БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ого искусства. Манера украшения О., сюжеты и мотивы орнамента, а порой и сама его форма определялись стилем, к-рый господствовал в каждый ист. период в иск-ве той или иной страны. Первые попытки художеств, решения О. относятся к неолиту, когда украшению О. придавали в основном магич. значение. Широкие возможности в развитии формы и декорировки О. появились с открытием металла. В художеств, обработке О. стали применять разнообразные способы и приёмы, основанные на использовании природных свойств металла: ковку, литьё, чеканку, резьбу и т. д. Наряду с ними применялись также инкрустация костью, перламутром и драгоценными камнями, таушировка (инкрустация металла в металл), золочение, роспись по лаку и т. д. Особой ценностью отделки и разнообразием декоративных мотивов отличалось парадное О., а также охотничье и боевое О. штучной выработки. Начавшееся со 2-й пол. 19 в. широкое внедрение машинных методов произ-ва привело к исчезновению декоративной отделки. Исключением стали штучные образцы, заказываемые для награждения, поднесения в дар и др. особых целей.

Лит.: Кирпичников А. Н., Древнерусское оружие, в. 1-3, М.-Л., 1966-71; Тарасюк Л., Старинное огнестрельное оружие в собрании Эрмитажа. Европа и Северная Америка, Л., 1971; Stone G. С., A glossary of the construction, decoration and use of arms and armour, N. Y., 1961; S e 1 t z H., Blankwaffen, Bd 1 - 2, Braunschweig, 1965-68; Wilkinson-Latham R., Pictorial history of swords and bayonets, L., 1973.

ОРУЖИЕ (юрид.). В СССР нарезное огнестрельное О. (по преимуществу боевое) может находиться в индивидуальном пользовании только при наличии спец. разрешения органов милиции. Гладкоствольное (охотничье) О. продаётся, как правило, только лицам, являющимся членами Союза охотников. Сов. уголовное законодательство (напр., УК РСФСР, статьи 218-219) устанавливает ответственность за незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт огнестрельного О., за хищение, а также за небрежное хранение огнестрельного О.

Незаконное хранение огнестрельного О. влечёт уголовную ответственность независимо от формы хранения: открытого или тайного. Небрежное хранение огнестрельного О. предполагает, что лицо имеет спец. разрешение на О., но содержит его так, что оно может быть использовано др. лицами. Хранение холодного О. само по себе ответственности не влечёт; ответственность наступает лишь в случаях незаконного ношения О., изготовления или сбыта. В тех местностях, где холодное оружие является принадлежностью нац. костюма или связано с охотничьим промыслом (напр., в ряде районов Кавказа и Крайнего Севера), его ношение не влечёт уголовной ответственности. Военнослужащие, уволенные в отставку или в запас, имеют право носить кортик как принадлежность формы без регистрации в милиции и без спец. разрешения. Изготовление огнестрельного и холодного О. карается независимо от того, изготовлено ли совершенно новое О. или реставрировано старое, либо под огнестрельное О. приспособлены или переделаны др. предметы (напр., ракетницы). Калибр О. также не имеет значения.

За незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт огнестрельного О. (кроме гладкоствольного охотничьего), а также боеприпасов или взрывчатых веществ установлено наказание - лишение свободы на срок до 5 лет; за незаконное ношение, изготовление или сбыт холодного оружия - лишение свободы на срок до 1 года или исправит, работы на тот же срок, или штраф до 30 руб. Небрежное хранение огнестрельного О. карается лишением свободы на срок до 1 года или исправит, работами на тот же срок. Обнаруженное О. подлежит непременному изъятию. Аналогично решены эти вопросы в УК всех союзных республик (нек-рые различия имеются в мерах наказания, в частности в сроках лишения свободы). Уголовное законодательство союзных республик устанавливает ответственность за незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт, а также хищение взрывчатых веществ.

Наличие О. при совершении преступления делает его более общественно опасным, что влечёт повышенную ответственность. Напр., более суровое наказание установлено за хулиганство с применением О.

