БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381метрии.

ОРИЧИ, посёлок гор. типа, центр Оричевского р-на Кировской обл. РСФСР. Ж.-д. станция в 41 км к Ю.-З. от г. Кирова. Мебельная ф-ка. Машиноиспытательная станция.

ОРИЯ, уткали, народ в Индии, осн. население шт. Орисса. Числ. 19,72 млн. чел. (1971, перепись). Язык - ория. Предки О. в древности населяли гос-во Калинга, а затем входили в состав гос-в Мауръя, Гупт, Харши (7 в.), в 16- 19 вв.- Великих Моголов. В независимой Индии нац. терр. О. была выделена в отдельный штат. Более 90% О. живут в деревнях и занимаются земледелием (гл. обр. рис и просяные); культивируют также пальмы и бетель. О.- искусные ювелиры, резчики по камню. Прослойка пром. рабочих среди О. незначительна. По религии ок. 95% О.- индуисты. Храмы О. в Бхубанешваре, Пури и Конараке относятся к лучшим образцам индийского иск-ва.

Лит.: Народы Южной Азии, Mti 1963.

ОРИЯ, одри, уткали, один из основных языков Индии. Распространён в шт. Орисса (Вост. Индия). Число говорящих 19,7 млн. чел. (1971, перепись). Принадлежит к индоарийской группе индоевропейской семьи языков. Диалектное членение выражено слабо; выделяется диалект бхатри - переходный к маратхи. Фонологически О. противостоит большинству родств. языков сохранением конечных кратких гласных. Морфологически отражает переход от флективного к агглютинативному строю. В именном словоизменении моносемичные новые аффиксы, развившиеся на базе служебных слов, вытеснили полисемичные флективные окончания, прослеживаемые лишь в рудиментах. Глагольное спряжение, сохранившее практически всего один набор первичных окончаний, основывается гл. обр. на вторичных синтетич. (отпричастных) и на аналитич. формах, в к-рых изменяемым компонентом служит вспомогат. глагол. Памятники раннего О. восходят к 11 -13 вв. Совр. О. формируется с сер. 19 в. Для О. используется специальный вид письма (см. Индийское письмо).

Лит.: КарпушкинБ. М., Язык ория, М., 1964. Г. А. Зограф.

ОРКАН (Orkan) Владислав [псевд.; наст, имя и фам.- Францишек Смречиньский (Smreczynski)] (27.11. 1875, Поремба-Велька на Подгалье, - 14.5.1930, Краков), польский писатель. Учился в гимназии в Кракове (1888-95), затем жил в деревне. Печататься начал в 1896. Наибольшую известность получили его сб-ки рассказов "Новеллы" (1898), "Над обрывом" (1900) и особенно романы "Батраки" (1900; рус. пер. 1926 и 1951) и "В Розтоках" (1903), раскрывающие социальные конфликты в деревне. Трагич. мироощущение, вызванное подавлением рус. Революции 1905-07, выразилось в романе "Мор" (1910), сб. стихов "Из мёртвого ручья" (1912). Автор цикла новелл "Пастушья любовь" (1908), романа "В старину" (1912), историч. романа "Костка Наперский" (1925, рус. пер. 1927), этнографич. зарисовок и очерков "Письма из деревни" (т. 1-2, 1925- 1927)

Соч.: Dziela. Wydanie zbiorowe, t. 1-15, Kr., 1960-72; в рус. пер. - Обездоленные, М., 1926.

Лит.: История польской литературы, т. 2, М., 1969; Р i go ri S., W. Orkan, Kr., 1958; Faron В., W. Orkan, в кн.: Literatura okresu Mtodej Polski, t. 3, Kr., 1973. В. А. Хорее.

ОРКАНЬЯ (Orcagna) Андреа (собственно ди Ч о н е; di Clone) [впервые упоминается в 1343 (или 1344) - ум. 1368, Флоренция], итальянский живописец, скульптор и архитектор. Представитель флорентийской школы треченто. Участвовал в стр-ве соборов в Орвието (1359- 1362) и Флоренции (1357, 1365-67). В скульптурном и живописном (фрагмент фрески "Триумф смерти" в церкви Санта-Кроче во Флоренции, ок. 1350; алтарный образ в капелле Строцци церкви Санта-Мария Новелла, там же, 1354-57) творчестве О., проникнутом влияниями Джотто и Андреа Пизано, пластич. ясность изображений сочетается с готич. чертами (изысканная орнаментика, эмалевый колорит). В семейство ди Чоне входили также братья О.: живописцы Н а р д о (ум. в 1365 или в 1366 во Флоренции) и Я к о п о (упоминается в 1365-98).

