БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381 осадков, катагенезе горных пород и при выветривании. Тв. К. по минералогич. шкале 7. Излом раковистый. Благодаря способности образовывать при сколе острый режущий край К. с глубокой древности вплоть до железного века использовался человеком для выделки кам. орудий (см. Каменный век),

КРЕМЕР (Kremer) Альфред фон (13.5. 1828, Вена,-27.12.1889, там же), австрийский востоковед. Основные труды по исламоведению, истории культуры стран Востока. Первым в зап.-европ. востоковедении попытался вскрыть социальную структуру мусульманских обществ, определить движущие силы их развития. Считал необходимым изучать ислам в связи со всей историей мусульманской культуры, которую рассматривал как синтез социально-экономич., политич. и интеллектуальных факторов. Ввёл в научный оборот многочисленные источники.

Соч.: Geschichte der herrschenden Ideen des Islams, Lpz., 1868; Kulturgeschichte des Orients unter den Chalifen, Bd 1-2, W., 1875-77.



КРЕМЕР (Cremer) Фриц (р. 22.10.1906, Арнсберг, Вестфалия), немецкий скульптор и график (ГДР). В 1922-25 учился в Эссене (в т. ч. у В. Ламмерта), в 1929- 1934 в Высшей школе изобразит. и прикладного иск-ва в Берлине у В. Герстеля. В 1946-50 работал в Вене, с 1950 дейст-вит. чл. и руководитель мастерской Герм, академии иск-в в Берлине. Выросший в среде рурских горняков, К. стал художником-борцом и связал своё реали-стич. иск-во с пролетарским и антифаш. движением. С 1929 чл. компартии Германии (с 1953 чл. СЕПГ). В годы фаш. режима создал полные драматизма произведения - "Скорбящие женщины" ("Гестапо"; рельеф, 1936), "Голова умирающего солдата" (автопортрет; 1935-37; оба - бронза, Нац. гал., Берлин). Высоким трагическим пафосом, утверждением несгибаемой силы духа борцов, глубокой правдой переживаний отмечены созданные К. памятники жертвам фашизма на Центр. кладбище Вены (известняк, бронза, 1947-48), в Бухенвальде (бронза, 1952-58; илл. см. т. 4, с. 171, т. 6, табл. XV, с. 384-385), Равенсбрюке (бронза, 1959-61), Маутхаузене (Австрия; бронза, 1964-65), памятник борцам Интернац. бригад Испании в Берлине (бронза, 1967-68). Группа борцов Сопротивления в бухенвальдском монументе стала символом мужества антифашистов. К.- крупный портретист, раскрывающий сложный душевный мир современников: рабочих ("Ф. Франик", терракота, 1954, Нац. гал., Берлин), деятелей культуры ("Б. Брехт", бронза, 1957, Карт. гал., Дрезден; "Живописец И. Ион", бронза, 1962),-создатель лирич. образов ("Молодая любовь", бронза, 1961, Карт. гал., Дрезден). Работая гл. обр. в бронзе, К. использует чёткие, энергично вылепленные, полные внутр. напряжения формы, драматич. контрасты, трепетность светотени. Литографии К. посв. событиям современности (серия "Венгерские видения", 1956) или навеяны образами классич. и совр. лит-ры (серия "Вальпургиева ночь", 1956). Нац. пр. ГДР (1953, 1958). К.-почётный чл. АХ СССР (1967). Портрет стр. 371.

Лит.: Людеке Г., Творческий путь немецкого скульптора, М.. 1960; Полякова Н., Фриц Кремер, М., 1972; Sсhmidt D., Fritz Cremer. Leben, Werke, Schriften, Meinungen, Dresden, 1972.

