БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381скольдова могила" А. Н. Верстовского (1835).

19 в.- время становления и расцвета рус. О. Главой рус. классич. О. был М. И. Глинка. Его О.- нар.-патриотическая "Иван Сусанин" (1836) и сказочно-эпическая "Руслан и Людмила" (1842) - ярчайшие образцы реалистич, оперного иск-ва. Первую в России социально-бытовую драму создал А. С. Даргомыжский ("Русалка", 1855).

Эпоха 60-х гг. вызвала дальнейший подъём рус. О., связанный с деятельностью композиторов "Могучей кучки". Один за другим появляются шедевры оперной классики, обновляются старые жанры, создаются новые. Среди них - нар. муз. драмы М. П. Мусоргского ("Борис Годунов", 1869, 2-я ред. 1872; "Хованщина", завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883), где с небывалой силой зазвучала тема борьбы и страданий народа; эпич. опера А. П. Бородина "Князь Игорь" (завершена Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1888); оперы Римского-Корсакова - сказочная "Снегурочка" (1881), О.-былина "Садко" (1896), О.-легенда "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1904), О.-сатира "Золотой петушок" (1907) и др. Одно из величайших явлений муз. театра - оперное творчество П. И. Чайковского. Тонкий психологизм, глубокое раскрытие душевного мира человека отличают его О. ("Евгений Онегин", 1878; "Чародейка", 1887; "Пиковая дама", 1890). Он обращался и к историко-патриотич. темам ("Орлеанская дева", 1879; "Мазепа", 1883), и к нар.-бытовым ("Черевички", 1885). Оперный репертуар обогатили также А. Г. Рубинштейн ("Демон", 1871), А. Н. Серов ("Вражья сила", 1871), С. И. Танеев ("Орестея", 1894), С. В. Рахманинов ("Алеко", 1892).

Классиком реалистич. иск-ва в Италии был Дж. Верди - создатель разнообразных типов и жанров оперной драматургии ("Риголетто", 1851; "Травиата", 1853; "Аида", 1870; "Отелло", 1886; "Фальстаф", 1892). Для франц. муз. театра 2-й пол. 19 в. характерен жанр лирич. оперы, пришедший на смену большой опере и во многом ей противоположный:

"Фауст" Ш. Гуно (1859), "Лакме" Л. Делиба (1883), "Манон" Ж. Массне (1884). Вершина оперного реализма во франц. музыке 19 в.- "Кармен" Ж. Визе (1874), яркость, эмоциональность образов, своеобразие муз. языка к-рой ставят её в ряд лучших произведений мировой классики.

Нем. опера 2-й пол. 19 в. связана с именем Р. Вагнера, оказавшего большое воздействие на муз. иск-во Европы. Вагнер, как и Глюк, ратовал за единство музыки и драмы. Основа его оперной драматургии - система лейтмотивов. Стремясь к сохранению целостности муз. развития, он отказался от деления актов на отд. номера. Особую роль в сложной, психологически утончённой О. отводил Вагнер оркестру. Однако скрупулёзное подчинение этим принципам привело к противоречиям в творчестве художника. Реформаторские оперы Вагнера - "Тристан и Изольда" (1859), тетралогия "Кольцо нибелунга" (1854-74), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1867), "Парсифаль" (1882).

В последнем десятилетии 19 в. в итал. О. возникло новое направление - веризм. Среди веристских О. выделяются "Сельская честь" П. Масканъи (1890), "Паяцы" Р. Леонкавалло (1892). Веризм проявляется и в творчестве Дж. Пуччини ("Манон Леско", 1892; "Богема", 1895; "Тоска", 1899; "Чио-Чно-сан", 1904).

В результате освободит, движения в Вост. Европе в 19 в. складываются нац. оперные школы. На мировую арену выходят чеш., польск., венг. О.: "Бранденбуржцы в Чехии" (1863) и "Проданная невеста" (1866) Б. Сметаны, "Галькам С. Монюшки (1847), "Ласло Хуньяди" (1844) и "Банк Бан" (1852) Ф. Эркеля.

Аналогичный процесс становления нац. оперных культур наблюдается у ряда народов дореволюц. России. Представителями этих школ являются: на Украине- С. С. Гулак-Артемовский ("Запорожец за Дунаем", 1863), Н. В. Лысенко ("Наталка Полтавка", 1889), в Грузии - М. А. Баланчивадзе ("Дареджан коварная", 1897), в Азербайджане - У. Гаджибеков ("Лейли и Меджнун", 1908), в Армении - А. Т. Тигранян ("Ануш", 1912) и др.