В большинстве капиталистич. стран, несмотря на формальный запрет владеть огнестрельным О. без спец. разрешения, существует широкая возможность приобретать такое О., боеприпасы и взрывчатые вещества в обход закона, что способствует росту преступности. В США, напр., лишь в 9 штатах требуется спец. разрешение для получения огнестрельного О.; оно свободно продаётся в магазинах. По неполным данным (1971), в США таким О. владеет около 100 млн. чел. И. И. Карпец.

ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ, оружие, предназначенное для нанесения массовых потерь. К О. м. п. относят ядерное оружие, химическое оружие и бактериологическое оружие.

ОРУЖНИЧИЙ, должностное лицо в Рус. гос-ве 16-17 вв. Заведовал царской оружейной казной. В 17 в. стоял во главе Оружейного приказа и ведал изготовлением, хранением и закупками оружия. Должность О. занимали бояре или окольничие. См. также ст. Оружейная палата.

ОРУЛГАН, горный хребет в Якут. АССР, в системе Верхоянского хребта, к Ю. от Хараулахского хребта. Дл. ок. 500 км. Вые. до 2389 м. Сложен известняками, песчаниками и сланцами. Сильно расчленён долинами рек (басе. Лены и Яны). До вые. 1000-1200 м покрыт редкостойными лиственничными лесами, выше - каменистая тундра.

ОРУ-ПРЕТУ, О у р у-П р е т у (Ouro Preto), город на Ю.-В. Бразилии, в шт. Минас-Жерайс. 46,2 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция, узел автодорог. Цветная С/з нац. произ-ва алюминия) и чёрная металлургия. Предприятия текст., пищевкусовой, деревообр., хим., кож.-обув, пром-сти. В окрестностях - добыча бокситов, железной и марганцевой руд. Осн. в нач. 18 в. под назв. Вила-Рика, в 1724-1897 был столицей шт. Минас-Жерайс, в 1823 получил современное назв. О.-П. имеет регулярную планировку, в центре - прямоугольная пл. Индепенден-сия. Архит. пам. (позднебарочные): дворец губернатора (1741, арх. Ж. Ф. ди Алпоин и М. Ф. ди Лисбоа), ратуша и тюрьма при ней (кон. 18-19 вв.; с 1938 - музей); церкви - дел Кармен (1766-76), Сан-Франсиску (1766-94, арх. Алейжадиныо; илл. см. т. 3, табл. XXXVIII, стр. 592-593), Носса сеньора ду Розариу (1785, арх. М. Ф. дн Араужу; Ору-Прету. Дворец губернатора. 1741. В 1933 О.-П. объявлен "национальным памятником": в его центре запрещено сносить старые здания и ограничено стр-во новых.

Лит.: Bandeira M., Guide d'Ouro Preto, Rio de Janeiro, 1948.

ОРУРО (Oruro), город на Ю.-З. Боливии. Расположен в Андах, на вые. 3700 м. Адм. центр деп. Оруро. 119,7 тыс. жит. (1970). Узел жел. и автомоб. дорог; ж. д. соединён с портами Чили - Антофагастой и Арикой. Один из осн. центров горнодоб. пром-сти и цветной металлургии; небольшие предприятия пищ. и лёгкой пром-сти, ж.-д. мастерские. Близ О. - добыча олова, вольфрама, меди, з-д по произ-ву рафинированного олова (г. Винто). В О. - ун-т.

ОРУЭЛЛ (Orwell) Джордж [псевд.; наст, имя Эрик Блэр (Blair)] (25.6.1903, Мотихари, Бенгалия, - 21.1.1950, Лондон), английский писатель и публицист. Род. в семье англ, колониального чиновника, окончил Итонский колледж (1921); служил в брит, полиции в Бирме. В 1927 вернулся в Европу. Долгие годы бедствовал в Лондоне и Париже, сблизился с мелкобурж. радикалами. В рядах анархистской орг-ции ПОУМ участвовал в гражд. войне 1936-39 в Испании, был тяжело ранен и, разочаровавшись в революц. идеалах, перешёл на позиции бурж.-либерального реформизма и антикоммунизма. В годы 2-й мировой войны 1939-45 служил в англ, ополчении, был обозревателем Би-Би-Си, корреспондентом газ. "Обсервер" ("Observer"). Большое влияние на творчество О. оказали Дж. Свифт, С. Батлер, Дж. Лондон, Д. Лоренс, Е. И. Замятин.