H. И. Полякова.



КРЕМИКОВСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ, крупнейшее ме-таллургич. предприятие Болгарии, расположенное в окрестностях Софии (с. Кре-миковци), в районе крупного месторождения жел. руды, открытого в 1953. Руду комбинат получает также из др. месторождений, коксующиеся угли - преимущественно из СССР. Строительство комбината началось в 1959 и осуществляется при помощи СССР. К 1972 на комбинате введены в строй 3 доменные печи полезным объёмом 1033 м3 каждая, 3 конвертера по 100 т, 2 электропечи ёмкостью 100 т каждая, коксохимич. завод (3 коксовые батареи), обогатительные и агломерационные фабрики, цехи горячей прокатки, трубопрокатный и ферросплавов, ТЭЦ. Комбинат производит чугун, сталь, прокат чёрных металлов, бесшовные трубы, ферромарганец, ряд химич. продуктов (сульфат аммония, бензол, сероуглерод, растворители и др.). Продукция К. м. к. экспортируется во многие страны.



КРЕМЛЁВ Юлий Анатольевич [6(19).6. 1908, Ессентуки, -19.2.1971, Ленинград], советский музыковед, пианист и композитор, засл. деят. иск-в РСФСР (1957), доктор искусствоведения (1963). В 1925- 1928 учился в Ленингр. консерватории по классу фп. М. В. Юдиной, в 1933 окончил там же ист.-теоретич. ф-т, а затем аспирантуру под рук. Б. В. Асафьева. С 1937 науч. сотрудник (с 1942 ст. науч. сотрудник) ленингр. Ин-та театра, музыки и кинематографии (в 1957-69 зав. сектором музыки, с 1969 проф.). Осн. труды посвящены разл. вопросам истории рус., сов. и зарубежной музыки, муз. теории и эстетики; ряд его книг переведён на иностр. языки. Автор муз. произведений.

Соч.: Вопросы музыкальной эстетики, М., 1953; Русская мысль о музыке, т. 1-3, Л., 1954-60; Симфонии П. И. Чайковского, М., 1955; Э. Григ, М., 1958; В. П. Соловьёв-Седой, Л., 1960; Т. Хренников, М., 1963; К. Дебюсси, М., 1965; Ж. Массне, М., 1969;

Избр. статьи, Л., 1969 (библ.); К. Сен-Сане, М., 1970; фортепианные сонаты Бетховена, 2 изд., М., 1970; Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Л., 1970; Ф.Шопен, 3 изд., М., 1971; Й. Гайдн, М., 1972.



КРЕМЛЁВСКИЕ ЗВЁЗДЫ, светящиеся пятиконечные рубиновые звёзды, установленные на 5 башнях Московского Кремля. Первая К. з. была установлена на Спасской башне 25 окт. 1935; К. з. на Троицкой, Никольской и Боровицкой башнях - к 1 нояб. Звёздами заменили огромных двуглавых орлов из меди, сохранившихся на башнях с дореволюц. времени. Корпус звёзд, выполненный из нержавеющей стали, был облицован медными золочёными листами. К. з. украшали с двух сторон серп и молот, составленные из уральских самоцветов. Конструкция первых К. з. оказалась неудачной, блестящие поверхности самоцветов быстро потемнели, потребовали переогранки, и в 1937 к 20-й годовщине Окт. социалистич. революции они были заменены звёздами из рубинового стекла (новая звезда была установлена также и на Водовзводной башне).

Размеры, форма каждой из пяти К. з. определены высотой и архит. решением соответствующей башни. Расстояние между концами лучей К. з., установленной на Водовзводной башне, составляет 3 м , на Боровицкой - 3,2 м, на Троицкой - 3,5 м, на Никольской и Спасской башнях - по 3,75 м. Несущая конструкция К. з. из нержавеющей стали представляет собой пятиконечную пространственную звезду, концы к-рой имеют форму четырёхгранной пирамиды. Прочность и жёсткость конструкции рассчитана на макс. давление ураганного ветра, равное 2 кн/м2(200 кгс/м2).

Несмотря на значит. массу (ок. 1 т), К. з. сравнительно легко вращаются при изменении направления ветра. Благодаря своей форме они всегда устанавливаются лобовой стороной против ветра.

Чтобы К. з. были хорошо видны на фоне неба, они освещаются изнутри лампами накаливания, а равномерное распределение светового потока обеспечивается рефракторами, состоящими из призматич. стеклянных плиток.

