БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381к глубоководному жёлобу), выражена только подводным хребтом. В таком случае гряды отделены друг от друга продольной депрессией глубиной до 3-4,5км, заполненной 2-3-километровой толщей осадков. Характерны также поперечные депрессии, приуроченные к зонам разломов; с ними обычно связаны наиболее глубокие проливы.

Большая часть О. д. расположена в сев. и зап. окраинах Тихого океана, вне их пределов находятся лишь Антильские, Южно-Антильская и Зондская О. д. На ранних стадиях развития О. д. представляют собой зону утолщения океанич. коры, с насаженными на гребень вулканическими постройками (напр., Марианская, Кермадекская О. д.). На более поздних стадиях развития О. д. образуют крупные массивы островной или полуостровной суши (напр., Японские о-ва, п-ов Камчатка, о. Новая Гвинея); земная кора здесь приближается по строению к континентальному типу. Для О. д. характерны резко дифференцированные гравитационные и магнитные поля, повышенные значения теплового потока, активный вулканизм и сейсмичность. Между О. д. и глубоководным жёлобом расположена уходящая под О. д. зона концентрации землетрясений - зона Беньоффа.

Лит.: Островные дуги. Сб. ст., пер. с англ., М., 1952; Горшков Г. С., Вулканизм Курильской островной дуги, М., 1967; Пущаровский Ю. М., Введение в тектонику Тихоокеанского сегмента Земли, М., 1972; УдинцевГ. Б., Геоморфология и тектоника дна Тихого океана, М., 1972; М i t с h e 1 1 А. Н., R e a d i n g H. G., Evolution of Island arcs, "Journal of Geology", 1971, v. 79, № 3. О. К. Леонтьев.

ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич [31. 3( 12. 4). 1823, Москва, - 2(14). 6. 1886, Щелыково, ныне Островского р-на Костромской обл.], русский драматург. Род. в семье чиновника-юриста; мать - родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность провёл в Замоскворечье - особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом. Образование получил в 1-й Моск. гимназии (1835-40) и на юрид. ф-те Моск. ун-та (1840-43; не окончил). Служба в моек, судах (1843-51) многое дала О. как писателю. Первые лит. опыты О. в прозе отмечены влиянием натуральной школы ("Записки замоскворецкого жителя", 1847). В том же году в "Московском городском листке" было опубл. его первое драматич. произв. "Картина семейного счастья" (в позднейших публикациях - "Семейная картина"). Лит. известность О. принесла опубл. в 1850 комедия "Свои люди - сочтёмся!" (первонач. назв. - "Банкрут"). Ещё до публикации она стала популярной (в чтении автора и П. М. Садовского), вызвала одобрит, отклики Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Т. Н. Грановского и др. Комедия была запрещена к представлению на сцене (впервые пост, в 1861), а автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции.

В своих лит. дебютах О. придерживался направления, к-рое сам определил как обличительное, "нравственно-общественное" (см. Поли. собр. соч., т. 13, 1951, с. 141). Быт купечества с его грубой примитивностью и господством обмана был им представлен сатирически. Тщательная разработка характеров, точность социально-бытовых картин, юмор, красочный язык - первые завоевания реализма молодого О. В комедии "Бедная невеста" (1851) драматург попытался создать социально-психологич. пьесу из чиновничьего быта. Ранние пьесы О. публиковались, как правило, в консервативном журн. "Москвитянин", в к-ром О. особенно активно сотрудничал и как редактор, и как критик в 1850-51; нек-рое врямя он входил в т. н. "молодую редакцию" журнала, с её членами он был связан тесной личной дружбой. Отчасти под влиянием этого кружка и его гл. идеолога А. А. Григорьева в пьесах О. "Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок" (1853), "Не так живи, как хочется" (1854) зазвучали мотивы идеализации рус. патриархальности, обычаев старины. Эти настроения приглушили критич. пафос О. Но вместе с тем в пьесах этого цикла велись поиски положительного содержания народной жизни, были созданы такие самобытные характеры, как Любим Торцов. Выросла в этих пьесах и драматургич. техника О. Начиная с комедии "Не в свои сани не садись", поставленной в 1853 Моск. драматич. труппой на сценич. площадке Большого театра, пьесы О. быстро завоевывают репертуар: в течение более чем трёх десятилетий почти каждый сезон в моек. Малом и петерб. Александрийском театрах отмечен постановкой его новой пьесы.