Известность О. принесли очерки о жизни англ, шахтёров в бедствующих районах, воспоминания о войне в Испании, лит.-критич. и публицистич. работы. Однако лит. и политич. репутация О. связана почти исключительно с его сатирой "Ферма животных" (1945), проповедующей бессмысленность революц. борьбы, и с романом-антиутопией "1984 год" (1949), в к-ром изображается общество, идущее на смену капитализму и бурж. демократии. Будущее общество, по О., - тоталитарный иерархич. строй, покоящийся на изощрённом физич. и духовном порабощении масс, полном попрании свободы и достоинства личности; это общество материальных лишений, всеобщего страха и ненависти.

С субъективно-идеалистич. позиций О. рассматривает проблему свободы и необходимости, истинности знания, пытается обосновать волюнтаризм в политике. Предостережение о нек-рых опасных социальных тенденциях и протест против подавления свободы личности сочетаются с проповедью безысходности борьбы за лучшее будущее, что позволило идеологам реакции воспользоваться творчеством О. для широкой антикоммунистич. пропаганды (миллионные тиражи на мн. языках, многочисл. радио- и телепередачи, кинофильмы). В 60-70-х гг. на Западе возрос интерес к идейному наследию О., за к-рое ведут между собой острую борьбу как реакционные, ультраправые силы, так и мелкобурж. радикалы, усматривающие в О. предшественника "новых левых" и считающие, что мн. тенденции совр. зап. общества выражены в "оруэлловских описаниях 1984 года".

Соч.: Down and out in Paris and London, L., 1933; Burmese day, N. Y., 1934; The road to Wigan Pier, L., 1937; Homage to Catalonia, L., 1937; Coming up for air, L., 1939; The collected essays, journalism and letters of G. Orwell, ed. by S. Orwell and J. Angus, v. 1 - 4, N. Y., 1968.

Лит.: М о p т о н Л. А., Английская утопия, пер. с англ., М., 1956, гл. 7; Семенов Ю. Н., Общественный прогресс и социальная философия современной буржуазии, М., 1965, гл. 2, § 2; R e e s R., George Orwell fugitive from the camp of victory, Carbondale, 1962; The works of George Orwell, ed. M. Gross, N. Y., 1971. Э. А. Араб-оглы.

ОРФ (Orff) Карл (р. 10.7.1895, Мюнхен), немецкий композитор, педагог, театр, деятель и драматург (ФРГ). В 1913-14 учился композиции в мюнхенской Академии муз. иск-ва, совершенствовался у Г. Каминского. Работал капельмейстером драматич. театра Мюнхена, позднее выступал как дирижёр в концертах. В 1924 участвовал в организации школы гимнастики, музыки и танца в Мюнхене. К сер. 30-х гг. проявил себя самобытным композитором в муз. театре. О. приобрёл широкую известность как автор крупных сценич. произведений синтетич. плана, сочетающих элементы драмы, пения, декламации, хореографии, пантомимы и своеобразный, оригинально трактованный оркестр с преобладанием ударных инструментов. Соч. О. дают новую интерпретацию пьес Софокла ("Антигона", 1947-48; "Царь Эдип", 1957-58), Шекспира ("Сон в летнюю ночь", 1962), Эсхила ("Прометей", 1963-67) или являются переработкой сюжетов сказок ("Луна", 1937-38; "Умница", 1941-42; "Хитрецы", 1945-52), историч. хроник, мистерий (всего св. 15).