Мощность ламп (в звёздах Водовзводной и Боровицкой башен установлены лампы мощностью 3,7 квт, в остальных по 5 квт) обеспечивает хорошую видимость звёзд в ночное и дневное время. Лампы обладают высокой световой отдачей, составляющей ок. 22 лм/вт. Габариты ламп мощностью 5 квт: длина 383 мм, диаметр колбы 177 мм. Каждая лампа выделяет много тепла, что вызывает необходимость спец. охлаждения звёзд. Для этого в каждой башне находится по 2 вентилятора.

При остеклении К. з. надо было добиться того, чтобы они светились ночью достаточно ярко, днём сохраняли рубиново-красный цвет и чтобы нити накала ламп не были заметны. Вторая задача была особенно сложной, т. к. красное стекло, освещённое снаружи, а не на просвет, кажется почти чёрным. Современное остекление К. з., установленное в 1946, состоит из рубинового и молочно-белого стекла, прослоённых прозрачным хрустальным. Молочное стекло хорошо рассеивает свет ламп и вместе с тем отражает значит. часть дневного света, смягчая днём темноту рубинового стекла. Для достижения большей контрастности и выявления лучистой формы звёзд в них вставлено рубиновое стекло разных оттенков, пропускающее, однако, только красные лучи с длиной волны не более 0,62 мкм. Толщина стёкол в К. з. 6-8 мм, площадь остекления звезды ок. 6 м2.

Механизмы для обслуживания К. з. расположены внутри башен. Спец. подъёмные приспособления дают возможность периодически производить очистку внутренних и внешних поверхностей К. з. от пыли и копоти. Механизир. устройства заменяют перегоревшие лампы в течение 30-35 мин. Управление оборудованием и механизмами К. з, сосредоточено на центр. пункте, куда автоматически подаются сведения о режиме работы ламп.



КРЕМЛЁВСКИЕ КУРАНТЫ, часы с боем, установленные на Спасской башне Московского Кремля. Первые сведения о кремлёвских часах относятся к 1404; установлены эти часы были недалеко от Благовещенского собора. В 1621 "аглицкий" часовых дел мастер Христофор Головей изготовил часы, для к-рых в 1625 рус. каменщики соорудили на Спасской башне каменный верх. Эти часы имели два циферблата диаметром ок. 5 м. Циферблаты были сделаны из отд. деревянных (дубовых) частей, соединённых жел. обручами. Наружный круг циферблата, разделённый на 17 равных частей-часов, вращался. Каждый час обозначался слав. буквой и более мелкой арабской цифрой. В 1706 в Кремле были установлены новые часы. Купленные Петром I в Голландии, они были доставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. В 1737 в результате пожара механизм часов был испорчен. Восстановили часы в 1767, но во время пожаров 1812 они были вновь повреждены. Современные К. к.-"часы, переделанные в 1851 году братьями Бутеноп в Москве" (так гласит надпись на чугунной станине часов). Куранты расположены на 8-10-м этажах Спасской башни. Механизм К. к. состоит из 4 отд. узлов (механизмов): хода часов, боя четвертей, боя часов и игры курантов. Каждый из механизмов имеет самостоят. заводной вал, к-рый приводится в движение грузом (гирей), составленным из цилиндрич. чугунных слитков. В зависимости от назначения механизма масса гирь колеблется от 100 до 200 кг. Механизмы боя и игры курантов снабжены программным барабаном, на к-ром укреплены в определённом порядке штифты. Когда подходит время, стопор программного барабана выключается и барабан под действием груза начинает вращаться, штифты при помощи тяг задевают за рукоятки молоточков, к-рые и заставляют колокола звучать. Напр., барабан механизма боя четвертей управляет 9 колоколами. В первую четверть часа программа боя звучит 1 раз, во 2-ю, 3-ю и 4-ю четверти соответственно 2, 3 и 4 раза. После боя четвертей включается механизм боя часов, а когда прозвучит последний удар часового колокола, начинает работать механизм игры курантов. В дореволюц. время К. к. в 12 ч исполняли мелодию "Коль славен наш господь в Сионе", а в 24 ч -"Преображенский марш".