Муз. течения кон. 19 - нач. 20 вв. представлены и в оперном иск-ве: импрессионизм - в операх К. Дебюсси ("Пеллеас и Мелизанда", 1902): экспрессионизм - Р. Штрауса ("Саломея", 1905; "Электра", 1908), А. Шёнберга ("Ожидание", 1909; "Счастливая рука", 1913), А. Берга ("Воццек", 1921), П. Хиндемита ("Кардильяк", 1926, новая ред. 1952). Тенденции неоклассич. стилизации нашли отражение в ряде произв. И. Стравинского (О.-оратория "Царь Эдип", 1927). Существен вклад в развитие О. композиторов разных стран и направлений: Д. Мийо ("Бедный матрос", 1927; "Христофор Колумб", 1930), К. Орфа ("Луна", 1938; "Умница", 1942), М. де Фалъи ("Жизнь коротка", 1905, пост. 1913), 3. Кодая ("Хари Янош", пост. 1926), Л. Яначека ("Её падчерица", 1903), Дж. Энеску ("Эдип", 1932), П. Владигерова ("Царь Калоян", 1936) и др. Значит, явлением в О. 20 в. стала "Порги и Бесс" Дж. Гершвина (1935). Это - первое произв. амер. композитора в муз.-драматич. жанре, написанное ярким муз. языком, основанное на нар. музыке, затрагивающее остросоциальные проблемы.

Сложны пути О. в капиталистич. странах. В неё проникли различные модернистские тенденции, искажающие и расшатывающие оперный жанр. Однако прогрессивные художники, сочетая достижения совр. музыки с принципами реалистич. О., продолжают создавать ценные произведения. К таким передовым явлениям относятся О. франц. комп. Ф. Пуленка ("Человеческий голос", 1959), итал. комп. Л. Даллапикколы ("Заключённый", 1948), итал. композитора, живущего в США, Дж. К. Менотти ("Медиум", 1942; "Консул", 1950). Крупными достижениями совр. англ. О. являются произв. Б. Бриттена ("Питер Граймс", 1945; "Сон в летнюю ночь", 1960), А. Буша ("Уот Тайлер", 1950).

Особое место в истории развития О. занимает советское оперное иск-во, сложившееся после Великой Окт. социалистич. революции. Сов. композиторы, опираясь на классич. традиции и метод социалистич. реализма, стремятся к правдивому изображению действительности и истории во всём их многообразии. Сов. муз. театр складывался как многонациональный (в нек-рых республиках - Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Белоруссии, Башкирии - нац. муз. театр был создан впервые в годы Сов. власти). Новым в сов. О. было обращение к совр. сюжетам. В 30-е гг. в операх И. И. Дзержинского ("Тихий Дон", 1934, пост. 1935), Т. Н. Хренникова ("В бурю", 1939, нов. ред. 1952) и др. сформировался тип "песенной" О. (песня - основа муз. драматургии). К выдающимся достижениям сов. О. принадлежат "Семён Котко" (1939) и "Война и мир" (1943, окончат, ред. 1952) С. С. Прокофьева, "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова", 1932, новая ред. 1962) Д. Д. Шостаковича. Появились яркие образцы нац. классики: "Даиси" 3. П. Палиашвили (1923), "Алмаст" А. А. Спен-диарова (1928), "Кёр-Оглы" У. Гаджибекова (1936). В сов. О. нашла отражение героич. борьба сов. народа во время Великой Отечеств, войны 1941-45: "Семья Тараса" Д. Б. Кабалевского (1947, 2-я ред. 1950), "Молодая гвардия" Ю. С. Мейтуса (1947, 2-я ред. 1950), "Повесть о настоящем человеке" Прокофьева (1948, пост. 1960) и др. Значит, вклад в сов. О. внесли композиторы Р. М. Глиэр, К. В. Молчанов, В. И. Мурадели, С. М. Слонимский, А. Н. Холминов, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Р. К. Щедрин и др., а также композиторы братских республик - Ф. Амиров, М. Ашрафи, С. А. Баласанян, Е. Г. Брусиловский, В. А. Власов, Д.Г. Гершфельд, Н. Г. Жиганов, А. К. Жубанов, М. О. Заринь, Э. А. Капп, Б. Н. Лятошинский, Г. И. Майборода, А. М. М. Магомаев, А. Малдыбаев, В. Мухатов, Д. Овезов, Ш. М. Мшвелидзе, В. Ю. Клова, Ш. Сайфиддинов, Ю. В. Семеняко, А. Л. Степанян, О. В. Тактакишвили, Е. К. Тикоцкий, В. Г. Фере, Л. А. Хамиди, А. Г. Шапошников и мн. др. По пути социалистич. реализма развивается оперное иск-во европ. стран социализма. Среди композиторов этих стран - П. Дессау (ГДР), Л. Пипков (Болгария), Э. Сухонъ (Чехословакия), Ш. Соколаи (Венгрия) и др.