Как педагог О. разработал систему муз. воспитания, основанную на коллективном музицировании детей. Составил собрание учебных пьес (т. 1-5, 1951-55, совм. с Г. Кетман), включающее хоры, инструментальные пьесы для различных составов, театр, сценки и т. д. В 19S2 в Зальцбурге открыт "Институт Орфа" (отделение высшей школы музыки и театра "Моцартеум", руководители - австр. педагоги В. Келлер и Г. Регнер), осуществляющий работу с детьми и подготовку педагогич. кадров в междунар. масштабе. Система О. получила распространение во мн. странах мира, отд. опыты проводятся в СССР. Чл. Баварской академии иск-в (1950), академии "Санта-Чечилия" (Рим, 1957) и др. Нац. пр. ГДР (1949).

Лит.: Леонтьева О., Карл Орф - для детей, "Советская музыка", 1963, № 7J её же, Карл Орф, М., 1964; Система детского музыкального воспитания Карла Орфа, [пер. с нем. под ред. Л. А. Баренбойма], Л., 1970; Vanagaite G., Mes ir zaislai. Pjeses barskuciu orkestrui [Redagawo ir metpdines pastabas, paruose V. Krakauskaite], Vilnius, 1967; Carl Orff. Ein Berichtin Wortund Bild, 2Aufl., Mainz, 1960; L i e s s A., Carl Orff, L., 1966; К e e t m a n G., Elementaria. Erster Umgang mit dem Orff-Schulwerk, Stuttg., 1970.

ОРФЕЙ, мифический фракийский певец, сын музы Каллиопы. Согласно мифам, его чудесное пение очаровывало богов и людей и укрощало дикие силы природы. Мифы об О. - участнике похода аргонавтов, изобретателе музыки и стихосложения, верном возлюбленном, спускавшемся в царство мёртвых Аид за своей женой Евридикой и погибшем затем от ярости спутниц Диониса менад, - частый сюжет в лит-ре (Овидий, Вергилий, П. Б. Шелли, Р. М. Рильке, В. Я. Брюсов, Вяч. Иванов, М. И. Цветаева и др.), изобразит, иск-ве (на антич. вазах, фресках, Рубенс, А. Какова и др.), музыке (К. Глюк, И. Гайдн, Ф. Лист, И. Стравинский и др.).

ОРФЕЛИН (псевд.; наст. фам. Стефанович, Стефановии) Захарие (1726, Вуковар, - 19.1.1785, Нови-Сад), сербский просветитель, писатель, историк. Был учителем, чиновником. Писал на рус.-славянском языке, но стремился ввести в лит-ру нар. язык, в чём выступил как предшественник Д. Обрадовича и В. Караджича. Пользовался рус. гражд. азбукой, введённой в России при Петре I. Писал оды патриотич. и религ. содержания. В поэмах "Горестный плач..." (1761) и "Плач Сербии" (1763) выразил стремление серб, народа к нац. освобождению. О. принадлежит историч. очерк "Житие и славные дела... Петра Великого" (1772; кн. 1-2, пер. в России 1774). В 1768 О. выпустил в Венеции первый у юж. славян журн. "Славено-сербский магазин ".

Соч.: Зрцало науке, Нови Сад, 1952.

Лит.: О с т о j и h Т., Захарща Орфелин, Београд, 1923; Р а д о j ч и h Н., 3. Орфелнн као историчар, "Гласник Историског друштва у Новом Саду", 1933, кн". 6, св. 3.

ОРФЕРИОН, орфарион (англ, оrpharion), струнный щипковый муз. инструмент. Род гитары. Был распространён в 17 в., гл. обр. в Великобритании, Франции и Италии. Имел 6-8 двойных металлич. струн. Общая дл. ок. 1200 мм.

ОРФИЗМ (франц. orphisme, от Оrphee - Орфей), направление во франц. живописи 1910-х гг. Название дано в 1912 Аполлинером. Генетически связанный с кубизмом, О. вместе с тем обнаружил близость и к др. модернистским течениям - футуризму и экспрессионизму. Художники-орфисты (создатель и теоретик направления Р. Делоне, Ф. Купка, Ф. Пикабия, М. Дюшан), пытаясь выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью "закономерностей" взаимопроникновения осн. цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей, очень скоро перешли к абстрактному формотворчеству.