В дни Окт. социалистич. революции во время арт. обстрела Кремля один из снарядов попал в циферблат курантов, перебил стрелку часов и вывел из строя механизм вращения стрелок. Часы остановились 2 нояб. 1917. В авг. 1918 по указанию В. И. Ленина были начаты работы по реставрации К. к. В сент. 1918 повреждения в механизме вращения стрелок были устранены, был переделан также музыкальный механизм курантов, к-рые стали исполнять в 12 ч мелодию "Интернационала", а в 24 ч -"Вы жертвою пали". В 1935 музыкальный механизм был разобран.

Часы К. к. заводятся 2 раза в сутки - в 12 и 24 ч. Циферблаты часов выходят на 4 стороны Спасской башни. Диаметр циферблата 6,12 м. Высота рим. цифр, обозначающих часы, 0,72 м. Длина часовой стрелки 2,97 м, минутной -3,27 м. Обод циферблата, цифры и стрелки в 1937 покрыты золотом. Длина маятника почти 1,5 м, масса -32 кг. У маятника есть деревянный компенсатор, благодаря которому колебания температуры воздуха не влияют на точность хода часов.



Н. В.Гордеев.



КРЕМЛЁВСКИЙ ДВОРЕЦ СЪЕЗДОВ, крупнейшее общественное здание на территории Кремля Московского. Построено в 1959-61. За проектирование и стр-во К. Д. с. авторы его - М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, Г. Н. Львов, А. Н. Кондратьев, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллер, И. И. Кочетов - удостоены Ленинской пр. (1962). Открытие (17 окт. 1961) было приурочено к началу работы 22-го съезда КПСС. Используется для проведения важнейших партийных, правительств., обществ. и междунар. мероприятий, а также для театрально-зрелищных представлений и как вторая сцена ГАБТ СССР. Здание в плане прямоугольное 120 X 70 м, общий объём 40 тыс. м3, заглублено в землю на 15 м. Фасад здания членят беломраморные пилоны, между ними - стеклянные витражи. Над гл. входом - золочёное изображение герба СССР, выполненное по эскизу скульптора А. Е. Зеленского. Зал К. Д. с. имеет 6 тыс. мест, оборудован с учётом новейших достижений акустич. техники, имеет 7 тыс. репродукторов, 4500 светильников и ламп. Стены и потолки покрыты звукопоглощающими материалами. Перевод осуществляется на 30 языков мира. Сцена оснащена подъёмно-опускными устройствами. Банкетный зал Дворца вмещает до 4500 чел. На занавесе зала заседаний вычеканено латв. мастерами под руководством X. М. Ры-сина панно с портретом В. И. Ленина по рисунку худ. А. А Мыльникова. Мозаичный фриз гл. фойе и мозаичные эмблемы на мраморных простенках фасадов банкетного зала - произведения худ. А. А. Дейнеки. Цельность композиции, чёткость ритма и крупный масштаб простых форм в сочетании с раскрытым пространством интерьеров определяют торжеств. характер сооружения и подчёркивают его большую обществ. значимость.

В К. Д. с. состоялись заседания 22- 24-го съездов КПСС, 15-16-го съездов ВЛ КСМ, 3-го Всесоюзного съезда колхозников, 5-го Всемирного конгресса профсоюзов, Всемирного конгресса женщин, 13-15-го съездов профсоюзов СССР, Всемирного форума молодёжи; проходят многие торжественные заседания и приёмы. На сцене К. Д. с. выступают лучшие художественные коллективы страны, проходят международные кинофестивали"

Лит.: Посохин М., МндоянцА., Пекарева Н., Кремлёвский дворец съездов, [М., 1966]; Писарская Л. В., Родимцева И. А., Московский Кремль, М., 1971. М.М.Шегал.