С 1856 О. - постоянный сотрудник журн. "Современник"-сближается с деятелями демократич. рус. журналистики. В годы обществ, подъёма перед крест, реформой 1861 вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов.

"Свои люди - сочтёмся!". Сцена из спектакля Малого театра. 1923.

В комедии "В чужом пиру похмелье" (1855) не только создан впечатляющий образ Тита Титыча Брускова - воплощение тёмной и грубой силы домашнего самовластья, но и впервые произнесено слово "самодур", закрепившееся за целой галереей типов О. Комедия "Доходное место" (1856) бичевала взяточничество чиновников, ставшее нормой жизни; пьеса "Воспитанница" (1858) была живым протестом против угнетения личности. Достижения этой поры творчества О. увенчивала драма "Гроза" (1859), навеянная, в частности, впечатлениями автора от поездок по городам верхней Волги в 1856 и 1857.

В "Грозе" О. - сатирик и "бытовик" - рисует затхлую атмосферу провинц. городка с её грубостью, ханжеством, властью богатых и "старших". О. - драматич. поэт - даёт почувствовать привлекательность другого мира: мира природы, Волги, красоты и трагич. поэзии, обаянием к-рого овеян образ Катерины. Гроза - это и символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравств. возвышения в трагич. любви, и в то же время - воплощение бремени страха, под игом к-рого живут люди. "Тёмное царство" страшно не только внешней силой угнетения, притеснениями Кабанихи и Дикого, но и слабостью душ людей покорных, безвольных - таких как Борис и Тихон. Царство покорности и слепого страха подтачивают у О. две силы: разум, здравый смысл, просвещение, проповедуемые Кулигиным, и чистая душа Катерины, к-рая - пусть и бессознательно, одним велением искренней, цельной натуры - этому миру враждебна. В статье "Луч света в тёмном царстве" (1860) Н. А. Добролюбов расценил гордую силу, внутреннюю решимость героини "Грозы" как знак глубокого протеста, зреющего в стране.

К. В. Островитянов.

А. Н. Островский.

В 60-х гг. О., верный открытой им теме, продолжал писать бытовые комедии и драмы ("Тяжёлые дни", 1863, "Шутники", 1864, "Пучина", 1865), по-прежнему высокоталантливые, но скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время О. обращается также к проблемам отечеств, истории, к патриотич. теме. На основе изучения широкого круга источников он создал цикл историч. пьес: "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1861; 2-я ред. 1866), "Воевода" (1864; 2-я ред. 1885), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1866), "Тушино" (1866).

Период творч. подъёма О. переживает с кон. 60-х гг., когда в его драматургии появляются темы и образы новой пореформенной России. Почти все драмаъич. соч. О. 70-х и нач. 80-х гг. печатались в журн. "Отечественные записки". В блестящем цикле сатирич. комедий "На всякого мудреца довольно простоты" (1868), "Горячее сердце" (1868), "Бешеные деньги" (1869), "Лес" (1870), "Волки и овцы" (1875) развенчиваются пореформенные иллюзии, созданы типы новых дельцов, приобретателей, вырождающихся патриархальных толстосумов и "европеизированных" купцов. Приёмы психологической сатиры О. в эту пору иногда родственны сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина (Глумов в комедии о "мудрецах", Милонов и Бодаев в "Лесе"). Нравств. идеалу драматурга отвечают люди бескорыстного благородства, душевной чистоты: Параша ("Горячее сердце"), Аксюша, актёр Несчастливцев ("Лес"), Представления О. о счастье, смысле жизни, долге человека воплощены в пьесе "Трудовой хлеб" (1874) и - в форме поэтической утопии - в сказке "Снегурочка" (1873).