Орфизм. Р. Делоне. "В честь Блерио". 1914. Частное собрание. Париж.

ОРФИКИ (Orphikoi), представители религ.-мистич. течения в Др. Греции, происхождение к-рого связано с экстатич. мистериями Диониса-Загрея, проникшими из Фракии в Грецию и Юж. Италию, позднее в Рим. О. считали себя последователями Орфея и его ученика Мусея, будто бы оставивших для посвящённых тайное предание. Лит-pa О. дошла в фрагментах разного времени начиная от 6 в. до н. э. (сюда примыкает ряд стилизованных в духе древнего орфизма гимнов и др. стихотворных текстов времён Рим. империи). В центре доктрины О. - миф о возникновении человека. Двуполый Фанет, родившийся из мирового яйца (осколки скорлупы к-рого - небо и земля), поглощён Зевсом, сосредоточившим полноту божеств, потенций; после этого у Зевса рождается наследник, грядущий благой повелитель мира - Дионис-Загрей. Однако титаны растерзывают Загрея и поедают его; Зевс убивает их молнией, и из их пепла рождаются люди, соединяющие в себе злое естество титанов и благое естество пожранного титанами Загрея. Ради освобождения божеств, души, заточённой в темнице тела, нужны особые очистит, обряды и аскетич. предписания (напр., запрет есть мясо), тайну к-рых знают О. Благочестивых за гробом ожидает блаженство, нечестивых - мука в Тартаре; наряду с этим разрабатывается учение о метемпсихозе (перевоплощении душ). Взаимосвязи между О. и пифагореизмом, несомненны, однако вопрос о приоритете остаётся спорным. В 5-4 вв. до н. э. О. имели особый успех среди нар. низов. Мн. авторы осмеивали их доктрину и обряды как плебейское шарлатанство; напротив, неоплатонизм пытался сделать из текстов О. своё "священное писание" в противовес Библии иудеев и христиан.

Источи.: Kern О.. Orphicorum fragmenta, 2 Aufl., В., 1963.

Лит.: Л о с е в А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, ч. 1, М., 1957 (гл. 4 и тексты к ней); G u t h r i e W. К. С., Orpheus and Greek religion, 2 ed., L., 1952; Moulinier L., Orphee et l'оrphisme a 1'epoque classique, P., 1955. С. С. Аверинцев.

ОРФОГРАММА (от греч. orthos- правильный и gramma-письмо), 1) последовательно воспроизводимый способ передачи на письме фономорфологич. явления в том или ином языке, напр, в рус. яз. окончание прилагательных муж. рода ед. ч. род падежа -ого [ов^]: "доброго" [добръвЛ]; в англ. яз. окончание отглагольных существительных -tion: facilitation - "облегчение, помощь". 2) Написание, соответствующее правилам орфографии.

ОРФОГРАФИЯ (греч. orthographia, от orthos - правильный и grapho - пишу), правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматич. форм) на письме. Обществ, функция О. проявляется в том, что единообразное написание слов, независимо от индивидуальных и диалектных особенностей произношения, облегчает пользование письм. речью. Правила О. включают выбор способов буквенного обозначения фонем и слов, а также употребление заглавных букв, перенос слов, их раздельное, слитное или полуслитное написание и др. В идеальном буквенно-звуковом письме каждой фонеме соответствует одна буква и наоборот. Однако наблюдаются нарушения этого соответствия: буква обозначает разные фонемы (англ, с - [s] или [k]); фонема обозначается различно (нем. [f] обозначается f, ph,v); буква обозначает сочетание фонем (рус. "я" - [j] + [a]); фонема обозначается сочетанием букв ([ш]-нем. sen, польск. sz); буква не обозначает фонемы (исп. h); фонема не имеет выражения (гласные в араб, письме). В нек-рых языках эти расхождения особенно велики (англ., франц., ирл., тибет., бенг.).