КРЕМЛЬ, центральная укреплённая часть рус. феод, города. Впервые упоминается в летописи под 1331 ("кремник"). Употреблялись и др. назв.-"детинец" (до 14 в.), "город", "град" (до 16- 17 вв.). К. обычно располагался на высоком месте, часто у берега реки или озера. Рельеф местности диктовал его планировку, а военно-оборонит. требования - количество башен и расстояния между ними. Стены К., вначале - деревянно-земляные, а с 11 в.- каменные и кирпичные (в Новгороде начаты в 1044, в Старой Ладоге - в 1116, в Пскове - с 13 в.), часто окружались рвом с водой. В К. обычно находились: дворец князя, собор, дворы бояр и церковной знати. Подчёркнутый рельефом, К. доминировал в застройке и являлся градообразую-щим ядром др.-рус. города, определял его силуэт, а дороги, ведшие к воротам К., часто становились основой радиальной или веерной планировки возникавших близ К. жилых р-нов (посадов). Замечат. образец К.- Кремль Московский. В 16-17 вв. велось широкое строительство каменных К.- в Н. Новгороде (ныне г. Горький), Туле, Коломне, Зарайске, Казани, Ростове Великом, Смоленске, Серпухове, Астрахани и др. городах; они выполняли наряду с оборонительной и парадную функцию. При перепланировке русских городов во 2-й половине 18 и 1-й четверти 19 вв. К., утратившие военно-стратегическое значение, вошли в городские комплексы как административные центры и историко-художеств. ансамбли.

Лит.: Тверской Л. М., Русское градостроительство до конца XVII века, Л.- М., 1953.


1333.htm
КРИВОРОЖСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД им В. И. Ленина, крупное предприятие чёрной металлургии СССР. Находится в Кривом Роге Днепропетровской обл. УССР. Стр-во началось в 1931 на базе жел. руд Криворожского железорудного бассейна. До Великой Отечеств. войны 1941-45 были введены 3 доменные печи и бессемеровский цех в составе 2 конвертеров. В начале войны часть оборудования завода была эвакуирована на Урал. Во время нем.-фаш. оккупации города (15 авг. 1941- 22 февр. 1944) завод был разрушен. После войны восстановлен, реконструирован и расширен. Введены в строй новые цехи и мощные металлургич. агрегаты: 4 доменные печи, в т. ч. одна объёмом 2700 м3. Строится (1973) домна объёмом 5000 м3. Имеются 2 кислородно-конвертерных цеха. Завод оснащён мощным прокатным оборудованием. Производств. процессы в значит. мере механизированы и автоматизированы. В 1960 заводу присвоено имя В. И. Ленина. Награждён орденом Ленина (1971) и орденом Трудового Красного Знамени (1939). Н, В. Ткачук.



КРИВОШЕЕВ Илья Петрович (Илька Морыця) [19(31).7.1898, хутор Маяк, ныне Лопатинского р-на Пензенской обл., - 11.9.1967, с. Ичалки, Мордовская АССР], мордовский советский поэт. Окончил Саратовский ун-т (1927). Первые стихи опубл. в 1923. Один из зачинателей морд. сов. литературы, К. внёс значит, вклад в развитие морд. стихосложения. Ему принадлежат сб-ки стихов "Голос народа" (1943), "Мой путь" (1946), "Весенний сад" (1952), "Моя Родина" (1954) и др., лирико-эпич. поэмы "Ленин среди нас" (1939), "Ведёт к победе" (1963) и др.

Соч. в рус. пер.: Избранное, Саранск, 1955.

Лит.: Васильев Л., Спасибо тебе, Морыця... О жизни и творчестве И. Криво-шеева, Саранск. 1969.