П.А. С т р е п е т о в а в роли Катерины. "Гроза". Пушкинский театр А. А. Бренко в Москве. 1880.

К.С. Станиславский в роли Крутицкого. "На всякого мудреца довольно простоты". МХТ. 1810.

В последние годы творчества О. создал значит, социально-психологич. драмы и комедии о трагич. судьбах богато одарённых, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти ("Бесприданница", 1878, "Последняя жертва", 1878, "Таланты и поклонники", 1882, и др.). Здесь писатель разрабатывает и новые формы сценич. выразительности, в нек-рых отношениях предвосхищающие пьесы А. П. Чехова: сохраняя характерные черты своей драматургии, О. стремится воплотить "внутреннюю борьбу" в "интеллигентной, тонкой комедии" (см. "А. Н. Островский в воспоминаниях современников", 1966, с. 294).

47 оригинальных пьес О. (вместе с пьесами, написанными в соавторстве с молодыми драматургами Н. Я. Соловьёвым, П. М. Невежиным, и многочисл. переводами и переделками пьес иностр. авторов) создали обширный репертуар для рус. сцены. Драматургия О., национальная по своим традициям и истокам, дала немало образцов глубокого общечеловеческого содержания. Т. н. "морализм" О. тесно связан с демократия, устойчивостью его нравств. идеала. О. обогатил драму опытом социального романа, писал "повести в ролях", по выражению Ф. М. Достоевского (см. "Неизданный Достоевский". Литературное наследство, т. 83, 1971, с. 608). Быт в его пьесах предстаёт не мёртвой бутафорией сословных примет купечества, мещанства или дворянства, а как сгусток отношений людей, способа их мышления, языка. Мастерской диалог, искусство построения пьес О. рождают впечатление естественности действия, живого потока речи, драматически напряжённого или лирически одушевлённого, сверкающего красками юмора.

Памятник А. Н. Островскому в Москве у Малого театра. Скульптор Н. А. Андреев. Бронза, гранит. 1924-29.

Обладая незаурядным обществ, темпераментом, О. всю жизнь деятельно боролся за создание реалистич. театра нового типа, за подлинно художественный нац. репертуар, за новую этику актёра. Он создал в 1865 Моск. артистич. кружок, основал и возглавил Об-во рус. драматич. писателей (1870), писал в правительств, сферы многочисл. "проекты" и "записки" о необходимости реформ для рус. театра. За полгода до смерти О. принял художеств, руководство моск, театрами (зав. репертуарной частью).

Драматургия О. знаменовала собой важнейший этап в развитии русского нац. театра. Как драматург и режиссёр О. содействовал формированию новой школы реалистич. игры, выдвижению плеяды актёров (особенно в моек. Малом театре: семья Садовских, С. В. Васильев, Л. П. Косицкая, позднее - Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова и др.). Сов. театр признал О. одним из наиболее близких себе театральных классиков.

В Советском Союзе много сделано для науч. изучения творчества О. Проведена большая текстологич. работа, изданы науч. сб-ки и монографии о его драматургии в целом, театральной судьбе отд. пьес, проблемах языка и стиля. Щелыково, где долгие годы жил, умер и похоронен О., превращено в музей-заповедник (с 1948). У здания Малого театра в Москве сооружён памятник О. (бронза, гранит, 1924-29, скульптор Н. А. Андреев).

С о ч.: Поли. собр. соч., [под ред. М.И.Писарева], т. 1 - 12, П., 1904-09; Поли. собр. соч., т. 1-16, М., 1949-53; Поли. собр. соч. в 12 тт., т. 1 -2-, М., 1973 - 1974-.