См. также разделы Музыка в статьях об отдельных союзных и автономных республиках и странах.

Лит.: Рол дан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М., 1931; Ля-Лоранси Л. де, Французская комическая опера XVIII века, пер. с франц., М., 1937; А с а ф ь е в Б. В., Опера, в сб.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М.- Л., 1947; Д р у с к и н М., Вопросы музыкальной драматургии оперы. На материале классического наследия, Л., 1952; Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1952; е г о ж е, Очерки по драматургии оперы XX века, М., 1971; Советская опера. Сб. критических статей, М., 1953; Г о з е н-пуд А. А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; его же, Русский советский оперный театр. (1917- 1941). Очерки истории, Л., 1963; его же, Русский оперный театр XIX века, [т. 2] - 1857 - 1872, Л., 1971; X о х л о в к и н а А., Западноевропейская опера. Конец XVIII - первая половина XIX века. Очерки, М., 1962; Ванслов В., Опера и её сценическое воплощение, М., 1963; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1-2, М., 1966-73 (т. 1, в. 1 совм. с В. В. Протопоповым); Loewenberg A., Annals of opera 1597 - 1940, v. 1 - 2, 2 ed., Gen., 1955; E w e n D., Encyclopedia of the opera, N. Y., 1955; BrockwayW., Weinstock H., The world of opera..., L., 1963. М.Р.Волкова.

"ОПЕРА КОМИК", Театр комической оперы ("Theatre de l'Орerа-Comique"), французский муз. театр. Осн. в 1715 в Париже как врем, театр на Сен-Жерменской ярмарке; в 1745 был закрыт. Вновь открыт в 1752, а в 1762 слит с театром "Комеди Итальенн". Существовал под различными назв.; в 1801, объединившись с театром"Фейдо", снова стал называться "О. к.". Вначале на сцене театра шли фарсы, комедии, водевили, пьесы с музыкой. В период Великой франц. революции ставились "оперы спасения" Л. Керубини, Ж. Ф. Лесюэра, А. Э. Гретри и др. (см. Опера). В 19 в. театр стал крупным центром нац. оперного иск-ва (с 1806 - государственный). Здесь впервые были поставлены оперы - "Кармен" Визе (1875), "Лакме" Делиба (1883), "Манон" Массне (1884) и др., шли оперы Дж. Пуччини, Р. Штрауса, М. Равеля, Ж. Ибера, Д. Мийо, А. Русселя. После 2-й мировой войны 1939-45 "О. к." ставила также произв. Ф. Пуленка, И. Стравинского и др. совр. композиторов. Балетные постановки в театре осуществляются с нач. 20 в. С 1973 "О. к." функционирует как оперная студия, где работают молодые певцы, дирижёры, режиссёры. Здание"О. к." построено в 1898, арх. Л. С. Бернье. Лит.: W о 1 f f S., On demi-siecle d'Opera Comique (1910-1950), v. 2, P., 1953. В. В. Тимохин.

"ОПЕРА СПАСЕНИЯ", "oпepа спасения и ужасо в", жанр франц. оперы, получивший развитие в годы Великой франц. революции; см. в ст. Опера.

ОПЕРА-БУФФА (итал. opera buffa- комич. опера), итальянская разновидность комич. оперы, сложившаяся в 30-е гг. 18 в.; см. в ст. Опера.

ОПЕРА-СЕРИА (итал. opera sen a - серьёзная опера), жанр итал. оперы, сложившийся в кон. 17 - нач. 18 вв. в творчестве композиторов неаполитанской школы; см. в ст. Опера.

