БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381 Позднее обобщённый подход к проблемам О. нашёл выражение в кибернетике и в общей теории систем, к-рые воздействуют на все науч. дисциплины, изучающие сложно организованные системы. Этот подход не привёл пока к построению общей теории О. в строгом смысле слова, но сыграл важную стимулирующую роль в изучении О. конкретных объектов, прежде всего биологических и социальных.

В биологии обращение к проблемам О. позволило сделать важный шаг к преодолению антитезы витализма и механицизма, т. е. попыток либо объяснить специфику живого действием внематериаль-ных факторов, либо вовсе отрицать эту специфику. Понятие О. дало возможность рационально объяснить целостность и качеств, своеобразие биологич. объектов: то и другое опирается на действие многообразных типов связей, пронизывающих все уровни живого. Осознание важной роли О. в живых системах привело к тому, что изучение тех взаимосвязей и взаимодействий между частями, к-рые обеспечивают динамич. устойчивость биологич. объектов в условиях изменчивой среды, превратилось в одно из осн. направлений познания живого. С проникновением в биологию теоретико-информационных (см. Информации теория) представлений и методов появилась возможность трактовать явления биологич. О. как процессы кибернетич. управления, в основе к-рых лежат информационные взаимодействия между элементами разных систем. Другая линия развития представлений о биологич. О. связана с расширением границ биологич. познания - переходом к изучению суборганизменных, в т. ч. и субклеточных (молекулярных и субмолекулярных) структур, а также надорганизменных (популяционных, биоценотических и т. д.) объектов. Это выдвинуло вопрос об О. всей живой природы как целого. Непосредств. выражением такой постановки проблемы явилось представление об иерархии уровней О. живой материи (хотя этот вопрос окончательно ещё не решён, но обычно выделяют осн. уровни О.: клеточный, организменный, популяционный, ценотический и биосферный) (см. Уровни организации живого). Поскольку ни один из этих уровней объективно не может считаться первичным, а О. имеет универсальное значение, биологич. мышление оказалось перед необходимостью отказаться от свойственных ему прежде представлений о главенствующей роли какого-то одного уровня (таковым считали сначала уровень организма, а затем - уровень биологич. вида). Проблема взаимосвязи различных уровней О. является одной из центральных в совр. теоретической биологии. Ещё одна важная общебиологич. проблема связана с наметившимся синтезом теории О. и теории эволюции в биологии.

Понятие социальной О. в широком смысле характеризует способы упорядочения и регулирования действий отд. индивидов и социальных групп. Разнообразные механизмы социальной О., охватывающие все уровни и сферы взаимоотношений между людьми, выполняют ин-тегративную функцию и обеспечивают управление действиями индивидов со стороны социальной системы. Эти механизмы, во-первых, через социализацию и усвоение индивидами норм и ценностей, господствующих в данной социальной системе, создают условия и предпосылки участия людей в обществ, отношениях и, во-вторых, через социальный контроль и систему санкций призваны влиять на индивида таким образом, чтобы направленность и характер выбираемых им действий не выходили за рамки допустимого в данной системе.

В более узком смысле социальная О.- это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение нек-рой заранее фиксированной цели, реализация к-рой требует совместных и координированных действий. Характерной особенностью таких развитых О. является наличие в них специализированного персонала, прошедшего соответствующую подготовку и выполняющего функцию управления.

Становление капитализма приводит к разрушению традиционных, возникающих и функционирующих, как правило, стихийно форм регуляции социальных отношений. Этот процесс особенно усиливается с переходом к гос.-монополистич. капитализму. Постепенно возникают новые, более или менее осознанно конструируемые типы О. Важнейший показатель этого процесса - быстрый рост числа и размеров различных О., всесторонне регламентирующих жизнь отд. индивида и опосредующих межличностные контакты. Развитие крупных О.- объективная потребность совр. обществ, производства. Однако она вступает в противоречие со стихией общества, построенного на частнособственнической основе. Усиление роли О. в условиях капитализма ведёт к тому, что конкурентная борьба, происходящая на уровне гигантских О., вызывает особенно разрушительные социальные и экономические последствия. Прогрессирующее разделение труда, усложнение технологических процессов, концентрация производства и образование крупных О., а также усиливающаяся и принимающая всё более изощрённые формы эксплуатация трудящихся сопровождаются значительным ростом административно-управленч. персонала, появлением у него множества новых функций и резким повышением требований к эффективности его организаторской деятельности.