А. О р к а н ь я. Киот (табернакль) в церкви Орсанмикеле во Флоренции. 1352-59.

Лит.: G г о n a u H. D., Andrea Orcagna und Nardo di Clone, В., 1937; В о s k o v i t s M., Orcagna in 1357 and in other times, "The Burlington Magazine", 1971, v. 113, № 818, p. 239-251.

ОРКЕСТР (от греч. orchestra- площадка перед сценой в др.-греч. театре), большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих написанные для данного состава произведения. Грань между О. и инструментальным ансамблем не вполне чёткая, однако, если в ансамбле каждая партия исполняется одним музыкантом, для О. характерно исполнение хотя бы нек-рых партий несколькими однотипными инструментами в унисон. Высшей формой О. является симфонический О., в состав к-рого входят струнные, деревянные и медные духовые, а также ударные инструменты. Распространены и О. однородного состава - струнный О., духовой оркестр. Одна из разновидностей О.- камерный О., отличающийся от симфонического меньшим числом исполнителей, нередко же и тем, что исполнение каждой партии поручено одному исполнителю. В связи с особым назначением исполнительских коллективов сложились военный О. (духовой О., порою расширенного и смешанного состава), эстрадный О. Многообразны формы О. нар. инструментов. Особое явление представлял роговой оркестр, к к-рому понятие "О." не вполне применимо.

Зародившись на рубеже 16-17 вв., симфонич. О. прошёл длительный путь развития. В составах первых О. преобладали струнные смычковые (семейства скрипок, виол) и щипковые (лютни, арфы) инструменты; клавесин или орган составляли основу т. н. группы контгнуо (клавишный инструмент, виолончели, контрабас, иногда фагот). Эпизодически появлялись духовые инструменты. Лишь к кон. 18 в. сложился классич. О., к-рый наз. также малым симфоническим. Обычно в такой О. входили 8-10 первых и 4- 6 вторых скрипок, 2-4 альта, 3-4 виолончели, 2 контрабаса, духовые деревянные инструменты - по 2 флейты, гобоя, кларнета, фагота (т. н. парный состав), 2 валторны, позднее были добавлены 2 трубы и литавры. Для подобного состава написаны поздние симфонии Гайдна и Моцарта, большинство симфоний Бетховена, нек-рые симфонич. произв. Глинки. Последующее развитие симфонич. О. в 19 в. долгое время шло по пути расширения его состава и увеличения числа исполнителей. Появился т. н. большой симфонич. О., к-рый отличается от малого включением 2-3 тромбонов и тубы. Важный вклад в развитие О. внесли Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Р. Штраус, Г. Малер, а также П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский. Ради обогащения колористич. возможностей в О. стали вводиться дополнит, инструменты, обладающие звучанием особого тембра,- малая, альтовая и басовая флейты, англ, рожок, гобой д'амур, геккельфон, малый кларнет, басетгорн, бас-кларнет, саксофон, контрафагот, арфа, челеста, фп., орган и др., различные ударные, нар. инструменты. Р. Вагнер ввёл в "Кольцо нибслунга" квартет валторновых (т. н. вагнеровских) туб, басовые трубы. Для исполнения многих оркестровых партитур нач. 20 в., напр, нек-рых опер Р. Штрауса, предусмотрен О. численностью более 100 человек. Ещё больших масштабов О. достигает у Г. Малера, одна из симфоний к-рого (№ 8) прозвана "симфонией тысячи участников" (включает большой симф. О., солистов и 3 хора). В 20 в. развилась противоположная тенденция - к применению скромных оркестровых составов. При этом в связи с дифференциацией партий однородных инструментов партитура зачастую оказывается не менее сложной.

Расположение исполнителей совр. симфонич. О. направлено к достижению слитной звучности. В 50-70-е гг. 20 в. получила распространение "американская рассадка": слева от дирижёра помещаются первые и вторые скрипки, справа - альты и виолончели, в глубине - деревянные и медные духовые, контрабасы, слева - ударные.