КРИВОШЕИН Александр Васильевич [19(31). 7. 1857, Варшава,-28. 10. 1921, Берлин], русский гос. деятель. В 1896 - 1904 зам. нач., в 1904-05 нач. переселенческого управления Мин-ва внутр. дел. Ближайший сотрудник П. А. Столыпина по осуществлению агр. реформы (уничтожение общинного землевладения и насаждение хуторского х-ва), заселению и освоению Сибири и Туркестана. В 1905-06 товарищ главноуправляющего, в 1908-15 главноуправляющий землеустройством и земледелием; в 1906-08 товарищ мин. финансов, управляющий Дворянским и Крестьянским банками. Чл. Гос. совета (с 1906), вначале крайне правый, затем примыкал к земцам. Сыграл значит. роль в отставке премьер-мин. В. Н. Коковцова (янв. 1914) и смещении воен. мин. В. А. Сухомлинова. Попытка К. образовать "пр-во обществ, доверия" была отвергнута Николаем II и привела к отставке К. (окт. 1915). После Окт. революции 1917 - один из организаторов контрреволюционного "Правого центра" в Москве; в 1918 бежал в Киев, где организовал контрреволюц. монархия. "Совета государственного объединения России". В 1920 возглавил в Крыму пр-во ген. П. Н. Врангеля. После ликвидации врангелевщины эмигрировал во Францию.

КРИВОШЕЯ, деформация шеи, обусловленная односторонним натяжением мышц и мягких тканей шеи или искривлением шейного отдела позвоночника; сопровождается неправильным положением головы. К. бывает врождённой, вследствие неправильного внутриутробного развития или родовой травмы, и приобретённой, образующейся после ранения, ожога и т. п. либо в результате воспаления мышц или лимфа-тич. желез шеи и др. При К. голова наклонена в сторону поражённой мышцы, затылок приближается к плечу той же стороны, а подбородок повёрнут и приподнят в противоположную сторону. Движения головы, особенно боковые, значительно ограничены. Если не было своевременного лечения, то к осн. деформации постепенно присоединяются вторичные - асимметрия лица и черепа, деформация позвоночника и т. д. Лечение проводит врач-ортопед.

Лит.: Зацепин С. Т., Ортопедия детского и подросткового возраста, 2 изд.. М., 1956; его же, Врождённая мышечная кривошея, М., 1960 (библ.).

КРИВОШИП, простейшее вращающееся звено кривошипного механизма. К. имеет цилиндрич. выступ - шип, ось к-рого смещена относительно оси вращения К. на величину r, постоянную или регулируемую (рис.).



КРИВОШИПНЫЙ МЕХАНИЗМ, механизм для преобразования одного вида движения в другой, имеет вращающееся звено в виде кривошипа или коленчатого вала, связанное со стойкой и другим звеном вращательными кинематическими парами (шарнирами). К. м. обычно имеют вращательные и поступательные кинематические пары. К. м. делятся на плоские (с движением всех звеньев в параллельных плоскостях) и пространственные, четырёхзвенные и многозвенные. Наиболее распространённые плоские четырёхзвенные К. м. делятся на три группы: шарнирные четырёхзвенные, кри-вошипно-ползунные, кривошипно-кулисные.

Шарнирные четырёхзвенные К. м. бывают двух видов: двухкри-вошипный для преобразования равномерного вращения одного кривошипа в неравномерное вращение другого (рис. 1,а); частным случаем является шарнирный параллелограмм для передачи вращения с одного кривошипа на другой без изменения скорости (рис. 1,б); кривошип-но-коромысловый К. м., преобразующий вращение кривошипа в качательное движение коромысла (рис. 1, в). Криво-

Рис. 1. Шарнирный четырёхзвен-ник:а - двухкри-вошипный; б - шарнирный параллелограмм; в- кри-вошипно - коромы-словый; 1 и 2 - кривошипы; 3 - шатун; 4 - коромысло.

шипно-ползунные механиз-м ы преобразуют вращение кривошипа в прямолинейное возвратно-поступательное движение ползуна или наоборот, широко используются в поршневых двигателях, насосах, компрессорах, прессах

и других машинах. По расположению кривошипа и ползуна различают К. м. центральные (рис. 2, а) и смещённые (рис. 2,6). Кривошипнокулисные механизмы обычно преобразуют равномерное вращение кривошипа в неравномерное вращательное движение, качательное (рис. 3, а) или возвратно-поступательное (рис. 3, б) движение кулисы. К. м. с качающейся кулисой используют в приводе движения резания металлорежущих станков. В большинстве К. м. имеются т. н. мёртвые положения (см. рис. 2, а), в к-рых передача движения на кривошип невозможна и при выходе из к-рых ведомый кривошип может изменить направление вращения на обратное. Прохождение этих положений в поршневых двигателях обычно обеспечивается инерцией звеньев. При ведущем кривошипе вблизи мёртвых положений К. м. даёт значит. выигрыш в силе, что используется в прессах и др. рабочих машинах для получения больших сил на ползуне. Сложное движение шатунов К. м. иногда используют для привода рабочих органов некоторых машин - тестомесилок, снегопогрузчиков и др.