ОПЕРАТИВНАЯ ГРОМКОГОВОРЯЩАЯ СВЯЗЬ, двусторонняя громкоговорящая связь, вид проводной внутриучрежденч. связи для оперативной передачи информации - вызова, распоряжения, доклада, сообщения (см. Оперативная связь). Используя внутренние, специально проложенные линии связи, ограничивающие круг абонентов, О. г. с. позволяет быстро и просто соединить, напр., директора завода с начальниками цехов, зав. отделом с начальниками лабораторий и т. д. Различают симплексную и дуплексную системы О. г. с. При симплексной системе информация передаётся по линии лишь в одном направлении - один абонент говорит, а другой только слушает. Простейшая симплексная система О. г. с. (рис., а) состоит из микрофона, усилителя, громкоговорителя и проводной линии связи. Если же на передающей стороне установить громкоговоритель, а на приёмной - микрофон, то можно, попеременно переключая вход и выход усилителя, вести разговор в обоих направлениях. Простейшая дуплексная система О. г. с. (рис., 6) состоит из двух приёмо-передающих устройств, включающих микрофоны с усилителями передачи, громкоговорители с усилителями приёма и устройство автоматич. переключения направления связи (или дифференцирующее устройство). При этом оба абонента могут одновременно говорить и слушать, как в обычном телефоне. О. г. с. используется в гос. и обществ, учреждениях, н.-и. ин-тах, конструкторских бюро, заводоуправлениях, а также на производств, участках с повыш. уровнем шума. И.О. Демидов, В. П. Кузьмин.

Схема оперативной громкоговорящей связи: а - симплексной; б - дуплексной; М-микрофон; У -усилитель; Л. С. -линия связи; Г- громкоговоритель; УНП- автоматическое устройство переключения направления.

ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА, 1) временное объединение войск, действующих на определённом операц. направлении v решающих одну оперативную задачу. В зависимости от обстановки и характера задач в состав О. г. может входить неск. соединений и частей со средствами усиления. В ходе Великой Отечеств, войны 1941-45 О. г. создавались при ведении операций на широких фронтах и в труднодоступной местности, когда по условиям обстановки организация и поддержание управления и взаимодействия между группировками, действовавшими на различных направлениях, были затруднены. 2) Группа офицеров со средствами связи, направляемая в соседние войска (штабы) для поддержания с ними взаимодействия или в подчинённые соединения для руководства определённой группировкой войск (сил).

ОПЕРАТИВНАЯ ПАУЗА, временный перерыв в проведении активных боевых действий воюющими сторонами на данном фронте или театре воен. действий. О. п. может быть между двумя последовательно проводимыми наступат. операциями с целью доукомплектования войск, понёсших потери в личном составе, восполнения утраченного оружия и израсходованных боеприпасов, перегруппировки и сосредоточения войск, подтягивания тылов и подвоза материальных и технич. средств, улучшения базирования авиации и др. Воюющие стороны обычно стремятся к сокращению О. п., чтобы противник не смог подвести новые силы для проведения воен. действий.

ОПЕРАТИВНАЯ ПОЛИГРАФИЯ, вид полиграфии, при к-ром редакционно-издательские процессы и печатание продукции организационно составляют единое целое. Существ, сторона О. п.- ликвидация корректурного обмена между издательством и типографией, использование безнаборного (без металлич. набора) метода, подготовка оригинал-макета (прообраз будущего издания с побуквенным, построчным и постраничным совпадением). Для изготовления оригинал-макета используется редакционно-издательская техника (пишущие, наборно-пишущие машины и автоматы, фотонаборные установки и др.). Продукция О. п.: внутриведомственная и товарно-сопроводит. документация; научно-технич., реферативная, информационная, рекламная, справочная лит-pa; уч. пособия, журналы, авторефераты и т. п.

К технич. средствам О. п. относится оборудование для изготовления печатных форм для различных способов печати и переплётно-брошюровочных процессов. Осн. способы печати в О. п.- офсетная, трафаретная и гектографич. (спиртовая). Для офсетной печати применяются малоформатные офсетные машины облегчённого типа (напр., ротапринт) на формат бумаги 30X45 см, производительностью до 6000 оттисков в час. Для трафаретной печати применяются авторотаторы на формат 21X 30 см, производительностью до 4000 оттисков в час. Этот способ печати применяется для размножения служебной документации и информац. изданий в тех случаях, когда использовать офсетную печать экономически невыгодно или требования к качеству печати недостаточно высокие, т. к. качество трафаретной печати уступает офсетной. Гектографич. печать - наиболее простой и дешёвый способ; в качестве печатного оборудования применяется гектограф на формат 30X42 см, производительностью до 3600 оттисков в час. Качество печати уступает офсетной и трафаретной, однако за один прогон можно получить многокрасочный оттиск, притом количество цветов не ограничено. С помощью гектографич. печати можно осуществлять выборочную печать отд. строк, абзаца и т. д. с общей печатной формы, причём межстрочный пробел остаётся постоянным. Для этого применяются гектографы выборочной печати.