Лит.: Каре А., История оркестровки, пер. с англ., М., 1932; Р о г а л ь-Л е в и ц к и й Д м., Современный оркестр, т. 1 - 4, М., 1953 - 56; В е k k е г P., The orchestra, 2 ed., N. Y., 1963. И. А. Барсова.

ОРКЕСТР НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ансамбль, состоящий из нац. музыкальных инструментов в их подлинном или реконструированном виде. О. н. и. бывают однородными по своему составу (напр., из одних домр, бандур, мандолин и т. п.) и смешанными (напр., домрово-балалаечный оркестр). Небольшие инструментальные ансамбли распространены у мн. народов (укр. троисти музыкы, рум. и молд. тараф, гамелан сазандари и др.). В России появление первых проф. О. н. и. связано с именами Н. Кондратьева, организовавшего в 70-х гг. 19 в. ансамбль ("хор") владимирских рожечников, и В. В. Андреева, создавшего в кон. 19 в. Великорусский оркестр. Широкое развитие получили О. н. и. в сов. время. В союзных и автономных республиках была проведена большая работа по реконструкции нар. муз. инструментов, способствовавшая обогащению их выразительных и технич. средств. Среди крупнейших сов. О. н. и.- Оркестр рус. нар. инструментов им. В. В. Андреева (Ленинград), Рус. нар. оркестр им. Н. П. Осипова (Москва), Гос. казах, оркестр нар. инструментов им. Курмангазы, Гос. капелла бандуристов УССР и др. О. н. и. распространены и в др. странах.

ОРКЕСТРИОН (нем. Orchestrion), 1) переносный орган системы нем. музыканта аббата. Г. И. Фоглера. Изобретён в 1789. 2) Комбинированный инструмент - фортепьяно-орган системы Т. А. Кунца. Изобретён в 1791 в Праге. 3) Комбинированный инструмент, состоящий из рояля в соединении с трубами (флейтами, кларнетом, фаготом). Снабжён ножной клавиатурой. Построен А. Гунном и Шеррером в Берлине в 1812. О. почти вышли из употребления.

ОРКЕСТРОВКА, изложение или переложение муз. произведения для оркестра; см. Инструментовка.

ОРКЕСТРОТЕКА (от оркестр и греч. theke - хранилище, вместилище, ящик), набор оркестровых голосов муз. произведения, написанного или переложенного для небольшого инструментального состава. Позволяет сыграть это произведение при различном количестве исполнителей- от минимального ("обязательные голоса") до максимального ("желательные голоса"). Обязательные голоса О. содержат т. н. дирекцией - дополнит, нотный стан, на к-ром выписан осн. мело-дич. материал др. партий. В случае отсутствия соответств. исполнителя эти мелодич. отрывки могут быть сыграны исполнителем обязательной партии.

ОРКЛА (Orkla), река в Норвегии. Дл. 170 км, пл. басе. св. 3 тыс. км2. Берёт начало в массиве Доврефьелль, течёт преим. в узком ущелье, образуя многочисл. пороги и водопады, впадает в Тронхеймс-фьорд к 3. от г. Тронхейм. Ср. расход воды ок. 50 М3/сек. Каскад ГЭС.

ОРКНЕЙСКИЕ ОСТРОВА (Orkney Islands), архипелаг в составе Британских о-вов у сев. оконечности Шотландии. Терр. Великобритании. Включает ок. 70 островов общей пл. ок. 1000 км2. Нас. 17,1 тыс. чел. (1971). Самый значительный остров - Мейнленд. Сильно всхолмлённая поверхность вые. до 477 м (на о. Хой). Сложен преим. девонскими песчаниками, перекрытыми ледниковыми отложениями. Умеренный мор. климат, осадков 700-800 мм в год. Верещатники, мелколесье (гл. обр. березняки), луга, торфяники. Много озёр. Мор. рыболовство (треска, сельдь), овцеводство, посевы кормовых трав. Гл. город - Керкуолл.

ОРКНИ (Orkney), графство в Великобритании, в Шотландии, включает группу Оркнейских островов. Пл. ок. 1 тыс. км2. Нас. 17 тыс. чел. (1971). Адм. ц.- город Керкуолл.

