; 7 - внутренние подвесные подмости; 8 - козырёк по наружному периметру опалубки; 9 - наружные подвесные подмости.

Подъёмно-переставная О. сочетает конструктивные признаки скользящей и разборно-переставной. Состоит из щитов, спец. креплений и устройств для отрыва О. от бетона и её вертик. перемещения. Рабочий настил обычно опирается на бетонируемую конструкцию. Используется в основном для возведения высоких сооружений переменного сечения (труб, градирен и т. п.). При бетонировании уникальных сооружений (таких, напр., как Останкинская телебашня) применяются спец. самоподъёмные механизмы. Для защиты от атм. осадков, ветра и низких темп-р на О. устанавливаются т. н. тепляки.

Горизонтально-перемещаемая (катучая) О. состоит из стальных или деревянных щитов и каркаса, смонтированного на тележках или полозьях. О. перемещается по рельсам или направляющим с помощью электродвигателей или лебёдок. Применяется при возведении конструкций и сооружений значительной протяжённости: стен, перекрытий, покрытий, тоннелей, коллекторов, водоводов, небольших плотин и др.

Блок-форма представляет собой пространств, конструкцию, состоящую из стальных щитов, каркаса, креплений и приспособлений для отрыва щитов от бетона. Монтаж и демонтаж блок-форм осуществляются с помощью подъёмных механизмов. Блок-формы используются преим. для бетонирования отдельно стоящих конструкций (фундаментов, колонн и др.).

Несъёмная О. применяется в тех случаях, когда её разборка затруднена; иногда она выполняет функции изоляц. защиты, декоративной или спец. облицовки конструкции (сооружения). В качестве несъёмной О. используются тканая металлич. сетка, железобетонные и керамич. плиты, соединённые с осн. конструкцией с помощью анкеров, асбестоцементные, стальные или пластмассовые листы.

Особый вид О.- т. н. горная О. (передвижная, створчатая, секционная и др.), предназначенная для возведения бетонной крепи горных выработок.

Работы, связанные с изготовлением, установкой и разборкой О., а также с обслуживанием механизмов и приспособлений для её перемещения, наз. опалубочными работами.

Лит.: С о в а л о в И. Г., Т о п ч и и В. Д., Опалубочные работы, М., 1971; Руководство по применению опалубки для монолитных железобетонных конструкций, в. 1, М., 1972. В. Д. Топчий.

ОПАРИН Александр Иванович [р. 18.2 (2.3). 1894, Углич], советский биохимик, создатель научно обоснованной теории возникновения жизни на Земле, акад. АН СССР (1946; чл.-корр. 1939). Герой Социалистич. Труда (1969). В 1917 окончил Моск. ун-т. Затем работал в ряде вузов и н.-и. ин-тов. В 1942-60 зав. кафедрой биохимии растении МГУ.

А. И. Опарин.

В 1935 совм. с А. Н. Бахом организовал Ин-т биохимии АН СССР; до 1946 зам. директора, затем директор этогоин-та. В 1948-55 акад.-секретарь Отделения биологич. наук АН СССР. Осн. труды по биохимич. основам переработки растит, сырья, действию ферментов в растении, проблеме возникновения жизни на Земле. О. показал, что в основе технологии произ-ва ряда пищ. продуктов лежит биокатализ. Им разработаны основы технич. биохимии в СССР. По вопросу о возникновении жизни на Земле О. впервые выступил в 1922. Затем опубликовал свою книгу -"Происхождение жизни" (1924). Согласно О., возникновение жизни на Земле - результат эволюции углеродистых соединений (см. Происхождение жизни). О.- президент Междунар. об-ва по изучению происхождения жизни (с 1970), почётный чл. АН Болгарии, ГДР, Кубы, Испании и Италии; чл. Герм, академии естествоиспытателей "Леопольдина". Ленинская пр. (1974), пр. им. А. Н. Баха, золотая медаль им. И. И. Мечникова. Награждён 5 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также иностр. орденами и медалями.

Соч.: Изменение действия энзимов в растигельной клетке под влиянием внешних воздействий, М., 1952; Возникновение жизни на Земле, 3 изд., М., 1957; Жизнь, ее природа, происхождение и развитие, 2 изд., М., 1968; История возникновения и развития теории происхождения жизни, "Изв. АН СССР Сер. биол.", 1972, № 6.