Лит.: Долгов Н. Н., А. Н. Островский, М.- П., 1923; А. Н. Островский - драматург. Сб. ст., под ред. В. А. Филиппова, М., 1946; Р е в я к и н А. И., А. Н. Островский, М., 1949; его же, "Гроза" А. Н. Островского, 3 изд., М., 1962; его ж е, Москва в жизни и творчестве А. Н. Островского, М., 1962; Л о т м а н Л. М., А. Н. Островский и русская драматургия его времени, М.- Л., 1961; Холодов Е. Г., Мастерство Островского, М., 1963; Наследие А. Н. Островского и советская культура, М., 1974; А. Н. Островский и литературно-театральное движение XIX-XX веков, Л., 1974; Неизданные письма к А. Н. Островскому, М. - Л., 1932; А. Н. Островский в русской критике. Сб. ст., под ред. Г. И. Владыкина, М., 1953; Денисюк Н. (сост.), Критическая литература о произведениях А. Н. Островского, в. 1-4, М., 1906-07; Коган Л. Р., Летопись жизни и творчества А. Н. Островского, [М.], 1953; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М.- Л., 1962. В. Я. Лакшин.

ОСТРОВСКИЙ Аркадий (Авраам) Ильич [12(25).2.1914, Сызрань,- 18.9.1967, Сочи], советский композитор, засл. деят. иск-в РСФСР (1965). Учился в Ленингр. центр, муз. техникуме. Работал пианистом (иллюстратором, солистом и аккомпаниатором), в т. ч. в джазе Л. О. Утёсова. В кон. 1940-х и в 1950-е гг. складывается творч. индивидуальность О. как композитора-песенника ("Комсомольцы - беспокойные сердца", слова Л. И. Ошанина, 1948). Автор песен, приуроченных к Всемирным фестивалям демократической молодёжи и студентов. Гражданская патриотич. тема становится главной в его творчестве. Одна из лучших песен О. - "Пусть всегда будет солнце" (слова Ошанина, 1962, 1-я пр. на Междунар. фестивале песни в Сопоте) стала муз. эмблемой мира. Новым явлением в сов. песне явился цикл песен О. "А у нас во дворе" (1962, слова Ошанина). Среди сочинений, написанных О. для детей, выделяется песня "Спят усталые игрушки" (1966, слова 3. Петровой). Жизнеутверждающие светлые черты музыки О. роднят её с искусством И. О. Дунаевского; стилистич. особенности музыки О. нашли продолжение в творчестве мн. сов. композиторов.

Лит.: Нестьева М. И., Аркадий Островский, М , 1970; Соболева Г., Жизнь в песне. Аркадий Островский, М., 1971.

ОСТРОВСКИЙ Николай Алексеевич [16(29).9.1904, с. Вилия, ныне Острожского р-на Ровенской обл., - 22.12.1936, Москва], русский советский писатель.

Н. А. Ос тровский. "Как закалялась сталь" (Москва, 1958). Илл. Е. Кибрика.

Чл. КПСС с 1924. Род. в семье рабочего. В июле 1919 вступил в комсомол и ушёл на фронт добровольцем. Сражался в частях кав. бригады Г. И. Котовского и 1-й Конной армии. В авг. 1920 тяжело ранен. После демобилизации О. - на восстановлении нар. х-ва. В 1923-24 на руководящей комсомольской работе в пограничных р-нах Украины. С 1927 тяжёлая прогрессирующая болезнь приковала О. к постели; в 1928 он потерял зрение. Мобилизуя все душевные силы, О. боролся за жизнь, занимался самообразованием. Слепой, неподвижный, он создал кн. "Как закалялась сталь" (ч. 1-1932, ч. 2 - 1934; полное изд. 1935; одноим. фильм 1942; "Павел Корчагин", 1957). В 1934-36 работал над 3-томным романом "Рождённые бурей" о событиях кон. 1919 - нач. 1920 на западе Украины, становлении революц. самосознания трудящихся (закончена 1-я кн.). Образ гл. героя романа "Как закалялась сталь" - Павла Корчагина автобиографичен. Использовав право на вымысел, писатель талантливо переосмыслил личные впечатления, документы, создав картины и образы широкого художеств, значения. Органич. единство личного и общественного, коммунистич. идейность и непреклонная воля помогают Корчагину преодолеть страшную для бойца трагедию - выход из строя. Революц. патетика и деловая речь, документальность и художеств, вымысел, лиризм и хроника - всё это соединяется у О. в принципиально новое для советской лит-ры художеств, целое. В романе передан революц. порыв народа, частицей к-рого ощущает себя Корчагин. Для многих поколений сов. молодёжи, для передовых кругов молодёжи за рубежом Корчагин стал нравственным образцом. Роман играл мобилизующую роль в годы Великой Отечеств, войны 1941-45 и в дни мирного стр-ва. Книга оказала влияние на формирование образа молодого героя сов. лит-ры. Произв. О. переведены на языки народов СССР и мн. иностранные языки.