ОРЛАНДО (Orlando) Витторио Эмануэле (19.5.1860, Палермо,- 1.12.1952, Рим), итальянский гос. деятель, один из лидеров итал. либерализма. Основатель итал. школы публичного права. В окт. 1917 - июне 1919 глава пр-ва. Возглавлял итал. делегацию на Парижской мирной конференции 1919-20. Недооценивая опасность фашизма для либеральных институтов и видя в нём лишь орудие для подавления революц. движения, сотрудничал с фашистами до 1925. После речи Муссолини (3 янв. 1925) о разрушении итал. конституц. гос-ва О. перешёл в оппозицию. В 1943 сыграл видную роль в устранении Муссолини от власти, осуществлённом "сверху" военно-монархич. кругами. С 1948 сенатор. По ряду вопросов внешней и внутр. политики был близок к прогрессивным кругам.

ОРЛАНДО (Orlando), город на Ю.-В. США, в шт. Флорида. 99 тыс. жит. (1970; с пригородами 428 тыс.). Центр важного р-на цитрусоводства. В пром-сти 25 тыс. занятых (1972). Пищ., радиоэлектронная пром-сть; произ-во ракет и ракетных двигателей. Зимний климатич. курорт.

ОРЛАНЫ (Haliaeetus), род хищных птиц сем. ястребиных. Дл. тела 75- 100 см; крылья в размахе до 2-2,5 м. В отличие от орлов, цевка у О. неоперённая. 7 видов. Встречаются всесветно, кроме Юж. Америки. В СССР 3 вида: О.- белохвост (Н. albicilla), распространён очень широко; О.- долгохвост (Н. leucoryphus), встречающийся на кочёвках, а возможно, и гнездящийся в степях от Каспийского м. до Забайкалья; белоплечий О. (Н. pelagicus) - на Тихоокеанском побережье; в 19 в. на Командорских о-вах гнездился белоголовый О. (Н. leucocephalus). Живут по берегам морей, озёр и рек. Гнёзда на деревьях, реже на скалах. В кладке 1-3 грязно-белых яйца; насиживают 35-45 суток; птенцы способны летать в возрасте ок. 70 суток. Питаются рыбой, выхватывая её из воды, мелкими млекопитающими, птицами, падалью. В местах зимовок водоплавающих птиц и в рыборазводных хозяйствах могут вредить, но незначительно, т. к. численность О. невелика и продолжает быстро сокращаться.

Орланы: 1 - белохвост; 2 - белоплечий.

ОРЛЕАН (Orleans), город во Франции, на р. Луара. Адм. ц. департамента Луаре. 101 тыс. жит. (1968). Важный трансп. узел. Крупный пром. центр (ок. 20 тыс. занятых в пром-сти, более 1/4 из них - в машиностроении). Многие предприятия - филиалы з-дов Парижа. Произ-во деталей для автомобилей и тракторов, электродвигателей, с.-х. машин, фармацевтич. и резиновых изделий. Пищ. (мукомольная, консервная, уксусная) и швейная пром-сть. Ун-т.

В древности О., называвшийся Ценабум (Cenabum),-гл. город кельт, племени карнутов. Разрушен Цезарем (1 в. до н. э.); восстановлен в 3 в. в правление РИМ. имп. Аврелиана, по имени к-рого в 5 в. стал называться Аврелианум (Aurelianum; отсюда - современное название). В 6 - нач. 7 вв. О.- центр Орлеанского королевства. В 511, 532, 541, 549 в О. созывались церк. соборы. С 10 в. стал важной крепостью. В 12 в. О. получил частичное самоуправление, превратился в крупный торг, центр. В 1309 в О. основан ун-т. Во время Столетней войны 1337-1453 О., осаждавшийся в течение 7 месяцев англичанами, в мае 1429 был освобождён франц. войсками во главе с Жанной д'Арк. В период Религ. войн 16 в. О.- один из оплотов гугенотов. В 1560 в О. были созваны Ген. штаты. В 1870 город дважды занимали прусские войска. В июне 1940 О. был захвачен нем.-фаш. войсками. Освобождён соединёнными вооруж. силами союзников в авг. 1944.