Лит.: А. И. Опарин, 2 изд., М., 1964 (АН СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Сер. биохимии, в. 6).

ОПАРИНО, посёлок гор. типа, центр Опаринского р-на Кировской обл. РСФСР. Ж.-д. станция на линии Киров - Котлас, в 185 км к С.-З. от Кирова. 3 леспромхоза, маслозавод. Нар. театр.

"ОП-АРТ" (англ, op art, сокращение от optical art - оптическое искусство), неоавангардистское течение в изобразительном искусстве, одна из поздних модификаций абстрактного искусства. Ведёт истоки из т. н. геометрич. абстракционизма, представителем к-рого вначале был и основоположник "О." В. Вашархей (Вазарели; р. 1908), венгр, работающий с 1930 во Франции. Первые опыты Вашархея в области "О." относятся к 40-50-м гг.; распространение "О." как течения происходит в 60-е гг. В основе произведений "О." лежит ритмическая комбинация многократно повторяющихся простейших геометрич. фигур, включающих одна другую, постепенно меняющих характер линейных, пространств, и цветовых соотношений между собой и т. о. создающих оптич. иллюзию одновременного динамич. удаления и приближения планов, а также перемещения цветовых пятен. Оптич. и декоративные эффекты, достигаемые средствами "О.", нашли известное применение в пром. графике, плакате, декоративно-прикладном и оформит, иск-ве (полиграфия, реклама, текстиль, оформление витрин и интерьеров и т. д.).

В. В а ш а р х е й. "Квазар". 1965-66.

Лит.: С т о и к о в А., Что же такое оп-арт?, "Искусство", 1968, № 12; Кузьмина М., Оп-арт..., в сб.: Модернизм, М., 1973, с. 236-38; Parola R., Optical art. Theory and practice, N. Y.- Amst.- L., 1969; Barrett C., Op art, L., 1970.

ОПАТИЯ (Opatija), город в Югославии, в Социалистич. Республике Хорватия, на берегу Риекского (Кварнерского) зал. Адриатич. м., у подножия горы Учка, в 14 км к С.-З. от Риеки. 10 тыс. жит. (1972). Порт. Климатический приморский курорт. Зима умеренно мягкая (ср. темп-pa янв. 8 °С), лето очень тёплое (ср. темп-pa июля 22,3 °С). Леч. средства: климатотерапия, морские, солнечные и возд. ванны (аэрогелиоталассотерапия), виноградолечение. Лечение больных с заболеваниями органов дыхания нетуберкулёзного характера, функциональными расстройствами нервной системы, рахитом, диатезами. Крупный центр туризма.

Лит.: Борисов А. Д., Важнейшие курорты социалистических стран Европы, М., 1967.

ОПАХАЛО, пластинчатая часть пера птиц, лежащая по обе стороны от его стержня. Состоит из множества отходящих от стержня уплощенных образований - бородок. Каждая из них несёт два ряда мелких пластинок - бородочек, снабжённых крючочками, посредством к-рых соседние бородки плотно сцепляются между собой, образуя эластичную, плохо проницаемую для воздуха поверхность.