Тиражи, к-рые можно получить различными способами печати, зависят от тиражеустойчивости печатных форм и применяемых материалов. Ср. тиражность составляет по офсетной печати 5000 экз., трафаретной - 1000 экз., гектографич.- 250 экз.

Осн. достоинства О. п.- её экономич. эффективность и быстрота технологич. процесса (производств, цикл сокращается в 2-3 раза).

Совершенствование О. п. осуществляется путём автоматизации изготовления офсетных печатных форм, создания печатных машин-автоматов и поточных линий для переплётно-брошюровочных процессов.

Лит.: Попрядухин П. А., Технология печатных процессов, М., 1968. С. И. Торговник.

ОПЕРАТИВНАЯ СВЯЗЬ в управлении, передача и приём деловой информации в пределах замкнутых административных и производств, единиц (предприятия, учреждения, пром. объединения и т. п.). О. с.- одно из важнейших средств оргтехники. Различают бездокументальную и документальную О. с. К первой относят телефонную, радиосвязь и радиотелефонную связь, оперативную громкоговорящую связь, поисково-вызывную сигнализацию, пром. телевидение. К документальной О. с. относят телеграфную и фототелеграфную связь, связь через телеавтографы и терминальные устройства ЭВМ, а иногда внутриучрежденч. транспортировку документов (пневматич. и электромагнитную почту и т. п.).

ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРАВО, в СССР право орг-ций владеть, пользоваться и распоряжаться закреплённым за ними имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества. Сов. гос-во, а также кооп. п обществ, организации осуществляют права собственников либо самостоятельно (напр., гос-во через свои органы), либо путём передачи имущества в оперативное управление др. имущественно обособленных орг-ций.

О. у. п. предоставлено орг-циям, являющимся юридическими лицами: гос. хозрасчётным предприятиям или орг-циям (например, заводам, магазинам, строительным орг-циям), бюджетным учреждениям (школам, больницам), иным гос. орг-циям; предприятиям колхоза, кооперативным орг-циям (напр., межколхозным строит, орг-циям), предприятиям обществ, орг-ций (санаториям, клубам), а также гос.-кооп. организациям. Все они осуществляют право владения, пользования и распоряжения закреплённым за ними имуществом, выступают в гражданском обороте от своего имени, отвечают этим имуществом по своим обязательствам в пределах, установленных законом.

Объектом О. у. п. является имущество, как полученное орг-цией при её создании, так и приобретённое в результате осуществления хоз. операций.

ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО, составная часть военного искусства, охватывающая вопросы теории и практики подготовки и ведения совместйых и самостоят, операций и боевых действий оперативными объединениями видов вооружённых сил на различных театрах воен. действий; военно-теоретич. дисциплина. Осн. задачи О. и.: исследование характера и содержания операций (боевых действий), разработка способов их подготовки и ведения на суше, в воз-душно-космич. пространстве и на море, определение наиболее эффективных способов боевого применения в них видов вооруж. сил и родов войск, а также методов организации взаимодействия между ними; разработка рекомендаций по управлению войсками (силами), их оперативному обеспечению и практическому руководству боевой деятельностью войск (сил) в ходе операций. О. и. охватывает изучение и разработку всех видов воен. действий: наступления, обороны, организации и осуществления оперативных перегруппировок и др. О. и. занимает промежуточное положение между стратегией (см. Стратегия военная) и тактикой и играет связующую роль между ними. Оно непосредственно вытекает из стратегии и подчиняется ей, требования и положения стратегии являются основополагающими для О. и. По отношению к тактике О. и. занимает главенствующее положение: оно определяет её задачи и направления развития. Существуют и обратные взаимосвязи и взаимозависимости. Напр., при определении стратегич. целей войны и способов её ведения на том или ином театре воен. действий учитываются реальные возможности оперативных объединений, а также уровень развития теории и практики О. и. Точно так же при планировании операций (боевых действий) учитываются тактич. возможности соединений и частей, характер и особенности их действий в конкретной обстановке, т. к. в конечном итоге тактич. успехи обусловливают достижение оперативных результатов, а последние прямо сказываются на достижении промежуточных и конечных целей стратегии. Под влиянием развития вооружения и боевой техники, совершенствования организационной структуры войск, изменений способов ведения воен. действий взаимосвязи и взаимозависимости между стратегией, О. и. и тактикой становятся более многогранными и динамичными. Поскольку О. и. решает вопросы теории и практики подготовки и ведения как совместных, так и самостоят, операций оперативными объединениями сухопутных войск, ВВС, ВМФ и боевых действий войск ПВО страны, то в рамках его общей теории и практики можно выделить О. и. Сухопутных войск, Ракетных войск, Войск ПВО страны, ВВС и ВМФ. О. и. каждого вида вооруж. сил в своём развитии исходит из общих методологич. основ и требований воен. теории и практики, учитывая вместе с этим специфику организации, технич. оснащения, сферы действий, а также боевые возможности оперативных объединений соответствующего вида вооруж. сил. Осн. положения О. и. вытекают из общих принципов воен. иск-ва. Важнейшими из них являются: постоянное поддержание войск, сил и средств в высокой боевой готовности; непрерывное и смелое ведение воен. действий с целью захвата и удержания инициативы; готовность вести боевые действия обычными средствами и с применением ядерного оружия; достижение поставленных целей совместными усилиями соединений и объединений всех видов Вооруж. Сил и родов войск на основе их тесного взаимодействия; сосредоточение гл. усилий войск на избранном направлении в решающий момент. Применение общих принципов в операции зависит от конкретных условий, в к-рых будут действовать войска.