Первые исследования в области социальной О. в бурж. обществоведении носили сугубо прикладной и нормативный характер и имели целью рационализацию организационной и управленч. деятельности. Ф. Тейлор (США, 1911) положил начало изучению оптимальных способов распределения административных функций и ответственности между звеньями управленч. аппарата. Высоко оценив рациональные стороны концепции Тейлора, В. И. Ленин показал, что она вместе с тем служит средством усиления капиталистич. потогонной системы извлечения прибыли (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 18-19, и т. 36, с. 189- 190). Ленинская методология позволяет оценить и все последующие бурж. концепции О. Нем. социолог М. Вебер предложил идеальную модель бюрократии - предельно рационализированной системы управления и руководства - и сформулировал принципы, на к-рых должны строиться отношения в такой системе. В этих исследованиях акцентировалась формальная сторона социальной О.: необходимость строгой регламентации отношений между работниками и фиксации их в спец. предписаниях. В конце 30-х гг. рядом исследователей (Ч. Барнард, Ф. Рётлисбергер и У. Диксон) было установлено влияние неформальных, личностных отношений между работниками на эффективность и производительность труда. Складывающаяся спонтанно неформальная О., основанная на прямых контактах между работниками, является неизбежным и существ, дополнением формальной. На почве этих исследований, выявляющих социально-психологич. аспект проблемы, возникла доктрина "человеческих отношений" как стиля поведения управляющих в их отношениях с подчинёнными, выступившая ещё одним средством усиления эксплуатации, но вместе с тем рационализировавшая управление произ-вом.

В послевоенный период круг проблем, затрагиваемых в исследованиях социальной О., непрерывно расширяется: изучаются потоки информации, используемой для выработки решений, механизм выдвижения, принятия и изменения целей, а также расхождения между действительными и декларируемыми целями О., критерии эффективности неприбыльных О., проблемы внутриорганизационного конфликта и изменения О., мотивация деятельности управленч. персонала и т. д. Новейшие тенденции в области социальной О. в капиталистич. странах связаны с широким внедрением вычислит. техники и новых методов обработки информации и принятия решений (моделирование, линейное и динамич. программирование, теория игр и решений, системный анализ и т. п.), а также с конструированием целевых О. для выполнения специализированных социальных, науч.-технич. и военных программ.

В бурж. социологии (У. Уайт, Д. Рисмен и др.) подвергается критике воздействие совр. О. на индивида, усиливающее его отчуждение. Особенно резко против О. выступают идеологи "новых левых" (Г. Маркузе, франкфуртская школа и т. д.). Эта критика, хотя и вскрывает ряд действнт. противоречий бурж. О., в целом, однако, носит абстрактный, надклассовый характер, игнорирует принципиальные различия между бурж. и социалистич. О.

Принципиально новое и самое широкое значение проблемы социальной О. приобрели в теории марксизма-ленинизма, в практике социалистич. революции и строительства социалистич. и коммунистич. общества. К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркнули, что социализм неизбежно приходит на смену капитализму именно в силу своего превосходства в уровне О. обществ, производства; сама идея гегемонии пролетариата основывается на выводе о том, что пролетариат превосходит все др. классы и слои силой своей О. Проблемы О. ставит во главу угла ленинская теория социалистич. революции и построения социализма: В. И. Ленин обосновал учение о пролетарской партии как высшей форме политической О. трудящихся. Одной из гл. задач диктатуры пролетариата, осуществляемых под руководством партии, Ленин считал О. производства и всей обществ, жизни на социалистич. началах. В трудах Ленина всесторонне освещены такие принципиальные теоретич. проблемы О. и управления, как принципы демократического централизма, единоначалия в парт, и гос. руководстве, контроль за деятельностью аппарата управления и борьба с бюрократия, тенденциями. Ленинские идеи получили дальнейшее развитие в теоретич. и практич. деятельности КПСС, к-рая постоянно исходит из того, что сама природа социалистич. обществ, строя требует максимальной О. всех сторон обществ, жизни, подчинения их сознательно планируемым преобразованиям. Этой цели служат широкие мероприятия по совершенствованию управления экономикой и социальным развитием, а также деятельность массовых обществ. О. (профсоюзы, комсомол и др.) и производств, коллективов социалистич. общества. Основанная на единстве коренных интересов людей и сознательных началах, социалистич. О. не только не подавляет личность, но является непременным условием её свободного и всестороннего развития.