ОПЕКА, в СССР одна из правовых форм защиты личных и имуществ. интересов граждан. Осуществляется органами гос-ва. Цели О.: 1) воспитание несовершеннолетних в возрасте до 15 лет и защита их личных и имуществ. прав и интересов. Устанавливается в случае смерти или болезни родителей, лишения их родительских прав, а также во всех иных случаях, когда дети по к.-л. причинам остались без родительского попечения либо родители уклоняются от обязанностей по воспитанию ребёнка. Опекуны обязаны заботиться о физич. развитии подопечных, их обучении и подготовке к общественно полезной деятельности, а также защищать их права и интересы. Детям, воспитание к-рых осуществляется дет. учреждениями, опекуны не назначаются (выполнение их обязанностей возлагается на администрацию этих учреждений); 2) защита личных и имуществ. прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными (душевнобольных и слабоумных). Опекун недееспособного обязан обеспечить ему уход и лечение. О. устанавливается спец. решением исполкома районного (городского), поселкового или сельского Совета депутатов трудящихся по месту жительства лица, нуждающегося в О., или по месту жительства опекуна. Опекунские функции (обследование условий, в к-рых находится нуждающийся в О., подыскание опекуна или определение детей в дет. дом, интернат и т. д.) в отношении несовершеннолетних лиц осуществляются отделами нар. образования, в отношении недееспособных - отделами здравоохранения. Непосредств. обязанности по О. осуществляют назначаемые этими органами опекуны, к-рые являются законными представителями своих подопечных, совершают от их имени и в их интересах необходимые юридич. действия. Опекуном может быть только гражданин, достигший 18 лет, добровольно взявший на себя функции по О. Эти функции не могут быть возложены на лиц, лишённых родительских прав или признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными). Опекун может быть освобождён от своих обязанностей по О. в случаях, указанных в законе (напр., при возвращении детей на воспитание родителям, при усыновлении детей, при помещении совершеннолетних недееспособных лиц в гос. учреждения и др.), по его личной просьбе при наличии уважит, причин. При ненадлежащем выполнении обязанностей по О. он может быть отстранён, а при использовании О. в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи - привлечён к уголовной ответственности. При достижении подопечным 15 лет О. прекращается, а опекун, без особого решения, становится попечителем. При выздоровлении совершеннолетнего подопечного О. прекращается по решению суда; 3) охрана имущества лиц, признанных в установленном законом порядке безвестно отсутствующими (назначается на основании решения суда), а также имущества, требующего управления (например, жилым домом) до передачи его наследникам (назначается исполкомом местного Совета - в местностях, где нет нотариальных контор). См. также Попечительство.

ОПЕКА МЕЖДУНАРОДНАЯ, междунар. система управления нек-рыми из несамоуправляющихся территорий, к-рая была создана после 2-й мировой войны 1939-45 в соответствии с Уставом ООН. Система О. м. распространялась на территории, включённые в неё на основе соглашений об опеке, в т. ч. территории, ранее управлявшиеся по мандату Лиги Наций, территории, отторгнутые от гос-в гитлеровской коалиции в результате 2-й мировой войны, а также территории, добровольно включённые в систему О. м. гос-вами, ответственными за их управление. Вопрос о том, какие конкретно территории будут включены в систему О. м. и на каких условиях, должен был явиться предметом последующих соглашений. Предусматривалось, что условия опеки для каждой территории будут определяться соглашениями заинтересованных гос-в (включая страны-мандатарии, если территория находилась под мандатом одного из членов ООН) и утверждаться либо Ген. Ассамблеей, либо, если территория признавалась стратегически важной, Советом Безопасности.

Власть в подопечных территориях осуществляется от имени и под руководством ООН. Согласно Уставу ООН, все функции ООН по опеке над р-нами, признанными стратегическими, выполняются Советом Безопасности (ст. 83), а над другими р-нами - Ген. Ассамблеей ООН (п. 1, ст. 85). Спец. орган ООН - Совет по опеке действует под руководством Ген. Ассамблеи и помогает ей выполнять эти функции. .Совет Безопасности также может пользоваться помощью Совета по опеке. По инициативе СССР в Устав ООН было включено положение о периодич. посещениях территорий под опекой с целью инспекции, т. е. ООН были предоставлены права, к-рых не имела Лига Наций в отношении мандатных территорий.

В 1946-50 О. м. была установлена над Танганьикой, Брит. Камеруном и Брит. Того (опекун - Великобритания), Франц. Камеруном и Того (Франция), Руанда-Урунди (Бельгия), Н. Гвинеей (Австралия), Зап. Самоа; Тихоокеанскими о-вами - Маршалловыми, Марианскими и Каролинскими (США), о. Науру (Великобритания, Австралия и Н. Зеландия), Сомали (Италия).