Кроме плоских четырёхзвенных механизмов, в ряде случаев применяют плоские многозвенные К. м., напр. К. м. для привода неск. шпинделей сверлильной головки, кривошипно-рычажный и кривошипно-коленный механизмы кузнечных прессов, кривошипно-кулисный механизм привода гл. движения поперечно-строгального станка (рис. 4). Пространственные четырёхзвенные К. м. используют для получения качательного движения коромысла вокруг оси, перпендикулярной оси вращения кривошипа (рис. 5). Н. Я. Ниберг.



КРИВОШИПНЫЙ ПРЕСС, машина с кривошипно-ползунным механизмом, предназначенная для штамповки различных деталей. Рабочей частью (инструментом) К. п. является штамп, неподвижную часть к-рого крепят к столу, подвижную -к ползуну пресса (рис. 1). Ползун перемещается кривошипно-ползунным механизмом (см. Кривошипный механизм). За один оборот кривошипа шатун совершает полный ход, во время к-рого при движении ползуна вперёд происходит штамповка. Усилие К. п. создаётся за счёт крутящего момента, передаваемого кривошипному валу электроприводом. Привод состоит из электродвигателя, маховика, муфты включения, тормоза и понижающей зубчатой передачи, от к-рой вращение передаётся кривошипному валу. Электродвигатель вращает маховик, за счёт силы инерции к-рого на кривошипном валу возникает крутящий момент. Пресс может работать в режиме одиночных ходов, т. е. с выключением муфты после каждого полного хода, или в автоматич. режиме, когда муфта включена постоянно. Важнейшие характеристики пресса, в совокупности определяющие его технологич. возможности, - размеры стола, ход ползуна, номинальное усилие, число ходов ползуна в минуту в автоматич. режиме. К. п. различных конструкций используют для объёмной и листовой штамповки (см. Объёмная штамповка, Листовая штамповка).

К К. п. для объёмной штамповки относятся горизонтально-ковочные машины, холодновысадочные автоматы (см. Кузнечно-штамповочный автомат), чеканочные прессы, горячештамповочные и нек-рые спец. прессы. Горячештамповочные К. п. (рис. 2, а) отличаются быстроходностью, обладают высокой жёсткостью конструкции, к-рая необходима для снижения упругих деформаций и получения точных размеров поковок. Такие прессы строят с номинальным усилием до 100 Мн (10 000 тс).

К. п. для листовой штамповки разделяются на прессы простого, двойного и тройного действия и листоштамповоч-ные автоматы. Прессы простого действия предназначаются для вырубки, гибки, неглубокой вытяжки и имеют один ползун, приводимый одним, двумя или четырьмя кривошипами. Прессы простого действия, применяемые взамен спец. обрезных прессов, служат также для обрезки поковок. На прессе двойного действия производят вытяжку. Особенностью такого пресса является наличие двух ползунов: наружного, служащего для вырубки и прижима заготовки, и внутреннего - для вытяжки. К. п. тройного действия имеет три ползуна. На нём выполняют особо сложную вытяжку. К. п. для листовой штамповки (рис. 2,6, в) строят со стойками, расположенными сзади стола, - открытые (номинальное усилие до 4 Мн, или 400 тс) и со стойками, находящимися сбоку стола, - закрытые (номинальное усилие до 40 Мн, или 4000 тс).

Многие К. п. имеют различные конструктивные приспособления, позволяющие механизировать и автоматизировать некоторые операции (напр., съём поковок на горячештамповочных прессах, подача заготовок, удаление