В 1935 О. было присвоено воинское звание бригадного комиссара. Награждён орденом Ленина. Лауреат пр. Ленинского комсомола (1966). Мемориальные музеи О. имеются в Москве (с 1940) и в Сочи (с 1937), где О. жил в 1928-36 (с перерывами), а также на родине писателя.

Соч.: Сочинения. [Вступ. ст. В. Озерова], т. 1 - 3, М., 1968; Сочинения. [Вступ. ст. С. Трегуба], т. 1 - 3, М., 1969.

Лит.: Венгеров Н., Николай Островский, 2 изд., доп. и испр., М., 1956; Тимофеев Л. И., О художественных особенностях романа Н. Островского " Как закалялась сталь", 2 изд., М., 1956; Николай Островский. Фотографии, документы, иллюстрации, [текст С. Лесневского. Сост. Р. Островская, Е. Соколова], М., 1964; Трегуб С., Живой Корчагин, 2 изд., М., 1973; Аннинский А., "Как закалялась сталь" Николая Островского, М., 1971; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т, 3, Л., 1964. Е. 3. Балабанович.



ОСТРОВСКОГО ПЛОЩАДЬ (б. Александрийская; названа в честь драматурга А. Н. Островского), одна из центральных площадей Ленинграда. Вместе с ул. зодчего Росси (б. Театральной) и пл. Ломоносова (б. Чернышёвой) образует ансамбль, организующий большой р-н города (создан в 1816-34 по проекту арх. К. И. Росси; илл. см. т. 2, стр. 299). Площадь открыта в сторону Невского проспекта; в глубине - здание Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина; в центре - пам. Екатерине II (бронза, гранит, 1862-73, по эскизу М. О. Микешина); с западной стороны - корпус Библиотеки публичной им. М. Е. Салтыкова-Щедрина; восточная сторона площади образована специально построенными павильонами Аничкова дворца. Монументальные ампирные здания с многочисл. скульптурой объединены едиными архит. мотивами и неторопливым, мерным ритмом колоннад, поднятых на высокий цоколь. Всё это придаёт площади торжеств., парадный характер. В тех же монументальных формах решены и 2 тождеств, здания на ул. зодчего Росси, вытянутые во всю её длину (220 м; илл. см. т. 12, стр. 272), и застройка пл. Ломоносова.

ОСТРОВСКОЕ (до 1956 -Семёнов с к о е), посёлок гор. типа, центр Островского р-на Костромской обл. РСФСР. Расположен на р. Мера (приток Волги), на автодороге Кострома - Мантурово, в 2 км от ж.-д. ст. Островское (на линии Заволжск - Первушино). Льнозавод, птицефабрика. Музей Б. М. Кустодиева, к-рый жил и работал здесь с 1900 по 1916.

ОСТРОГ, постоянный или временный (для размещения "воинских людей") населённый укреплённый пункт, обнесённый деревянной оградой, сверху заострённой. Появились на Руси ещё до 12 в. Получили распространение в 14-17 вв. на окраинах гос-ва, а в кон. 16-18 вв. - в Сибири. В летописях упоминаются также подвижные "острожки", к-рые использовались для осады и штурма городов. В отличие от городов О. первонач. были пункты второстепенного значения. О. разделялись на жилые и стоялые. По способу постройки были стоячими (брёвна вкопаны вертикально) и косыми (брёвна наклонены внутрь). Мн. О. впоследствии переросли в города. В 18-19 вв. О. называли также тюрьму, окружённую стеной.