Лит.: Ленин В. И., Великий почин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 39; е г о ж е, Как организовать соревнование, там же, т. 35; его же, Как нам реорганизовать Рабкрин, там же, т. 45; его же, Лучше меньше, да лучше, там же; Богданов А. А., Всеобщая организационная наука (тектология), 3 изд., ч. 1 - 3, Л.- М., 1925 - 29; Организация и управление, М., 1968; Системные исследования. Ежегодник - 1970; США: современные методы управления, М., 1971; Г в и ш и а н и Д. М., Организация и управление, 2 изд., М., 1972; Развитие концепции структурных уровней в биологии. Сб. ст., М., 1972; Тахтаджян А. Л., Тектология: история и проблемы, в кн.: Системные исследования. Ежегодник-1971, М., 1972; X а и л о в К. М., К эволюции теоретического мышления в биологии: от моноцентризма к полицентризму, там же, М., 1973; Modern organization theory, ed. M. Haire, N. Y., 1959; Etzioni A., A comparative analysis of complex organizations: on power, involvement and their correlates, Glencoe, 1961; W h у t e W. H., The organization man, N. Y., 1963; Handbook of organizations,ed. J. March, Chi., 1965; М а г с h J.G., Simon H. A., Organizations, 6 ed., N. Y., 1965; В 1 a u P. M., S с о t t W. R., Formal organizations, L., 1966; В е n n i s W. G., Changing organizations, N. Y., 1966; L i k e r t R., The human organization, N. Y., 1967; Hodge B. J., J о h n s о n H. J., Management and organizational behavior, N. Y., 1970. Б. Г. Юдин.

ОРГАНИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (ОАГ; Organizacion de los estados americanos), создана 30 апр. 1948 на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889. В состав ОАГ входят: Аргентина, Барбадос, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, США, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Экуадор, Ямайка. До 1962 Куба как член ОАГ принимала участие в её работе. На Ген. ассамблее ОАГ в апр. 1971 учреждён институт постоянных наблюдателей ОАГ, к-рыми стали ряд стран Зап. Европы, Канада, Япония, Израиль. Осн. органами ОАГ в соответствии с её новым уставом (вступил в силу в февр. 1970) являются: Ген. ассамблея (высший орган, определяет общую деятельность ОАГ и её политику), созывается ежегодно, поочерёдно в столицах стран-членов; Консультативное совещание министров иностранных дел; Постоянный совет (предоставлено право разрешать споры и конфликты между членами); Экономический и социальный совет; Совет по культуре, науке и образованию; Юридический комитет; Ген. секретариат. Практической деятельностью Ген. секретариата руководит ген. секретарь, пользующийся широкими адм. полномочиями. Формально провозглашёнными целями ОАГ являются: поддержание "мира и безопасности"на континенте, урегулирование споров между государствами-членами мирным путём; орг-ция совместных действий против агрессии; разрешение общими усилиями государств-членов политич., юридич. и экономич. проблем, стоящих перед амер. гос-вами.