Среди памятников архитектуры: готические собор Сент-Круа (с 13 в.; фасад - 18 в., арх. Ж. Габриель и Л. Ф. Труар) и церковь Сент-Эверт (с 1170, перестройки 15 и 17 вв.), ренессансная церковь Нотр-Дам-де-Рекувранс (1513-19), готико-ренессансная старая ратуша [1513- 1519, ныне Музей изящных иск-в (преим. франц. иск-во)], многочисл. образцы позднеготич., ренессансной, барочной и классицистич. жилой застройки. Несмотря на разрушения 2-й мировой войны 1939-45, О. сохранил облик 18 в. (напр., главная, обрамлённая аркадами Королевская ул., 1752-60, арх. Ж. Ипо). Историч. музей (античная и ср.-век. скульптура).

Лит.: Guillaume P., Orleans et sa region, P., 1963.

ОРЛЕАНВИЛЬ (Orleansville), название г. Эль-Аснам в Алжире, официально употреблявшееся в период франц. колон, господства.

ОРЛЕАНЕ (Orleanais), историч. область в Центр. Франции, в басе. ср. течения Луары. Гл. город-Орлеан. На терр. О. расположены департаменты Луаре, Луар и Шер, частично Эр и Луар.

ОРЛЕАНИСТЫ, монархич. группировка во Франции, выступившая в период Реставрации в поддержку притязаний Луи Филиппа Орлеанского на королев, престол и добившаяся во время революции 1830 провозглашения его королём. В период Июльской монархии (1830-48) господствовали во Франции; представляли интересы финанс. аристократии. В период Второй республики (1848-52) вместе с легитимистами (приверженцами династии Бурбонов) входили в состав реакц. "партии порядка", политика к-рой облегчила установление Второй империи. Находясь в лагере версальцев, О. участвовали в подавлении Парижской Коммуны 1871. После участия в подготовке сорвавшегося монархич. переворота (во главе с М. Э. П. Мак-Магоном) в 70-х гг., а затем в буланжизме (кон. 80-х гг. 19 в.) О. сходят с политич. сцены.

ОРЛЕАНОВОЕ ДЕРЕВО, орлеанское дерево, орлянка (Bixa orellana), высокий кустарник или небольшое дерево сем. биксовых. Листья очередные, сердцевидно-яйцевидные. Цветки крупные пятичленные, в конечных метёлках. Плод - многосемянная двустворчатая коробочка. Родина - тропич. Америка. О. д. издавна культивируют в тропич. странах Старого и Нового Света для получения из мясистого наружного покрова семян оранжевой краски (известной под назв. аннато, орлеан и др.). Употребляют краску преим. для подкрашивания масла, маргарина, сыра и др. пищевых продуктов; индейцы употребляли её для раскраски тела. О. д. используют также в живых изгородях и как ветрозащитное.

ОРЛЕАНСКАЯ ВОЙНА, война 1688- 1697 между Францией и коалицией европ. государств; иначе - война за Пфальцское наследство.

ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА, героиня французского народа; см. Жанна д'Арк.

ОРЛЕАНСКИЙ ДОМ, младшие ветви королевских династий Валуа и Бурбонов. К О. д. принадлежали франц. короли Людовик XII (правил в 1498-1515) и Луи Филипп (правил в 1830-48).

ОРЛЕНЕВ Павел Николаевич (наст. фам.- Орлов) [22.2(6.3).1869, Москва,- 31.8.1932, там же], русский актёр, нар. арт. Республики (1926). Учился на драматич. курсах при моек. Малом театре. Впервые на проф. сцене выступил в 1886. Играл в провинции, в моск. Театре Корша (1893-95), в Театре Лит.-художеств, об-ва в Петербурге (1895-1902; с перерывами). В дальнейшем О. стал актёром-гастролёром, разъезжал с артистич. коллективами по городам России. Первоначально исполнял роли амплуа комич. простака, водевильные и характерные. Переломной в творч. биографии артиста стала роль царя Фёдора Иоанновича ("Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого, 1898), выявившая его огромное трагедийное дарование. Гл. тема творчества О.- трагич. раздвоенность чистого, честного человека, вынужденного жить в условиях, с к-рыми он не может мириться, но и не в силах их преодолеть. Лучшие роли: Раскольников, Дмитрий Карамазов ("Преступление и наказание", "Братья Карамазовы" по Достоевскому), Освальд ("Привидения" Ибсена) и др. Во главе собств. трупп О. гастролировал в Германии, Великобритании, США, Швеции, Норвегии. О. сыграл роль Бетховена ("Бетховен" Жижмора, 1927), выступал со своими лучшими ролями в районных театрах, клубах, помогал самодеят. коллективам.