ОСТРОГ, город, центр Острожского р-на Ровенской обл. УССР, в 13 км от ж.-д. ст. Острог (на линии Ровно - Шепетовка). 10,9 тыс. жит. (1974). Мебельная ф-ка, з-ды: маслосыродельный, сахарный, плодоконсервный, пивоваренный, кирпичный, дренажных трубок; пищекомбинат. Лесозаготовки. Историко-краеведч. музей.

О. впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1100. Во 2-й пол. 12 в. входил во Владимиро-Волынское княжество, в 13-1-й пол. 14 вв.- в Галицко-Волынское. В 14-1-й пол. 17 вв. О. принадлежал князьям Острожским. В 1576-82 в О. работал И. Фёдоров. В О. находилась Острожская типография. В 1793 О. вошёл в состав Российской империи, в 1920-39 - в составе бурж. Польши. В сент. 1939 воссоединён с УССР. С 3 июля 1941 по 13 янв. 1944 оккупирован нем.-фаш. войсками. Освобождён партиз. соединением под команд. А. 3. Одухи.

На Замковой (Красной) горе остатки замка князей Острожских (14-16 вв.): замковая Богоявленская церковь (15 в.; в духе древнерусского зодчества 12- 13 вв.); башни - Мурована (14-16 вв.) и Круглая, или Новая (16 в.). Северо-западнее замка - фрагменты гор. укреплений (Татарская и Луцкая башни, обе 16 в.). В предместье О., с. Межиричи, находится Троицкий монастырь 15- 16 вв., с Троицкой церковью (15 в.), построенной по образцу Богоявленской. Лит.: Л о г в и н Г. Н., Острог, К., 1966.

Острог. Замок. 14-16 вв.

ОСТРОГА, вилообразное колющее рыболовное орудие. Зубцы О. обычно металлические, у нек-рых народов употребляются деревянные или костяные. У рус. рыболовов применялась О. в виде жел. вил, насаженных на тонкий шест (рато-вище) дл. ок. 4 м. Число зубцов от 2 до 12, чаще 3. Дл. зубца ок. 0,25 м; каждый из них имел зазубрину, удерживающую рыбу на О. Двузубая О.- сандовь - на Каспии (для ловли сомов) на конце рукояти имела жел. кольцо с бичевой, к-рая наматывалась на руку или прикреплялась к лодке. Разновидность О.- кутило (типа гарпуна) для лова мор. зверя. В СССР лов рыбы О. запрещён.

Н. А. Островский.

М.В. Остроградский.

ОСТРОГОЖСК, город областного подчинения, центр Острогожского р-на Воронежской обл. РСФСР. Расположен на р. Тихая Сосна (приток Дона), в 3 км от ж.-д. ст. О. (на линии Георгиу-Деж - Валуйки), в 142 км к Ю. от Воронежа. 32 тыс. жит. (1974). Осн. в 1652 как крепость на Белгородской черте, до 1765 - полковой город Острогожского слободского полка, в 1779-1928 - уездный город. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 с июля 1942 по янв. 1943 был оккупирован нем.-фаш. войсками. Освобождён в результате Острогожско-Россошанской операции 1943. ВО. - пищ. (консервный, винный, маслосыродельный з-ды, птицекомбинат), лёгкая (обув., швейная ф-ки, кож. з-д) пром-сть; авторем., кирпичный з-ды, мелоизвестковый комбинат. Совхоз-техникум, мед. училище. Краеведческий музей с картинной гал. им. И. Н. Крамского (родившегося в О.).

ОСТРОГОЖСКИЕ ОВЦЫ, породная группа мясо-шёрстных овец. Выведена на плем. фермах колхозов Острогожского и Подгоренского р-нов Воронежской обл. скрещиванием михневских овец с баранами породы ромни-марш. Туловище у О. о. с хорошо выраженными мясными формами. Бараны весят 90-105 кг, матки - 55-60 кг. Настриг шерсти с баранов 5-6 кг, с маток 3,5 - 4 кг. Шерсть однородная, кроссбредная, штапельно-косичного строения, 48-56-го качества, дл. 12-14 см. Выход чистой шерсти 55- 58%. Осн. р-н разведения О. о. - Воронежская обл.