Используя средства экономич. и политич. давления на латиноамер. страны, США неоднократно навязывали ОАГ решения в целях укрепления своих позиций в Лат. Америке. Под их нажимом ОАГ приняла ряд резолюций, направленных на подавление освободительного движения на континенте, попустительствовала империалистической агрессии в Гватемале (1954), Панаме (1964), Доминиканской Республике (1965). В янв. 1962 на 8-м консультативном совещании министров иностр. дел под давлением США Куба была незаконно исключена из ОАГ. На этом же совещании была принята резолюция о создании Спец. консультативного комитета по обеспечению безопасности, деятельность к-рого направлена против междунар. коммунистич. движения. В 1964 ОАГ приняла решение о разрыве странами -членами орг-ции дипломатич. и торг, отношений с Кубой. Этому решению не подчинилась Мексика, сохранив свои отношения с Кубой; в дальнейшем ряд других латиноамериканских стран, вопреки нажиму США, также восстановил с ней отношения. С нач. 70-х гг. в обстановке общей разрядки междунар. напряжённости в латиноамер. странах усилилось стремление к проведению независимого внешнеполитич. курса. На сессиях Ген. ассамблеи ОАГ политика США в Лат. Америке стала подвергаться резкой критике; ставился вопрос о восстановлении членства Кубы в ОАГ, об отмене санкций против Кубы (май 1972, нояб. 1974), но он ещё не получил положит, решения. Нек-рые латиноамер. страны выступали с открытыми обвинениями против США за их дискриминационную политику в отношении Латинской Америки. На 3-й сессии Ген. ассамблеи ОАГ (4-14 апр. 1973) многие представители латиноамер. стран выступили с предложениями о реорганизации ОАГ, с тем чтобы строить межамериканские отношения на основе "множества идеологий" ("идеологич. плюрализма"), т. е. признания за всеми латиноамер. гос-вами права участвовать в межамериканской системе, независимо от существующего в них политич. строя. На этой сессии была одобрена резолюция о создании Спец. комиссии из представителей всех стран - членов ОАГ для изучения межамериканской системы и выработки мер по её структурной перестройке. Штаб-квартира ОАГ - в Вашингтоне.

Лит.: Гвоздарёв Б. И., Организация американских государств, М., 1960; е г о ж е, Эволюция и кризис межамериканской системы, М., 1966. Д. А. Жуков.

ОРГАНИЗАЦИЯ АФРИКАНСКОГО ЕДИНСТВА (ОАЕ; Organization of African Unity), региональная межгосударств, политич. организация. Образована на Аддис-Абебской конференции независимых государств Африки в мае 1963. К кон. 1973 в состав ОАЕ входило 42 гос-ва: Алжир, АРЕ, Берег Слоновой Кости, Ботсвана, Бурунди, Верхняя Вольта, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Дагомея, Заир, Замбия, Камерун, Кения, Конго, Лесото, Либерия. Ливия, Маврикий, Мавритания, Малави, Малагасийская Республика, Мали, Марокко, Нигер, Нигерия, Руанда, Свазиленд, Сенегал, Сомалийская Демократич. Республика, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Эфиопия. На правах наблюдателей в работе ОАЕ участвуют представители нац.-освободит, движений африканских стран с колон, и расистскими режимами.

Цели ОАЕ: укрепление единства и солидарности стран континента; координация действий и развитие всестороннего сотрудничества афр. гос-в, защита суверенитета, терр. целостности и независимости; уничтожение всех видов колониализма; поощрение междунар. сотрудничества. В этих целях члены ОАЕ обязались координировать свои действия в области внеш. политики, экономики, науки и техники, обороны и безопасности, образования, культуры и здравоохранения.

Гл. принципы ОАЕ - равноправие и невмешательство во внутр. дела гос-в-членов; уважение их терр. целостности и независимости, мирное урегулирование спорных вопросов, поддержка освободит, движений на зависимых афр. территориях, неприсоединение и др.

Гл. органы: Ассамблея глав гос-в и правительств (собирается не менее 1 раза в год, каждое гос-во располагает в ассамблее одним голосом, решение ассамблеи считается принятым, если за него проголосовали 2/3 членов ОАЕ); Совет министров (собирается не реже 2 раз в год); Ген. секретариат, возглавляемый ген. секретарём, назначаемым ассамблеей (постоянный адм. орган). Кроме того, при ОАЕ имеются комиссии: по экономич. и социальным вопросам; по вопросам образования, науки, культуры и здравоохранения; по вопросам обороны.

Спец. органы ОАЕ призваны оказывать поддержку афр. народам, продолжающим борьбу за независимость. Прежде всего это Комитет помощи нац.-освободит. движениям в Африке, широко известный также под назв. Комитета освобождения или Комитета 17-ти. В целях материальной поддержки антиколон, движения на континенте члены ОАЕ обязались отчислять в спец. фонд освобождения Африки 1% от своих нац. бюджетов.