Лит.: Куге ль А. Р., П. Н. Орленев, М. -Л., 1928; Марков П. А., Театральные портреты. Со. ст., М. -Л., 1939; Родина Т. М., П. Н. Орленев, М. -Л., 1948. А. Я. Шнеер.

"ОРЛЁНОК", всероссийский пионерско-комсомольский лагерь ЦК ВЛКСМ, одно из крупнейших в СССР воспитательно-оздоровительных учреждений. Осн. в 1960 по решению Сов. Мин. РСФСР. Работает круглогодично. Расположен на Черноморском побережье Кавказа, вблизи Туапсе. Территория 300 га.

"О." - школа пионерского и комсомольского актива; в него направляются

по рекомендациям советов пионерских дружин и комитетов комсомола общеобразовательных школ (по путёвкам ЦК ВЛКСМ), отличники учёбы, комсомольские и пионерские активисты, участники всероссийских и всесоюзных пионерско-комсомольских смотров, походов, победители олимпиад, конкурсов, спортивных и др. соревнований. Регулярно проводятся всесоюзные слёты, фестивали, игры и др. В лагере 6 дружин, св. 200 кружков и секций политехнич., эстетич., спортивного направления (ок. 50 наименований); работают пионерские музеи: В. И. Ленина, обороны Кавказа, истории "О.", морской, краеведческий и др. В "О." 1,5 тыс. сотрудников, в т. ч. ок. 400 педагогов и вожатых и св. 100 мед. работников. В 1960-73 в "О." отдохнуло ок. 150 тыс. детей (св. 17 тыс.- ежегодно).

В "О." св. 60 сооружений, в т. ч. здания, где размещаются дружины лагеря, Дворец пионеров (с зимним плавательным бассейном, наполняемым морской водой, и киноконцертным залом на 600 мест), 9-этажное здание Дома вожатых, общеобразовательная школа (ок. 1 тыс. уч-ся, 5-8-е классы), лечебный корпус, Дом авиации и космонавтики, обсерватория, стадион (на 4 тыс. мест), 20 игровых спортивных площадок, зимний спортивный зал (с трибунами на 600 мест). Водная станция "б." имеет теплоход, 45 яхт, 6 глиссеров, мотоботы, шлюпки. Ю. В. Бураков.

ОРЛЕЦ, старинное русское название минерала родонита.

ОРЛИ (Orly), город во Франции, на р. Сена, юж. пригород Парижа. 30,5 тыс. жит. (1968). В О.- один из гл. столичных аэропортов.

ОРЛИК Филипп (1672-1742), украинский казацкий старшина, приверженец И. С. Мазепы. Происходил из укр. шляхты, владел значит, поместьями. До 1702 служил в Ген. войсковой канцелярии, в 1702-08 ген. писарь. После Полтавского сражения 1709 бежал в Турцию. В 1710, после смерти Мазепы, по инициативе швед, короля Карла XII казацкая старшина, находившаяся в Турции, провозгласила О. гетманом. Подписанные им "статьи" (договор) признавали вечный протекторат Швеции над Украиной. В 1711 О. участвовал в грабительском тат. походе на Украину. В 1714-20 жил в Швеции, получая субсидии от швед, пр-ва, а затем в Германии, Польше и Франции, стремясь организовать интервенцию этих гос-в в Россию; позже возвратился в Турцию.

Лит.: Костомаров Н. И., Собр. соч., кн. 6, т. 16, Мазепа и ыазешшцы, СПБ, 1905; Скальковскнй А., Филипп Орлик н запорожцы, "Киевская старина", 1882, № 4.

"Орлёнок". Здание дружины "Звёздная".

П. Н. Орленев.

В. А. Орлов.

ОРЛИК, род растений сем. лютиковых; то же, что водосбор.