ОСТРОГОЖСКО - РОССОШАНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1943, наступательная операция войск Воронежского фронта (команд, ген.-лейт. Ф. И. Голиков) 13-27 янв. в ходе общего наступления Сов. Армии зимой 1942-43 в период Великой Отечеств, войны 1941-45. Перед Воронежским фронтом ставилась задача разгромить 2-ю венг. и часть сил 8-й итал. армий, оборонявшихся в р-не Острогожск - Россошь, освободить ж.-д. участок Лиски - Кантемировка и т. о. создать условия для последующего наступления на курском и донбасском направлениях. Замысел командования на проведение О.-Р. о. состоял в том, чтобы ударами с плацдармов на р. Дон, а также из р-на сев.-зап. Кантемировки прорвать оборону противника и, развивая наступление по сходящимся направлениям на Алексеевку, Острогожск и Карпенково, окружить и уничтожить острогожско-россошанскую группировку противника. С Ю. операция обеспечивалась наступлением прав, фланга 6-й армии Юго-Зап. фронта на Покровское. Сов. командованию удалось создать значит, превосходство на направлениях гл. ударов (по пехоте в 2,3-3,7, по артиллерии в 5-8, по танкам в 1,3-3 раза). 13 янв. войска 40-й армии перешли в наступление с плацдарма на р. Дон (в р-не Сторожевое - 1-е), 14 янв.- войска 18-го отд. стрелк. корпуса и 3-й танк, армии. К исходу 15 янв. в результате ожесточённых боёв оборона противника была прорвана на всех направлениях. 17 янв. левофланговые соединения 40-й армии вышли в р-н Острогожска, где встретились с частями 18-го стрелк. корпуса, а к исходу 18 янв. 15-й танк, корпус 3-й танк, армии соединился в р-не Иловское - Алексеевка с 305-й стрелк. дивизией 40-й армии. К этому времени 12-й танк, корпус 3-й танк, армии, наступавший через Подгорное на Каменку, вышел в р-н Карпенково и установил связь с частями 18-го корпуса. Т. о., осн. силы группировки противника (13 дивизий) были не только окружены, но и расчленены на 2 изолированные части. Одновременно войска 6-й армии Юго-Зап. фронта выходом на рубеж Белолуцк, Новопсков, Ташков обеспечили войска Воронежского фронта с Ю., а 18-19 янв. соединениями 40-й армии и 7-го кав. корпуса был создан внеш. фронт окружения, проходивший по рубежу Костенки, Караешник и далее по р. Оскол в р-не Валуек. Все попытки вражеских войск вырваться из окружения успеха не имели, и к 27 янв. окружённые группировки были ликвидированы.

В ходе О.-Р. о. сов. войска продвинулись вглубь на 140 км и разгромили осн. силы 2-й венг. армии, итал. альпийский и 24-й нем. танк, корпуса. 15 дивизий были полностью разгромлены, 6 - нанесено поражение. В обороне противника образовалась брешь и были созданы условия для проведения Воронежско-Касторненской операции 1943 и наступления на харьковском направлении. Лит.: Голиков Ф. И., Острогожско-Россошанская операция. "Военно-исторический журнал", 1973, № 1.

ОСТРОГОЛОВКИ (Oxybelis), род змей сем. ужей. Тело очень тонкое, голова узкая, морда вытянутая, заострённая (отсюда назв.). Хвост длинный и цепкий. Окраска верх, стороны тела зелёная, бронзовая, пурпурная или бурая. 5 видов; распространены от Аризоны (в США) до Аргентины. Живут преим. на деревьях и кустарниках. Ведут дневной образ жизни. Питаются мелкими позвоночными, в основном ящерицами, к-рых убивают ядом. Для человека не опасны. Размножаются яйцами. Наиболее известна б л е с т я щ а я О. (О. fulgidus), дл. до 1,5 м; окраска ярко-зелёная, на нижней стороне тела две светло-жёлтые полосы.

ОСТРОГОРСКИЙ Виктор Петрович (16.2.1840, Петербург, - 31.1.1902, Валдай, ныне Новгородской обл.), русс