В воен. теории бурж. гос-в термин "О. и." не употребляется. Вместо него применяются понятия "большая тактика" или - "малая стратегия".

Объективные предпосылки для возникновения О. и. явились закономерным следствием изменений, к-рые происходили в развитии производит, сил общества, его социальной и политич. структуре, а также в состоянии вооружения, организации войск, формах и способах ведения воен. действий. С появлением в кон. 18- нач. 19 вв. в странах Зап. Европы массовых армий боевые действия стали развёртываться на больших пространствах в виде ряда последовательных и взаимосвязанных сражений и вестись в течение длительного времени. Происходит становление штабов как органов управления войсками (см. Генеральный штаб). Зарождается новая по масштабу, способам организации и ведения форма воен. действий - операция, первые признаки к-рой проявились в войнах кон. 18 - нач. 19 вв. В войнах 2-й пол. 19 в. идёт дальнейшее развитие зародившейся операции. Развитие ж. д. и др. видов транспорта позволило ускорить переброску, сосредоточение и развёртывание войск, улучшить их снабжение, а внедрение телеграфа, телефона, радио облегчило управление крупными группировками на больших пространствах. В результате новейших научных технич. открытий в кон. 19 - нач. 20 вв. появляются магазинные винтовки, пулемёты, скорострельная и дальнобойная артиллерия, новые классы воен. кораблей - броненосцы, миноносцы, подводные лодки, начинается произ-во боевых самолётов, а затем и танков. Всё это сказалось на изменении форм и способов ведения воен. действий, характерные признаки к-рых, в частности тенденция к резкому увеличению фронта воен. действий, расчленению их на ряд сражений и возрастанию продолжительности боёв и сражений, проявились в ходе первых же империалистич. войн и особенно в рус.-япон. войне 1904-05. Напр., сражение под Мукденом развернулось на фронте до 150 км и длилось 3 недели; на р. Шахэ - на фронте 90 км и велось в течение 13 сут. В ходе 1-й мировой войны 1914-18 сражение в Галиции проходило на фронте ок. 400 км. и продолжалось 33 сут. Боевые действия стали охватывать не только сушу и море, но постепенно и возд. пространство. Для руководства войсками в рус. армии были созданы ещё до войны фронтовые управления. В нач. войны в Германии, Франции и Великобритании также появились оперативные объединения - группы армий или армейские группы с соответствующими управлениями. В результате в нач. 20 в. складывается понятие операции как совокупности боевых действий войсковых соединений и объединений, протекающих на большом пространстве, объединённых общим замыслом и направленных на достижение единой цели. Определились также осн. формы оперативного манёвра - манёвр на окружение и фронтальный удар с целью прорыва образовавшегося позиционного фронта. Наметились и методы прорыва, хотя эта проблема не была полностью решена. Всё это создало объективные условия для выделения О. и. в самостоят, раздел воен. иск-ва. Однако в то время это не было ещё сделано ни в одной армии.

Советское О. и. начало складываться во время Гражданской войны и военной интервенции 1918-20, основываясь на теоретич. положениях и указаниях В. И. Ленина по воен. вопросам, разработке планов ведения важнейших операций Красной Армии и обобщениях опыта, полученного в ходе войны. Операции Красной Армии характеризовались и проводились с широким манёвром войск, большим размахом, решит, целями. Определились и основны