ОАЕ добилась нек-рых успехов в обтасти развития межафриканского экономич. сотрудничества. При её содействии созданы Африканский банк развития и Ин-т экономич. планирования.

Одним из гл. направлений в деятельности ОАЕ является борьба с остатками колониализма на континенте и расизмом в ЮАР и Юж. Родезии. Вопросы борьбы против колониализма и расизма рассматривались на всех ассамблеях ОАЕ. Важные решения были приняты на второй Ассамблее ОАЕ (Каир, июль 1964): о запрещении ядерного оружия и объявлении Африки безатомной зоной, а также о всеобщем разоружении. На пятой Ассамблее (Алжир, сент. 1968) была осуждена израильская агрессия и выдвинуто требование освобождения оккупированных араб, территорий. На восьмой Ассамблее (Аддис-Абеба, июнь 1971) был сформирован Комитет глав гос-в 10 стран ОАЕ для поисков урегулирования ближневост. конфликта и была принята Декларация по вопросу о "диалоге", в к-рой была отвергнута идея "диалога" афр. гос-в с ЮАР. Ассамблея поддержала меры афр. гос-в по осуществлению суверенитета над своими природными ресурсами. Однако в работе ОАЕ встречаются трудности, вызванные гл. обр. тем, что в неё входят гос-ва, придерживающиеся разных концепций политич. и экономич. развития, что приводит к разногласиям при решении кардинальных вопросов. ОАЕ имеет при ООН постоянных представителей. Лит.: Basic documents and resolutions. Publ. by the Provisional secretariat of the Organisation of African Unity, Addis Abeba, 1964; Организация африканского единства (История создания и деятельности). Сб. документов, М., 1970; Организация африканского единства (Сборник документов), в. 2 (1966-1969), М., 1973. В.П.Панов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ автотранспорта, организация дорожного движения (ОДД), деятельность, обеспечивающая движение транспортных средств по дорогам с высокими скоростями и безопасностью для всех его участников. На Конференции ООН в Вене (1968) приняты междунар. соглашения-"Конвенция о дорожном движении" и "Конвенция о дорожных знаках и сигналах", в к-рых отражён передовой опыт О. д. в европ. странах. СССР подписал эти соглашения; осн. направления О. д. в СССР: обучение водителей и пешеходов, их убеждение и при необходимости принуждение к соблюдению Правил дорожного движения, совершенствование дорожных условий и трансп. средств, регулирование дорожного движения. К участникам дорожного движения (водителям, пешеходам, пассажирам) предъявляется ряд требований, к-рые в СССР сформулированы в Правилах дорожного движения и др. нормативных документах. Напр., водителем автомобиля может стать каждый, достигший 18-летнего возраста и выдержавший экзамены по теории и практике вождения в Государственной автомобильной инспекции. Кроме того, каждому водителю необходимо получить положительное мед. заключение. Рост интенсивности движения транспорта и усложнение обстановки на дорогах сделали необходимым обучение элементарным правилам безопасности и пешеходов; за нарушение принятых в дорожном движении норм административную, а если оно повлекло за собой серьёзное последствие, и уголовную ответственность несут не только водители, но и все др. участники движения. Курс Правил дорожного движения изучается в общеобразовательных школах.

К деятельности по О. д. относят и разъяснительно-воспитательную работу, к-рая ведётся с помощью средств массовой пропаганды и др.

Большое значение для правильной О. д. имеют Строительные нормы и правила, по к-рым проектируется и создаётся дорожная сеть страны, а также стандарты безопасности в автомобилестроении. Они обеспечивают проведение необходимых технич. мероприятий по совершенствованию дорожных условий и конструкций трансп. средств. Мероприятия по О. д. входят составной частью и в типовые проекты на застройку насел, пунктов. Продукция автомоб. з-дов должна удовлетворять требованиям, помогающим предотвращать дорожно-трансп. происшествия (рулевое управление, система тормозов и т. д.), и к средствам пассивной безопасности, снижающим тяжесть возможных последствий, когда происшествия избежать не удалось. Исправность трансп. средств контролирует Госавтоинспекция.