Вопрос об О. возникает при возможности выбора между синонимичными написаниями, к-рый регулируется различными принципами О. Осн. принцип буквенно-звукового письма - фонематический, при к-ром фонемы изображаются в соответствии с правилами алфавита (рус. "трава", "травы"). К нему примыкает фонетический принцип (буква соответствует реально произносимому звуку: написание рус. приставок раз-/рас- и т. п.). Др. принципы характеризуются расхождением между написанием и фонемным или звуковым составом слова. Графический принцип проявляется в предпочтении или недопущении определённых сочетаний букв (жи, ши, вместо жы, шы в рус. яз.; невозможность ё перед сдвоенной согласной во франц. яз.); морфологический состоит в едином начертании морфем, несмотря на различия звучания (Европа-панъевропейский); этимологический отражает написание языка, из к-рого заимствовано слово (рус. "коллектив" от лат. "collectivus"), либо более древнее состояние языка ("сегодня" из "сего дьнЬА"); традиционный сохраняет отжившие, нередко ошибочные, написания ("свидетель" вместо "сведетель"); дифференцирующий служит различению омонимов (франц. ои - "или", оп - "где"). В зависимости от понимания фонемы характерные для рус. О. написания, унифицирующие облик слова при различии в произношении ("вода" как "воды", "год" как "годок", "годовой" и т. п.), рассматриваются как фонематические либо как морфологические. О. любого языка характеризуется определённым соотношением указанных принципов. Правила О. связаны с грамматич. строем языка, различая на письме грамматич. формы (в рус. слове "режь" ь указывает на императив, во франц. яз. различаются совпадающие в произношении формы числа, рода, лица: айпё - aimees; je parle, tu paries).

История О. связана с историей письменности на данном яз. Для мн. языков с длит, письм. традицией (напр., русский) и особенно тех, что стихийно приспосабливали алфавит иного языка (мн. зап.-европ. языки, использующие лат. письмо), в истории О. можно выделить 3 периода: 1) отсутствие унифицированных правил О.; 2) первичная фиксация правил О. в связи с общей нормализацией лит. языка (в Европе в 16-19 вв.).Большую роль в выработке правил О. сыграло книгопечатание. Позднее решающую роль в её формировании (если не было официальных правил) приобрели авторитетные словари и грамматики; 3) совершенствование О. Во 2-й пол. 19 в. в связи с введением всеобщего обязат. обучения встал вопрос о реформе О., к-рьш во мн. странах превратился в серьёзную социальную проблему. В 20 в. в ряде языков проводятся реформы О., к-рые ставят две цели: совершенствование графич. системы языка (исключение дублирующих букв, введение недостающих букв или диакритических знаков), совершенствование собственно орфографических правил (обычно традиционные и этимологические написания заменяются фонематическими и морфологическими, а также фонетическими, упорядочиваются морфологические написания). Для младописьменных языков особую важность приобретает усовершенствование алфавита, а из собственно орфографич. правил - написание заимствованных слов.

В 1918 была проведена первая в истории рус. О. реформа, исключившая буквы "Ъ", "е", "i", "v" и изменившая ряд правил написания (гл. обр. в пользу фонетич. принципа). Осн. сводом по совр. рус. О. являются "Правила русской орфографии и пунктуации" (1956).

Лит.: Грот Я. К., Русское правописание, 22 изд., СПБ, 1916; Бодуэн де Куртенэ И. А., Об отношении русского письма к русскому языку, СПБ, 1912; Шапиро А. Б., Русское правописание, 2 изд., М., 1961; П а н о в М. В., И все-таки она хорошая!, М., 1964; Иванова В. Ф., Современный русский язык. Графика и орфография, М., 1966; Обзор предложений по усо" вершенствованию русской орфографии (18 - 20 вв.), М., 1965; Etudes de linguistique appliquee. Orthographe et systeme d'ecriture. Nouv. ser. 8, P., 1972. В. Г. Гак.