Осн. положения Устава ООН, касающиеся системы О. м., не были реализованы на практике. В нарушение Устава условия опеки нередко представляли собой односторонние декларации опекающих гос-в, содержавшие положения, позволявшие этим гос-вам управлять подопечными территориями как составной частью своих собственных территорий и создавать на этих территориях воен. базы. Нек-рые колон, державы (Великобритания, Франция, Бельгия и Австралия) в нарушение Устава ООН объединили находившиеся под их опекой территории со своими колониями в т. н. ч административные союзы", тем самым поставив подопечные территории в одинаковое положение с несамоуправляющимися. Правовое положение подопечных территорий мало отличалось от правового положения прежних подмандатных территорий; подавляющее большинство населения подопечных территорий было лишено всяких политич. прав; управляющие власти не принимали по существу никаких мер в области социального прогресса.

'В результате мощного развития нац,-освободит. движения подавляющее большинство подопечных терр. добилось независимости. На 1 янв. 1974 под опекой находились лишь Папуа - Н. Гвинея (опекун - Австралия) и Тихоокеанские о-ва (США). Не решена проблема Намибии (Юго-Зап. Африки) в связи с отказом пр-ва ЮАР выполнить решение ООН о прекращении действия мандата и предоставлении этой стране независимости.

Советский Союз и др. социалистич. страны на протяжении всей истории ООН ведут последоват. борьбу за полную ликвидацию колониализма во всех его формах и проявлениях. С принятием в 1960 Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам система О. м. по существу утратила значение.

ОПЕКУН, см. в ст. Опека.

ОПЕКУШИН Александр Михайлович [16(28).11.1838, дер. Свечкино, ныне Ярославской обл.,-4.3.1923, с. Рыбница, ныне Ярославской обл.], русский скульптор. Сын крепостного. Учился в Рисовальной школе Об-ва поощрения художников и в скульптурной мастерской Д. И. Иен-сена в Петербурге. Действит. чл. петерб. АХ (1895). Участвовал в создании (по проектам М. О. Микешина) пам. "Тысячелетие России" в Новгороде (открыт в 1862) и Екатерине II в Петербурге (открыт в 1873). Наиболее значит, произв. О.- пам. А. С. Пушкину в Москве (бронза, гранит, открыт в 1880; илл. см. т. 17, табл. I, стр. 16-17), сочетающий приподнятость образа с его историч. конкретностью и достоверностью. О. создал также памятники А. С. Пушкину в Петербурге (открыт в 1884), К. М. Бэру в Тарту (открыт в 1886), М. Ю. Лермонтову в Пятигорске (открыт в 1889) - все бронза, гранит.

Лит.: Беляев Н., Шмидт И., А. М. Опекушин, М., 1954.

ОПЁНОК, 1) О. настоящий, О. осенний (Armillaria mellea),- шляпочный гриб сем. рядовковых. Шляпка сверху серовато-желтоватая с тёмными чешуйками, снизу пластинчатая, белая, у молодого гриба прикрыта плёнчатым белым покрывалом, к-рое у взрослого гриба разрывается и остаётся в виде кольца на длинной ровной ножке. Растёт группами на пнях (отсюда назв.), валёжных деревьях, корнях, в основании живых деревьев (как паразит). Гниющая древесина, содержащая, мицелий О., светится в темноте. Гриб съедобен. 2) Летний О. (Pholiota mutabilis) - гриб сем. строфариевых, растущий группами на древесине с весны до осени. Отличается гладкой, без чешуек, коричневой шляпкой, ржаво-бурыми пластинками и чешуйчатой, внизу тёмно-бурой ножкой. Съедобен. 3) Л о ж н ы й О. (Hypholoma fasciculare) растёт группами на пнях, древесине, резко отличается от др. О. жёлто-зелёной окраской пластинок и горьким вкусом мякоти. Ядовит. Илл. см. т. 7, на вклейке к стр. 328 (рис. 9 и 10).

ОПЕРА (итал. opera, букв.- сочинение, от лат. opera - труд, изделие, произведение), жанр музыкально-драматич. иск-ва. Лит. основа О. (либретто) воплощается средствами муз. драматургии и в первую очередь в формах вокальной музыки.