О. д. в СССР опирается на исследования закономерностей дорожного движения, учитывает перспективы развития автомоб. транспорта.

См.такжеДорожно-транспортные происшествия, Дорожные знаки, Регулирование дорожного движения. В. В. Лукьянов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА ЮГО-ВОСТОЧНОИ АЗИИ, СЕ AT О (South-East Asia Treaty Organization - SEATO), военно-политич. группировка, созданная по инициативе США, гл. задачей к-рой является борьба против нац.-освободит. движений и всех прогрессивных сил в Юго-Вост. Азии. Начало орг-ции было положено подписанием США, Великобританией, Францией, Австралией, Новой Зеландией, Пакистаном, Таиландом, Филиппинами 8 сент. 1954 договора в г. Маниле (вступил в силу 19 февр. 1955). В соответствии с Манильским договором (ст. 4) участники СЕАТО обязались в случае вооружённой "агрессии" "в районе, охватываемом договором", против кого-либо из них "действовать для преодоления этой общей опасности соответственно со своими конституционными процедурами" и консультироваться в случае возникновения "угрозы агрессии". Ма-нильский договор может быть распространён и на др. страны, т. к. согласно ст. 8 этого договора в зону действия СЕАТО входит "общий район Юго-Восточной Азии", в т. ч. все территории азиатских договаривающихся сторон, и "общий район юго-западной части Тихого океана, не включая районы Тихого океана севернее 21 градуса 30 минут северной широты". Вопреки решениям Женевского совещания 1954 о принципах политич. урегулирования во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже и об уважении их суверенитета, участники совещания в Маниле подписали дополнит, протокол, распространяющий действие Манильского договора на Юж. Вьетнам, Лаос и Камбоджу. В рамках СЕАТО проводятся военно-морские, военно-воздушные и сухопутные манёвры.

СЕАТО поддержало агрессию США в Индокитае, но уже вскоре после начала агрессии (1964-65) в орг-ции стали обнаруживаться признаки кризиса, связанного с обострением противоречий между её участниками, а позднее и с начавшимся процессом ослабления междунар. напряжённости. Франция с 1965 перестала участвовать в сессиях Совета, затем отказалась от участия в воен. деятельности СЕАТО, а в 1973 заявила о прекращении с 30 июня 1974 финанс. участия в орг-ции. В нояб. 1973 из СЕАТО вышел Пакистан.

Высший орган СЕАТО - Совет министров (сессии Совета министров проводятся ежегодно). Постоянный орган - Совет уполномоченных во главе с ген. секретарём (с сент. 1972 - С. Хонглада-ром, Таиланд). Совету министров подчинён Комитет военных советников ("Комитет военного планирования"). Штаб-квартира - в Бангкоке (Таиланд).
1834.htm
ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социологии, направление в бурж. социологии кон. 19 - нач. 20 вв., отождествлявшее общество с организмом и пытавшееся объяснить социальную жизнь биологич. закономерностями. Сравнение общества с организмом проводилось мн. авторами (Платон, Т. Гоббс, О. Конт, Г. Спенсер).

В отличие от своих предшественников, представители О. ш. [П. Ф. Лилиенфельд (Россия), А. Шеффле (Германия), Р. Вормс, А. Эспинас (Франция)] утверждали, что "общество и есть организм". Они подыскивали всё новые аналогии, доказывая (в различных вариантах) тождество общества и организма. Лилиен-фельд приписывал обществу все черты организма - единство, целесообразность, специализацию органов. Роль кровообращения, напр., выполняет торговля, функции головного мозга - правительство. Шеффле рассматривал экономич. жизнь общества как обмен веществ в организме. Вормс доходил до крайностей, рассуждая о половых различиях обществ, организмов, об их органах выделения и т. д. В нач. 20 в. концепции О. ш. утратили популярность. По сравнению с попытками рассматривать общество как продукт произвольного соглашения между индивидами органич. подход был известным шагом вперёд. Однако в целом концепции О. ш. ненаучны. Их порок в том, что конкретно-историч. изучение социальных явлений заменялось произвольны