ОРЛИНОЕ ДЕРЕВО, тяжёлая ароматическая древесина нек-рых южноазиатских деревьев; то же, что алойное дерево.

ОРЛОВ Александр Иванович [18(30).8. 1873, Петербург, - 10.10.1948, Москва], советский дирижёр, нар. арт. РСФСР (1945). Учился игре на скрипке в Петерб. консерватории у П. А. Краснокутскрго, дирижированию - у П. Ф. Юона в Берлине. С 1902 работал симф. и оперным дирижёром в городах южной России. В 1912-17 дирижёр симф. оркестра С. А. Кусевицкого в Москве; одновременно осуществил ряд оперных постановок (1914-24). В 1925-29 гл. дирижёр Киевской гос. академич. украинской оперы, профессор Киевской консерватории. Его ученик - Н. Г. Рахлин. С 1930 возглавлял Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, был первым исполнителем мн. произведений сов. композиторов, руководил постановкой оперных спектаклей на радио и в Московской консерватории.

Лит.: Кочетов В., А. И. Орлов, "Со" ветская музыка", 1948, № 10.

ОРЛОВ Александр Сергеевич [23.1(4.2). 1871, Москва,- 6.3.1947, Ленинград], советский литературовед, акад. АН СССР (1931). Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та (1895). Преподавал в том же ун-те и др. вузах. С 1933 руководитель организованного им Отдела древнерус. лит-ры в Пушкинском доме. Автор работ: "Об особенностях формы русских воинских повестей" (1902), "Древняя русская литература XI-XVI вв." (изд. 1937, 1939, 1945), "Слово о полку Игореве" (1946) и др. О. занимался также рус. литературой 18-19 вв., п'алеографией, библиографией, рус. и казах, фольклором. Уделял внимание преим. проблемам художеств, специфики древнерус. литературы. Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами и медалью.

Лит.: Адрианов а-П е р е т ц В. П., Академик А. С. Орлов, в кн.: О р л о в А. С., Язык русских писателей, М. -Л., 1948; Б е р к о в П. Н., Библиограс1шческнй указатель научных печатных трудов академика А. С. Орлова и литературы о нём, "Тр. Отдела древнерусской литературы", 1947, т. 5. О. А. Державина.

ОРЛОВ Александр Яковлевич [25.3 (6.4).1880, Смоленск,- 28.1.1954, Москва], советский астроном, чл.-корр. АН СССР (1927), акад. АН УССР (1939). Окончил Петерб. ун-т (1902). В 1913-34 директор астрономич. обсерватории и проф. Одесского ун-та, в 1926-34 и 1938-51 директор Полтавской гравиметрич. обсерватории, в 1944-49 и 1951-52 - Гл. астрономич. обсерватории АН УССР. Под руководством О. проводились (1926) работы по гравиметрии, съёмке Украины, изучению приливных колебаний силы тяжести и изменений широты. О. исследовал годовое и свободное движение мгновенной оси вращения Земли и получил наиболее точные данные о движении полюсов Земли. Осн. труды по теоретич. астрономии, сейсмометрии и магнетометрии. Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Г. М. Орлов.

М. Ф. Орлов.

Ю. А. Орлов.

Л. П. Орлова.

Лит.: Астрономия СССР за тридцать лет. 1917 - 1947. Сб. ст., М. -Л., 1948 (имеется лит.); Аксентьева 3. Н., Жизнь и деятельность Александра Яковлевича Орлова (1880 -1954), в кн.: Труды 11-й астрономической конференции СССР (Пулково. 24-26 мая 1954), Л., 1955. ^

ОРЛОВ Алексей Григорьевич [24.9(5.10). 1737, с. Люблино Бежицкого у. Тверской губ. (ныне Калининская обл.),- 24.12.1807 (5.1.1808), Москва], русский воен. и гос. деятель, генерал-аншеф (1769), граф (1762). Сын дворянина Г. И. Орлова (ум. 1746), ставшего к концу жизни новгородским губернатором. О. службу начал солдатом лейб-гвардии Преображенского полка, в нач. 1762 сержант. Сыграл значительную роль в перевороте 1762, возведшем на престол Екатерину II (заставил императора Петра III подписать акт об отречении от престола); получил чин генерал-майора (1762). Не занимая крупных