О.- синтетич. жанр, объединяющий в едином театр, действии различные виды иск-в; драматургию, музыку, изобразит, иск-во (декорации, костюмы), хореографию (балет). Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии нек-рых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов О. толкуются различно. Разнообразны вокальные формы классич. О. Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в О. имеет речитатив - муз.-интонационное и рит-мич. воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в муз. отношении) отд. законченные номера; часто является действенным фактором муз. драматургии. В нек-рых жанрах О., преим. комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно - в диалогах. Сценич. диалогу, сцене драматич. спектакля в О. соответствует муз. ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика к-рого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминац. или заключит, моментах оперного действия. По-разному в О. трактуется хор. Он может быть фоном, не связанным с осн. сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художеств, возможности позволяют показать монумент, картины нар. жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (напр., роль хора в нар. муз. драмах М.П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина"). В муз. драматургии О. большая роль отведена оркестру, симф. средства выразительности служат более полному раскрытию образов. О. включает также самостоят, оркестровые эпизоды - увертюру, антракт (вступление к отд. актам). Ещё один компонент оперного спектакля - балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.

История О. тесно связана с развитием культуры и истории человеческого общества. Часто О. выступала в качестве своеобразного идеологич. форпоста муз. иск-ва, отражая острые проблемы современности - социального неравенства, борьбы за нац. независимость, патриотизма.

Истоки муз. театра - в нар. празднествах, игрищах. Уже в др.-греч. дионисий-ских играх, греч. трагедии велика роль музыки. Существ, место отводилось ей и в ср.-век. народных культовых ("священных") представлениях. Как самостоят, жанр О. сформировалась на рубеже 16-17 вв. За неск. веков её существования сложилось множество нац. оперных школ, стилей, типов оперного произв. Во многих европ. нац. культурах в соответствии с гуманистич. идеями эпохи Возрождения вырабатывались принципы нового типа муз.-драматич. спектакля. Эти искания ранее всего увенчались успехом в классич. стране Ренессанса - Италии. Группа философов, поэтов, музыкантов, художников (т. н. "Флорентийская камерата", 1580) проповедовала возрождение антич. трагедии. Идеалом флорентинцев в музыке была простота, естественность высказывания; музыку в своих спектаклях они подчинили поэзии. В этом духе были написаны первые О.- "Дафна" (1597-98) и "Эвридика" (1600), музыка Я. Пери, текст О. Ринуччини. Следующая веха в истории О.- "Орфей" К. Монтеверди (1607). Художник огромного трагедийного дарования, он создал произв., отличающиеся глубиной драматич. выражения, мастерской лепкой характеров.

Во Франции оперная школа сложилась несколько позже (2-я пол. 17 в.). О. её основоположника Ж. Б. Люлли ("Альцеста", 1674; "Армида", 1686) связаны с классицистским театром Ж. Расина и П. Корнеля. Люлли создал классич. тип франц. "лирической трагедии" (лирическая, т. е. музыкальная) - гармонично построенной монумент, композиции из 5 актов с прологом, эпилогом-апофеозом и драматической кульминацией в конце З^го акта; основой вокальной музыки являлся мелодизированный речитатив. Традиции Люлли в "лирической трагедии" продолжал Ж. Ф. Рамо. В 17 в. своеобразный оперный жанр сложился в Испании (сарсуэла); в Англии О. связана с именем комп. Г. Пёрселла ("Дидона и Эней", 1689). Первый нем. оперный композитор - Г. Шюц ("Дафна", 1626). На рубеже 17-18 вв. в итал. музыке большое значение приобрела неаполитанская оперная школа во главе с А. Скарлатти, основоположником нового типа О.- оперы-сериа (букв.- серьёзная О.)- Героич., мифоло-гич. тематике, её возвышенному содержанию соответствовали эмоционально приподнятые арии, в к-рых певцы могли демонстрировать виртуозное вокальное иск-во. Постепенно лит.-драматич. содержание стало лишь фоном для виртуозных арий солистов. С оперой-сериа связано творчество Г. Ф. Генделя. Драматизм, мелодич. и гармонич. богатство муз. языка выделяют его произв. среди О. этого типа ("Юлий Цезарь в Египте", "Тамерлан", обе 1724; "Роделинда", 1725, и др.).