ОРФОЭПИЯ (греч. orthoepeia, от orthos - правильный и epos - речь), совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления. Единообразие звукового оформления устной речи содействует (как и орфография) быстрому и лёгкому языковому общению. Понятие О. включает в себя произношение и нормы суперсегментной фонетики (ударение, тон и пр.). Произношение охватывает фонетич. систему языка, т. е. состав фонем, их качество и реализацию в определённых условиях, а также звуковое оформление отдельных слов и грамматических форм (напр., пл[а]тишь, а не пл[о]тишь, [ш]то, а не [ч]то). Значение норм суперсегментной фонетики для О. различно в разных языках. Напр., для русского языка имеет большое значение ударение, связанное с образованием грамматич. форм. Некоторые учёные в состав О. включают образование вариантных грамматич. форм (напр., "трактора" или "тракторы"). О. складывается исторически вместе с формированием нац. языка, когда развиваются разные формы публичной речи и увеличивается удельный вес устной речи в жизни общества. При этом в разных нац. языках и в разные эпохи степень строгости и единообразия норм О. и их социолингвистич. значение весьма различны. Правила О. имеют свою длит, историю и складываются в качестве норм нац. языка обычно поздно. Нормы О. рус. языка сложились в своих важнейших чертах ещё в 1-й пол. 17 в. как нормы московского говора, к-рые лишь по мере развития и укрепления нац. языка стали приобретать характер нац. норм. Окончательно они сложились во 2-й пол. 19 в., хотя в ряде случаев имелись колебания. Существовавшие до Окт. революции 1917 нормы О. в основном сохранились; изменились лишь некоторые частные правила, уменьшилась ассимилятивная мягкость ([д]ве, [з]верь рядом с [дь]ве, [зь]верь), произношение сблизилось в ряде черт с написанием. Большое значение в развитии О. имел театр, культивирующий нормы О. в наиболее чистом виде. Сценич. речь во мн. языках является основой орфоэпич. норм. Значение О. возрастает с развитием звукового кино, радио, телевидения.

Лит.: Ушаков Д. Н., Русская орфоэпия и её задачи, в кн.: Русская речь, в. 3, Л., 1928; ГЦ е р б а Л. В., О нормах образцового русского произношения, "Русский язык в школе", 1936, № 5; его же, Фонетика французского языка, Л., 1939; Винокур Г., Русское сценическое произношение, М., 1948; Аванесов Р. И., Русское литературное произношение, 5 изд., М., 1972; Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник, М., 1959; S i e b s Т h., Deutsche Buhnenaussprache-Hochsprache, 14 Aufl., Koln, 1927; G г а гага о n t M., Traite pratique de prononciation francaise, 9 ed.. P., 1938; J о n e s D., An outline of English phonetics, 9 ed., Camb., 1960; его же, An English pronouncing dictionary, 10 ed., L., 1955; MiсhaelisH. et Passy P., Dictionnaire phonetique de la langue francaise, 2 ed., Hannover - В.-P., 1914; Victor W., Deutsches Ausspracheworterbuch, 3 Aufl., Lpz., 1921. P. И. Аванесов.

ОРХАН ВЕЛИ KAHЫK [Orhan Veli Kanik; псевд.- M e x м е т А л и С е л ь (Mehmet Ali Sel)] (13.4.1914, Стамбул,- 14.9.1950, там же), турецкий поэт. Учился на филос. отделении лит. ф-та Стамбульского ун-та. Работал в гос. учреждениях. Выпускал лит. журн. "Япрак" ("Yaprak", 1949-50). Дружба О. В. К. с поэтами Мелихом Джевдетом Андаем и Октаем Рыфатэм Хорозчу перешла в поэтич. содружество, известное под назв."Sасаyak" (^Треножник"). Поэт стремился демократизировать поэзию, обращался к повседневности, к жизни и внутр. миру простого человека. Автор сб-ков "От чего не смог отказаться" (1945), "Как дестан" (1946), "Новое" (1947), "Вопреки" (1949). Критич. статьи и рассказы собраны в кн. "Прозаические статьи" (1953, 2-е изд. под н