К сер. 18 в. опера-сериа исчерпала свои художеств, возможности, она уже не отвечала эстетич. потребностям времени. На смену пришло новое, более демокра-тич. иск-во - комич. О. Наигранному пафосу отжившей классицистской О. противопоставляется комедийная тематика, выспренным статичным ариям - живая музыка. В разных странах сложились нац. разновидности комич. О. В Италии- опера-буффа, выросшая из интермедий оперы-сериа и театр, комедий. Этот жанр утвердился в творчестве Дж. Б. Перголези ("Служанка-госпожа", 1733) и окончательно сформировался в операх Дж. Паизиелло ("Мельничиха", 1788) и Д. Чимарозы ("Тайный брак", 1792). В Англии - балладная опера ("Опера нищего", обработка мелодий Дж. Пепуша, 1728). В Испании - тонадилья ("Мнимый слуга" В. Гарсиа, 1804). Во Франции - комич. опера. В этом жанре писали Э. Дуни ("Влюблённый художник", 1757), Ф. А. Филидор ("Садовник и его господин", 1761), А. Э. Гретри ("Ричард Львиное сердце", 1789). В Австрии и Германии - зингшпилъ ("Доктор и аптекарь" К. Диттерсдорфа, 1786; "Лотхен при дворе" И. А. Хиллера, 1766).

Выдающееся значение имела деятельность крупнейших реформаторов оперного иск-ва К. В. Глюка и В. А. Моцарта, отразивших в своём творчестве передовые идеи Просвещения. Глюк создал героич. муз. трагедию, в к-рой достиг органич. единства всех муз.-драма-тургич. средств выразительности ("Орфей и Эвридика", 1762; "Альцеста", 1767, и др.). Моцарт, опираясь на достижения оперы-буффа и зингшпиля, дал высокие реалистич. образцы комедии ("Свадьба Фигаро", 1786), драмы ("Дон Жуан", 1787), филос. сказки ("Волшебная флейта", 1791).

Первые рус. оперные спектакли появились в 70-х гг. 18 в. Это были комедии бытового плана ("Мельник - колдун, обманщик и сват" М. М. Соколовского, 1779; "Санктпетербургский гостиный двор", в новой ред. под назв. "Как поживёшь, так и прослывёшь" М. А. Матинского - В. А. Пашкевича, 1782; "Ямщики на подставе" Е. И. Фомина, 1787). Рус. опера с самого начала формировалась как демократич. жанр, основываясь на нар. и бытовой музыке, в тесной связи с лит-рой своего времени.

Откликом на Великую франц. революцию явились монументально-драматич. произведения агитац. плана ("Республиканская избранница, или Праздник добродетели", первонач. назв.- "Праздник Разума", Гретри, 1794) и др. оперы героич. жанров, в т. ч. "опера спасения" ("Лодоиска" Л. Керубини, 1791; "Пещера" Ж.Ф. Лесюэра, 1793). Драматургия её (название отражает специфич. сюжетную ситуацию, завершающуюся торжеством высоких гуманистич. идей, победой "добра") строилась на сопоставлении контрастных образов и сцен. Выдающийся образец этого жанра в Германии - опера Л. Бетховена "Фиделио" (1805, 3-я ред. 1814). Комич. О. продолжала развиваться в творчестве Ф. Буальдьё ("Белая дама", 1825), Д. Ф. Обера ("Фра-Дьяволо", 1830). Типич. черты итал. комич. О. нашли блестящее выражение в творчестве Дж. Россини ("Севильский цирюльник", 1816).

Нач. и сер. 19 в. связаны с утверждением романтизма в нац. оперных школах. В Германии основоположником романтич. О. был К. М. Вебер ("Вольный стрелок", 1820), в романтич. плане выдержаны ранние оперы Р. Вагнера ("Риенци", 1840; "Летучий голландец", 1841). Во Франции романтич. стиль воплотился в творчестве Дж. Мейербера, с именем к-рого связано развитие жанра т. н. большой оперы ("Роберт-Дьявол", 1830; "Гугеноты", 1835), в Италии - В. Беллини ("Сомнамбула", "Норма", обе 1831), Г. Доницетти ("Лючия ди Ламмермур", 1835), Дж. Верди в ранний период его деятельности ("Навуходоносор", 1841; "Ломбардцы в первом крестовом походе", 1842). Из рус. О. эпохи романтизма выделяется "А